Публикации

Солодовникова Людмила Сергеевна

Много лет подряд я занималась изучением темы "Индивидуальный образовательный маршрут ученика-исследователя" . Предлагаю вам часть моих изысканий

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

 «Нижневартовский государственный университет»

Факультет Педагогики и психологии

Кафедра психологии образования и развития

На правах рукописи

Солодовникова Людмила Сергеевна

Модель управления организацией работы с детьми

с признаками одаренности

Автореферат

магистерской диссертации

на соискание степени магистра

по направлению 440401.Педагогическое образование

Магистерская программа «Менеджмент в образовании»

Нижневартовск, 2017


Работа выполнена в ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный  университет»

Научный руководитель:  

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и педагогического и социального образования          Телегина Ия Степановна

Внешний оппонент

заместитель директора по учебной работе муниципального бюджетного общеобразовательного  учреждения «Гимназия №2» Шалафаст Ольга Ивановна

Защита состоится ______ июня 2017 года в ______ часов на заседании государственной экзаменационной комиссии государственной итоговой аттестации по направлению подготовки 44.04.01. –Педагогическое образование Магистерская программа «Менеджмент в образовании» в ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет» по адресу: 628600 Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Нижневартовск, улица Ленина, дом 56.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Актуальность исследования. Изменение современного общества, новые информационные и технологические задачи, вызовы цивилизации, несомненно, отражаются на всех сферах его деятельности, в том числе и на системе образования.  Стремительные изменения социальной реальности, запросы государства, бизнеса и семьи – все это ставит перед школой новые задачи, выражающиеся, прежде всего в новом личностном результате. Обществу  нужна личность, способная развивать свои задатки, имеющая высокий деятельностный и морально-нравственный потенциал, устремленная на достижение поставленных перед собой целей, способная к саморазвитию

 Требования Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и федерального государственного стандарта общего образования ставят новые задачи перед участниками образовательного процесса, прежде всего, перед учителем, который становится конструктором новой образовательной реальности, складывающейся из новых педагогических ситуаций, заданий.

Основные изменения в системе образования, осуществляющиеся на основе Закона Российской Федерации «Об образовании», «Национальной доктрины российского образования», «Концепции модернизации», Государственной программы развития образования на 2013-2020 годы заключаются в новом понимании такого показателя, как «качество образования»,«индивидуализация образовательного процесса».

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года определяет перед образовательными организациями необходимость «разработки и успешной реализация федеральных, региональных и муниципальных целевых программ поддержки одаренных детей, создание условий для развития их способностей в сфере образования, науки, культуры и спорта, независимо от их места жительства, социального положения и финансовых возможностей их семей», выдвигает требования по совершенствованию системы выявления и поддержки одаренных детей.

Изменяется общество, образовательная среда, требования общества к результатам деятельности различных видов образовательных учреждений и реализуемых ими образовательных программ.

Учеными Ю.Д.Бабаевой, Д.Б.Богоявленской, Н.С.Лейтесом, А.И.Савенковым, МА.Холодной, В.Э.Шадриковым, В.С.Юркевичем разработаны и определены к данному времени сущность понятий «одарённость», «одарённый ребёнок», выявлены специфические особенности ребёнка с признаками одаренности. Созданы концептуальные модели одаренности, предприняты попытки классификации видов одарённости и (Ю.Д.Бабаева, Д.Б.Богоявленская, A.M.Матюшкин, Дж.Рензулли, В.Д.Шадриков и др.). Исследован и обобщен процесс педагогического сопровождения одаренных детей в образовательных учреждениях (В.А.Лазарев, В.И.Панов и др.).

Исследования А.Г.Асмолова,В.И.Панова,Л.И.Ларионовой,Н.С.Лейтеса и других сыграли определяющую  роль в формировании современных педагогических и психологических подходов к решению задач воспитания и обучения  детей с признаками одаренности.

