Как хорошо уметь читать!

Как хорошо уметь читать

 
 

Читайте, детиimage
 
Читайте, мальчишки!
Девчонки, читайте!
Любимые книжки
Ищите на сайте!
В метро, в электричке
И автомобиле,
В гостях или дома,
На даче, на вилле –
Читайте, девчонки!
Читайте, мальчишки!
Плохому не учат
Любимые книжки!
Не всё в этом мире
Легко нам даётся,
И всё же упорный
И мудрый – добьётся
Того, к чему доброе 
Сердце стремится:
Он клетку откроет,
Где птица томится!
И каждый из нас 
Облегчённо вздохнёт,
Поверив, что мудрое
Время – придёт!
И мудрое, новое
Время – придёт!
                                  (Н. Пикулева)
 
Читаешь чужое, а видишь — своё! image
 
…Лежу на диване. Удобно. Приятно.
Смотрю телевизор, и всё мне понятно.
Другие придумали – мне показать.
Не надо ни думать, ни воображать.
 
Но мама сказала: – Ты видишь чужое.
Занятие это, считаю пустое.
А с книгой полезнее время твоё:
Читаешь чужое, а видишь своё!
 
На книжном пути сам себе режиссёр,
Художник, артист, музыкант, каскадёр…
Когда интересную книгу читаешь,
С писателем вместе свой мир сочиняешь:
 
Ты воин-герой, ты спаситель миров,
Ты храбрый Комарик для всех Пауков.
И сказка и быль, и мгновенье и вечность…
Над книжной страницей лететь в бесконечность!
 
Сказала когда-то мне мама сама,
Что книги читать – это пища ума.
Твой ум развивается воображеньем,
И чтение – лучшее в мире ученье!
 
                                    (Детсад-Школа )
 

О чтении image
 
Читать ужасно интересно:
Вы можете сидеть, лежать
И — не сходя при этом с места —
Глазами книгу ПРОБЕЖАТЬ!
Да-да! Читать — ХОДИТЬ ГЛАЗАМИ
За ручку с мамой, после — сами.
Ходить — ведь это же пустяк,
Не бойтесь сделать первый шаг!
Споткнулись раз, другой…
И вдруг вы
Прочли подряд четыре буквы,
И вы пошли, пошли, пошли —
И слово первое прочли!
От слова к слову — как по кочкам —
Помчитесь весело по строчкам…
И так научитесь читать —
Как бегать,
Прыгать…
Как летать!
Я знаю, скоро по странице
Порхать вы будете, как птицы!
Ведь необъятен и велик,
Как небо —
                                Мир волшебный книг!                     (А. Усачев)
 
Памятка 
 
"Как оформить читательский дневник?"

Читательский дневник - это сборник отзывов о прочитанных книгах, которые понравились (или не очень)
Читайте - и будьте счастливы!

Как оформить читательский дневник?

1. Для начала нужно определиться с оформлением читательского дневника. Легче всего за основу взять простую тетрадку в клетку. На титульной странице нужно написать: «Читательский дневник», имя и фамилию автора, класс. Также ребенок может оформить обложку по своему усмотрению.

2. На следующей странице подготовьте содержание читательского дневника, в котором будут перечислены все книжки, которые необходимо прочитать.

3. При написании информации о прочитанной книге, вы можете придерживаться следующему порядку:

• Сперва напишите название произведения, Фамилию И.О. автора. Кроме того вы можете указать биографию автора, поместить его фото(по желанию)

• Далее необходимо перечислить основных героев книги, можно дать им краткую характеристику.

• Следующим пунктом идет изложение сюжета (например, где и когда происходят события, в чем заключается конфликт, когда он решается и т.д.)

• Можно описать один из понравившихся эпизодов в книге.

Можно оформить и по - другому:

Если книга понравилась:

  • можешь нарисовать понравившегося героя или вклеить картинку-раскраску с ним 
  • найди и приклей портрет автора книги, напиши его полные имя и отчество
Если книга очень понравилась:
  • создай рисунки-иллюстрации (или комиксы) на основе прочитанного;
  • придумай загадки или ребусы о героях;
  • составь кроссворд по прочитанному;
  • можешь написать и "послать” в дневнике письмо героям или автору книги;
  • узнай и запиши интересные факты из биографии писателя.

Более опытные читатели могут вести записи в дневнике, отвечая на следующие вопросы:

1. Нарисуй иллюстрацию в самом начале чтения, когда еще мало узнал. Она может быть любой, по твоему желанию. Напиши несколько слов к нарисованному.

2. Наверняка, у тебя появился любимый герой. Пора создать его личную страничку! Вот вопросы тебе в помощь:

• Опиши внешность героя,

• Назови черты его характера

• Каковы его любимые занятия

• Что он любит есть, его любимые слова, его привычки и т.д.

