Главные вкладки
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ в соответствии с ФГОС и ФОП ДО
Материал для родителей, педагогов, детей
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Как организовать логопедические занятия дома»
Итак, вам необходимо самостоятельно начать заниматься со своим ребенком. Прежде чем начать занятия, подготовьте всё, что может вам понадобиться:
- Настольное зеркало, чтобы ребенок мог контролировать правильность выполнения им упражнений артикуляционной гимнастики.
- «Лото» различной тематики (зоологическое, биологическое, «Посуда»,
«Мебель» и т.п.).
- Хорошо также приобрести муляжи фруктов, овощей, наборы небольших пластмассовых игрушечных животных, насекомых, транспортных средств, кукольную посуду и т.д. (или хотя бы картинки).
- Разрезные картинки из двух и более частей.
- Различные картинки, которые могут пригодиться в процессе подготовки к занятиям (красочные упаковки от продуктов, журналы, плакаты, каталоги и пр.)
- Для развития мелкой моторики приобретите или сделайте сами игры: пластилин, конструктор, шнуровки, счетные палочки и т.д.
- Тетрадь или альбом.
Основная трудность для родителей – нежелание ребенка заниматься. Чтобы преодолеть это, необходимо заинтересовать малыша. Важно помнить, что основная деятельность детей – это игровая деятельность. Все занятия должны строиться по правилам игры! Можно «отправиться в путешествие» в Сказочное Королевство или в гости к Незнайке. Плюшевый мишка или кукла тоже могут «побеседовать» с малышом. Редкий ребенок будет сидеть на месте и впитывать знания. Не переживайте! Ваши старания не пройдут даром, и результат занятий обязательно проявится.
Количество игр – 2-3 в день, помимо игр на развитие мелкой моторики и артикуляционной гимнастики. Не переутомляйте малыша! Не перегружайте информацией! Это может стать причиной заикания. Начинайте занятия с 3-5 минут в день, постепенно увеличивая время. Некоторые занятия (например, на формирование лексико-грамматических категорий) можно проводить по дороге домой. Длительность занятия без перерыва не должна превышать 15 – 20 минут. Позже внимание ребенка рассеется, и он не будет способен воспринимать никакую информацию. Некоторые дети не могут сконцентрироваться и на это время, ведь каждый ребенок индивидуален.
Если вы увидите, что взгляд вашего ребенка блуждает, что он уже совершенно никак не реагирует на вашу речь, значит, занятие необходимо прекратить или прервать на некоторое время.
Однако, для того чтобы заниматься со своим ребенком не обязательно иметь широкий набор инструментов и кучу времени на тщательное продумывание программы тренировок. Главное – это желание принести пользу для речевого развития дошкольника.
«Мама, папа, давайте поиграем!». Согласитесь, эту фразу вы слышали далеко не один раз. Те родители, у которых много работы, мало времени и сил невольно отмахивались, ссылаясь на занятость домашними делами или работой. Ребенок обиженно надувал губки, а вы, отдав ему в руки свой планшет или мобильный телефон, могли выиграть для себя еще немного времени.
Иногда родители считают, что для игры с детьми нужны специальное оборудование и подготовка, дорогие, яркие игрушки, новинки игр, мелькающие на экранах телевизора. Уделите ребёнку ваше внимание, это ценнее, чем самая дорогая игра, а также гораздо полезней и интересней.
На самом деле, существует немало игр, не требующих от вас специальных временных и денежных затрат (вы можете играть, даже готовя ужин).
Вот некоторые примеры игр, не требующие специального места и времени. Также множество развивающих и полезных игр можно найти в интернете. Не бойтесь экспериментировать! Игры можно придумывать самим. Все зависит от вашей фантазии.
Игры на кухне
«Кто больше назовет слов».
Устройте с ребенком своеобразное соревнование: кто больше назовет слов, вынутых, например, из борща (свёкла, морковь, картофель, лук ...), из кухонного шкафа (кастрюля, дуршлаг, сковорода...). Придумайте приз, заслужить который ваш малыш точно захочет. Но не перестарайтесь!
Помните, что ваша цель в игре – не победить, а обучить.
«Кто больше знает».
Игра-соревнование – кто больше назовёт, как можно использовать предмет. Например, «Стакан. Кто больше придумает, как и для чего его можно использовать?». Возможные ответы: пить чай, поливать цветы, измерять крупу, накрывать рассаду, ставить карандаши...
Игры в ванной
«Букволов».
Необходимые атрибуты – магнитные буквы, удочка с магнитом, но можно просто использовать руки. Участники по очереди вылавливают букву из воды, называют звук, который она обозначает. Если звук оказался гласным – пропевают его: А-А-А..., придумывают слово, которое начинается на этот звук. Если звук согласный – произносят чистоговорку с ним. Например, ла-ла-ла – колокола, или посложнее ла-ла-ла – острая игла, или ла-ла-ла – Маша воду разлила.
Игры по дороге из детского сада (в детский сад)
«Кто самый внимательный?».
«Будем называть предметы, мимо которых мы проходим; а еще обязательно укажем – какие они. Вот почтовый ящик – он синий. А вот кошка – она пушистая». Можете называть слова по очереди.
«Перепутаница».
Жили-были слова. Они веселились, играли, танцевали и не заметили, что в них что-то перепуталось. Помоги словам вернуть свой прежний вид: кашок (кошка), даво (вода), ватра (трава).
Игры в свободную минутку
«Чудесный мешочек».
Для игры необходимы: полотняный мешочек и небольшие игрушки. В начале игры ребенок правильно называет каждый предмет. Затем все игрушки складываются в мешочек и перемешиваются. Ребенку предлагается на ощупь угадать игрушку; назвать ее (Зайчик); составить с этим словом словосочетание (Зайчик (какой?) белый, пушистый...) или предложение (Длинноухий зайчик прыгает на лесной полянке).
«Лягушка».
Выделение звука из ряда других звуков. Например, звук [А]. Будешь прыгать как лягушка, если звук услышишь [А], На другие звуки опускаешь низко руки. Взрослый называет звуки (а, у, а, и, э...), а ребенок подпрыгивает, когда услышит заданный звук. Точно так же игра проводится и на другие гласные звуки. Позже можно проводить игру на согласные звуки.
Игры для детей в дороге
«Носорог».
Носорог должен всё делать на одну букву алфавита. Например, сегодня буква "Н": носорог носит носки, наливает напиток, ныряет с нутрией и т.п. Чем длиннее предложение из слов на одну и ту же букву, тем лучше.
«Скажи по-другому».
Вспомни и назови слова, похожие по смыслу на то слово, которое названо. Взрослый предлагает, например, слово «большой». Ребенок называет слова- синонимы: огромный, крупный, громадный, гигантский («красивый» - пригожий, хороший, прекрасный, прелестный, чудесный; «мокрый» - сырой, влажный и т.д.).
«А это, каким бывает?»
По очереди подбираются определения к слову, кто больше не сможет придумать – проиграл (например, кошка бывает пушистая, голодная, спящая и т.п.).
Верьте в силы ребенка! Обучайте в игре! Умейте выслушать ребенка. Перед отработкой речевого материала нацельте ребенка на правильное произношение звуков («Следи за язычком!»).
Следите за звукопроизношением ребенка в бытовой речи, ненавязчиво поправляя его. Лишь постоянное наблюдение за речью ребенка способствует успешной и быстрой автоматизации звуков.
Подготовила учитель-логопед Писоцкая И.Г.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Игры и упражнения,
направленные
на формирование
фонематического анализа
1. Игры и упражнения, направленные на узнавание звука на фоне слова.
2. Игры и упражнения, направленные на определение и называние первого и последнего звука в слове, определение гласного звука в середине односложного слова.
3. Игры и упражнения, направленные на определение места звука в слове.
