Технология развития игровой деятельности дошкольников (развивающие дидактические игры). Н.Ф. Губанова
Технология развития игровой деятельности дошкольников (развивающие дидактические игры). Н.Ф. Губанова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teoriya_did_igry.docx | 151.18 КБ |
igra._ranniy_vozrast.pdf | 2.86 МБ |
tehnologiya_igrovoy_deyatelnosti_po_gubanovoy.docx | 63.11 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ КРАСНОГОРСК
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 17
________________________________________________________________________
143441, Российская Федерация, Московская область, Городской округ Красногорск,
д. Путилково, ул. 70-тилетия Победы, д. 2-А
Эл. почта:mdou17z@yandex.ru
Методические материалы на тему:
«Методические основы использования дидактических игр в работе с дошкольниками»
Н.Ф.Губанова
Подготовила: воспитатель первой квалификационной категории Ткачева О.В. |
г.о. Красногорск, 2022 г.
Методические основы использования дидактических игр в работе с дошкольниками.
- Сущность и характеристика дидактической игры.
- Методика организации и проведения дидактических игр.
Что такое игра? Игра — это деятельность, которая проявляется в способности человека преображать действительность. В. А. Сухомлинский предлагает такую метафору: Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий. Это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.
1.Дидактическая игра. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Дидактическая игра - это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогической школой в целях обучения и воспитания детей.
Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся. Если на занятиях расширяются и углубляются знания об окружающем мире, то в дидактической игре (играх – занятиях, собственно дидактических играх) детям предлагаются задания в виде загадок, предложений, вопросов. Обучение в дидактической игре построено на игровых способах разрешения интересных для ребенка познавательных задач.
Поставленная в игровой форме обучающая задача имеет преимущество: ребенок понимает (осознает) необходимость приобретения новых знаний овладение способами действия.
Ребенок, увлеченный привлекательным замыслом игры, не замечает, что овладевает новым, закрепляет и систематизирует имеющиеся знания, хотя при этом он сталкивается с затруднениями.
Дидактическая игра выступает и как средство всестороннего воспитания личности ребёнка.
Умственное воспитание. Содержание дидактических игр формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о Родине, армии, профессии, трудовой деятельности.
Знания об окружающей жизни дают детям по определённой системе. Так, ознакомление детей с трудом проходит в такой последовательности: детей сначала знакомят с содержанием определённого вида труда, затем- с машинами, помогающими людям в их труде, облегчающими труд, с этапом производства при создании необходимых предметов, продуктов, после чего раскрывают перед детьми значение любого вида труда.
С помощью дидактических игр воспитатель приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.
Дидактические игры развивают сенсорные способности детей. Процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребёнком окружающей среды. Ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной предмета позволило создать систему дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию, направленных на совершенствование восприятия ребёнком характерных признаков предметов.
Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Некоторые игры требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий, например, "Назови одним словом" или "Назови три предмета". Нахождение антонимов, синонимов, слов сходных по звучанию - главная задача многих словесных игр.
В процессе игр развитие мышления и речи осуществляется в неразрывной связи. В игре "Угадай, что мы задумали" необходимо уметь ставить вопросы, на которые дети отвечают только двумя словами "да" или "нет".
Нравственное воспитание. У дошкольников формируется нравственное представление о бережном отношении к окружающим предметам, игрушкам как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношении со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности. В воспитании нравственных качеств личности ребёнка особая роль принадлежит содержанию и правилам игры. В работе с детьми младшего возраста основным содержанием дидактических игр является усвоение детьми культурно- гигиенических навыков.
Использование дидактических игр в работе с детьми более старшего возраста решает несколько иные задачи – воспитание нравственных чувств и отношений.
Трудовое воспитание. Многие дидактические игры формируют у детей уважение к трудящемуся человеку, вызывают интерес к труду взрослых, желание самим трудиться. Например, в игре "Кто построил этот дом" дети узнают о том, что прежде чем построить дом архитекторы работают над чертежом и тд.
Некоторые навыки труда дети приобретают при изготовлении материала для дидактических игр.
Эстетическое воспитание. Дидактический материал должен соответствовать гигиеническим и эстетическим требованиям: игрушки должны быть разрисованы яркими красками, художественно оформленными. Такие игрушки привлекают внимание, вызывают желание играть с ними.
Физическое воспитание. Игра создаёт положительный эмоциональный подъём, вызывает хорошее самочувствие, и вместе с тем требует определённого напряжения нервной системы. Особенно важны игры с дидактическими игрушками, где развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук, а это сказывается на умственном развитии, на подготовке руки к письму, к изобразительной деятельности, т.е. к обучению в школе.
Какими дидактическими принципами должен руководствоваться воспитатель при подборе и организации и проведении дидактических игр?
При проведении игр необходимо основываться на общие дидактические принципы.
Давайте вспомним, что подразумевается под дидактическим принципом? (объективные закономерности, исходные положения, которыми руководствуется педагог при отборе содержания, определении форм организации, методов и средств обучения).
Дидактические принципы
Принцип системности, который предполагает последовательно развивающуюся и усложняющуюся систему игр (по их содержанию, дидактическим задачам, по игровым действиям и правилам);
принцип повторности, который обусловлен индивидуальными особенностями умственной деятельности детей (не все дети одинаково успешно усваивают обучающее содержание игры, игровые действия и правила с первого раза);
принцип наглядности, который представлен, прежде всего, в предметах составляющих материальный центр игры, в картинках, изображающих предметы и действия с ними; использование поощрительных значков, жетонов, фишек - всё это тоже составляет наглядный фонд средств, который может использовать воспитатель, руководя игрой;
принцип добровольности (необходимо учитывать интерес и желание ребёнка);
принцип таинства игры (игра для ребёнка должна быть тайной, секретом, а значит, дидактическая задача в ней должна быть «завуалирована»);
принцип региональной направленности (по возможности следует учитывать региональный компонент);
принцип обновляемости игры (внесение при повторении элемента новизны, как в содержание игры, так и в игровые действия, сделает игру намного интереснее для ребёнка).
Требование к подбору дидактических игр.
При отборе дидактической игры воспитатель должен четко представлять себе требования, которым она должна отвечать. Дидактические игры должны:
- отражать реальную картину окружающего мира и быть доступными дошкольникам;
- обеспечивать возможность играть как отдельному ребенку, так и не большой группе детей;
- позволять ребенку самостоятельно контролировать правильность выполнения задания;
- материалы для игры должны быть прочными, красочно оформленными, привлекательными и отвечать гигиеническим нормам.
Дидактическая игра «Мешочек тактильных ощущений»
Игра предназначен для развития сенсорики, прекрасно развивает тактильную, кинестетическую чувствительность рук, а также память, мелкую моторику. Обогащая ребенка новыми тактильными ощущениями.
Структура дидактической игры.
Структура дидактической игры основана на взаимосвязи пяти основных компонентов:
дидактической задачи,
игровой задачи,
игровых действий,
правил игры,
результата (подведения итогов).
Дидактическая задача формулируется педагогом и отражает цель обучения. Однако научно обоснованная и методически выверенная формулировка дидактической задачи детям, как правило, неинтересна. Поэтому дидактическая задача переводится в игровую задачу – задачу, которая ставится перед детьми и мотивирует их игровую деятельность на уроке. Например, дидактическая задача обобщить и систематизировать сведения об имени существительном при переводе её в задачу игровую может принять следующий вид: выяснить, кто в классе лучшие знатоки имени существительного. Таким образом, дидактическая задача скрыта от детей. Все внимание ребенка направлено на осуществление игровых действий, а задача обучения им не воспринимается. Это делает игру уникальной игровой формой обучения, когда дети невольно усваивают комплекс знаний, умений и навыков.
