Тераплей

Псарева Наталья Владимировна

Тераплей – это психотерапевтический метод, направленный на преодоление различных проблем в поведении у детей всех возрастов (от младенцев до подростков), причиной которых является нарушение привязанности.

Тераплей был разработан в 60-е годы американским психологом Энн Дженберг на основе теории привязанности Джона Боулби и игровой терапии для детей аутистов Остина ДеЛорье.

Уникальность метода тераплей заключается в том, что терапевтическая работа ведется как с родителями (и ближайшими родственниками) так и с ребенком. Чтобы понять, как такая работа осуществляется на практике, рассмотрим этапы тераплей.

На первом этапе осуществляется диагностика. Родители заполняют опросники. С ними также проводится с целью выявить запрос и познакомиться с историей и степенью функциональности семьи. Затем проводится планомерное наблюдение за непосредственным взаимодействием родителей и ребенка – МИМ (Маршак Интернешенел Метод). Родителю предлагается выполнить вместе с ребенком различные игровые задания, которые затрагивают различные аспекты привязанности и позволяют выявить нарушения во взаимодействии родителя и ребенка. Взаимодействие родителя и ребенка записывается на видео. Затем терапевт вместе с родителями (без ребенка) проводит анализ видео и обсуждает как проблемные стороны взаимодействия с ребенком, так и сильные, ресурсные стороны взаимодействия.

Далее терапевт работает с ребенком, родители на сессиях не присутствуют. На основе данных диагностики он разрабатывает сценарий сессии – последовательность коммуникативных игр и игровых ритуалов, которые помогут ребенку получить опыт заботы, принятия, радостного общения и поддержки со стороны взрослого, а также опыт адекватного руководства со стороны взрослого и установления правил и ограничений. Это как раз тот опыт, который недополучил проблемный ребенок в отношениях со своими родителями, опыт, который позволяет удовлетворить фрустрированные потребности ребенка. Т.е. терапевт организует такое взаимодействие с ребенком, которое которое характерно для здоровых детско-родительских отношений. Соответственно такая работа с ребенком позволяет преодолеть или существенно ослабить конфликтные, деструктивные паттерны поведения ребенка, который он демонстрирует в общении с родителями. Т.е. родителям становится легче и приятнее общаться со своим ребенком. Все сессии с ребенком записываются на видео, а затем анализируются терапевтом и родителем. При этом действия терапевта выступают как образец здорового взаимодействия с ребенком. Терепевт также отмечает те моменты сессии, когда ребенок демонстрирует проблемное (для родителей) поведение, объясняет смысл своей реакции и то, как его реакция переориентирует проблемное поведение ребенка. Т.е. на примере взаимодействия терапевта с ребенком проходит обучение родителя новым способам взаимодействия. В этом процессе, помимо обучения, также происходит изменение установок, убеждений и ценностей родителя связанных с воспитанием детей. Но глубокой терапии с родителем не ведется. Если родитель в ходе работы с тераплей-терапевтом осознает глубокие личные проблемы, то ему рекомендуют пройти индивидуальную терапию параллельно с тераплей. Т.о. на данной стадии ведется работа и с ребенком и с родителем по отдельности.

Затем, как правило после появления положительных изменений как со стороны ребенка, так и со стороны родителей, родители приглашаются на сессии с ребенком. Сначала родители подключается игре с ребенком, которую организует терапевт. Затем терапевт все больше отходит на задний план и передает управляющие функции родителям. Как только родители приобретают некоторый опыт проведения игровых ритуалов и оптимального общения с ребенком, им дается домашнее задание попробовать провести аналогичные игры дома между сессиями. Ближе к концу терапии игры с ребенком проводит исключительно родитель, а терапевт лишь наблюдает и иногда корректирует отдельные моменты взаимодействия. Все эти сессии также продолжают писаться на видео. И терапевт и родители продолжают встречаться без ребенка, чтобы провести анализ видео и продолжить обучение родителя навыкам оптимального общения с ребенком. Когда родители освоили новый стиль взаимодействия и в поведении ребенка появились серьезные улучшения, проводится заключительная сессия - веселый праздник в честь достоинств и достижений ребенка.

В завершении терапии родители вновь заполняют опросники и процедура МИМ повторяется, чтобы оценить результаты терапии.

Чтобы закрепить результат проводятся контрольные сессии (сначала раз в месяц, затем раз в квартал). В первой половине сессии родители могут обсудить любые проблемы или вопросы, возникшие в перерыв между сессиями. Во второй половине сессии родители играют со своими детьми под наблюдением терапевта, который может внести какие-то коррективы в процесс взаимодействия.

Т.о. ведущий тераплей психолог выступает в двух ролях: как психотерапевт по отношению к ребенку и как педагог по отношению к родителю.