4. Игры и упражнения, направленные на определение последовательности и количества звуков в слове, порядка следования звука в слове и положения звука по отношению к другим звукам.
1.1
Хлопни в ладоши.
Цель: выделение заданного гласного звука из ряда других гласных звуков (ряд состоит из двух, трёх, четырёх и т. д. звуков), из слогового ряда, выделение заданного звука на фоне слова из ряда слов (определение наличия – отсутствия заданного звука в словах) в процессе слухового восприятия.
Речевой материал: звуковые, слоговые ряды, одно-двухсложные слова, содержащие (в начале, середине, конце) и не содержащие заданный звук.
Ход: 1. Логопед произносит звуки, услышав заданный звук, дети должны хлопнуть в ладоши (реакция детей может быть различной: например услышав заданный звук [Ж] – пожужжать, поднять флажок и т.п.);
2. Логопед произносит слоги, содержащие и не содержащие заданный звук. Услышав заданный звук в слоге, дети должны хлопнуть в ладоши;
3. Логопед произносит слова, содержащие (в начале, середине, конце) и не содержащие заданный звук, услышав его, дети должны хлопнуть в ладоши.
1.2
Сколько раз я назову звук?
Цель: выделение заданного гласного звука из ряда других гласных звуков (ряд состоит из двух, трёх, четырёх и т. д. звуков) в процессе слухового восприятия.
Ход: «Сколько раз я назову звук [У]: А-У-У-У, А-У-А, У-У-А-У» (детям можно предложить закрыть глаза и послушать).
1.3
Найди звук.
Цель: выделение заданного звука на фоне слова из ряда слов (определение наличия – отсутствия заданного звука в словах) в процессе слухового восприятия.
Речевой материал: одно-двухсложные слова, содержащие заданный звук (в начале, середине и конце слова), не содержащие заданный звук.
Ход: «Звук [М] (или другой заданный звук) спрятался в словах. Я вам буду сейчас называть слова, а вы их внимательно слушайте и попытайтесь найти – в каких словах спрятался звук [М]. А потом назовёте эти слова (логопед произносит слова, например: дом, нос, масло, садик)».
1.4
Какой звук в словах общий?
Цель: выделение звука на фоне слова в ряде слов.
Речевой материал: одно-двухсложные слова, в которых заданный звук находится в начале, середине, конце слова.
Ход: «Послушайте внимательно слова и назовите звук, который повторяется в каждом слове? (Какой звук в словах общий?) (например, дом, мост, сумка)». Упражнение можно усложнить повторением каждой цепочки слов.
1.5
Четвёртый лишний.
Цель: выделение заданного звука на фоне слова в ряде слов (определение наличия – отсутствия заданного звука в словах).
Материал: одно-двухсложные слова, содержащие (в начале, середине, конце) и не содержащие заданный звук, предметные картинки к данным словам.
Ход: 1. Логопед называет четыре слова, три из которых содержат заданный звук и одно слово не содержит заданный звук (например, кит, мир, кино, Кеша). «Послушайте внимательно слова. Почти в каждом из них есть звук [K’] (или другой заданный звук). Но в одном слове его нет. Назовите это слово».
2. Детям предъявляется четыре картинки (например: дом, мост, кит, муха). Логопед объясняет, что почти в каждом названии картинок есть звук [М] (или другой заданный звук). Но в одном слове его нет». Дети должны найти лишнюю картинку и объяснить свой выбор (например «Лишний кит, потому что в слове кит нет звука [М]»).
1.6
Чудо-дерево.
Цель: выделение заданного звука на фоне слова (определение наличия – отсутствия заданного звука в словах).
Материал: Изображение дерева, на котором приклеены крепления («липы»); предметные картинки, в названиях которых содержится заданный звук и картинки, в названии которых не содержится заданный звук (с оборотной стороны картинок крепления-«липы»).
Ход: отобрать и назвать картинки, в названии которых имеется заданный звук, прикрепить их к «дереву».
1.7
Найди нужную картинку.
Цель: выделение заданного звука на фоне слова (определение наличия – отсутствия заданного звука в словах).
Материал: предметные картинки, в названиях которых содержится заданный звук и в которых не содержится заданный звук (или содержится другой заданный звук).
Ход: 1. «Посмотри внимательно на картинки, подумай и принеси мне только те картинки, называя которые мы слышим звук …(произносится заданный звук)»,
2. Дети делятся на две команды, одна команда отбирает картинки с одним заданным звуком, другая – с другим (например, команда «Совы» - картинки со звуком [С], команда «Кукушки» - со звуком [Ш]).
1.8
Лото.
Цель: выделение заданного звука на фоне слова (определение наличия – отсутствия заданного звука в словах).
Материал: карточки с изображением 4-6 предметов, в названиях которых присутствует и отсутствует заданный звук, цветные кружки.
Ход: детям раздаются карточки и кружки, им необходимо найти картинку, в названии которой присутствует заданный звук и закрыть её кружком.
1.9
Кто больше?
Цель: выделение заданного звука на фоне слова (определение наличия – отсутствия заданного звука в словах).
Материал: сюжетная картинка, на которой изображены предметы с заданным звуком, фишки.
Ход: «Посмотри внимательно на картинку и назови предметы, в названии которых есть звук …(заданный звук)» (за каждый правильный ответ даются фишки).
1.10
Придумай слово.
Цель: определение наличия заданного звука в слове по представлению (подбор слова с заданным звуком).
Ход: 1. Найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звуки назвать их.
2. Придумать слово (слова) с заданным звуком (или, например, назвать имена детей, в которых слышится заданный звук, «собрать» ягоды, в названиях которых есть заданный звук и т.п.).
1.11
Приготовим обед Незнайке.
Цель: определение наличия заданного звука в слове по представлению (подбор слова с заданным звуком).
Материал: игрушка или рисунок Незнайки.
Ход: «Незнайка собрался пообедать. Он пошёл в магазин, чтобы купить продукты. Поможем Незнайке выбрать продукты для обеда? Но в названии всех продуктов должен быть звук … (заданный звук)» (таким же образом можно обставить комнату Незнайки мебелью, помочь выбрать подарки друзьям и т.п.).
2.1
Зайчик потерялся.
Цель: анализ звукового ряда из двух гласных звуков
Материал: игрушка зайчика, звуковые символы.
Ход: «Мы в волшебном лесу. Наш зайчик потерялся. Как мы кричим в лесу, когда потеряемся или кого-нибудь ищем? – АУ! Позовём зайчика: АУ! Какой первый звук мы произнесли? Какой второй звук? Сколько всего звуков мы произнесли?». Затем можно выложить слово АУ звуковыми символами.
2.2
Кто как кричит?
Цель: повторение и анализ звукокомплексов: АУ, УА, ИА.
Материал: предметные картинки с изображением ребёнка, ослика, сюжетная картинка с изображением детей в лесу
Ход: «Посмотрите на картинку.
Как кричат дети в лесу, когда потеряются? – АУ!
Как кричит ребёнок? – УА!
Как кричит ослик? – ИА! (Какой первый звук мы произнесли? Какой второй звук? Сколько всего звуков мы произнесли?)».
2.3
Скажи наоборот.
Цель: развитие звукового анализа и синтеза на уровне звукового ряда, слога.
Ход: логопед проговаривает два – три звука, а дети должны произнести их в обратном порядке: 1. – гласные звуки (А, У – У, А; У, О, А – А, О, У), 2. – с твёрдыми согласными звуками (ПА – АП, УП – ПУ).
2.4
Домики для звуков.
Цель: анализ прямых и обратных слогов.
Материал: карточки в виде домиков с двумя «окошками», звуковые символы.