Игровые действия – это отдельные элементы игровой деятельности. Чем разнообразнее игровые действия, тем увлекательнее для детей игра. Например, в ходе игры дети могут «играть» разные роли, отгадывать загадки, придумывать задания для соперников и т.д. Игровые действия реализуют замысел игры и определяются необходимостью решения дидактической задачи.
Правила дидактической игры обусловлены не только необходимостью управлять игровой деятельностью (как в обычных играх) но и дидактической задачей, а также общими задачами сформирования личности ребенка. Подведение итогов происходит в конце игры и является её обязательным компонентом. Например, можно подсчитать количество набранных очков, выявить детей, выполнивших лучше всех игровое задание и т.д.
При подведении итогов необходимо подчеркнуть достижения каждого ребенка, успехи отстающих детей. Все структурные компоненты дидактической игры взаимосвязаны, отсутствие или неэффективная реализация любого из них неизбежно окажет негативное влияние на результат всей технологии.
Для воспитателя результат игры всегда является показателем успехов детей в усвоении знаний, в умственной деятельности, в характере его отношений с партнерами.
Результатом дидактической игры для ребенка, кроме правильно выполненного задания, есть и удовольствие и интерес, которое она дает его участникам.
Проведение дидактической игры «Тётушка кастрюля»
«Помоги тетушке Кастрюле»
Однажды тетушка Кастрюля решила сварить на обед суп и компот, но забыла из каких овощей и фруктов что варится. Помоги ей.
Ход игры:
Дети надевают кулончики (овощи и фрукты - вырезаем овалы и кастрюлю))
Ведущий-Кастрюля.
Дети по очереди подходят к кастрюле и рассказывают о себе, а она решает, куда можно добавить этот продукт.
В игру можно добавить манипуляции с натуральными продуктами, музыку, костюмы.
Анализ игры по структурным компонентам.
Виды и типы дидактических игр.
В различных сборниках указано более 500 дидактических игр, но четкая классификация игр по видам отсутствует. Часто игры соотносятся с содержанием обучения и воспитания. В этой классификации можно представить следующие типы игр:
- игры по сенсорному воспитанию,
- словесные игры,
- игры по ознакомлению с природой,
- по формированию математических представлений и др.
Иногда игры соотносятся с материалом:
- игры с дидактическими игрушками,
- настольно-печатные игры,
- словесные игры,
- псевдосюжетные игры.
Такая группировка игр подчеркивает их направленность на обучение, познавательную деятельность детей, но не раскрывает в достаточной мере основы дидактической игры — особенностей игровой деятельности детей, игровых задач, игровых действий и правил, организацию жизни детей, руководство воспитателя. Условно можно выделить несколько типов дидактических игр, сгруппированных по виду деятельности учащихся.
- Игры-путешествия.
- Игры-поручения.
- Игры-предположения.
- Игры-загадки.
- Игры-беседы (игры-диалоги).
Игры-путешествия имеют сходство со сказкой, ее развитием, чудесами. Игра-путешествие отражает реальные факты или события, но обычное раскрывает через необычное, простое—через загадочное, трудное — через преодолимое, необходимое — через интересное. Все это происходит в игре, в игровых действиях, становится близким ребенку, радует его. Цель игры-путешествия — усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Игры-путешествия обостряют внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха. Игры-путешествия всегда несколько романтичны. Именно это вызывает интерес и активное участие в развитии сюжета игры, обогащение игровых действий, стремление овладеть правилами игры и получить результат: решить задачу, что-то узнать, чему-то научиться. Роль педагога в игре сложна, требует знаний, готовности ответить на вопросы детей, играя с ними, вести процесс обучения незаметно.
Игра-путешествие — игра действия, мысли, чувств ребенка, форма удовлетворения его потребностей в знании. В названии игры, в формулировке игровой задачи должны быть "зовущие слова", вызывающие интерес детей, активную игровую деятельность. В игре-путешествии используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, иногда разработка маршрутов путешествия, поэтапное решение задач, радость от ее решения, содержательный отдых. В состав игры-путешествия иногда входит песня, загадки, подарки и многое другое. Игры-путешествия иногда неправильно отождествляются с экскурсиями. Существенное различие их заключается в том, что экскурсия — форма прямого обучения и разновидность занятий. Целью экскурсии чаще всего является ознакомление с чем-то, требующим непосредственного наблюдения, сравнения с уже известным. Иногда игру-путешествие отождествляют с прогулкой. Но прогулка чаще всего имеет оздоровительные цели. Познавательное содержание может быть и на прогулке, но оно является не основным, а сопутствующим.
Игры-поручения имеют те же структурные элементы, что и игры-путешествия, но по содержанию они проще и по продолжительности короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Игровая задача и игровые действия в них основаны на предложении что-то сделать: "Помоги Буратино расставить знаки препинания", "Проверь домашнее задание у Незнайки".
Игры-предположения "Что было бы..?" или "Что бы я сделал...", "Кем бы хотел быть и почему?", "Кого бы выбрал в друзья?" и др. Иногда началом такой игры может послужить картинка. Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. Игровая задача заложена в самом названии "Что было бы..?" или "Что бы я сделал...". Игровые действия определяются задачей и требуют от детей целесообразного предполагаемого действия в соответствии с поставленными условиями или созданными обстоятельствами. Дети высказывают предположения, констатирующие или обобщенно-доказательные. Эти игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами, установления причинных связей. В них содержится и соревновательный элемент: "Кто быстрее сообразит?".
Игры-загадки. Возникновение загадок уходит в далекое прошлое. Загадки создавались самим народом, входили в обряды, ритуалы, включались в праздники. Они использовались для проверки знаний, находчивости. В этом и заключается очевидная педагогическая направленность и популярность загадок как умного развлечения. В настоящее время загадки, загадывание и отгадывание, рассматриваются как вид обучающей игры. Основным признаком загадки является замысловатое описание, которое нужно расшифровать (отгадать и доказать). Описание это лаконично и нередко оформляется в виде вопроса или заканчивается им. Главной особенностью загадок является логическая задача. Способы построения логических задач различны, но все они активизируют умственную деятельность ребенка. Детям нравятся игры-загадки. Необходимость сравнивать, припоминать, думать, догадываться—доставляет радость умственного труда. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения.
Игры-беседы (диалоги). В основе игры-беседы лежит общение педагога с детьми, детей с педагогом и детей друг с другом. Это общение имеет особый характер игрового обучения и игровой деятельности детей. В игре-беседе воспитатель часто идет не от себя, а от близкого детям персонажа и тем самым не только сохраняет игровое общение, но и усиливает радость его, желание повторить игру. Однако игра-беседа таит в себе опасность усиления приемов прямого обучения. Воспитательно-обучающее значение заключено в содержании сюжета—темы игры, в возбуждении интереса к тем или иным аспектам объекта изучения, отраженного в игре. Познавательное содержание игры не лежит "на поверхности": его нужно найти, добыть—сделать открытие и в результате что-то узнать.
Ценность игры-беседы заключается в том, что она предъявляет требования к активизации эмоционально-мыслительных процессов: единства слова, действия, мысли и воображения детей. Игра-беседа воспитывает умение слушать и слышать вопросы учителя, вопросы и ответы детей, умение сосредоточивать внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать суждение. Все это характеризует активный поиск решения поставленной игрой задачи. Немалое значение имеет умение участвовать в беседе, что характеризует уровень воспитанности. Основным средством игры-беседы является слово, словесный образ, вступительный рассказ о чем-то. Результатом игры является удовольствие, полученное детьми.
Перечисленными типами игр не исчерпывается, конечно, весь спектр возможных игровых методик. Однако на практике наиболее часто используются указанные игры, либо в "чистом" виде, либо в сочетании с другими видами игр: подвижными, сюжетно-ролевыми и др.
