1.3 Организация коррекционно-развивающей работы с воспитанниками

Шойдак Саяна Ивановна

 

Пояснительная записка

Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута дошкольника.

На практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. Это ставит перед воспитателями, логопедами, психологами дошкольного образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Одним из решений в данной ситуации является составление и реализация индивидуального образовательного маршрута.

Индивидуальный образовательный маршрут - это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и обучении.

Основная цель составления индивидуального образовательного маршрута:

Это создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, их социально – личностного развития.

Задачи по социально - личностному развитию ребенка:

• Создать благоприятную предметно-развивающую среду для социального развития ребенка;

• Организовать единую систему работы администрации, педагогических сотрудников, медицинского персонала ДОУ и родителей по социально-личностному развитию ребенка;

Совершенствовать стиль общения педагога с ребенком: придерживаться психологически-корректного стиля общения, уважения и доверия воспитанника;

• Создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;

• Формировать у ребенка чувство собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время)

Индивидуально-образовательный маршрут определяется:

государственным заказом;

потребностями и запросами родителей;

индивидуальными функциональными возможностями и уровнем развития воспитанников;

возможностями ДОУ;

 

Индивидуальные образовательные маршруты разрабатываются:

- для детей, не усваивающих основную общеобразовательную программу дошкольного образования;

- для детей, с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.

-для детей с высоким интеллектуальным развитием.

Индивидуальный образовательный маршрут - это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и обучении:
• Интеллектуального;
• Эмоционально-волевого;
• Деятельностного;
• Нравственно-духовного.

Индивидуальный образовательный маршрут включает основные направления:

• организация движения (развитие общей и мелкой моторики);
• развитие навыков (культурно-гигиенических и коммуникативно-социальных);
• формирование деятельности ребенка  (манипулятивной ,  сенсорно-перцептивной, предметно-практической, игровой, продуктивных видов - лепки, аппликации, рисования);
• развитие речи  (формирование чувственной основы речи, сенсомоторного механизма, речевых функций);
• формирование представлений об окружающем (предметном мире и социальных отношениях);
• формирование представлений о пространстве, времени и количестве.

Методы, используемые в работе:

• Беседы,  игры, занятия, чтение художественной литературы, этюды, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами, с «волшебными» средствами понимания;
• Игры, упражнения и тренинги, способствующие развитию эмоционально- личностной и поведенческой сфер (развитие коммуникативных навыков и улучшение взаимоотношений с окружающими, снятие страхов и повышение уверенности в себе, снижение агрессии и ослабление негативных эмоций)
• Занятия, игры и упражнения на развитие психических процессов, (памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения);
• Приемы  арт - терапии (куклотерапия,  изотерапия, сказкотерапия);
• Релаксационные психогимнастические упражнения (расслабление мышц лица, шеи, туловища, рук, ног и т.д.)

 

 

 

 

 

 

Индивидуальный образовательный маршрут

развития ребёнка инвалида

Фамилия, имя ребенка:

Возраст: 4 года 2 мес.

Группа: средняя группа

Трудности:Отставание в речевом развитии, проблемы с коммуникацией.

Ребёнок инвалид с детства

Месяц

Неделя

Режимные моменты

Дидактические игры, непрерывная образовательная деятельность

Совместная деятельность с педагогом

Взаимодействие с родителями

Сентябрь

1 неделя

Прогулка

«Соберем букет из листьев»

Пальчиковая гимнастика «Осенние листья»

Упражнение «Дождик». Координация речи с движением, работа над темпом и ритмом речи

Закрепить дома упражнение «Дождик»

 

2 неделя

Закрепить понятия «Времена года»

Игра «В огороде у козы Лизы». Расширение словарного запаса. (Тема «Овощи».) Дифференциация овощей и фруктов.

Пальчиковая гимнастика «У Лариски — две редиски»

Порекомендовать родителям перечень игр на закрепление понятия «Времена года»

3 неделя

Ситуативный разговор об элементарных правилах поведения.

Игра «Четвертый лишний». Развитие зрительного внимания, дифференциация овощей и фруктов по месту произрастания, по форме, по цвету.

Упражнение «Ежик и барабан». Координация речи с движением, работа над темпом и ритмом речи

 

4 неделя

Поручение: помоги собрать игрушки.

Упражнение «Бабочка и грибок». Совершенствование грамматического строя речи, закрепление в речи предлогов: НА, С, В, ИЗ.

Пальчиковая игра «За ягодами»

Закрепление упражнения «Бабочка и грибок»

Октябрь

1 неделя

Поручение: помоги найти игрушку.

Упражнение «Мячик». Работа над четкостью дикции.

Пальчиковая гимнастика «Игрушки»

Предложить нарисовать радугу (закрепление основных цветов)

2 неделя

Предложить перед сном аккуратно повесить вещи на стульчике

Упражнение «Будь внимательным». Развитие слухового внимания, речевого слуха. Увеличение словарного запаса (тема «Одежда»). Развитие зрительного внимания. Дифференциация зимней и летней одежды.

Пальчиковая гимнастика «Аленка»

Повтор стихотворения, выученного в детском саду.

3 неделя

Упражнение «Я умею чисто мыться»

«Что перепутал художник?». Развитие зрительного внимания.

Пальчиковая гимнастика «Сколько обуви у нас?»

Закрепление пальчиковой гимнастики

4 неделя

После сна сложить и убрать на место дорожки «здоровья»

Упражнение «Котенок и кресло». Совершенствование грамматического строя речи, обучение употреблению предлогов НА, С, В, ИЗ.

Пальчиковая гимнастика «Много мебели в квартире»

Предложить поупражнять в употреблении предлогов НА, С, В, ИЗ.

Ноябрь

1 неделя

Поручение: помоги донести до участка выносной материал.

Упражнение «Большой и маленький». Совершенствование грамматического строя речи, обучение использованию существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Пальчиковая гимнастика «Помощники»

Попросить рассказать, чем ребенок занимался в ДОУ

2 неделя

Поручение: набрать снег в ведерко, для опыта-эксперимента.

Игра «Вьюга». Развитие силы голоса.

Хороводная игра «Снежная баба». Координация слова с движением, развитие творческого воображения

Предложить сделать снеговика и рассказать про него.

3 неделя

Предложить насыпать корм в кормушку на участке.

Игра «Давайте отгадаем». Обучение отгадыванию загадок по теме «Зимующие птицы» с опорой на предметные картинки

Пальчиковая гимнастика «Кормушка»

Предложить закрепить умение отгадывать загадки

4 неделя

Предложить разложить материал к НОД (лепка)

Упражнение «Переставь цветок». Развитие слухового внимания. Совершенствование грамматического строя речи, употребление предлогов НА, С, СО, В, ИЗ.

Хороводная игра «Воробей». Координация речи с движением, развитие подражательности

Закрепить употребление предлогов НА, С, СО, В, ИЗ.