Карта выпускника с ограниченными возможностями здоровья
Карта выпускника с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 14.88 КБ |
![]() | 31.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Карта выпускника с ограниченными возможностями здоровья Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Дюймовочка»
ФИО_______________________________________________________________________________ дата рождения ________________________
Группа (Возрастная группа, направленность) __________________________________________________________________________________
Образовательная программа ________________________________________________________________________________________________
Пропуски (количество дней) _________________________, из них по болезни ___________________
Педагог | Педагог-психолог | Социальный педагог | Учитель-логопед | Учитель-дефектолог |
Особенности контакта | Наличие инвалидности | Речевое окружение: | Контактность и эмоциональная реакция на обследование | |
Рекомендации | Рекомендации | Рекомендации | Рекомендации | Рекомендации |
ФИО воспитателей | ФИО педагога-психолога | ФИО социального педагога | ФИО учителя-логопеда | ФИО учителя-дефектолога |
Ознакомлен(а), согласен(а) на передачу данных в школу _______________________/___________________________/
Подпись родителя (законного представителя) ФИО
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Дюймовочка»
Методические рекомендации к использованию карты выпускника с ограниченными возможностями здоровья, ребенка-инвалида Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Дюймовочка»
г. Советский, 2020г.
Методические рекомендации разработаны в помощь педагогическим работникам и специалистам (учителю, учителю-дефектологу, учителю-логопеду, педагогу-психологу, социальному педагогу), входящим в состав психолого-педагогического консилиума для оформления карты выпускника с ограниченными возможностями здоровья, ребенка-инвалида в зависимости от выявленных у них нарушений.
Использование методических рекомендаций позволит специалистам квалифицированно осуществлять комплексное диагностическое обследование детей, качественно формулировать выводы о развитии ребенка на основании полученных данных, грамотно проектировать заключение и рекомендации по предоставлению специальных образовательных условий, предоставлению психолого-педагогической и социальной помощи обучающимся.
Карта выпускника с ограниченными возможностями здоровья, ребенка-инвалида дошкольной образовательной организации (далее Карта) является одной из форм психолого-педагогического сопровождения детей, выпускающихся из детского сада и поступающих в первый класс общеобразовательной школы, и может считаться портфолио ребенка (приложение к положению).
Заполнение Карты выпускника предполагает работу специалистов разного профиля.
Составление Карты выпускника осуществляется в интересах ребенка, во имя реализации его права на полноценную помощь в условиях дошкольного образования, способствующих обретению его уверенности в себе и облегчающих его активное участие в жизни общества.
При составлении Карты специалисты руководствуются Конвенцией ООН о правах ребенка, Федеральным законом «Об образовании», Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Методическими рекомендациями, содержащими примерные заключения ПМПК, учитывающие различные нозологические особенности несовершеннолетних, рекомендованными к изданию решением научно-методической комиссии Учебного совета автономного учреждения АУ «Институт развития образования» (протокол № 4 от 30.05.2019г.), другими нормативно-правовыми документами федерального, регионального и муниципального уровней.
Педагог (воспитатель):
1. Предоставляет краткую характеристику познавательного, речевого, двигательного, коммуникативно-личностного развития ребенка на момент поступления в образовательную организацию и на момент подготовки характеристики: качественно в соотношении с возрастными нормами развития (значительно отставало, отставало, неравномерно отставало, частично опережало).
2. Динамика (показатели) познавательного, речевого, двигательного, коммуникативно-личностного развития (по каждой из перечисленных линий): крайне незначительная, незначительная, неравномерная, достаточная. Динамика освоения программного материала: (фактически отсутствует, крайне незначительна, невысокая, неравномерная).
3. Отношение семьи к трудностям ребенка, наличие других родственников или близких людей, пытающихся оказать поддержку, факты дополнительных занятий с ребенком: (занятия с логопедом, дефектологом, психологом, репетиторство).
4. Получаемая коррекционно-развивающая, психолого-педагогическая помощь, регулярность посещения этих занятий, выполнение домашних заданий этих специалистов. (занятия с логопедом, дефектологом, психологом - указать длительность, т.е. когда начались/закончились занятия).
5. Информация о проведении индивидуальной профилактической работы: (конкретизировать).
6. Общий вывод о необходимости уточнения, изменения, подтверждения образовательного маршрута, создания условий для коррекции нарушений развития и социальной адаптации и/или условий проведения индивидуальной профилактической работы.
