Дидактические пособия

Игровые пособия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Игровое пособие дид. игры71.46 КБ
Файл Для развития моторики358.53 КБ
Файл игры13.83 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРОВЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РУЧНОЙ МОТОРИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Ручная моторика тесно связана с речевым, психологическим и личностным развитием ребёнка. Одной из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка является дидактическая игра. В то же время игра – основной вид деятельности детей. Т.о., д\игра имеет две цели: обучающую, которую преследует взрослый, и игровую, ради которой действует ребёнок. Д\игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения детей к заданию, что очень важно при развитии ручной моторики у дошкольников.

http://ds1-skazka.narod.ru/pm/874.jpg

Игры с пуговицами «Сортировка» по цвету, величине, оттенку, форме».

Д\и «Весёлые крышки»
Цели: Учить детей производить откручивание и закручивание крышек разного диаметра, зрительно определять по схеме их заданное местоположение или цвет.
Оборудование: деревянная основа со встроенными в неё горлышками от пластиковых бутылок, наборы крышек разного цвета и карточки-схемы с вариантами чередования крышек по цвету.

Д\и «Золушка» или «Будь внимателен»
Цели: Учить детей выполнять соотносящие действия, сортировать предметы по цвету, величине, фактуре.
Оборудование : ёмкости для сортировки, материал – пуговицы, бусины, крышки, фасоль, фишки или мозаика.

Д\и «Волшебный шнурок»
Цели: Учить детей выкладывать шнурок или резинку для волос по схеме вокруг фишек – силовых кнопок, развивать координацию рук, зрительное восприятие, внимание.
Оборудование: деревянная основа с фишками, расположенными в определённом порядке, шнурки или резинки для волос, карточки-схемы.

Д\и «Весёлые прищепки»
Цели : Учить детей правильно брать и открывать прищепку, находить её местоположение по цвету. Развивать координацию рук, внимание.
Оборудование : Прозрачная ёмкость или полоска, по краю которой наклеены разноцветные полоски, набор цветных прищепок.

Д\и «Кастаньеты»
Цели: Развитие чувства ритма, мелкой ручной моторики
Оборудование: Крупные пуговицы с резиночками для крепления к пальцам.

Д\и «Сколько пуговиц в коробке»
Цели. Развитие фонематического слуха, внимания, чувства ритма.
Оборудование. Коробочки из-под киндер-сюрпризов или фотопленок, мелкие пуговицы в каждой коробочке – 1, 2, много.
На слух расставить коробочки в порядке возрастания количества пуговиц.

Д\и «Попади в цель»
Цели. Развитие глазомера, внимания, закрепление счета.
Оборудование. Пуговицы разного цвета (или крышки), ёмкость.

Д\и «Забей гол в ворота»
Цели. Развитие дыхательного аппарата, мелкой моторики рук, глазомера.
Оборудование. Условные ворота, пуговица – для щелчка или трубочка коктейльная и комок салфетки – для сдувания.

Д\и «Пуговичные (гороховые) аппликации»
Цели. Развитие мелкой моторики рук, художественного вкуса, усидчивости
Оборудование. Дощечка с пластилиновой основой, семена или пуговицы.

Д\и «Пуговичные бусы»
Цели. Развитие мелкой моторики рук, внимания
Оборудование. Леска с закрепленной на конце пуговицей, набор пуговиц.

Д\и «Лабиринт»
Цели. Развитие ручной моторики, внимания.
Оборудование. Обрезки коктейльных трубочек, строительные крестики.

Д\и «Конструктор»
Цели. Развитие моторики рук, фантазии, глазомера.
Оборудование. Трубочки для коктейля, крестики дистанционные.

Д\и «Творческая мастерская»
Цели. Развитие моторики рук, фантазии, усидчивости.
Оборудование. Пуговицы, бусы, обрезки коктейльных трубочек, проволока или леска, нитки с иголкой.

Д\и «Робин Гуд»
Цели. Равитие глазомера, внимания.
Оборудование. Стрелы, сделанные из трубочек для коктейля, цель-коробка.

