7 Для Вас, родители.
Обнимайте почаще детей
И любовью своею балУйте ,
Чтобы не было пасмурных дней ,
Каждый раз их в макушку целуйте !
Говорите роднулькам своим ,
Что прекраснее нет их на свете ,
Что гордитесь вы чудом таким ,
И дороже их нет на планете .
Обнимите , прижмите к груди ,
Пусть ребенок услышит стук сердца ,
Вспоминать его будет в " пути ",
Что в родительском сердце есть дверца .
Время быстро , увы , пролетит ...
Детки вырастут и разлетятся ,
Им любовь ваша жизнь осветит
И в беде не позволит им сдаться .
Обнимайте почаще детей
И любовью своею балУйте ,
Сколько ни было лет им иль дней ,
Каждый раз их в макушку целуйте !!!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Полезные советы для родителей. | 25.34 КБ |
Развитие мелкой моторики | 14.03 КБ |
Что нужно знать родителям, дети которых плохо пишут и читают. | 17.49 КБ |
Конспект собрания для родителей будущих первоклассников. | 32.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Полезные советы родителям.
1.Хорошо или плохо идёт воспитание – об этом достоверно можно судить по тому, может ли ваш ребёнок сказать: “Я счастлив!”.
2.Не слишком надейтесь на собственный пример, увы, только дурные примеры заразительны. Пример, конечно, важен, но только в том случае, если вы уважаете своего ребёнка.
3.Ваш ребёнок добивается свободы от родителей? Значит, в семье что-то не в порядке, в хорошей семье дети чувствуют себя свободными, им и в голову не приходит восставать против родителей.
4.Мы не хозяева жизни своих детей, мы не можем знать их судьбы. Мы не до конца знаем, что хорошо, а что плохо для их будущего, поэтому будем осторожнее во всех решениях, которые могут влиять на путь ребёнка.
5.Когда мы говорим с детьми, мы всегда уверены в том, что это и есть истина, но мы не замечаем, что иногда срамимся в глазах своих детей. Не бойтесь детских сомнений в вашей правоте.
6.Присматривать за детьми надо, безнадзорных детей может подстеречь беда.
7.Учитесь управлять своей интонацией, безошибочная интонация может сгладить даже педагогическую ошибку.
8.Чаще говорите ребёнку главные слова: “Не горюй! Не унывай! Не бойся! Не пищи!”.
9.Защищать или не защищать своего ребёнка от обидчиков – один из самых трудных вопросов воспитания, но не оставляйте его одного, если чувствуете, что он обижен.
10.Иногда дети принимают все школьные неприятности слишком близко к сердцу. Постоянно учите их различать, что важно, а что не очень.
11.Если дети слишком увлечены телевизором: не ходят гулять и потеряли друзей, то телевизор должен ... сломаться. Хотя бы на 2–3 месяца, пока дети не придут в себя. А как же взрослые? Воспитание детей, как искусство, требует жертв.
12.Вспомните, давно ли слышали смех в вашем доме? Чем чаще смеются дети, тем лучше идёт воспитание.
13.Джон Стейнбек говорил: “Мальчик становится мужчиной, когда возникнет необходимость в мужчине”. Хотите вырастить мужчину – создавайте такую необходимость в доме.
14.Вы пришли домой и увидели, что ваш восьмилетний сын и его гости буквально разгромили дом. Поймём, что злого умысла не было: просто играли дети в прятки, воспользуемся этим случаем, чтобы сказать: “Ничего, давай убирать вместе”.
15.Говорите сыну или дочери: “Людям должно быть с тобой легко”. Не бойтесь повторять это.
16.Никогда не попрекайте ребёнка ни возрастом: “Ты уже большой!”, ни полом: “А ещё мальчик!”, ни куском хлеба: “Мы тебя кормим, поим”.
17.Старайтесь никого не критиковать при детях. Сегодня вы скажете дурное о соседе, а завтра дети будут плохо говорить о вас.
18.Самое трудное в воспитании – научить детей человеколюбию. Любить детей бывает трудно. Хвалите ребёнка, но ещё чаще хвалите людей в его присутствии.
