Проект «Народные Промыслы России», 2021г.
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 17
Проект для детей старшей группы
«НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ РОССИИ»
Подготовила:
Воспитатель
Ткачева Ольга Владимировна
г. о. Красногорск
2021г.
Информационно-творческий проект для детей старшей группы «Народные промыслы России».
Тип проекта: информационно - творческий;
Продолжительность проекта: долгосрочный;
Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели.
Актуальность проекта: обусловлена большой значимостью воспитания нравственно - патриотических чувств у дошкольников в современном обществе.
Гипотеза проекта: если знакомить дошкольников с народными промыслами России, мастерством русских умельцев и русским фольклором, то это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.
Цель проекта: формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами и организацию художественно - продуктивной и творческой деятельности.
Задачи проекта:
- Познакомить детей с народными промыслами;
- Содействовать развитию речи ребенка: обогащать словарь, повышать
выразительность речи;
- Развивать индивидуальные эмоциональные проявления во всех видах деятельности;
- Осуществлять нравственное и эстетическое развитие личности ребенка;
- Развивать умение видеть красоту изделий прикладного творчества, формировать эстетический вкус;
- Развивать навыки художественного творчества детей;
Организационный этап
Подготовка материалов:
- Подбор наглядных и дидактических материалов (тематические картинки, плакаты с элементами росписи) ;
- Подготовка презентаций по ознакомлению детей с народными промыслами;
- Подготовка картотеки хороводных и подвижных народных игр;
- Подбор произведений фольклора, стихов на тему народных промыслов; • Подготовка материалов для организации творческой деятельности детей;
- Продуктивный этап:
Формирование проблемы проекта и интереса у детей к теме проекта.
Методы реализации проекта:
Проект реализовывался через следующие виды совместной деятельности:
- Познавательная деятельность
- Речевая деятельность
- Художественно-творческая деятельность
- Игровая деятельность
- Работа с родителями
Познавательная деятельность:
1. Тематические беседы:
- «Филимоновские игрушки - свистульки»
- «Дымковские мастера»
- «Веселые матрешки»
-«Что такое хохлома? »
- «Гжель сине-голубое чудо»
2. Просмотр презентаций: «Сине-голубое чудо. Гжель», «Золотая хохлома», «Дымковские мастера», «Чудо филимоновских свистулек» 3. Познавательное сообщение на тему «Что такое валенки? »;
Речевая деятельность:
- Чтение произведений фольклора на тему народных промыслов;
- Разучивание стихотворений Е. А. Никоновой «Семеновские матрешки», «Дымковская игрушка», «Узоры гжели», «Золотая хохлома»;
- Художественно - творческая деятельность:
- Рассматривание альбомов и наглядно - демонстрационного материала;
- Лепка из пластилина «Филимоновские игрушки»;
- Лепка «Дымковская барышня»;
- Рисование матрешек;
- Рисование «Укрась ложку. Хохлома»;
- Изготовление «Чудо валенок» аппликация с использованием не традиционных материалов;
7.Рисование «Роспись чашки с блюдцем. Гжель»;
- Рисование «Гжельские петушки».
- рисование «Роспись досок. Городецкая роспись».
Игровая деятельность:
- Подвижные народные игры;
- Хороводные народные игры «Гуси-Лебеди», «Каравай», «Лохматый пес», «У Миланьи, у старушки», «У медведя во бору»;
- Сюжетно - ролевая игра «Угостим матрешек чаем»;
Работа с родителями:
Родителям предлагалось:
- Помочь со сбором предметов народных промыслов для мини-музея;
- Активно интересоваться деятельностью ребенка в группе;
- Помочь детям разучивать стихи;
- Рекомендация в выходные дни посетить с детьми Этнографический музей;
Обобщающий этап
- Оформление выставки рисунков и поделок детей;
- Презентация проекта для родителей и педагогического коллектива детского сада;
Результативность проекта:
В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к декоративно - прикладному искусству у детей появилось желание еще больше узнать о творчестве русских мастеров и жизни русского народа. Дети самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге. Таким образом, тема декоративно - прикладное искусство в детском саду очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, к своей стране в целом.
План работы с детьми по осуществлению проекта
«Народные промыслы»:
Тема: «Веселая дымка»
Цель: научить детей определять дымковскую игрушку и находить в ней отличия от других игрушек народных промыслов России.
ОД | Совместная деятельность педагога с детьми | ||
октябрь | 1 | «Глиняные игрушки – не простые безделушки» |
|
2 | «Укрась узорами юбку дымковской барыни» | ||
3 | «В мастерской дымковской игрушки» | ||
4 | «Лепка и роспись дымковской барыни» |
Тема: «Филимоновские игрушки»
Цель: познакомить детей с творчеством филимоновских мастеров. Расширять представления о народной игрушке.
ОД | Совместная деятельность педагога с детьми | ||||
ноябрь | 1 | «Знакомство с филимоновской игрушкой» |
| ||
2 | «Филимоновские игрушки» | ||||
3 | Рисование филимоновских | ||||
элементов: полосок, елочек, цветов" |
| ||||
4 | "Роспись бумажных силуэтов филимоновских игрушек" | ||||
|
Тема: «Золотая хохлома»
Цель: расширять знания детей о народном искусстве, уточнять представления о хохломском промысле, учить детей находить характерные особенности хохломских изделий, формировать эстетический вкус.
