Транслирование в педагогических коллективах опыта экспериментальной деятельности
Транслирование в педагогических коллективах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley_na_rmo.docx | 28.51 КБ |
adaptatsiya_detey_k_usloviyam_dou.pptx | 2.95 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое образовательное
учреждение средняя школа № 30 им. Героя России А. Галле
КОНСУЛЬТАЦИЯ
для воспитателей
на РМО
«Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ»
Подготовила:
воспитатель
Рябова Елена Владимировна
2019 г.
«Адаптация ребёнка к условиям ДОУ»
(слайд 1)
При поступлении детей в группу раннего возраста, я заметила, как трудно и детям, и взрослым в адаптационный период, которые требуют особого внимания, индивидуального подхода, и, конечно же, педагогического опыта и мастерства. Поэтому для меня, как воспитателя, вопрос адаптации является актуальным.
Одной из базовых ценностей ФГОС ДО является поддержание и укрепление всех компонентов здоровья каждого малыша. Эта задача в условиях современного детского сада является приоритетной, особенно в адаптационный период, когда ребёнок находится в состоянии психического и эмоционального напряжения.
От того, как пройдет привыкание ребенка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие малыша и благополучное существование в детском саду и в семье. Если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома – то это будет залогом оптимального течения адаптации детей раннего возраста.
(слайд 2)
Целью периода адаптации является создание благоприятного воспитательно - образовательного пространства в системе организации адаптации детей раннего возраста.
(слайд 3)
Перед воспитателем стоят следующие задачи:
1. Создать в группе эмоционально – положительную атмосферу;
2. Внедрить эффективные формы и методы сотрудничества с родителями;
3. Создать для детей атмосферу психологического комфорта;
4. Формировать у детей навыки здорового образа жизни, содействовать полноценному физическому развитию детей.
(слайд 4)
Адаптация – процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям.
Адаптация является активным процессом приводящим к:
- Позитивным результатам (адаптированность)
- Негативным (стресс).
Поступление в детский сад - это переломный момент не только для ребенка, но и для родителей. Адаптационный период у детей может сопровождаться различными негативными поведенческими реакциями: упрямство, грубость, дерзость, неуважительное отношение к взрослым, лживость, болезнь, страх наказания.
(слайд 5)
Адаптационный период условно можно разделить на несколько этапов:
- Подготовительный – его следует начинать за 1-2 месяца до приема в детский сад. Роль родителей – сформировать такие стереотипы в поведении ребёнка, которые помогут ему безболезненно приобщиться к новым для него условиям. В процессе подготовительного этапа необходимо особое внимание уделить рациону питания малыша, необходимо обратить внимание на формирование навыков самостоятельности.
(слайд 6)
- Основной (на этом этапе в работу включается педагог) т.к. главная задача этого этапа - создание положительного образа воспитателя. В этот период родители должны установить с воспитателем доброжелательные отношения, рассказать воспитателю об особенностях своего ребёнка. Имея полную информацию о ребёнке, воспитатель быстрее поймет его и установит контакт.
(слайд 7)
- Заключительный – ребёнок начинает посещать детский сад по 2-3 часа в день.
(слайд 8)
Также существуют степени адаптации:
* Легкая степень: к 20-му дню пребывания в детском саду нормализуется сон, ребенок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт. Заболеваемость не более 10 дней, без осложнений и без изменений.
(слайд 9)
*Средняя степень: поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в детском саду. Нервно-психологическое развитие несколько замедляется, снижается речевая активность. Заболеваемость до двух раз сроком не более 10 дней без осложнений, вес несколько снижается.
(слайд 10)
*Тяжелая степень: Поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню пребывания в детском саду. Нервно-психическое развитие отстает от исходного на 1-2 квартала. Респираторные заболевания более 3-х раз сроком более 10 дней. Ребенок не растет, не прибавляет в весе в течение 1-2 квартала.
(слайд 11)
Взаимодействие семьи и детского сада — важная задача образовательной системы. Именно семья и семейные отношения — системообразующее ядро каждой образовательной программы. Ребенок дошкольного возраста наиболее чувствителен к влиянию родителей. И если родитель не компетентен в вопросах воспитания, не имеет необходимых знаний, то все труды по воспитанию ребенка в дошкольном учреждении будут напрасными.
(слайд 12)
Вот некоторые предлагаемые в нашем детском саду меры, облегчающие адаптацию детей:
+ Провести первое знакомство родителей и ребенка с детским садом:
- проконсультироваться с педагогом;
- посетить занятия;
- пройти с экскурсией по детскому саду;
+ Приходя в детский сад, желательно познакомится с группой, куда будет ходить ребенок, с сотрудниками, работающими там.
+ В адаптационный период нежелательно разрушать любые привычки. На момент поступления в детский сад необходимо предупреждать воспитателя об «особых» привычках ребенка, если таковые имеются.
+ Необходимо тренировать у ребенка систему адаптационных механизмов, приучать его к ситуациям, в которых требуется менять формы поведения.
