Портфолио.
Портфолио воспитателя на аттестацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
портфолио воспитателя, портфолио воспитателя для аттестации на категорию | 644.34 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Дмитриевская СОШ»
(дошкольные группы)
Портфолио
воспитателя
Гольченко
Ирины
Александровны
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. Общие сведения о педагоге
- Личные данные
- Копии грамот, сертификатов
Раздел 2. Результаты педагогической деятельности
Раздел 3. Научно- методическая деятельность
- Показатели результативности
- Самоанализ деятельности
- Педагогическое кредо
Раздел 4. Внеурочная деятельность по предмету
- Список проведенных мероприятий
- Взаимодействие с родителями
Раздел 5. Учебно- материальная база
- Список изученной литературы
- Перечень оборудования
Раздел 6. Документы
Раздел 1. Общие сведения о педагоге
ЛИЧНЫЕ ДАННЫЕ
Образование высшее, 2008 год, ОГПУ, психологический факультет, специальность «Педагог- психолог». Общий трудовой стаж 16 лет, в данной должности 5 лет. Сведения о повышении квалификации: в Оренбургском государственном педагогическом университете по дополнительной профессиональной программе «Проектирование образовательного процесса в условиях реализации ФГОС дошкольного образования» 2015г. в объеме 72 часа КОПИИ ГРАМОТ, СЕРТИФИКАТОВ
Раздел 2. Результаты педагогической деятельности
Показатели результативности диагностики усвоения разделов программы с использованием современных образовательных технологий и методик Показатели результативности диагностики усвоения разделов программы с использованием современных образовательных технологий и методик. За последние два года дети показали следующие результаты: по разделу «Физическое развитие» (физкультура, здоровье) (2015г.) высокий уровень –66%, средний -26,4%, (2016г.) высокий – 75,9%, средний – 19,8%; по разделу «Социально-коммуникативное развитие»:(2015г.): высокий -69,3%, средний-19,8%, (2016г.) высокий-69,3%,средний-16,5%; по разделу «Речевое развитие» (2015г.): высокий-75,9%, средний-13,2%;(2016г.) высокий-75,9%, средний-16,5%; по разделу «Познавательное развитие» (2015г.): высокий-69,3%, средний-13,2%, (2016г.) высокий-72,6%, средний-19,8%; по разделу «Художественно – эстетическое развитие»: (2015г.) высокий-75,9%, средний-16,5%, (2016г.) высокий-79,2%, средний-16,5%. Вывод: результаты диагностики детей по разным разделам программы показали следующие результаты: в начале года у детей наблюдается средний показатель знаний, умений, навыков, особенно в младшей группе. Дети пришли в детский сад, из дома у них не сформированы какие-либо познания, умения и если некоторые дети, имеют запас знаний, но они еще на низком уровне. Другое дело в старшей и подготовительной группе у детей имеется запас знаний и умений, но они либо имеют низкий уровень или средний, высокого уровня не наблюдается. К концу года результаты по всем разделам сильно изменились. В сумме средний и высокий уровень дают высокие показатели от 83% до 96%. Таким образом, считаю свою работу, основываясь показателями диагностики, успешной. Считаю, что те знания, которые я давала детям на занятиях, в повседневной жизни, закрепляла в дидактических играх, на прогулках и других видах деятельности, пригодятся детям в жизни.
