Рабочая программа по истории 9 класс

Рабочая программа составлена по учебнику под редакцией академика РАН А.В. Торкунова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9_klass_rab.programma_istoriya_rossii.docx41.68 КБ

Предварительный просмотр:

       Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа Верхняя Елюзань.

                                                                     

        

                                                                             

                                                                             

Рабочая программа по  истории  России   (XIX в.)

9 класс.

Рабочая программа предмета «История России» для 9 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897) на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШс.Верхняя  Елюзань Городищенского района, Пензенской области.

1. Планируемые результаты изучения предмета

Важнейшими личностными результатами изучения истории на данном этапе обучения являются

  • первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества, эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; • изложение собственного мнения, аргументация своей точки зрения в соответствии с возрастными возможностями;
  • формулирование ценностных суждений и/или своей позиции по изучаемой проблеме, проявление доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;
  • уважение прошлого своего народа, его культурного и исторического наследия, понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;
  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений;
  • уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов в процессе формирования многонационального российского народа;
  • соотнесение своих взглядов и принципов с исторически возникавшими мировоззренческими системами (под руководством учителя);
  • следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными возможностями;
  • обсуждение и оценивание своих достижений и достижений других обучающихся (под руководством учителя);
  • расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении. Метапредметные результаты изучения истории предполагают формирование следующих умений:
  • формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учебной и познавательной деятельности;
  • планировать пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения действий;
  • осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи, соотносить свои действия с планируемыми результатами;
  • работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную и другую информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.);
  • собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её достоверность (под руководством учителя);
  • работать с материалами на электронных носителях, находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и контролируемом Интернете (под руководством педагога);
  • использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач;
  • ставить репродуктивные вопросы (на воспроизведение материала) по изученному материалу;
  • определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать; с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;
  • логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);
  • применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;
  • решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных видах публичных выступлений, в том числе с использованием наглядных средств (высказывание, монолог, беседа, сообщение, презентация, дискуссия и др.), а также в виде письменных работ;
  • использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;
  • планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;
  • выявлять позитивные и негативные факторы, влияющие на результаты и качество выполнения задания;
  • организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;
  • определять свою роль в учебной группе, оценивать вклад всех участников в общий результат.

Предметные результаты изучения истории включают:

  • овладение целостными представлениями об историческом пути народов как необходимой основой миропонимания и познания современного общества;
  • способность применять понятийный аппарат исторического знания;
  • умение изучать информацию различных исторических источников, раскрывая их познавательную ценность;
  • расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории;
  • готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира. В результате изучения курса учащиеся должны знать и понимать:
  • имена выдающихся деятелей XVIII в., важнейшие факты их биографии;
  • основные этапы и ключевые события всеобщей истории периода конца XVII — XVIII в.;
  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
  • изученные виды исторических источников; В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
  • соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
  • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы и решении различных учебных задач, сравнивать свидетельства разных источников;
  • показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
  • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, опираясь на знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретённые знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчётов об экскурсиях, рефератов; • соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;
  • определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
  • объяснять своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
  • использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни, для высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира, объяснения исторически сложившихся норм социального поведения, использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

 

2. Содержание учебного предмета «История России   (XIX в.)  9 класс.

История России (40часа)

Тема I. Россия в первой четверти XIX в. (10 ч.)

Александровская  эпоха:  государственный  либерализм Европа  на  рубеже  XVIII—XIX  вв. Революция  во  Франции,  империя   Наполеона  I  и   изменение  расстановки   сил в  Европе.  Революции  в  Европе  и  Россия. Россия  на  рубеже  XVIII—XIX   вв.:  территория,  население,  сословия,  политический  и  экономический  строй. Император    Александр    I.    Конституционные    проекты и   планы  политических   реформ.  Реформы   М. М.   Сперанского  и  их  значение.  Реформа  народного  просвещения  и  её роль  в   программе  преобразований.  Экономические   преобразования  начала  XIX  в.  и  их  значение.

 

Международное    положение     России.    Основные     цели и  направления   внешней  политики.  Георгиевский   трактат и  расширение  российского  присутствия  на  Кавказе.  Вхождение Абхазии в состав России. Война со Швецией и включение Финляндии в состав Российской империи. Эволюция российско-французских  отношений.  Тильзитскиймир.Отечественная  война  1812  г.:  причины,  основное  содержание,  герои.  Сущность   и  историческое  значение   войны. Подъём  патриотизма  и  гражданского  самосознания  в  российском  обществе.   Вклад  народов   России   в  победу.   Становление   индустриального   общества  в   Западной   Европе.