Ход: «У звуков (маленьких слов) случилось несчастье – они потеряли свои домики. Поможем словам и расселим их в домики. Поселим в домик слово МЫ (или другие слова (например: ОН, ХА, АМ, НА и т.п.), прямые и обратные слоги). Какой первый звук мы произнесли? Какой он? (гласный, согласный; если согласный, то твёрдый или мягкий) Какой второй звук? Какой он? Сколько всего звуков мы произнесли?». По ходу выкладываем слово МЫ звуковыми символами в «домики».
2.5
Повтори.
Цель: выделение начального ударного гласного в процессе произнесения слов.
Материал: предметные картинки, в названии которых заданный гласный звук является первым в слове.
Ход: педагог показывает картинку: «Это у-у-тка. Произнеси как я, выделяя голосом звук [У]. Звук [У] в этом слове самый первый». Затем просит ребёнка назвать, что изображено на других картинках. Заданный гласный звук подчёркивается растянутым длительным произношением, уточняется, что он самый первый в слове.
2.6
Назови первый звук в слове.
Цель: определение и называние первого звука в слове.
Материал: одно-двухсложные слова, содержащие в начале слова ударный гласный звук (или согласный), предметные картинки на данные слова.
Ход: 1. «Послушай слово и назови звук, который слышится в самом начале этого слова: осень и т.д.» (игру можно проводить с мячом: логопед называет слово и бросает мяч ребёнку, ребенок называет первый звук слова и возвращает мяч);
2. «Посмотри внимательно на картинку, назови её и определи, с какого звука начинается её название».
2.7
Звуковичок.
Цель: определение и называние первого звука в слове.
Материал: игрушка (или рисунок) «звуковичка», предметные картинки, в названии которых первым в слове находится заданный звук.
Ход: логопед показывает «звуковичка», он принёс с собой картинки (например: утка, удочка, улей, узел). По рисункам дети должны отгадать имя «звуковичка» (первый звук в словах, в данном случае «Звуковичок У»).
2.8
Закончи слово.
Цель: выделение конечного согласного звука в слове в процессе произнесения.
Речевой материал: одно-двухсложные слова, в которых заданный согласный звук находится в самом конце (при выборе речевого материала учитывать оглушение звонких согласных в конце слова).
Ход: «Я начну произносить слово, а ты закончи звуком [П] (звук должен соответствовать теме занятия). СУ – П. Какое слово получилось? Какой звук в нём произносится самым последним?».
2.9
Тайный звук.
Цель: определение и называние первого (последнего) звука в слове (согласного или ударного гласного).
Материал: предметные картинки, в названиях которых заданный звук (согласный, ударный гласный) находится в начале (в конце) слова.
Ход: логопед просит детей внимательно послушать слова и назвать звук, который слышится во всех словах в начале слова, при этом показывает картинки (например, в начале: «Утка, улей, узел, удочка», в конце: «Стекло, окно, колесо. Дом, сом, изюм»).
2.10
Назови последний звук в слове.
Цель: определение и называние последнего звука в слове.
Материал: одно-двухсложные слова, содержащие в конце слова ударный гласный звук (или согласный), предметные картинки на данные слова.
Ход: 1. «Послушай слово и назови звук, который слышится в самом конце этого слова: лиса и т.д.» (игру можно проводить с мячом: логопед называет слово и бросает мяч ребёнку, ребенок называет последний звук слова и возвращает мяч);
2. «Посмотри внимательно на картинку, назови её и определи, на какой звук заканчивается её название».
2.11
Отгадай загадку.
Цель: определение и называние первого и последнего звука в слове.
Материал: загадки, отгадки которых представляют собой одно-двухсложные слова, содержащие в начале (конце) слова ударный гласный звук (или согласный).
Ход: детям необходимо отгадать загадку и назвать первый (последний) звук в отгадке.
2.12
Какой звук потерялся?
Цель: определение и называние первого (последнего) звука в слове.
Материал: предметные картинки, названия которых представляют собой односложные слова с первым (последним) ударным гласным или согласным звуком.
Ход: 1. Логопед показывает картинку с изображением, например, моста и говорит: «Это …ост». Дети поправляют и называют слова целиком. Логопед задаёт вопрос: «Почему у меня получается не так?». Дети объясняют. Выясняется, какой звук был пропущен, что он слышится и является в слове первым.
2. Упражнение проводиться аналогично первому, но логопед, называя слово без первого звука, не показывает картинку. Дети отгадывают, какое это слово.
3. Логопед произносит предложение или короткий стихотворный текст, при этом в одном слове он специально не проговаривает первый (последний) звук (например, «Подготовлен …амолёт, он отправится в полёт»). Дети выделяют неправильно произнесённое слово, произносят его правильно, указывая, какой звук был потерян, произносят предложение целиком.
2.13
Найди пару.
Цель: определение первого (последнего) звука в слове.
Материал: пары предметных картинок, названия которых начинаются (заканчиваются) на один звук.
Ход: одну из пары картинок логопед даёт ребёнку, другую кладёт на стол: «Вы должны найти картинку, название которой начинается с того же звука (заканчивается на тот же звук), что и ваше слово». По сигналу «Найди пару» дети находят пару к своей картинке.
2.14
Кто больше?
Цель: определение первого и последнего звука в слове.
Материал: сюжетная картинка, на которой изображены предметы в названиях которых заданный звук является первым (последним), фишки.
Ход: «Посмотри внимательно на картинку и назови предметы, в названии которых звук …(заданный звук) находится в начале (конце) слова» (за каждый правильный ответ даются фишки).
2.15
Лото.
Цель: определение первого (последнего) звука в слове.
Материал: карточки с изображением 4-6 предметов, в названиях которых заданный звук является первым (последним), заданный звук отсутствует, цветные кружки
Ход: детям раздаются карточки и кружки, им необходимо найти картинку, в названии которой заданный звук является первым (последним) и закрыть её кружком.
2.16
Домино.
Цель: определение первого и последнего звука в слове.
Материал: карточки, разделённые на две части с изображением двух предметов.
Ход: ребёнок, начинающий игру, кладёт на стол одну из своих карточек, на которой изображены, например, нос и стол. Другой ребёнок, имеющий среди своих карточек картинку, начинающуюся со звука [Н], присоединяет её к картинке нос, а ребёнок, имеющий картинку, название которой заканчивается звуком [Л], - к картинке стол и т.д.
2.17
Цепочка.
Цель: определение первого и последнего звука в слове, определение первого звука в слове по представлению (подбор слова на заданный звук).
Ход: ведущий называет слово (например, стол). Следующий участник игры определяет последний звук в слове и подбирает своё слово, начинающееся с этого звука. Остальные участники игры по очереди делают то же самое, составляя цепочку слов.
2.18
Чем отличаются слова?
Цель: определение первого согласного звука в слове, подготовка к преобразованию односложных слов путём замены первых звуков.
Ход: «Есть слова, которые хотя и похожи по звучанию, но разные. Например, дом и сом – это разные слова: дом – помещение, где живут люди, сом – рыба. Но они близкие по звучанию и отличаются только одним звуком. Какой первый звук в слове дом? В слове сом? Какой звук надо заменить в слове дом, чтобы получилось слово сом?».
2.19
Измени первый звук.
Цель: преобразование слогов путём изменения одного звука преобразование односложных слов путём замены первых звуков.
Речевой материал: пары односложных слов, отличающиеся только первым звуком (например, мак – бак), слоги.
Ход: 1. «Послушайте внимательно слог и назовите первый звук в нём – ат (дети определяют и называют первый звук). А сейчас замените первый звук в этом слоге на звук [У]. Какой слог получился? (ут)».
2. «Послушайте внимательно слово и назовите первый звук в нём – лук (дети определяют и называют первый звук). А сейчас замените первый звук в слове лук на звук [Ж], чтобы получилось новое слово. Какое слово получилось? (жук)».
2.20
Какой звук в словах поётся?
Цель: определение гласного звука в середине односложного слова.
Материал: предметные картинки, названия которых представляют собой односложные слова.