Тераплей - относительно краткосрочный метод. В среднем для достижения устойчивых изменений требуется 18-24 сессии (включая диагностические и контрольные сессии). В сложный случаях требуется больше сессий. Сессии по 30 – 45 минут проводятся, как правило, раз в неделю.

Методологической основой тераплей является теория привязанности Дж.Боулби. На основе теории привязанности в тераплей формулируется идеальный образ взаимодействия родителя с ребенком. На стадии диагностики выявляется несоответствие реального взаимодействия родителя с ребенком и моделью здоровых детско-родительских отношений. Это несоответствие интерпретируется как причина поведенческих симптомов у ребенка и конфликтов между ребенком и родителями. Именно в соответствии с этой идеальной модель терапевт организует сессии с ребенком. И на своем примере он обучает родителей этой модели отношений. Затем под руководством терапевта происходит применение нового стиля взаимодействия родителя и ребенка на практике. И когда родители окончательно меняют свой стиль воспитания (оптимизируют его в соответствии с моделью здоровых детско-родительских отношений), то проблема ребенка уходит.

В тераплей подробно рассматриваются отношение родителей к младенцу, которое обеспечивает формирование надежной привязанности: «С момента рождения ребенка родители всегда помнят о нем и постоянно готовы отреагировать на его настроения и потребности. Они отвечают на его плач кормлением, объятиями, успокаивают его и проявляют заботу. Они качают и поглаживают его, поют ему. Когда он счастлив и внимателен они отвечают ему на его улыбки и жесты, приглашающие к общению, веселыми играми и песнями. Они регулируют и организуют его жизнь, обеспечивая ему безопасность и помогая понять мир. По мере взросления они поощряют его пробовать новое и исследовать мир» (1 с.56). В этих простых словах заложен образ очень любящего, нежного, чуткого, заботливого, эмоционально отзывчивого родителя, который при этом поощряет самостоятельность и активность ребенка.

Терапевт во время сессии транслирует отношение, характерное для отношения адекватного родителя к младенцу (не зависимо от возраста ребенка пришедшего на терапию). Считается, что при этом удовлетворяются потребности ребенка неудовлетворенные в младенчестве. Это похоже на метод замещающего онтогенеза. Когда ранние потребности ребенка удовлетворены в терапии, то уходит проблемное поведение, сформировавшееся как реакция на фрустрацию этих потребностей.

Также согласно тераплей родитель должен быть надежным (обеспечивать надлежащие удовлетворение потребностей ребенка), предсказуемым, а также должен обеспечить безопасную предсказуемую среду для развития ребенка. В воспитании должны присутствовать порядок, режим и ограничения, на языке тераплей это называется «структура».

Таковы идеальные отношения родителей (причем обоих полов) к младенцу. А что же дальше? Как должно меняться отношение родителя по мере взросления ребенка. Тераплей считает, что должны меняться формы в которых выражается вышеописанное отношение, но суть должна оставаться неизменной. Т.е. и в отношениях к ребенку раннего возраста, и к дошкольнику, и младшему школьнику, и даже в какой-то мере к подростку должны сохраняться все те же 4 элемента характерные для здоровых отношений родителя к младенцу, а именно: структура, вовлеченность, забота и вызов. Рассмотрим подробнее, что в тераплей понимают под этими терминами:

«Структура.Родители надежные и предсказуемые, дают ощущение безопасности, предлагая участвовать в уже спланированном и управляемом ими взаимодействии.

Вовлеченность. Родители обеспечивают ребенку опыт созвучного, веселого общения, которое создает близкий контакт, дает необходимый уровень эмоционального возбуждения и совместное переживание радости.

Забота.Родители эмпатично отвечают на привязанность ребенка и его потребности, проявляют к нему нежность, расслабляют и успокаивают. Они обеспечивают ему безопасную гавань и дают ощущение собственной ценности.

Вызов. Родители побуждают ребенка иногда бороться, рисковать, совершать открытия, наслаждаться чувством уверенности в себе и радоваться приобретенным навыкам» (1 с.57).

В процессе диагностики терапевт выявляет каких из 4-х элементов идеальных отношений недостает взаимодействию родителя и ребенка и планирует сессию так, чтобы восполнить недостающие элементы. Для этого он включает в сессию коммуникативные игры и игровые ритуалы направленные на создание в отношениях с ребенком недостающих элементов. Примером игр на вовлеченность могут служить: игры с мыльными пузырями, игры «Бип-хрю», «Поймай игрушку», «Сдуй ватку» (см. Приложение «Примеры игр по каждому из 4-х элементов тераплей»). Эти игры используются для замкнутых и тревожных детей, а также в начале сессии, чтобы установить контакт с ребенком. Примером ритуалов заботы могут служить: веселый массаж типа «рельсы, рельсы….», кормление из рук, расчесывание волос, колыбельная, забота о ранках (см. приложение). Примером игр на структуру могут быть игры «зеркало», «силуэты», «король сказал», «зеленый свет, красный свет» (см. приложение). Т.е. это игры похожие на те, которые предлагают Лютова и Монина для гиперактивных детей. Для создания вызова могут использоваться следующие игры: «гонки на четвереньках», «гора из подушек», теннис воздушным шаром, «Толкай подушку» и др. (см. приложение).