Систематическая, целенаправленная работа по развитию мелкой моторики помогает преодолеть различные недостатки и отклонения в психофизиологической сфере ребёнка, заметно увеличивается объём памяти, внимание становится более устойчивым; повышается его концентрация, активно развивается творческое воображение, уменьшается гипервозбудимость, исчезает мышечная слабость рук .
С этой целью рекомендуется использовать разнообразный дидактический материал: «Гремящие коробочки», «Волшебные мешочки», «Сухой бассейн».



Предварительный просмотр:

Игры для развития мелкой моторики своими руками

 

Взаимосвязь мелкой моторики и психической деятельности.

Формирование словесной речи ребёнка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Установлено, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены близко, поэтому речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.

Условия эффективного развития мелкой моторики.

Необходимо задействовать все пальцы обеих рук. Движения на сжатие, растяжение и расслабление должны сочетаться. Упражнения должны строиться на использовании изолированных движений каждого пальца. Для успешного развития тонкой моторики важно тренировать обе руки. Важно в играх равным образом развивать тонкие движения пальцев обеих рук, а в быту стремиться распределять различные действия между правой и левой руками.

Значение игр для развития мелкой моторики. 

Игры и упражнения на развитие мелкой моторики являются мощным средством поддержания тонуса и работоспособности коры головного мозга, средством взаимодействия ее с нижележащими структурами. В их процессе у детей улучшаются внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывается усидчивость, формируется игровая и учебно-практическая деятельность. Систематические упражнения помогают также выработать навыки самоконтроля и саморегуляции движений рук не только под контролем зрения, но и при участии осязания, тактильно-двигательных ощущений.

Игры, которые родители могут изготовить из подручных материалов.

Для укрепления и развития детской руки, координации движений рекомендуются различные упражнения и действия с предметами:

1. Скручивание лент, ниток, наматывание клубочков.

http://ds1-skazka.narod.ru/roditel/motorika/image004.jpg

 

2. Шнурование. Потребуется кусок линолеума с проделанными отверстиями и шнурок, или готовые формы с отверстиями, планшеты со штырями. (игра "Шнуровки").

http://ds1-skazka.narod.ru/roditel/motorika/image006.jpg

http://ds1-skazka.narod.ru/roditel/motorika/image008.jpg

http://ds1-skazka.narod.ru/roditel/motorika/image010.jpg

 

3. Застегивание пуговиц. Потребуется ткань, пуговицы и нитки. (игра "Застежки").

http://ds1-skazka.narod.ru/roditel/motorika/image012.jpg

http://ds1-skazka.narod.ru/roditel/motorika/image014.jpg

 

4. Выкладывание, перебирание косточек, фасоли, крупных семян, фигурных макарон.

http://ds1-skazka.narod.ru/roditel/motorika/image016.jpg

 

5. Игры с прищепками. Потребуются прищепки и картон, крышки, кольца.

http://ds1-skazka.narod.ru/roditel/motorika/image018.jpg

 

6. Откручивание и закручивание крышек. Потребуются горлышки и крышки от пластиковых бутылок, плотная основа (линолеум, картон), всевозможные баночки с резьбовой закруткой.

http://ds1-skazka.narod.ru/roditel/motorika/image020.jpg

Можно попутно учить детей порядковому счету, ориентированию в цвете.

 

7. Угадывание на ощупь предметов. (игра "Волшебный мешочек"). Потребуется мешочек с разнообразными мелкими игрушками и предметами или «муфточка» с кармашком на дне.

http://ds1-skazka.narod.ru/roditel/motorika/image022.jpg

 

8. Перекатывание карандаша или ручки , шишки или сенсорного шарика с шипами в ладонях способствует стимуляции биологически активных точек, тонизирование организма в целом.

http://ds1-skazka.narod.ru/roditel/motorika/image024.jpg

 

9. Обводка трафаретов, лекал, любых форм, вырезанных из пластиковых бутылок или линолеума.

http://ds1-skazka.narod.ru/roditel/motorika/image026.jpg

 

10. Нанизывание бусин, колечек, пуговиц и любых форм с отверстиями.

