Транслирование в педагогических коллективах опыта экспериментальной деятельности

Рябова Елена Владимировна

Транслирование в педагогических коллективах

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое образовательное

учреждение средняя школа № 30 им. Героя России А. Галле

КОНСУЛЬТАЦИЯ

для воспитателей

на РМО

«Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ»

Подготовила:

воспитатель

Рябова Елена Владимировна

2019 г.

«Адаптация ребёнка к условиям ДОУ»

(слайд 1)

      При поступлении детей в группу раннего возраста, я заметила, как трудно и детям, и взрослым в адаптационный период, которые требуют особого внимания, индивидуального подхода, и, конечно же, педагогического опыта и мастерства. Поэтому для меня, как воспитателя, вопрос адаптации является актуальным.

      Одной из базовых ценностей ФГОС ДО является поддержание и укрепление всех компонентов здоровья каждого малыша. Эта задача в условиях современного детского сада является приоритетной, особенно в адаптационный период, когда ребёнок находится в состоянии психического и эмоционального напряжения.

       От того, как пройдет привыкание ребенка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие малыша и благополучное существование в детском саду и в семье. Если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома – то это будет залогом оптимального течения адаптации детей раннего возраста.

(слайд 2)

    Целью периода адаптации является создание благоприятного воспитательно - образовательного пространства в системе организации адаптации детей раннего возраста.

(слайд 3)

        Перед воспитателем стоят следующие задачи:

1. Создать в группе эмоционально – положительную атмосферу;

2. Внедрить эффективные формы и методы сотрудничества с родителями;

3. Создать для детей атмосферу психологического комфорта;

4. Формировать у детей навыки здорового образа жизни, содействовать полноценному физическому развитию детей.

(слайд 4)

      Адаптация – процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям.

      Адаптация является активным процессом приводящим к:

- Позитивным  результатам (адаптированность)

- Негативным (стресс).

      Поступление в детский сад - это переломный момент не только для ребенка, но и для родителей. Адаптационный период у детей может сопровождаться различными негативными поведенческими реакциями: упрямство, грубость, дерзость, неуважительное отношение к взрослым, лживость, болезнь, страх наказания.

(слайд 5)

      Адаптационный период условно можно разделить на несколько этапов:

    - Подготовительный – его следует начинать за 1-2 месяца до приема в детский сад. Роль родителей – сформировать такие стереотипы в поведении ребёнка, которые помогут ему безболезненно приобщиться к новым для него условиям. В процессе подготовительного этапа необходимо особое внимание уделить рациону питания малыша, необходимо обратить внимание на формирование навыков самостоятельности.

(слайд 6)

    - Основной (на этом этапе в работу включается педагог) т.к. главная задача этого этапа - создание положительного образа воспитателя. В этот период родители должны установить с воспитателем доброжелательные отношения, рассказать воспитателю об особенностях своего ребёнка. Имея полную информацию о ребёнке, воспитатель быстрее поймет его и установит контакт.

(слайд 7)

   - Заключительный – ребёнок начинает посещать детский сад по 2-3 часа в день.

(слайд 8)

        Также существуют степени  адаптации:

       * Легкая степень: к 20-му дню пребывания в детском саду нормализуется сон, ребенок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт. Заболеваемость не более 10 дней, без осложнений и без изменений.

(слайд 9)

       *Средняя степень: поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в детском саду. Нервно-психологическое развитие несколько замедляется, снижается речевая активность. Заболеваемость до двух раз сроком не более 10 дней без осложнений, вес несколько снижается.

(слайд 10)

       *Тяжелая степень: Поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню пребывания в детском саду. Нервно-психическое развитие отстает от исходного  на 1-2 квартала. Респираторные заболевания более 3-х раз сроком более 10 дней. Ребенок не растет, не прибавляет в весе в течение 1-2 квартала.