САМОАНАЛИЗ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Сегодня мы с уверенностью говорим, что каждый нормальный ребенок рождается с врожденными творческими способностями. Но творческими людьми вырастают только те дети, условия воспитания которых, позволили развить эти способности вовремя. Конечно, не все дети станут художниками. Это дело таланта и осознанного выбора. Неважно кем станет ребенок, главное, что занятия изобразительной деятельностью очень полезны для всех. Они помогают сформировать творческую личность, научить мыслить смело и свободно, а это необходимо для человека любой специальности. В своей работе я использую методических рекомендаций Комаровой Т.С. , Белобрыкиной О.А. «Маленькие волшебники, или на пути к творчеству», Давыдовой Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Швайко Г.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Программа, конспекты занятий», Лыковой И.А. «Цветные ладошки». Все дети любят рисовать, но творчество не может существовать под давлением и насилием. Ведь рисование для ребенка - радостный, вдохновенный труд, к которому не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, раскрепощают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. На занятиях используются игры, игровые приемы и пальчиковые игры, которые создают непринужденную творческую атмосферу, способствуют развитию воображения. Большое внимание уделяется творческим работам. Это позволяет соединить все полученные знания и умения с собственной фантазией и образным мышлением, формирует у ребенка творческую и познавательную активность. В процессе обучения широко используются наглядные пособия. Это способствует сокращение времени на изложение теории. Одним из важных условий реализации данной программы является создание необходимой материальной базы и развивающей среды для формирования творческой личности ребенка.
Новизна Изучив ряд методических пособий и литературы по организации и работы художественно-эстетической направленности, выявлено, что работа ведется в узком направлении: либо это рисование пальчиками, ладошкой, оттиск печатью, штриховка. «Использование нетрадиционных приемов для развития детского творчества» включает занятия с разнообразными техниками: ниткография, раздувание краски, рисование песком, ПВА и манной крупой, солью, монотопия, кляксография, граттаж, фроттаж, рисование по мокрой бумаге, набрызг. Это развивает у дошкольников творчество, в ходе которого ребенок создает новое, оригинальное, реализуя свой замысел.
Цель:
Задачи:
Формы проведения занятий Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические – рассказ воспитателя, беседы с детьми, рассказы детей, наблюдения, показ воспитателем способов действия, - так и практические, в ходе которых дети под контролем педагога самостоятельно выполняют работу. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ КРЕДО
«РЕБЕНОК-ЭТО НЕ СОСУД, КОТОРЫЙ НАДО НАПОЛНИТЬ, А ОГОНЬ, КОТОРЫЙ НАДО ЗАЖЕЧЬ» Восточный мудрец
… Чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок» В.А.Сухомлинский
Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что-то красивое, необычное. Еще Аристотель писал: «Занятие рисованием способствует разностороннему развитию личности ребенка». Воспитанию у детей стремления участвовать в преобразовании окружающего мира, развитию у детей способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и искусстве - посвящены многие педагогические исследования: Н.А.Ветлугиной, В.А. Сухомлинского, Т.С. Комаровой, Т.Г. Казаковой и многих других. Исследования Т.С Комаровой показывают, что изобразительная деятельность способствует развитию познавательных процессов и в частности формированию мыслительных операций: анализа, сравнения, синтеза, обобщения. Однако занятия в привычных, традиционных формах им могут довольно быстро наскучить. А нестандартные подходы к организации занятий изобразительной деятельностью напротив, способны неожиданно обрадовать, удивить, оживить детей, пробудить в них энтузиазм, заставить их глаза блестеть от восторга. В душе ребенка могут раскрыться новые творческие возможности, о которых родители раньше и не подозревали. Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. За данный период работы в детском саду, я изучила «Программу воспитания и обучения в детском саду Васильевой М.