19.Руссо считал, что ребёнок должен знать: насколько он будет хорош с окружающими, настолько они будут с ним хороши.
20.Родителей раздражает, когда дети их не слушаются с первого слова. Научитесь повторять просьбу без раздражения и увидите, как спокойно станет в вашем доме.
21.Когда вы браните ребёнка, не употребляйте слов: “Ты всегда”, “Ты вообще”, “Вечно ты”... Ваш ребёнок вообще и всегда хорош, он лишь сегодня сделал что-то не так, об этом и скажите ему.
22.Есть дети, которых не возьмёшь ни наказаниями, ни добром, но великодушное отношение, в конце концов, спасает их.
23.Как? Вы ещё ставите ребёнка в угол? Это уже не делает никто в Европе. Вы безнадёжно отстали от педагогической моды.
24.Когда ребёнок выходит из дому, обязательно проводите его до двери и скажите на дорогу: “Не торопись, будь осторожен”. Это надо повторять столько раз, сколько раз ребёнок выходит из дому.
25.Говорят: “Как пройдёт первый день года, так пройдёт весь год”. Хвалите ребёнка с утра до вечера!
27.Внушайте ребёнку давно известную формулу психического здоровья: “Ты хорош, но не лучше других”.
28.Скажите ребёнку: “Не будь чистюлей – в классе не любят чистюль, не будь грязнулей – в классе не любят грязнуль. Будь попросту аккуратным”.
29.Обычно, когда ребёнок возвращается из школы, его спрашивают: “Тебя вызывали? А какую отметку получил?”. Лучше спросите его: “Что сегодня было интересного?”
Памятка родителям от ребёнка:
- Не балуйте меня, вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что не обязательно предоставлять мне все, что я запрашиваю. Я просто испытываю вас.
- Не бойтесь быть твердым со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определить свое место.
- Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучает меня к тому, что считаться нужно только с силой.
- Не давайте обещаний, которые вы не сможете исполнить. Это ослабит мою веру в вас.
- Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Иначе я стану “плаксой” и “ нытиком”.
- Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.
- Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращаю гораздо больше внимания на ваши замечания, если вы говорите мне все спокойно с глазу на глаз.
- Не пытайтесь обсуждать мое поведение в самый разгар конфликта. Мой слух притупляется в это время, и у меня остается мало желания сотрудничать с вами. Будет лучше, если мы поговорим об этом позже.
- Не пытайтесь читать мне наставления и нотации. Вы будете удивлены, узнав, как великолепно я знаю, что такое хорошо и что такое плохо.
- Не заставляйте меня чувствовать, что мои поступки – смертельный грех. Я должен научиться делать ошибки, не ощущая при этом, что я ни на что не годен.
- Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать, то я буду вынужден защищаться, притворяться глухим.
- Не забывайте, что я люблю экспериментировать. Это мой способ познавать мир, поэтому, пожалуйста, смиритесь с этим.
- Не защищайте меня от последствий моих ошибок. Я учусь на собственном опыте.
- Относитесь ко мне так же, как вы относитесь к своим друзьям. Тогда я тоже стану вашим другом.
И самое главное, Я Вас так сильно люблю! Пожалуйста, ответьте мне тем же…
Предварительный просмотр:
Развитие мелкой моторики
1. Ребенок опускает кисти рук в сосуд, заполненный каким-либо однородным наполнителем (вода, песок, различные крупы, дробинки, любые мелкие предметы). 5 - 10 минут как бы перемешивает содержимое. Затем ему предлагается сосуд с другой фактурой наполнителя. После нескольких проб ребенок с закрытыми глазами опускает руку в предложенный сосуд и старается отгадать его содержимое, не ощупывая пальцами его отдельные элементы.
2. Опознание фигур, цифр или букв, "написанных" на правой и левой руке.
3 Опознание предмета, буквы, цифры на ощупь поочередно правой и левой рукой. Более сложный вариант - ребенок одной рукой ощупывает предложенный предмет, а другой рукой (с открытыми глазами) его зарисовывает.
4. Лепка из пластилина геометрических фигур, букв, цифр. Для детей школьного возраста лепка не только печатных, но и прописных букв. Затем опознавание слепленных букв с закрытыми глазами.
