Система оценивания образовательных достижений

В образовательном процессе использую традиционную пятибалльную шкалу, многобалльную шкалу и бинарную систему оценивания, а также внедряю современные средства оценивания степени сформированности метапредметных и личностных достижений учащихся. На уроках использую следующие методы и формы оценки достижения результатов учащихся: письменные и устные контрольные работы, зачёты, проекты, разнообразные творческие и практические работы, лабораторные работы, тестирование, само- и взаимоконтроль. На главной странице сайта в разделе "Мои публикации" представлены различные диагностические материалы по предмету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_otsenivaniya.docx22.64 КБ

Предварительный просмотр:

Задача учителя в современной школе – не только дать знания по предмету, но и воспитать личность, способную адаптироваться в современных условиях, т.е. в условиях сложных социально-экономических отношений, увеличения объёма информации, жесткой конкурентности.

Ключевой фигурой современного урока является ученик, который планирует, организует, контролирует и оценивает свою деятельность и ее результаты.

    Чтобы научить ученика анализировать, логически мыслить, давать оценку своим знаниям и делать выводы, изменилась и система оценивания достижений учащихся.

В связи с этим разработана система оценки достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ. Она направлена на обеспечение качества и позволяет отслеживать индивидуальную динамику развития учащихся, обеспечивает обратную связь для учителя, учащихся и родителей.

Большое внимание уделяется процедурам и механизмам оценки. Основными видами оценивания образовательных достижений являются стартовое, текущее и итоговое.

Стартовое оценивание позволяет мне спланировать личностно-ориентированное обучение, подойти к каждому учащемуся индивидуально.

Текущее оценивание позволяет определить уровень усвоения нового материала, степень самостоятельности учащихся при решении задач, характер применения рациональных способов решения задач и т.д.

Для текущего контроля использую следующие методы:

Устный контроль – фронтальный опрос, индивидуальный опрос.

Письменный контроль – математический диктант, самостоятельная работа, контрольная работа, тест, зачётная работа.

Практический контроль – фронтальная или индивидуальная практическая работа, лабораторная работа, домашняя контрольная работа, исследовательская работа, проектная работа.

Итоговое оценивание проводится после завершения темы, раздела, учебного курса основной или старшей школы.

В образовательном процессе использую традиционную пятибалльную шкалу, многобалльную шкалу и бинарную систему оценивания, а также внедряю современные средства оценивания степени сформированности метапредметных и личностных достижений учащихся.

 Оцениваю знания и умения учащихся с учетом их индивидуальных особенностей.

1. Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляю полноту, прочность усвоения учащимися теории и умения применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

2. Основными формами проверки знаний и умений учащихся по математике являются письменная контрольная работа и устный опрос.

При оценке письменных и устных ответов в первую очередь учитываю показанные учащимися знания и умения. Оценка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.

3. Среди погрешностей выделяются ошибки и недочеты. Погрешность считается ошибкой, если, она свидетельствует о том, что ученик не овладел основными знаниями, умениями, указанными в программе.

К недочетам относятся погрешности, свидетельствующие о недостаточно полном или недостаточно прочном усвоении основных знаний и умений или об отсутствии знаний, не считающихся в программе основными. Недочетами также считаются: погрешности, которые не привели к искажению смысла, полученного учеником задания или способа его выполнения; неаккуратная запись; небрежное выполнение чертежа.

Граница между ошибками и недочетами является в некоторой степени условной. При одних обстоятельствах допущенная учащимися погрешность может рассматриваться как ошибка, в другое время и при других обстоятельствах — как недочет.

4. Задания для устного и письменного опроса учащихся состоят из теоретических вопросов и задач. Ответ на теоретический вопрос считается безупречным, если по своему содержанию полностью соответствует вопросу, содержит все необходимые теоретические факты и обоснованные выводы, а его изложение и письменная запись математически грамотны и отличаются последовательностью и аккуратностью.

Решение задачи считается безупречным, если правильно выбран способ решения, само решение сопровождается необходимыми объяснениями, верно выполнены нужные вычисления и преобразования, получен верный ответ, последовательно и аккуратно записано решение.

