8 Внеурочная деятельность

Морозова Светлана Ивановна
Классные часы

 

«МОЯ МАЛАЯ РОДИНА – СЕЛО ОТКАЗНОЕ»

             

Цель: расширить знания детей о своей малой родине;

 воспитывать интерес к истории и людям села, природе;

гордиться своими «корнями».

Ход занятия:

                          О селе

Пустынными  были  эти  леса

Лишь кабан иногда  пробегал над рекой

Но  вдруг  раздались  людей голоса

То  семьи  крестьян  пригнали  толпою

Не хотели  расставаться  с  родной  стороной

Попытались от новых  земель  отказаться

Во  насильно  пригнали  крестьян  крепостных

И  Отказным  село  на  Куме  стало  зваться

230 годков уж прошло с той  поры

Как пришли на  Куму  мужики подневольные

Корчевали  леса, возводили  дворы

И  пахали  кавказские  земли  привольные,

Богатело село, но был  беден  народ:

Тяжкий  труд  на  господ, жизнь  крестьян  в  кабале

Но  в  Россию  пришёл 17 год

И другая совсем, стала жизнь на селе

Вольный труд  для  тебя, дорогая  страна

Этим  жили  все  люди  в  селе

Но  настала  пора, прокатилась  война

По  родной  кавказской  земле.

Поднялись  земляки  на  защиту  страны

Воевать с фашистской ордою

Много  лучших  людей  не  вернулись  с войны

Семьи  многих  познались  с  бедою

Отгремела  война, и  в  труде, как  в  бою

Не  жалея  ни  сил, ни  уменья,

Все  вносили  свой  вклад, как один  человек

В  дело  нашей  страны  возрожденья

74 года как  мы  мирно  живём

Хорошело  село  год  за  годом

И  в  едином  строю  мы  стоим  на  посту

Вместе  с  нашим  Российским  народом

   Малая  родина. В  этих  двух  словах  заключается  большой  смысл. Так  мы   называем  землю, где  родились 
и  прожили  многие  годы, где  трудились наши отцы и   прадеды, где  находятся  дорогие нам  могилы. Давайте
заглянем  с  вами  в  историю  своего  села.
В этом году мы говорили о селе Отказном. Вспомните и расскажите

- Как возникло наше село?

( Почти 400 лет назад пришли в наши места первые русские люди. При царице Екатерины II  началось массовое
переселение в Ставропольский край крестьян. Наше село  Отказное  было основано в 1784 г. переселенцами из 
внутренних губерний  России, крестьянами из Пензенской, Курской и Казанской губерний. В начале им  было
предложено место, именуемое Столыпинка,  но они  отказались от него и остались здесь, поэтому село и
получило название  Отказного.)

- Назовите главные достопримечательности нашего села.

- Что вы о них знаете?

(   Для многих жителей села является  главным объектом – водохранилище.

        

Это источник воды для полива  полей  в летний период для двух сел сразу: Отказного и Горькой Балки, а также 
незаменимое место отдыха для сельчан  и многих гостей, которые приезжают со всего края. К, сожалению, 
наше искусственное озеро заилилось и требует серьёзной работы по очистке дна.

  Другие считают главной достопримечательностью нашего села  Свято-Никольскую церковь
                      

Это единственный храм, построенный в начале 20 века и сохранившийся до наших дней.
Он отметил свое столетие.  Храм долго строили, обжигали кирпич на месте, здесьже гасили известь.
По селу, которое уже тогда было большим, собирали у людей по дворам куриные яйца и замешивали
на них раствор, скреплявший кирпичи. В рецепте раствора – яйцо, песок, известь – и заключается  уникальная
крепость церковных стен.Храм пытались разломать, но  тросы лопались, трактора на дыбы становились,
а стены не дрогнули.

   Надо упомянуть  еще об одном месте села – криничке.  Еще в 19 веке здесь был обнаружен благодатный источник. До сих пор на
Крещение приходят сюда люди, чтобы искупаться в этой воде.   

 Все исторические  события страны коснулись и нашего села. Были тяжелые времена: гражданская и Великая Отечественная войны.
Наши односельчане сражались за справедливость , за свою Родину. Много людей погибло в стране, чтобы помнили и знали мы об этом,
в нашем селе В 1972 году был воздвигнут памятник погибшим воинам, который выполнил грузинский скульптор Георгий Баланшвили)
                     

- Чьи родители работают в нашем селе и кем?

-Как вы считаете их труд приносит пользу нашему селу?

- А какую пользу можете принести вы для своего села?

Игра. (дети делятся на группы)

- Вы теоретически должны продумать план преобразования нашего села. Предложите свои идеи администрации села Отказного. (5 мин)

Игра.

 По первым слогам  назовите участок нашего села или то, что можно к нему отнести или то, что вы видели в нашем селе:

ВО…..(ВОдосброс, ВОдохранилище,)

ДЕ… (Детский сад,  Деревня)

КА… (Карьер, КАрамык, Качели, )

У…(Улица, Улитка, Участок газовый)

РЫ…. (РЫнок, РЫбалка)

Показ презентации.