Выводы: Основным приемом организации успешного обучения в начальной школе является дидактическая игра. Она может выступать в качестве метода обучения, формы обучения и средства обучения. Дидактическая игра применима ко всем типам урока. Посредством дидактических игр у учителя появляется возможность контроля и диагностики хода и результата учебного процесса, а так же внесение в него необходимых изменений, т.е. игра выполняет также контрольно-коррекционную функцию.
2.Методика организации и проведения дидактических игр. Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трёх основных направлениях:
подготовка к проведению дидактической игры её проведение и анализ.
В подготовку к проведению дидактической игры входят:
- отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь) и др.;
- установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определённой возрастной группы;
- определение наиболее удобного времени проведения дид. игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий и других режимных процессов время);
- выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим;
- определение кол-ва играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);
- подготовка необходимого дид-го материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки…);
- подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, своё место в игре, методы руководства игрой;
- подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.
Проведение дидактических игр включает:
- ознакомление детей с содержанием игры, с дид-им материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);
- объяснение хода и правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на чёткое выполнение правил;
- показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведёт к нужному результату (например, если кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрыть глаза);
- определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра. Мера непосредственного участия воспитателя в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дид-ой задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием);
- подведение итогов игры — это ответственный момент в руководстве ею, т.к. по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об её эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят. При подведении итогов воспитатель подчёркивает, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность.
Руководство дидактическими играми
Успешное руководство дидактическими играми прежде всего предусматривает отбор и продумывание их программного содержания, чёткое определение задач, определение места и роли в целостном воспитательном процессе, взаимодействие с другими играми и формами обучения. Оно должно быть направлено на развитие и поощрение познавательной активности, самостоятельности и инициативы детей, применение ими разных способов решения игровых задач, должно обеспечивать доброжелательные отношения между участниками, готовность прийти на помощь товарищам.
Маленькие дети в процессе игр с игрушками, предметами, материалами должны иметь возможность постучать, переставить, переложить их, разобрать на составляющие части (разборные игрушки), вновь составить и т.п. Но поскольку они могут многократно повторять одни и те же действия, воспитателю необходимо постепенно переводить игру детей на более высокую ступень.
Развитие интереса к дидактическим играм, формирование игровой деятельности у более старших детей (4-6лет) достигается тем, что воспитатель ставит перед ними усложняющиеся задачи, не спешит подсказывать игровые действия. Игровая деятельность дошкольников становится более осознанной, она в большей мере направлена на достижение результата, а не на сам процесс. Но и для старших дошкольников руководство игрой должно быть таким, чтобы у детей сохранялось соответствующее эмоциональное настроение, непринуждённость, чтобы они переживали радость от участия в ней и чувство удовлетворения от решения поставленных задач.
При планировании необходимо:
- Создавать требуемые условия для организации игр в помещении и на участке; оборудовать педагогический процесс играми и игровым материалом в соответствии с возрастом, развитием и интересами детей.
- Соблюдать время, отведённое для игр в режиме дня; способствовать тому, чтобы их организация обеспечила детям интересную, содержательную жизнь.
- В процессе совместной игровой деятельности воспитывать настойчивость, выдержку, формировать положительные взаимоотношения между детьми: дружелюбие, взаимопомощь, умение выполнять правила.
- Систематически формировать у детей игровые умения, способствовать превращению игры в их самостоятельную деятельность, поощрять проявление инициативы.
Диагностика:
СТАРШАЯ ГРУППА 2019-2020 УЧЕБНЫЙ ГОД
На протяжении всего обучения в старшей группе мною проводилась развивающая работа с использованием системы дидактических игр как средства умственного развития детей - факт проводимой работы отмечен на представленной выше диаграмме: повысился уровень развития у детей познавательной активности с 43% до 87%, сформированность игровых навыков у детей улучшилась с 36% до 82%, вовлекаемость обучающихся в дидактические игры возросла с 54% до 91%, умение воспринимать инструкцию педагога и выполнять её возросло с 53% до 89%.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД
На протяжении всего обучения в старшей группе мною проводилась развивающая работа с использованием системы дидактических игр как средства умственного развития детей - факт проводимой работы отмечен на представленной выше диаграмме: повысился уровень развития у детей познавательной активности с 56% до 89%, сформированность игровых навыков у детей улучшилась с 54% до 85%, вовлекаемость обучающихся в дидактические игры возросла с 60% до 93%, умение воспринимать инструкцию педагога и выполнять её возросло с 59% до 90%.
Выводы: Обучение должно быть таким, чтобы оно вызывало усилие мысли, но не требовало напряжения, не вызывало усталости, страха и нежелания учиться раньше, чем ребенок придет в школу.
Основная литература:
- Барсукова Л.С. Теоретические и методологические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста. Учебное пособие. / Москва 2014г. С.198.
- Трофимова, Е.В. Развитие игры детей 2-3 лет. Методическое пособие./ Е.В. Трофимова, Е.М. Волкова, Р.И. Иванкова, И.А. Качанова. Под ред. Е.В. Трифоновой. Творческий центр Сфера. 2014. – 208с.
- Губанова, И.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Для работы с детьми 2-7 лет. / И. Ф. Губанова – М.: Мозаика-Синтез, 2015.- 128с.
Дополнительная литература:
- Бондаренко А.К. Дидактические игры в деском саду Кн. Для воспитателя детских садов / М.:иПросвещение.1991. -160с.
- Copoкина A. И. Дидактические игры в детском саду: (Ст. группа). Пособия для воспитателя дет. сада. / М.: Просвещение 1982.-92с.
- Коваль, И.Г. Учимся мыслить. Развивающие игры для детей от 4 до 9 лет. И.Г. Коваль./ Издательство Клуб семейного досуга. Харьков Белград 2010. -250с.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
«Технология игровой деятельности в
детском саду (Н.Ф.Губанова)»
Воспитатель: Ткачева О.В.
2018г.
Цель использования игровой технологии:
Обеспечение развития самостоятельности в игре, развитие творчества, проявление интереса к новым видам игр. Воспитание самостоятельности, воли, коммуникативности. Создание условий для проявления активности, и самостоятельного построения игры. Обогащение способов игрового сотрудничества.
Описание порядка использования (применения) технологии/методики в практической профессиональной деятельности: Создание условий для обогащения игрового опыта ребенка. Использование в работе с детьми набора игр, направленных на развитие познавательной активности, творческой инициативы, самостоятельности: развивающих, дидактических, сюжетно – ролевых, настольно - печатных, подвижных, режиссерских, театрализованных. Предоставление детям возможности самим или под руководством воспитателя выбирать и организовывать игру, посредством которой они вступают в самостоятельную деятельность и общение со сверстниками.
Результат использования технологии/методики. У детей повысилась социальная активность. Дети научились сознательно принимать игровую задачу, планировать игровые действия, выполнять игровые действия по правилам, добиваться правильного результата, рассуждать, логически мыслить, справедливо оценивать свои действия и поступки и своих сверстников.
Игровая технология как средство развития познавательного интереса у детей
дошкольного возраста «Сюжетно-ролевые игры»
Н.Ф.Губанова
Сюжетно-ролевые игры. Совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей. Формировать желание организовывать сюжетно-ролевые игры.
Поощрять выбор темы для игры; учить развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего, из литературных произведений и телевизионных передач, экскурсий, выставок, путешествий, походов.
Учить детей согласовывать тему игры; распределять роли, подготавливать необходимые условия, договариваться о последовательности совместных действий, налаживать и регулировать контакты в совместной игре: договариваться, мириться, уступать, убеждать и т.д. Учить самостоятельно разрешать конфликты, возникающие в ходе игры. Способствовать укреплению устойчивых детских игровых объединений.
Продолжать формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнеров, соблюдать в игре ролевые взаимодействия и взаимоотношения. Развивать эмоции, возникающие в ходе ролевых и сюжетных игровых действий с персонажами.
Учить усложнять игру путем расширения состава ролей, согласования и прогнозирования ролевых действий и поведения в соответствии с сюжетом игры, увеличения количества объединяемых сюжетных линий.