Педагог-психолог:
Психолог обязан оценить сами предпосылки развития познавательной деятельности, которые определяют механизмы когнитивных нарушений. К ним относятся не только особенности развития памяти, продуктивного внимания, конструктивной деятельности и других компонентов познавательной деятельности, но и уровень сформированности всей системы пространственно-временных представлений. При заполнении карты выпускника педагог-психолог особое внимание обращает на:
1. Особенности контакта: (контакность, ориентация на совместную работу, понимание инструкции простой/сложной, соблюдение дистанции/бездистантность, целенаправленность и импульсивность поведения, расторможенность/тормозимость).
2. Особенности деятельности: работоспособность, темп деятельности, утомляемость, перенос на аналогичный материал, принимаемая помощь и её объём.
3. Сформированность пространственных и временных представлений: (различие право/лево, верх/низ, части суток, дни недели, месяцы, времена года, часы, распознавание местоположения объектов в окружающей среде или по отношению друг к другу, знание родственных отношений и др.)
4. Особенности интеллектуально-мнестической деятельности:
Характеристика понимания инструкций. Ориентировка в заданиях разного уровня сложности. Удержание цели. Целенаправленности на осмысленности производимых действий. Восприятие (избирательность, осмысленность, особенности восприятия цвета, формы, величины). Внимание (объем, устойчивость, переключаемостъ, концентрация и др.). Память (преобладающая память: слуховая/зрительная/моторная, особенности запоминания и воспроизведения).
5. Протекание мыслительных процессов: (преобладающий тип: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое; процессы анализа и синтеза, обобщения; установление последовательности событий; установление причинно-следственных связей, выделение существенных признаков при классификациях и сравнении предметов; обоснованность выделения лишнего предмета; понимание переносного смысла загадок, пословиц и метафор и другое).
Социальный педагог:
Социальный педагог выясняет проблемы межличностного характера: межличностные, социальные, семейные проблемы детей (обследуемых лиц). Дополнительное внимание уделяется проблеме пропусков по неуважительной причине. С целью единого подхода к формулированию индивидуальных заключений социальных педагогов предлагаются к использованию социальными педагогами ПМПК рекомендации по формулированию индивидуальных заключений.
В карте выпускника социальный педагог обращает внимание на:
1. Наличие инвалидности: (№ документа, подтверждающий статус ребенка-инвалида).
2. Неблагоприятные факторы развития семьи: (наследственность и вредные привычки родителей и другое).
3. Сведения о семейном воспитании: Семья (полная, неполная) Ф.И.О. матери (законного представителя) Возраст. Образование Место работы Ф.И.О. отца (законного представителя) Место работы Материальные условия в семье Язык (родной, двуязычие) Национальность.
4. Тип семейного воспитания: (форма общения с ребенком, характер взаимоотношений в семье).
5. Социально-бытовые условия жизни и воспитания ребёнка, степень его социопсихологической адаптированности: (жилье собственное/съемное, условия проживания ребенка (комната, уголок, стол и др.).
6. Основные особенности развития ребёнка, определяющего необходимость создания
специальных условий обучения и воспитания.
Учитель-логопед:
Учитель-логопед выясняет уровень речевого развития речи ребенка в целом по отношению к возрастной норме при парциально или системном его недоразвитии, определяет уровень сформированности языковых средств, выявить первичное звено в структуре дефекта и наличие сочетаний речевых дефектов (например, сочетание открытой ринолалии и дизартрии; моторной алалии и дизартрии и т.п.).
При заполнении карты выпускника учитель-логопед обращает особое внимание на:
1. Речевое окружение:
2. Речевой анамнез:
3. Особенности поведения и общения при обследовании:
4. Коммуникативно-речевые умения:
5. Уровень представлений о себе и окружающем мире:
6. Состояние общей и мелкой моторики:
7. Состояние просодической стороны речи:
8. Особенности строения и подвижности артикуляционного аппарата, мимики:
9. Звукопроизношение:
10. Фонематическое восприятие, анализ и синтез:
11. Слоговая структура и звуконаполняемость слов:
12. Импрессивная речь:
13. Состояние словаря:
14. Грамматический строй речи:
15. Связная речь:
Наличие грамотного взвешенного заключения является одним из оснований для прогнозирования степени обучаемости ребенка в аспекте формирования у него полноценной речевой деятельности, что позволяет, как уже отмечалось, определить специальные образовательные условия, в т.ч. образовательную программу, организационную форму обучения адекватную возможностям ребенка и другие условия.
Учитель-дефектолог:
Основной задачей учителя-дефектолога является определение степени обученности и обучаемости обследуемого.
В процессе обследования учитель-дефектолог обращает внимание на сформированность представлений об окружающем мире и о себе, уровень развития пространственной ориентации (восприятия), зрительно-моторной координации, графической деятельности, общей и мелкой моторики, речи. В том числе, дефектолог выявляет, как ребенок принимает задание, как справляется с ним, необходима ли помощь, каков характер и объем данной помощи.