• Кто его друзья? Какие они?

• Хотел ли бы ты быть похожим на этого героя? Чем?

• А есть ли такое, что тебе в нем не нравится? Почему?

• Нарисуй портрет любимого героя

3. Какой отрывок из книги понравился (или запомнился) тебе больше всего? О чем он? Почему он оставил тебя неравнодушным? Напиши несколько слов об этом. Нарисуй к отрывку иллюстрацию.

4. Представь себя героем книги. Как бы тебя звали? Придумай себе имя, внешность. Опиши свой характер. Укажи, с кем бы ты дружил, где жил и т.д. Если хочешь, нарисуй свой портрет или сюжет со своим участием.

5. Вот ты и перелистнул последнюю страничку. Понравилась тебе книга? Чем? Напиши свое впечатление или мнение о прочитанном.

6. Что ты расскажешь об этой книге своему другу, чтоб он непременно захотел ее прочитать? Подбери и напиши такие волшебные слова.
 
А можно оформить и совсем просто
 
В читательском дневнике запишите название книги, кто её автор, понравилась или не понравилась книга и почему.
                Творите!    Придумывайте!  
                   Дружите с книгой! 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль чтения в формировании и нравственном воспитании личности

          Чтение играет важную роль в формировании и нравственном воспитании личности, обогащении человека знаниями. Благодаря чтению развиваются смысловое восприятие, внимание, память, мышление и воображение ребенка. И поэтому тревога педагогов, психологов и родителей весьма обоснованна: мало и плохо читающие дети отстают в своем интеллектуальном и социальном развитии от сверстников, испытывают трудности в общении.

        Исходя из общей задачи развития личности ребенка, начальная школа должна сформировать младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, владеющего прочными навыками чтения, способами самостоятельной работы с читаемым текстом и детской книгой, обладающего определенной начитанностью, нравственно-эстетическим и гражданским развитием.

Чтобы воспитать такого читателя, я решаю следующие задачи:

  • развиваю интерес к чтению;
  • воспитываю средствами чтения у ребенка гражданские чувства и активное отношение к читаемому;
  • учу работать с книгой.

Эти задачи я начинаю выполнять уже на уроках обучения грамоте.

Обучение чтению я осуществляю по универсальной слоговой таблице с цифровым обозначением "слогов-слияний", разработанной автором Верой Васильевной Квач.

 Слоговая таблица органично включается в современную систему уроков во время обучения грамоте, применяется для коллективной и самостоятельной работы на уроках, а также как самостоятельный материал в домашнем образовании и воспитании.

         Использование данной таблицы способствует развитию у детей:

  • интереса к обучению (оно воспринимается как игра);
  • зрительной, слуховой памяти;
  • умения ориентироваться на пространстве листа;
  • навыков правильного и беглого чтения;
  • орфографической грамотности (если ребёнок сам "соберёт" слово, например, 32_лн_118_ солнце, напишет его печатными буквами, прочитает, осознает разницу между словом, произносимым в устной и используемым в письменной речи, то грамотное письмо ему гарантировано).

Методика работы со слоговой таблицей:

  1. Чтение слогов на определённую букву гласного: НА, БА, КА, СА, РА… (строчка).
  2. Чтение слогов на определённую букву согласного: НА, НИ, НУ, НЫ… (столбик).
  3. Чтение слогов вразброс, что способствует запоминанию образа слога: МА, РИ, КО, ВУ, ГЯ…
  4. Чтение слов. Например, проведение игры "Собери словечко".
  5. Чтение слогов туда и обратно, по диагонали слева-сверху вправо-вниз и наоборот.
  6. Чтение слогов и договаривание их до слов.
  7. Чтение строчек и столбиков разными способами:
  • 1 слог  - тихо, 2 слог – громко и т.д.;
  • "Молния" – упражнение заключается в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением в максимально быстром темпе. Переход на чтение в ускоренном режиме осуществляется по команде "Молния".
  • Чтение слогов четко проговаривая каждый слог.
  • Пропевание слогов на определённую мелодию, например: "В лесу родилась ёлочка" (включается магнитофонная запись и без неё).
  • Чтение скороговоркой.
  • "Поднимаемся в гору", "спускаемся с горы": начинаем читать тихо и постепенно увеличиваем громкость чтения слогов и наоборот.
  1. Зашифровываем и расшифровываем слова, предложения: у каждого слога есть свой порядковый номер.

          А также в целях развития творчества  я предлагаю детям составить свою слоговую таблицу на определённую букву самим и предложить своё задание по таблице. Затем дети в парах работают со своими  составленными слоговичками.

