Публикации
Много лет подряд я занималась изучением темы "Индивидуальный образовательный маршрут ученика-исследователя" . Предлагаю вам часть моих изысканий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Модель управления организацией работы с детьми с признаками одаренности. На правах рукописи | 171.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Нижневартовский государственный университет»
Факультет Педагогики и психологии
Кафедра психологии образования и развития
На правах рукописи
Солодовникова Людмила Сергеевна
Модель управления организацией работы с детьми
с признаками одаренности
Автореферат
магистерской диссертации
на соискание степени магистра
по направлению 440401.Педагогическое образование
Магистерская программа «Менеджмент в образовании»
Нижневартовск, 2017
Работа выполнена в ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет»
Научный руководитель: | кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и педагогического и социального образования Телегина Ия Степановна |
Внешний оппонент | заместитель директора по учебной работе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия №2» Шалафаст Ольга Ивановна |
Защита состоится ______ июня 2017 года в ______ часов на заседании государственной экзаменационной комиссии государственной итоговой аттестации по направлению подготовки 44.04.01. –Педагогическое образование Магистерская программа «Менеджмент в образовании» в ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет» по адресу: 628600 Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Нижневартовск, улица Ленина, дом 56.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
Актуальность исследования. Изменение современного общества, новые информационные и технологические задачи, вызовы цивилизации, несомненно, отражаются на всех сферах его деятельности, в том числе и на системе образования. Стремительные изменения социальной реальности, запросы государства, бизнеса и семьи – все это ставит перед школой новые задачи, выражающиеся, прежде всего в новом личностном результате. Обществу нужна личность, способная развивать свои задатки, имеющая высокий деятельностный и морально-нравственный потенциал, устремленная на достижение поставленных перед собой целей, способная к саморазвитию
Требования Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и федерального государственного стандарта общего образования ставят новые задачи перед участниками образовательного процесса, прежде всего, перед учителем, который становится конструктором новой образовательной реальности, складывающейся из новых педагогических ситуаций, заданий.
Основные изменения в системе образования, осуществляющиеся на основе Закона Российской Федерации «Об образовании», «Национальной доктрины российского образования», «Концепции модернизации», Государственной программы развития образования на 2013-2020 годы заключаются в новом понимании такого показателя, как «качество образования»,«индивидуализация образовательного процесса».
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года определяет перед образовательными организациями необходимость «разработки и успешной реализация федеральных, региональных и муниципальных целевых программ поддержки одаренных детей, создание условий для развития их способностей в сфере образования, науки, культуры и спорта, независимо от их места жительства, социального положения и финансовых возможностей их семей», выдвигает требования по совершенствованию системы выявления и поддержки одаренных детей.
Изменяется общество, образовательная среда, требования общества к результатам деятельности различных видов образовательных учреждений и реализуемых ими образовательных программ.
Учеными Ю.Д.Бабаевой, Д.Б.Богоявленской, Н.С.Лейтесом, А.И.Савенковым, МА.Холодной, В.Э.Шадриковым, В.С.Юркевичем разработаны и определены к данному времени сущность понятий «одарённость», «одарённый ребёнок», выявлены специфические особенности ребёнка с признаками одаренности. Созданы концептуальные модели одаренности, предприняты попытки классификации видов одарённости и (Ю.Д.Бабаева, Д.Б.Богоявленская, A.M.Матюшкин, Дж.Рензулли, В.Д.Шадриков и др.). Исследован и обобщен процесс педагогического сопровождения одаренных детей в образовательных учреждениях (В.А.Лазарев, В.И.Панов и др.).
Исследования А.Г.Асмолова,В.И.Панова,Л.И.Ларионовой,Н.С.Лейтеса и других сыграли определяющую роль в формировании современных педагогических и психологических подходов к решению задач воспитания и обучения детей с признаками одаренности.