ОД | Совместная деятельность педагога с детьми | |||
декабрь | 1 | «Знакомство с хохломским промыслом» |
| |
2 | «Хохломские узоры» | |||
3 | «Украсим теремок для зверей» | |||
4 | «Сказочная хохлома» | |||
Тема: «Яркий Полхов – Майдан» |
Цель: познакомить с росписью Полхов-Майдана, ее характерными элементами (цветами, бутонами, стеблями, листьями). Учить составлять узоры по мотивам полховмайданской росписи, развивать эстетический вкус.
ОД | Совместная деятельность педагога с детьми | ||||
январь | 1 | «Игрушки из Полхов - Майдана» |
Майдана»
| ||
2 | «Веселые матрешки» | ||||
Полхов – Майдана
матрешки
| |||||
Тема: «Городецкие узоры – сколько радости для глаз» |
Цель: познакомить детей с изделиями городецких мастеров, развивать эстетическое
восприятие.
ОД | Совместная деятельность педагога с детьми | |||
февраль | 1 | «Здравствуй волшебный Городец» |
Городце
| |
2 | «Рисование по мотивам Городецкой росписи» | |||
3 | «Рисование городецкого узора на тарелке» | |||
4 | Роспись «Городецкая сказка» | |||
Тема: «Голубая гжель» |
Цель: познакомить детей с новым народным промыслом декоративно-прикладного искусства - гжельская роспись; учить детей выделять характерные особенности гжельского промысла, развивать эстетический вкус
| ОД | Совместная деятельность педагога с детьми | |||
март | 1 | «Эта звонкая сказка - Гжель» | - рассматривание иллюстраций | ||
2 | «Рисование элементов Гжельской росписи» |
| |||
3 | «Роспись гжельской посуды» | ||||
4 | «Роспись гжельского подноса» | ||||
|
Тема: «Каргопольская игрушка»
Цель: познакомить детей с одним из видов народно-декоративного искусства – каргопольской глиняной игрушкой; учить расписывать силуэтные изделия каргопольским декоративным узором; развивать эстетическое восприятие.
ОД | Совместная деятельность педагога с детьми | ||
апрель | 1 | «Путешествие в Каргополь» |
«Найди ошибку..»
|
2 | «Каргопольская игрушка – лошадка» | ||
3 | «Фартук, сарафан – каргопольская роспись» | ||
4 | «Каргопольские козлы»» | ||
|
Информационные ресурсы:
- «Дошкольное воспитание». - №8.- 19981.
- Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. // Дошкольное воспитание. 2004 №6.
- Гаранина Н. К. Приобщение дошкольников к народной культуре
- Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М. : Просвещение, 2006.
- Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб. : Акцидент, 1997.
- Кочкина Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании. - М. : Мозаика- Синтез, 2012.
- Концепция патриотического воспитания граждан РФ. - Управление ДОУ. 2005 №1
- Ляпина Л. А. Народные игры в детском саду. - М. : ТЦ Сфера, 2009.
- Сыпченко Е. А. Инновационные педагогические технологии. - СПб: Детство- Пресс, 2012.
Отчетная таблица
Наименование проекта, ФИО автора, должность, учреждение | «Народные промыслы», Ткачева Ольга Владимировна, воспитатель группы №9 «Лаванда» МБДОУ детский сад № 17 «Конфетти». |
Краткая аннотация проекта | Тип проекта: долгосрочный, групповой, творческий. Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально- коммуникативное развитие, художественно- эстетическое развитие. Срок реализации: сентябрь 2020- май 2021 Участники: дети 5-6 лет. |
Описание учреждения, организация | МБДОУ д/с №17 «Конфетти», дети группы «Лаванда» |
Актуальность | обусловлена большой значимостью воспитания нравственно - патриотических чувств у дошкольников в современном обществе.
|
Цель проекта: | формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами и организацию художественно - продуктивной и творческой деятельности.
|
Задачи проекта: | - Познакомить детей с народными промыслами; |
повышать выразительность речи; - Развивать индивидуальные эмоциональные проявления во всех видах деятельности;
ребенка;
| |
Методы реализации проекта. | Словесные (беседы, рассуждения), Наглядные (иллюстрации, картинки, презентации, изделия народного творчества), Практические (рисование, лепка из пластилина и соленого теста). |
Ожидаемые результаты. | Данный проект пополнит знания детей о культуре и быте предков. У детей сформируются знания о народных промыслах предков. |
Оценка качества реализации проекта. |
|
Ресурсы, бюджет проекта. | Помощь родительского состава. |
Практическая значимость результатов. |
|
Продукт проекта. | Выставка изделий народных промыслов. |
Беседа
Тема: «Народные промыслы России».
Цели: 1. Формирование у учащихся эмоциональной отзывчивости и интереса к образцам русского народного декоративно – прикладного искусства.
