Мониторинг
Предварительный просмотр:
Итоги Всероссийских проверочных работ
На основании приказов Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 21.02.2019 года № 200 «О проведении мониторинга качества общего образования в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре в 2019 году»,
автономного учреждения дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Институт развития образования» от 11 апреля № 143-о «Об информационно-методическом, организационном и консультационном сопровождении Всероссийских проверочных работ в общеобразовательных организациях, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в 2019 году» проведены Всероссийские проверочные работы по учебным предметам «русский язык», «математика», «окружающий мир» в 4-х классах в штатном режиме, «русский язык», «математика», «история», «биология» в 5-х классах в штатном режиме, «русский язык», «математика», «история», «биология», «обществознание», «география» в 6 классах в штатном режиме.
В период с 17.04.2018 по 26.04.2018 проведены Всероссийские проверочные работы (ВПР) для обучающихся 4 классов согласно установленному графику:
- 16 апреля 2019 года – по учебному предмету «Русский язык» (часть 1 - диктант);
- 18 апреля 2019 года – по учебному предмету «Русский язык» (часть 2);
- 23 апреля 2019 года – по учебному предмету «Математика»;
- 25 апреля 2019 года – по учебному предмету «Окружающий мир».
Цель проведения ВПР:
- оценить уровень общеобразовательной подготовки обучающихся 4-х классов в соответствии с требованиями ФГОС НОО;
- осуществить диагностику достижений предметных и метапредметных результатов, в том числе уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) и овладение межпредметными понятиями;
- готовность обучающихся начальной школы к продолжению образования на уровне основного общего образования.
Использование результатов Всероссийских проверочных работ:
- для образовательного учреждения:
- инструмент самодиагностики;
- основа для планирования методической работы;
- повышение квалификации учителей;
- для родителей (законных представителей) и обучающихся:
-определение уровня подготовки обучающегося;
- выявление проблемных зон;
- совместно со школой планирование индивидуальной образовательной траектории.
Проведение Всероссийских проверочных работ осуществлялось в соответствии с Инструкцией для образовательной организации по проведению работ в апреле 2019 года.
Количество обучающихся,
принимавших участие во Всероссийских проверочных работах
в сравнении за 3 года
Характеристика проверочных работ
В рамках ВПР оценивались предметные и метапредметные результаты обучения обучающихся 4 классов, в том числе уровень сформированности УУД и овладения межпредметными понятиями. Оценивалась сформированность следующих УУД:
-личностные (личностное, профессиональное и жизненное самоопределение; знание моральных норм и норм этики; умение выделить нравственный аспект поведения; ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях);
- регулятивные (целеполагание, планирование, контроль и коррекция, саморегуляция);
- познавательные (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение; определение основной и второстепенной информации; моделирование; преобразование модели; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); анализ; синтез – составление целого из частей; в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; выбор основания и критериев для сравнения, квалификации объектов; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство);
- коммуникативные (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической речи в соответствии с нормами русского языка).
Проверочная работа по предмету «русский язык» содержала две части и проводилась в два этапа. Основу первой части проверочной работы составил диктант, который позволил проверить обучающихся 4 классов применять орфографические и пунктуационные нормы при записи текста под диктовку.
Задания второй части проверочной работы были направлены на проверку грамотности чтения, а также базовых предметных правописных и языковых умений.
Проверочная работа по предмету «математика» проверяла умения обучающихся работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации); выполнять письменные и устные вычисления и преобразования, использовать знаково-символические средства представления информации для решения задач.
Проверочная работа по предмету «окружающий мир» включала задания на проверку знаний обучающихся о многообразии природы и условиях её жизни; значимости наследия родного края в собственной жизни и жизни близких людей; в общей судьбе народов России; норм здоровьесберегающего поведения в природной среде; сформированности исследовательских умений; экологической культуры.
Основные результаты выполнения ВПР
Результаты ВПР по русскому языку
Структура проверочной работы по русскому языку
Вариант проверочной работы состоял из 2 частей:
- часть 1 содержала 3 задания: диктант и 2 задания по написанному тексту;
- часть 2 включала 12 заданий.
Система оценивания работы
Полностью правильно выполненная работа оценивалась 38 баллами.
Перевод первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале представлен в таблице 1.
Перевод первичных баллов по русскому языку в отметки по пятибалльной шкале
Таблица 1
Отметка по пятибалльной шкале | «2» | «3» | «4» | «5» |
Первичные баллы | 0-13 | 14-23 | 24-32 | 33-38 |
Общая гистограмма отметок |
98% обучающихся 4-х классов справились с ВПР, 49% обучающихся показали хорошие и отличные результаты, что ниже результатов прошлого года на 2%
Гистограмма соответствия отметок за выполненную работу и отметок по журналу
Кол-во уч. | % | |
Понизили ( Отм.< Отм.по журналу) | 2 | 4 |
Подтвердили (Отм.=Отм.по журналу) | 44 | 94 |
Повысили (Отм.> Отм.по журналу) | 1 | 2 |
Всего*: | 47 | 100 |
Представленная гистограмма показывает, что 94 % обучающихся подтвердили соответствие отметок за выполненную работу и отметок по журналу.4% обучающихся понизили отметку по журналу, 2% - повысили отметку по журналу.
