Транслирование в педагогических коллективах опыта деятельности

Рябова Елена Владимировна

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Новосибирского района Новосибирской области «Краснояровская средняя школа № 30 имени Героя России Александра Галле»

Консультация для педагогов

«Опытно – экспериментальная деятельность в детском саду»

Подготовил воспитатель

старшей группы «Колокольчик»

Рябова Елена Владимировна.

11. 10. 2017 год

Организация опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ.

Современная педагогика считает, что познавательные возможности дошкольников в области экологии и природоведения очень велики и вполне сопоставимы с познавательными возможностями взрослых и дошкольный возраст является благоприятным периодом по усвоению общебиологических понятий и закономерностей.

Дошкольники – прирожденные исследователи, что подтверждает их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагогов ДОУ состоит в том, чтобы эту деятельность у детей активно поощрять.

Экспериментальная деятельность – это один из видов поисковой (исследовательской) деятельности. Эксперимент предполагает определенные преобразования в отличие от пассивного наблюдения. В ходе него различные объекты ставятся в искусственные условия, которые часто не существуют в природе.

Вопрос педагогам: «Как вы думаете, почему дети любят экспериментировать? Чем это обусловлено?» (потому что доминирующими видами мышления являются наглядно-действенное и наглядно-образное, что предполагает активные действия с предметами и наблюдения).

В педагогической науке высказывается даже точка зрения, что экспериментальная деятельность может претендовать на ведущую деятельность в дошкольном возрасте (Н.Н. Поддъяков).

Направления детского экспериментирования

Детское экспериментирование в ДОУ может осуществляться по нескольким направлениям: живая природа, неживая природа, человек, рукотворный мир.

Конкретное содержание определяется исходя из программных задач и возрастных особенностей.

Опытно-экспериментальная деятельность органично вписывается в систему работы нашего детского сада. Она активно вплетается во все виды деятельности и составляет с ними единое целое. Содержание опытно-экспериментальной деятельности реализуется в следующих видах деятельности:

1) образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, НОД трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) ;

2) образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов;

3) взаимодействие с семьями детей.

Итак,

1) Непосредственно образовательная деятельность (НОД) познавательного цикла дополняется опытно-экспериментальной, поисковой деятельностью, что позволяет обогатить новым содержанием задачи познавательного развития и усилить развивающий эффект. НОД способствуют расширению и углублению ранее полученных знаний.

2) Вне занятий опыты  могут проводятся по желанию детей самостоятельно, воспитатель уточняет у ребенка цель опыта, но в ход его не вмешивается. Результаты опытов и выход знаний, полученных в самостоятельной деятельности детей, отражаются в дальнейших беседах. Дети с увлечением рассказывают о том, кто что делал, и что у кого получилось, анализируют полученные данные. Это положительно сказывается на развитии речи детей, умении выстраивать сложные предложения, делать выводы. Роль воспитателя – подготовить ключевые вопросы, запускающие и поддерживающие активность воспитанников. Окончательный вывод формулирует воспитатель.

В освоении опытно-экспериментальной деятельности детей большое значение имеет наблюдение. С его помощью дети познают не только внешние параметры объектов природы (окрас, строение, запах и д. р., но и приобретают различные навыки, направленные на познание или практическое преобразование природы (труд по уходу за растениями и животными, ИЗО деятельность и рассказы детей на основе наблюдений) .

Во время проведения экскурсий и целевых прогулок происходит ознакомление с многообразием органического мира, проводятся наблюдения за объектами и явлениями природы в разные времена года; дети учатся ориентироваться на местности. Прогулка – это замечательное время, когда воспитатели могут постепенно приобщать детей к тайнам природы – живой и неживой, рассказывать о жизни самых различных растений и животных, а у них появляется возможность экспериментировать в естественных условиях. Например, «Свойства песка» Цель: познакомить со свойствами песка (состоит из песчинок, рыхлый, мелкий, легко сыплется, пропускает воду, на песке остаются следы, слипается, мокрый темнее сухого).

Делее, «Здравствуй, ветер! ».Цель: Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер.

Затем, «Веточка вербы» Цель: наблюдать за появлением листочков на веточках, поставленных в воду.

Затем, «Потребность растений в воде» Цель: формировать представления детей о важности воды для жизни и роста растений и т. д.

3) Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом.