Ход: логопед называет слово, ребёнок должен выделить и назвать в нём гласный звук «Послушай внимательно слово (например, кот или стол). Какой звук в нём поётся? (звук [О]) Как называются звуки, которые можно пропеть? (гласные)».
2.21
Придумай слово.
Цель: определение первого звука в слове по представлению (подбор слова с заданным звуком).
Ход: придумать слово, начинающееся с заданного звука (или найти в окружающей обстановке предметы, названия которых начинаются с заданного звука, назвать имена детей, начинающиеся с заданного звука).
3.1
Где спрятался звук?
Цель: определение местоположения звука в слове.
Материал: предметные картинки, названия которых представляют собой одно-двухсложные слова, содержащие заданный звук в начале, середине и конце слова.
Ход: 1. Логопед называет слово, выделяя голосом заданный звук и предлагает детям определить местоположение заданного звука в этом слове;
2. Логопед показывает картинку, ребёнок называет её и определяет местоположение заданного звука в этом слове (картинки можно доставать из «чудесного мешочка»).
3.2
Работа с карточками.
Цель: нахождение местоположения заданного звука в слове.
Материал: карточки, разделённые на три части (обозначающие местоположение звука в слове – в начале, середине и конце), фишки.
Ход: детям раздаются карточки и фишки (по одной). Логопед называет слово и дети помещают фишку в ту часть карточки, которая соответствует местоположению заданного звука в слове.
3.3
Найди нужную картинку.
Цель: нахождение местоположения заданного звука в слове.
Материал: предметные картинки, в названиях которых есть заданный звук в начале, середине и конце слова (картинки можно подобрать в соответствии с лексической темой); карточки, разделённые на три части (обозначающие местоположение звука в слове – в начале, середине и конце).
Ход: 1. Выбрать из предложенных только те картинки, в названии которых заданный звук находится в начале слова (в конце, в середине);
2. разложить картинки с заданным звуком в три ряда (1 – картинки, в названии которых заданный звук находиться в начале слова, 2 – в середине, 3 – в конце), каждый ряд обозначен определённой карточкой.
3.4
Весёлый поезд.
Цель: нахождение местоположения заданного звука в слове.
Материал: изображение поезда с тремя вагонами, предметные картинки, названия которых представляют собой одно-двухсложные слова, содержащие заданный звук в начале, середине и конце слова.
Ход: разложить картинки – «пассажиров» с заданным звуком в вагоны (в первый – картинки, в названии которых заданный звук находиться в начале слова, во второй – в середине, в третий – в конце).
4.1
Работа со звуковой линейкой
Цель: определение последовательности и количества звуков в слове.
Материал: звуковая линейка (на каждого ребёнка), предметные картинки, названия которых представляют собой односложные слова.
Ход: логопед демонстрирует предметную картинку. Рёбёнок последовательно называет звуки в слове, обозначающем названия этой картинки, показывая их на звуковой линейке, а затем определяет количество звуков.
4.2
Найди нужную картинку-1.
Цель: определение последовательности и количества звуков в слове
Материал: предметные картинки, в названии которых содержится три-четыре звука, карточки с изображением цифр три и четыре, звуковые линейки.
Ход: 1. Отобрать картинки, в названии которых есть заданное количество звуков (правильность выбранной картинки можно проверить по звуковой линейке);
2. Распределить картинки в два ряда по количеству звуков;
3. Подобрать картинки к предложенным карточкам.
4.3
Найди нужную картинку-2.
Цель: определение последовательности звуков в слове.
Материал: предметные картинки, названия которых представляют собой односложные слова, звуковые схемы слов.
Ход: 1. Из ряда предметных картинок выбрать те, названия которых соответствуют предложенным схемам;
2. Сгруппировать картинки в соответствии со схемами.
4.4
Составь схему слова.
Цель: определение последовательности и количества звуков в слове, составление его графической схемы.
Материал: карточки, разделённые на три, на четыре части, звуковые символы (красный цвет – гласные звуки, синий – твёрдые согласные, зелёный – мягкие согласные), предметные картинки, названия которых представляют собой односложные слова.
Ход: рассмотреть картинку, назвать её, проанализировать слово-название (определить последовательность и количество звуков в слове, определить каким является каждый звук в слове (гласным, твёрдым или мягким согласным)), составить его графическую схему (картинку можно достать из «волшебного мешочка», название картинки может являться отгадкой на предложенную загадку).
4.5
Подбери слово 1.
Цель: определение последовательности звуков в слове.
Материал: графические схемы слов (односложные из трёх-четырёх звуков), предметные картинки, названия которых соответствуют данным схемам.
Ход: подобрать картинки к предложенным графическим схемам слов.
4.6
Подбери слово 2.
Цель: определение количества звуков в слове по представлению.
Ход: подобрать слово с заданным количеством звуков (2-4 звука).
4.7
Пирамида.
Цель: определение последовательности и количества звуков в слове.
Материал: рисунок пирамиды (в основании пирамиды четыре квадрата, выше – три), предметные картинки, в названии которых содержится три – четыре звука.
Ход: логопед раздаёт детям предметные картинки и предлагает их разложить в пирамиде соответственно количеству звуков в слове: в основании пирамиды должны быть картинки, названия которых состоят из четырёх звуков, выше из – трёх (вместо пирамиды можно использовать изображение четырёхэтажного дома и размещать картинки по количеству звуков в соответствии с этажом).
4.8
Умные часы.
Цель: определение последовательности и количества звуков в слове.
Материал: «часы»: на циферблате вместо цифр расположены картинки, названия которых состоят из разного количества звуков (лучше картинки сделать съёмными на «липах» для многоразового использования пособия).
Ход: логопед, установив одну стрелку против картинки, название которой состоит из трёх (четырёх) звуков, просит ребёнка найти ей пару: установить стрелку против другой картинки, название которой состоит из такого же количества звуков.
4.9
Живые звуки.
Цель: определение последовательности, порядка следования и количества звуков в слове.
Речевой материал: односложные слова, состоящие из 3-4 звуков.
Ход: выбирается трое детей и каждому из них присваивается определённый звук выбранного слова (например, сок): один ребёнок – звук [С], другой – [О], третий – [К]. Играющие дети называют эти звуки. Затем они прячутся и логопед приглашает их появиться по одному, спрашивая у остальных детей, какой звук пришёл первым, какой звук пришёл за ним, какой звук пришёл последним. В какой последовательности должны встать дети-звуки, чтобы получилось слово? Какое слово получилось? Сколько всего звуков в этом слове?
4.10
Покажи цифру.
Цель: определение последовательности и количества звуков в слове.
Материал: карточки с изображёнными на них цифрами: 2, 3, 4; картинки, названия которых состоят из трёх-четырёх звуков.
Ход: 1. Логопед называет слово, затем дети показывают карточку с цифрой, соответствующей количеству звуков в этом слове;
2. Логопед показывает картинку, затем дети показывают карточку с цифрой, соответствующей количеству звуков в слове – названии картинки.
4.11
На каком месте?
Цель: определение порядка следования звуков в звуковом ряду.
Ход: 1. Ребёнку предлагается определить, каким по счёту логопед назовёт звук [А]: УА, ИО, АО, ОАУ и т.п.
- Ребёнку предлагается определить первый (последний, второй) звук: АУ, ИОИ, АУО и т.п.
4.12
Цифры-помощники.
Цель: определение последовательности, порядка следования и количества звуков в слове.
Материал: карточки с цифрами 1, 2, 3, 4.
Речевой материал: односложные слова.
Ход: услышав слово, ребёнок, последовательно произнося все звуки, ведёт палец от цифры к цифре, соответствующей порядковому номеру звука в слове. Таким образом ребёнок может определить порядок следования звуков в слове. Цифра, обозначающая последний звук в слове обозначает и количество звуков в нём.
4.13
Назови второй (третий) звук.