Способствовать обогащению знакомой игры новыми решениями (участие взрослого, изменение атрибутики, внесение предметов-заместителей или введение новой роли). Создавать условия для творческого самовыражения; для возникновения новых игр и их развития.
Учить детей коллективно возводить постройки, необходимые для игры, планировать предстоящую работу, сообща выполнять задуманное. Учить применять конструктивные умения, полученные на занятиях.
Формировать привычку аккуратно убирать игрушки в отведенное для них место.
Период | Дата | Название игры Задачи | Предварительная работа | Игровой материал | Сценарий игры |
День знаний | 01.09.2018 – 08.09.2019 | «Детский сад» Учить детей распределять роли, выполнять игровые действия в соответствии с взятой ролью, не выходить из взятой роли до конца игры; учить вести ролевые диалоги. | Экскурсия по детскому саду. Наблюдение за работой воспитателя, няни и др. работников детского сада. Беседа: «Кто и как работает в нашем саду». Д/игра «Режим дня». Чтение рассказов и стихов о детском саде: «Про себя и про ребят», «Зазвонил будильник» Г.Ладонщиков; «Как Антон полюбил ходить в детский сад» В.Зернова. «За обедом» С.Баруздин. Рисование на тему: «Детский сад». | Куклы, игрушечная посуда, набор «Доктор», телефон, музыкальные инструменты, спортивный инвентарь, телефон, предметы – заместители. | "Прием детей в группу"; "Поездка в автобусе в детский сад и прием детей в группу"; "Зарядка в детском саду"; "Работа няни утром - завтрак"; "Работа няни - уборка группы"; "Работа повара в детском саду"; "Работа в прачечной детского сада"; "Воспитатель проводит занятие в детском саду"; "Музыкальный руководитель проводит занятие в детском саду" и т п. |
Школа | |||||
Осень | 11.09.2018– 06.10.2019 | «Водители» Научить детей распределять роли и действовать согласно принятой роли; закреплять знания детей о правилах дорожного движения, учить ориентироваться по дорожным знакам; познакомить с новой ролью – регулировщик, инспектор ГИБДД. | Занятия на темы: «Городская улица», «Дорожные знаки». Чтение произведения М.Ильина, Е.Сегала «Машины на нашей улице», Н.А.Кнушевицкая «Шофёр»; Б.Житков «Светофор». Конструирование автобус, мосты. Изготовление атрибутов: дорожные знаки, вывески. | Рули, дородные знаки, светофоры, жезл, свисток, флажки для регулировщика, различные документы (права, технические паспорта автомобилей). | Детям предлагается выбрать сотрудников ГИБДД, чтобы те следили за порядком на дорогах города, а остальные дети – автомобилисты. По желанию распределяют роли работников бензозаправки. В ходе игры дети стараются не нарушать правила дорожного движения. |
«Автомастерская» Продолжать учить детей распределять роли и действовать согласно принятой роли; учить проявлять творчество, находить удачное место для игры, познакомить с новой ролью – слесарем по ремонту автомашин. | Рассматривание иллюстраций автомобилей. Конструирование: гаражи, бензоколонка. Чтение произведений: «Моя улица» С.Михалков | То же, что для игры «водители» + строительный материал для постройки гаража, слесарные инструменты для ремонта машин, оборудование для мойки и покраске автомобилей, предметы – заместители. | Продолжение игры «водители», воспитатель (который принимает участие) сообщает о том, что не может участвовать в игре, потому что поломалась машина (не заводится мотор) и предлагает детям открыть автомастерскую. Дети строят большой гараж, оборудовать место под мойку автомашин, выбрать сотрудников (слесаря по ремонту машин – мотора, рулевого управления, тормозов и т.д.), обслуживающий персонал. | ||
«Ферма» Закрепление и обогащение знаний о животных, об их внешнем виде и о повадках; формирование умения творчески развивать сюжет игры; воспитывать доброе отношение к животным, воспитывать уважение к сельскохозяйственному труду. | Беседа о профессиях с использованием иллюстраций, рассматриванием сюжетных картин, чтение пословиц: Всякий дом хозяином держится. От хозяйского глаза и конь добрей. Без коровы – не хозяйство. У свиньи сало в корыте. Каков пастух – таково и стадо. Как накормишь, так и надоишь. Познакомить с профессиями фермера, животновода, птичницы, доярки, пастуха, плотника. | Строительный материал, с/х инструменты, ведерки, косынки, инструменты плотника, игрушки – животные. | «Строим загоны для скота, ограждения», «Едем на автобусе на ферму», «Убираем загоны», «Кормим животных», «Ветеринар обследует животных, назначает лекарства» и т.п. | ||
Я вырасту здоровым | 09.10.2018 – 20.10.2019 | «Скорая помощь» + «Больница» + «Аптека» Формировать умение детей делиться на подгруппы в соответствии с сюжетом; отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость медицины. | Беседы «Личная гигиена»,«Микробы», «Здоровье и болезнь». Чтение произведения «Человек заболел» И.Турчинина «Наш доктор» А.Кардашова «Едет, спешит мальчик» М.Коршунов Беседа о деятельности мед. персонала, показать взаимодействие всех служб по оказанию помощи больным людям: поликлиника – аптека, скорая помощь – больница (аптека) – санаторий. | Халаты, шапочки врачей, карточки больных, рецепты, чемоданчик для врача скорой помощи, наборы «Маленький доктор», «лекарства», телефон. | "Мама вызывает врача на дом"; "Вызов скорой помощи"; "Скорая помощь едет лечить Катю"; "Скорая помощь увозит Катю в больницу"; "Кукла Катя поправилась и выписывается из больницы"; "Аптека и аптекарь"; "Посещение врача в поликлинике и покупка лекарств по рецептам в аптеке". |
«Поликлиника» + «Аптека» Формировать умение творчески развивать сюжет игры; раскрыть смысл деятельности медицинского персонала; познакомить с ролью врача, медсестры, аптекаря, их обязанностями, трудовыми действиями, соблюдать последовательность игровых действий; учить весть ролевые диалоги, закрепить правила поведения больных в кабинете у врача. | Беседа с детьми: «Как мы с мамой посещали поликлинику». Экскурсия в медицинский кабинет, где медсестра знакомит детей с медицинскими инструментами. Экскурсия в аптеку. Рассматривание иллюстраций по теме. Чтение произведений: «Лечу куклу» П.Образцов; «Врач» И.Драг Изготовление атрибутов к игре. | Игровой набор «Кукольный доктор»: термометры, шприц, стетоскоп, пипетка, вата, бинт, предметы-заместители и др. Касса, деньги, рецепты. Белые халаты для врача, медсестры и аптекаря, компьютер. | "Прием врача и медсестры"; "Работа регистратора в регистратуре поликлиники"; "Работа врачей-специалистов: педиатра, ЛОРа, окулиста" (все знакомство ведется на самом доступном уровне); "Мама вызывает врача на дом"; "Вызов скорой помощи"; "Скорая помощь едет к Кате"; "Скорая помощь увозит Катю в больницу"; "Кукла Катя поправилась и выписывается из больницы"; "Аптека и аптекарь"; "Посещение врача в поликлинике и покупка лекарств по рецептам в аптеке". | ||
День народного единства | 23.10.2018 – 03.011.2019 | «Семья» Диагностика игровых умений и навыков детей. | Рассматривание иллюстраций с режимными процессами. Оформление совместно с воспитателем игрового уголка для игры «Семья». Беседа: «Как мы играем с куклами» Чтение рассказа В. Осеевой «Волшебное слово», «Колыбельная» Ю.Горей; «Спать пора» П.Воронько. Составление детьми рассказов на тему «Как я живу дома». Беседа на тему «Как я помогаю взрослым». | Куклы, игрушечная посуда, мебель, постель для кукол, предметы – заместители. | "Утро в семье"; "Обед в семье"; "Вечер в семье"; "Выходной день в семье"; "В семье заболел ребенок"; "Помогаем маме стирать белье"; "Большая уборка дома"; "Семья к семье пришла в гости" |