5.Оценка ответа учащегося при устном и письменном опросе проводится по пятибалльной системе. Считаю возможным повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии учащегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные учащемуся дополнительно после выполнения им заданий.

Критерии ошибок:

К грубым ошибкам относятся ошибки, которые обнаруживают незнание учащимися формул, правил, основных свойств, теорем и неумение их применять; незнание приемов решения задач, рассматриваемых в учебниках, а также вычислительные ошибки, если они не являются опиской;

К негрубым ошибкам относятся: потеря корня или сохранение в ответе постороннего корня; отбрасывание без объяснений одного из них и равнозначные им;

К недочетам относятся: нерациональное решение, описки, недостаточность или отсутствие пояснений, обоснований в решениях

Оценка устных ответов учащихся:

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик: полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником, изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую терминологию и символику; правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу; показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания; продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при отработке умений и навыков; отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя. Возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если он удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков: в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математическое содержание ответа; допущены один - два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя; допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях: неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала; имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя; ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме; при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

Отметка «2» ставится в следующих случаях: не раскрыто основное содержание учебного материала; обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала; допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Оценка письменных работ учащихся:

Отметка «5» ставится, если: работа выполнена полностью; в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок; в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).

Отметка «4» ставится, если: работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки); допущена одна ошибка или два-три недочета в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки).

Отметка «3» ставится, если: допущены более одной ошибки или более двух-трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.

Отметка «2» ставится, если: допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере.

Бинарную систему («зачет - незачет») использую в старших классах при проведении теоретических зачётов. Она показывает соответствие или несоответствие уровня образовательной подготовки ученика планируемым результатам освоения образовательной программы по предмету. «Зачет» выставляется при выполнении не менее 50 % работы или получении не менее 50 % баллов от максимального балла.

Многобалльную шкалу использую при критериальном оценивании различных видов работ. При данном оценивании   разрабатываю и довожу до сведения учащихся критерии оценивания работы. Полученные учеником баллы переводятся в отметку: отметка «5» (отлично) – выполнение более 85 % заданий, отметка «4» (хорошо) – от 69 до 84%, отметка «3» (удовлетворительно) – от 69 до 54 % заданий, «неудовлетворительно»-  менее 53%.

В качестве оценки достижения метапредметных результатов является защита индивидуального проекта или учебного исследования. Его целью является развитие творческих способностей, умений добывать необходимую информацию, самостоятельно анализировать её и представлять в виде единого целого продукта; развитие интереса к математике, привитие ученикам математической культуры и расширение кругозора учащихся.

 Проект оцениваю по следующим критериям:

Сформированность предметных знаний и способов действий, которая проявляется в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно.

Сформированность познавательных УУД в части способности к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и сформулировать основной вопрос исследования.

Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью.

Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить ее результаты, аргументированно ответить на вопросы.

Для оценки личностного прогресса ученика использую анкеты, опросы, листы достижения, психолого-педагогические сравнения.

Из всего многообразия показателей образовательного результата выбрала, на мой взгляд, наиболее важные. В таблице указаны критерии, показатели и соответствующие им методические материалы.

Группа результатов

Критерии

Показатели

Методики

Личностный результат

Самоопределение

Внутренняя позиция школьника 

Самооценка

Экспресс-диагностика отношения к учению

Методика изучения самооценки «Какой Я?»

Смыслообразование

Мотивация к учебной деятельности 

Методика по оценке уровня учебной мотивации Н.Г. Лускановой, М.И. Лукьяновой

Mорально-этическая ориентация

Оценка уровня ответственности 

Методика оценки уровня ответственности

Регулятивные УУД

Умения подчинять свои действия определённому правилу, слушать и точно выполнять указания

Целеполагание

Планирование

Прогнозирование

Контроль

Коррекция

Оценка

Диагностика сформированности произвольного внимания, стиль саморегуляции поведения В.И. Моросановой

Коммуникативные УУД

Уровень сформированности коммуникативных навыков

Внутригрупповая динамика   

«Социометрия» Д.Морено

Познавательные УУД

Понятийное мышление

Уровень развития вербально-логического мышления

Диагностика сформированности понятийного мышления Р. Амтхауэра