5. "Резиночка". Для этого упражнения можно использовать резинку для волос диаметром 4-5 сантиметров. Все пальцы вставляются в резинку. Задача состоит в том, чтобы движениями всех пальцев передвинуть резинку на 360% сначала в одну, а затем в другую сторону. Выполняется сначала одной, потом другой ру6кой.
6. Перекатывание карандаша между пальцами от большого к мизинцу и обратно поочередно каждой рукой.
7. "Повтори движение" (вариант игры Б. П. Никитина "Обезьянки") Взрослый, садясь напротив ребенка, делает пальцами своей руки какую-либо "фигуру" (какие-то пальцы согнуты, какие-то выпрямлены - любая комбинация). Ребенок должен точно в такое же положение привести пальцы своей руки - повторить "фигуру". Задание здесь усложняется тем, что ему ее еще необходимо зеркально отразить (ведь взрослый сидит напротив). Если данное задание вызывает у ребенка сложности, то сначала можно потренироваться, проводя упражнение сидя рядом (а не напротив ребенка). Так ему будет легче копировать положение пальцев руки.
8. Игры с рисованием. Если у ребенка плохо развита мелкая моторика и ему трудно обучаться письму - то можно поиграть в игры с рисованием. Скажем, обводить наперегонки квадратики или кружочки или продвигаться по нарисованному заранее лабиринту (наиболее интересно, когда ребенок рисует лабиринт для родителя, а родитель - для ребенка. И каждый старается нарисовать по запутаннее. Сейчас в продаже есть много разных трафаретов всевозможных геометрических фигур, животных, но, в принципе, их легко изготовить и самим.
Предварительный просмотр:
ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ, ДЕТИ КОТОРЫХ С ТРУДОМ ПИШУТ И ЧИТАЮТ
В последние годы появилось достаточно большое количество школьников, которые с трудом осваивают родной язык как учебный предмет. Родители жалуются на невнимательность детей, неусидчивость, нежелание учиться, негуманитарный склад ума и т.п. В ряде случаев родители правы, но подчас за этим стоят более серьезные вещи: физиологические, психологические, неврологические и речевые проблемы. Трудности в овладении навыками письма и чтения дефектологи называют дисграфией и дислексией. И очень часто эти два диагноза стоят рядом. Если есть что-то одно, то имеется и другое.
Дисграфия (от греческого "дис" - затруднение, нарушение, отклонение от нормы; "графо" - писать, изображать) - частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажения звуко-слоговой структуры слова, нарушения слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизмы на письме.
Письмо как вид речевой деятельности предполагает фиксацию собственных мыслей с помощью определенного графического кода. Письмо - сложнейший вид деятельности, в его формировании участвуют все отделы коры головного мозга. Психофизической основой письма является взаимодействие работы различных анализаторов - речедвигательного, слухового, зрительного, рукодвигательного. При письме происходит взаимодействие таких психических процессов как мышление, память, внимание, воображение, речь внешняя и внутренняя.
Процесс письма состоит из пяти психофизических компонентов:
1.Акустический (услышать и выделить звук).
2.Артикуляционный (уточнить звук, состав слова, установить последовательность звуков).
3.Зрительный (представление графического образа звука, перевод звуковой структуры в графические знаки).
4.Удерживание в памяти графических символов и их правильная пространственная организация.
5.Наличие устойчивого внимания, знание орфографических и пунктуационных правил.
При письме нужно произвести фонематический анализ слова, соотнести каждую фонему с буквой, написать буквы в определенной последовательности.
Процесс письма проходит несколько стадий: понимание того, о чем будем писать, его программирование; оречевление и графический код. Процесс письма фактически является обратным процессу чтения.
Написать слово значительно труднее, чем прочитать его. Трудности в овладении письмом обусловлены тем, что либо каждый из процессов, необходимых для написания слова, либо какая-то часть из них у ребенка несовершенны. Недостаточность фонематического анализа затрудняет процесс разделения слов на составные части и препятствует точному распознанию каждого из выделенных звуков. Из-за недостатков произношения трудно производить звуковой анализ и синтез слов. Из-за нарушения моторной сферы (недостаточная координация соответствующих движений мышц пальцев, неустойчивость всей кисти руки и т.п.) наблюдаются ошибки в начертании букв, пространственной ориентировки на листе бумаги, строчке.