В «Рабочей концепции одарённости» под ред. Д.Б. Богоявленской и В.Д. Шадрикова) одарённость рассматривается как системное, развивающееся в течение всей жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности (практической, теоретической, художественно-эстетической, коммуникативной и духовно-ценностной) по сравнению с другими людьми.
Ученика с признаками одаренности можно выделить среди от школьных сверстников повышенной познавательной потребностью, четко выраженным интересом к тем или иным сферам деятельности, высокой увлеченностью определенным предметом или занятием, ненасытной любознательностью, склонностью ставить сверхтрудные цели, стремлением к совершенству.
Однако, несмотря на осознание необходимости особого подхода к выявлению и поддержке одаренных детей, образовательная практика продолжает сталкиваться с проблемами управления работой с детьми с признаками одаренности.
Профессиональный педагогический стандарт, предъявляющий требования в профессиональным характеристикам педагога, тем не менее, не дает четких рекомендаций к работе с детьми, относящимися к одаренным.
Каждая образовательная организация вынуждена вырабатывать собственную модель организации управления работой с детьми с признаками одаренности.
Постановление Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2015 года №1239 «От утверждении правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития» определяет важнейшие направления деятельности образовательных организаций в данном направлении:
а) обеспечение индивидуальной работы с одаренными детьми по формированию и развитию их познавательных интересов, в том числе тьюторской и (или) тренерской поддержки; б) профессиональная ориентация одаренных детей посредством повышения их мотивации к трудовой деятельности по профессиям, специальностям, направлениям подготовки, востребованным на рынке труда; в) содействие в трудоустройстве после окончания обучения;г) психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей; д) иные формы
Данные психологических исследований, выполненных в рамках Президентской программы "Дети России", демонстрируют серьезную проблему соврееменной школы: из 20% детей школьного возраста, которые могут быть отнесены к группе одаренных, реализуют свой потенциал всего 2-5% детей.
С этих позиций мы рассматриваем проблему организации управления педагогического сопровождения одарённого подростка как одну из важнейших в решении задач модернизации системы образования. В.А.Айрапетова, Е.А.Александрова, М.Р.Битянова, О.С.Газман, Н.Б.Крылова, A.B.Мудрик, В.А.Лазарева в педагогических исследованиях описывают и обосновывают различные варианты сопровождения и поддержки обучающихся образовательных организаций.
Однако, научная разработанность отдельных областей управления педагогическим сопровождением детей с признаками одаренности, в общеобразовательном учреждении до последнего времени не являлось предметом специального педагогического Недостаточное научно-методическое обеспечение решения проблемы развития и поддержки подростковой одарённости привело к тому, что в современной теории и практике существует ряд противоречий:
-между потенциалом систем формального и неформального образования в развитии одаренности и недостаточностью его использования в практике общеобразовательных организаций;
-между актуальностью проблем выявления и поддержки одарённых детей и недостаточной разработанностью управлением сопровождением детей с признаками одаренности при проектировании и организации индивидуальной работы;
-между необходимостью внедрения идей индивидуализации образовательного процесса в современную практику и недостаточной подготовленностью к этому педагогов общеобразовательных учреждений.
Цель исследования: обоснование и экспериментальная проверка модели управления организации работы с детьми с признаками одаренности
Объект исследования: организация процесса управления индивидуальной работой с одареᶦнными деᶦтьми.
Преᶦ дмеᶦт исслеᶦдования модель управления организацией работы с деᶦтьми с признаками одаренности.:
Гипотеза исследования: Управление моделью будет успешно, если
-одаренность рассматривать как интегративный образовательный результат;
-определен критериально-уровневый аппарат и характеристика одаренности;
-разработан и реализован проект «Индивидуальный образовательный маршрут ученика-исследователя».
Задачи исслеᶦдования:
1.Осуществить теоретический анализ проблемы управления организацией работы с детьми с признаками одаренности.
2.Определить критериально-уровневую характеристику детей с признаками одаренности.
3.На основе структурно-функциональных подходов спроектировать модель управления организацией работы с детьми с признаками одаренности.