В «Рабочей концепции одарённости» под ред. Д.Б. Богоявленской и В.Д. Шадрикова) одарённость рассматривается как системное, развивающееся в течение всей жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности (практической, теоретической, художественно-эстетической, коммуникативной и духовно-ценностной) по сравнению с другими людьми.

Ученика с признаками одаренности можно выделить среди  от школьных сверстников повышенной познавательной потребностью, четко выраженным интересом к тем или иным сферам деятельности, высокой увлеченностью определенным предметом или занятием, ненасытной любознательностью, склонностью ставить сверхтрудные цели, стремлением к совершенству.

Однако, несмотря на осознание необходимости особого подхода к выявлению и поддержке одаренных детей, образовательная практика продолжает сталкиваться с проблемами управления работой с детьми с признаками одаренности.

Профессиональный педагогический стандарт, предъявляющий требования в профессиональным характеристикам педагога, тем не менее, не дает четких рекомендаций к работе с детьми, относящимися к одаренным.

Каждая образовательная организация вынуждена вырабатывать собственную модель организации управления работой с детьми с признаками одаренности.

Постановление Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2015 года №1239 «От утверждении правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития» определяет важнейшие направления деятельности образовательных организаций в данном направлении:

а) обеспечение индивидуальной работы с одаренными детьми по формированию и развитию их познавательных интересов, в том числе тьюторской и (или) тренерской поддержки; б) профессиональная ориентация одаренных детей посредством повышения их мотивации к трудовой деятельности по профессиям, специальностям, направлениям подготовки, востребованным на рынке труда; в) содействие в трудоустройстве после окончания обучения;г) психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей; д) иные формы

Данные психологических исследований, выполненных в рамках Президентской программы "Дети России", демонстрируют серьезную проблему соврееменной школы:  из 20% детей школьного возраста, которые могут быть отнесены к группе одаренных, реализуют свой потенциал всего 2-5% детей.

С этих позиций мы рассматриваем проблему организации управления педагогического сопровождения одарённого подростка как одну из важнейших в решении задач модернизации системы образования. В.А.Айрапетова, Е.А.Александрова, М.Р.Битянова, О.С.Газман, Н.Б.Крылова, A.B.Мудрик, В.А.Лазарева в педагогических исследованиях описывают и обосновывают различные варианты сопровождения и поддержки обучающихся образовательных организаций.

Однако, научная разработанность отдельных областей управления педагогическим сопровождением детей с признаками одаренности, в общеобразовательном учреждении до последнего времени не являлось предметом специального педагогического Недостаточное научно-методическое обеспечение решения проблемы развития и поддержки подростковой одарённости привело к тому, что в современной теории и практике существует ряд противоречий:

-между потенциалом систем формального и неформального образования в развитии одаренности и недостаточностью его использования в практике общеобразовательных организаций;

-между актуальностью проблем выявления и поддержки одарённых детей и недостаточной разработанностью управлением сопровождением детей с признаками одаренности при проектировании и организации индивидуальной работы;

-между необходимостью внедрения идей индивидуализации образовательного процесса в современную практику и недостаточной подготовленностью к этому педагогов общеобразовательных учреждений.

Цель исследования: обоснование и экспериментальная проверка модели управления организации работы  с детьми с признаками одаренности

Объект исследования: организация процесса управления индивидуальной работой с одаренными детьми.

Пре дмет исследования модель управления организацией  работы с  детьми с признаками одаренности.: 

Гипотеза исследования: Управление моделью будет успешно, если

-одаренность рассматривать как интегративный образовательный результат;

-определен критериально-уровневый аппарат и характеристика одаренности;

-разработан и реализован проект «Индивидуальный образовательный маршрут ученика-исследователя».

Задачи исследования:

1.Осуществить теоретический анализ проблемы управления организацией работы  с детьми с признаками одаренности.

2.Определить критериально-уровневую характеристику детей с признаками одаренности.

3.На основе структурно-функциональных подходов спроектировать модель управления организацией работы с детьми с признаками одаренности. 

