Моё педагогическое кредо
Эссе «Моя педагогическая философия»
Школьная жизнь
похожа на пастернаковский солнцеворот,
в котором каждый день неповторим и
повторяется вновь без счёта…
Почему я стала учителем? Может быть потому, что стать учителем я мечтала с детства, с тех пор, как научилась соединять первые слоги и прочитывать первое слово. Игра «в школу» была для меня самой увлекательной! Я думаю, что быть учителем – это моя судьба! На вопрос: «Кем Вы работаете?» я всегда с гордостью отвечаю: «Учителем!» Да, я горжусь тем, что работаю в школе. Для меня «Учитель» не просто слово, профессия, работа - это моя жизнь, моё призвание.
Двадцать лет назад я переступила порог школы и с тех пор так и не смогла оставить эти родные для меня стены, ставшие вторым домом. Почему осталась в этой нелёгкой профессии до сегодняшнего дня? Да потому что у меня своя, особая роль на Земле, - я учитель.
Каждый день я подхожу к моей любимой школе и чувствую, как внутренне преображаюсь: личные проблемы и заботы уходят на «второй» план, мысленно настраиваюсь на хорошее расположение к каждому ученику, которого сейчас встречу. Моё лицо излучает свет, тепло и доброжелательность...
Я спокойно вхожу в класс, где меня уже с нетерпением ждут мои ученики, ждут интересного урока, красивой легенды, волшебной сказки, неповторимого общения и, конечно же, удивительных открытий. Любовь и уважение учеников нельзя заслужить, вооружившись только лишь новыми концепциями, технологиями, современными методиками в преподавании предмета. Как говорил В.О. Ключевский: «Любите то, что преподаёте, и тех, кому преподаёте». Необходимо по – настоящему любить своих учеников, быть не только внимательной к каждому ребёнку, но и суметь поддержать его в трудную минуту. Главное в моей профессии – понять, что ученик – человек, обладающий собственным представлением об окружающем его мире, своими чувствами, своим опытом. Надо верить в способности каждого ученика. Нет на свете неспособных детей, каждый ребёнок – личность, поэтому моя задача – помочь ученику найти себя, открыть и развить свои способности, а, может быть, даже и талант.
Не надо скупиться на тёплые слова, похвалу, комплименты! Душа ученика – тонкий инструмент. Не навреди ей! Очень важно понимать ребёнка, правильно оценить его состояние в настоящий момент, быть с ним искренней. Ребята хотят, чтобы их уважали и к ним прислушивались, считались с их мнением.
Что такое работа учителя? Это полная самоотдача, душевная щедрость, любовь… Учитель – это постоянная работа над собой. Выбрав профессию педагога, я взяла ответственность за тех, кого буду учить и воспитывать, кому буду другом, помощником, наставником…
Я очень часто говорю своим ученикам: «Не ошибается тот, кто ничего не делает» и учу их не бояться высказать собственное мнение, даже если оно окажется ошибочным, ведь « ошибка, я считаю, – путь к творчеству». Всегда стараюсь создавать на уроках спокойную, доброжелательную атмосферу: каждый имеет право на ошибку, но никто не имеет права за нее наказать! Оценка же всегда может быть исправлена – таков принцип моей работы.
«Не стыдно не знать, стыдно - не учиться». Я уважаю желание ученика спорить, сомневаться, потому что только через сомнение можно познать что-то новое. А моя задача как учителя - не дать угаснуть этому огоньку познания. Поэтому я пытаюсь как можно продуктивнее использовать время урока, стараюсь сделать их не только познавательными, но и творческими, разнообразить задания, применять различные формы работы и новые технологии. Необходимо формировать у учащихся и навык учебного труда, и старательность в учебной работе. А чтобы развить старательность, необходимо сформировать, я считаю, в первую очередь, интерес. Для этого я стараюсь вовлекать каждого в учебный процесс, создавая условия для успеха, движения вперёд.
А завтра снова напряжённый день. И так всегда. И снова появятся силы продолжать увлекательное путешествие в мир языкознания и шедевров мировой литературы. Это и есть мой путь, по которому иду, стараясь оставить след в сердцах своих учеников, научить их жить и стать достойными гражданами своей Родины. Это моя жизнь, моё счастье…