Начинать работу по профилактике дисграфий следует еще в дошкольном возрасте. Уже тогда у ряда детей могут иметься предпосылки к развитию в дальнейшем дисграфий. Если трехлетний ребенок говорит "ем ложком" (по аналогии с "режу ножом"), то это укладывается в рамки нормального речевого развития, т.к. здесь употребляется типичная для русского языка форма творительного падежа, хотя и неправильная для данного существительного. Но если ребенок говорит "ем ложкая", то это выходит за рамки. В дошкольном возрасте речь идет об изжитии аграмматизмов в устной речи детей, а при успешном решении этой задачи они уже не появятся в письменной речи. Если же занятия с логопедом не принесли должного результата, или ребенок не занимался с логопедом, и родители видят огромное количество ошибок при письме ребенка, то следует возобновить занятия (или начать их). Дисграфия не исчезнет сама, ее нужно корригировать и исправлять.
Дислексия (от греческого "дис" - нарушение, отклонение от нормы, затруднение и "лего" - читать) - это состояния, основное проявление которых - стойкая, избирательная неспособность овладеть навыком чтения. Стойкая неспособность овладеть слогослиянием и автоматизированным чтением целыми словами, что нередко сопровождается недостаточным пониманием прочитанного. В основе расстройства лежат нарушения специфических церебральных процессов ("церебро" - головной мозг (лат.)), в целом составляющих основной базис навыка чтения.
Чтение - вид речевой деятельности, в процессе которого буквенный код переводится в звуковой и осуществляется понимание прочитанного материала. Психофизической основой процесса чтения является взаимодействие работы зрительного, речедвигательного, слухового анализаторов и таких психических процессов, как мышление, речь, память, внимание, воображение. Чтение - это один из видов письменной речи, являющейся более поздним и сложным видом, чем устная речь. Формируется чтение на базе устной речи.
Уметь читать - это значит уметь:
- соотнести имеющиеся представления о зрительном образе речевой единицы (слова, словосочетания, предложения) с увиденным (написанным) - увидеть;
- соотнести зрительный образ речевой единицы с ее слухоречедвигательным образом - произнести;
- соотнести зрительный образ речевой единицы с его значением - понять.
Определяют четыре этапа чтения в зависимости от механизма процесса чтения:
1.Овладение звукобуквенными обозначениями.
2.Этап аналитического чтения, при котором единицей чтения является буква-слог и понимание отстает от произношения (послоговое чтение).
3.Этап становления синтетических приемов чтения, при котором единицей чтения является слово, а понимание приближается к произношению.
4.Этап автоматизированного (синтетического) чтения, единицей чтения является словосочетание, предложение или абзац, а понимание опережает произношение.
Умения, необходимые для успешного формирования процесса чтения:
- Сформированность фонематического восприятия (дифференциации и различения фонем).
- Сформированность фонематического анализа (выделение звуков из речи).
- Сформированность зрительного анализа и синтеза (определение сходства и различия букв).
- Сформированность пространственных представлений (лево - право, верх - низ, большой - маленький, на, под, за, около, рядом и т.п.).
- Сформированность зрительного мнезиса (возможность запоминания зрительного образа букв).
- Сформированность связной устной речи (классификация предметов; обобщение предметов; правильные и грамматически верные ответы на вопросы; объяснение назначения предметов).
- Эмоциональная развитость ребенка (устойчивое внимание, умение работать самостоятельно, быстрая переключаемость с одного задания на другое, четкое выполнение инструкций взрослого и т.п.)
- Хорошо развитая мелкая и крупная моторика.
- Сформированность умения общаться со сверстниками.
В группу риска детей с дислексией попадают те школьники, у которых имеется:
- нарушение фонематического слуха;
- нарушение пространственного восприятия;
- нарушение взаимодействия между слуховыми, зрительными и кинестетическими восприятиями и представлениями (движение, положение в пространстве);
- нарушения поведения и работоспособности;
- плохое запоминание знаков;
- плохая дифференциация звуков и букв;
- плохое сливание звуков;
- трудности осуществления звукового анализа слова.