- Формирование умений различать стили наиболее известных выводов декоративной живописи: хохломской, городецкой, гжельской, и др.; учить выделять характерные особенности изделий различных народных промыслов; осваивать характерные элементы, колорит, композицию.
- Формирование умений создавать выразительные узоры на бумаге; воспитание при этом чувства формы, ритма, симметрии.
- Работа над коррекцией недостатков мелкой моторики рук, внимания.
Оборудование: наглядный материал (книжки – раскраски «Гжель», «Хохлома», «Матрешки»), игрушки – богородская, дымковская, матрешки; деревянная посуда с хохломской росписью, росписью гжель; елецкие кружева.
Ход занятия. I. Организационный момент.
(Подготовка рабочих мест к проведению занятия: раздача красок, альбомных листов, простых карандашей и др.)
- Сообщение темы занятия.
- Ребята, сегодня мы побеседуем о русском декоративно – прикладном искусстве, о русских промыслах. Посмотрите, какие здесь у меня собраны изделия. А сделали их русские мастера – умельцы.
Посмотрите! Эти вещи нынче в гости к нам пришли, Чтоб поведать нам секреты Древней, чудной красоты.
Чтоб ввести нас в мир России,
Мир преданий и добра
Чтоб сказать, что есть в России Чудо – люди – мастера!
- Беседа по теме занятия.
- Издавна славятся красотой изделия русских мастеров: украшенная яркими узорами посуда, игрушки, шкатулки и другая домашняя утварь.
- Русское народное искусство тесно связано с обычаями и обрядами, народными праздниками, народной музыкой. Все изделия русских мастеров делались вручную. В каждое мастер вкладывал всю свою душу и умение. А украшал свои изделия затейливой росписью. Назывались изделия по имени селений, где их создавали. У каждого мастера была своя отличная манера изготовления. А о более известных направлениях народного промысла я вам сейчас расскажу.
1. Хохлома
У каждого из нас дома есть посуда. Она бывает разной (Какая?) В старину на Руси пользовались деревянной посудой. А изготавливали ее мастера деревянных промыслов. Дерево всегда было одним из самых доступных и любимых материалов русских умельцев.
Один из деревянных промыслов зародился в Нижегородской области, в окрестностях города Нижний Новгород. Здесь находится село с веселым названием Хохлома. В хохломе посуду вырезали из мягких пород деревьев (липы, березы, ольхи). Называли ее хохломской.
Вырезанную вещь вначале покрывали слоем глины, затем пропитывали льняным маслом и несколько раз олифой. После этого мастер кистью наносил рисунок, затем изделия вновь пропитывалось олифой и закаливалось в печи. Под воздействием жара олифа желтела и приобретала золотистый цвет.
Роспись хохломских изделий полна неповторимого своеобразия. Основной рисунок – колосья, ягоды, листья, цветы и главное трава. «Травка» – черно-красная трава по золотистому фону – считается основой для хохломского художника. (Рассматриваются, анализируются изделия посуды, фотографии)
- Какие основные цвета использовал художник? (черный, красный, встречается зеленый, но больше всего золотого цвета)
- Какие узоры использовали художники? (ягоды, листья, цветы, завитки) - А какое настроение вызывает эта посуда?
Искусство росписи передавалось из поколения в поколение – от отца к сыну, от деда к внуку. Эти стихотворные строки точно передают особенности хохломских изделий: Как волшебница жар – птица,
Не выходит из ума
Чародейка – мастерица, Золотая хохлома.
И богата и красива, Рада гостю от души.
Кубки, чаши и ковши.
И чего здесь только нету:
Гроздья огненных рябин, Маки солнечного лета И ромашки луговин. Листья рдеют, не редея, От дыхания зимы.
Входим в царство Берендея, В мир волшебной хохломы.
2) Сине-голубое чудо Гжели.
- А сейчас посмотрим на рисунки этой посуды (просмотр альбома «Гжель»). Что общего в ней? Правильно, эта посуда окрашена сине-голубым узором, расположенном на белом фоне. Называется эта посуда гжельской, потому что сделана она на фарфоровом заводе, который находится в с.Гжель Московской области. А зародился этот промысел более 400 лет назад. Из белой глины умельцы лепили самую разную посуду, которую украшали лепными деталями. Лепили фигурки людей, животных, птиц. Украшали все это узорами сине-голубого цвета. А еще есть сказка – легенда:
«Пошли как-то девушки, жившие в селе Гжель, полоскать белье на речку. А в речке небо отражается. Река синяя – и небо в ней синее. Показали девушки мастерам красоту такую. И решили, что такого синего неба нигде в мире не найти. Вот тогда то и стали расписывать мастера свои изделия всеми оттенками синего цвета, словно старались оставить частичку синего неба на посуде. А узоры для росписи брали у природы – травинки и былинки в поле, цветы на лугу и в саду».
Гжельские изделия всегда легко отличить. (По каким признакам?) В гжельском промысле всегда отводилось большое место настольной скульптуре. Это небольшие фигурки высотой 5-20 см. изображающие персонажей народных сказок, бытовые сценки, а так же детские игрушки. (Показать).
«Синяя сказка – глазам загляденье, Словно весною капель.