Результаты проверочной работы показали, что обучающиеся владеют базовыми учебно-языковыми опознавательными умениями: распознавать части речи, распознавать и графически обозначать главные члены предложения, соблюдать пунктуационные нормы при записи текста под диктовку, но распознавание и подчеркивание однородных членов в предложении, соблюдение орфографических норм при записи текста под диктовку вызвало определенные трудности.
Характерные ошибки при написании диктанта:
- написание слов с безударной гласной в корне слова и приставке;
- правописание слов с парным согласным в корне;
- правописание непроизносимых согласных в корне слова;
- правописание безударных падежных окончаний имён существительных.
Часть 2 включала в себя 12 заданий. Более успешно выполнены обучающимися задания № 4, 5, 6, 7, 11, 12(2), 14. Обучающиеся умеют распознавать правильную орфоэпическую норму (ставить ударение в словах), умеют классифицировать согласные звуки в результате частичного фонетического анализа. Сформированы в недостаточной степени умения формулировать основную мысль текста и письменно её оформлять (в основном у иноязычных обучающихся).
Результаты ВПР по математике
Работа по математике проверяла умения обучающихся работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации); выполнять письменные и устные вычисления и преобразования, использовать знаково-символические средства представления информации для решения задач.
Система оценивания работы
Полностью правильно выполненная работа оценивалась 18 баллами.
Перевод первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале представлен в таблице 2.
Перевод первичных баллов по русскому языку в отметки по пятибалльной шкале
Таблица 2
Отметка по пятибалльной шкале | «2» | «3» | «4» | «5» |
Первичные баллы | 0-5 | 6-9 | 10-12 | 13-18 |
Общая гистограмма отметок |
Полученные результаты свидетельствуют о том, что с предложенной работой справились все 100% обучающихся 4-х классов, 46% обучающихся показали хорошие и отличные результаты.
Гистограмма соответствия отметок за выполненную работу и отметок по журналу
Кол-во уч. | % | |
Понизили ( Отм.< Отм.по журналу) | 1 | 2 |
Подтвердили(Отм.=Отм.по журналу) | 44 | 96 |
Повысили (Отм.> Отм.по журналу) | 1 | 2 |
Всего*: | 46 | 100 |
Представленные результаты показывают, что 93% обучающихся подтвердили соответствие отметок за выполненную работу и отметок по журналу. 2% (1 ученика) понизил выставленную отметку по журналу и 2% обучающихся получили отметку выше отметки выставленной в журнале.
Результаты выполнения проверочной работы показали, что обучающиеся умеют выполнять арифметические действия с числами и числовыми выражениями. Выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трехзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулем и числом 1). Умеют работать с таблицами, схемами, графиками диаграммами. Читать несложные готовые таблицы.
Анализируя причины ошибок, допущенных обучающимися в ВПР по математике, можно выделить наиболее важные из них, такие как:
-недостаточный уровень сформированности у обучающихся умений сравнивать величины (время), используя соотношения основных единицы измерения величин и соотношения между ними;
- низкий уровень пространственного, образного и логического мышления у обучающихся;
- недостаточный уровень сформированности следующих умения необходимых при работе с текстовыми задачами: устанавливать зависимость и находить неизвестную величину; планировать ход решения задачи; решать текстовые задачи в 1—2 действия на нахождение неизвестной величины; устанавливать зависимость между величинами, представленными в задаче; работать с информацией (анализировать, сравнивать и обобщать).
Для предупреждения и устранения обозначенных трудностей необходимо предпринять следующий комплекс мер:
- обсудить результаты ВПР по математике на методическом объединении в с целью самодиагностики, а также повышения квалификации учителей;
- при составлении рабочей программы по предмету «Математика» выделить большее количество часов для изучения следующих разделов курса: «Работа с текстовыми задачами», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры»; - при планировании внеурочной деятельности следует включить программы, направленные на развитие у обучающихся пространственного, образного и логического мышления, например, «Наглядная геометрия», «Оригами»;
- сгруппировать ошибки по разделам курса математики начальной школы, постараться сформулировать возможные причины с учётом индивидуальных особенностей детей, условий обучения, специфики используемых учебных пособий;
- наметить пути предупреждения и устранения трудностей и ошибок; зафиксировать и презентовать результаты коррекционной работы.
Результаты ВПР по предмету «окружающий мир»
Назначение ВПР по окружающему миру-оценить уровень общеобразовательной подготовки обучающихся 4 класса в соответствии с требованиями ФГОС. ВПР позволяют осуществить диагностику достижения предметных и метапредметных результатов, в том числе уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) и овладения межпредметными понятиями. Результаты ВПР в совокупности с имеющейся в образовательной организации информацией, отражающей индивидуальные образовательные траектории обучающихся, могут быть использованы для оценки личностных результатов обучения.