Мое село – село Отказное

Ты год от года все родней,

 Да будет мир и хлебосолье,

 Под каждой крышею твоей!

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Информационно-литературная композиция «Дети и война»

Цели и задачи:

  • расширить представления детей о Великой Отечественной войне;
  • рассказать о трудовом героизме ребят;
  • показать важную роль детей и подростков в приближении Дня Победы;
  • воспитывать активную гражданскую позицию детей, чувство патриотизма, уважительное отношение к ветеранам войны, чувство гордости за героическое прошлое своего народа;
  • побуждать детей к изучению истории страны, к участию в военно-патриотических мероприятиях;
  • прививать любовь к чтению художественной и научно-публицистической литературы о Великой Отечественной войне

Оборудование:

  • компьютер
  • мультимедийный проектор
  • презентация «Дети войны…»
  • фонограммы:  запись летящих самолетов, звуки взрывов.

         песня « Пусть всегда будет солнце»

                              голос Левитана (аудиозапись о начале войны)              

                              песня «Вставай страна огромная…»      

                             песня «Хотят ли русские войны..»

                             песня «Орленок» (муз. В. Белого, сл. Я. Шведова).

                            «Ничто не забыто, никто не забыт» (муз. А. Новикова, сл. В.  

                              Харитонова).

                         ПЕСНЯ «НЕ ОТНИМАЙТЕ СОЛНЦЕ У ДЕТЕЙ»

                              Слова В. Попкова, музыка Е. Лучникова

  • выставка книг о войне
  • рисунки учащихся на тему «Счастливое детство»
  • портрет Тани Савичевой
  • карточки с заданиями

Предварительная подготовка:

 поиск материала о пионерах-героях

 подготовка устных сообщений  воспоминаний родных и близких о военном детстве

конкурс рисунков «Счастливое детство»

ХОД ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

(звучит 1 – й куплет песни « Пусть всегда будет солнце»

Музыка: А. Островский Слова: Л. Ошанин)

Солнечный круг,

Небо вокруг -

Это рисунок мальчишки.

Нарисовал он на листке

И написал в уголке:

Припев:

Пусть всегда будет солнце!

Пусть всегда будет небо!

Пусть всегда будет мама!

Пусть всегда буду я!

1. Вступительное слово учителя.

-Ребята, посмотрите на выставку ваших рисунков на тему «Счастливое детство»

(на доске рисунки учащихся)

- Какие чувства вызывают у вас эти рисунки?

-Почему детство наших сегодняшних детей можно назвать счастливым?

(ответы детей)

-Как вы думаете, а всегда ли детство детей было таким счастливым?

(ответы детей)

Звучит  запись летящих самолетов, звуки взрывов.

Учитель.  Война…  Это самое страшное слово никогда не изгладится из людской памяти. Война… Это грозное время особенно тяжело переживали дети.

Ученик.

Наше детство убила война!

Всюду были голод, разруха,

Но у нас не сломила она

Чувство гордости, силу духа!

                                   

До войны почти каждый из них жил в своей семье, окруженный заботой и любовью родителей и не думал о том, что будет завтра. Они были детьми, живущими в своем мире, имевшими свои тайны, надежды. Они мечтали, дружили, любили и верили в счастливое будущее.

        И  вот… 22 июня 1941 года все "погрузилось во мрак", разбились детские  мечты…

      Наш разговор с вами будет похож на перелистывание страниц большой книги «Войной украденное детство», на которых мы увидим, какой страшный  свой след оставила война не только на истерзанной земле, но и в душах детей, след, который не сотрет время.                                                                (слайд 1-2)

Перелистывая страницы и слушая рассказы, которые подготовили ваши товарищи, попробуйте поставить себя на место этих героев – хватило бы у вас силы духа и мужества вынести то, что вынесли они?

                        1 страница 

« ВСТАВАЙ, СТРАНА  ОГРОМНАЯ…»

Учитель.

Утро. Рассвет. За окнами тихо шумят деревья.  В домах тишина . Мирно спят люди. И вдруг…

Звучит голос Левитана (аудиозапись о начале войны)              (слайд 3)

Внимание!

Говорит Москва!

Говорит Москва!

Заявление советского правительства.

Граждане и гражданки Советского Союза, сегодня 22 июня в 4 часа утра без объявления войны германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбардировке города: Житомир, Киев, Севастополь, Каунас и другие…

      Учитель.

В воскресенье 22 июня 1941 года утреннюю тишину разорвали взрывы бомб и снарядов. Началась Великая Отечественная война…                              

Звучит песня «Вставай страна огромная…»                (слайд 4)

 И встала страна огромная на смертный бой. Повзрослели мальчишки и девчонки. Многие дети, подростки уходили вместе  на фронт прямо со школьной скамьи, с выпускных балов. Можно спросить: а что может сделать этот маленький человек на войне? Его самого еще нужно защищать. Но каждый ребенок старался сделать все, что в его силах, чтобы помочь своей стране, своему народу прогнать ненавистного врага.                                                                                  (слайд 5)

Ученик.

Его я узнал не из книжки

Жестокое слово – война!

Прожекторов яростной вспышкой

К нам в детство ворвалась она,

Смертельными тоннами стали,

Сиреной тревоги ночной,

В те дни мы в войну не играли,

Мы просто дышали войной.