При дислексии одно и тоже слово ребенок может прочитать и верно и неверно, ошибочное прочтение с каждой попыткой выглядит по-новому. Многие дети трудности при прочтении пытаются обойти путем угадывания слов, опираясь при этом на начальную часть слова или на сходство звучания, более старшие - на контекст. Понимание прочитанного либо затруднено, либо полностью отсутствует (механическое чтение).
Встречаются и такие варианты дислексии, когда при очень низком качестве техники чтения, большом количестве допущенных ошибок, ребенок может довольно полно пересказать основное содержание прочитанного. Встречаются и случаи противоположного характера: при довольно беглой технике чтения ребенок почти ничего не понимает из прочитанного.
Полностью устранить дисграфию и дислексию достаточно сложно, но это не значит, что не нужно работать над этим. Следует обратиться за помощью к нейропсихологу или логопеду-дефектологу, четко выполнять все рекомендации специалиста и положительный результат обязательно придет.
Запишитесь на консультацию к логопеду, помогите вашему ребенку!!!
Предварительный просмотр:
Собрание для родителей будущих первоклассников
«Первоклассник»
Школьное обучение никогда не начинается
с пустого места, а всегда опирается
на определённую стадию развития,
проделанную ребёнком
Лев Семенович Выготский
Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка, т.е. от развития умственных способностей ребёнка. Зависят они и от работы родителей с детьми. От их общения со своим ребёнком и воспитания.
Подготовка детей к школе - задача комплексная, многогранная и охватывает все сферы жизни ребенка.
Наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять.
В этом заключается деятельностный подход (сознание формируется в деятельности), который лежит в основе государственных образовательных стандартов. Через действие начинается понимание.
И школа должна получить первоклассника с таким набором сформированных возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования, чтобы в дальнейшем их ребенок стал успешным учеником. Ведь успешный ученик- успешный человек.
Сегодня приглашены родители, поэтому я хочу Вам дать несколько советов по подготовке детей к школе. Обратить Ваше внимание на те трудности, с которыми я столкнулась в этом году со своими первоклашками. Я считаю, что родители в первую очередь должны быть заинтересованы в том, чтобы их ребенок стал успешным учеником.
Советы родителям
1. «Общее развитие»
Первый год учебы в школе имеет большое значение. От него во многом зависит, как будет учиться ребенок в дальнейшем. Первый класс - серьезное испытание как для ребенка, так и для родителей. Многие родители считают, что подготовить ребенка к школе – значит научить его считать, читать, писать. Однако, не зная современных требований, родители рискуют научить ребенка так, что учитель будет вынужден не учить его, а переучивать и прилагать большие усилия, чтобы ликвидировать результаты неправильной подготовки ребенка к школе.
Конечно, научить ребенка читать, считать можно, но очень важно сделать это в соответствии с теми требованиями, которые представляет современная школа. Немаловажную роль в готовности ребенка к обучению играет запас знаний, который он с помощью взрослых и самостоятельно приобрел за первые 6-7 лет своей жизни. Каждому первокласснику необходимы знания о жизни нашей страны,
о родном городе или селе,
о труде взрослых членов семьи,
о природе родного края.
В процессе приобретения этих знаний и формируется столь необходимая первокласснику интеллектуальная активность, рождается радость познания.
Учение – это повседневный труд, он требует от ребенка умственных усилий, напряженной воли, внимания. Малышу надо учиться слушать учителя, запоминать сказанное. Наибольшие трудности в младших классах испытывают дети, не умеющие связно, последовательно и ясно излагать свои мысли, объяснять то или иное явление. Трудно и тем детям, которым впервые приходится постигать смысл слов «надо» и «нельзя».
Не менее важное условие подготовленности ребенка к школе – умение жить в коллективе, считаться с интересами окружающих детей. Если ребенок ссорится по пустякам, не умеет правильно оценивать свое поведение, ему трудно привыкать к школе.