(слайд 11)      

     Взаимодействие семьи и детского сада — важная задача образовательной системы. Именно семья и семейные отношения — системообразующее ядро каждой образовательной программы. Ребенок дошкольного возраста наиболее чувствителен к влиянию родителей. И если родитель не компетентен в вопросах воспитания, не имеет необходимых знаний, то все труды по воспитанию ребенка в дошкольном учреждении будут напрасными.

(слайд 12)

     Вот некоторые предлагаемые в нашем детском саду меры, облегчающие адаптацию детей:

+  Провести первое знакомство родителей и ребенка с детским     садом:

- проконсультироваться с педагогом;

- посетить занятия;

- пройти с экскурсией по детскому саду;

+  Приходя в детский сад, желательно познакомится с группой, куда будет ходить ребенок, с сотрудниками, работающими там.

+  В адаптационный период нежелательно разрушать любые привычки. На момент поступления в детский сад необходимо предупреждать воспитателя об «особых» привычках ребенка, если таковые имеются.

+  Необходимо тренировать у ребенка систему адаптационных механизмов, приучать его к ситуациям, в которых требуется менять формы поведения.

(слайд 13)

+ Нужно придерживаться режима дня максимально приближенного к режиму в детском саду.

+ Готовится к посещению сада лучше вместе. Ребенок будет более заинтересован посещением детского сада, если родители, покупая необходимые вещи, будут привлекать и ребенка.

+ Накануне первого посещения детского сада необходимо напомнить малышу, что завтра он идет в группу.

+ Рекомендуется укороченный день.

+  Важно избегать обсуждения при ребенке волнующих проблем, связанных с детским садом.

+ Необходимо подчеркивать, что ребенок по-прежнему дорог и любим.
+ Вежливое и приветливое обращение родителей к сотрудникам детского сада расположит ребенка к общению с ними.

(слайд 14)

        Факторы, мешающие адаптации малыша к д/с:

- Слишком сильная зависимость ребенка от мамы;

- Чрезмерная тревожность родителей;

- Нежелание взрослых давать большую самостоятельность малышу;

- Воспитание ребенка в духе вседозволенности;

- Неврологическая симптоматика у ребенка: застенчивость, гиперактивность и т.п.;

- Болезненность малыша;

- Несоблюдение режима дня дома.

(слайд 15)

Чтобы лучше учесть все факторы, мы применяем несколько методов работы с родителями: 

  • Анкетирование;
  • Индивидуальные беседы;
  • Памятки для родителей;
  • Информации для родителей;
  • Гибкий график посещения дошкольного учреждения детьми.

(слайд 16)

      Основной вид деятельности малыша в раннем дошкольном возрасте – игра. Основываясь на это знание, нужно выстраивать воспитательную стратегию и находить формы взаимодействия с ребенком.

(слайд 17)

        В процессе адаптации ребенка мы в своём детском саду используем такие формы и методы работы как:

-  адаптационные игры («Мы топаем ногам», «Мой хороший, мой пригожий» и др.), способствующие сближению детей, воспитывающие доверительное отношение к сверстникам, дающие заряд положительных эмоций.

     Уважаемые коллеги, я предлагаю вам на немножко превратиться в детей и давайте поиграем в одну из таких игр. Игра называется «Мы топаем ногами…»

      В этих играх дети выступают как равноправные участники и совершают вместе одинаковые действия.

(слайд 18)

     - элементы телесной терапии (беру малыша на руки, обнимаю, поглаживаю, приглашаю пройти в группу. Если ребёнок плачет, предлагаю ему умыться и попить водички. Когда прием детей закончен, организую утреннюю гимнастику,  которая позволяет обрести положительное эмоциональное состояние и хороший тонус на целый день).

(слайд 19)

     -исполнение колыбельных песен перед сном,

     - релаксационные игры (за основу упражнений по релаксации взяты приемы по дыхательной гимнастике, мышечному и эмоциональному расслаблению).

   - пальчиковые игры («Сорока – белобока», Ладушки – ладушки» и др.), они увлекают малышей и приносят им пользу.