А.», статьи и публикации в журналах «Воспитатель ДОУ», «Дошкольное образование», «Ребенок в детском саду», «Обруч». Изначально моей целью было овладеть навыками дошкольного воспитания. Кроме этого в журналах меня привлекли статьи посвященные рисованию в детском саду, но не просто рисованию, а рисованию нетрадиционным способом. Я взяла на заметку, а в дальнейшем ввела в практику некоторые конспекты занятий по ИЗО. С помощью этих журналов я овладела некоторыми методами в изодеятельности. Особый интерес я проявила к программам по изодеятельности Г.С.Швайко «Программа по художественно–эстетическому воспитанию дошкольников» и О.А.Белобрыкиной «Маленькие волшебники или на пути к творчеству», Лыковой И.А. «Цветные ладошки». Здесь предлагаются методы и приемы, развивающие воображение и фантазию, при этом используются разнообразные методы рисования. Кроме этого мною была изучена специальная литература по теме «Нетрадиционные способы рисования», таких авторов, как Давыдова Г.Н., Никитина А.В., Колдина Д.Н., Смирнова М.Г. В данных работах предлагаются описания разнообразных нетрадиционных способов рисования, здесь представлены рекомендации, занятия, дидактические игры, упражнения. Методическая тема, над которой я работаю: называется «Использование нетрадиционных приемов для развития детского творчества». Моя цель заключается в том, чтобы создать педагогические условия для развития художественно-творческих способностей через нетрадиционные способы рисования. Овладеть методикой нетрадиционного рисования. Для осуществления цели решались задачи: изучить и проанализировать теоретические источники, программы, передовой педагогический опыт, смоделировать и апробировать систему кружковой работы, подобрать диагностическую методику для выявления уровня творческих способностей, воображения, фантазии, цветовосприятия. Актуальность. Занятия в привычных, традиционных формах детям могут довольно быстро наскучить. А нестандартные подходы к организации занятий изобразительной деятельностью напротив, способны неожиданно обрадовать, удивить, оживить детей, пробудить в них энтузиазм, заставить их глаза блестеть от восторга. В душе ребенка могут раскрыться новые творческие возможности, о которых родители раньше и не подозревали. Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Почему именно рисунок способствует развитию творческих способностей детей? Не у кого не вызывает сомнений, что все дети любят рисовать, но занятия в привычных традиционных формах им могут довольно быстро наскучить. Некоторые дети боятся рисовать, боятся сделать не правильно, в связи с этим переживают, испытывают стресс. И ребенок подавляет в себе творческие возможности, которые, может быть, заложены в нем. А нестандартные подходы к организации занятий изобразительной деятельность напротив способны неожиданно обрадовать, удивить, оживить детей, заставить их глаза блестеть от восторга. В последние годы многие педагоги все чаще обращаются к нетрадиционным художественным техникам. Почему? Кандидат педагогических наук Лыкова И.А., автор программы «Цветные ладошки», пишет, что в этих способах изображения, достаточно простых по технологии, нет жесткой заданности и строгого контроля, зато есть творческая свобода и подлинная радость. Результат обычно очень эффектный – сюрпризность и почти не зависит от умелости и способностей. Занимаясь же нетрадиционным рисованием, дети думают, пробуют, ищут, экспериментируют, а самое главное самовыражаются. Этапы исследования. Вся работа состоит из 3-х этапов. На первом этапе я ознакомилась с литературой, овладела методикой нетрадиционного рисования, провела анкетирование родителей. На вопрос «Насколько хорошо развиты творческие способности у детей?» 82% опрошенных родителей могут надеяться на хороший результат, 18% искренне стараются помочь ребенку. Провела несколько занятий с подгруппой детей и выяснила, что большинство детей не проявляют интереса к рисованию, часто задают одни и те же вопросы «Что рисовать? А как лучше?». Дети боятся экспериментировать, самовыражаться. Я поняла, что необходимо стимулировать, поддерживать малыша, открывать перед ним новые возможности в изодеятельности. На втором этапе велись занятия согласно перспективному планированию. На первых занятиях , когда я рассказала детям о том, что рисовать можно и без кисточки используя пальчики, ладошки, а также различный подручный материал (палочки, поролон, свечи и т.