4.Разработать модель управления управления организацией работы с детьми с признаками одаренности. ( на примере МБОУ «Гимназия №2»).
Методологической основой исследования послужили следующие подходы: системного подхода (И.Ц. Блаунберг, Э.Г.Юдин, и др.);деятельностной природы человека(К.А. Абульханова-Славская А.Н.Леонтьев, и др.);гуманистического подхода(Л.С.Выготский,М.К.Мамардашвили,И.Кант,);личностно-ориентированного подхода(Е.В.Бондаревская, И.А.Зимина, И.С. Якиманская и др.), образования как «индивидуальной культуры» человека (С.И.Гессен).
Теоретической базой исследования послужили:педагогическая теория индивидуализации образования (О.С.Гребенюк, А.И.Кочетов, Е.А.Александрова, Н.Б.Крылова, Н.Н.Верцинская); психологические теории смыслопоисковой активности, личностного и профессионального самоопределения в современном информационном обществе (С.П.Грушевский, Д.А.Леонтьев, В.И.Слободчиков, В.А.Петровский, Н.С.Пряжников, С.Н.Чистякова).концепция образовательного маршрута (Н.В.Кузьмина, А.А.Остапенко, А.П.Тряпицына); психолого-педагогические концепции развивающего образования и «возрастной школы» (В.С.Библер; В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин, И.Д.Фрумин); теория педагогических систем (Н.В.Кузьмина, В.П.Беспалько).
С целью решения поставленных задач и проверки исходных предположений использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ и интерпретация педагогических и психологических исследований, моделирование педагогических объектов); экспериментальные (изучение педагогического опыта, беседа, опрос, тестирование, контент-анализ, экспертиза продуктов творчества учащихся, формирующий педагогический эксперимент); математические (статистическая обработка экспериментальных данных).
База исследования: МБОУ «Гимназия № 2» и образовательные организации города Нижневартовска.
Основные этапы исследования: исследование было организовано в несколько этапов.
Первый этап (сентябрь 2015г. - май 2016г.) На данном этапе был организован сбор научной информации, изучение методологической и теоретической базы, её обоснование; формулировка цели, задач, основных понятий исследования. Проведена систематизация полученных материалов, уточнен общий замысел, программа и методологические характеристики исследования.
На втором этапе (сентябрь- декабрь 2015г.) были определены критерии, показатели и уровни управления организацией работы с детьми с признаками одаренности, разработана методика диагностики готовности педагогов к работе с детьми с признаками одаренности, создана теоретическая модель ее формирования в учебно-воспитательном процессе, проведены пилотные исследования по апробации построенной модели в условиях оздоровительных лагерей, организуемых общеобразовательными школами в рамках реализуемых основных образовательных программ.
Третий этап (декабрь 2015– май 2016г.) был посвящен экспериментальной работе, в ходе которой осуществлялась разработка инновационных образовательных проектов, в различных вариантах реализующих предложенную модель. Проводились диагностические замеры, анализировались статистические данные.
На четвертом этапе (апрель – июнь 2017г.) Осуществлен анализ и обработка результатов формирующего этапа, уточнены теоретические положения, оформлена работа в целом.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработана модель управления организацией работы с детьми с признаками одаренности.
При этом на основе полученных результатов исследования: апробирована модель управления организации работы с детьми с признаками одаренности. Апробирована педагогическая технология, реализующая социально-педагогические условия реализации индивидуального образовательного маршрута детей с признаками одаренности;
На защиту выносятся следующие положения:
1. Управление организацией работы с детьми с признаками одаренности представляет собой процесс создания модели управления организацией работы с детьми с признаками одаренности
2. Критериями эффективности реализации модели управления организацией работы с детьми с признаками одаренности является успешность деятельности обучающихся в когнитивной, процессуальной и мотивационной сферах.
3. Реализация модели управления организацией работы с детьми с признаками одаренности направлена на стремление к наиболее полному раскрытию личности одаренного ребенка; проявление самостоятельности в реализации индивидуального образовательного маршрута ученика-исследователя.
