Система оценивания образовательных достижений
В образовательном процессе использую традиционную пятибалльную шкалу, многобалльную шкалу и бинарную систему оценивания, а также внедряю современные средства оценивания степени сформированности метапредметных и личностных достижений учащихся. На уроках использую следующие методы и формы оценки достижения результатов учащихся: письменные и устные контрольные работы, зачёты, проекты, разнообразные творческие и практические работы, лабораторные работы, тестирование, само- и взаимоконтроль. На главной странице сайта в разделе "Мои публикации" представлены различные диагностические материалы по предмету.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_otsenivaniya.docx | 22.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Задача учителя в современной школе – не только дать знания по предмету, но и воспитать личность, способную адаптироваться в современных условиях, т.е. в условиях сложных социально-экономических отношений, увеличения объёма информации, жесткой конкурентности.
Ключевой фигурой современного урока является ученик, который планирует, организует, контролирует и оценивает свою деятельность и ее результаты.
Чтобы научить ученика анализировать, логически мыслить, давать оценку своим знаниям и делать выводы, изменилась и система оценивания достижений учащихся.
В связи с этим разработана система оценки достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ. Она направлена на обеспечение качества и позволяет отслеживать индивидуальную динамику развития учащихся, обеспечивает обратную связь для учителя, учащихся и родителей.
Большое внимание уделяется процедурам и механизмам оценки. Основными видами оценивания образовательных достижений являются стартовое, текущее и итоговое.
Стартовое оценивание позволяет мне спланировать личностно-ориентированное обучение, подойти к каждому учащемуся индивидуально.
Текущее оценивание позволяет определить уровень усвоения нового материала, степень самостоятельности учащихся при решении задач, характер применения рациональных способов решения задач и т.д.
Для текущего контроля использую следующие методы:
Устный контроль – фронтальный опрос, индивидуальный опрос.
Письменный контроль – математический диктант, самостоятельная работа, контрольная работа, тест, зачётная работа.
Практический контроль – фронтальная или индивидуальная практическая работа, лабораторная работа, домашняя контрольная работа, исследовательская работа, проектная работа.
Итоговое оценивание проводится после завершения темы, раздела, учебного курса основной или старшей школы.
В образовательном процессе использую традиционную пятибалльную шкалу, многобалльную шкалу и бинарную систему оценивания, а также внедряю современные средства оценивания степени сформированности метапредметных и личностных достижений учащихся.
Оцениваю знания и умения учащихся с учетом их индивидуальных особенностей.
1. Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляю полноту, прочность усвоения учащимися теории и умения применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
2. Основными формами проверки знаний и умений учащихся по математике являются письменная контрольная работа и устный опрос.
При оценке письменных и устных ответов в первую очередь учитываю показанные учащимися знания и умения. Оценка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.
3. Среди погрешностей выделяются ошибки и недочеты. Погрешность считается ошибкой, если, она свидетельствует о том, что ученик не овладел основными знаниями, умениями, указанными в программе.
К недочетам относятся погрешности, свидетельствующие о недостаточно полном или недостаточно прочном усвоении основных знаний и умений или об отсутствии знаний, не считающихся в программе основными. Недочетами также считаются: погрешности, которые не привели к искажению смысла, полученного учеником задания или способа его выполнения; неаккуратная запись; небрежное выполнение чертежа.
Граница между ошибками и недочетами является в некоторой степени условной. При одних обстоятельствах допущенная учащимися погрешность может рассматриваться как ошибка, в другое время и при других обстоятельствах — как недочет.
4. Задания для устного и письменного опроса учащихся состоят из теоретических вопросов и задач. Ответ на теоретический вопрос считается безупречным, если по своему содержанию полностью соответствует вопросу, содержит все необходимые теоретические факты и обоснованные выводы, а его изложение и письменная запись математически грамотны и отличаются последовательностью и аккуратностью.
Решение задачи считается безупречным, если правильно выбран способ решения, само решение сопровождается необходимыми объяснениями, верно выполнены нужные вычисления и преобразования, получен верный ответ, последовательно и аккуратно записано решение.