Ласка, забота, тепло и терпенье – Русская звонкая Гжель»!
3) Елецкие кружева.
- Ребята, а чем славится Липецкая земля? Какой старинный русский промысел прославляет г.Елец?
В Начале XIX века в Ельце стали осваивать ремесло кружевоплетения на частной фабрике Протасовой. (Показываю кружева)
Техника кружевоплетения сложна, она требует сноровки, большого опыта и терпения. А плетут кружево с помощью гладких деревянных палочек – коклюшек, на которые намотаны нитки. Кружевница передвигает коклюшки, делает узелки, и постепенно рождается у нее под руками кружевная сказка. (Показать рисунок).
4) Игрушки.
С давних пор на Руси народные умельцы делают игрушки, которые называются по имени селений, где их создают. Познакомимся с некоторыми из них.
(Показываю игрушку «Кузнецы») Эта игрушка из села Богородское Московской области. Богородскую игрушку вырезают из липы. Особенно любят делать богородские мастера медведей. Здесь медведь с мужиком в кузнице работают, молотами стучат. Богородские игрушки умеют двигаться. Детям такие игрушки особенно нравятся.
А вот глиняные лепные игрушки. Называют их дымковскими. Их делают в селе Дымково рядом с русским городом Вяткой. Люди придумали делать эти игрушки давным давно. Сначала их делали не для забавы, они охраняли домашний очаг, семью, служили оберегом. Потом дымковцы стали раскрашивать их яркими красками и использовать их как игрушки и сувениры. Детьми и взрослыми очень любимы были глиняные свистульки, которые умели петь на разные голоса. Знамениты дымковские «Барыни» в пестрых сарафанах, «индюки», «олени», «козлы», «всадники».
- А кто, ребята, из вас сможет рассказать, как такие игрушки делают?
А бывают деревянные игрушки расписные. А как они называются, угадайте, послушав загадку.
Словно репка, она крутобока,
А под алым платочком на нас Смотрит весело, бойко, широко Парой черных смородинок-глаз.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек, Упирается рука в деревянные бока.
А в нутрии секреты есть:
Может, три, а может шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская ……… (Матрешка)
- Правильно, самыми любимыми игрушками в народе, у детей были матрешки. Фигурка матрешки вырезана из деревянного бруска. Она разнимается на две части, а в ней оказывается еще одна, и еще, и еще… и так до 10-12 куколок.
Наиболее известны семеновские и загорские матрешки. Все они отличались элементами росписи, но каждая была «одета» в крестьянский костюм: расписной сарафан, платок, передник. Позже на матрешек стали наносить всевозможные сценки из жизни – о крестьянском быте, о веселых ярмарках, о народных праздниках.
(Просмотр альбома и анализ изображений матрешек)
Кажется, что матрешка пришла к нам из мира легенд и сказок, из седой древности. На самом деле ей всего немногим больше ста лет. Её прообразом послужили ярко раскрашенные пасхальные яйца, которые издавна вытачивали из дерева и расписывали русские мастера. Эти яйца были пустыми внутри, а в большое вкладывалось малое. Отсюда и пошла матрешка, она даже формой чем-то напоминает яйцо. А название «матрешка» произошло от старинного женского имени Матрена, считавшегося одним из наиболее распространенных женских имен. IV. Итог. - Русские мастера умели трудиться, и в свою работу они вкладывали все свое умение, всю душу, потому изделия получались такими красивыми, так радовали душу. Про упорный труд народ сложил свои пословицы и поговорки. Давайте сейчас вспомним их.
Без труда не вытащишь…. (и рыбку из пруда)
Делу – время,…… (потехе – час)
Терпенье и труд… (все перетрут) Сделал дело – … (гуляй смело)
Семь раз отмерь – … (один отрежь)
- Ребята, а может, вы сможете назвать ещё какие – либо промыслы России? (Тульские самовары, пряники, жостовские подносы, филимоновские свистульки, и т.д.)
Обо всем на одном занятии не упомнишь, уж очень много разных народных промыслов существует и возрождается на Руси.
Вы сегодня узнали много нового о народных промыслах. И я хочу, чтобы вы навсегда запомнили, что велика наша Россия и что богата она талантами. И вы выйдете из школы и будете трудиться, неважно где, главное, чтобы вы вкладывали в свой труд всю свою душу, все старание и умение!
И в заключении, давайте еще раз назовем те промыслы России, о которых вы узнали на занятии.
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе
Знакомство детей с дымковской игрушкой
Программное содержание:
- Продолжать знакомство детей с дымковской игрушкой как видом народного декоративноприкладного искусства для обогащения зрительных впечатлений, формирования эстетических чувств и оценок.
- Уточнить представление детей о специфике дымковской игрушки: из чего, как, кем сделана; как украшена (оформлена); какая по характеру (весёлая, праздничная). Познакомить детей с многообразием игрушек и спецификой декора - характерными элементами и цвето-сочетаниями.
- Создать условия для творчества детей по мотивам дымковской игрушки. Обратить внимание детей на образную выразительность предметов искусства.