Развитие  промышленности  и  торговли  в  России.  Проекты аграрных  реформ. Социальный  строй  и  общественные   движения.  Дворянская  корпорация  и  дворянская  этика.  Идея  служения  как основа   дворянской   идентичности.   Первые   тайные   общества,   их  программы.   Власть   и   общественные  движения. Восстание  декабристов  и  его  значение.Национальный вопрос в Европе и России. Политика рос-

сийского  правительства  в  Финляндии,  Польше,  на  Украине,  Кавказе.  Конституция  Финляндии  1809  г.  и  Польская конституция  1815  г.  —  первые  конституции  на  территории Российской  империи.  Еврейское  население  России.  Начало Кавказской  войны.Венская   система  международных   отношений   и  усиление  роли   России  в   международных  делах.  Россия   —  великая  мировая  держава.

Тема II. Россия во второй четверти XIX в. (7ч. )

Николаевская  эпоха:  государственный  консерватизм .

Император     Николай     I. Сочетание     реформаторских и   консервативных  начал   во   внутренней  политике   Николая  I  и  их  проявления. Формирование    индустриального    общества,     динамика промышленной   революции,   индустриализация  в   странах Западной  Европы.   Начало  и  особенности   промышленного переворота   в   России.  Противоречия   хозяйственного   развития.Изменения  в   социальной  структуре   российского  общества.  Особенности  социальных  движений  в  России  в  условиях  начавшегося  промышленного  переворота.Общественная  мысль  и  общественные  движения.  Россия и  Запад   как  центральная   тема  общественных  дискуссий.

Особенности  общественного  движения  30—50-х  гг.  XIX  в. Национальный  вопрос  в  Европе,  его  особенности  в  России.  Национальная  политика  Николая  I.  Польское  восстание  1830—1831   гг.  Положение  кавказских   народов,  движение  Шамиля.  Положение  евреев  в  Российской  империи. Религиозная  политика  Николая   I.  Положение  Русской православной   церкви.  Диалог   власти   с   католиками,  мусульманами,  буддистами. Россия  и  революции  в  Европе.   Политика  панславизма. Причины  англо-русских  противоречий.  Восточный  вопрос. Крымская  война  и  её  итоги.  Парижский  мир  и  конец  венской  системы  международных  отношений.

Культурное  пространство   империи  в   первой  половине XIX  в.

Развитие   образования.  Научные   открытия   и   развитие национальных  научных  школ.   Русские  первооткрыватели и  путешественники.   Кругосветные  экспедиции.  Открытие Антарктиды.  Русское  географическое  общество. Особенности  и  основные  стили  в  художественной  культуре  (романтизм,  классицизм,  реализм).Культура  народов   Российской  империи.  Взаимное   обогащение  культур. Российская  культура  как  часть  европейской  культуры. Динамика  повседневной  жизни  сословий.

Тема III. Россия в эпоху Великих реформ (8 ч.)

Преобразования  Александра  II:  социальная  и  правовая модернизация

Европейская    индустриализация    во    второй    половине XIX  в.   Технический  прогресс  в  промышленности   и  сельском  хозяйстве  ведущих  стран.  Новые  источники  энергии, виды  транспорта  и  средства  связи.  Перемены  в  быту.Император   Александр  II   и   основные  направления   его внутренней  политики. Отмена   крепостного  права,   историческое   значение   реформы. Социально-экономические  последствия  Крестьянской  реформы  1861  г.  Перестройка  сельскохозяйственного  и  промышленного производства. Реорганизация финансово-кредитной системы. Железнодорожное строительство. Завершение промышленного  переворота,   его  последствия.   Начало  индустриализации  и  урбанизации.  Формирование  буржуазии. Рост  пролетариата.  Нарастание  социальных  противоречий. Политические  реформы  1860—1870-х  гг.  Начало  социальной  и  правовой  модернизации.  Становление  общественного самоуправления.  Судебная   реформа  и   развитие  правового сознания.  Движение  к  правовому  государству .Особенности   развития    общественной    мысли   и    общественных   движений   в  1860—1890-е   гг.   Первые   рабочие организации.  Нарастание  революционных  настроений.  Зарождение  народничества.   Рабочее,  студенческое,   женское движение.  Либеральное  и  консервативное  движения. Национальный  вопрос,   национальные   войны  в   Европе и  колониальная   экспансия  европейских  держав   в  1850—1860-е гг.  Рост  национальных  движений  в  Европе  и  мире. Нарастание  антиколониальной  борьбы. Народы Российской империи во второй половине XIX в. Завершение  территориального  роста  Российской  империи. Национальная  политика   самодержавия.  Польское   восстание  1863—1864  гг.  Окончание  Кавказской  войны.  Расширение  автономии  Финляндии.  Народы   Поволжья.  Особенности  конфессиональной  политики.Основные   направления    и    задачи   внешней    политики в  период   правления  Александра   II.  Европейская  политика России. Присоединение Средней Азии. Дальневосточная политика.  Отношения  с  США,  продажа  Аляски.