Неделя здоровья | 06.11.2018 – 10.11.2019 | «Магазин» (овощной) Учить детей оформлять овощной магазин, брать на себя роли, выполнять цепочку последовательных действий в соответствии с ролью; учить проявлять творчество, приучать детей к правилам общения в магазине. | Экскурсия в овощной магазин. Рассматривание иллюстраций и картин по теме. Занятие по развитию речи: составление рассказа по картине «В магазине» Чтение: «Овощи» Ю.Тувим; «Весёлый магазин» Э.Мошковская. Лепка: Овощи. Аппликация: «Овощи на тарелке» Изготовление атрибутов к игре (лепка овощей из теста). | Деньги, чеки, кошельки, сумки для покупателей, прилавок, муляжи овощей, касса, счётная машинка, весы, пакеты, предметы – заместители. | Выбираются роль продавца остальные дети – покупатели. Покупатели просят взвесить выбранный ими товар, продавец взвешивает на весах покупку и отдаёт её покупателю. Покупатель благодарит и уходит. В конце игры продавец объявляет обед или то, что магазин закрывается, убирает рабочее место и уходит. Воспитатель приучает детей к правилам общения в магазине. |
Мой город, моя семья | 13.11.2018 – 01.12.2019 | «Библиотека» Отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость библиотек; расширять представления о работниках библиотеки, закреплять правила поведения в общественном месте; знакомить с правилами пользования книгой; пробуждать интерес и любовь к книгам, воспитывать бережное к ним отношение. | Экскурсия в библиотеку с последующей беседой. Чтение произведения С. Жупанина «Я – библиотекарь», открытие «Книжной мастерской» по ремонту книг. Изготовление карманчиков в книгах и формуляров. Выставка рисунков по мотивам прочитанных произведений. | Формуляры, книги, картотека, компьютер. | Оформление формуляров читателей. Приём заявок библиотекарем. Работа с картотекой. Выдача книг. Читальный зал. |
«Парикмахерская» + «Семья» Продолжать учить детей распределять роли, действовать в соответствии с ролью, соблюдать последовательность ролевых действий, их логичность; учить моделировать ролевой диалог, воспитывать дружеское отношение друг к другу; отображать в игре явления общественной жизни. | Экскурсия в парикмахерскую. Беседа с работниками парикмахерской. Чтение произведений о парикмахере. «Моя улица» С.Михалков Рассматривание картины «Парикмахер» и других иллюстраций по теме. Изготовление альбома «Модели причёсок» Изготовление атрибутов к игре. | Туалетный столик с зеркалом, умывальник, полотенце, фен, пелерина, халат для парикмахера, набор «Парикмахер», альбомы с причёсками, журналы, предметы – заместители и др. | Открытие парикмахерской; Мама ведёт дочку в парикмахерскую; Папа ведёт сына в парикмахерскую; Вся семья посещает парикмахерскую; Мама делает причёску на праздник 8марта; Парикмахер в детском саду делает причёски детям (куклам) перед концертом для мам и бабушек. | ||
Кафе «Сластёна» + «Семья»+ «Скорая помощь» Продолжать учить детей объединять в игре несколько сюжетов; самостоятельно распределять роли, делиться на подгруппы в зависимости от сюжета и от взятой роли, отображать в игре знания об окружающей жизни, формировать навыки позитивного общения детей. | Чтение произведений по теме: «О том, кто очень болен», «Печенье» В.Осеева, «Танин пирожок» Л.воронькова. | Фартуки, наборы посуды, подносы, меню, салфетки, наборы продуктов, предметы – заместители. | В семье день рождение у дочки; родители празднуют в кафе «Сластёна», приглашены подружки, дарят подарки, поют песни, танцуют, в кафе выбор столика, знакомство с меню, приём заказа; приём пищи; работа с директором при необходимости (жалобы, благодарность); оплата заказа; уборка столика, мойка посуды. Именинница переела сладостей и когда вернулась домой стала жаловаться на боли в животе, мама вызывает скорую помощь …. | ||
Новый год | 04.12.2018 – 29.12.2019 | «Магазин»(супермаркет) Научить детей согласовывать собственный игровой замысел с замыслами сверстников, побуждать детей более широко использовать в играх знания об окружающей жизни, развивать диалогическую речь. | Экскурсия в магазин. Беседа на тему: «Как я с мамой ходил в супермаркет». Чтение: «Ниночкины покупки» Ю.Д.Владимиров, Б. Воронько «Сказка о необычных покупках» и др. Этическая беседа о поведении в общественных местах. Изготовление атрибутов к игре: ценники, чеки, деньги и др. | Касса, наборы продуктов, спецодежда для продавца, чеки, сумки, кошельки, деньги, ценники, упаковка, предметы – заместители. | «В овощном магазине», отделы: «Одежда», «Продукты», «Ткани», «Сувениры», «Кулинария», «Книги», «Спорттовары». |
Кафе «Сластёна» + «Семья» + «Такси» Учить самостоятельно распределять роли и действовать в соответствии с ролью, формировать навыки доброжелательного отношения детей; побуждать детей более широко использовать в играх знания об окружающей жизни. | Занятия: предметный мир «Посуда» аппликация «Чайный сервиз» Чтение: «Обедать!» Н.Саконская Изготовление совместно с детьми атрибутов к игре: вывеска кафе, создание меню, блокнотов для официантов, рисование и лепка (из теста) продуктов. | Фартуки, наборы посуды, подносы, меню, салфетки, наборы продуктов, предметы – заместители. | Открытие кафе «Сластёна»; семья пришла или приехала на маршрутке или такси в кафе; выбор столика, знакомство с меню, приём заказа; приём пищи; работа с директором при необходимости (жалобы, благодарность); оплата заказа; уборка столика, мойка посуды. | ||
«Магазин» (игрушек) Учить детей оформлять магазин игрушек, брать на себя роли, выполнять цепочку последовательных действий; учить проявлять творчество. | Занятие по развитию речи: «Наши игрушки» Изготовление игрушек – самоделок для магазина. Дид. игра «Опиши – мы отгадаем», Чтение: «Андрюшка» С.Михалков, «Три копейки на покупки». Изготовление атрибутов к игре – чеки, деньги, кошельки. | Деньги, чеки, кошельки, сумки для покупателей, прилавок, игрушки, касса, счётная машинка. | Воспитатель предлагает открыть магазин игрушек, дети совместно с воспитателем раскладывают игрушки на витрине, определяют место для кассира, после начинается игра. Воспитатель в роли продавца, один ребёнок – кассир, остальные покупатели. Покупатели выбирают игрушку, продавец советует, отвечает на вопросы покупателей, покупатели оплачивают деньги в кассе, получают чек, который отдают продавцу и получают игрушку. В конце игры продавец и кассир закрывают магазин, наводят там порядок. В дальнейших играх роль продавца берёт на себя ребёнок, а воспитатель второстепенную роль. В ходе игры воспитатель создаёт проблемные ситуации. | ||
«Семья» (праздник Новый год) + «Почта» Побуждение детей творчески воспроизводить в играх быт детей; совершенствовать умения самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку; формировать ценные нравственные чувства. | Беседы: «Как мы встречали Новый год». Рисование на тему: «Новый год». Изготовление новогодних открыток и приглашений на ёлку, ёлочных украшений, подарков. | Куклы, игрушечная посуда, ёлка, ёлочные украшения, сумка почтальона, новогодние открытки, посылки, телефон. | Роли распределяются по желанию. Все хлопочут, готовятся к празднику: одни закупают продукты, другие готовят праздничный ужин, сервируют стол, третьи подготавливают развлекательную программу, отправляют открытки родственникам. Почтальон приносит открытки, посылку от родственников с другого города. Празднование самого праздника. Приход Деда Мороза и Снегурочки, раздача подарков… | ||
