Семинар-практикум 2. «Методы взаимодействия с тревожными детьми»
О работе с тревожными детьми следует говорить обязательно, хотя эти дети не доставляют хлопот взрослым. Именно поэтому на них редко обращают внимание, и они могут остаться в тени, даже обладая недюжинными способностями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_roditelyam1.docx | 34.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа с родителями
Семинар-практикум 2. «Методы взаимодействия с тревожными детьми»
О работе с тревожными детьми следует говорить обязательно, хотя эти дети не доставляют хлопот взрослым. Именно поэтому на них редко обращают внимание, и они могут остаться в тени, даже обладая недюжинными способностями. В современной литературе часто смешиваются понятия «тревожность» и «тревога». Однако это совсем неидентичные термины, и не следует их подменять друг другом. Под «тревогой» понимается эпизодическое проявление беспокойства и волнения. И она не всегда носит отрицательный характер: иногда тревога становится причиной мобилизации потенциальных возможностей человека. А вот термин «тревожность» трактуется как индивидуально-психологическая особенность человека, проявляющаяся в склонности к частым интенсивным переживаниям состояния тревоги. Часто эта особенность является препятствием для гармоничного развития личности ребенка, его социализации и адаптации в коллективе сверстников.
Исследования Захарова А.И (1997) , что в дошкольном возрасте более тревожны мальчики, а Раншбург Й. (1983), что чем выше интеллект ребенка, тем больше он испытывает страхов и тревоги.
Причины тревожности следующие:
- Негативные требования, предъявляемые к ребенку, которые могут унизить и поставить зависимое положение
- Неадекватные, чаще всего, завышенные требования к ребенку
- Противоречивые требования, которые предъявляют ребенку родители или дошкольное учреждение.
- Высокая тревожность у родителей.
Критерии выявления тревожного ребенка
- Испытывает постоянное беспокойство
- испытывает трудности (иногда невозможность) при концентрации внимания на чем-либо
- Испытывает мускульное напряжение (например, в области лица, шеи)
- Раздражителен
- Имеет нарушение сна.
Для того, чтобы было основание предположить, что ребенок, за которым вы наблюдаете, тревожен, необходимо, чтобы хотя бы два из перечисленных критериев постоянно проявлялись в его поведении.
Основные направления работы представлены в таблице.
Взаимодействие с тревожными детьми
Направление | Методы | предметно-развивающая среда |
1. повышение самооценки |
| Картотека игр на повышение самооценки: « Похвалики», «За что меня любит мама» |
2. обучение ребенка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения |
| Картотека релаксационных игр: «Нарисуй губами», «Скульптура», «Ласковый мелок», «Покатай куклу», «Добрый – злой, веселый – грустный», психогимнастика М.И. Чистяковой. |
3. отработка уверенного поведения в конкретных ситуациях |
| Проигрывание сценок с использованием кукольного театра или масок |