Достоверность результатов исследования и сделанных на их основе выводов обеспечиваются: разработанностью исходных методологических позиций, соответствием методов исследования целям и задачам работы, применением методов статистической обработки данных, данных педагогического мониторинга образовательных организаций и личным участием автора в исследовательской работе.
Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы исследования были представлены в виде докладов на всероссийском форуме «Образование взгляд в будущее»(г.Обнинск, 2015г.), на XVIII всероссийской студенческой научной конференции Нижневартовского государственного университета (г.Нижневартовск, 2016г.), на VI международной научно-практической конференции «Культура. Наука. Образование» всероссийской студенческой научной конференции (г.Нижневартовск, 2017г.), а также на заседаниях ресурсного методического центра «Выявление и поддержка одаренных детей» г.Нижневартовск.
Основные результаты исследования внедрены в учебный процесс МБОУ «Гимназия №2», образовательных организаций города Нижневартовска через программу диссеминации педагогического опыта в рамках деятельности городского методического ресурсного центра «Выявление и поддержка одаренных детей»
Объем и структура диссертации:. Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений. Текст диссертации изложен на 106 страницах, включает 15 таблиц, 4 приложения, отражающими основные положения и результаты исследования.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность проблемы исследования, определяются цель, объект и предмет, формулируются гипотеза и задачи исследования; раскрывается его теоретическая основа; определяются этапы и методы исследования; приведены сведения об апробации результатов исследования; определяется теоретическая и практическая значимость; формулируются положения, выносимые на защиту.
В первой главе -«ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ПРИЗНАКАМИ ОДАРЕННОСТИ» нами рассмотрены:
- Концептуальные подходы к определению детской одаренности. Проанализированы идеи «концепции возрастной (умственной) одаренности Н.С.Лейтеса, модель Л.А.Венгера, «концепция творческой одаренности» М.А.Матюшкина «Модель креативного поля» и теория интеллектуальной надситуативной активности Д.Б.Богоявленской.
- Подходы педагогических практик работы с детьми с признаками одаренности Общероссийского общественного движения «Одаренные дети - будущее России, Общественной Малой академии наук «Интеллект будущего», общероссийского общественного движения творческих учителей «Исследователь»
- Системный подход к трактовке детской одаренности авторов «Рабочей концепции одаренности» .
Тема исследования, ее цель предполагает обращение к понятиям «одаренность», «дети, с признаками одаренности», « управление», «развитие детской одаренности»
«Одареность» как понятие трактуется как интегративный образовательный результат, включающий три компонента: мотивационный, процессуальный, конгнитивный.
В психолого-педагогической литературе даются различные определения понятия «детской одаренности», мы будем использовать данное понятие в следующем значении: «детская одаренность – сочетание возрастных факторов одаренности внутренних условий личностного роста ребенка, позволяющие ему успешно реализовывать свои способности в специфических возрастных видах деятельности».
Основной задачей управления организацией работы с детьми с признаками одаренности является развитие детской одаренности, мы определили данный показатель как, «целостный системный процесс качественных и количественных позитивных изменений способностей одаренного ребенка».
В диссертационном исследовании управление определяется как, «сложный целенаправленный процесс воздействия управляющей системы на управляемый объект».
Мы согласны с большинством современных исследователей одаренности, что этот интегративный показатель не является постоянным, а значит, мы будем употреблять понятие «дети с признаками одаренности» и это понятие в приведенном исследовании будет равнозначно значению «одаренный ребенок»
В 1 главе проанализированы наиболее распространенные подходы к характеристике исследуемой проблемы, через программно-целевой, системный и проектно-целевой подход к комплексному педагогическому моделированию внутришкольного управления организацией работы с детьми с признаками одаренности.