(слайд 13)
+ Нужно придерживаться режима дня максимально приближенного к режиму в детском саду.
+ Готовится к посещению сада лучше вместе. Ребенок будет более заинтересован посещением детского сада, если родители, покупая необходимые вещи, будут привлекать и ребенка.
+ Накануне первого посещения детского сада необходимо напомнить малышу, что завтра он идет в группу.
+ Рекомендуется укороченный день.
+ Важно избегать обсуждения при ребенке волнующих проблем, связанных с детским садом.
+ Необходимо подчеркивать, что ребенок по-прежнему дорог и любим.
+ Вежливое и приветливое обращение родителей к сотрудникам детского сада расположит ребенка к общению с ними.
(слайд 14)
Факторы, мешающие адаптации малыша к д/с:
- Слишком сильная зависимость ребенка от мамы;
- Чрезмерная тревожность родителей;
- Нежелание взрослых давать большую самостоятельность малышу;
- Воспитание ребенка в духе вседозволенности;
- Неврологическая симптоматика у ребенка: застенчивость, гиперактивность и т.п.;
- Болезненность малыша;
- Несоблюдение режима дня дома.
(слайд 15)
Чтобы лучше учесть все факторы, мы применяем несколько методов работы с родителями:
- Анкетирование;
- Индивидуальные беседы;
- Памятки для родителей;
- Информации для родителей;
- Гибкий график посещения дошкольного учреждения детьми.
(слайд 16)
Основной вид деятельности малыша в раннем дошкольном возрасте – игра. Основываясь на это знание, нужно выстраивать воспитательную стратегию и находить формы взаимодействия с ребенком.
(слайд 17)
В процессе адаптации ребенка мы в своём детском саду используем такие формы и методы работы как:
- адаптационные игры («Мы топаем ногам», «Мой хороший, мой пригожий» и др.), способствующие сближению детей, воспитывающие доверительное отношение к сверстникам, дающие заряд положительных эмоций.
Уважаемые коллеги, я предлагаю вам на немножко превратиться в детей и давайте поиграем в одну из таких игр. Игра называется «Мы топаем ногами…»
В этих играх дети выступают как равноправные участники и совершают вместе одинаковые действия.
(слайд 18)
- элементы телесной терапии (беру малыша на руки, обнимаю, поглаживаю, приглашаю пройти в группу. Если ребёнок плачет, предлагаю ему умыться и попить водички. Когда прием детей закончен, организую утреннюю гимнастику, которая позволяет обрести положительное эмоциональное состояние и хороший тонус на целый день).
(слайд 19)
-исполнение колыбельных песен перед сном,
- релаксационные игры (за основу упражнений по релаксации взяты приемы по дыхательной гимнастике, мышечному и эмоциональному расслаблению).
- пальчиковые игры («Сорока – белобока», Ладушки – ладушки» и др.), они увлекают малышей и приносят им пользу.
Уважаемые педагоги, давайте поиграем с вами в одну из пальчиковых игр, которая называется «Ладушки - ладушки».
(слайд 20)
- Элементы сказкотерапии.
- Игры с водой и песком и другое…
Одна из задач адаптационного периода — помочь ребенку как можно быстрее и безболезненнее освоиться в новой ситуации, почувствовать себя увереннее. А уверенным малыш будет, если узнает и поймет, что за люди его окружают, в каком помещении он живет и т.д.
Важным фактором, влияющим на поведение ребёнка в процессе привыкания, является личность самого воспитателя. Воспитатель должен любить детей, быть внимательным и отзывчивым по отношению к каждому ребёнку, уметь привлечь ребёнка, организовать его внимание.
(слайд 21)
В заключении можно сделать следующие выводы: процесс адаптации проходит успешно, если дети чувствуют себя раскованно, легко идут на контакт друг с другом, со взрослыми, хорошо кушают, спят, легко расстаются с родителями, делятся игрушками, объединяются для совместных игр, сопереживают, помогают друг другу.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Целью периода адаптации является создание благоприятного воспитательно – образовательного пространства в системе организации адаптации детей раннего возраста.
Перед воспитателем стоят следующие задачи: 1 . Создать в группе эмоционально – положительную атмосферу ; 2. Внедрить эффективные формы и методы сотрудничества с родителями ; 3. Создать для детей атмосферу психологического комфорта ; 4. Формировать у детей навыки здорового образа жизни, содействовать полноценному физическому развитию детей.
Адаптация – процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Адаптация является активным процессом приводящим к: Позитивным результатам ( адаптированность ) Негативным (стресс)
Адаптационный период условно можно разделить на несколько этапов: 1. Подготовительный – его следует начинать за 1-2 месяца до приема в детский сад. Роль родителей – сформировать такие стереотипы в поведении ребёнка, которые помогут ему безболезненно приобщиться к новым для него условиям. В процессе подготовительного этапа необходимо особое внимание уделить рациону питания малыша, необходимо обратить внимание на формирование навыков самостоятельности.