Учитель. Война не пощадила никого, она обрушилась на детей также, как на взрослых, - взрывами, голодом, холодом. Дальше – вой сирен, бомбежки, убежища, сожженные, разоренные дома, потеря близких.                                          (слайд 6)

Смешалось все: дети и кровь,  слезы и смерть…

Но в это страшное время дети были не только жертвами, они становились воинами, храбро шли защищать свою Родину, своих матерей, братьев и сестёр.

Война искалечила тысячи детских судеб. И почти каждый мальчишка в то тяжёлое время мечтал попасть на фронт,  стараясь  ни в чем не уступать взрослым, часто даже рискуя жизнью.

Дети, которые еще так недавно были ласковы, беспечны, простодушны, доверчивы, становились втянутыми по горло в войну и пылали недетскою ненавистью к бесчеловечным врагам.                                             (слайд 7)

Ученица.

Ах, война, что ты сделала, подлая,

Стали тихими наши дворы,

Наши мальчики головы подняли,

Повзрослели они до поры.

На пороге едва помаячили

И ушли за солдатом солдат.

До свидания, мальчики! Мальчики,

Постарайтесь вернуться   назад!

Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,

Не жалейте ни пуль, ни гранат,

И себя не щадите, но все-таки

Постарайтесь вернуться назад!

Б. Окуджава.

Словарная работа.

Учитель.

-Война. Это страшное слово.

Подберите слова – близкие по смыслу к слову «война»

(война –бой, битва, сражение)

-Подберите слова – близкие по смыслу  к слову «солдат»

(солдат – воин, боец…)

-Почему война называлась Великой? Отечественной?

-Какие еще признаки  вы можете подобрать к слову «война»?

2 страница

« ДЕТИ – СЫНЫ ПОЛКА»    

 (страшная, кровопролитная, жестокая, беспощадная)

Учитель.

Мальчишки и девчонки рвались на фронт, многие приписывали себе лишние годы, чтобы доказать свое право на борьбу. Много детей воевало на фронте в составе действующих армий, многие уходили в партизаны. Они хотели стоять в одном строю с отцами и старшими братьями, ведь они мужчины, а Родина в опасности! Их было много. Обыкновенные школьники, ставшие солдатами, подпольщиками, партизанами, отдавшие жизнь за то, чтобы вы могли спокойно расти, учиться и жить.                                                                            (слайды 8-10)

 Некоторые из ребят попадали в армию в возрасте 9 – 11 лет, и остались со своим полком на всех фронтах, от России до Германии, до конца войны. К своему 14 или 16-летию большинство из них возвращались домой с медалями на груди.

Лишённые родителей, многие дети и подростки нашли приют в армейских штабах. На что только они не шли, чтобы попасть на фронт.

Голодных и промерзших, этих мальчишек привозили в штабные землянки. Командиры и солдаты кормили их горячей похлебкой и часами терпеливо убеждали вернуться домой. Но многим из них некуда было вернуться – война отняла у них дом, родных. И суровые командиры сами или по настоянию бывалых солдат сдавались, нарушая инструкции. "Они дошли с победой до рейхстага - сыны полков своей страны".

Ученики

Горнили к бою трубы полковые.

Военный гром катился над страной.

Вставали в строй мальчишки боевые

На левый флаг, в солдатский строй.

Великоваты были им шинели,

Во всем полку сапог не подобрать,

Но все равно в бою они умели

Не отступать, а побеждать.

Жила в сердцах их взрослая отвага,

В двенадцать лет по-взрослому сильны,

Они дошли с победой до рейхстага –

Сыны полков своей страны.

Учитель.

Как много пришлось им испытать в те годы!

На глазах у подростков убивали их родных и товарищей.

Как быстро взрослели дети! Ненависть к врагу, желание отомстить за своих родных и близких заставляли детей сражаться вместе  со взрослыми.

Работа над пословицами и поговорками.

-Ребята, какие пословицы и поговорки о Родине, смелости, войне вы приготовили к сегодняшнему классному часу?

Дети читают, например:

-Дружно за мир стоять - войне не бывать.

-В мире жить - с миром жить.

-Дружно за мир стоять - войне не бывать.

-Воин воюет, а детки горюют.

 -В бою побывать - цену жизни узнать.

-Война приносит шрамы и раны.

 -Кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет.

                            И т.д.

Учитель.

-А теперь я предлагаю вам выполнить первое «боевое задание»:

Соедините части, чтобы получились целые пословицы.

(детям раздаются карточки с пословицами)

Войну хорошо слышать,

а война разрушает.

Хочешь победить на войне-  

тот врагов одолеет.

Мир строит,

друзья солдата.

Дружно за мир стоять-

а пришлось горевать.

Кто оружием умело владеет,

работай вдвойне.

Автомат да лопата -

а приятель дружеством

Бой красен мужеством,.

а от Москвы на санках.

Враг хотел пировать,

войне не бывать.

До Москвы на танках,

да тяжело видеть.

-

3 страница

« ДЕТИ В ТЫЛУ»

Ученик.