Во второй главе «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ПРИЗНАКАМИ ОДАРЕННОСТИ» - раскрыта методика констатирующего эксперимента, в которой выделены цели и задачи экспериментальной работы. Представлено содержание работы по
уточнению критериально-диагностического аппарата, детей с признаками одаренности;исследование состояние образовательного процесса, и возможность управления организацией работы с детьми с признаками одаренности.
Целью экспериментальной работы явилялось:реализация модели управления организацией работы с детьми с признаками одаренности;оценка эффективности функционирования данной модели.(рис1)
Главным достоинством структурно-функциональной модели является возможность разделить сложную проблему с большой неопределенностью на компоненты, которые лучше поддаются анализу. Построение модели позволяет оптимизировать организацию работы с одаренными детьми на уровне учителя, образовательной организации.
Педагог, работающий с одаренными детьми, должен быть профессионально компетентен, иметь определенные знания в области психологии и педагогики детской одаренности, занимать активную профессионально-личностную позицию, обладать особыми личностными качествами. Личность педагога- один из важнейших факторов развития одаренных детей. Подготовленные учителя больше ориентируются на творчество, поощряют учащихся к принятию собственного решения. Вопросы подбора и подготовки педагога для работы с одаренными детьми сложны и неоднозначны, требуют учета личностных качеств.
Нами были определены этапы реализации данной модели. В ходе подготовительного этапа осуществлялся: теоретический анализ литературы по проблеме организации работы с одаренными детьми, состояние данной работы в МБОУ «Гимназия №2», структурирование основных критериев и показателей результативности работы с одаренными детьми, определение исходных уровней, выбор диагностических подходов, позволяющих определить уровень результативности деятельности по работе с одаренными детьми. Таким образом, реализуется информационно-аналитическая функция на уровне всех участников образовательного процесса.
Следующим этапом является исходно-диагностический. На данном этапе реализовывалась планово-прогностическая и организационная функция, осуществляется диагностика результативности работы с одаренными детьми в сфере исследовательской деятельности, анализ ее результатов.
В качестве направлений деятельности, требующих внимания, выступают научно-методическая работа педагогов и исследовательская деятельность обучаемых. Результативность деятельности педагога по данному направлению определяется значениями комплекса критериев и индикаторов. Критерий выступает в роли мерила, нормы, по которому производится оценка. Сравнивая с ним реальное состояние объекта, можно установить степень его соответствия, приближения к норме.
Контрольно-диагностическая функция возложена на заместителя директора по учебной работе, курирующего направление работы с одаренными детьми. Предметом этой оценки выступают процессы и результаты. Оценка состояния результативности деятельности предусматривает три уровня: высокий, средний и низкий.
РИС.1 Модель управления организацией работы с детьми с признаками одаренности
Определение такого уровня результативности деятельности педагога по развитию исследовательской деятельности с одаренными детьми дает возможность руководителям методических объединений и преподавателям делиться опытом результативной деятельности, используя различные площадки. Важнейшими, из них является возможность диссеминации опыта через городской методический центр «Выявление и поддержка одаренных детей ».
Регулятивно- коррекционная функция реализуется на нескольких уровнях: на уровне образовательной организации, на уровне учителя-руководителя исследовательской работой обучающегося, на уровне обучающегося.
В процессе работы используются различные формы организации и содержания работы с детьми общей одаренности: базовая подготовка учащихся, обеспечивающая развитие творческого потенциала детей; профильное обучение; групповая и самостоятельная формы работы с отдельными комплексными проблемами, требующими синтеза знаний по ряду предметов, и способами их разработки в профессиональных областях; элективные курсы; проектная деятельность.