           При организации уроков постоянно слежу за скоростью, выразительностью, правильностью и осознанностью чтения учащимися. Большое внимание уделяю использованию средств художественной выразительности: сравнений, эпитетов, метафор.

Учу детей овладевать произносительной техникой (дыханием, голосом, дикцией), выразительными средствами речи (интонацией), умениями анализировать текст и читать выразительно произведения разных жанров.

Даю понять детям, что у чтеца, как у каждого мастера, есть особые инструменты, помогающие ему радовать слушателей своим чтением. Это дыхание, голос и дикция.

Поэтому на уроках мы

- учимся управлять дыханием:

  • Стань прямо, спокойно, не напрягаясь. Разверни плечи, не поднимая их и не опуская.
  • Положи одну руку на верхнюю часть живота, другую – сбоку, выше талии.
  • Сделай небольшой вдох. На счёт 1-5 делай вдох (считай про себя).
  • Задержи воздух на счёт 1-3, не расслабляя мышц. Это подготовка к экономному выдоху.
  • Раскрыв рот как бы на звуке [а ], выдыхай плавно, без толчков на счёт 1-5.
  • Расслабь мышцы брюшного пресса.

- тренируем дыхание:

  • Прочитай текст, следя за своим дыханием. Читай сначала медленно, делая остановки (паузы указываем значком «/») между частями текста, затем быстро, без пауз.

(вдох) Заваривши кашу, /  (выдох; вдох) масла не жалеют (выдох).

Начав дело, / не останавливаются.

На дворе трава, / на траве дрова, / не руби дрова / на траве двора.

  • Представь торт с зажжёнными свечами. Погаси все свечи сразу.  

А теперь потуши каждую свечу, прерывая дыхание: фу, фу, фу.  

         

  • Рубим дрова: раз, рраз, ух, раз.

  • Держи дыхание до конца фразы.

Жужжим: жжжжжжжжжж;  ж, ж, ж, ж, ж, ж, ж.

Шуршим: шшшшшшшшш; ш, ш, ш, ш, ш, ш, ш.

 

  • Выпусти воздух из проколотого мяча: сссссссссс;  с, с, с, с, с, с,

  • Читай на одном дыхании:

Жил-был не царь, не король,

Не геройский герой, а жил-был мальчик.

Речитатив:

Нужно глубоко вдохнуть и произнести скороговорку на одном дыхании. Когда воздух закончится, ребёнок должен запомнить, сколько Егорок он назвал.

На пригорке возле горки жили 33 Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка…

  •  Попробуй прочитать стихи, прыгая через скакалку:

Весна, весна на улице, /

Весёлые деньки! //

Тут прохожим не пройти: //

Хором девочки считают /

Десять раз по десяти. //

- учимся слушать свой голос:

  • Прочитай, обращая на знаки препинания. Прислушайся к своему голосу.

Я не умею выразительно читать.

Я не умею выразительно читать?

Я не умею выразительно читать!

  • Прочитай, подчёркивая голосом выделенные слова.

Чей ты, чей, лесной ручей?

- Ничей.

Но откуда ты, ручей?

- Из ключей.

- Ну а чьи же те ключи?

- Ничьи.

- А берёзка у ручья?

- Ничья.

  • Проследи за повышением и понижением голоса.

- Очень важный инструмент чтеца – ДИКЦИЯ, то есть отчётливое, ясное произношение звуков и слов.

  •  Прочитай скороговорки и чистоговорки. Сначала медленно, с паузами, затем быстро, на одном дыхании, но чётко, без ошибок.

Карл у Клары / украл кораллы, / а Клара у Карла / украла кларнет.

  •  Учись чётко произносить окончания слов.

            Моем, моем трубочиста

            Чисто, чисто, чисто, чисто!

            Будет, будет трубочист

            Чист, чист, чист, чист.

  •  Произнеси чётко п, б, р, «играя на барабане».

Пара барабанов,                    Пара барабанов,

Пара барабанов,                    Пара барабанов,

Пара барабанов,                    Пара барабанов,

Била                                        Била

Бурю.                                      Бой.

  •  Учись выражать голосом чувства. Проследи, как меняется твой голос.
  • Мяукаем: мяу, мяу, мяу – ласково, жалобно, зло.
  • Зовём цыплят: цып, цып, цып, цып – ласково, с досадой.
  • Изобрази лай собаки: радостный, злой, предупреждающий

Таким образом, разные методы и приемы помогают мне развивать у детей смысловое восприятие, внимание, память, мышление и воображение, дети проявляют интерес к чтению, владеют прочными навыками чтения, умеют самостоятельно работать с книгой.