Методы, формы организации деятельности учащихся, средства

    Цель своей педагогической деятельности вижу в целостном развитии личности ребёнка, в формировании общих способностей, в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями каждого  на основе его субъектного опыта. Исходя из этой цели моделирование методической системы, выбор эффективных технологий, средств и форм организации совместной деятельности учителя и ученика является основой моей работы.

       Наиболее эффективными считаю технологии, которые направлены на познавательное, коммуникативное, социальное и личностное развитие школьника. 

Использование современных образовательных технологий в целостной системе позволяет мне добиваться высокого качества обучения, увеличивается число учащихся, принимающих участие в олимпиадах, исследовательских проектах и различных творческих конкурсах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_pedtehnologii.docx20.82 КБ

Предварительный просмотр:

В настоящее время государство и общество ставит перед школой, а значит и перед педагогом задачу подготовки гражданина ответственного, способного самостоятельно оценивать реальность и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих.

   Учебный предмет” Математика” уникален в деле формирования личности. Образовательный, развивающий потенциал математики огромен. Не случайно ведущей целью математического образования является интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, необходимых человеку для полноценной жизни в обществе. Математика выступает именно как предмет общего образования, который позволяет наделять подрастающего человека способностями, необходимыми для свободной и безболезненной адаптации его к условиям жизни в современном обществе.

Развивает и формирует ученика не столько само знание, сколько метод его приобретения. Если учебная деятельность протекает только в рамках воспроизведения усвоенных знаний, то это не способствует развитию человека.

Целью моей педагогической деятельности является организация обучения и воспитания на основе развития личности учащихся. 
            Поэтому главной задачей на своих уроках математики, во внеклассной деятельности и в деятельности классного руководителя считаю создание такой среды, которая способствует самореализации учеников, повышению их образовательного уровня, формированию коммуникативных навыков, творческого мышления, познавательной активности. Стараюсь создавать для всех учащихся благоприятные условия для достижения базового уровня подготовки, соответствующего Федеральному государственному стандарту. 
         Поставленные мною задачи решаю через индивидуализацию и дифференциацию процесса, путём внедрения современных образовательных технологий. Именно их использование позволяет мне повышать эффективность обучения, сделать учебный процесс и с точки зрения содержания, и в методическом плане наиболее оптимальным.  Уверена, что это является одним из условий достижения качества образования.

   Среди большого разнообразия современных педагогических технологий в своей деятельности наиболее активно использую следующие:

  • технология критического мышления;
  • технология дифференцированного обучения;  
  • технология развивающего обучения;
  • групповая;
  • игровая;
  • здоровьесберегающая технология;
  • технология проблемного обучения;  
  • технологии интерактивного обучения;
  • кейс – технология;
  • технология проектов и образовательных событий.

Исходя из единой методической темы школы объединение учителей математики и информатики работает над темой «Развитие ключевых компетенций на основе использования методов активного обучения». 

Проанализировав психолого–педагогическую литературу по данной теме, рассмотрев классификацию активных методов обучения таких авторов, как В.А. Сластенин, М. Новик, Е.П. Белозерцев и Ю.П. Абрамов я пришла к выводу, что активные методы обучения – это методы, направленные на активизацию мышления, характеризующиеся высокой степенью интерактивности, мотивации и эмоционального восприятия. Они позволяют развивать познавательную и творческую деятельность, повышать результативность.  Используя эти методы, учитель стремится создать условия, которые каждому учащемуся дают возможность поверить в свои силы, в то, что нет никаких ограничений для творчества, для поиска истинного решения. Активные методы обучения базируются на практической направленности, интерактивности, разнообразных коммуникациях, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии. 
           Одной из задач любого педагога является закладка фундамента для дальнейшего продолжения образования. Считаю, что используемая мною система работы позволяет решать и эту задачу. В своей профессиональной деятельности учитываю образовательные потребности детей, их индивидуальные способности. 
           Организуя учебную деятельность учащихся использую дифференцированный подход. Актуальность дифференциации заключается в том, что в школе обучаются разные дети, с различным уровнем подготовки, различным темпераментом и т.д. На своих уроках стараюсь предоставить возможность самим учащимся выбрать посильный уровень и работать в своём темпе.
          При работе с учащимися, испытывающими трудность в обучении, стараюсь в первую очередь настроить на положительное отношение к учению. Для этого использую занимательный материал, поощряю успехи ребенка, делаю упор на мое личное расположение, внимание, готовность к оказанию помощи. Особо контролирую работу этих детей на различных этапах урока: отслеживаю подготовленность к уроку, при изложении нового материала, в ходе самостоятельной работы. 
        Работа с одаренными детьми также является немаловажной. Это и обязательное решение в классе дополнительных задач, и стимулирование поиска нескольких решений одной задачи или доказательств одной и той же теоремы, предложение дополнительных заданий для домашней работы, приобщение учащихся к работе с дополнительной литературой по предмету. 