Мне на веку запомнилось немало,

И только детства вспомнить не могу:

Его война, как стебелёк, сломала

Июньским днём за речкой, на лугу.

Была земля и жесткой, и метельной.

Была судьба у всех людей одна.

 У нас и детства не было отдельно,

А были вместе детство и война.

Учитель.

 Сегодня нельзя сказать, кому было тяжелее, тем, кто был на передовой или тем, кто остался в тылу, но не спрятался за чужие спины, а работал и отдавал всё фронту, стране.

Отцы на фронт – дети на завод.

Ученик.

Зачем ты, война,

у мальчишек их детство украла –

И синее небо, и запах простого цветка?

Пришли на заводы работать

мальчишки с Урала,

Подставили ящики, чтобы достать до станка.

И вот неподкупной зимою военного года,

Когда занимался над Камой холодный рассвет,

Собрал самых лучших рабочих завода,

А было рабочим – всего по одиннадцать лет.

Учитель.

 Подростки работали на заводах по 12-14 часов. Многие ребята были малы ростом и не доставали до станка. Они подставляли к станку ящики, вставали на них и работали, забывая про сон и отдых.                                        (слайды 11-12)

  Дети в короткие сроки приобретали рабочие профессии, становились токарями, слесарями, фрезеровщиками. Подростки работали и на авиамоторных заводах, на которых производились моторы для самолетов-истребителей и бомбардировщиков. В годы войны на Пермском моторном заводе работало 7 тысяч подростков в возрасте от 11 до 16 лет. Дети стояли за станками наравне с взрослыми рабочими.Не только на заводах ребята помогали старшим.

        Совершенно справедливо сказал когда-то маршал Жуков: «Тыл - это половина победы!». Тот самый тыл, который обеспечивал фронт свинцом, углем, зимней одеждой, хлебом, мясом.

  Ученик.                                          (слайд 13)

Меня война пахать учила.

Как мальчик с пальчик, так и я

Ходил за плугом молодчиной,

Пахал военные поля.

И точно помню: знал я точно,

Что надо фронту помогать,

Что надо срочно и досрочно,

И безогрешисто пахать.

И я пахал, пахал и сеял.

И мать, забыв и мор и глад,

Шептала богу и соседям

Про мой крестьянственный талант.

Учитель.

 Дети войны. Ведь это они, 9-15-летние, заготавливали дрова, собирали наравне с взрослыми урожай и даже перегоревшие лампочки сдавали в «ремонт», чтобы продлить им жизнь.

 Но не все дети могли работать на заводах. В деревнях и селах подростки помогали взрослым растить хлеб, овощи и кормить фронт и тыл.

- Ребята, давайте подумаем, а чем еще могли помочь дети во время войны?

(ответы детей)

1 ученик. Война поставила ребёнка на одну ступень со взрослыми, и дети не только выживали сами, но и растили своих братьев и сестёр, помогали своим семьям, своему колхозу, помогали своей стране выжить. Работали дети наравне со взрослыми от зари до зари: и коров доили, и сеяли, и сено косили. (слайды 14-15)

Собирая колоски на полях или лекарственные растения в тайге, шефствуя над ранеными фронтовиках в госпиталях или над семьями погибших воинов, будучи связными в партизанских отрядах или пастушьим кнутом подгоняя коров к грузовым вагонам, идущим на фронт, они чувствовали себя маленькими солдатами Советской армии, которая борется с фашизмом.

2 ученик Поэтому эти дети, маленькие и незащищенные сумели выстоять наравне со взрослыми. Не просто выжить, но и снести все невзгоды и тяжести, выпавшие на долю их поколения.

 Девочки шили кисеты для фронтовиков, собирали в тайге орехи, грибы, ягоды, ходили в госпиталь, помогали медицинским работникам ухаживать за ранеными, устраивали концерты и  писали письма. Да, те самые письма, которые с нетерпением, со слезами, с надеждой ждали матери, жены, сестры, дочери и все родные. Эти маленькие , тревожные, военные  треугольники…     (слайды 16-17)

Ученик.

Страшно и больно подумать о том,

Что будет завтра, за пройденным днем,

С ужасом все почтальона встречают

И треугольный конверт открывают.

Слезы струятся с морщинистых глаз,

Умер, погиб он, оставил он нас.  

Учитель.

Война – это разруха. Многие семьи оставались без крова. Их дома были разрушены в результате бомбежек. Часто люди покидали свои дома, спасаясь от оккупантов, уходили в леса, жили в землянках и шалашах.             (слайды 18-19)

 Война – это голод и холод. В годы войны дети  не доедали и погибали от голода. В городах вводились карточки, по которым люди получали минимум продуктов. Дети замерзали в землянках, умирали от болезней.

 Война – это боль и страдания. Во время бомбежек дети теряли родителей, получали ранения, становились инвалидами. Много физических и душевных мучений пережили малыши и взрослые в те тяжелые дни.

4 страница

«Дети в блокаде»

Ученик.

Блокада... Далеко как это слово

От наших мирных светлых дней

 Произношу его и вижу снова

  Голодных умирающих детей.                      (слайд 20)

Учитель.