д.) дети на меня смотрели с удивлением и с настороженностью, ведь им не разрешали пачкать руки! И сколько было восторга и радости от одного намазывания ладошек, не говоря уже о рисунках, которые получились в конце занятия. Таким образом, рисунок, созданный под руководством творческим развитием детей в условиях радостного и вдохновенного труда, создает условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что-то красивое, необычное. Прежде чем знакомить детей с нетрадиционной техникой, должны многое знать и родители. Провела анкетирование, где выяснилось, что родители с детьми мало рисуют, часто откладывают это на потом, не все приобретают необходимые принадлежности. Создала предметно – развивающую среду для реализации самостоятельной деятельности, условия для реализации замыслов. Изучение работ авторов, указанных выше, позволило разработать перспективное планирование, от простого к сложному. На каждом занятии детей ждет сюрприз – они знакомятся с новой техникой рисования, затем, в течении года, техники повторяются, но дети уже самостоятельно используют данную технику и дополняют рисунок. В работе я использую такие приемы как рассматривание, наблюдение, экскурсии, беседы, художественное слово, образец изделия, показ воспитателем, дидактические игры, пальчиковую гимнастику, репродукции картин известных художников. Для развития фантазии я использую игру «Незаконченные картинки», эта игра знакомит детей с понятием «сюжет». В изостудии собран наглядный материал – это альбомы с изображениями пейзажа в разное время года, изображения животных, птиц, альбом, где изображены элементы декоративного рисования. Все это способствует расширению кругозора ребенка, формированию творческой личности. В группе находится выставка «Волшебство красок», где находятся лучшие детские работы по каждой теме, а так же уголок «Мастерская маленького волшебника», который помогает закрепить знания о цвете и технику выполнения работ. Составлена папка с планом наблюдений. По этому плану воспитатели с детьми ведут наблюдение за окружающим миром на прогулке. Я предоставила им план наблюдений. Составила картотеку пальчиковой гимнастики, художественного слова. Кроме этого я использую загадки, загадки – складки для детей. Все это расширяет кругозор детей, воображение и творчество. Ни одна работа ребенка не остается без внимания. Все работы дети вывешивают на выставку, рассматривают их, выделяют особенности, удивляются и радуются своим работам и работам товарищей. Впоследствии стараются подражать друг другу. Я использую коллективные формы рисования, это воспитывает положительные взаимоотношения. На занятиях формируются не только взаимоотношения детей, но и происходит обогащение словаря дошкольников (пейзаж, сюжет, натюрморт, граттаж, фроттаж). Для самостоятельной работы детей создана зона. Здесь дети могут найти все необходимое для творчества: карандаши, краски, мел, свечи, поролон, предметы для печати, трубочки, щетки, нитки, песок и многое другое. Необходимо расширять опыт ребенка, создавать основы для его творчества. Чем больше ребенок видел, слышал, переживал, тем больше узнал и освоил, тем значительнее и продуктивнее станет деятельность его воображения. Когда я брала детей на первые занятия и говорила, что мы будем рисовать, они шли без желания. Через два занятия дети уже спорили, какая подгруппа первой пойдет на занятие, тянули руки, стремясь скорее пойти рисовать. Глаза детей блестят, они желают смеяться, удивляться, общаться. Мне это нравится, и я знаю, что все, что я делаю не напрасно.
Раздел 3. Научно- методическая деятельность
ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ * Мнемотехника. * ИКТ-технология (использование в ходе занятия презентации). * ТРИЗ-технология (методы развития творческого воображения дошкольников) * Проблемно - игровые технологии - логические математические игры, в том числе Блоки Дьенеша - проблемные ситуации - логико-математические сюжетные игры - творческие задачи * Проектная деятельность (проекты: «Вальс Победы», «Что мы Родиной зовем», «Зимняя Олимпиада- Сочи 2014», «Веселые матрешки», «Урожай») * Сказкотерапия. * Логоритмика (картотека игр). * Технология музыкального воздействия (прослушивание классической музыки). * Социоигровая технология (личностно-ориентированная технология). * Исследовательская технология (занимательные опыты с воздухом, водой, песком и статическим электричеством)" * Здоровьесберегающие технологии: - Пальчиковая гимнастика - Гимнастика для глаз - Релаксационные упражнения (элементы психогимнастики) «Использование нетрадиционных приемов для развития детского творчества»
Ожидаемые результаты В результате обучения предполагается овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками, выявление и осознание ребенком своих способностей, развитие памяти, внимания, мышления, художественного вкуса, творческих способностей и фантазии. Овладение навыками культуры труда, улучшение своих коммуникативных способностей и приобретение навыков работы в коллективе.