4.Разработать модель управления управления организацией работы  с детьми с признаками одаренности. ( на примере МБОУ «Гимназия №2»).

Методологической основой  исследования послужили следующие  подходы: системного подхода (И.Ц. Блаунберг, Э.Г.Юдин,  и др.);деятельностной природы человека(К.А. Абульханова-Славская А.Н.Леонтьев, и др.);гуманистического подхода(Л.С.Выготский,М.К.Мамардашвили,И.Кант,);личностно-ориентированного подхода(Е.В.Бондаревская, И.А.Зимина, И.С. Якиманская и др.), образования как «индивидуальной культуры» человека (С.И.Гессен).

 Теоретической базой исследования послужили:педагогическая теория индивидуализации образования (О.С.Гребенюк, А.И.Кочетов, Е.А.Александрова, Н.Б.Крылова, Н.Н.Верцинская); психологические теории смыслопоисковой активности, личностного и профессионального самоопределения в современном информационном обществе (С.П.Грушевский, Д.А.Леонтьев, В.И.Слободчиков, В.А.Петровский, Н.С.Пряжников, С.Н.Чистякова).концепция образовательного маршрута (Н.В.Кузьмина, А.А.Остапенко, А.П.Тряпицына); психолого-педагогические концепции развивающего образования и «возрастной школы» (В.С.Библер; В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин, И.Д.Фрумин); теория педагогических систем (Н.В.Кузьмина, В.П.Беспалько).

С целью решения поставленных задач и проверки исходных предположений использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ и интерпретация педагогических и психологических исследований, моделирование педагогических объектов); экспериментальные (изучение педагогического опыта, беседа, опрос, тестирование, контент-анализ, экспертиза продуктов творчества учащихся, формирующий педагогический эксперимент); математические (статистическая обработка экспериментальных данных).

База исследования: МБОУ «Гимназия № 2» и образовательные организации города Нижневартовска.

Основные этапы исследования: исследование было организовано в несколько этапов.

Первый этап (сентябрь 2015г. - май 2016г.) На данном этапе был организован сбор научной информации, изучение методологической и теоретической базы, её обоснование; формулировка цели, задач, основных понятий исследования. Проведена систематизация полученных материалов, уточнен общий замысел, программа и методологические характеристики исследования.

На втором этапе (сентябрь- декабрь 2015г.) были определены критерии, показатели и уровни управления организацией работы с детьми с признаками одаренности, разработана методика диагностики готовности педагогов к работе с детьми с признаками одаренности,  создана теоретическая модель ее формирования в учебно-воспитательном процессе, проведены пилотные исследования по апробации построенной модели в условиях  оздоровительных лагерей, организуемых общеобразовательными школами в рамках реализуемых основных образовательных программ.

Третий этап (декабрь 2015– май 2016г.) был посвящен экспериментальной работе, в ходе которой осуществлялась разработка инновационных образовательных проектов, в различных вариантах реализующих предложенную модель. Проводились диагностические замеры, анализировались статистические данные.

На четвертом этапе (апрель – июнь 2017г.) Осуществлен анализ и обработка результатов формирующего этапа, уточнены теоретические положения, оформлена работа в целом.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработана модель управления  организацией работы  с детьми с признаками одаренности.

При этом на основе полученных результатов исследования: апробирована модель управления организации работы с детьми с признаками одаренности. Апробирована педагогическая технология, реализующая социально-педагогические условия реализации индивидуального образовательного маршрута детей с признаками одаренности;

На защиту выносятся следующие положения:

1. Управление организацией работы с детьми с признаками одаренности представляет собой процесс создания модели управления организацией работы с детьми с признаками одаренности

2. Критериями эффективности реализации модели управления организацией работы с детьми с признаками одаренности является успешность деятельности обучающихся в когнитивной, процессуальной и мотивационной сферах.

3. Реализация модели управления организацией работы с детьми с признаками одаренности направлена на стремление к наиболее полному раскрытию личности одаренного ребенка; проявление самостоятельности в реализации индивидуального образовательного маршрута ученика-исследователя.