 «Ленинградские дети»... Когда звучали эти слова, у человека сжималось сердце..      «Ленинградские дети»...  Это холод, голод, слезы, стоны.                     (слайды 21-22)

«Ленинградские дети»...  Это крики, бомбежки, разруха и смерть…

Это звучало как пароль: «Ленинградские дети».

– Беспримерной в истории по героизму и стойкости стала 900-дневная оборона Ленинграда.

Зима 1941-1942 гг. была на редкость суровой. Блокада.

Несмотря на это, осаждённый город, погружённый во тьму , голод, холод, подвергаемый бомбёжкам и артобстрелам, жил, работал, боролся.

Вместе со взрослыми к станкам встали подростки.                     (слайд 23)

Учиться в жестоких условиях зимы стало подвигом. Учителя и ученики сами добывали топливо, возили на санках воду, следили за чистотой в школе.

          Урок продолжался 20-25 мин.: больше не выдерживали ни учителя, ни школьники. Записей не вели, так как мерзли не только худые детские ручонки, но и замерзали чернила.  Сидели в пальто, в галошах, в перчатках и даже в головных уборах...

В школах стало необычайно тихо, дети перестали бегать и шуметь на переменах, их бледные и изможденные лица говорили о тяжких страданиях.

           В Ленинграде начался голод.

           В осажденном городе тысячами погибали от голода. Голод не щадил никого. Люди падали на улицах, на заводах, у станков, ложились и не вставали.

Ученик

А в голод спасала лишь корочка хлеба,

очистки картофеля, жмых.

И падали бомбы на головы с неба,

не всех оставляя в живых.

         Пришло время, когда уже не выдавали ничего, кроме хлеба.     (слайд 24)

Блокадный паек – 125 граммов хлеба из смеси опилок и пшеничной пыли с мельницы... Люди пекли печенье из столярного клея и сдирали со стен обои, чтобы съесть клейстер.

Ленинградские дети в ту зиму разучились шалить, играть, смеяться. Ученики падали от голода. У всех была общая болезнь -дистрофия. А к ней прибавилась и цинга. Кровоточили десны. Качались зубы. Школьники умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но, случалось, и прямо в классе.

Ученик

Стоит мальчишка лет пяти.

В глазах расширенных истома,

И щёки белые, как мел.

-Где твоя мама, мальчик?

- Дома.

- А где твой дом, сынок?

-Сгорел.

Он сел. Его снежком заносит.

В его глазах мутится свет.

Он даже хлеба не попросит.

Он тоже знает: Хлеба нет.

Всему миру известен дневник одиннадцатилетней ленинградской школьницы Тани Савичевой, в котором она делала краткие записи о том, как у нее на глазах умирали ближайшие родственники.                                                           (слайд 25)

Ученик

Эта тонкая тетрадка

Стоит многих толстых книг.

Пионерка-ленинградка,

Потрясает твой дневник!

Таня Савичева, Таня,

Ты в сердцах у нас жива.

Затаив на миг дыханье,

  Слышит мир твои слова.

-Блокада отняла у девочки родных и сделала её сиротой.

(на доске портрет Тани Савичевой)

          В те жуткие дни Таня вела в записной книжке страшный дневник. Девять коротких, трагических записей, сделанных детской рукой, поведали о том, что принёс фашизм семье Савичевых и другим ленинградским семьям.        

Ученик

Будьте бдительными, люди.

Люди, вслушайтесь в дневник –

В нем звучит сильней орудий

Тот безмолвный детский крик:

                                «Из дневника  Тани Савичевой».                          (слайд 26)

"Женя умерла 28 декабря в 12.00 час. утра 1941 г..

Бабушка умерла 25 янв. 3 ч. дня 1942 г.

Лека умер 17 марта в 5 час. утра 1942

Дядя Вася умер 13 апр. 2 ч. ночь 1942

Дядя Леша 10 мая в 4 ч. дня 1942

Мама 13 мая в 7.30 утра 1942

Савичевы умерли. Умерли все".

Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня.

Всю семью унесла блокада. Не выжила и Таня. Её, правда, успели вывезти из Ленинграда, но голод настолько подорвал здоровье девочки, что она умерла.

Ученик

Всё ярче звезды, небо голубей,

Но отчего-то вдруг сжимает сердце,

Когда мы вспоминаем всех детей,

Которых та война лишила детства.

Их защитить от смерти не смогли

Ни сила, ни любовь, ни состраданье.

Они остались в огненной дали,

Чтоб мы сегодня их не забывали.

И память эта прорастает в нас,

И никуда нам от нее не деться.

Что, если вдруг опять придет война,

Вернется к нам расстрелянное детство...

Учитель.

Через всю жизнь пронесли люди, пережившие блокаду, трепетное отношение к каждой крошке хлеба, стараясь, чтобы их дети и внуки никогда не испытали голода и лишений. Это отношение оказывается красноречивее слов.

-Ребята, как вы думаете, почему у людей, переживших блокаду, было особое отношение к хлебу?

-Подумайте, а  всегда ли вы правильно поступаете, когда так небрежно относитесь к хлебу?

-Задумайтесь, изменилось ли ваше отношение к хлебу после услышанного и увиденного?