Зима | 08.01.2019 – 02.02.2019 | «Почта» Обучать детей реализовывать и развивать сюжет игры; продолжать ознакомление с трудом работников связи, учить отражать в игре труд взрослых, передавать отношения между людьми. | Занятие по предметному миру: «Знакомство с почтовыми принадлежностями». Экскурсия на почту, беседа с работниками почты, наблюдение за их трудом. Рассматривание и чтение книги: С.Я.Маршака «Почта», Рассматривание иллюстраций по теме. Изготовление новогодних открыток на аппликации. Изготовление атрибутов к игре: конверты, марки, почтовый ящик, деньги и др. | Сумка почтальона, конверты, открытки, газеты, журналы, посылки, компьютер, печати, штампы, почтовый ящик, деньги, кошельки, телефоны. | Распределение ролей: сортировщица, почтальон, оператор по приёму бандеролей и посылок, начальник почты, шофёр, посетители. Оформление почтового отделения с различными отделами; работа отдела доставки; работа отдела почтовых посылок, бандеролей. |
«Цирк» Продолжать учить распределять роли и действовать в соответствии с принятой на себя ролью; закреплять представления детей об учреждениях культуры, правилах поведения в общественных местах; закреплять знания о назначении цирка и его работниках, для чего они это делают; расширить словарный запас «цирковые артисты», «акробаты», «дрессировщики», «клоуны», «фокусники», «конферансье». | ОБЖ «Правила поведения с животными» Беседа с детьми на тему: «Цирк» Рассматривание иллюстраций по теме. Чтение стихотворения «Дрессировщик» С.Махотин Изготовление атрибутов к игре: афиша, билеты, программки. | Куклы, игрушки, афиша, билеты, программки, элементы костюмов, атрибуты: носики, колпаки, свистульки, «ушки», флажки, гирлянды, атрибуты для цирковых артистов: канаты, обручи, шары, булавы; фотоаппараты, деньги, кошельки, предметы – заместители. | Открытие цирка, покупка билетов, приход в цирк, покупка атрибутов (свистулек, «ушек») на лотках; подготовка артистов к представлению, составление программы; цирковое представление с антрактом; фотографирование. Воспитатель берёт на себя роль директора цирка и конферансье. | ||
«Путешествие» ( на север на вертрлёте) Продолжать формировать умение творчески развивать сюжет игры; договариваться о сюжете, распределять роли; делиться на группы для реализации сюжета, учить выполнять игровые действия в соответствии с ролью, соблюдать их последовательность. | Занятия: Предметный мир «Виды транспорта» Аппликация: самолёта и вертолёт. Конструирование самолётов и вертолётов. Рассматривание иллюстраций воздушного транспорта. Изготовление атрибутов для игры. Чтение: «Про пингвинов» Г.Снегирёв | Строительный материал, штурвал, фуражка лётчика, одежда для стюардессы (пилотка, воротничок), куклы, игрушки, поднос, журналы, фотоаппараты, иллюстрации животных севера, игрушки, билеты, карта путешествия, предметы – заместители. | Воспитатель интересуется не хотят ли дети отправиться в путешествие, только не в Африку, а на Север. Обсуждение с детьми на чём можно отправиться в путешествие, рассматривают карту, определяют где находится Антарктида. Дети строят вертолёт. Распределяются роли: лётчика, экскурсовод (воспитатель), остальные – пассажиры. Пассажиры приобретают билеты в кассе, одевают тёплые вещи, пока лётчик готовит вертолёт. Путешествие начинается: вертолёт с пассажирами поднимается в воздух. По прибытию экскурсовод знакомит детей с местностью, природой, населением и животными Севера. Дети по ходу экскурсии фотографируют, задают вопросы экскурсоводу. После путешествия рассматривают фотографии (иллюстрации) и рассказывают о том, как прошло их путешествие. «Отправляются на север за животными для зоопарка» | ||
День защитника Отечества | 05.02.2019 – 23.02.2019 | «Пограничники» Продолжать учить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, использовать атрибуты в соответствии с сюжетом; расширить словарный запас детей: «граница», «пост», «нарушение», «сигнал тревоги», «пограничник», «собаковод» и др | Занятия: «Пилотка» (оригами) Беседы на тему: «Как пограничники охраняют границу?» Чтение стихов и рассказов о пограничниках: «На заставе» А.Барто, «Пограничник» С.Маршак. Разучивание песен о пограничнике. Изготовление атрибутов для игры. | Военные фуражки, пилотки, автоматы, погоны, санитарные сумки, бинт, вата, фляжка, телефон, рации, бинокли, пограничная собака, пограничный столб и др. | Дети изображают жизнь на пограничной заставе – дежурство в штабе, строевая подготовка, бег с препятствиями, осваивают способы маскировки, переноса раненых, передвижение по-пластунски. Соревнования между двумя погранзаставами: «Кто быстрее обнаружит и задержит нарушителя границы» «Доставить срочный пакет», «Расшифровать срочное донесение» (ребус) и т.д. |
Международный женский день | 26.02.2018 – 09.03.2018 | «Парикмахерская» + «Семья» Продолжать учить детей распределять роли, действовать в соответствии с ролью, соблюдать последовательность ролевых действий, их логичность; учить моделировать ролевой диалог, воспитывать дружеское отношение друг к другу; отображать в игре явления общественной жизни. | Посещение детьми парикмахерской с родителями. Рассказы детей о том, что они делали в парикмахерской. Этическая беседа о культуре поведения в общественных местах. Рассматривание альбома с образцами причесок. Дидактическая игра «Причешем куклу красиво» Прогулка к ближайшей парикмахерской. Изготовление с детьми атрибутов к игре с привлечением родителей | Туалетный столик с зеркалом, умывальник, полотенце, фен, пелерина, халат для парикмахера, набор «Парикмахер», альбомы с причёсками, журналы, предметы – заместители и др. | «Открытие парикмахерской»; «Мама ведёт дочку в парикмахерскую»; «Папа ведёт сына в парикмахерскую»; «Вся семья посещает парикмахерскую»; «Мама делает причёску на праздник 8марта»; «Парикмахер в детском саду делает причёски детям (куклам) перед концертом для мам и бабушек». |
«Дом моды» Продолжать формировать умения творчески развивать сюжет игры, самостоятельно распределять роли, договариваться о содержание игры, познакомить с новой ролью – модель. | Занятия: Предметный мир: «Одежда» | Модели, выкройки, швейные машинки, журнал мод, швейные инструменты (сантиметр, нитки, образцы ткани и др); выкройки женской, мужской и детской одежды, бланки заказов, билеты, строительный материал, предметы – заместители. | Модельеры создают коллекцию весенней одежды; подбирают моделей для показа; обучают моделей; устраивается показ одежды; зрители покупают билеты на показ мод; во время показа отмечают понравившиеся модели одежды для покупки… | ||
«Зоопарк» + «Детский сад» + «Пиццерия» Продолжать формировать умения творчески развивать сюжет игры; объединять несколько сюжетов; самостоятельно распределять роли; вносить в содержание игры сюжеты из личных впечатлений; воспитывать доброе отношение к животным, закрепление и обогащение знаний о животных, об их внешнем виде и о повадках. | Занятие по развитию речи: составление рассказа на тему: «Случай в зоопарке». Чтение литературы по теме: «Тигр вышел погулять» Э.Успенский, «Слонёнок» Киплинг. Рассматривание иллюстраций по теме. Изготовление атрибутов к игре: внести в план зоопарка пиццерию, изготовить меню. | Строительный материал, коробки (клетки), билеты, касса, игрушки – животные, фартуки, наборы посуды, подносы, меню, салфетки, наборы продуктов, «пиццы», предметы – заместители. | Сюжет тот же, что и прежде + на территории зоопарка директор открыл пиццерию. | ||