Главные задачи во взаимодействии с родителями:

– необходимо установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника и объединить усилия для развития и воспитания детей;

– создать атмосферу общности интересов;

– активизировать и обогащать воспитательские умения родителей;

– формировать у родителей ответственное отношение за природу родного края через воспитание ребенка.

В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях, через различные виды наглядной агитации следует убеждать родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, поощрять стремления ребенка узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений. Следует изготовить и выдать советы родителям: например, «Как помочь маленькому исследователю», «Как проводить исследования с детьми», предложить картотеку элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома.

Эксперименты можно классифицировать по разным принципам.

1. По характеру объектов, используемых в эксперименте:

— опыты с растениями;

— опыты с животными;

— опыты с объектами неживой природы;

— опыты, объектом которых является человек.

2. По месту проведения опытов:

— в групповой комнате;

— на участке и т. п.

3. По количеству детей:

— индивидуальные (1—4 ребенка) ;

— групповые (5—10 детей) ;

— коллективные (вся группа) .

4. По причине их проведения:

— случайные. Специальной подготовки не требуют.

—запланированные. Подготовка к проведению запланированных наблюдений и экспериментов начинается с определения целей и задач.

— поставленные в ответ на вопрос ребенка. Выслушав вопрос, воспитатель не отвечает на него, а советует ребенку самому установить истину, проведя несложное наблюдение.

5. По характеру включения в педагогический процесс:

— эпизодические (проводимые от случая к случаю) ;

— систематические.

6. По продолжительности:

— кратковременные (от 5 до 15 минут) ;

— длительные (свыше 15 минут) .

7. По количеству наблюдений за одним и тем же объектом:

— однократные;

— многократные, или циклические.

8. По месту в цикле:

— первичные;

— повторные;

— заключительные и итоговые.

9. По характеру мыслительных операций:

— констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями) ;

— сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта) ;

— обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам) .

10. По характеру познавательной деятельности детей:

— иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты) ;

— поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат) ;

— решение экспериментальных задач.

11. По способу применения в аудитории:

— демонстрационные;

— фронтальные.

Структура эксперимента

В каждом эксперименте можно выделить последовательность сменяющих друг друга этапов.

1. Осознание того, что хочешь узнать.

2. Формулирование задачи исследования.

3. Продумывание методики эксперимента.

4. Выслушивание инструкций и критических замечаний.

5. Прогнозирование результатов.

6. Выполнение работы.

7. Соблюдение правил безопасности.

8. Наблюдение результатов.

9. Фиксирование результатов.

10. Анализ полученных данных.

11. Словесный отчет об увиденном.

12. Формулирование выводов.

Опыты сопровождаются у детей проговариванием и выдвижением множества гипотез-догадок, попытками предугадать ожидаемые результаты. Многократное повторение одних и тех же опытов, свойственное многим детям, вырабатывает у них определенный алгоритм действий, четкость выполнения отдельных операций, аккуратность в работе (иначе эксперимент может не удаться). А вопросы «Зачем? », «Как? » и «Почему? » требуют уже от воспитателей компетентности в различных областях окружающего нас мира. В условиях детского сада следует использовать только элементарные опыты и эксперименты.

Их элементарность заключается:

Во - первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям.

Во – вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения.

В - третьих, они практически безопасны.

В - четвертых, в такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.

Для грамотного осуществления опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ с детьми в каждой группе должен быть собран следующий материал:

– рекомендации по организации опытно-экспериментальной деятельности;

– примерный алгоритм проведения занятия-экспериментирования;

– перспективное планирование опытов и экспериментов;

– памятка о проведении занятия-экспериментирования;

– картотека опытов;

–памятка для воспитателя «Организация детского экспериментирования»;

–уголки экспериментальной деятельности;

Для организации детского экспериментирования в групповой комнате можно создавать мини-лабораторию, находящиеся в уголках природы в группах. Это место, должно быть оснащенное специальным оборудованием, разнообразным материалом, где дети могут проводить самостоятельную и совместную со взрослыми исследовательскую деятельность, где должна решаться одна из главных задач – научить детей задавать вопросы, самостоятельно искать и находить на них ответы.

Таким образом, на мой взгляд, в работе по опытно-экспериментальной деятельности детей необходимо использовать разные формы и методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяется возрастными возможностями дошкольников и характером воспитательно-образовательных задач, которые решают воспитатели.