Цель: определение последовательности, порядка следования звуков в слове.
Речевой материал: односложные слова.
Ход: 1. Логопед называет слова, а дети на слух определяют, какой второй (третий) звук в слове.
2. Логопед называет какой-либо звук в слове (например, звук [С] в слове мост) и просит детей назвать, каким по порядку следования он является (первым, вторым, третьим или четвёртым).
4.14
Соседи.
Цель: определение положения звука по отношению к другим звукам.
Материал: предметные картинки, названия которых представляют собой односложные слова.
Ход: логопед показывает картинку, ребёнок называет её и определяет последовательность звуков в слове (например, слово кот). Затем логопед просит назвать звук, который слышится в слове после звука [О], перед звуком [О] (или: какой звук слышится после звука [К], перед звуком [Т]).
Предварительный просмотр:
Электроприборы. Ателье.
1. «Отгадай загадки» (объясни, что тебе помогло их отгадать)
Маленького роста я, Я еду в себе держу,
Тонкая и острая. Сам от холода дрожу.
Носом путь себе ищу, (Холодильник)
За собою хвост тащу.
(Иголка) Без ног, а ходят.
Протянул свой длинный нос (Часы)
На два метра … (пылесос)
2. «Для чего нам нужны наши домашние помощники»
холодильник часы
телевизор пылесос
миксер радио
телефон утюг
2. «Исправь предложение»
Мама гладил бельё. Кофемолка намолол кофе.
Папа починила телевизор. Часы показывает правильное время.
3. «Что лишнее» (объяснить ответ)
утюг, пылесос, велосипед, мясорубка
рукав, воротник, брюки, карман
4. «Кто, когда и где носит эту одежду»
рабочую праздничную
спортивную верхнюю
театральные костюмы сезонная
5. «Сосчитай»
Одна стиральная машина, две (три, четыре) - … , пять - …
Одна новая кофемолка, 2, 3, 4 - … , 5 - …
Один большой холодильник, 2, 3, 4 - … , 5 - …
6. «Отгадай загадку и нарисуй отгадку»
То назад, то вперёд
Ходит – бродит пароход.
Остановишь – горе:
Продырявит море. (утюг)
Весна. Прилёт птиц.
1. «Отгадай загадки» (объяснить отгадки)
Она приходит с ласкою Кто там с крыши надо мною
И со своею сказкою. Нависает в холода?
Волшебной палочкой взмахнёт – У кого это с весною
В лесу подснежник расцветёт. С носа капает вода?
(Весна) (Сосулька)
На одной ноге стоит, Вдоль по речке, по водице
В воду пристально глядит. Плывёт лодок вереница.
Тычет клювом наугад – Впереди корабль идёт,
Ищет в речке лягушат. За собою всех ведёт.
(Цапля) (Утка с утятами)
2. «Что делает? Что делают?»
Трава (что делает?) – пробивается, зеленеет, растёт, вянет, сохнет,
желтеет, радует…
(Так же со словами: солнце, сосульки, ручей, почки, листья, птицы,
деревья, яблони).
3. «Один – много»
месяц - … весна - …
проталина - … лужа - …
птица - … почка - …
лист - … луч - …
сосулька - … дерево - …
4. «Ответь на вопросы о весне»
1. После какого времени года наступает весна? Какое время года
следует за весной?
2. Какие ты знаешь весенние месяцы?
3. Как изменяется природа с наступлением весны? Приметы весны.
4. Что делают весной перелётные птицы?
5. Что делают весной дикие животные? Чем занимаются люди?
5. «Вопросы на засыпку»
Чего больше – крыльев или птиц?
Чего больше – вёсен или весенних месяцев?
Весна в природе.
1. «Отгадай загадки»
Рад весне братишка Сашка Ой, беда! Ой, беда!
И собака рада Жулька. Тает снег, кругом вода.
На припёке, с крыши нашей Не обуешь валенки,
Утром свесилась … (сосулька). На снегу … (проталинки).
Жёлтый мяч Зимнее стекло
На голубом платке катается, Весной потекло.
Людям улыбается. (Солнце) (Лёд)
2. «Назови ласково»
льдина - … ручей - …
почка - … гнездо - …
лист - … трава - …
солнце - … луч - …
весна - … облако - …
3. «Посчитай»
Одна сосулька, две (три, четыре) сосульки, пять сосулек.
Одна лужа, 2,3,4 … , 5 …
Одно дерево, 2, 3,4 … ,5 …
Один луч, 2, 3, 4 … ,5 …
4. «Скажи со словом “весенний”»
День (какой?) – весенний, погода (какая?) - …,
настроение (какое?) - …
(Так же со словами: дождь, гроза, солнце, месяцы, лес,
трава, небо, цветы, проталинки, капель).
5. «Скажи правильно»
Распускаются цветочки или листочки?
Порхают птички или лисички?
Тает снежинка или слезинка?
Журчат ручьи или грачи?
Набухают почки или листочки?
Прилетают насекомые или птицы?
Трещит лёд или ледоход?
Домашние животные
1. «Отгадай загадки»:
Бежит замарашка Все следы находит точно.
В щетинистой рубашке. Охраняет склады ночью.
Хвост крючком, Уши чуткие и нос –
Нос пятачком. Это друг наш верный…
(Свинья) (Пёс)
Бегут по дорожке
Борода да рожки. (Коза)
2. «У кого кто?»
у кошки – котята у козы - …
у свиньи - … у собаки - …
у коровы - … у лошади - …
3. «Кто как голос подаёт?»
корова – мычит собака - …
свинья - … овца - …
кошка - … лошадь - …
4. «Назови ласково»
ухо - … лапа - …
собака - … кошка - …
овца - … шерсть - …
хвост - … коза - …
5. «Расскажи о домашнем животном» (выбрать любое домашнее животное, наклеить его изображение в тетрадь и рассказать о нём по плану (записать рассказ ребёнка в тетрадь)).
1) название;
2) внешний вид (размер, окраска, длина шерсти, отличительные
признаки – у свиньи пятачок, у коровы копыта и т.п.);
3) где живёт (конура, хлев, дом и т.д.);
4) чем питается;
5) как называются его детёныши,
6) какую пользу приносит людям.
Зима
1. «Отгадай загадки»
Две новые, кленовые Я катаюсь на них
Подошвы двухметровые. До вечерней поры.
На них поставил две ноги Но ленивый мой конь
И по большим снегам беги. Возит только с горы.
(лыжи) (санки)
2. «Что лишнее?» (объяснить ответ)
сапоги, валенки, сандалии, пимы
дождь, град, снег, зима
лыжи, лошадь, санки, коньки
3. «Посчитай»
Одна зимняя ночь, две (три, четыре) зимних ночи,
пять зимних ночей.
Один холодный день, 2,3,4…………………., 5………………...
Одна тёплая шуба, 2,3,4………..……………., 5…………………
Один пуховый платок, 2,3,4…………………, 5………………….
Одно чистое окно, 2,3,4……………………..., 5…………………
4. «О чём можно сказать?»
замерзает - … (река и т.п.)
наступает - … кружатся - …
летят - … падает - …
надели - … обули - …
5. «Собери предложение»
Мороз, рисовать, узор, окно.
Метель, мести, улица.
Ира, кататься, зима, коньки.
Дети, играть, улица, снежки.
6. «Вопросы на засыпку»
Оттепели сменились морозами. Что было вначале, что потом?
Чего больше – снегопадов или снежинок?
Чего меньше – зим или зимних месяцев?
Зимние забавы.