Технология критического мышления- развивает коммуникативные компетентности, умение находить и анализировать информацию, учит мыслить объективно и разносторонне. Одна из основных целей данной технологии - научить ребёнка самостоятельно мыслить и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что нового он открыл для себя. Использую на уроках и во внеурочной деятельности некоторые приемы развития критического мышления: чтение с остановками; работа с вопросниками; таблица «Знаю, узнал, хочу узнать»; написание творческих работ.

Применение их на уроках позволяет получить очень хороший результат, поскольку используются разные источники информации, задействованы различные виды памяти и восприятия. Письменное фиксирование информации позволяет лучше запоминать изученный материал. Уроки, выстроенные по технологии "критического мышления", побуждают детей самим задавать вопросы и активизируют к поиску ответа.

Технология развивающего обучения применяется, т.к. работаю в классах, которые в начальной школе обучались по системе Л.В. Занкова. Её основными идеями являются: ориентация учебного процесса на потенциальные возможности учащихся и их реализацию, проблемность обучения; оптимальное развитие различных видов мыслительной деятельности (с наглядно-действенного, практического, наглядно-образного, отвлеченного, абстрактно-теоретического); индивидуализация и дифференциация обучения; специальное формирование как алгоритмических, так и эвристических приемов умственной деятельности.

Применяя групповую технологию,  способствую активизации познавательной деятельности учащихся, развитию навыков самостоятельной учебной деятельности: определению ведущих и промежуточных задач, выбору оптимального пути, умению предусматривать последствия своего выбора, объективно его оценивать. У обучающихся развиваются умения успешного общения (умение слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание и т.д.), совершенствуются межличностные отношения в классе.

Игровые формы обучения на уроке – эффективная организация взаимодействия педагога и учащихся. В большей степени применяю эту технологию при работе с 5-6 классами. Игра – творчество, игра – труд. В процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Учащиеся не замечают, что в ходе игры они учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, развивают навыки, фантазию. Даже самые пассивные из учеников включаются в игру с огромным желанием.

Цель ставлю перед учащимися в форме игровой задачи, учебный материал использую в качестве средства игры; в учебную деятельность ввожу элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую.

Здоровьесберегающая технология. Для того, чтобы дети не уставали на уроке, я провожу физкультминутки и специальные упражнения для снятия напряжения с мышц опорно-двигательного аппарата, упражнения для рук и пальцев, упражнения для формирования правильного дыхания, упражнения для укрепления мышц глаз и улучшения зрения. Уделяю большое внимание сохранению здоровья путём выработки правильной осанки при работе.

Появление мотивации познавательной деятельности наиболее успешно может быть вызвано проблемностью, созданной учителем в обучении. Кроме того, проблемное обучение способствует развитию интеллектуальных, творческих способностей учащихся. Проблемное обучение основано на получении новых знаний через решение теоретических и практических проблем.

Организацию проблемного обучения осуществляю на основе проблемных вопросов, задач, заданий, проблемных ситуаций. Проблемная ситуация является важной составляющей проблемного обучения, во многих случаях именно с нее начинается весь процесс.

Существуют разные способы создания проблемных ситуаций, наиболее часто использую в своей работе следующие:

Первый способ: проблемная ситуация возникает при условии, если учащиеся не знают способы решения поставленной задачи, не могу ответить на проблемный вопрос, дать объяснение новому факту в учебной или жизненной ситуации.

Второй способ: проблемные ситуации возникают при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях.

Третий способ: проблемная ситуация легко возникает в том случае, если имеется противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимости выбранного способа.

Проблемное обучение использую на различных этапах учебного процесса, но чаще при изучении нового материала. Ученик самостоятельно усваивает новое понятие, название которого учитель вводит после усвоения его сущности. При разрешении проблемной ситуации учащиеся проходят все основные этапы этого процесса: анализ, выдвижение версий и их обсуждение, решение проблемы с использованием версий, проверка правильности решения проблемы. Постоянная постановка перед учеником проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешить, тем самым мы имеем дело с творческой личностью всегда способной к поиску.

Кроме описанных выше технологий особый интерес у меня вызывают такие технологии, как ИК-техногия, кейс-технология, технология образовательных событий. Их применение описано на странице «Инновационная деятельность» моего сайта.