5.Оценка ответа учащегося при устном и письменном опросе проводится по пятибалльной системе. Считаю возможным повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии учащегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные учащемуся дополнительно после выполнения им заданий.
Критерии ошибок:
К грубым ошибкам относятся ошибки, которые обнаруживают незнание учащимися формул, правил, основных свойств, теорем и неумение их применять; незнание приемов решения задач, рассматриваемых в учебниках, а также вычислительные ошибки, если они не являются опиской;
К негрубым ошибкам относятся: потеря корня или сохранение в ответе постороннего корня; отбрасывание без объяснений одного из них и равнозначные им;
К недочетам относятся: нерациональное решение, описки, недостаточность или отсутствие пояснений, обоснований в решениях
Оценка устных ответов учащихся:
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик: полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником, изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую терминологию и символику; правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу; показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания; продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при отработке умений и навыков; отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя. Возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если он удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков: в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математическое содержание ответа; допущены один - два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя; допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях: неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала; имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя; ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме; при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях: не раскрыто основное содержание учебного материала; обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала; допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Оценка письменных работ учащихся:
Отметка «5» ставится, если: работа выполнена полностью; в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок; в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится, если: работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки); допущена одна ошибка или два-три недочета в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если: допущены более одной ошибки или более двух-трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если: допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Бинарную систему («зачет - незачет») использую в старших классах при проведении теоретических зачётов. Она показывает соответствие или несоответствие уровня образовательной подготовки ученика планируемым результатам освоения образовательной программы по предмету. «Зачет» выставляется при выполнении не менее 50 % работы или получении не менее 50 % баллов от максимального балла.
Многобалльную шкалу использую при критериальном оценивании различных видов работ. При данном оценивании разрабатываю и довожу до сведения учащихся критерии оценивания работы. Полученные учеником баллы переводятся в отметку: отметка «5» (отлично) – выполнение более 85 % заданий, отметка «4» (хорошо) – от 69 до 84%, отметка «3» (удовлетворительно) – от 69 до 54 % заданий, «неудовлетворительно»- менее 53%.
В качестве оценки достижения метапредметных результатов является защита индивидуального проекта или учебного исследования. Его целью является развитие творческих способностей, умений добывать необходимую информацию, самостоятельно анализировать её и представлять в виде единого целого продукта; развитие интереса к математике, привитие ученикам математической культуры и расширение кругозора учащихся.
Проект оцениваю по следующим критериям:
Сформированность предметных знаний и способов действий, которая проявляется в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно.
Сформированность познавательных УУД в части способности к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и сформулировать основной вопрос исследования.
Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью.
Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить ее результаты, аргументированно ответить на вопросы.
Для оценки личностного прогресса ученика использую анкеты, опросы, листы достижения, психолого-педагогические сравнения.
Из всего многообразия показателей образовательного результата выбрала, на мой взгляд, наиболее важные. В таблице указаны критерии, показатели и соответствующие им методические материалы.
Группа результатов | Критерии | Показатели | Методики |
Личностный результат | Самоопределение | Внутренняя позиция школьника Самооценка | Экспресс-диагностика отношения к учению Методика изучения самооценки «Какой Я?» |
Смыслообразование | Мотивация к учебной деятельности | Методика по оценке уровня учебной мотивации Н.Г. Лускановой, М.И. Лукьяновой | |
Mорально-этическая ориентация | Оценка уровня ответственности | Методика оценки уровня ответственности | |
Регулятивные УУД | Умения подчинять свои действия определённому правилу, слушать и точно выполнять указания | Целеполагание Планирование Прогнозирование Контроль Коррекция Оценка | Диагностика сформированности произвольного внимания, стиль саморегуляции поведения В.И. Моросановой |
Коммуникативные УУД | Уровень сформированности коммуникативных навыков | Внутригрупповая динамика | «Социометрия» Д.Морено |
Познавательные УУД | Понятийное мышление | Уровень развития вербально-логического мышления | Диагностика сформированности понятийного мышления Р. Амтхауэра |