      Уважаемые педагоги, давайте поиграем с вами в одну из пальчиковых игр, которая называется «Ладушки - ладушки».

(слайд 20)

- Элементы сказкотерапии.

- Игры с водой и песком и другое…

       Одна из задач адаптационного периода — помочь ребенку как можно быстрее и безболезненнее освоиться в новой ситуации, почувствовать себя увереннее. А уверенным малыш будет, если узнает и поймет, что за люди его окружают, в каком помещении он живет и т.д.

       Важным фактором, влияющим на поведение ребёнка в процессе привыкания, является личность самого воспитателя. Воспитатель должен любить детей, быть внимательным и отзывчивым по отношению к каждому ребёнку, уметь привлечь ребёнка, организовать его внимание.

(слайд 21)

      В заключении можно сделать следующие выводы: процесс адаптации проходит успешно, если дети чувствуют себя раскованно, легко идут на контакт друг с другом, со взрослыми, хорошо кушают, спят, легко расстаются с родителями, делятся игрушками, объединяются для совместных игр, сопереживают, помогают друг другу.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ » Подготовила воспитатель младшей группы Рябова Елена Владимировна Муниципальное казённое образовательное у чреждение средняя школа № 30 им. Героя России А. Галле

Слайд 2

Целью периода адаптации является создание благоприятного воспитательно – образовательного пространства в системе организации адаптации детей раннего возраста.

Слайд 3

Перед воспитателем стоят следующие задачи: 1 . Создать в группе эмоционально – положительную атмосферу ; 2. Внедрить эффективные формы и методы сотрудничества с родителями ; 3. Создать для детей атмосферу психологического комфорта ; 4. Формировать у детей навыки здорового образа жизни, содействовать полноценному физическому развитию детей.

Слайд 4

Адаптация – процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Адаптация является активным процессом приводящим к: Позитивным результатам ( адаптированность ) Негативным (стресс)

Слайд 5

Адаптационный период условно можно разделить на несколько этапов: 1. Подготовительный – его следует начинать за 1-2 месяца до приема в детский сад. Роль родителей – сформировать такие стереотипы в поведении ребёнка, которые помогут ему безболезненно приобщиться к новым для него условиям. В процессе подготовительного этапа необходимо особое внимание уделить рациону питания малыша, необходимо обратить внимание на формирование навыков самостоятельности.

Слайд 6

2.Основной (на этом этапе в работу включается педагог) т.к. главная задача этого этапа - создание положительного образа воспитателя. В этот период родители должны установить с воспитателем доброжелательные отношения, рассказать воспитателю об особенностях своего ребёнка. Имея полную информацию о ребёнке, воспитатель быстрее поймет его и установит контакт.

Слайд 7

3. Заключительный – ребёнок начинает посещать детский сад по 2-3 часа в день.

Слайд 8

Легкая степень : к 20-му дню пребывания в детском саду нормализуется сон, ребенок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт. Заболеваемость не более 10 дней, без осложнений и без изменений . Степени адаптации:

Слайд 9

Спасибо з а внимание Средняя степень : поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в детском саду. Нервно-психологическое развитие несколько замедляется, снижается речевая активность. Заболеваемость до двух раз сроком не более 10 дней без осложнений, вес несколько снизился.

Слайд 10

Тяжелая степень : Поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню пребывания в детском саду. Нервно-психическое развитие отстает от исходного на 1-2 квартала. Респираторные заболевания более 3-х раз сроком более 10 дней. Ребенок не растет, не прибавляет в весе в течение 1-2 квартала.

Слайд 11

Взаимодействие семьи и детского сада — важная задача образовательной системы. Именно семья и семейные отношения — системообразующее ядро каждой образовательной программы. Необходимы взаимодействие и преемственность между детским садом и семьей. Ребенок часто находится между этими двумя важнейшими институтами воспитания, попадая в мир противоречивых требований, что влияет на его эмоциональное и психологическое развитие. Ребенок дошкольного возраста наиболее чувствителен к влиянию родителей. И если родитель не компетентен в вопросах воспитания, не имеет необходимых знаний, то все труды по воспитанию ребенка в дошкольном учреждении будут напрасными.