Успехи в школе напрямую зависят от состояния здоровья ребенка. Ежедневно посещая школу, малыш привыкает к ритму ее жизни, к распорядку дня, учится выполнять требования учителя. Частые заболевания выбивают ребенка из привычного ритма школьной жизни. Поправившись, ему приходится догонять класс, и от этого многие теряют веру в свои силы.
Всем родителям необходимо своевременно проконсультироваться у логопеда. Вовремя начатые занятия помогут ребенку исправить дефект речи. Иначе под влиянием заикания, картавости, шепелявости и других дефектов речи ребенок становится стеснительным, замкнутым. Кроме того дефекты речи затрудняют овладение грамотой, тормозят формирование навыка правильного письма.
Обращайте свое внимание на общее развитие ребенка, расширяйте его кругозор, стремитесь к тому, чтобы сделать активной его мысль. Любознательность, пытливость, желание узнать – это те самые первые школьные черты характера, которые следует развивать и воспитывать в ребенке.
2. О чтении до школы.
В школу приходят дети, которые умеют читать. Как правильно организовать дошкольную подготовку ребенка по изучению родного языка.
1 Главная ошибка, которую допускают взрослые при обучении, - это неправильное произношение звуков. Дети часто произносят звуки с призвуками [мэ] вместо [м] и тд В школе эта ошибка мешает им составлять схемы, которым сейчас при обучении грамоте уделяется.
Игра «Магазин» (игра с аудиторией)
Пусть ребенок представит, что должен пойти в магазин и купить только те продукты, в названиях которых есть звук [с]. Спросите, что он купит?
(масло, сметана, колбаса, сыр, сало, сок, капуста, свекла, соль…)
После того как запас слов-названий продуктов со звуком [с] закончится, то предложите купить продукты в названии которых есть звук [сꞌ]
( овсянка, селедка, апельсин, гусь…)
«Подумай и не торопись» (игра с аудиторией)
1 Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стоЛ:
(ласточка, лампочка, лак..)
2 Вспомни птицу, название которой начинается на последний звук слова леС:
(соловей, скворец, сокол…)
3 Постановка ударений в словах. Часто приходится поправлять детей при их ответах. А когда проходит тема изучения слов одинаковых по написанию, но различных по значению из-за постановки ударения, то трудности возникают при составлении предложений.
4 Словарный запас очень мал. Дети составляют предложения из 2-3 слов, состоящих в основном из основы: Собака ночью спит. Коля пришел.
Игра «Длинные и короткие слова»
Учим детей превращать короткие слова в длинные:
Кот- кошка, котёнок, котик;
Лис- лиса, лисица, лисёнок.
Нос- носик, носище, носок.
Лес-
Прохлопайте вместе с малышом длительность звучания слов. (сколько слогов, столько ударов)
О развитии речи.
1.Прежде всего следует уяснить: умеет ли ребенок общаться, свободно выражать свои мысли. Статистика свидетельствует о печальном факте, что большинство детей…не могут выражать свои мысли и принимать участие в беседе. Поэтому стоит задуматься, как привить им навыки общения, усовершенствовать их устную речь.
Шагая с ребенком по улице, отвлекитесь от своих мыслей, прислушайтесь к его болтовне. А потом и сами спросите:
- Как ты думаешь, о чем расскажет нам сосулька?
- Интересно, о чем размышляет этот нахохлившийся воробей?
- Давай сочиним сказку про мороз.
Разговаривать с ребенком можно об очень многом, стоит только взглянуть на окружающий мир.
Пересказ
1.А дома возьмите легкую для понимания книгу, можно сказки. Прочитайте одно предложение и попросите ребенка пересказать (лучше «своими словами»). Когда одно предложение он будет перескажет, то прочитайте ему второе, а ребенок снова кратко перескажет вам первое предложение и второе. Вы читаете третье предложение, а ребенок заново пересказывает все три и.т.д.
Точно так же прочитайте и перескажите второй абзац, затем первый и второй абзац вместе. Прибавьте третий и т.д. (10-15 мин)
2 Если он знает буквы или несколько букв, то возьмите любую сказку с крупным шрифтом и попросите просмотреть последовательно слова и зачеркнуть, например букву «а», в течение 5 минут. Вместе проверьте, нет ли ошибок. Объясните ребенку что быть внимательным- это значит, например, не пропускать буквы. Можете за это дать ему любое поощрение: поцеловать, конфетку и т.д.