«Швейное ателье» Формировать представления дошкольников о том, что такое ателье и для чего оно нужно; учить развивать сюжет; познакомить с новыми ролями (заказчик, приёмщица, закройщик, портниха, заведующая ателье) и ролевыми действиями; развивать диалогическую речь. | Экскурсия в кабинет кастелянши. Чтение произведений: С. Михалков «Заяц портной», Викторов «Я для мамы платье шила», Гринберг «Олин фартук». Рассматривание образцов тканей. Изготовление альбома «Образцы тканей». Рассматривание журналов мод. Аппликация «Кукла в красивом платье». Рассматривание иллюстраций по теме. Изготовление совместно с воспитателем атрибутов для игры. | Швейные машинки, журнал мод, швейные инструменты (сантиметр, нитки, образцы ткани и др.); выкройки, бланки заказов и др. | Выбор заказчиком модели по журналу мод; закройщица снимает мерки, делает выкройку, приёмщица оформляет заказ, определяет сроки выполнения; портниха выполняет заказ, заведующая ателье следит за выполнением заказа, разрешает конфликтные ситуации при их возникновении; кассир получает деньги за выполненный заказ. | ||
Народная культура и традиции | 12.03.2019 – 23.03.2019 | «Фотоателье» Продолжать формировать умения творчески развивать сюжет игры, самостоятельно распределять роли, договариваться о содержании игры, расширить и закрепить знания детей о работе в фотоателье, воспитывать культуру поведения в общественных местах, уважение, вежливое обращение к старшим и друг к другу, познакомить с новой ролью – фотограф. | Этическая беседа о культуре поведения в общественных местах. Рассматривание альбома с образцами фотографий. Знакомство с фотоаппаратом. Рассматривание детского и настоящего фотоаппарата. Рассматривание семейных фотографий. Изготовление с детьми атрибутов к игре. | Компьютер, детские фотоаппараты, зеркало, расческа, образцы фотографий, рамки для фотографий, фотоальбомы, деньги, чеки, касса, образцы фотографий. | Клиент здоровается, делает заказ, оплачивает, снимает верхнюю одежду, приводит себя в порядок, фотографируется, благодарит за услугу. Фотограф фотографирует, делает фотографии. В фотоателье можно сфотографироваться, сделать фотографии (в том числе для документов), увеличить, отреставрировать фотографии, купить фотоальбом, фотопленку. |
Неделя здоровья | 26.03.2019 – 30.03.2019 | «Стоматология» Познакомить детей с новыми ролями: дантист, хирург; учить выполнять игровые действия в соответствии с ролью, соблюдать последовательность ролевых действий; учить адекватно пользоваться атрибутами игры, закрепить их назначение, развивать диалогическую речь. | Занятие по ОБЖ на тему: «Личная гигиена» Беседа с детьми по теме: «Как ухаживать за зубами» Рассматривание иллюстраций по теме. Рассказы из личного опыта. Изготовление карточек для больных, талонов на приём. | Халаты, шапочки, инструменты (щипцы, свёрла, шприцы и др). | Приход в поликлинику; приём у врача, обследование, лечение. |
«Мы - спортсмены» Формировать умение детей распределяться на подгруппы в соответствии с игровым сюжетом; направлять внимание детей на качество исполняемых ролей, их социальную значимость; познакомить с новыми ролями (судьи, спортсмены) и ролевыми действиями. | Занятие по предметному миру: «Знакомство со спортом и спортивными принадлежностями» ОБЖ: «Если хочешь быть здоров» Рассматривание иллюстраций по теме. Беседы по теме: «Зимние виды спорта» «Каким должен быть спортсмен» Изготовление атрибутов к игре: медали, эмблемы, баллы для судей. | Медали, свистки, эмблемы команд, стартовый пистолет, спортивный инвентарь, конструктор и предметы – заместители. | Воспитатель предлагает провести соревнование по зимним видам спорта. По желанию детей выбираются судьи, остальные – спортсмены, воспитатель – организатор. Каждый самостоятельно выбирает вид спорта, в котором будет состязаться с соперниками. Судьи присуждают балы за выполнение задания. Игра заканчивается награждением победителей. | ||
«Аэропорт» + «Мы – спортсмены» Учить детей творчески развивать сюжет, объединять несколько сюжетов; учить самостоятельно распределять роли и действовать в соответствии с нами; отображать в игре события общественной жизни. | Изготовление альбома с зимними видами спорта. Беседа: «Как мы играли в спортсменов». | Строительный материал, штурвал, фуражка лётчика, одежда для стюардессы (пилотка, воротничок), куклы, игрушки, поднос, журналы, предметы – заместители, медали, свистки, эмблемы команд, стартовый пистолет, спортивный инвентарь | Воспитатель предлагает отправиться на соревнование в другой город на самолёте. Дети договариваются о распределение ролей, готовят необходимые атрибуты для игры. Спортсмены приезжают в аэропорт на автобусе, покупают билеты в кассе аэропорта, проходят контролёров; лётчик готовит самолёт к полёту; во время полёта стюардесса разносит напитки, газеты, журналы. После приземления спортсмены на автобусе едут на стадион, где идут соревнования. После соревнований спортсмены возвращаются домой на самолёте | ||
Весна | 02.04.2019 – 27.04.2019 | «Строители» Продолжать учить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, использовать атрибуты в соответствии с сюжетом, справедливо разрешать споры, действовать в соответствии с планом игры; отражать в игре знания об окружающей жизни, развивать творческое воображение. | Занятия: Аппликация: «Строим дом» Рисование: «В городе построены разные дома». Рассматривание иллюстраций по теме. Чтение: «Каменщик», «Маляр», «Плотник» С.Баруздин, «Строители» Г.Люнцин «Строитель» Н.А.Кнушевицкая. | Строительный материал, планы строительства, инструменты, строительная техника, журналы по дизайну. | Воспитатель предлагает детям разделиться на бригады и поручает каждой бригаде определенный участок работы. Выбор объекта строительства; выбор строительного материала, способа его доставки на строительную площадку; строительство, сдача объекта. По ходу игры воспитатель (бригадир) советует каменщикам как лучше класть стены, шоферам подсказывает, какой материал необходимо привести, грузчикам помогает организовать погрузку и выгрузку с помощью кранов и т.д. |
«Ветеринарная лечебница» Продолжать учить распределять роли, договариваться о сюжете. Знакомство с новой ролью – ветеринар, учить выполнять игровые действия, соблюдать их последовательность. | Чтение произведения К.И.Чуковского «Айболит» и рассматривание иллюстраций. Беседа с детьми на тему: Изготовление атрибутов к игре: вывеска лечебницы. | Игрушки – зверята, халаты, шапочки врачей, набор «Маленький доктор», «лекарства», телефон. | Открытие ветеринарной лечебницы: вывешивается вывеска, готовятся атрибуты. Приход больных, осмотр ветеринаром, назначение процедур и выполнение их медсестрой, врач делает записи в карточке, назначает следующий приём, может выписать рецепт. | ||
День победы | 30.04.2019 – 11.05.2019 | «Лётчики» Формирование умения творчески развивать сюжет игры; расширить знания о работе лётчиков; знакомство с работой аэропорта. | Чтение произведения «На аэродроме», «Кто водит самолёты», И.Винокурова. Рассматривание иллюстраций самолётов. Рисование самолёта. Лепка самолёта. Конструирование самолётов. Изготовление атрибутов для игры. Беседа « Подвижная игра «Самолёты» | Строительный материал, штурвал, фуражка лётчика, одежда для стюардессы (пилотка, воротничок), куклы, игрушки, поднос, журналы, предметы – заместители. | Лётчик готовит самолёт к полёту (осматривает самолёт, мотор, заправляет бензином); пассажиры собираются в дорогу, приобретают билеты. Контролёр проверяет билеты. Лётчик заводит мотор и взлетает. Стюардесса во время полёта помогает пассажирам, отвечает на вопросы, предлагает напитки, журналы, книги. После посадки лётчик осматривает самолёт, мотор, заправляет и ведёт свой самолёт дальше. |