1. «Закончи предложение»
(закончить предложение словом “снеговик” в нужной форме)
Мы решили слепить (кого?) …
Мы приделали нос-морковку нашему (кому?) …
Мы показали соседям нашего (кого?) …
Мы играли (с кем?) со …
Мы рассказали (о ком?) о …
2. «Что лишнее?» (объяснить ответ)
лыжи, санки, рукавицы, коньки
зима, декабрь, весна, осень
декабрь, январь, Рождество, февраль
3. «Назови ласково»
санки - … (саночки) снег - …
палки - … лёд - …
горка - … забава - …
метель - … холод - …
4. «Подбери слова»
О чём можно сказать:
морозный - … (день, ветер, вечер и т.п.)
холодная - … (зима, сосулька, погода и т.п.)
снежное - … (дерево, облако, озеро и т.п.)
ледяные - … (дороги, сосульки, лыжи и т.п.)
5. «Найди ошибку» (составь предложение правильно)
Река замёрзла, потому что дети взяли коньки.
Дети катаются на лыжах, потому что наступило лето.
Мы надели тёплую шубу, потому что на улице идёт дождь.
6. «Отгадай загадку и нарисуй отгадку»
Меня не растили –
Из снега слепили
И вставили ловко
Мне в носик морковку. (снеговик)
Лес. Грибы. Ягоды.
1. «Объясни словечко»
(обратите внимание ребёнка на то, что данные слова как бы сами
себя объясняют).
подосиновик моховик
подберёзовик мухомор
боровик поганка
сыроежка рыжик
2. «Продолжи предложение»
- В лесу растёт много волнушек, груздей …
- Грибы можно сорвать, срезать … (положить в корзину, принести домой, посушить, пожарить, засолить, нарезать и т.д.).
3. «Что лишнее и почему»
- поганка, сыроежка, шишка, мухомор
- подосиновик, моховик, мухомор, маслёнок
4. «Назови ласково»
гриб – грибочек клюква -…
ветка – … шишка -…
лист – … волнушка -…
5. «Доскажи словечко»
Возле леса на опушке, Посмотрите ка ребята,
Украшая тёмный бор, Тут лисички, тут опята,
Вырос пёстрый, как петрушка, Ну, а это на полянке
Ядовитый … (мухомор). Ядовитые … (поганки).
Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек
В шляпках разноцветных,
Издали заметных,
Собирай, не мешкай –
Это … (сыроежка).
6. Отгадай загадку и нарисуй отгадку:
У кого одна нога, да и та без башмака.
Наш край.
1. «Продолжи предложение»
Мой город называется … .
Улица, на которой я живу, называется … .
В нашем городе много … (улиц, домов, людей и т.д.).
2. «Скажи со словом “городской”»
транспорт (какой?) … дома - …
парк - … улицы - …
почта - … здание - …
школа - … жители - …
3. «Назови ласково»
улица - … город - …
магазин - … мост - …
двор - … адрес - …
4. «Один – много»
город - … улица - ..
вокзал - … площадь - …
школа - … деревня - …
лес - … село - …
5. «Посчитай»
Один большой город, 2, 3, 4 … , 5 …
Одна старая деревня, 2, 3, 4 … , 5 …
Одно глубокое озеро, 2, 3, 4 … , 5. …
6. «Какой, какая, какие?»
В нашем городе деревья (какие?) высокие, старые, большие и т.д.
В нашем городе театр (какой?) …
В нашем городе люди (какие?) …
7. «Составь небольшой рассказ»
1. Назови адрес, по которому ты живёшь.
2. Почему нужно знать свой адрес?
3. Кому нужно говорить свой адрес, а кому – нет?
Строительство. Профессии.
1. «Отгадай загадки» (объяснить отгадки)
Ставят ловко две руки У этой волшебницы,
Каблуки на башмаки, Этой художницы,
И набойки на каблук – Не кисти, не краски,
Тоже дело этих рук. А гребень и ножницы.
(Сапожник) Она обладает таинственной силой:
Средь облаков, на высоте, К кому прикоснётся,
Мы дружно строим новый дом, Тот станет красивей.
Чтобы в тепле и красоте (Парикмахер)
Счастливо люди жили в нём. Я бываю выше дома
(Строители) И легко одной рукой
Его приходу каждый рад Поднимаю груз огромный.
Когда на кухне водопад. Кто, скажите, я такой?
(Водопроводчик) (Подъёмный кран)
2. «Что лишнее и почему»
Маляр, кисть, молоток.
Строитель, стройка, врач.
Врач, больной, медсестра, массажист.
4. «Один – много»
строитель - … плотник - …
каменщик - … маляр - …
врач - … продавец - …
5. «Исправь ошибки»
Маляр шьёт одежду. Водитель управляет самолётом.
Парикмахер вяжет кофту. Библиотекарь разносит почту.
Фотограф сочиняет музыку. Плотник лечит людей.
6. «Опиши любую профессию по плану»
1. Название профессии.
2. Что делает человек этой профессии?
3. Какие инструменты нужны для работы по этой профессии?
7. Расскажи, кем работают твои папа и мама.
Одежда. Обувь. Головные уборы.
1. «Что наденем на прогулку?» (дополнить предложение)
“Летом я надену…”
“Осенью и весной я надену…”
“Зимой я надену…”
2. «Один - много»
рубашка - … сарафан - …
носок - … сапог - …
платье - … футболка - …
косынка - шапка - …
3. «Про какую одежду можно сказать?»
красивая - … (кофта) красивый - …
красивое - … красивые - …
тёплое - … тёплая - …
тёплый - … тёплые - …
4. «Сосчитай»
одна футболка, две …, три …, четыре …, пять ….
один сапог, два …, три …, четыре …, пять ….
5. «Назови ласково»
шапка - … туфля - …
воротник -… карман - …
юбка - … кофта - …
6. «Назови, какая?» (из какого материала сделана?)
шапка из меха – меховая шаль из пуха - …
кофта из шерсти - … куртка из кожи - …
платок из шёлка - … шляпка из соломы - …
7. «Отгадай загадку и нарисуй отгадку»
Сижу верхом,
Не ведаю, на ком.
Знакомца встречу –
Соскочу, привечу. (Шапка)
Осень.
1. «Скажи со словом “осенний” »
небо (какое?) - …(осеннее) солнце - …
ветер (какой?) - … дождь - …
аллея (какая?) - … погода - …
сапоги (какие?) - … цветы - …
2. «Угадай слово»
Ветер дует, а ветры …(дуют). Цветок увядает, а цветы…
Птица улетает, а птицы… Холод наступает, а холода…
Лист желтеет, а листья… Урожай созревает, а урожаи…
Дождь моросит, а дожди… Лист падает, а листья…
3. «Один - много»
зонт – (много) зонтов лист - …
птица - … лес - …
дерево - … дождь - …
лужа - … туча - …
4. «Я начну, а ты закончи»
Люди осенью одеты (во что?) - …
Листья на деревьях стали (какими?) - …
Школьники идут с портфелями (куда?) - …
Цветы на клумбах (что сделали?) - …
Птицы улетают (куда?) - …
Звери делают на зиму (что?) - …
Люди собирают в лесах, садах, на полях и огородах (что?) - …
5. Вспомнить с детьми:
- названия осенних месяцев;
- основные признаки осени;
- что происходит с деревьями, как изменилась трава;
- значение слова “листопад” (обратить внимание на то, что слово как бы
само себя объясняет);
- что делают осенью животные и птицы;
- какие подарки людям принесла осень;
- почему об осени говорят “золотая”.
Перелётные птицы.
Вспомнить:
- понятие “перелётные птицы” (уметь объяснить);
- каких перелётных птиц знаем;
- куда улетают птицы, почему.
1. «Назови детёныша».
грач – грачонок аист - …
утка - … гусь - …
журавль - … кукушка - …
2. «Один - много».
гусь - … утка - …
ласточка - … лебедь - …
аист - … птица - …
жаворонок - … журавль - …
птенец - … перо - …
3. «Четвёртый лишний» (объяснить ответ).
петух, индюк, курица, ворона
ворона, попугай, голубь, воробей
4. «Назови ласково».