Тема IV. Россия в 1880—1890-е гг. (7 ч.)

«Народное  самодержавие»  Александра  III

Император  Александр   III  и   основные  направления  его внутренней   политики.   Попытки   решения   крестьянского вопроса.  Начало  рабочего  законодательства.  Усиление  борьбы   с   политическим   радикализмом.   Политика  в   области просвещения  и   печати.  Укрепление   позиций   дворянства. Ограничение  местного  самоуправления. Особенности  экономического  развития  страны  в  1880—1890-е гг. Положение основных слоёв российского общества в конце  XIX  в.   Развитие  крестьянской  общины  в  пореформенный  период.

Общественное  движение  в  1880—1890-е  гг.  Народничество  и  его  эволюция.  Распространение  марксизма .Национальная  и  религиозная  политика  Александра  III.

Идеология  консервативного  национализма. Новое  соотношение  политических   сил  в  Европе.  Приоритеты  и  основные  направления  внешней  политики  Александра   III.   Ослабление   российского    влияния   на   Балканах.  Сближение   России  и  Франции.  Азиатская   политика России.

Культурное  пространство  империи  во  второй  половине XIX  в.

Подъём   российской    демократической   культуры.    Развитие  системы  образования   и  просвещения  во  второй   половине  XIX  в.  Школьная  реформа.   Естественные  и  обще-ственные   науки.  Успехи   фундаментальных   естественных и  прикладных  наук.  Географы   и  путешественники.  Историческая  наука. Критический   реализм  в   литературе.   Развитие   российской   журналистики.   Революционно-демократическая   литература. Русское   искусство.  Передвижники.   Общественно-политическое значение деятельности передвижников. «Могучая кучка»,  значение  творчества  русских  композиторов  для  раз-

вития русской и зарубежной музыки. Русская опера. Успехи музыкального  образования.  Русский  драматический   театр

и его значение в развитии культуры и общественной жизни. Взаимодействие  национальных  культур  народов  России. Роль  русской  культуры  в  развитии  мировой  культуры. Изменения  в  быту:   новые  черты  в  жизни  города   и  деревни.   Рост  населения.   Урбанизация.   Изменение  облика городов.  Развитие  связи   и  городского  транспорта.  Жизнь и быт городских «верхов». Жизнь и быт городских окраин. Досуг   горожан.  Изменения   в  деревенской   жизни.   Вклад  культуры   народов  России   в  развитие   мировой   культуры  Нового  времени.  Человек  индустриального  общества.

Тема V. Россия в начале XX в. (8 ч)

Россия  в  начале  ХХ  в.:  кризис  империи

Мир  на   рубеже  XIX—XX  вв.   Начало  второй   промышленной  революции.  Неравномерность  экономического   развития.  Монополистический   капитализм.  Идеология  и   политика  империализма.  Завершение  территориального  раздела  мира.   Начало   борьбы  за   передел  мира.   Нарастание противоречий  между  ведущими  странами.  Социальный  реформизм  начала  ХХ  в. Место  и   роль  России  в   мире.  Территория  и   население Российской  империи.  Особенности  процесса  модернизации в  России  начала  XX  в.  Урбанизация. Политическая    система     Российской    империи    начала XX в. и необходимость её реформирования. Император Николай II. Борьба в высших эшелонах власти по вопросу политических   преобразований.  Национальная   и  конфессиональная  политика.Экономическое  развитие   России  в  начале   XX  в.   и  его особенности.  Роль  государства  в  экономике.  Место  и  роль иностранного   капитала.   Специфика  российского   монополистического   капитализма.    Государственно-монополистический   капитализм.  Сельская   община.   Аграрное  перенаселение.Особенности   социальной  структуры   российского   общества  начала  XX  в.  Аграрный  и  рабочий  вопросы,  попытки их  решения. Общественно-политические   движения   в   начале   XX  в. Предпосылки  формирования  и  особенности  генезиса  политических  партий  в  России.

Этнокультурный  облик  империи.   Народы  России  в  начале  ХХ  в.  Многообразие  политических  форм  объединения народов.   Губернии,   области,   генерал-губернаторства,   наместничества  и  комитеты.  Привислинский  край.  Великое княжество  Финляндское.   Государства-вассалы:  Бухарское и  Хивинское  ханства.  Русские  в  имперском  сознании.  Поляки,  евреи,  армяне,  татары  и  другие   народы  Волго-Уралья,   кавказские  народы,   народы   Средней   Азии,  Сибири и  Дальнего  Востока. Русская  православная  церковь  на  рубеже  XIX—XX  вв. Этническое   многообразие   внутри   православия.   «Инославие»,  «иноверие»  и  традиционные  верования. Международное  положение  и  внешнеполитические  приоритеты  России   на  рубеже  XIX—XX   вв.  Международная конференция   в   Гааге.    «Большая   азиатская   программа» русского   правительства.   Втягивание   России   в   дальневосточный конфликт. Русско-японская война 1904—1905 гг.,

её   итоги    и   влияние   на    внутриполитическую   ситуацию в  стране .Революция   1905—1907   гг.    Народы   России   в   1905—1907 гг.  Российское   общество  и   проблема  национальных окраин.  Закон  о  веротерпимости.