- Формировать представления о некоторых художественных ремеслах, знания о том, какими материалами и инструментами пользуются мастера (для изготовления игрушек нужны: глина, гончарный круг, особая палочка или кисточка, чтобы рисовать узор, печь, чтобы обжигать изделие, особые краски для росписи).
Предварительная работа. Рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства, беседа о том, что все эти красивые вещи создали мастера - народные умельцы.
Материалы, инструменты, оборудование. 4-5 дымковских игрушек (барыня, лошадка, индюк, баран и пр.), поворотный диск для демонстрации игрушек или подставка,; Презентация «Дымковская игрушка»
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, художественное творчество, музыка
Использование современных образовательных технологий: информационно-компьютерные технологии Ход
С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Вятка, видно село Дым-ково. А почему оно так называется? В старину - и зимой, когда топились печи, и летом, когда туман, село это - будто дымкой окутано, всё в дыму. Здесь в далёкую старину и зародилась игрушка, которую так и назвали - «дымковская»...
Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей!
В ней нету цвета дымного, Что серости серей.
В ней что-то есть от радуги, От капельки росы.
В ней что-то есть от радости, Гремящей, как басы!
Удивительному чуду
Мы поклонимся не раз
И о дымковской игрушке Поведем сейчас рассказ.
Вначале были свистульки. Всю зиму женщины Дымкова лепили их для ярмарки. Из небольшого глиняного шарика с отверстиями свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька. И вот на лотках и прилавках многолюдной весенней ярмарки торгуют весёлым товаром.
Охотно разбирают его взрослые и дети. Свистом оглашается вся округа. Шумит народное гулянье, но громче всего слышится заливистый свист. Оттого и получил этот весенний праздник своё название - «Свистунья». Приходит новая зима, и снова в Дымкове принимаются за дело. И так много-много лет. Бабушки учат внучек, а внучки - своих внучек.
И в наше время в Вятке, которая теперь называется Киров, находятся мастерские знаменитой дымковской игрушки. И делают там не только свистульки. Если мы зайдём в эти мастерские, сразу же увидим груды и мешки глины, ящики с красками, коробки с яйцами. Всё это нужно для создания чуда. Сказочные коники, индюки, похожие на жар-птиц, бараны в штанишках, барыни и кавалеры, карусели, даже печки - одна с Емелей, а другая с козлятами, и всё это - настоящее чудо.
Когда наблюдаешь за работой мастерицы, кажется, что всё очень просто. Вот она отщипнула кусочек глины, раскатала его в колбаску, вот взяла глины побольше, расшлёпала в лепёшку, вот свернула лепёшку воронкой - получилась юбочка. Сверху приделала голову, руки, колбаску изогнула коромыслом, ведёрки вылепила, на голову налепила высокий кокошник, крохотный носик прилепила. Оставила фигурку сушиться сначала на лавке, а потом в печке.
Из печи выходят фигурки закалённые, крепкие, звонкие. Их белят мелом, разведённом на молоке, затем начинают расписывать. И выходят из-под кисточки узоры: кружочки, прямые и волнистые полоски, клеточки, пятнышки, точки. Все на сво месте и все горят ярко-ярко. Краски малиновые, красные, зелёные, жёлтые, оранжевые, синие - пёстро и весело, как в хороводе!
Но, оказывается, работа ещё не закончена. Ещё предстоит «сажать золото». Мастерица смачивает кисточку в сыром яйце, легонько касается золотого квадратика или ромбика и «сажает» его на нужное место - барыням и водоноскам на кокошники и шляпы, петухам - на гребешки... Вот теперь игрушки засветились и стали ещё ярче.
Все игрушки не простые, а волшебно расписные, Белоснежны, как берёзки, кружочки, клеточки, полоски. Казалось бы — простой узор, но отвести не в силах взор.
В старину вятичи весной встречали Ярилу-бога солнца и плодородия - веселым свистом глиняных дудочек. Тот весенний праздник проводов зимы назывался в народе «Свистунья». На этом празднике дымковские игрушки-свистульки были у всех - у взрослых и детей. Люди верили, что свистом смогут прогнать злые силы.
Вятка вздрогнула от свиста, Всяк свисток к губам прижал.
И пошла базаром сказка –
Родился в веселый час
Вятский праздник – “Свистопляска”, Город весь пустился в пляс!
Сегодня мы совершили с вами увлекательное путешествие в далёкое прошлое к мастерам дымковской игрушки. Научились определять дымковскую игрушку и находить в ней отличия от других игрушек народных промыслов России. (Филимоновская, Каргопольская, Тверская)
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе с использованием ИКТ.
Образовательная область «Художественное творчество».
Тема: «Дымковская барышня». Роспись дымковской барышни.
Задачи: Продолжать знакомство детей с дымковской игрушкой. Закреплять навыки рисования основных элементов росписи, передавать особенности и своеобразие ее колорита. Способствовать развитию творческих способностей. Воспитывать любовь к народному творчеству.
Оборудование: Мультимедийная установка, краски, кисти, стаканчики с водой,– вылепленные ранее из глины и побеленные в свободной деятельности фигурки барышень, бумажные салфетки, образцы дымковской росписи (игрушки – различные виды барышень, пластиковые салфетки, аудиозапись.