2.Основной (на этом этапе в работу включается педагог) т.к. главная задача этого этапа - создание положительного образа воспитателя. В этот период родители должны установить с воспитателем доброжелательные отношения, рассказать воспитателю об особенностях своего ребёнка. Имея полную информацию о ребёнке, воспитатель быстрее поймет его и установит контакт.
3. Заключительный – ребёнок начинает посещать детский сад по 2-3 часа в день.
Легкая степень : к 20-му дню пребывания в детском саду нормализуется сон, ребенок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт. Заболеваемость не более 10 дней, без осложнений и без изменений . Степени адаптации:
Спасибо з а внимание Средняя степень : поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в детском саду. Нервно-психологическое развитие несколько замедляется, снижается речевая активность. Заболеваемость до двух раз сроком не более 10 дней без осложнений, вес несколько снизился.
Тяжелая степень : Поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню пребывания в детском саду. Нервно-психическое развитие отстает от исходного на 1-2 квартала. Респираторные заболевания более 3-х раз сроком более 10 дней. Ребенок не растет, не прибавляет в весе в течение 1-2 квартала.
Взаимодействие семьи и детского сада — важная задача образовательной системы. Именно семья и семейные отношения — системообразующее ядро каждой образовательной программы. Необходимы взаимодействие и преемственность между детским садом и семьей. Ребенок часто находится между этими двумя важнейшими институтами воспитания, попадая в мир противоречивых требований, что влияет на его эмоциональное и психологическое развитие. Ребенок дошкольного возраста наиболее чувствителен к влиянию родителей. И если родитель не компетентен в вопросах воспитания, не имеет необходимых знаний, то все труды по воспитанию ребенка в дошкольном учреждении будут напрасными.
Меры, облегчающие адаптацию: 1. Провести первое знакомство родителей и ребенка с детским садом: - проконсультироваться у педагогом; - посетить занятия; - пройти с экскурсией по детскому саду; 2. Приходя в детский сад, желательно познакомится с группой, куда будет ходить ребенок, с сотрудниками, работающими там. 3. В адаптационный период нежелательно разрушать любые привычки, в том числе и вредные (например, если ребенок сосет палец, не засыпает без соски или пения и т.п.), так как это осложнит приспособление к новым условиям. На момент поступления в детский сад необходимо предупреждать воспитателя о «особых» привычках ребенка, если таковые имеются. 4. Необходимо тренировать у ребенка систему адаптационных механизмов, приучать его к ситуациям, в которых требуется менять формы поведения.
5. Нужно придерживаться режима дня максимально приближенного к режиму в детского сада. 6. Готовится к посещению сада лучше вместе. Ребенок будет более заинтересован посещением детского сада, если родители, покупая необходимые вещи, будут привлекать и ребенка. 7. Накануне первого посещения детского сада необходимо напомнить малышу, что завтра он идет в группу. 8. Рекомендуется укороченный день. Адаптация детей в основном начинается в теплый период (этот этап самый рациональный), когда малыши большую часть времени проводят на прогулке, что способствует более легкой адаптации, так как дети имеют больше возможности находиться в привычной, естественной обстановке: играть с песком, водой, которые являются прекрасными психопрофилактическими средствами. 9. Важно избегать обсуждения при ребенке волнующих проблем, связанных с детским садом. 10. Необходимо подчеркивать, что ребенок по-прежнему дорог и любим . 11. Вежливое и приветливое обращение родителей к сотрудникам детского сада расположит ребенка к общению с ними.
Факторы, мешающие адаптации малыша к д/с: Слишком сильная зависимость ребенка от мамы; Чрезмерная тревожность родителей; Нежелание взрослых давать большую самостоятельность малышу; Воспитание ребенка в духе вседозволенности; Неврологическая симптоматика у ребенка: застеничность , гиперактивность и т.п.; Болезненность малыша; Несоблюдение режима дня дома
Методы работы с родителями: Анкетирование; Индивидуальные беседы; Памятки для родителей; Информации для родителей; Гибкий график посещения дошкольного учреждения детьми.
Основной вид деятельности малыша в раннем дошкольном возрасте – игра!
В процессе адаптации ребенка мы используем такие формы и методы работы как: Адаптационные игры, которые способствуют сближению детей, воспитывают доверительные отношения к сверстникам, дают заряд положительных эмоций (это такие игры как «Мы топаем ногами», «Мой хороший, мой пригожий», «Игра с собачкой», «Выдувание мыльных пузырей» и другие)
Элементы телесной терапии (беру малыша на руки, обнимаю, поглаживаю). После приёма детей организую утреннюю гимнастику. Всё это позволяет обрести положительное эмоциональное состояние и хороший тонус на целый день.
Исполнение колыбельных песен перед сном; Релаксационные игры; Пальчиковые игры;
Элементы сказкотерапии ; Игры с водой и песком и другие…
В ыводы : процесс адаптации проходит успешно, если дети чувствуют себя раскованно, легко идут на контакт друг с другом, со взрослыми, хорошо кушают, спят, легко расстаются с родителями, делятся игрушками, объединяются для совместных игр, сопереживают, помогают друг другу.
Спасибо за в нимание !