Достоверность результатов исследования и сделанных на их основе выводов обеспечиваются: разработанностью исходных методологических позиций, соответствием методов исследования целям и задачам работы, применением методов статистической обработки данных, данных педагогического мониторинга образовательных организаций и личным участием автора в исследовательской работе.

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы исследования были представлены в виде докладов на всероссийском форуме «Образование взгляд в будущее»(г.Обнинск, 2015г.), на XVIII всероссийской студенческой научной конференции Нижневартовского государственного университета (г.Нижневартовск, 2016г.), на VI международной научно-практической конференции «Культура. Наука. Образование» всероссийской студенческой научной конференции (г.Нижневартовск, 2017г.), а также на заседаниях ресурсного методического центра «Выявление и поддержка одаренных детей» г.Нижневартовск.

Основные результаты исследования внедрены в учебный процесс МБОУ «Гимназия №2», образовательных организаций города Нижневартовска через программу диссеминации педагогического опыта в  рамках деятельности городского методического ресурсного центра «Выявление и поддержка одаренных детей»

Объем и структура диссертации:. Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений. Текст диссертации  изложен на 106 страницах, включает 15 таблиц, 4 приложения, отражающими основные положения и результаты исследования.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность проблемы исследования, определяются цель, объект и предмет, формулируются гипотеза и задачи исследования; раскрывается его теоретическая основа; определяются этапы и методы исследования; приведены сведения об апробации результатов исследования; определяется теоретическая и практическая значимость; формулируются положения, выносимые на защиту.

В первой главе -«ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ПРИЗНАКАМИ ОДАРЕННОСТИ» нами рассмотрены:

- Концептуальные подходы к определению детской одаренности. Проанализированы идеи «концепции возрастной (умственной) одаренности Н.С.Лейтеса, модель Л.А.Венгера, «концепция творческой одаренности» М.А.Матюшкина «Модель креативного поля» и теория интеллектуальной надситуативной активности Д.Б.Богоявленской.

- Подходы педагогических практик работы с детьми с признаками одаренности Общероссийского общественного движения «Одаренные дети - будущее России, Общественной Малой академии наук «Интеллект будущего», общероссийского общественного движения творческих учителей «Исследователь»

- Системный подход к трактовке детской одаренности авторов «Рабочей концепции одаренности» .

Тема исследования, ее цель предполагает обращение к понятиям «одаренность», «дети, с признаками одаренности», « управление», «развитие детской одаренности»

«Одареность» как понятие трактуется  как интегративный образовательный результат, включающий три компонента: мотивационный, процессуальный, конгнитивный.

В психолого-педагогической литературе даются различные определения понятия «детской одаренности», мы будем использовать данное понятие в следующем значении: «детская одаренность – сочетание возрастных факторов одаренности внутренних условий личностного роста ребенка, позволяющие ему успешно реализовывать свои способности в специфических возрастных видах деятельности».

Основной задачей управления организацией работы с детьми с признаками одаренности является развитие детской одаренности, мы определили данный показатель как, «целостный системный процесс качественных и количественных позитивных изменений способностей одаренного ребенка».

В диссертационном исследовании управление определяется как,  «сложный целенаправленный процесс воздействия управляющей системы на управляемый объект».

Мы согласны с большинством современных исследователей одаренности, что этот интегративный показатель не является постоянным, а значит, мы будем употреблять понятие «дети с признаками одаренности» и это понятие в приведенном исследовании будет равнозначно значению «одаренный ребенок»

В 1 главе проанализированы наиболее распространенные подходы к характеристике исследуемой проблемы, через программно-целевой, системный и проектно-целевой подход к комплексному педагогическому моделированию внутришкольного управления организацией работы с детьми с признаками одаренности.

Во второй главе «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ПРИЗНАКАМИ ОДАРЕННОСТИ» - раскрыта методика констатирующего эксперимента, в которой выделены цели и задачи экспериментальной работы. Представлено содержание работы по

уточнению критериально-диагностического аппарата, детей с признаками одаренности;исследование состояние образовательного процесса, и возможность управления организацией работы с детьми с признаками одаренности.

