Развивающая предметная среда детства в детском дошкольном образовательном учреждении.

Ермилова Ольга Николаевна

 

Развивающая предметная среда функционально моделирует развитие детской деятельности. Значит должна соответствовать определению «развивающая», и должна своим содержанием обеспечивать не только реализацию детской деятельности на уровне, который актуален в данный момент, но и потенциальную возможность дальнейшего развития деятельности, способствуя обогащению ее содержания, обеспечивая через механизм «зоны ближайшего развития» его дальнейшую перспективу.

Развивающая предметная среда детства – это система условий, обеспечивающая всю полноту развития деятельности ребенка и его личности.

Расширяющая кругозор детей, обогащающая их представления о человеческих возможностях, о жизни людей нашей Родины и других странах, о природе родного края и всей Земли, о современных информационных возможностях, о культуре быта и об экологически грамотном поведении. Создавая развивающую предметную среду в группе с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей второй младшей группы, также учитываем все необходимые требования предусмотренные программой.

Реализация подобного подхода требует, от взрослых наставников детей всех возрастов и самих детей бережного и осмысленного отношения к созданию развивающей пространственной и предметной среды. Так как дети у нас маленькие мы стараемся создать для них добрую, уютную атмосферу в нашей группе. Мы поделили групповое пространство  на зоны для разных видов детской активности.  Двигательной, игровой, изобразительной, конструктивной, для отдыха и индивидуальной деятельности детей в групповой комнате, в спальной комнате «Уголок уединения».  Практикуем предметно-пространственную среду, как основу реализации индивидуального подхода к ребенку, соблюдая при этом следующие принципы: обеспечение баланса между совместной и индивидуальной деятельностью детей. У ребенка дошкольного возраста есть три основные потребности: движение, общение и познание. И среда группы должна удовлетворять эти потребности.

Развивающая среда, являясь одним из важнейших факторов воспитания малышей, должна быть, построена так, чтобы ее можно было изменять и дополнять. Дети быстро растут, поэтому завтра она уже перестанет стимулировать их развитие, и послезавтра станет тормозить его.

  • Игровая зона.

Сюда мы включаем все игровые уголки, потому что могут быть задействованы в много-сюжетные ролевые игры.

Создали «Жилую комнатку» -  для кукол, чтобы она напоминала им домашнюю обстановку, здесь дети умело  обыгрывают несложные семейные  игровые сюжеты – постирать и погладить куколкам белье, уложить их спать. Посидеть на «диванчике – беседушка» поговорить и спеть песенку для куколки.

Рядом с комнаткой мы расположили кухню  с мебелью, дети готовят куколкам обед, моют посуду.  Ходят в гости друг к другу.   На автобусе ездят на работу и в детский сад.

Ходят в магазин за покупками, в парикмахерскую делать куклам прически. Магазин и парикмахерская наполнены всеми игровыми  атрибутами, которыми дети умело, пользуются во время игры. В начале, приходилось ведущую роль в игре брать на себя,  потому что дети были маленькие и у них не был накоплен жизненный  опыт.  Сейчас дети  сами придумывают сюжет игры и выбирают сверстников, с кем желают играть.

В музыкальном уголке у нас          имеются музыкальные инструменты (барабан, металлофон, трещотки, погремушки), магнитофон и диски с записями песенок и музыкальных произведений для прослушивания и танцев, также имеются музыкально – дидактические игры «Разноцветные куколки», «Веселый, грустный человечек», «Музыкальное лото». В уголке ряженья имеются предметы одежды для обучения одеться, застегнуть пуговицы, молнии, «шапочки – превращалочки»- для театрализованной деятельности. Все атрибуты доступы детям для игры.

В уголке художественного творчества мы детей учим рисовать, пользоваться гуашью и всеми принадлежностями во время работы. На дополнительной образовательной деятельности кружка нетрадиционной техники рисования «Юные художники»,  формируются у детей художественный вкус, развивается мелкая моторика рук, прививается у детей желание рисовать.

  • Зона сенсорного развития.

Все  дети предпочитают яркое, крупное и внешне привлекательное оборудование. Должно способствовать развитию анализаторов, подсказывать способы обследования и действий. Поэтому мы для развития мелкой моторики используем специальные игрушки (вкладыши, пирамидки, шнуровки, игрушки – забавы, а также пластиковые коробки, контейнеры). Примерно раза - два в месяц часть материалов заменяем и переставляем оборудование. Это практикой показано, что уже после двух месяцев функционирования вновь созданной среды ее необходимо реорганизовывать и насыщать новыми элементами.

  • Экологическая зона.

Здесь  расположен природный уголок -  находятся растения, аквариум с рыбками – мы проводим наблюдения и учим детей правильно  ухаживать за растениями и рыбками.

Также мы  создали мини-лабораторию для проведения опытнической работы с водой, песком. Экспериментирование помогает нам обогатить память детей, активизировать их мыслительные процессы, развивать творческие способности, формировать трудовые навыки. Всю работу стараемся строить в познавательно игровой форме, так чтобы дети могли увидеть результат, проявить самостоятельность и творчество. Также учим детей, объяснять  несложные выводы эксперимента. Дети всегда с нетерпением ждут экспериментирование и увлеченно выполняют задания.

  • Учебная зона.

Образовательная деятельность осуществляется в процессе организации детских

видов деятельности и в самостоятельной деятельности детей.

Образовательные задачи мы решаем  через игру, так как дети маленькие. Игра это ведущая деятельность ребенка.

  • Зона уединения или психологической разгрузки.

Уголок «Уединения» находится у нас в спальной комнате.

Здесь мы предлагаем посмотреть фотоальбом детских и семейных фотографий в тишине. Включаем музыку или слушание сказок, также здесь дети могут поиграть с куклами или настольными играми, посмотреть свои любимые книги.

Таким образом, осознавая значимость среды,  мы определили,  требования к ее организации. На наш взгляд она должна предоставлять ребенку свободу действий, оказывать положительные действия на мироощущения, самочувствие и здоровья. Среда должна быть удобной и обеспечивать гармоничное отношение между ребенком и окружающим миром. Разработанные нами модели предметно-развивающей среды явились результатом многолетней практики и творческого поиска педагогического коллектива. Они отражают специфику нашего детского сада и максимально учитывают возрастные и индивидуальные особенности детей.