Предварительная работа: Рассматривание дымковских игрушек, беседа о народных промыслах, декоративное рисование в альбоме для детского творчества «Дымковские игрушки», лепка дымковских барышень из глины, их побелка.
Ход НОД:
(Дети сидят за столами, расставленными полукругом. На одном столе – фигурки различных видов дымковских барышень. Они веселые и нарядные. Рассматриваем их. На другом столе – фигурки барышень, вылепленные и побеленные детьми ранее.)
Воспитатель: Ребята, вам не кажется, что эти барышни грустят? (Ответы детей.) – Как вы думаете, почему? (Ответы детей.)
– В слободе на Вятке,
Прямо у колодца,
Дымковская барышня Плачет и смеется:
«Все мои подружки,
Сестренки и братья К празднику одели Нарядные платья.
Только мне, бедняжке,
Очень уж обидно – Не хватило ткани Для меня, как видно».
Воспитатель: (Показываю на нарядных барышень.) Ребята, эти игрушки лепили и расписывали мастера. А вы хотели бы хоть ненадолго стать дымковскими мастерами? (Ответы
детей.) - Давайте представим, что мы с вами попали в
мастерскую, где готовые фигурки уже высушили и побелили мелом, разведенным в молоке. Вот они – наши барышни. Нам нужно расписать их, чтобы они тоже стали веселыми, нарядными и никогда не грустили.
(Показываю слайды с изображением элементов дымковской росписи.)
Воспитатель: На что похожи эти элементы? (Ответы детей.)
- Кружочки, прямые и волнистые полоски, клеточки, пятнышки, точки. (Обращаю внимание на цвет.) – Краски малиновые, красные, зеленые, желтые, оранжевые, синие. Пестро и весело, как в хороводе.
Показываю расписанную игрушку и говорю:
- В такой нарядной юбке и шляпке барышне, наверное, очень комфортно и весело. Ну, а ее подружки пока грустят. Давайте их распишем, сделаем их одежду нарядной, нарисуем улыбку на лице, красивые глазки и румяные щечки.
(Показываю приемы рисования.)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, как я набираю на кисть краску. Концом кисти ставлю точку, волнистые и прямые линии рисую всем ворсом, «листочки» примакиванием.
Физкультминутка (проводится 2 раза):
Мы старались рисовать, (руки в стороны)
Трудно было не устать. (наклоны туловища в стороны)
Мы немножко отдохнем (присесть, руки вперед)
И рисовать опять начнем. (встать, руки опустить)
Самостоятельная деятельность детей (под музыкальное сопровождение – музыка детского счастья из Ералаша: «Ля-ля!»).
(Дети сами выбирают, какими узорами будут расписывать свою барышню. Напоминаю об аккуратности. Советую не набирать много краски, лишнюю воду промакивать о салфетку. В конце занятия всех барышень выставляем на доску. Предлагаю рассмотреть работы, какие они красивые.
Спрашиваю, какие работы понравились больше и почему.)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Сегодня вы побывали настоящими мастерами. Все постарались, хорошо справились со своей работой. (Предлагаю дать работам просохнуть, а после отнести на выставку.)
Занятие: лепка и роспись
Дымковская барышня
Программное содержание.
Закреплять умение лепить по мотивам народной игрушки. Формировать умение лепить полые формы (юбка барышни), соблюдать пропорции фигуры. Развивать эстетическое восприятие, чувство формы, эстетический вкус, творчество. Совершенствовать умение правильно оценивать свою работу и работы товарищей. Методика проведения.
Рассмотреть и обследовать с детьми фигурки нескольких дымковских барышень. Уточнить приемы лепки барышни. Предложить приступить к работе. Добиваться тщательной отделки формы. Все вылепленные фигурки выставить на подставке, рассмотреть с детьми, обсудить, отметить разнообразие. Обратить внимание на сходство и различия фигурок по форме, содержанию (няня, водоноска, барышня на прогулке и др.; узоры на юбках, кофтах, кокошниках).
Материалы.
Дымковская барышня, пластилин, доски для лепки, салфетки, баночка для воды, гуашь, палитра, кисти, белая краска водоэмульсионная с добавлением клея ПВА.
Связь с другими образовательными областями.
Организация выставки изделий дымковских мастеров. Рассматривание иллюстраций с изображением дымковских изделий. Занятие ознакомление с окружающим миром, тема «Дымковские игрушки». Цели.
Образовательные:
- продолжать учить рассматривать дымковские игрушки (выделяя детали узора, колечки, кружочки, точки, линии).
- учить выделять средства выразительности у дымковской барышни.
- учить лепить дымковскую барышню, передавать характерные особенности (юбкаколокол, волосы и др.), сглаживать поверхность для последующей росписи. Воспитательные:
- воспитывать эстетическое отношение к изделиям народных мастеров.
- уважение труд мастеров.
Развивающие:
- развивать чувство цвета и композиции.
- совершенствовать технические умения. • развитие мелкой моторики.
Ход занятия
1-й этап
Ребята, отгадайте загадку:
«Кофточки цветные, юбки расписные, шляпы трехэтажные - статные и важные» Ответ: дымковские барышни.