Целью экспериментальной работы явилялось:реализация модели управления организацией работы с детьми с признаками одаренности;оценка эффективности функционирования данной модели.(рис1)

Главным достоинством структурно-функциональной модели является возможность разделить сложную проблему с большой неопределенностью на компоненты, которые лучше поддаются анализу. Построение модели позволяет оптимизировать организацию работы с одаренными детьми на уровне учителя, образовательной организации.

Педагог, работающий с одаренными детьми, должен быть профессионально компетентен, иметь определенные знания в области психологии и педагогики детской одаренности, занимать активную профессионально-личностную позицию, обладать особыми личностными качествами. Личность педагога- один из важнейших факторов развития одаренных детей. Подготовленные учителя больше ориентируются на творчество, поощряют учащихся к принятию собственного решения. Вопросы подбора и подготовки педагога для работы с одаренными детьми сложны и неоднозначны, требуют учета личностных качеств.

Нами были определены этапы реализации данной модели. В ходе подготовительного этапа осуществлялся: теоретический анализ литературы по проблеме организации работы с одаренными детьми, состояние данной работы в МБОУ «Гимназия №2», структурирование основных критериев и показателей результативности работы с одаренными детьми, определение исходных уровней, выбор диагностических подходов, позволяющих определить уровень результативности деятельности по работе с одаренными детьми. Таким образом, реализуется информационно-аналитическая функция на уровне всех участников образовательного процесса.

Следующим этапом является исходно-диагностический. На данном этапе реализовывалась планово-прогностическая и организационная функция, осуществляется диагностика результативности работы с одаренными детьми в сфере исследовательской деятельности, анализ ее результатов.

В качестве направлений деятельности, требующих внимания, выступают научно-методическая работа педагогов и исследовательская деятельность обучаемых. Результативность деятельности педагога по данному направлению определяется значениями комплекса критериев и индикаторов. Критерий выступает в роли мерила, нормы, по которому производится оценка. Сравнивая с ним реальное состояние объекта, можно установить степень его соответствия, приближения к норме.

Контрольно-диагностическая функция возложена на заместителя директора по учебной работе, курирующего направление работы с одаренными детьми. Предметом этой оценки выступают процессы и результаты. Оценка состояния результативности деятельности  предусматривает три уровня: высокий, средний и низкий.

РИС.1 Модель управления организацией работы с детьми с признаками одаренности

Определение такого уровня результативности деятельности педагога по развитию исследовательской деятельности с одаренными детьми дает возможность руководителям методических объединений и преподавателям делиться опытом результативной деятельности, используя различные площадки. Важнейшими, из них является возможность диссеминации опыта через городской методический центр «Выявление и поддержка одаренных детей ».

Регулятивно- коррекционная функция реализуется на нескольких уровнях: на уровне образовательной организации, на уровне учителя-руководителя исследовательской работой обучающегося, на уровне обучающегося.

В процессе работы используются различные формы организации и содержания работы с детьми общей одаренности: базовая подготовка учащихся, обеспечивающая развитие творческого потенциала детей; профильное обучение; групповая и самостоятельная формы работы с отдельными комплексными проблемами, требующими синтеза знаний по ряду  предметов, и способами их разработки в профессиональных областях; элективные курсы; проектная деятельность.