-О    чем заставила  вас задуматься  эта фраза «ЛЕНИНГРАДСКИЕ ДЕТИ…БЛОКАДНЫЙ ХЛЕБ»?

(ответы детей)

5 страница

«ДЕТИ  В ФАШИСТСКИХ ЗАСТЕНКАХ»

Любая война – это боль, слезы, потери и смерть. Любая война не разбирает свои жертвы, уничтожает самое святое – жизнь детей.

Ученик

Кровь брали фашисты из тоненьких венок,

спасая немецких солдат.

Мишенью детишки стояли у стенок.

Злодейства вершился обряд.

Учитель

Многие дети попали в руки немцев, в плен, в фашистские лагеря. Фашисты выстраивали детей отдельно, взрослых отдельно. От ужаса никто не плакал, смотрели на все стеклянными глазами. Все четко усвоили урок: заплачешь – расстреляют. Вот так просто угасали жизни.                                  (слайды 27-28)

 Фашистские нелюди стреляли в детей ради забавы, чтобы посмотреть, как ребятишки в страхе разбегаются, или выбирали себе живую мишень, чтобы поупражняться в меткости. Ведь ребенок не может работать, пользы от него никакой, значит, можно убивать безнаказанно. Хотя в лагерях находилась работа и для детей. Например, выносить человеческий пепел из крематория и зашивать его в мешки, чтобы потом этим прахом удобрять землю. Заключенные в лагерях дети были донорами крови для немецких солдат.

 А как цинично их "сортировали" на пригодных и непригодных к работе. Вышел ростом, дотягиваешься до нарисованной на стене барака линии - будешь служить "великой Германии", ниже необходимой отметки – отправляйся в печь. И отчаянно тянулись вверх ребята, становились на носочки, казалось, обманут, останутся в живых, но беспощадной машине рейха малыши не нужны, она пустит их в топку, чтобы наращивать и наращивать обороты.

Звучит песня «Хотят ли русские войны..»

6 страница

«ДЕТИ  -ПАРТИЗАНЫ»

Учитель

В те страшные горестные годы Великой отечественной войны дети быстро взрослели. В тяжкое для страны время они в свои 10-14 лет уже сознавали причастность своей судьбы к судьбе Отечества, сознавали себя частицей своего народа. Они старались ни в чем не уступать взрослым, часто даже рискуя жизнью.

Ближайшими помощниками партизанских оружейников, пекарей, врачей, портных, кузнецов, землепашцев были подростки. Дети сельских местностей рано привыкают к труду, и неудивительно, что 7-8-летние мальчишки и девчонки вместе с более старшими подростками становились настоящими  бойцами .          (слайд 29)

Буквально под носом фашистов подростки собирали патроны, гранаты, пистолеты, винтовки. Им приходилось прятать оружие, а затем тайком передавать его партизанам.

Тяжела была работа детей тех лет: они дежурили на крышах, на призывных пунктах, разносили повестки военнообязанным, строили бомбоубежища, тушили зажигательные бомбы, рыли водоемы, засыпали чердаки... Старались сделать все, что могли, старались ни в чем не отстать от взрослых.

Большой вклад в разгроме фашистской Германии принадлежит партизанскому движению.

Многие пионеры участвовали в партизанских отрядах, где использовались нередко в качестве разведчиков и диверсантов, а также при проведении подпольной деятельности.

Дети войны... Сколько их, маленьких отважных сердец, сколько любви и преданности своей Родине... Кто они, эти мальчишки и девчонки? Бесстрашные герои... Орлята Великой Отечественной войны!

Ученик

Вспомним всех поименно,

Горем вспомним своим...

  Это нужно -  не мертвым,                                            

Это надо - живым!

Р.Рождественский. Реквием.

                                                         1 ученик                                     (слайд 30)

Леня Голиков.  Юный партизан Леня Голиков получил Звезду Героя в самый разгар войны. Леня Голиков был партизанским разведчиком. Он принимал участие в 27 боевых операциях: брал языков, взрывал моты и склады, уничтожал вражеские боеприпасы.

В августе 1942 года, находясь в разведке, Голиков подорвал легковую машину немецкого генерала и добыл портфель с ценными документами. За этот подвиг Голиков был представлен к званию Героя Советского Союза. Погиб Леня Голиков в декабре 1942 года, когда его партизанский отряд, прорываясь из окружения, отбивался от немцев.

                                                          2 (слайд 31)

Зина Портнова. В июне 1941 года ленинградская школьница Зина Портнова приехала на летние каникулы к бабушке в белорусскую деревню. Но началась война, деревню заняли фашисты, и Зина стала помогать подпольщикам. Потом ее перевели к партизанам. Два года Зина была разведчицей. Выдал ее предатель… Допрашивал Зину сам начальник гестапо. Во время допроса Зине удалось выхватить у него пистолет. Она застрелила гестаповца и двух офицеров и бросилась бежать. Но фашисты настигли ее. Никакие пытки не смогли сломить девушку – она ничего не сказала фашистам о подполье.

Фашисты расстреляли юную партизанку. Уже после войны ей присвоено звание Героя Советского Союза.