Учитель-дефектолог при заполнении карты выпускника обращает внимание на:
1. Контактность и эмоциональная реакция на обследование: (проявление волнения, застенчивости, веселья, негативизма, неадекватности поведения, наличие аффективных реакций, реакция на неуспех, похвалу).
2. Характер и способ общения. Понимание инструкции и цели задания: (понимает сразу, после повтора, после разъяснений, не понимает. Не выслушивает до конца, (не) задаёт вопросы, необходим показ и другое) Наличие устойчивых познавательных интересов, способность принимать и удерживать учебную задачу, степень интереса к заданию, мотивы. Обучаемость (достаточная, недостаточная, низкая): восприимчивость к помощи (стимулирующая, направляющая, обучающая) способность переноса на аналогичные задания. Особенности организации деятельности, сформированность регуляторных функций (целенаправленность деятельности, наличие ориентировочного этапа, импульсивность/ инертность действий, самоконтроль.
3. Эмоционально-волевая сфера (личностные особенности ребенка, его поведения): Общая осведомленность и социально-бытовая ориентировка (сведения о себе, осведомленность об окружающем мире, ориентация в явлениях и предметах окружающей жизни, точность этих представлений). Сформированность навыков самообслуживания. Темп работы (на учебном и внеучебном материале). Работоспособность на индивидуальных и фронтальных занятиях (как включается в работу, переключаемость с одного вида деятельности на другой, темп деятельности - замедленный, высокий, но с недостаточным вниманием к качеству. Неравномерная или снижающаяся продуктивность деятельности, когда наблюдается спад работоспособности) Сформированность пространственно-временных представлений Особенности восприятия (зрительное восприятие, слухо-моторная координация). Особенности внимания. Особенности памяти (удержание словесной инструкции, заучивание и воспроизведение стихов) Особенности мышления (преобладающий тип: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое). Особенности конструктивной деятельности. Общая характеристика речевого развития. Состояние общей и мелкой моторики.
4. Особенности игровой деятельности: (интерес к игрушкам, сюжет, роли, предпочтения, самостоятельные действия, отсутствие игры и др.).
5. Сформированность знаний, умений и навыков по всем разделам программы: Общая характеристика учебной деятельности (мотивация, способы учебной деятельности.
По результатам обследования учитель-дефектолог дает заключение об уровне познавательного развития ребенка. А при коллегиальном обсуждении заключения, совместно с другими специалистами, определяет образовательную программу обучения, ее особенности и условия ее реализации
Очевидно, что каждый специалист вносит в карту выпускника собственные выводы и результаты обследования ребенка в обобщенном виде. В свою очередь, результаты обследования ребёнка каждым специалистом должны согласовываться с результатами других специалистов. Естественно, что при этом и терминология, и анализируемые специалистом психические структуры, и конечный результат, воплощенный в категоризацию нарушений/отклонений, – это собственный профессиональный диагноз или итоговое заключение «в пределах» профессиональных возможностей специалиста. В этом случае в качестве выводов можно рассматривать целостный набор отдельных диагнозов, определяющих категоризацию той или иной стороны психофизического развития ребенка. Подобная ситуация присутствует в настоящее время в карте выпускника, где согласно последнему Положению о деятельности ППк приводятся краткие описания особенностей развития ребенка и выводы – диагнозы, заключения – каждого специалиста.
Наличие грамотного взвешенного коллегиального заключения является основанием для прогнозирования степени обучаемости ребенка в аспекте определения специальных образовательных условий, в том числе образовательной программы, организационной формы обучения адекватной возможностям ребенка и другие условия.
Таким образом, информация, которая отражена в карте выпускника, должна соответствовать тем рубрикам, которые существуют в образовательной программе. Каждый специалист дает краткие рекомендации родителям и педагогам школ по вопросам становления всех компонентов развития ребенка.
Составители:
С.А. Семенова,
заместитель заведующего по воспитательной и методической работе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Дюймовочка»
В.А. Неволина,
педагог-психолог Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Дюймовочка»
Е.И. Губина,
учитель-логопед Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Дюймовочка»
Т.А. Яровая,
учитель-логопед Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Дюймовочка»
О.В. Овчинникова,
учитель-дефектолог Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Дюймовочка»
Методические рекомендации к карте выпускника с ограниченными возможностями здоровья, ребенка-инвалида Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Дюймовочка»
МАДОУ д/с «Дюймовочка»
г. Советский, ул. Зои Космодемьянской 1.