24.02.2021( дистанционно) 10 класс урок литературы

Тукбулатова Елена Анатольевна

 

Сегодня 24.02.2021    урок  литературы №56 в 10 классе

Здравствуйте, дорогие ребята!

Тема урока: "Ф.М.Достоевский.Этапы биографии и  творчества.

Цель урока:

  • Познакомить учащихся с жизненным и творческим путем писателя, особенностями его мировоззрения, помочь учащимся осознать роль творчества Достоевского в литературе.

Эпиграф:

В нем совесть сделалась пророком и поэтом,

И Карамазовы, и бесы жили в нем, —

Но что для нас теперь сияет мягким светом,

То было для него мучительным огнем.

И. Ф. Анненский

Ход урока.

1.Оргмомент.

2.Посмотрите видеоурок по теме " Ф.М.Достоевский.Этапы биографии и творчества" за 24.02.2021г. по ссылке на главной странице моего сайта)

3.Вступительное слово учителя.

Есть такие вопросы, которые называются вечными:

  • в чем смысл жизни?

  • что есть «я»?

  • в чем истина?                                                                                                                                                   На эти вопросы искали ответы многие лучшие люди каждой эпохи. Эти вопросы волнуют писателей , поэтов, художников и никто не огражден от ошибок и заблуждений. Главное из всего этого извлечь урок, находить истину.И снова бороться и искать.

Именно таким человеком был и писатель, с которым мы сегодня и познакомимся.

Обратите внимание на эпиграф урока.

Да, М.Ф. Достоевский был именно таким человеком.

Его произведения до сих пор являются символом русской классической литературы за рубежом. Его читают не только у нас , его читают  американцы, англичане и французы, стремясь постичь таинственную русскую душу. 

Фёдор Михайлович Достоевский родился в Москве 30 октября (11 ноября) 1821 года. Там он провёл свои юные годы.

Отец Федора Михайловича родом был потомком Ртищева Даниила Ивановича, защитника на Юго-Западной Руси православной веры. Ему даровали за особые успехи село Достоево, находящееся в Подольской губернии. Там и берет начало фамилия Достоевских

Образованию в семье Достоевских уделяли много времени. Отец его по вечерам устраивал семейное чтение произведения Н. М. Карамзина "История государства Российского". Вот и почему в эпиграфе слова «И Карамазовы, и бесы жили в нем»

Семейное чтение привило ранний интерес к литературе. Жизнь и творчество Ф. Достоевского во многом сложились под влиянием среды, откуда вышел этот писатель. А вы знаете, какую важную роль играет в воспитании человека среда, где он рос.

Достоевский в 1838 году поступил в Главное инженерное училище в Петербурге.

Он любил уединение. Чтение - любимое занятие. Его начитанность удивляла

товарищей.

Здесь Федору Михайловичу пришлось пережить трагедию души так называемого "маленького человека". В училище студентами являлись в основном дети чиновничьей и военной бюрократии. Родители их часто приходили с подарками к преподавателям. В этой среде Достоевский выглядел чужим, часто подвергался оскорблениям. Но, несмотря на эти трудности, Федору Михайловичу удалось добиться признания и товарищей, и учителей. Все убедились что это человек острого ума и выдающихся способностей.

Но смерть отца в 1839 году сильно потрясло Достоевского, и с ним впервые случился припадок,. Это было начало эпилепсии, от которой Федор Михайлович страдал всю жизнь.

В училище Достоевский с 1840 по 1842 год работал над драмами «Мария Стюарт» и «Борис Годунов». И в январе 1844 года Достоевский писал брату, что закончил драму «Жид Янкель». Эти первые произведения не сохранились. 

В мае 1845 года Достоевский Завершил свой первый роман « Бедные люди».

С рукописью ознакомились Н. А. Некрасов и В. Г. Белинский. Прочитав рукопись « Бедных людей» они заговорили о «новом Гоголе».

Окончив учёбу в 1843 году, Достоевский вышел на службу

Особого интереса к службе не было, поэтому он искал удовлетворение в литературном поприще. Успех пришёл быстро: в 1845 году роман «Бедные люди» был встречен читателями и критиками благосклонно.

Достоевский стал знаменит, как писатель и распрощался со службой. Он решил заниматься только литературой. Однако? следующие несколько повестей, среди которых «Двойник» и «Хозяйка», были расценены как бездарные. Настал длительный период безденежья, отчаяния и утомительной мелкой литературной работы за гроши. Это все привело к обострению душевной болезни у молодого писателя. Даже относительный успех повестей «Неточка Незванова» и «Белые ночи» не утешил их автора.

В таком болезненном состоянии в 1849 году Достоевский примкнул к кружку революционера-анархиста Петрашевского. Роль его в кружке Петрашевского у достоевского очень скромной, но суд, который состоялся после ареста членов кружка, назвал его опасным преступником. Вместе со всеми \другими революционерами в апреле 1849 года Достоевский был осуждён на смертную казнь. В последний миг приговорённым объявили приговор о замене расстрела Они были отправлены на каторгу с последующей армейской службой.

