Роль чтения в формировании и нравственном воспитании личности
Чтение играет важную роль в формировании и нравственном воспитании личности, обогащении человека знаниями. Благодаря чтению развиваются смысловое восприятие, внимание, память, мышление и воображение ребенка. И поэтому тревога педагогов, психологов и родителей весьма обоснованна: мало и плохо читающие дети отстают в своем интеллектуальном и социальном развитии от сверстников, испытывают трудности в общении.
Исходя из общей задачи развития личности ребенка, начальная школа должна сформировать младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, владеющего прочными навыками чтения, способами самостоятельной работы с читаемым текстом и детской книгой, обладающего определенной начитанностью, нравственно-эстетическим и гражданским развитием.
Чтобы воспитать такого читателя, я решаю следующие задачи:
- развиваю интерес к чтению;
- воспитываю средствами чтения у ребенка гражданские чувства и активное отношение к читаемому;
- учу работать с книгой.
Эти задачи я начинаю выполнять уже на уроках обучения грамоте.
Обучение чтению я осуществляю по универсальной слоговой таблице с цифровым обозначением "слогов-слияний", разработанной автором Верой Васильевной Квач.
Слоговая таблица органично включается в современную систему уроков во время обучения грамоте, применяется для коллективной и самостоятельной работы на уроках, а также как самостоятельный материал в домашнем образовании и воспитании.
Использование данной таблицы способствует развитию у детей:
- интереса к обучению (оно воспринимается как игра);
- зрительной, слуховой памяти;
- умения ориентироваться на пространстве листа;
- навыков правильного и беглого чтения;
- орфографической грамотности (если ребёнок сам "соберёт" слово, например, 32_лн_118_ солнце, напишет его печатными буквами, прочитает, осознает разницу между словом, произносимым в устной и используемым в письменной речи, то грамотное письмо ему гарантировано).
Методика работы со слоговой таблицей:
- Чтение слогов на определённую букву гласного: НА, БА, КА, СА, РА… (строчка).
- Чтение слогов на определённую букву согласного: НА, НИ, НУ, НЫ… (столбик).
- Чтение слогов вразброс, что способствует запоминанию образа слога: МА, РИ, КО, ВУ, ГЯ…
- Чтение слов. Например, проведение игры "Собери словечко".
- Чтение слогов туда и обратно, по диагонали слева-сверху вправо-вниз и наоборот.
- Чтение слогов и договаривание их до слов.
- Чтение строчек и столбиков разными способами:
- 1 слог - тихо, 2 слог – громко и т.д.;
- "Молния" – упражнение заключается в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением в максимально быстром темпе. Переход на чтение в ускоренном режиме осуществляется по команде "Молния".
- Чтение слогов четко проговаривая каждый слог.
- Пропевание слогов на определённую мелодию, например: "В лесу родилась ёлочка" (включается магнитофонная запись и без неё).
- Чтение скороговоркой.
- "Поднимаемся в гору", "спускаемся с горы": начинаем читать тихо и постепенно увеличиваем громкость чтения слогов и наоборот.
- Зашифровываем и расшифровываем слова, предложения: у каждого слога есть свой порядковый номер.
А также в целях развития творчества я предлагаю детям составить свою слоговую таблицу на определённую букву самим и предложить своё задание по таблице. Затем дети в парах работают со своими составленными слоговичками.
При организации уроков постоянно слежу за скоростью, выразительностью, правильностью и осознанностью чтения учащимися. Большое внимание уделяю использованию средств художественной выразительности: сравнений, эпитетов, метафор.
Учу детей овладевать произносительной техникой (дыханием, голосом, дикцией), выразительными средствами речи (интонацией), умениями анализировать текст и читать выразительно произведения разных жанров.
Даю понять детям, что у чтеца, как у каждого мастера, есть особые инструменты, помогающие ему радовать слушателей своим чтением. Это дыхание, голос и дикция.