Рассматриваем с детьми выставку дымковских барышень, затем рассказываю и показываю последовательность лепки дымковской барышни.
Все детали дымковской игрушки лепятся отдельно , и примазываются к основе. Юбка лепится из пласта глины в форме колокола. После того как вылеплена юбка,
из отдельных частей лепится голова, туловище и руки. Затем все детали крепко прикрепляются, для этого места соединения необходимо смочить водой и загладить мокрой тряпочкой. В последнюю очередь фигурка украшается дополнительными деталями – оборками, муфтами, фартуками, шляпками. 2-й этап
Воспитатель: Наши заготовки дети уже высохли, и мы можем приступать к следующему этапу работы - берем кисти и белую краску и покрываем наши заготовки ровным слоем, оставляем их на просушку.
3-й этап
Воспитатель: Еще раз рассмотрим дымковских барышень. Обратите внимание дети на их праздничный наряд.
Посмотри, как хороша эта девица – душа, Щечки алые горят удивительный наряд, Сидит кокошник горделиво.
Барышня так красива!
Как лебедушка плывет, песню тихую поет.
4-й этап
Приступаем к раскрашиванию дымковской барышни.
По окончании работы рассматриваем всех барышень и отмечаем наиболее интересные работы.
Стихи о народных промыслах Пусть вам лучшею подружкой Станет русская игрушка.
И недаром все музеи
Дорожат, гордятся ею.
Ах! Чуть жив от восхищенья!
Чудо всем на удивленье:
Расписные медвежата,
Барыни, коньки, утята,
Расписные даже хрюшки –
Царство дымковской игрушки! Удивительному чуду
Мы поклонимся не раз
И о дымковской игрушке
Поведем сейчас рассказ.
…………………
………………..
Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей.
В ней нету света дымного,
А есть любовь людей.
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы,
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы. Она глядит не прянично,
Ликующе и празднично.
В ней молодость изюминка,
В ней удаль и размах
Сияйте охра с суриком.
По всей земле в домах.
От дымковской игрушки
Идет тепло и свет. В.Фофанов
Филимоновский козлик Сидорова Галина
Эй, дружок, да подойди же,
На игрушку погляди же:
Наш козлик из
Филимоново
Раскрашен ярко, здорово.
Был у мастериц в руках, Загляденье, просто ах!
И она уж так старалась,
Легко глина поддавалась.
Матрёшка.
Развесёлые сестрицы,
Озорные молодицы!
Хороши, румяны щёчки,
На передниках – цветочки!
Хлопайте в ладошки:
Загорские матрёшки!
Восемь кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут,
Всех матрёшками зовут.
Погляди скорее -
Щечки розовеют,
Пестренький платочек, Платьице в цветочек,
Пухленькие крошки —
Русские матрешки.
Чуть лишь испугаются,
Все в кружок сбегаются, Прячутся друг в дружке
Шустрые подружки.
Т. Лисенкова
Загадка
Ростом разные подружки,
но похожи друг на дружку
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
(Матрешка)
Богородская игрушка.
Тук-тук, щёлк-щёлк,
Медведь, мужик, лиса и волк,
Деревянные игрушки
И медведи, и старушки
То сидят, а то стучат.
Ребятишек всех смешат.
Машет белка не хвостом –
Размахивает молотком.
Отчего же, как на грех,
Всё не колется орех?
Курам просо не дают,
И они брусок клюют.
Возле пляшущих зайчат
Куры клювами стучат.
За ушастым русаком
Мишка бросился бегом;
А земля под ним дрожит.
С балалайкою бежит,
Городецкая доска.
Была доска некрашеной,
Обычной, неприглядной.
А стала разукрашенной
И празднично нарядной.
В руках умельца досочка
Узором заиграла,
Гирляндою из розочек
Украшена по краю
Вот барышня – красавица
Идёт по Городцу
И, видно, очень нравится
Лихому молодцу.
А молодец на конике
Красуется верхом,
Фуражечка-то новенька,
Поддёвочка на нём.
Ах, милая провинция
В сюжетах Городца!
Талантами гордиться ей,
Которым нет конца!
Куплю я ту досочку,
В цене не поскуплюсь.
Ах, с городецкой розочкой
Я сердцем веселюсь!
“Хохлома”.
Птицы и петли, круженья, разводы
Листья и стебли, колосья и злаки,
Редкие, мудрые формы природы
Сердце влюбленного тайные знаки.
Это придумали русские люди
Те, что молились пенькам и березе.
На деревянном языческом блюде
Травы, цветы, легендарные розы.
Как я люблю хохломское искусство!
Ложки и те у меня хохломские
К ним у меня постоянное чувство,
С детства они мне родные, родные.
Я разложу их, и гости довольны
И никаких замечаний и жалоб.
Слышно одно в разговоре застольном:
Щец бы горячих, борща не мешало.
Кисть хохломская! –
Большое спасибо!
Сказывай сказку для радости жизни.
Ты, как душа у народа красива,
Ты, как и люди, служишь Отчизне!
Узоры Гжели
Неужели, неужели
Вы не слышали о Гжели?