                                                             3 ученик                                 (слайд 33)

Марат Казей.  Еще один юный партизан – белорусский школьник Марат Казей. В свои 15 лет он ходил в разведку, участвовал в рейдах, подрывал эшелоны. В одном из боев, раненный, поднял своих товарищей в атаку и пробился сквозь вражеское кольцо. За этот бой Марат получил медаль «За отвагу».

        В мае 1944 года Марат погиб. Возвращаясь с задания, Марат и его командир наткнулись на немцев. Кругом было чистое поле, укрыться было негде. Командира убили сразу., Марат был тяжело ранен, но он отстреливался до последнего патрона. Потом у него остались две гранаты. Одну он бросил в немцев, а вторую взорвал, когда немцы подошли совсем близко.

 Уже после войны Марату Казею посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

                                                       4 ученик                                     (слайд 34)

Володя Дубинин. Вся страна узнала после войны имя керченского мальчика Володи Дубинина. Ему было 13 лет. Он был разведчиком в партизанском отряде. А отряд этот находился не в лесу, а в каменоломнях Крыма. Немцы перекрыли все выходы из подземелий. Пробраться на поверхность могли только мальчишки.      Володя Дубинин был командиром группы разведчиков. Не раз он выходил из каменоломен и пробирался назад практически на глазах немецких часовых. Он приносил партизанам ценные сведения. Однажды ему удалось узнать, что немцы собираются затопить каменоломни. Он успел предупредить партизан, и операция немцев была сорвана, а отряд остался цел.

 Володя Дубинин погиб, когда помогал морякам, освободившим Керчь, разминировать проходы к каменоломням.

Звучит песня «Орленок» (муз. В. Белого, сл. Я. Шведова).

Учитель

-Как вы думаете, какая сила двигала этими детьми, что заставило их переступить через страх смерти?          

  (ответы детей)

- Как вы понимаете значение слов «подвиг», «героический поступок»?

(ответы детей)

Учитель

 «Подвиг», «героический поступок» - это поступок во имя других. Совершая подвиги, люди не думают о себе.

-Я предлагаю вам выполнить еще одно важное «боевое» задание:

«Представьте себе,  что вы пошли в разведку. А каждый разведчик должен быть внимательным,  наблюдательным, иметь хорошую память.

 Прочитайте слова в течение 2 минуты, запомните и постарайтесь их воспроизвести. (работа в группах)

                       

(детям раздаются листочки со словами)

Солдат,  оружие, снаряд, атака, герой, победа, самолет, разведчик,  медсестра, отвага, шинель, батальон, мужество, подвиг, Родина, доблесть,  Отечество, снаряд, смелость, салют.

7 страница

«ДЕТИ  И НАГРАДЫ»

Учитель

Беспощадной волею войны дети оказались в пекле страданий и невзгод. Но они вели себя, как герои, осилили и стерпели то, что, казалось бы, и взрослому преодолеть не всегда под силу. А они смогли.

В годы Великой Отечественной более 35 тыс. пионеров - юных защитников Родины были награждены боевыми орденами и медалями.                         (слайд 35)

За боевые заслуги десятки тысяч детей и пионеров были награждены орденами и медалями:

Орденом Ленина

Орденом Красного Знамени

Орденом Отечественной войны 1-й степени

Орденом Красной звезды

Сотни пионеров были награждены медалью «Партизану Великой отечественной войны», свыше     15 000 — медалью «За оборону Ленинграда», свыше 20 000 - медалью «За оборону Москвы».

  Четверо пионеров-героев были удостоены звания Героя Советского Союза:       Лёня Голиков, Марат Казей, Валя Котик, Зина Портнова

В наших сердцах всегда будет жива память о тех, кто погиб на этой безжалостной суровой войне.

Мы помним всех: героев и рядовых, солдат и офицеров, мальчишек и девчонок, погибших за нашу святую землю, за Россию.                   (слайд 36)

Дети войны - и веет холодом,

Дети войны – и пахнет голодом,

Дети войны – и дыбом волосы:

На челках детских седые волосы…

Дети войны - боль отчаянна!

  И сколько надо им минут молчания!                   (слайд 37)

                          Зажигаются свечи…

Объявляется минута молчания…    

8 страница

«ПАМЯТИ ПАВШИХ»

        Дети войны …

 Они отдали своё детство за победу, детство – солнечное, с книгами, смехом, праздниками. Отдали, чтобы земля процветала, чтобы люди рождались и жили под солнечным мирным небом.

Проходит время, годы пролетают, десятилетия, а боль не утихает. Мертвых не воскресить, но пусть в венки, которые ложатся на их могилы, вплетается весть о суровом возмездии убийцам...                                                                    

Ученики

Знаем мы всех героев бесстрашных.

Преклоняем колена перед памятью павших,

И ложатся цветы на гранитные плиты...

Да, никто не забыт, и ничто не забыто.

Тринадцать миллионов детских жизней

Сгорело в адском пламени войны.

Их смех фонтанов радости не брызнет

На мирное цветение весны.

Им скорбный монумент воздвигнут в Польше,

А в Ленинграде – каменный Цветок,

Чтоб в памяти людей остался дольше

Прошедших войн трагический итог.