http://ds1-skazka.narod.ru/roditel/motorika/image028.jpg

http://ds1-skazka.narod.ru/roditel/motorika/image030.jpg

http://ds1-skazka.narod.ru/roditel/motorika/image032.jpg

 

11. Выкладывание картин из геометрической мозаики или палочек. (потребуются геометрические фигуры из пластика, картона, линолеума или готовые магнитные фигуры, формы, спички без серных головок или счетные палочки, коктейльные трубочки, трубочки от использованных фломастеров и пр.)

http://ds1-skazka.narod.ru/roditel/motorika/12.jpg

 

12. Выкладывание и выбирание пинцетом бусин, пуговиц, камушков, мелких фигур, складывание их в ёмкость с отверстием.

http://ds1-skazka.narod.ru/roditel/motorika/13.jpg

 

13. Плетение косичек.

http://ds1-skazka.narod.ru/roditel/motorika/14.jpg

 

14. Проталкивание мягких шероховатых предметов, кусочков ткани, ленточек в различные отверстия и тоннели пальчиками.

http://ds1-skazka.narod.ru/roditel/motorika/15.jpg

 

Каждый из этих приемов направлен на развитие ребенка: его костно-мышечного аппарата, сенсорной чувствительности, зрительно-моторной координации, произвольного внимания, навыков психорегуляции.



Предварительный просмотр:

Дидактические пособия для развития мелкой моторики у детей 3-4 лет

Авторская игротека

         Известно, что в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Почему? Родители меньше говорят с детьми,  так как многие из них очень заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят телевизор, играют за компьютером. Они редко делают что-то своими руками: современные игрушки и  вещи устроены максимально удобно, но неэффективно для развития мелкой моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т.д.)

 Поэтому для работы с детьми 3-4 лет предлагаю  воспитателям самим немного преобразовать предметно-развивающую среду – изготовить  простые, а главное мало затратные по стоимости и времени дидактические пособия, которые помогут детям гармонизовать движения тела, мелкой моторики рук, поспособствуют формированию правильного произношения, помогут избавиться от монотонности речи, снизят психологическое напряжение. И главное доставят детям много радости и удовольствия.

«Дидактическая поляна»

Материал: плотный картон или фанера для основы, горлышки от пластиковых бутылок с крышками (можно использовать горлышки и крышки от кефира или йогурта), акриловые краски, акриловый лак.

На любых размеров плотном картоне или  фанере (можно на столе) рисуем любой сюжет  ( гусеница, дерево, облако, бабочка, солнце, цветы  и т.д.). Раскрашиваем акриловыми красками или гуашью. Приклеиваем к изображениям горлышки от пластиковых бутылок.  Все покрываем акриловым лаком (он без запаха, быстро сохнет и безопасен для детей). Прикручивая пробки нужного цвета, ребенок не только создает сюжет, но и  учится соотносить цвет пробки с цветом фона.

 «Сухой дождь»

Материал: плотный картон  для основы, белый картон, флис, вата, атласные ленты, акриловый клей, прищепки.

Из плотного  картона вырезаем основу в  виде облака, на которую  для объема приклеиваем немного ваты.  Из голубого  или синего цвета отреза флиса, вырезаем «облако» на 1,5-2 см больше чем «облако из картона».  Флис приклеиваем с обратной стороны акриловым клеем. Из цветных атласных лент шириной 4-5 см по 60-70 см делаем сухие капли дождя. Ленты приклеиваем с обратной стороны к облаку. Приклеиваем петельку, для того чтобы пособие можно было повесить на стену. Обратную сторону облака заклеить белым картоном. Ребенок берет прищепку и прикрепляет её  к ленте такого же цвета, что и лента. Дети не только закрепляют знания о цветах,  тренируют мелкую моторику рук, ловкость, тактильные ощущения (облако мягкое, пушистое, капли дождя гладкие).

Литература: О.П. Травкина, А.Н. Черных «Авторские дидактические пособия для развития мелкой моторики у детей 3-4 лет» стр.65-66, журнал «Дошкольная педагогика», февраль, 2009г