«Армия» + «Почта» Продолжать учить детей творчески развивать сюжет, объединять несколько сюжетов; уточнить военные профессии и распорядок дня военнослужащих, в чём заключается их служба и др; познакомить с новыми ролями: командир, солдаты, с ролевыми действиями командира, солдат; учить отображать в игре события общественной жизни. | Занятия: Предметный мир: «Предметы связи, средства связи» Рассматривание иллюстраций по теме. Чтение художественной Литературы: Я. Длуголенского «Миша едет к солдатам», «Что могут солдаты?» Б. Никольский «Препятствие». Л.Кассиль «Главное войско». Изготовление атрибутов для игры (пилотки, значки, флажки). Беседы с детьми на тему: «День Защитника Отечества» « Что должны уметь солдаты». Разучивание песен: «Мы – солдаты» (В.Малкова, Ю.Слонова), «Будем в Армии служить» (В.Малкова, Ю.Чичкова) Развлечение(муз-физкультурное) Тема: «Слава Армии родной» | Сумка почтальона, конверты, открытки, газеты, журналы, посылки, печати, штампы, почтовый ящик, листы чистой бумаги, карандаши, деньги, кошельки, телефоны, Строительный материал, фуражки, пилотки, каски, сумочка для медсестры, предметы – заместители. | Почтальон принёс повестки в армию. Воспитатель обсуждает с детьми как можно организовать эту игру: назначают командира (воспитатель) и солдаты (дети). Командир отправляет детей в медпункт для осмотра медсестрой. После начинаются тренировки, физические упражнение, прохождение полосы препятствий и др задания, которые отдаёт командир, а солдаты выполняют. При дальнейшем развитии можно кормить солдат обедом, солдат может пораниться при выполнении задания; солдаты пишут письма, получают письма от родных, которые приносит почтальон. | ||
Лето | 14.05.2019 – 31.05.2019 | «Транспорт» - ГИБДД Продолжать учить детей распределять роли и действовать согласно принятой роли; закреплять знания детей о правилах дорожного движения, учить ориентироваться по дорожным знакам. | Беседы на тему: «Знай и выполняй правила уличного движения» «Зачем нужны дорожные знаки» Чтение: «Автоинспектор», «Шофёр» Н.А.Кнушевицкая. | Рули, дородные знаки, светофоры, жезл, свисток, флажки для регулировщика, различные документы (права, технические паспорта автомобилей). | Детям предлагается выбрать сотрудников ГИБДД, чтобы те следили за порядком на дорогах города, а остальные дети – автомобилисты. По желанию распределяют роли работников бензозаправки и автомастерской. В ходе игры дети стараются не нарушать правила дорожного движения. |
«Рыбаки» Продолжать учить детей творчески развивать сюжет, самостоятельно распределять роли, договариваться о содержании игры, выполнять игровые действия в соответствии с ролью, закрепить представления о рыбной ловле. | Занятия: Предметный мир: «Рыбы: речные, морские, озёрные» Конструирование: «Лодочка» Аппликация: «Пароход» Чтение: Пермяк «Первая рыбка», «Это книжечка моя про моря и про маяк» В.Маяковский Подготовка атрибутов к игре: изготовление удочек, лепка рыбок. Беседа на тему: «Как нужно ловить рыбу» | Конструктор, прутики, нитки, удочки, вёдра, игрушечные рыбки, предметы заместители. | Рыбаки на лодках отправляются на рыбалку; ловят рыбу, сходят на берег, сдают рыбу в магазин или торгуют на рынке. Рыбаки могут договориться с капитаном большого корабля и отправиться на морскую рыбалку в открытое море или попросить отвести их в большой город для продажи рыбы….. | ||
«Зоопарк» Закрепление и обогащение знаний о животных, об их внешнем виде и о повадках; формирование умения творчески развивать сюжет игры; воспитывать доброе отношение к животным | Чтение стихотворения С.Я.Маршака «Детки в клетке», «Где обедал воробей?». Изготовление альбома «Зоопарк». Рассматривание иллюстраций по теме. Конструирование клеток для зверей в зависимости от их размеров (из конструктора и коробок). Дид. игра «Кого везут в зоопарк?» Лепка животных. Изготовление атрибутов для игры: билеты, табличка «Зоопарк». | Строительный материал, коробки (клетки), билеты, касса, игрушки – животные. | "Строим клетки для зверей", "Экскурсия по зоопарку", "Едем на автобусе в зоопарк", "Плывем на корабле в зоопарк", "Где обедал воробей? (игра-инсценировка по стихотворению С.Маршака), "Убираем клетки для животных", "Кормим зверей" и т.п. | ||
«Зоопарк» + «Зоолечебница» Продолжать закреплять и обогащать знаний о животных, об их внешнем виде и о повадках; формирование умения творчески развивать сюжет игры; распределять самостоятельно роли; воспитывать доброе отношение к животным. | Занятия: Природный мир «Знакомство с животными Севера» Лепка и рисование животных севера. Рассматривание иллюстраций Изготовление альбома с животными севера. Составление с детьми плана зоопарка. Чтение: «Слон» С.Чёрный, «Сколько?» И.П.Токмакова | Строительный материал, коробки (клетки), билеты, касса, игрушки – животные, халаты, шапочки врачей, набор «Маленький доктор», «лекарства», телефон. | Дети строят клетки для новых зверей, завезённых из Африки и севера, затем животные помещаются в клетки; дети приобретают билеты в зоопарк, при входе их проверяет контролёр; дети наблюдают за кормлением и уходом за животными. Воспитатель «директор зоопарка» замечает, что слонёнок заболел и вызывает ветеринара. ….. | ||
«Путешествие» (в тёплые страны на корабле) Продолжать формировать умение творчески развивать сюжет игры; договариваться о сюжете, распределять роли; познакомить с новыми ролями – капитан, боцман, матрос, кок, судовой врач; учить выполнять игровые действия в соответствии с ролью, соблюдать их последовательность. | Рассматривание иллюстраций по теме (различные суда, природный и животный мир тёплых стран и др). Конструирование корабля. Чтение произведений: «Великие путешественники» М.Зощенко, «Путешествие в жаркую страну» Л.Станчев, «про жаркую пустыню» Г.Ганейзер. Беседы на тему: «Кто главный на корабле?» «Как построить корабль» «Какие бывают суда? (пассажирские и грузовые) Изготовление атрибутов к игре: составление карты путешествия. | Строительный материал, штурвал, одежда для моряков и капитана и др членов команды, фотоаппараты, иллюстрации животных жарких стран, игрушки, билеты, карта путешествия, предметы – заместители. | Воспитатель сообщает, что приходил почтальон и оставил письмо, из которого дети узнают, что их приглашают в Африку. Как туда попасть? Дети строят корабль. Распределяются роли: капитана, боцмана, матроса, кока, врача, остальные – пассажиры. Пассажиры приобретают билеты в кассе, пока команда готовит корабль к отплытию. Путешествие начинается: капитан ведёт судно, отдаёт приказы, контролирует их выполнение, на остановках боцман руководит уборкой на корабле, матросы выполняют его распоряжения, кок кормит команду и пассажиров, врач лечит по необходимости. По прибытию на место пассажиры сходят по трапу на берег, им помогают матросы, их встречают африканцы. Экскурсия по местности, дети фотографируют, угощаются фруктами, танцуют и приглашают африканцев приехать в гости.(в последующих играх). После путешествия рассматривают фотографии (иллюстрации) и рассказывают о том, как прошло их путешествие. «Отправляются в Африку за животными для зоопарка» |