Тераплей базируется на следующих принципах:

Тераплей – интерактивный метод, фокусирующийся а отношениях. В центре внимания отношения родителя и ребенка, терапевт и родители сотрудничают, чтобы вовлечь ребенка в более здоровые отношения.

Тераплей – обеспечивает опыт прямого взаимодействия здесь и сейчас. Вместо того, чтобы обсуждать события, которые имели место в прошлом (как во многих других направлениях психотерапии), терапевт создает новые формы взаимодействия с ребенком, которые удовлетворяют его здесь и сейчас. Также терапевт реагирует на проблемные реакции ребенка теми способами, которые ведут к более здоровому общению. Затем к терапевтическому взаимодействию подключаются родители.

Тераплей направляется взрослым. Терапевт берет на себя ответственность за взаимодействие во время сессии и учит делать родителей тоже самое. Т.е. на сессии терапевт определяет, чем будет заниматься ребенок, свобода выбора минимальна. Эта позиция берет начало из представления Дж.Боулби о том, что «достаточно хороший родитель» должен обеспечивать ребенку уверенное руководство. Если ребенку трудно принять руководство взрослого (а порой это основная проблема), то терапевт предлагает новые формы взаимодействия, в которые ребенку будет интересно и приятно вовлечься. Так что в конце концов ребенок принимает руководство взрослого. Т.е. тераплей директивная терапия.

Тераплей – это чуткий, созвучный и эмпатический метод. Терапевт очень внимателен к потребностям, он чутко реагирует на его настроения. В точности как здоровый родитель внимательен и отзывчив к нуждам ребенка.

Тераплей ориентирован на довербальный, социальный, правополушарный уровень развития. В тераплей основная часть взаимодействий является невербальной. Это обмен игровыми действиями, приятные прикосновения, зрительный контакт. Независимо от биологического возраста тераплей воссоздает ситуацию, в которой удовлетворяются неудовлетворенные в раннем детстве потребности ребенка.

Тераплей – мультисенсорный метод. В тераплей используются все органы чувств. Используется тактильный и зрительный контакт, движение, вестибулярная стимуляция. Так что тераплей может быть использован как дополнительная терапия при нарушениях сенсорной интеграции.

Тераплей - игровой метод. Основная часть терапии – это интерактивные, подвижные игры. Именно через игру терапевт (а затем родители) транслируют ребенку новый стиль отношений. Он применим для детей, которые еще не освоили речь в силу возраста (с первых месяцев жизни), а также которые по тем или иным причинам не разговаривают.

В основном тераплей работает с проблемами поведения и коммуникации, возникшими в следствие нарушения привязанности. Тераплей изначально применялся для помощи детям дошкольного и младшего школьного возраста с поведенческими проблемами. Впервые он был применен в программе HeadStart для неблагополучных и малоимущих семей, имеющих детей дошкольников и младших школьников. Затем стал завоевывать популярность и распространяться на целевые аудитории: другие возраста и другие категории проблем. Сейчас его используют в центрах ранней помощи, дошкольных учреждениях, группах продленного дня, в агентствах по усыновлению детей, в центрах обучения и поддержки несовершеннолетних матерей, в замещающих семьях, в школах при работе с подростками, в программах для несовершеннолетних правонарушителей, в программах поддержки семей с детьми аутистами, при работе с семьями, которым угрожает лишение родительских прав, с детьми жертвами стихийных бедствий и даже в работе с глухими детьми, у которых слышащие родители.

Тераплей видится мне как весьма эффективный метод помощи воспитанникам детского сада с нарушениями эмоционально-волевой сферы, поскольку он напрямую воздействует на причину этих нарушений – стиль взаимодействия родителей и ребенка. Воздействие терапевтическое оказывается и на родителя, и на ребенка, и на ребенка вместе с родителями (а при необходимости и ближайшими родственниками). Также его преимущество в том, что терапевтическое воздействие осуществляется через игру, которая является для дошкольника естественным средством общения и самовыражения. За счет этого в русле тераплей можно начать работу с самыми маленькими воспитанниками детского сада (хоть с полугода). А чем раньше оказывается помощь, тем эффективность терапевтического воздействия.

Литература:

Ф.Бусс, Э.Дженберг. Тераплей. Руководство по улучшению детско-родтельских отношений через игру, основанную на привязанности. – М.: Институт игровой терапии, 2017г.

Приложение. Примеры игр по каждому из 4-х элементов тераплей.