Основное содержание исследований, производимых воспитанниками, предполагает формирование у них представлений:

  1. О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).

    2. О природных явлениях ( снегопад, ветер, солнце, вода; игры с ветром, со снегом; снег, как одно из агрегатных состояний воды; теплота, звук, вес, притяжение).
    3. О мире растений (способы выращивания растений из семян, листа, луковицы; проращивание растений - гороха, бобов, семян цветов).
    4. О способах исследования объекта (раздел «Кулинария для кукол»: как заварить чай, как сделать салат, как сварить суп).
    5. Об эталоне «1 минута».
    6. О предметном мире (одежда, обувь, транспорт, игрушки, краски для рисования и прочее).

Главные достоинства экспериментирования в детском саду:
- воспитанники  получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;
- происходит обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, т.к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции;

-активно развивается речь ребенка;
-происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения;
-формируется  самостоятельность, навыки целеполагания, способность

 преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата;

  • развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности;
  • формируются трудовые навыки;
  • укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Вывод: Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

Рефлексия мастер-класса.

Синквейн – это стихотворение, которое состоит из пяти строчек по определенным правилам.

1 строчка – это название темы

2 строчка – это определение темы в двух прилагательных или причастиях

3 строчка – это три глагола, показывающие действие в рамках темы

4 строчка – фраза из четырех слов, показывающая отношение автора к теме

5 строчка – завершение темы, синоним первого слова, выраженный любой частью речи.

Эксперимент

Увлекательный, познавательный

Открывает, подтверждает, доказывает

Жизнь без экспериментов скучна!

Исследование



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Новосибирского района Новосибирской области «Краснояровская  школа № 30 имени Героя России Александра Галле»

Родительское собрание.

Консультация для родителей

«Воспитание детей – залог будущего»

Подготовил воспитатель

подготовительной к школе

группы «Колокольчик»

Рябова Елена Владимировна

27. 09. 2018 год

«Воспитание детей – залог будущего»

        Будущее наших детей напрямую зависит от нас, взрослых – родителей,  педагогов и того, с какой долей ответственности мы подойдем к  вопросу их воспитания.

        Родители должны с самого начала заниматься развитием своего ребенка. Ведь ребенок с первых своих дней начинает постигать наш мир, и все что он видит, он впитывает в себя как губка. Поэтому ребенку нужно обязательно ставить красивую музыку, покупать товары для творчества (это и конструкторы, и всякие развивающие игры, и наборы для рисования и т.д). Ваш ребенок с раннего детства должен видеть прекрасное рядом – и живопись, и просто красивые вещи. Не забывайте про природу и чаще выводите своего ребенка в лес, в парк. Чем больше ребенок видит, чувствует – тем он больше развивается.

       Понятие "воспитание" включает в себя несколько аспектов. Это и взаимодействие семьи с детским садом, духовно-нравственное воспитание детей, и здоровье наших детей, и роль отца в воспитании и многое другое.

       Воспитанию детей посвящено немало пособий, всевозможных книг, фильмов. Однако на практике они не всегда помогают родителям правильно воспитать ребенка и сформировать достойную личность. В силу различных причин дети часто не получают достаточной заботы и внимания от родителей. Это отрицательно сказывается впоследствии на их характере, поведении, поступках, отношении к людям.

       Чтобы ребенок правильно рос и развивался, необходимо уделять ему достаточно времени. Случается так, что молодых родителей больше всего интересует не семья, а современная мода, или родители очень погружены в свою работу и тогда дети страдают от недостатка тепла и заботы. Очень важно, особенно в первые годы жизни,  как можно чаще родителям находиться рядом с малышом.

       С ребенком нужно не только играть, развлекать его, кормить. С ним  необходимо разговаривать. Как известно, все дети хотят поскорее вырасти. Родителям важно показать ребенку, что они относятся к нему, как к взрослому, доверяют ему, интересуются его мнением. Даже с маленькими детьми надо разговаривать серьезно, объяснять им, что можно делать, что нет, задавать вопросы, беседовать, обсуждать.

        При этом в ребенке нужно воспитывать корректное отношение к родителям. Он должен с раннего возраста понимать, что старших следует уважать, быть вежливым, помогать им. Мальчикам надо прививать чувство ответственности, уважение к женскому полу. Дети понимают все и впитывают в себя всю информацию. Даже в три года можно объяснить ребенку, что запрещается поднимать руку на маму, кусаться, обижать слабых, забирать игрушки у других детей на площадке и прочее.  Причем это не должен быть запрет, следует просто объяснить ему, почему нельзя.