птица - … перо - …
гнездо - … крыло - …
утка - … журавль - …
цапля - … лебедь - …
5. «Расскажи о птице» (выбрать любую перелётную птицу, наклеить её изображение в тетрадь и рассказать о ней по плану (записать рассказ ребёнка в тетрадь)).
1) кто это;
2) какая это птица (перелётная, зимующая);
3) внешний вид (размер, окраска перьев, особенности строения:
длинна ног, шеи, форма клюва);
4) чем питается;
5) как голос подаёт, где зимует, как выращивает своих птенцов.
Дикие животные.
1. «Отгадай загадки»:
Ходит летом косолапо, Хвост пушистою дугой.
А зимой сосёт он лапу. Вам зверёк знаком такой?
(Медведь) Острозубый, темноглазый,
Зверька узнаем мы с тобой По деревьям любит лазать.
По двум таким приметам: Строит он свой дом в дупле,
Он в шубке беленькой зимой, Чтобы зверю жить в тепле.
А в шкурке серой – летом. (Белка)
(Заяц)
2. «Один - много».
белка - … заяц - …
волк - … лось - …
медведь - … олень - …
слон - … лев - …
3. «Лишнее слово» (объяснить ответ).
волк, собака, рысь, лиса, заяц
лиса, волк, овца, белка
корова, заяц, кролик, белка
4. «Укого - кто».
у белки - бельчонок у лисы - …
у зайчихи - … у волчихи - …
у слонихи - … у львицы - …
у лосихи - … у медведицы - …
5. «Расскажи о диком животном» (выбрать любое дикое животное, наклеить его изображение в тетрадь и рассказать о нём по плану (записать рассказ ребёнка в тетрадь)).
1) название; 2) где живёт (Север, жаркие страны…);
3) внешний вид (размер, окраска, длина шерсти, отличительные
признаки – у слона хобот и т.п.);
4) жилище (берлога, нора, дупло…);
5) как добывает корм; 6) чем питается;
7) как называются его детёныши.
Сад. Фрукты.
1.«Повар»
- Я буду варить компот из разных фруктов. Я положу в него…
2. «Один - много»
яблоко – (много) яблок груша -…
слива -… персик -…
абрикос -… лимон -…
апельсин -… фрукт -…
косточка -… семечко -…
3. «Что лишнее и почему»
лимон, апельсин, груша, огурец
банан, персик, свекла, слива
4. «Про какой фрукт можно сказать?»
- кислый … - сочное …
- ароматная … - вкусные …
5. «Какое варенье?»
Варенье из яблок – яблочное.
Варенье из апельсинов - …
Варенье из абрикосов - …
Варенье из фруктов - …
6. «Отгадай загадки»
Само с кулачок, красный бочок. Он сочен и душист,
Тронешь пальцем – гладко, А снаружи золотист.
А откусишь – сладко. Много долек в нём, друзья,
(Яблоко) Для тебя и для меня.
(Апельсин)
7. «Беседа о фруктах»
(выбрать один фрукт, взрослый задаёт вопрос – ребёнок отвечает)
- Что это? (название фрукта)
- Где растёт? (на каком дереве?)
- Какой формы, цвета?
- Какой он на вкус? Какой он на ощупь?
- Что можно из него приготовить?
Овощи. Огород.
1. «Какие слова обозначают овощи?»
- лук, репа, подорожник, крапива
- чеснок, редис, роза, смородина
- кабачки, огурцы, клубника, картофель
2. «Повар»
- Я положу в борщ …
- Я положу в щи …
3. «Назови ласково»
огурец - … помидор - …
морковь - … репа - …
тыква - … чеснок - …
4. «Отгадай загадки»
Как надела сто рубах На грядке длинный и зелёный,
Захрустела на зубах. А в кадке – жёлтый и солёный.
(Капуста) (Огурец)
В огороде вырастаю, Сладкий – съешь и целиком,
А когда я созреваю, Горький – тронешь языком,
Варят из меня томат, Обожжёт, как огнём,
В щи кладут и так едят. Не забудешь ты о нём.
(Помидор) (Перец)
5. «В саду или в огороде?» (провести линии, объяснить ответ)
помидор
в саду слива
вишня
в огороде морковь
свекла
6. «Скажи со словом «капуста»»
- У нас в огороде растёт (что?) ..… (капуста).
- На грядке растёт много (чего?) ..… (капусты).
- Мы будем срезать (что?) ..… (капусту).
- Мама испечёт пирожки с (чем?) ..… (капустой).
- Я расскажу всем о (чём?) ..… (о капусте).
Транспорт.
1. «Отгадай загадки»
Этот конь не ест овса, Он в безбрежном океане
Вместо ног – два колеса. Туч касается крылом.
Сядь верхом – и мчись на нём, Развернётся – под лучами
Только лучше правь рулём. Отливает серебром.
(Велосипед) (Самолёт)
Что за чудо – едет дом, Паровоз без колёс,
Окна светлые кругом, Вот так чудо-паровоз.
Носит обувь из резины Не с ума ли он сошёл –
И питается бензином. Прямо по морю пошёл?
(Автобус) (Пароход)
2. «Один – много»
автобус - … (автобусов) грузовик - …
поезд - … машина - …
лодка - … колесо - …
самолёт - … корабль - …
3. «Назови лишнее слово» (объяснить ответ)
автобус, трамвай, самолёт, автомобиль
катер, лодка, мотоцикл, пароход
4. «Составь предложение правильно»
Машина, ехать, дорога.
Самолёт, небо, летит, высоко.
Корабль, плывёт, море, синее.
5. «Какой, какая, какое?»
колесо из резины (какое?) - … (резиновое)
кузов из дерева - … рельсы из железа - …
сиденье из кожи - … окно из стекла - …
6. «Составь рассказ по плану» (выбрать любое транспортное
средство, наклеить его изображение в тетрадь и составить рассказ).
1. как называется это транспортное средство;
2. из каких частей оно состоит; 3. чем приводится в движение;
4. где движется этот транспорт; 5. для чего используется, что
перевозит; 6. кто управляет этим видом транспорта.
Человек. Части тела.
1. «Отгадай загадки»
На ночь два оконца Всегда он в работе,
Сами закрываются, Когда говорим,
А с восходом солнца А отдыхает,
Сами открываются. Когда мы молчим.
(Глаза) (Язык)
2. «Я начну, а ты закончи»
Головой мы (что делаем?)…………(думаем);
ушами - … глазами - …
носом - … ртом - …
руками - … ногами - …
3. «Назови ласково»
голова - … нога - …
палец - … нос - …
уши - … язык - …
голос - … щека - …
плечо - … лицо - …
4. «Четвёртый лишний» (объяснить ответ)
голова, шапка, ладонь, шея
варежки, пальцы, нога, ладонь
глаза, нос, рот, очки
5. «Сосчитай»
Одна голова, две головы, много (чего?) голов;
глаз - ……..…. - … зуб - …………. - …
палец - ……… - … нога - ………... - …
локоть - ……... - … голос - ……….. - …
6. «Назови по образцу»
палец (а они?) – пальцы;
рука - … нога - …
колено - … ухо - …
язык - … брови - …
Зима. Зимняя одежда.
1. «Закончи предложение»
Зимой реки и озёра покрываются гладким, прозрачным,
блестящим… (льдом).
Земля покрылась белым, пушистым… (снегом).
Дети слепили большого, снежного… (снеговика).
Зимой дети любят кататься на … (санках и др.).
2. «Один - много.»
звезда - …. снег - ….
санки - …. снеговик - ….
холод - …. вьюга - ….
снежинка - …. лёд - ….
3. «Каким бывает?»
снег - …. (белый, мягкий, пушистый, лёгкий, падающий).
зима - ….
снежинки - ….
Что могут делать снежинки? - ….
4. «Собираюсь на прогулку»
Зимой на прогулку я надену - ….