3 Усложните задание: букву «о» обвести в кружок, а букву «п» - в квадрат. Нарисуйте образец, чтобы или покажите сначала сами как правильно выполнить это задание.
4 Возьмите существительные (например, сыр, лук, лес, кот…) Ребенок выбирает одно слово и, представляя предмет как целое, делет его на элементы. Сначала называет элементы вслух, а затем по мере освоения упражнения, мысленно перебирая элементы, ставит палочки на бумаге.
Например: кот – тело, лапы, когти, хвост, нос, уши, шерсть и т.д.
Посчитайте, сколько палочек ребенок поставил за 3 минуты. (Вначале «вслух»: хорошо-50, отлично 60.
(Провести игру на время с группами: дать картинки (суп, цветок, коза, машина)
5 Постройте смысловой ряд и догадайтесь, какое будет четвертое слово:
Например: карандаш- бумага, мел - … (доска) Если карандаш пишет по бумаге, то мел пишет по доске. (Группы отвечают)
1 Гвоздь – молоток, шуруп - …. (отвертка)
2 Дом – крыша, книга - ….. (обложка)
3 Птица – яйцо, растение - …. (семя)
4 Квадрат – куб, круг - …..(шар)
5 Огонь – пожар, вода - …. (потоп)
6 Зерно – амбар, деньги -…. (банк)
Каждый день разговаривайте с ребенком на разные темы: о музыке, о любимой игре, о людях, об окружающем мире, природе. В ответ на это вам раскроется его душа и, поначалу подражая, а потом становясь все самостоятельнее в суждениях, он будет отвечать вам тем же.
3. О письме.
Писать малышей начинают учить чуть ли не с первого школьного дня, но не всем это дается легко. Замечена такая закономерность: дети, которые до школы с удовольствием рисовали, лепили, успешно овладевают навыками письма. При этом нужно научить ребенка правильно держать ручку. Очень трудно переучить ребенка потом правильно держать ручку.
4. О математике.
Есть у этого предмета одна особенность- здесь играет роль система знаний, отсутствие пробелов. Что же должны знать и уметь дети до школы?
- прямой и обратный счет до 10 и обратно, количественный («сколько») и порядковый («который») счет;
-предыдущие (предшествующие), последующие числа в пределах десяти.
Уметь составлять числа первого десятка;
- умение разделить предмет на 2, 4 равные части. Измерить высоту, длину, ширину при помощи палочки или веревочки, умение сравнивать предметы;
-изображать треугольник, четырехугольник, круг.
Если ребенок не понимает значение чисел (что такое «2» или «3»), то можно посчитать предметы в доме. Когда ребенок будет зрительно видеть количество предметов, ему будет легче усвоить состав чисел.
Усложнять можно по-разному.
1 Игра «Муха»
Нарисуйте квадрат, разделите на 9 клеток:
7 | 8 | 9 |
4 | 5 | 6 |
1 | 2 | 3 |
В центре сидит муха(фишка). Она совершает движение по квадрату «вверх», «вниз», «вправо» или «влево». Начало всегда в центре. Задавать ей направления, потом спросить:
- Где «муха»?
- в 6 домике. Сначала ребенок фишкой водит по центрам маленьких квадратиков, слушая ваши команды. Потом, когда придет опыт, нужно предложить ему, чтобы команды эти он выполнял с закрытыми глазами.
Дидактический материал с
Но не опережающее изучение программы 1 класса, а всестороннее развитие должно стать содержанием умственной подготовки будущих первоклассников к обучению.
Развивайте в ребенке умение трудиться. Именно любовь и привычка к труду определяют школьную судьбу каждого ученика. Если эти качества вы воспитаете в детях, то и трудовой ритм школьной жизни не будет для них слишком неожиданным. Они легко войдут в него.
Главное, чтобы дети пришли в школу с желанием учиться, чтобы ребенок был психологически подготовлен к обучению в школе.