Система оценивания работы
Полностью правильно выполненная работа оценивалась 32 баллами.
Перевод первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале представлен в таблице 3.
Перевод первичных баллов по русскому языку в отметки по пятибалльной шкале
Таблица 3
Отметка по пятибалльной шкале | «2» | «3» | «4» | «5» |
Первичные баллы | 0-7 | 8-17 | 18-26 | 27-32 |
Общая гистограмма отметок
Полученные результаты показали, что 100% обучающиеся справились с предложенной работой. Качественный показатель – 67%.
Гистограмма соответствия отметок за выполненную работу и отметок по журналу
Кол-во уч. | % | |
Понизили ( Отм.< Отм.по журналу) | 2 | 4 |
Подтвердили(Отм.=Отм.по журналу) | 42 | 91 |
Повысили (Отм.> Отм.по журналу) | 2 | 4 |
Всего*: | 46 | 100 |
Представленная гистограмма показывает, что 91% обучающихся подтвердили соответствие отметок за выполненную работу и отметок по журналу. 4% понизили выставленную отметку по журналу и 4% обучающихся получили отметку выше отметки выставленной в журнале.
Наибольшую сложность вызвали задания на умение создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач при моделировании экспериментов, опытов, составление логического рассказа о пользе конкретной профессии для общества, работа с природными зонами, преобразование ответов в таблицу и схему. Не хватило времени некоторым ученикам на развернутый рассказ о достопримечательностях края.
Для предупреждения и устранения обозначенных трудностей необходимо предпринять следующий комплекс мер:
- обсудить результаты ВПР по окружающему миру на методических объединениях в образовательных организация с целью самодиагностики, а также повышения квалификации учителей;
- при составлении рабочей программы по предмету «Окружающий мир» усилить краеведческую направленность курса;
-усилить работу по формированию навыков работать с текстом, поиска и выделения и интерпретации необходимой информации, умений устанавливать причинно-следственные связи;
- развивать логическое мышление, способность у младших школьников выходить на уровень анализа, обобщения, целенаправленно и осознанно применять приобретённые знания в учебных ситуациях (стандартных и нестандартных).
Шире использовать проблемно-диалогическую технологию, интерактивные методы обучения, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, побуждающие школьников мыслить, рассуждать, строить речевые высказывания. В ходе решения образовательных задач создавать проблемные ситуации, требующие постановки гипотезы и поиска доказательств. Активнее использовать моделирующую деятельность, обеспечивающую формирование знаний о последовательности решения учебной задачи. Продолжать работу:
- по формированию речи учащихся, как инструмента коммуникации;
- над содержательностью и выразительностью речи посредством её обогащения синонимами, антонимами, фразеологизмами, многозначными словами и т.д.;
-систематически предлагать учащимся создавать связные высказывания на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Вывод. Анализ результатов ВПР по русскому языку, математике, окружающему миру обучающихся 4 классов в 2018 учебном году показал, что учителям удалось достигнуть планируемых результатов.
Обучающиеся показали достаточный уровень подготовки за курс начальной школы. Лучше всего у обучающихся сформированы умения: писать текст под диктовку, соблюдать в практике письма изученные орфограммы и пунктуационные нормы, распознавать части речи, однородные члены предложения, ставить ударение, классифицировать согласные звуки.
По математике – выполнять арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать арифметическим способом задачи решать текстовые задачи, используя единицы измерения величин.
По окружающему миру - узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы, понимать информацию, представленную в виде таблицы, работать с картой и по очертаниям называть материки, использовать модели для решения учебных задач (строение человека), проводить несложные наблюдения, осуществлять выбор ответа.
Результаты проверочных работ показали наличие ряда проблем в освоении содержания учебных предметов и формировании УУД:
-низкий уровень сформированности навыков геометрического конструирования,
умение анализировать чертёж, видеть и использовать для выполнения задания все особенности фигуры;
- недостаточное развитие навыков проведения логических суждений;
-сфомированы в недостаточной степени умения формулировать мысль текста и письменно её оформлять, задавать вопрос по тексту;
- не сформированы в достаточной степени умения самостоятельно делать выводы по результатам эксперимента;
- излагать своё мнение и его аргументировать в соответствии с поставленными задачами коммуникации.
Результат проведённого анализа указывают учителям начальных классов на необходимость Дифференцированного подхода в процессе обучения (учитель должен иметь реальные представления об уровне подготовки каждого обучающегося и, исходя из него, ставить ученику цель, которую он может достичь).
Рекомендации:
- результаты проверочных работ рассмотреть на заседании МО учителей начальных классов;
- разработать систему мер по сохранению и повышению качества образования обучающихся начальных классов;
- результаты ВПР использовать для формирования образовательных маршрутов при организации обучения слабоуспевающих обучающихся.