Летом на прогулку я надену - ….
5. «Назови ласково»
ветер - …. зима - ….
санки - …. холод - ….
звезда - …. шуба - ….
день - …. сапоги - ….
6. «Скажи со словом “холодный”»
день (какой?) - …. зима (какая?) - ….
утро (какое?) - … ветра (какие?) - ….
7. Скажи, когда дни длиннее, летом или зимой? ...
Когда ночи короче, зимой или летом? ...
Назови зимние месяцы. ....
Зимующие птицы.
1. Вспомнить:
почему зимующие птицы так называются; каких зимующих птиц
мы знаем; чем они питаются, где живут, в чём их польза, как люди
помогают птицам в зимнее время.
2. «Отгадай загадки»
Спинкою зеленовата, Каждый год я к вам лечу.
Животиком желтовата. Зимовать у вас хочу.
Чёрненькая шапочка Ведь ещё красней зимой
И полоска шарфика. Ярко-красный галстук мой.
(Синица) (Снегирь)
В серой шубке перовой
И в морозы он герой.
Скачет, на лету резвится.
Не орёл, а всё же птица. (Воробей)
3. «Назови ласково»
жёлтое перо - ... (жёлтенькое пёрышко)
острые когти - ... белый пух - ...
пёстрые крылья - ... длинный хвост - ...
мягкие перья - ... белая шея - ...
4. «Четвёртый лишний» (объяснить ответ)
ворона, сорока, гусь, воробей
утка, лебедь, аист, голубь
ворона, грач, дятел, воробей
5. «Расскажи о птице» (выбрать любую зимующую птицу, наклеить её изображение в тетрадь и рассказать о ней по плану (записать рассказ ребёнка в тетрадь)).
1) кто это;
2) какая это птица (перелётная, зимующая);
3) внешний вид (размер, окраска перьев, особенности строения:
длинна ног, шеи, форма клюва);
4) чем питается;
5) как голос подаёт, где зимует, как выращивает своих птенцов.
Посуда. Продукты питания.
1. Отгадайте загадки:
Если я пуста бываю, Я пыхчу, пыхчу, пыхчу –
Про тебя я забываю. Больше греться не хочу.
Но когда несу еду, Крышка громко зазвенела –
Мимо рта я не пройду. Пейте чай! Вода вскипела!
(Ложка) (Чайник)
Вся макушка в дырках мелких, Новая посуда,
Соль здесь сыплется в тарелки. А вся в дырках.
(Солонка) (Дуршлаг)
2. «Что из чего?»
Кастрюля сделана из железа, значит она (какая?) - …(железная).
Стакан сделан из стекла, он (какой?) - …
Ложка из дерева, она (какая?) - …
Чашка из фарфора, она (какая?) - …
Вилка из алюминия, она (какая?) - …
3. «Назови ласково»
суп - …(супчик) масло - …
котлета - … творог - …
хлеб - … торт - …
варенье - … молоко - …
4. «Посчитай»
Одна котлета, две котлеты, 3 котлеты, 4 котлеты, 5 котлет.
Один пирог, 2,3,4 - … ,пять - …
Одна баранка, 2,3,4 - … ,пять - …
Один помидор, 2,3,4 - … ,пять - …
5. «Отгадай и назови»
Фрукты и ягоды, сваренные в сладком сиропе. (Варенье)
Ломтик хлеба с маслом, колбасой, сыром. (Бутерброд)
6. «Четвёртый лишний» (объяснить ответ)
тарелка, чашка, соль, ложка;
майонез, холодильник, масло, молоко;
котлеты, вилка, творог, каша.
Предварительный просмотр:
Мы похлопаем в ладошки (Хлопки и хлопочки) Цель: воспитание чувства ритма, умения передать в движении простой ритмический рисунок. Сначала дети прослушивают ритмический рисунок, а затем его повторяют. Ритмический рисунок может быть продемонстрирован детям как на фортепиано, так и с помощью любого ударного инструмента. Условные обозначения: Один удар – Два быстрых удара – Три быстрых удара – Варианты ритмических рисунков: | Мы потопаем немножко Цель: воспитание чувства ритма, умения передать в движении простой ритмический рисунок. Дети стоят в шеренге. Педагог демонстрирует детям движения: топает правой ногой, топает левой ногой, а потом делает три шага на месте. После этого движения ногами выполняются детьми одновременно с педагогом. И, наконец, дети показывают эти движения самостоятельно ( по памяти ). Условные обозначения: Один удар – Два быстрых удара – Три быстрых удара – Варианты ритмических рисунков: |
Молоточки Цель: воспитание чувства ритма, умения передать ритмический рисунок по памяти (в движении и с помощью звукоподражания). Сначала дети смотрят предлагаемое им задание, затем повторяют его вместе с педагогом и наконец выполняют ритмическое задание самостоятельно. Удары производятся правым кулаком по левому и наоборот. Дети произносят во время ударов: «Тук-тук-тук»(либо другие слоги). Тук, тук молотком Строим, строим птичкам дом. Варианты ритмических рисунков: | Музыкальное эхо Цель: воспитание чувства ритма, умения запоминать и повторить с помощью музыкальных игрушек или голоса ритмический рисунок. Оборудование: барабан, бубен, треугольник или музыкальный молоток. Педагог отстукивает с помощью ударного инструмента ритмический рисунок, дети слушают и запоминают его, а затем по очереди повторяют его. Варианты ритмических рисунков: |
Летающая тарелка Цель: воспитание чувства ритма, умения передать простой ритмический рисунок. Оборудование: музыкальный инструмент – тарелка, подвешенная на веревочной петле, деревянные палочки по количеству детей и палочка для педагога. Дети стоят по кругу, а педагог идет внутри круга с « летающей тарелкой». Педагог, держа за веревочную петлю, подносит музыкальную тарелку к одному из детей и производит по ней несколько ударов. Ребенок должен повторить услышанный ритм, отстучав его своей палочкой по « летающей тарелке». Затем задание получает следующий ребенок. (Ритм для следующего ребенка предлагается каждый раз новый.) Варианты ритмических рисунков: | Постучим Цель: воспитание чувства ритма, умения передавать с помощью ударного инструмента ритмический рисунок. Оборудование: деревянные ложки, деревянные палочки или пластмассовые крышки по две на каждого ребенка и педагога. Педагог показывает детям ритмический рисунок, отстукивает его с помощью палочек, ложек или крышек, а дети сначала слушают и запоминают ритм, а затем воспроизводят его самостоятельно. Варианты ритмических рисунков: |
Имена 1 Цель: воспитание чувства ритма, умение передавать с помощью звучащих жестов ритмический рисунок слова из одного – четырех слогов. Педагог предлагает детям изобразить с помощью хлопков ритмический рисунок слова В начале педагог сам дает образец, произнося вслух по слогам слово ( с выделением ударного слога ) и, одновременно отхлопывает его ритм. Условные обозначения: Ударный слог – длинный удар (звук) Безударный слог – короткий удар (звук) Возможные варианты звучащих жестов: хлопки в ладоши, щелчки пальцами, шлепки по коленям, притопы ногами. | Имена 2 Цель: воспитание чувства ритма, умения передать с помощью звучащих жестов ритмический рисунок слова из одного - четырех слогов. Педагог предлагает озвучить ритмический рисунок какого – либо слова. В начале взрослый сам показывает, как это делается, начиная с односложного слова (ему будет соответствовать ритмический рисунок «Та», обозначающий один длинный ударный слог). В двухсложных словах – два слога: ударный и безударный (ему будет соответствовать ритмический рисунок « ти », обозначающий короткий слог). Например: репа –«Та – ти», салат – «ти – Та» Затем каждый из детей по очереди загадывает остальным ритмические загадки, произнося слово с помощью слогов «Та» и «ти», а остальные дети стараются узнать это слово по его ритмической схеме. . |