1.Вовлеченность.

«Бип, хрю».

Нажмите на носик ребенка и скажите «бип», а затем на подбородок и скажите «хрю». Предложите ребенку прикоснуться к вашему носу и подбородку. Издайте соответствующие «бип» и «хрю», когда он к вам прикоснется. Ребенок тоже может издавать звуки.

«Лопни пузырь».

Надуйте мыльный пузырь и поймайте его на колечко. Предложите лопнуть пузырь какой-то определенной частью тела, например, пальчиком руки, пальчиком на ноге, локтем, плечом или ухом. Также можно предложить лопнуть все пузыри как можно быстрее.

«Сдуй ватный шарик».

Вы с ребенком держите между вами шарф или длинную ткань. Поместите ватный шарик на один край шарфа и передувайте туда обратно. Вариант пометить ватный шарик на ладони, сложенные «ковшиком», и сдуть шарик в руки ребенку.

«Поймай игрушку».

Положите себе на голову мешочек с рисом или мягкую игрушку, возьмите руки ребенка ладошками вверх, придерживая их снизу, дайте сигнал и сбросьте игрушку прямо в руки ребенку, наклонив голову.

2. Забота.

«Прогноз погоды».

Взрослый описывает погоду и гладит спину ребенка в соответствии с погодой. Например, теплый солнечный день: нарисуйте большой круг. Начал дуть ветер: погладьте спину, издавая свистящий звук ветра. Гром: ребрами ладоней слегка постучите по спине. Дождь: легонько постучите пальцами. Молния: нарисуйте на спине большой зиг-заг.

«Кормление».

Посадите ребенка на колени или расположитесь лицом к лицу с сидящим ребенком. Кормите ребенка прислушиваясь к хрусту, отмечая, нравится ли ему перекус, когда он готов покушать еще. Поддерживайте зрительный контакт. Можно сделать кормление более интересным подготовив три вида перекусов: изюм, орехи и крекеры. Предложите ребенку закрыть глаза и угадать, что он ест. Если ребенок сначала отказывается от того, чтобы вы его кормили, позволте ему поесть самому, но сделайте себя участником этой деятельности, например, комментирую, как долго он жует, как громко он хрустит или что вы замечаете, что ему нравится еда.

«Колыбельная».

Расположите ребенка на руках так, чтобы сохранять зрительный контакт. Спойте вашу любимую колыбельную или любую спокойную тихую песенку. Добавьте в традиционный текст подробности о конкретном ребенке.

«Ранки».

Обратите внимание и позаботьтесь о царапинах, синячках и прочих «вавках». Помажьте кремом больное место или вокруг него, прикоснитесь к ним ватным шариком или сделайте воздушный поцелуй. Отметьте на следующем занятии если ранка затянулась.

3.Структура.

«Зеркало».

Встаньте с ребенком лицом к лицу, двигайте руками, лицом и другими частями тела. Попросите ребенка двигаться также. С очень активным ребенком вы можете двигаться медленно или варьировать темп. Затем поменяйтесь ролями.

«Силуэты».

Сделайте рисунок руки или ноги ребенка, обведя ее на листе бумаги. Не забывайте проверят реакцию ребенка, периодически посматривая ему в лицо. Чтобы сделать силуэт всего тела ребенку придется лежать какое-то время – это более трудно. Кроме того в этом положении ребенок может почувствовать себя уязвимым, поэтому используйте это задание на более позднем этапе терапии, когда установите доверие. Поддерживайте словесный контакт с ребенком, пока рисуете, например так: «Сейчас я буду обводить твою коленку…А сейчас будет щекотное место под твоей рукой».

«Зеленый свет, красный свет».

Предложите ребенку сделать что-нибудь – побегать попрыгать, подвигать руками. «Зеленый свет» означает действовать, «красный свет» - остановится.

4.Вызов.

«Гонки на четвереньках».

Вы и ребенок ползете на четвереньках как можно быстрее вокруг нагромождения подушек. Попробуйте поймать друг друга за пятки. Поменяйте направление.

«Гора подушек».

Помогите ребенку удержаться на подушках, начиная с одной и добавляя все больше, пока ребенок справляется. Пока ребенок находит баланс, поддержите его за грудную клетку, а не за руки. Это уравновешивает его снижает желание прыгать вверх-вниз. После того как, ребенок нашел баланс, можете убрать руки и дать почувствовать самостоятельное балансирование. Затем скажите: «прыгай ко мне в руки, когда я подам сигнал».

«Теннис воздушным шаром».

Удерживайте воздушный шар в воздухе, используя определенную часть тела: головы, руки, без рук, плечи. Для того, чтобы добиться большей концентрации, выберите цель – как долго вы можите удерживать шар в воздухе, например: «Давай посмотрим, сможем ли мы досчитать до 20».