Что не должен делать ответственный родитель?

       Во-первых, ответственный родитель не должен бросать ребенка, он должен нести за него ответственность. Особенно страшной считается ситуация, когда родитель бросает ребенка в опасной, трудной ситуации. В подобных обстоятельствах родитель должен применить все имеющиеся у него силы и возможности, прийти ребенку на помощь.

       Второе важное условие ответственного родительства - это избегание насилия. Ответственный родитель не станет бить ребенка, подвергать его унижению, физическому или психологическому.

      В третьих, ответственный родитель, - это тот, кто подает ребенку правильный пример, сознательно строит свой собственный образ так, чтобы задать ребенку правильные жизненные ориентиры. Для этого ему зачастую необходимо справиться со своими недостатками или слабостями.

          Родители обычно думают: вот подрастет малыш, купим ему развивающую игру. А действительно, когда начинать заниматься с ребенком?

        На этот вопрос есть однозначный ответ: с самого рождения!

       Малыш, с которым постоянно разговаривают, показывают и называют предметы, да еще носят на руках (чтобы был больше обзор), развивается гораздо быстрее сверстников, которых молча обихаживают.

        С года занятия «серьезные»: берем в ручки разные предметы (шершавые, гладкие, пупырчатые) и мнем их. Ведь развитие речи тесно связано со стимуляцией нервных окончаний на пальчиках. Детская книжка становится каждодневным спутником игр. А еще пирамидки, кубики, конструкторы… и постоянное сопроводительное слово взрослого.

         Замечено, что быстрее соображают на занятиях те дети, которых научили думать. Очень важно развить умение сравнивать: «Посмотри, какой шарик больше?», «Где высокий домик, а где низкий?» и т.д. Самое удивительное, что малыши очень рано могут выполнять все эти задания. И надо торопиться, ведь всю основную информацию человек усваивает до 5 лет. Вот и получается — к школе маленького человечка нужно готовить с рождения!

       Играя, вы прекрасно разовьете своего ребенка, подготовив его к школе. Сначала маленький человек, молча вас слушает, а потом вы с удовольствием наблюдаете плоды своих трудов.

        Хорошее воспитание детей – залог будущего нашей нации. Мы, взрослые, отвечаем за наше подрастающего поколения. Мы должны воплощать все их мечты и стремления, чтобы обеспечить достойное будущее; чтобы они росли здоровыми, крепкими...

                                                                                                   



Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Новосибирского района Новосибирской области «Краснояровская средняя школа № 30 имени Героя России Александра Галле»

Родительское собрание

Консультация  для родителей

«Терроризм. Как распознать опасность?»

Подготовил воспитатель

старшей группы «Колокольчик»

Рябова Елена Владимировна.

11. 10. 2017 год

Тема «Терроризм. Как распознать опасность?» (слайд 1)

Ход:

     Уважаемые родители, всё чаще и чаще в нашей жизни можно услышать слова террор, террористический акт. (слайд 2).

Терроризм – одно из самых страшных преступлений. Слово террор в переводе с латыни обозначает ужас.

      Раньше нам казалось, что это случается где –то далеко, в других странах, что это нас не коснётся. Но это не так. Этот ужас дошёл и до нас. Вспомните Беслан, где погибли от рук террористов ни в чём не повинные дети, заложников Норд – Оста. Всё чаще происходят террористические акты с участием детей – пример - трагедия в Московской школе. Нельзя наказывать человека за поступки другого, но всё же все мы несём ответственность за своих детей, за их воспитание.

(слайд 3) В арсенале террористов находятся следующие методы:

 - взрывы объектов, магазинов, зданий, транспорта, мостов и т. д;
– захват заложников;
– стрельба и убийства людей;
– поджоги;
– отравления;
– эпидемии;

– техногенные катастрофы;
– угрозы осуществления теракта, которые не несут материальных и человеческих жертв, а служат массовому устрашению.

     Такие ситуации травмируют и взрослых, и детей, могут спровоцировать серьёзные психические расстройства. Следует дозировано обсуждать и с детьми полученную информацию, позволять детям высказать своё мнение, чувства.