Реализовывается поддержка и развитие выявленных интересов, склонностей, способностей (внешкольное и дополнительное образование): творческие конкурсы, фестивали, олимпиады (очные и заочные); защита исследовательских проектов на научно-практических конференциях; участие в предметных неделях; кружковая работа; курсы по подготовке к ЕГЭ; работа в научном обществе учащихся. Осуществляется самообразование: работа в библиотеке, медиатеке; обучение на очно- заочных курсах.характеризует особенности обучения и развития одаренного ребенка на протяжении определенного времени. Индивидуальный образовательный маршрут соответствует личностно-ориентированному образовательному процессу, но в то же время, не идентичен ему, так как имеет характерные особенности. Он специально разрабатывается для конкретного одаренного обучающегося. Причем на стадии разработки маршрута одаренный обучающегося выступает как субъект выбора дифференцированного образования, предлагаемого образовательным учреждением, а на стадии реализации обучающийся выступает как субъект осуществления образования. Выбор того или иного маршрута определяется комплексом факторов:
- особенностями, интересами и потребностями самого ребенка и его родителей в достижении необходимого образовательного результата;
- возможностями удовлетворить образовательные потребности одаренной личности;
- ресурсными возможностями.
Апробация результатов осуществлялась в рамках реализации программы городского инновационного ресурсного центра «Выявление и поддержка одаренных детей», на заседаниях методического объединения предметов гуманитарного цикла, на педагогических советах «Гимназии №2», научно-практических конференциях Нижневартовского государственного университета, на всероссийском форуме «Образование– взгляд в будущее», в опубликовании результатов исследования.
Реализация модели управления организацией работы с детьми
с признаками одаренности
На подготовительном этапе эксперимента нами были осуществлены следующие мероприятия: определена структура основных критериев и показателей результативности работы с детьми с признаками одаренности; определён исходный уровень, выбраны диагностические подходы, позволяющие определить уровень результативности управления организацией работы с детьми с признаками одаренности.
На исходно-диагностическом этапе реализовывалась планово-прогностическая и организационная функция, осуществляется диагностика результативности работы с одаренными детьми в сфере исследовательской деятельности, анализ ее результатов.
Результативность деятельности педагога по данному направлению определяется значениями комплекса критериев и индикаторов.
Контрольно-диагностическая функция возложена на заместителя директора по учебной работе, курирующего направление работы с одаренными детьми. Предметом этой оценки выступают процессы и результаты. Оценка состояния результативности деятельности предусматривает три уровня: высокий, средний и низкий. Определение такого уровня результативности деятельности педагога по развитию исследовательской деятельности с одаренными детьми дает возможность руководителям методических объединений и преподавателям делиться опытом результативной деятельности, используя различные площадки. Важнейшими, из которых является возможность диссеминации опыта через городской методический центр «Развитие и поддержка одаренных детей в сфере исследовательской деятельности».
Регулятивно- коррекционная функция реализуется на нескольких уровнях: на уровне образовательной организации, на уровне учителя, руководителя исследовательской работой обучающегося, на уровне обучающегося.(рис 2) В качестве основной формы итогового результата является освоение обучающимися программы старшей профильной школы .
В ходе эксперимента работу с детьми с признаками одаренности на уровне класса курирует классный руководитель. Он координирует индивидуальную работу всех лиц, заинтересованных в судьбе ребенка с признаками одаренности. технологии построения индивидуального образовательного маршрута ученика-исследователя, проектирование личностью своего жизненного пути и подготовка к профессиональной деятельности.
РИС 2 Регулятивно-коррекционная функция
Это учителя-предметники, руководители кружков, секций, психолог, администрация школы, обеспечивает необходимое общение, связь с родителями. Происходит расширение роли и функций педагога, как классного руководителя.
У классного руководителя появляется необходимость исполнения таких ролей, как тьютор, модератор, фасилитатор.
В работе представлены результаты успешного функционирования модели управления организацией работы с детьми с признаками одаренности. Проанализированы данные мониторинговых исследований результатов образовательной деятельности по направлению «Работа с одаренными и талантливыми обучающимися».