Слайд 12

Меры, облегчающие адаптацию: 1. Провести первое знакомство родителей и ребенка с детским садом: - проконсультироваться у педагогом; - посетить занятия; - пройти с экскурсией по детскому саду; 2. Приходя в детский сад, желательно познакомится с группой, куда будет ходить ребенок, с сотрудниками, работающими там. 3. В адаптационный период нежелательно разрушать любые привычки, в том числе и вредные (например, если ребенок сосет палец, не засыпает без соски или пения и т.п.), так как это осложнит приспособление к новым условиям. На момент поступления в детский сад необходимо предупреждать воспитателя о «особых» привычках ребенка, если таковые имеются. 4. Необходимо тренировать у ребенка систему адаптационных механизмов, приучать его к ситуациям, в которых требуется менять формы поведения.

Слайд 13

5. Нужно придерживаться режима дня максимально приближенного к режиму в детского сада. 6. Готовится к посещению сада лучше вместе. Ребенок будет более заинтересован посещением детского сада, если родители, покупая необходимые вещи, будут привлекать и ребенка. 7. Накануне первого посещения детского сада необходимо напомнить малышу, что завтра он идет в группу. 8. Рекомендуется укороченный день. Адаптация детей в основном начинается в теплый период (этот этап самый рациональный), когда малыши большую часть времени проводят на прогулке, что способствует более легкой адаптации, так как дети имеют больше возможности находиться в привычной, естественной обстановке: играть с песком, водой, которые являются прекрасными психопрофилактическими средствами. 9. Важно избегать обсуждения при ребенке волнующих проблем, связанных с детским садом. 10. Необходимо подчеркивать, что ребенок по-прежнему дорог и любим . 11. Вежливое и приветливое обращение родителей к сотрудникам детского сада расположит ребенка к общению с ними.

Слайд 14

Факторы, мешающие адаптации малыша к д/с: Слишком сильная зависимость ребенка от мамы; Чрезмерная тревожность родителей; Нежелание взрослых давать большую самостоятельность малышу; Воспитание ребенка в духе вседозволенности; Неврологическая симптоматика у ребенка: застеничность , гиперактивность и т.п.; Болезненность малыша; Несоблюдение режима дня дома

Слайд 15

Методы работы с родителями: Анкетирование; Индивидуальные беседы; Памятки для родителей; Информации для родителей; Гибкий график посещения дошкольного учреждения детьми.

Слайд 16

Основной вид деятельности малыша в раннем дошкольном возрасте – игра!

Слайд 17

В процессе адаптации ребенка мы используем такие формы и методы работы как: Адаптационные игры, которые способствуют сближению детей, воспитывают доверительные отношения к сверстникам, дают заряд положительных эмоций (это такие игры как «Мы топаем ногами», «Мой хороший, мой пригожий», «Игра с собачкой», «Выдувание мыльных пузырей» и другие)

Слайд 18

Элементы телесной терапии (беру малыша на руки, обнимаю, поглаживаю). После приёма детей организую утреннюю гимнастику. Всё это позволяет обрести положительное эмоциональное состояние и хороший тонус на целый день.

Слайд 19

Исполнение колыбельных песен перед сном; Релаксационные игры; Пальчиковые игры;

Слайд 20

Элементы сказкотерапии ; Игры с водой и песком и другие…

Слайд 21

В ыводы : процесс адаптации проходит успешно, если дети чувствуют себя раскованно, легко идут на контакт друг с другом, со взрослыми, хорошо кушают, спят, легко расстаются с родителями, делятся игрушками, объединяются для совместных игр, сопереживают, помогают друг другу.

Слайд 22

Спасибо за в нимание !