Поэтому на уроках мы
- учимся управлять дыханием:
- Стань прямо, спокойно, не напрягаясь. Разверни плечи, не поднимая их и не опуская.
- Положи одну руку на верхнюю часть живота, другую – сбоку, выше талии.
- Сделай небольшой вдох. На счёт 1-5 делай вдох (считай про себя).
- Задержи воздух на счёт 1-3, не расслабляя мышц. Это подготовка к экономному выдоху.
- Раскрыв рот как бы на звуке [а ], выдыхай плавно, без толчков на счёт 1-5.
- Расслабь мышцы брюшного пресса.
- тренируем дыхание:
- Прочитай текст, следя за своим дыханием. Читай сначала медленно, делая остановки (паузы указываем значком «/») между частями текста, затем быстро, без пауз.
(вдох) Заваривши кашу, / (выдох; вдох) масла не жалеют (выдох).
Начав дело, / не останавливаются.
На дворе трава, / на траве дрова, / не руби дрова / на траве двора.
- Представь торт с зажжёнными свечами. Погаси все свечи сразу.
А теперь потуши каждую свечу, прерывая дыхание: фу, фу, фу.
- Рубим дрова: раз, рраз, ух, раз.
- Держи дыхание до конца фразы.
Жужжим: жжжжжжжжжж; ж, ж, ж, ж, ж, ж, ж.
Шуршим: шшшшшшшшш; ш, ш, ш, ш, ш, ш, ш.
- Выпусти воздух из проколотого мяча: сссссссссс; с, с, с, с, с, с,
Жил-был не царь, не король,
Не геройский герой, а жил-был мальчик.
Речитатив:
Нужно глубоко вдохнуть и произнести скороговорку на одном дыхании. Когда воздух закончится, ребёнок должен запомнить, сколько Егорок он назвал.
На пригорке возле горки жили 33 Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка…
- Попробуй прочитать стихи, прыгая через скакалку:
Весна, весна на улице, /
Весёлые деньки! //
Тут прохожим не пройти: //
Хором девочки считают /
Десять раз по десяти. //
- учимся слушать свой голос:
- Прочитай, обращая на знаки препинания. Прислушайся к своему голосу.
Я не умею выразительно читать.
Я не умею выразительно читать?
Я не умею выразительно читать!
- Прочитай, подчёркивая голосом выделенные слова.
Чей ты, чей, лесной ручей?
- Ничей.
Но откуда ты, ручей?
- Из ключей.
- Ну а чьи же те ключи?
- Ничьи.
- А берёзка у ручья?
- Ничья.
- Проследи за повышением и понижением голоса.
- Очень важный инструмент чтеца – ДИКЦИЯ, то есть отчётливое, ясное произношение звуков и слов.
- Прочитай скороговорки и чистоговорки. Сначала медленно, с паузами, затем быстро, на одном дыхании, но чётко, без ошибок.
Карл у Клары / украл кораллы, / а Клара у Карла / украла кларнет.
- Учись чётко произносить окончания слов.
Моем, моем трубочиста
Чисто, чисто, чисто, чисто!
Будет, будет трубочист
Чист, чист, чист, чист.
- Произнеси чётко п, б, р, «играя на барабане».
Пара барабанов, Пара барабанов,
Пара барабанов, Пара барабанов,
Пара барабанов, Пара барабанов,
Била Била
Бурю. Бой.
- Учись выражать голосом чувства. Проследи, как меняется твой голос.
- Мяукаем: мяу, мяу, мяу – ласково, жалобно, зло.
- Зовём цыплят: цып, цып, цып, цып – ласково, с досадой.
- Изобрази лай собаки: радостный, злой, предупреждающий
Таким образом, разные методы и приемы помогают мне развивать у детей смысловое восприятие, внимание, память, мышление и воображение, дети проявляют интерес к чтению, владеют прочными навыками чтения, умеют самостоятельно работать с книгой.