Реализовывается поддержка и развитие выявленных интересов, склонностей, способностей (внешкольное и дополнительное образование): творческие конкурсы, фестивали, олимпиады (очные и заочные); защита исследовательских проектов на научно-практических конференциях; участие в предметных неделях; кружковая работа; курсы по подготовке к ЕГЭ; работа в научном обществе учащихся. Осуществляется самообразование: работа в библиотеке, медиатеке; обучение на очно- заочных курсах.характеризует особенности обучения и развития одаренного ребенка на протяжении определенного времени. Индивидуальный образовательный маршрут соответствует личностно-ориентированному образовательному процессу, но в то же время, не идентичен ему, так как имеет характерные особенности. Он специально разрабатывается для конкретного одаренного обучающегося. Причем на стадии разработки маршрута одаренный обучающегося выступает как субъект выбора дифференцированного образования, предлагаемого образовательным учреждением, а на стадии реализации обучающийся выступает как субъект осуществления образования. Выбор того или иного маршрута определяется комплексом факторов:

- особенностями, интересами и потребностями самого ребенка и его родителей в достижении необходимого образовательного результата;

- возможностями удовлетворить образовательные потребности одаренной личности;

- ресурсными возможностями.

Апробация результатов осуществлялась в рамках реализации программы городского инновационного ресурсного центра «Выявление и поддержка одаренных детей», на заседаниях методического объединения предметов гуманитарного цикла, на педагогических советах «Гимназии №2», научно-практических конференциях Нижневартовского государственного университета, на всероссийском форуме «Образование– взгляд  в будущее», в опубликовании результатов исследования.

Реализация модели управления организацией работы с детьми

 с признаками одаренности

На подготовительном этапе эксперимента  нами были осуществлены следующие мероприятия: определена структура основных критериев и показателей результативности работы с детьми с признаками одаренности; определён исходный уровень, выбраны диагностические подходы, позволяющие определить уровень результативности управления организацией  работы с детьми с признаками одаренности.

На исходно-диагностическом этапе реализовывалась планово-прогностическая и организационная функция, осуществляется диагностика результативности работы с одаренными детьми в сфере исследовательской деятельности, анализ ее результатов.

Результативность деятельности педагога по данному направлению определяется значениями комплекса критериев и индикаторов.

Контрольно-диагностическая функция возложена на заместителя директора по учебной работе, курирующего направление работы с одаренными детьми. Предметом этой оценки выступают процессы и результаты. Оценка состояния результативности деятельности  предусматривает три уровня: высокий, средний и низкий. Определение такого уровня результативности деятельности педагога по развитию исследовательской деятельности с одаренными детьми дает возможность руководителям методических объединений и преподавателям делиться опытом результативной деятельности, используя различные площадки. Важнейшими, из которых является возможность диссеминации опыта через городской методический центр «Развитие и поддержка одаренных детей в сфере исследовательской деятельности».

Регулятивно- коррекционная функция реализуется на нескольких уровнях: на уровне образовательной организации, на уровне учителя, руководителя исследовательской работой обучающегося, на уровне обучающегося.(рис 2) В качестве основной формы итогового результата является освоение обучающимися  программы старшей профильной школы .

В ходе эксперимента работу с детьми с признаками одаренности на уровне класса курирует классный руководитель. Он координирует индивидуальную работу всех лиц, заинтересованных в судьбе ребенка с признаками одаренности. технологии построения индивидуального образовательного маршрута ученика-исследователя, проектирование личностью своего жизненного пути и подготовка к профессиональной деятельности.

РИС 2 Регулятивно-коррекционная функция

Это  учителя-предметники, руководители кружков, секций, психолог, администрация школы, обеспечивает необходимое общение, связь с родителями. Происходит расширение роли и функций педагога, как классного руководителя.

У классного руководителя  появляется необходимость исполнения таких ролей, как  тьютор, модератор, фасилитатор.

В работе представлены результаты успешного функционирования модели управления организацией работы с детьми с признаками одаренности. Проанализированы данные мониторинговых исследований результатов образовательной деятельности по направлению «Работа с одаренными и талантливыми обучающимися».