Чувства, которые испытывает Достоевский после приговора попозже воспроизвёл в романе «Идиот» устами князя Мышкина. В 1859 году Достоевский весте с семьей смог выехать в Петербург.

Вместе с братом Михаилом стал издателем популярного журнала «Время». В этом журнале вышел в свет «Униженные и оскорблённые» , «Записки из Мёртвого дома».

Но в 1863 году журнал был закрыт цензурой.

Живя в Петербурге, Достоевский внимательно следил за всем происходящим вокруг. Многое казалось ему странным и непонятным. «…Петербург, не знаю почему, - писал он, - казался для меня всегда какою-то тайною».

И в эту тайну ему хотелосьразгадать, особенно хотелось изучить участь бедных и обездоленных людей. Некоторое время на квартире с писателем жил врач Ризенкампф, клиенты которого были в основном бедные люди. Достоевский беседовал с ними и много записывал.Так стал вырисовываться замысел произведения о бедных людях. Почти год работал Достоевский над одноименным романом и в 1846 году в «Петербургском сборнике» был напечатан роман «Бедные люди».

Писатель, который имел свое, очень отличающее от других классиков литературы открытие мира, отбор жизненного материала. Каждая строка его книг, каждый нерв его были посвящены человеку.

«Человек есть тайна, - писал Достоевский в юности. – Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время. Я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком».

В Достоевском сочетались самые противоречивые качества: доверчивость с болезненной мнительностью, замкнутость с искренностью и откровенностью, сердечность и участие с отчужденностью. Этот писатель создавал образы своих героев с учащенно бьющимся сердцем. Он проходил с ними весь их жизненный путь и мыслил с ними.

Жизнь, личность и творчество Достоевского очень сложны и полны драматизма.

Творческий путь Достоевского можно условно разделить на 4 этапа:

I. 1840-е годы. Достоевский - блистательный ученик «на­туральной школы».

«Бедные люди» (1846)

II. 1850-е годы. Каторга и солдатчина.

III.1860-е годы. Достоевский - создатель идеологического и полифонического романа.

«Преступление и наказание» (1866)

«Идиот» (1868)

IV.1870-е годы. Достоевский - писатель-пророк.

«Бесы» (1872)

«Братья Карамазовы» (1879)

Все, что изображал писатель, было им мучительно выстрадано, а противоречивость его мысли непосредственно вытекает из живых противоречий русской истории второй половины 19 века. В этот период происходит подъем революционного движения. В стране ширились крестьянские волнения. Росли студенческие беспорядки, расширилась сеть тайных революционных кружков. Центральный вопрос времени – вопрос о крепостном праве. Революционеры-демократы считали, что освобождение крестьян должно произойти революционным путем. Либералы же были сторонниками постепенных реформ освобождения крестьян «сверху». В 60-е годах произошел раскол в группе писателей, объединенных вокруг журнала «Современник». Это было время, когда русская передовая мысль жадно искала правильной революционной теории.

Итак, «страшная разголосица» в этот период русской общественной жизни. Период, когда появился роман «Преступление и наказания

Он стал утверждать, что любые теоретические проекты организации общества деспотичны и в случае их практического осуществления приведут к крови, насилию над живой жизнью.

В напряженных исканиях правды о человеке, Достоевский сосредоточил все внимание на несчастьях и страданиях, на болезнях мысли и сознания, на трудностях, состоящих на пути к тому времени, когда счастье будет доступно всем.

До конца жизни Достоевский оставался врагом угнетения и насилия, искал пути избавления людей от унижения и социальной несправедливости, мечтая о «золотом веке на земле».

В «Дневнике писателя» за январь 1876 г. он писал: «Я не хочу мыслить и жить иначе, как с верой, что все наши девяносто миллионов русских будут все, когда-нибудь, образованны, очеловечены и счастливы».

Основные темы в творчестве Достоевского

  • Мир униженных и обездоленных.

  • Идеи добра и справедливости.

  • Дети - хрупкий мир.

  • Тема двойников.

  • Разочарование в передовых теориях, развенчание их

  • Проблема добра и зла.Произведения Достоевского занимают достойное место в сокровищнице всемирной литературы, а роман «Братья Карамазовы» входит в число 100 величайших романов всех времён.

  • Домашнее задание

  1. Подготовиться к беседе по роману «Преступление и наказание»:читать  роман  часть 1, главы 1-5

ч.1, гл. 1-2 (первый день с Раскольниковым в Петербурге);

ч.1, гл. 3 (письмо матери Раскольникова);

ч.1, гл. 5 (сон Раскольникова);

Ответить письменно на вопросы:прислать фото

1)Какими вы видите улицы, по которым бродил Раскольников?

2)Расскажите о внешнем облике людей, которые встречались на улицах Раскольникову. Какое впечатление они произвели на вас и почему?

3)Каково ваше самое сильное ощущение, когда вы, покидая улицу «входите» в трактир, в комнату Мармеладовых?

 

4)Что больше всего поразило вас в отношениях людей друг к другу?

Выполненные задания (фото) присылать  на Viber-89228793312- не забудьте подписать страницы тетради сверху: вашу фамилию, имя ,класс)