Мониторинг реализации проекта «Индивидуальный образовательный маршрут ученика-исследователя» проводится в конце учебного года. (Таблица 1)
Таблица 1
Мониторинг реализации проекта
«Индивидуальный образовательный маршрут ученика-исследователя»
Показатели | Индикаторы | Результативность | ||
2015 | 2016 | 2017 | ||
Участие учащихся детей в различных интеллектуальных конкурсах, олимпиадах, в том числе окружных, Всероссийских и межпредметных | Доля детей, вовлеченных в мероприятия, направленные на выявление и развитие одаренности | 17% | 27% | 31 % |
Повышение мотивации к учебно-познавательной деятельности среди обучающихся с признаками одаренности | Оценка уровня учебной мотивации учащихся (в соответствии с гимназической рейтинговой шкалой) | 3,5 балла | 4,0 балла | 4,2 балла |
Включенность педагогов гимназии в инновационный процесс | Доля педагогов. использующих в учебном процессе современные технологии, в том числе ИОМ | 10% педагогов | 15% педагогов | 25 % педагогов |
Грантовая поддержка одаренных детей | Доля детей, получивших государственную поддержку (премии и гранты) Участие в программе «Сириус» «Гуманитариус» «Артек» | Не менее 2 учащихся Семенов А, Наврузов Ф, | Не менее 2 учащихся Солодовников М, Миронова А, Васянин Д, | Сиднин А, Ларикова А., Сафин А, Солодовников М, Юсупова А, Миронова А, Магадиева Л, Реутова Н, Васянин Д, |
Публикация творческих работ учащихся в научных сборниках | Количество публикаций лучших научных работ и достижений учащихся | Семенов А, Макаров А, Сафин А | Сафин А., Каменских Е, Миронова А, | Бауэр А, Сафин А., Арсланова А, Юмагузин И. |
Представление результата ученика-исследователя | Количество участников Слета НОУ/межрегионального фестиваля исследовательских работ «Открытие мира» | 17/25 | 15/20 | 17/13 |
Представление результата ученика-исследователя | Количественный состав/фамилии победителей | Истрофилова Е, Сафин А, Броян, Макаров А Татаренков Н, | Татаренков Н, Сафин А, Броян Ш | Юмагузин Арсланова Долинкина Ульянчик Беляев Мельников Волохина Броян Крутских Вороненкова Бауэр А. |
Успешность научно-исследовательской деятельности учащихся | Доля учащихся, победителей и призеров городского Слета НОУ | 29 | 20 | 23 |
Создание условий для творческого развития учащихся в гимназии | Доля учащихся, занятых в системе дополнительного образования | 65% | 65% | 70% |
Определены уровни успешности педагогов основной и старшей школы в решении поставленных задач, обозначены дальнейшие перспективы реализации модели управления организацией работы с детьми с признаками одаренности. Всего на ступени основной и старшей школы работает 32 педагога. (Таблица 2.)На основании результатов мониторинга на уровне учителя определены уровни результативности «высокий», «средний», «низкий»
Таблица 2
Мониторинг образовательной деятельности на уровне учителя
Направление «Результаты работы с детьми с признаками одаренности, обучающимися основной и старшей школы.»