Формы проведения итогов реализации кружковой работы
ОБОБЩЕНИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
РАЗДЕЛ 4. ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СПИСОК ПРОВЕДЕННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
УЧАСТИЕ ДЕТЕЙ В КОНКУРСАХ, ВЫСТАВКАХ
РАЗДЕЛ 5. УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА СПИСОК ИЗУЧЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Белобрыкина О.А. Маленькие волшебники, или на пути к творчеству: методические рекомендации для родителей, воспитателей ДОУ, учителей начальной школы. - Новосибирск: Изд-во НГПИД993.-62 с. 2. Ветлугина Н.А. Нравственно - эстетическое воспитание ребенка в детском саду. - М.: Просвещение, 1989.-79 с. 3. Григорьева Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности. - М.: Просвещение, 1995.-64 с. 4. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. - 80 с. 5. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. - 72 с 6. Давыдова Г.Н. Пластилинография - 2. - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008.-96с. 7. Изобразительная деятельность старших дошкольников: рекомендации, занятия, дидактические игры / авт.-сост. М.Г.Смирнова. - Волгоград: Учитель, 2009. - 270 с. 8. Казакова Т.Г. Я учусь рисовать: для среднего дошкольного возраста: книга для детей, воспитателей детского сада и родителей / Худож. О.В.Кулькова. -М.: Просвещение: АО «Учебная литература», 1996. - 95 с. 9. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М., Слепцова В.Ю., Смагина Т.В. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий/ Под ред. Р.Г.Казаковой-М:ТЦ Сфера, 2009.-128 с. 10. Колдина Д.Н. Лепка и рисование с детьми 2-3 лет. Конспекты занятий. - М.: Мозаика - Синтез, 2009. - 56 с. 11. Колдина Д.Н. Рисование с детьми 4-5 лет. Конспекты занятий. – М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ,2011.-48с., цв. вкл. 12. Кожохина С.К. Сделаем жизнь наших малышей ярче. Материалы для детского творчества. - Ярославль; ПК «Химический завод «Луч»,2007 г. - 80 с. 13. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа.-М.: «Карапуз», 2010.-144 с., переиздание дораб. и доп. 14. Никологорская О.А. Волшебные краски: книга для детей и родителей. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1997.-96 с. 15. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. - СПб.: КАРО, 2010. - 96 с. 16. Рабочие тетради: «Нарисуй пальчиками. Издательство «Стрекоза». 17. Рабочие тетради: «Рисуем красками без кисточки». Школа фантазеров. 18. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения дошкольников. - Ярославль,2000. - 288 с. 19. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Программа, конспекты занятий: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 144 с. 20. Анникова С. «Подружись с карандашом».// «Дошкольное воспитание», 21. 2004 г.,№2, стр.19. 22. «Учимся рисовать» // «Ребенок в детском саду»,2009 г., №1, стр.41. 23. Дворецкая О. «Мозайка» креативности // «Обруч», 2009 г.,№4. 24. «Как рисуют девочки? А как мальчики?» // «Дошкольное воспитание», 25. 2009 г., стр.67. 26. Лисицына И.А., Молева И.Б. «Оформление выставки совместного творчества родителей и детей» // «Справочник старшего воспитателя», 2008 г., 27. №8, стр.43. 28. Савельева О.Г. Занятия по рисованию и развитию речи о космосе // Воспитатель ДОУ, 2011 г., №3, стр.81. 29. Хамидулина З.Я. Кружок «Очумелые ручки» // Воспитатель ДОУ, 2010 г., №1, стр.74. ПЕРЕЧЕНЬ ОБОРУДОВАНИЯ ТСР Компьютер, телевизор, проектор, USB- проигрыватель, музыкальный центр, ноутбук.
Картотека физкультминуток, пальчиковых и дидактических игр
Оборудование для самостоятельной деятельности. Гуашь, пальчиковая гуашь, карандаши, мелки, свечи, пластилин, акварель, альбомы, кисточки, стеки, трубочки, губки, различного вида печать, цветной песок, нитки, уголь, ватные палочки, зубные щетки, трафареты, приспособления для граттажа.
|
РАЗДЕЛ 6. ДОКУМЕНТЫ