     К террористическим актам невозможно подготовиться заранее, но, тем не менее, необходимо знать самим и научить детей как правильно вести себя в подобных ситуациях.

   В последнее время часто отмечаются случаи обнаружения гражданами подозрительных предметов, которые могут оказаться взрывными устройствами. Подобные предметы обнаруживают в транспорте, на лестничных площадках, в учреждениях и общественных местах.

    (слайд 4). Порядок действия при обнаружении подозрительного предмета:

--- Помните: любой предмет, найденный на улице, может представлять опасность.

--- Не приближайтесь к подозрительному предмету! Это может стоить вам жизни.

--- Категорически запрещается трогать, вскрывать или предпринимать какие-либо иные действия с обнаруженным предметом.

(слайд 5) --- не паникуйте и незамедлительно предпримите меры к тому, чтобы люди отошли как можно дальше от подозрительного предмета и опасной зоны.

--- зафиксируйте время и место обнаружения неизвестного предмета.

--- Не рекомендуется использовать мобильные телефоны и другие средства связи вблизи такого предмета.

--- Необходимо немедленно сообщить об обнаружении подозрительного предмета в полицию или иные компетентные органы.

--- обязательно дождитесь прибытия оперативно – следственной группы на безопасном расстоянии от предмета.

(слайд 6) Признаки взрывного устройства:

  • Присутствие проводов, антенн, изоленты, верёвки, шпагата и т.д.
  • Шум из обнаруженных подозрительных предметов (это может быть тиканье часов, щелчки и т.д).
  • Растяжки из проволоки, верёвок, шпагата, лески.
  • Необычное размещение предмета
  • Наличие предмета, несвойственного для данной местности
  • Специфический запах, несвойственный для данной местности.

В последнее время в руках террористов появилось опасное оружие – жертвенный терроризм с использованием террористов – смертников. Такое действие призвано нанести не только максимальный ущерб с большим количеством жертв, но и создать атмосферу паники, посеять неуверенность в способности государства обеспечить безопасность своих граждан.

   (слайд 7).

   Характерные признаки террористов – смертников:

  • Неадекватное поведение
  • Неестественная бледность
  • Некоторая заторможенность реакций и движений
  • Желание уклониться от камер видеонаблюдения.
  • Неуверенное ориентирование на местности.

Будьте осторожны! Если террорист-смертник почувствует внимание окружающих, он может привести взрывное устройство в действие незамедлительно. Поэтому следует соблюдать спокойствие, не привлекать внимания подозрительного человека, сообщить о нём в административные или правоохранительные органы, либо в службы безопасности.

(слайд 8).

Захват заложника с целью получения выкупа. Что делать?

  • В случае захвата находитесь на своём месте и не привлекайте внимания.
  • Не впадайте в панику: не повышайте голоса, не делайте резких движений.
  • Отвлекайте себя различными способами: молитва, воспоминания и т.д.
  • Выполняйте все требования террористов.

(слайд 9)

  • Всегда спрашивайте разрешения что-либо сделать.
  • Наметьте себе укрытие, которое даст вам определённую защиту.
  • При операции освобождения не бегите, а лягте на пол лицом вниз подальше от окон и дверей.
  • Если вам стало известно о готовящемся или совершённом преступлении немедленно обратитесь в полицию.

    Уважаемые родители! Дай Бог, нам не придется столкнуться с этим страшным злом – терроризмом, но, к сожалению, угроза терактов существует, и лучше всего быть готовым к ней.

   (слайд 10). Мы все отвечаем за жизнь и здоровье наших детей. Мы должны разъяснять детям, что любой предмет, найденный на улице, может представлять опасность для жизни. Мы должны научить детей никогда не разговаривать с незнакомыми людьми, никому чужому не открывать дверь, не давать информацию о себе и о свей семье, не садится в машины к незнакомым людям и т. д.  (слайд 11).  

Давайте будем бдительны и обезопасим себя и своих детей от этого страшного слова – терроризм!

(слайд 12).

   А в заключении я хочу представить вашему вниманию небольшой  фильм о терроризме «Терроризм – угроза обществу!». (фильм).

   Я желаю всем нам никогда не узнать, что такое «терроризм», жить всем в мире и согласии.

Для вас я ещё приготовила памятки, пожалуйста ознакомьтесь с ними, можете их забрать себе кто желает.

Спасибо за внимание!