Общество  и  власть  после  революции  1905—1907  гг.

Политические   реформы  1905—1906   гг.   «Основные  законы  Российской   империи».  Система  думской   монархии. Классификация  политических  партий.Реформы  П. А.  Столыпина  и  их  значение. Общественное  и  политическое  развитие  России  в  1912—1914

гг.  Свёртывание  курса  на  политическое  и  социальное реформаторство.

Национальные  политические   партии  и   их  программы. Национальная  политика  властей.

Внешняя  политика  России  после   Русско-японской  войны.  Место  и   роль  России  в   Антанте.  Нарастание  российско-германских  противоречий.Серебряный  век  русской  культуры. Духовное    состояние    российского   общества    в    начале XX   в.   Основные  тенденции   развития   русской   культуры и   культуры  народов   империи   в   начале  XX   в.   Развитие науки.  Русская  философия:  поиски  общественного  идеала. Литература:  традиции  реализма  и  новые  направления.  Декаданс.  Символизм.  Футуризм.  Акмеизм.  Изобразительное искусство.  Русский  авангард.  Архитектура.  Скульптура. Драматический  театр:  традиции  и  новаторство.  Музыка и исполнительское искусство. Русский балет. Русская культура  в  Европе.  «Русские  сезоны  за  границей»  С. П.  Дягилева.  Рождение  отечественного  кинематографа.Культура  народов  России.  Повседневная  жизнь  в  городе

и  деревне  в  начале  ХХ  в.

 Тематическое планирование

Россия в XIX в (40 ч)

9 класс

Раздел, тема урока

Вводный урок

Кол-во

часов

1

Тема I. Россия в первой четверти XIX в.  

9

Россия и мир на рубеже XVIII—XIX вв.                                                                 1                                                                                                                            

Александр I: начало правления. Реформы М. М. Сперанского.                            1

Внешняя политикаАлександра I в 1801—1812 гг                                              .1

Отечественная война1812                                                                                          1

Заграничные походы русской армии                                                                       Внешняя политика Александра I в 1813—1825 гг.                                               1

Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра I в 1815—1825                                                                                       1

Национальная политика Александра I                                                                     1

Социально-экономическое развитие страны в первой четверти XIX в.       1         

Общественное движение при Александре I. Выступление декабристов             1

Тема II. Россия во второй четверти XIX в.                                                       7

Реформаторские и консервативные тенденции во внутренней политике Николая I.

Социально-экономическое развитие страны во второй четверти XIX в.

Общественное движение при Николае I.

Национальная и религиозная политика Николая I.Этнокультурный облик страны.

Внешняя политикаНиколая I. Кавказская война1817—1864 гг.                 1

Крымская война 1853—1856 гг.

Культурное пространство империи в первой половине XIX в.

Тема III. Россия в эпоху Великих                                                                         7

Европейская индустриализация и предпосылки реформ в России.                       1

Александр II: начало правления. Крестьянская реформа 1861 г                            1

Реформы 1860—1870-х гг.: социальная и правовая модернизация                     1

Социально-экономическое развитие страны в пореформенный период        1

Общественное движение при Александре II и политика правительства             1

Национальная и религиозная политика Александра II                                     .1

 Национальный вопрос в Европе и в России.

Внешняя политика Александра II. Русско-турецкая война 1877—1878 гг.        1

Тема IV. Россия в 1880—1890-е гг.          7

Александр III: особенности внутренней политики                                             1

Перемены в экономике и социальном строе                                                           1

Общественное движение в 1880-х — первой половине 1890-х гг                    1

Национальная и религиозная политика Александра III.                                   1

. Внешняя политика Александра III                                                                            1

 Культурное пространство империи во второй половине XIX в.                            1

 

Повседневная жизнь разных слоёв населения в XIX в.                                            1

Тема V. Россия в начале XX в.                                                                              8

Россия и мир на рубеже XIX—XX вв.: динамика и противоречия развития.       1

 Социально-экономическое развитие страны на рубеже XIX-XX вв                  .1                                                                     

        Николай II:начало правления.Политическое развитие страны в1894-1904гг    .1

        

                   Внешняя политика Николая II .Русско-Японская война 1904-1905 гг.               1                      

                   Первая российская революция и политические реформы 1905-1907гг.         1

                   Социально-экономические реформы П. А. Столыпина                                        1

        Политическое развитие страны в 1907—1914 гг.                                                 1

Серебряный век русской культуры                                                                      1

    Повторительно - обобщающий урок                                                                        1