Показатель | Количество обучающихся, являющихся победителями и призерами | Количество педагогов, обеспечивающих показатели по данным видам деятельности | % от общего числа педагогов, принявших участие в анкетировании |
Количество победителей школьного этапа всероссийской олимпиады школьников | 155 | 28 | 87,5% |
Количество призеров муниципального этапа ВОШ | 19 | 11 | 34% |
Количество победителей муниципального этапа ВОШ | 6 | 5 | 16% |
Количество участников регионального этапа ВОШ | 6 | 2 | 6% |
Количество победителей и призеров регионального этапа ВОШ | 1 | 1 | 3% |
Количество исследовательских работ | 24 | 825% | 25% |
Количество призеров и победителей Фестиваля «Открытие мира» Слета НОУ Окружной конференции «Шаг в будущее» | 14 | 5 | 16% |
Количество участников в конкурсах Кенгуру Математический чемпионат Русский медвежонок Золотое руно Пегас И др | 352 | 28 | 87% |
Количество участников 3 тура олимпиады УРФО | 197 | 26 | 81% |
Количество лауреатов Всероссийского конкурса «Познание и творчество» | 4 | 2 | 6% |
В заключении обобщаются результаты проведенного исследования и формулируются выводы. В ходе данного исследования подтверждена его теоретическая и практическая значимость Выполненное исследование имеет теоретико-экспериментальный характер. В процессе исследования все поставленные задачи были решены, цель достигнута.Решение данной проблемы осуществлено путем разработки, обоснования и реализации модели управления организацией работы с детьми с признаками одаренности, а также проверки эффективности ее функционирования. Установлено, что в результате внедрения модели управления организацией работы с детьми с признаками одаренности процесс выявления и поддержки таких детей стал системным. Увеличился количественный состав обучающихся, имеющий опыт успешной реализации способностей в предметных олимпиадах и конкурсах исследовательских работ, изменился качественный результат (рост количества победителей и призеров). Модель управления организацией работы с детьми с признаками одаренности функционирует, опираясь на принципы педагогического менеджмента (плановость, динамичность, эффективность, цикличность, оптимальность, непрерывность); реализуется через деятельность субъектов управления на четырех управленческих уровнях (стратегический, тактический, тактико-деятельностный, оперативный) и характеризуется целостностью, сложностью, многоаспектностью, технологичностью.
Основное содержание диссертационного исследования
отражено в следующих публикациях:
1.Солодовникова Л.С. Межрегиональный фестиваль исследовательских работ «Открытие мира» как образовательная программа для популяризации науки. // Традиции и инновации в образовательном пространстве России: в условиях реализации ФГТ и ФГОС. МатериалыВсероссийской научно-практической конференции, 2012. http://konference.nvsu.ru/konffiles/306/Tradicii%20i%20innovacii%20v%20obrazovatelnom%20prostranstve%20Rossii,%20HMAO-YUgry%20i%20NGGU%20-%20Mat%20konf%20-%202012.pdf
2.Солодовникова Л.С., Войтенко Л.И. Формирование исследовательской компетентности учащихся в условиях профильного обучения // Материалы III региональной научно-практической конференции «Традиции и инновации в образовательном пространстве ХМАО — Югры: новая модель образования в стратегии 2020 года» http://
3.Т.Л.Середовских Л.С.Солодовникова Организация педагогического сопровождения формирования исследовательской культуры обучающихся в деятельности НОУ.//Вестник Нижневартовского государственного университета.-2013 -№4-С.90-95
http://vestnik.nvsu.ru/arhiv/35/369.pdf
4.Солодовникова Л.С., Телегина И.С. Модель управления организацией работы с детьми с признаками одаренности // «Культура. Наука. Образование». Материалы VI Международной научно-практической конференции,2017 http://konference.nvsu.ru/konffiles/320/Kultura,%20nauka_konf_chast1.pdf .
5.Солодовникова Л.С.Индивидуальная программа работы с одаренными детьми https://infourok.ru/individualnaya_programma_raboty_s_odarennymi_detmi-123570.htm
Материалы исследования обобщались на конференциях и совещаниях различного уровня:
1.X Всероссийский открытый Форум «Образование: взгляд в будущее» https://infourok.ru/user/solodovnikova-lyudmila-sergeevna/page/rezultati
2. XI Российский форум «Образование: взгляд в будущее» (EduCamp – 2013) http://future4you.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=3339&Itemid=2144
3.Заседание городского методического ресурсного центра «Выявление и поддержка одаренных детей»13.09.2016 http://cro.edu-nv.ru/component/content/article/103-obshchestvennye-ob-edineniya/rmts/resursnye-metodicheskie-tsentry-po-aktualnym-napravleniyam-razvitiya-sistemy-obrazovaniya/vyyavlenie-i-podderzhka-odarennykh-detej-na-baze-mbou-gimnaziya-2/1439-zasedanie-gorodskogo-rmts-po-napravleniyu-vyyavlenie-i-podderzhka-odarjonnykh-detej-13-09-16