Тринадцать миллионов детских жизней -

Кровавый след коричневой чумы.

Их мертвые глазёнки с укоризной

Глядят нам в душу из могильной тьмы…

                                       Памятники детям войны                  (слайды 38-39)

Звучит фонограмма песни «Ничто не забыто, никто не забыт» (муз. А. Новикова, ел. В. Харитонова).

9 страница

«КНИГА ПАМЯТИ »

Еще живут на свете люди, которые прошли фронтовыми дорогами Великой Отечественной войны, трудились для Победы в тылу. Еще можно взглянуть на лица этих людей, посмотреть в их глаза, услышать простые бесхитростные рассказы о тех временах…

-Ребята, расскажите воспоминания своих прабабушек и прадедушек, а также родных и близких, чье детство опалила война. Давайте послушаем эти воспоминания…

(дети рассказывают воспоминания своих родных)

Наш долг – хранить память об этом подвиге, уважение к стойкости, мужеству, беззаветной любви к своему Отечеству и передать это следующим поколениям

Сколько бы лет ни прошло с того трагического дня, когда началась война, в памяти народной всегда будут живы безмерные страдания военных лет и огромное мужество народа.

-Давайте сегодня начнем писать  нашу классную «Книгу памяти», в которую будем вносить все воспоминания о войне ветеранов и участников , вырезки из газет о детях войны, ваши рисунки, стихи о детях войны, ваши собственные стихи и другие материалы о войне.

Пусть это будет нашим вкладом в общее дело «Памяти павших…»

                                                                                                            (слайды 40-42)

          Дети войны – у этого поколения было трагическое, горькое детство. Теперь у многих детей войны тяжелая, одинокая старость. Они нуждаются в вашем внимании, в добром слове.

-Как мы можем помочь этим людям?  (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)

Учитель

 Сегодня мы с вами говорили о детях-героях. Эти девочки и мальчики не играли в войну – они показали чудеса храбрости и мужества и погибли по-настоящему. Они не были специально обученными  и совершали подвиги не за деньги, не за награды – просто они очень хорошо знали цену таким словам, как «патриотизм», «подвиг», «доблесть», «самопожертвование», «честь», «Родина». О них написано много книг, стихов, песен, снято художественных фильмов. Их именами названы улицы, школы… Ведь жить – значит оставаться в благодарной памяти людей!

       -  Многие из ребят, о которых вы услышали сегодня, были буквально вашими ровесниками. Можете ли вы представить себя на их месте?

Скоро вы вырастете, станете взрослыми, и каждый из вас сможет встать на защиту своего Отечества.

-Что значит защищать Родину?

-Какие качества, на ваш взгляд. Нужны защитнику Отечества?

(ответы детей)

Учитель

-Пусть всегда в вашей жизни будет чистое небо над головой и рядом родные и близкие люди.                                                                                                    (слайд 43)

Так радуйтесь солнцу, любите жизнь и творите добро!

ПЕСНЯ «НЕ ОТНИМАЙТЕ СОЛНЦЕ У ДЕТЕЙ»

Слова В. Попкова, музыка Е. Лучникова,

(звучит аудиозапись, дети поют песню)

Один рассвет для всех горстями дарит солнце

Наш звонкий детский смех о души взрослых бьётся.

Луч солнца из окна, что утром мирно светит,

Ты защити страна, чтоб жили твои дети.

ПРИПЕВ  

Не отнимайте солнце у детей

И жизнь земли вовеки не прервётся,

Чтоб над землёй, звучало каждый день:

Пусть всегда будет солнце,

Пусть всегда будет солнце.

Мы вырастим и всё поможем вам исправить.

И крест ваш понесём, и не порушим память.

Луч солнца из окна, что утром мирно светит,

Ты защити страна, чтоб улыбались дети.

ПРИПЕВ

Пусть мирно живут на планете,

Пусть дети не знают войны,

Пусть яркое солнышко светит!

Мы дружной семьёй быть должны.

ПРИПЕВ

Список литературы

1. Журнал «Воспитание школьников» №3 2004, №6 1998, №9 2003

2. Журнал «Классный руководитель» №5 2004, №8 2004

3. Каверина М. А. Воспоминания о детстве в годы войны.

4. В. В бою и труде. Подростки в Великой Отечественной войне .    Москва. «Молодая гвардия»1982

Ресурсы интернета:

• http://perm.psu.ru/school136/1945/antifashist/s136g2/index.htm - Дети войны

• http://www.sergiev-posad.ru/gord/history/?id=3852 – Война и дети

• http://www.world-war.ru/cat_index_130.html - Непридуманные рассказы о войне. Дети на войне

• http://www.a-z.ru/women_cd2/15/i8_1481-17.htm - военные фотографии

• http://www.a-z.ru/women_cd2/4/index.htm - дети в период ВОВ

http://vladnews.ru/2162/Pamat/Ih_frontom_byl_tyl_Kto_i_kak_ocenivajet_vklad_etih_ludej_v_Pobedu - Их фронтом был тыл.

• http://www.mashportal.ru/company_news-7765.aspx - о Пермском моторном заводе