  Мониторинг реализации проекта «Индивидуальный образовательный маршрут ученика-исследователя» проводится в конце учебного года. (Таблица 1)

Таблица 1

Мониторинг реализации проекта

 «Индивидуальный образовательный маршрут ученика-исследователя»

Показатели

Индикаторы

Результативность

2015

2016

2017

Участие учащихся детей в различных интеллектуальных конкурсах, олимпиадах, в том числе окружных, Всероссийских и межпредметных

Доля  детей, вовлеченных в мероприятия, направленные на выявление и развитие одаренности

17%

27%

31 %

Повышение мотивации к учебно-познавательной деятельности среди обучающихся с признаками одаренности

Оценка уровня  учебной мотивации учащихся (в соответствии с гимназической рейтинговой шкалой)

3,5 балла

 4,0 балла

4,2 балла

Включенность педагогов гимназии в инновационный процесс

Доля педагогов. использующих в учебном процессе современные технологии, в том числе ИОМ

10%  педагогов

15% педагогов

25 % педагогов

Грантовая поддержка одаренных детей  

Доля детей, получивших государственную поддержку (премии и гранты)

Участие в программе «Сириус» «Гуманитариус»

«Артек»

Не менее 2 учащихся

Семенов А,

Наврузов Ф,

Не менее 2 учащихся

Солодовников М,

Миронова А,

Васянин Д,

Сиднин А,

Ларикова А.,

 Сафин А, Солодовников М, Юсупова А, Миронова А,

Магадиева Л, Реутова Н,

Васянин Д,

Публикация творческих работ учащихся в научных сборниках  

Количество публикаций лучших научных работ и достижений учащихся

Семенов А,

Макаров А,

Сафин А

Сафин А.,

Каменских Е,

Миронова А,

Бауэр А,

Сафин А.,

Арсланова А,

Юмагузин И.

Представление результата  ученика-исследователя

Количество участников Слета НОУ/межрегионального фестиваля исследовательских работ «Открытие мира»

17/25

15/20

17/13

Представление результата  ученика-исследователя

Количественный состав/фамилии победителей

Истрофилова  Е,

Сафин А,

Броян,

Макаров А

Татаренков Н,

Татаренков Н,

Сафин А,

Броян Ш

Юмагузин

Арсланова

Долинкина

Ульянчик

Беляев

Мельников

Волохина

Броян

Крутских

Вороненкова

Бауэр А.

Успешность научно-исследовательской деятельности учащихся

Доля учащихся, победителей и призеров городского Слета НОУ

29

20

23

Создание условий для творческого развития учащихся в гимназии

Доля учащихся, занятых в системе дополнительного образования

65%

65%

70%

Определены уровни успешности педагогов основной и старшей школы в решении поставленных задач, обозначены дальнейшие перспективы реализации модели управления организацией работы с детьми с признаками одаренности. Всего на ступени основной и старшей школы работает 32 педагога. (Таблица 2.)На основании результатов мониторинга на уровне учителя определены уровни результативности «высокий», «средний», «низкий»

Таблица 2

 Мониторинг образовательной деятельности на уровне учителя

Направление «Результаты работы с детьми с признаками одаренности, обучающимися основной и старшей школы.»

Показатель

Количество обучающихся, являющихся победителями  и призерами

Количество педагогов, обеспечивающих показатели по данным видам деятельности

% от общего числа педагогов, принявших участие в анкетировании

Количество победителей школьного этапа всероссийской олимпиады школьников  

155

28

87,5%

Количество призеров муниципального этапа ВОШ

19

11

34%

Количество победителей муниципального  этапа ВОШ

6

5

16%

Количество участников регионального этапа ВОШ

6

2

6%

Количество победителей и призеров регионального этапа ВОШ

1

1

3%

Количество исследовательских работ

24

825%

25%

Количество призеров и победителей

Фестиваля «Открытие мира»

Слета НОУ

Окружной конференции «Шаг в будущее»

14

5

16%

Количество участников в конкурсах

Кенгуру

Математический чемпионат

Русский медвежонок

Золотое руно

Пегас

И др

352

28

87%

Количество участников 3 тура  олимпиады УРФО

197

26

81%

Количество лауреатов Всероссийского конкурса «Познание и творчество»