Про фаянсовое чудо –
Статуэтки и посуду?
Только скажем слово «Гжель»,
И увидишь зимний день –
Небо, снега белизну
И теней голубизну.
Все изделия из Гжели
Фон имеют только белый,
А на нём лишь синий цвет.
А других здесь красок нет.
Расцветают на морозе
Колокольчики и розы,
Хризантемы и ромашки
Украшают вазы, чашки…
То мазочек, то листочек,
Там цветок, тут завиточек,
Три мазка широкой кистью –
Появился синий листик,
Поработал кисти кончик –
Распускается бутончик.
И прекрасные узоры
Там притягивают взоры
К сине – белому фаянсу,
Сколько блеска, сколько глянца!
Неужели, неужели
В вашем доме нету «гжели»?
Драматизация сказки «Гжельская роза».
Цель: формирование и развитие нравственного, духовного и творческого потенциала ребенка, на основе культуры и творчества русского народа.
Задачи:
Познакомить детей с русским декоративным искусством «Гжель»;
Обогащать впечатления детей произведениями современных поэтов и композиторов (по данной тематике), русской лирической музыкой;
Создавать условия для развития здоровых чувств, нравственности и творчества на примере культуры русского народа.
Под русскую народную мелодию дети входят в музыкальный зал и становятся полукругом (дети одеты в фартуки и платочки, расписанные гжельским узором)
Ведущая: Здравствуйте! Сегодня я Вас, приглашаю в сине – голубую сказку. (Дети стоят полукругом).
В некотором царстве, в некотором государстве, недалеко от Москвы, средь лесов и полей стоит городок Гжель. Давным-давно жили-были там смелые и умелые, веселые и красивые мастера. Собрались они однажды и стали думу думать, как им свое мастерство показать, всех людей порадовать, да свой край прославить. Думали-думали и придумали. Нашли они в родной сторонушке глину чудесную, белую-белую, решили лепить из нее посуду разную. Да такую какой свет не видывал. Сами гжельцы любили говорить, что небо у них, как нигде в России синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор.
Ребенок:
В тихом Подмосковье
Речка Гжелка бежит.
Вдоль этой речушки
Деревенька стоит.
Резные оконца,
На крыше конек,
Из чистого колодца
Водицы глоток.
Заросли ивы вдоль речки бегут,
Умельцы в той деревеньке живут:
Расписную посуду они мастерят,
Синим по белому чудо творят.
Выходят мастера и показывают гжельские изделия. Дети держат в руках белые плоскостные изделия, делая вид, что расписывают их.
- Жили-были в царском городке Гжель недалеко от Москвы мастера Иван да Марья. Ладно, да мирно они жили. Душа в душу. Иван посуду делал и на царскую службу в Москву ходил, а Марья в избе ждала, да посуду расписывала. Вот как-то Царь Московский говорит:- Отправляйся Иван за моря, за океаны с дарами для царя заморского, чтобы ему поведать какие мастера живут на Руси. Покажи всем платки Посадские, игрушки Дымковские, и посуду Хохломскую и Гжельскую.Оправился Иван за моря и океаны к царю заморскому. Подплывает к острову, а там город дивный, с дворцами высокими, теремами расписными и садами красивыми. И правит там царь заморский.
Говорит Иван:
- Я прислал тебе поклон от царя Московского и подарки от мастеров русских.
Удивился царь заморский и говорит:
- Хороши ваши мастера – русские умельцы, никогда такой красоты не видал. Спасибо тебе Иван, хочу тебя за это дорогими подарками отблагодарить.
А Иван в ответ:
- Дорогих даров мне не надо, но видел я у тебя в саду цветок небывалой красоты.
В саду твоем растет много цветов, но среди них в саду есть особенный цветок необычной красоты. Разреши мне его взять с собой, порадовать жену Марью.
Царь говорит своему садовнику:
- Выбери самую красивую розу и вручи её Ивану.
Взял Иван розу поблагодарил царя заморского и отправился обратно в путь, он долго путешествовал и вернулся домой. Так и оказалась роза вместе с Иваном на Руси. А у нас на Руси сильные морозы. Роза от мороза не завяла, а просто посинела.
Когда Иван вернулся домой, подарил розу заморскую Марье.
Марье синяя роза очень понравилась и она сказала:
- Какая красота, нарисую синюю розу на своей гжельской посуде
И с тех пор, когда мастера расписывают посуду, главный узор – синяя чайная роза, которая так и называется гжельская.
Звучит русская лирическая мелодия.
Ведущая: Разлилася Гжель, над Землей плывет,
Наша чудо Гжель — лазури хоровод!
Эти синие цветы мы в узоры заплели,
Выходи, честной народ, танцуй Гжельский хоровод!
«Лазури хоровод», музыка и слова М. Кузьмичевой
После исполнения дети продолжают стоять в кругу.
Ведущая: Вот и закончилось наше путешествие к мастерам гжели!
А в память о нашем празднике мы подарим вам тарелочки с гжельской росписью, чтобы вы надолго запомнили удивительных мастеров Гжели.
Звучит лирическая музыка, раздаются