4

2

6%

В заключении обобщаются результаты проведенного исследования и формулируются выводы. В ходе данного исследования подтверждена его теоретическая  и практическая значимость Выполненное исследование имеет теоретико-экспериментальный характер. В процессе исследования все поставленные задачи были решены, цель достигнута.Решение данной проблемы осуществлено путем разработки, обоснования и реализации модели управления организацией работы с детьми с признаками одаренности, а также проверки эффективности ее функционирования. Установлено, что в результате внедрения модели управления организацией работы с детьми с признаками одаренности процесс выявления и поддержки таких детей стал системным. Увеличился количественный состав обучающихся, имеющий опыт успешной реализации способностей в предметных олимпиадах и конкурсах исследовательских работ, изменился качественный результат (рост количества победителей и призеров). Модель управления организацией работы с детьми с признаками одаренности функционирует, опираясь на принципы педагогического менеджмента (плановость, динамичность, эффективность, цикличность, оптимальность, непрерывность); реализуется через деятельность субъектов управления на четырех управленческих уровнях (стратегический, тактический, тактико-деятельностный, оперативный) и характеризуется целостностью, сложностью, многоаспектностью, технологичностью.


Основное содержание диссертационного исследования

отражено в следующих публикациях:

1.Солодовникова Л.С. Межрегиональный фестиваль исследовательских работ «Открытие мира» как образовательная программа для популяризации науки. // Традиции и инновации в образовательном пространстве России: в условиях реализации ФГТ и ФГОС. МатериалыВсероссийской научно-практической конференции, 2012. http://konference.nvsu.ru/konffiles/306/Tradicii%20i%20innovacii%20v%20obrazovatelnom%20prostranstve%20Rossii,%20HMAO-YUgry%20i%20NGGU%20-%20Mat%20konf%20-%202012.pdf

2.Солодовникова Л.С., Войтенко Л.И. Формирование исследовательской компетентности учащихся в условиях профильного обучения // Материалы III региональной научно-практической конференции «Традиции и инновации в образовательном пространстве ХМАО — Югры: новая модель образования в стратегии 2020 года» http://

http://konference.nvsu.ru/konffiles/192/Tradicii%20i%20innovacii%20v%20obrazovatelnom%20prostranstve%20HMAO%20-%20Mat%20konf%20-%202011.pdf

3.Т.Л.Середовских Л.С.Солодовникова Организация педагогического сопровождения формирования исследовательской культуры обучающихся в деятельности НОУ.//Вестник Нижневартовского государственного университета.-2013 -№4-С.90-95

http://vestnik.nvsu.ru/arhiv/35/369.pdf

4.Солодовникова Л.С., Телегина И.С. Модель управления организацией работы с детьми с признаками одаренности // «Культура. Наука. Образование». Материалы VI Международной  научно-практической конференции,2017 http://konference.nvsu.ru/konffiles/320/Kultura,%20nauka_konf_chast1.pdf .

5.Солодовникова Л.С.Индивидуальная программа работы с одаренными детьми https://infourok.ru/individualnaya_programma_raboty_s_odarennymi_detmi-123570.htm

Материалы исследования обобщались на конференциях и совещаниях различного уровня:

1.X Всероссийский открытый Форум «Образование: взгляд в будущее» https://infourok.ru/user/solodovnikova-lyudmila-sergeevna/page/rezultati

2. XI Российский форум «Образование: взгляд в будущее» (EduCamp – 2013) http://future4you.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=3339&Itemid=2144

3.Заседание городского методического ресурсного центра «Выявление и поддержка одаренных детей»13.09.2016 http://cro.edu-nv.ru/component/content/article/103-obshchestvennye-ob-edineniya/rmts/resursnye-metodicheskie-tsentry-po-aktualnym-napravleniyam-razvitiya-sistemy-obrazovaniya/vyyavlenie-i-podderzhka-odarennykh-detej-na-baze-mbou-gimnaziya-2/1439-zasedanie-gorodskogo-rmts-po-napravleniyu-vyyavlenie-i-podderzhka-odarjonnykh-detej-13-09-16