Родителям
Родителям
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ada_dugayynda_sos.docx | 12.78 КБ |
anketa_dlya_roditeley.doc | 26 КБ |
v_pomoshch_roditelyam.doc | 23.5 КБ |
zayavlenie_na_2019-2020_uch_god.docx | 178.82 КБ |
igry.docx | 214.42 КБ |
pamyatka_2_ottsam.docx | 317.48 КБ |
pamyatka_ottsam.docx | 282.21 КБ |
priglashenie_mamam.docx | 29.95 КБ |
sovety.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Анкета для родителей
- Любит ли ваш ребенок читать книги? ___________________________________________
- Сколько времени он обычно проводит за книгой? _________________________________
- Вы заставляете своего ребенка читать или он делает это без принуждения? ___________
- Какие книги и журналы он предпочитает? ____________________________________________________________________________
- Дарите ли вы своему ребенку книги? ____________________________________________
- Читаете ли вместе с ребенком книги и журналы? __________________________________
- Обсуждаете ли со своим ребенком прочитанное? __________________________________
- Считаете ли вы себя активным читателем? _______________________________________
- Как вы думаете, являетесь ли вы примером для своего ребенка в чтении книг? _________
- Ходите ли вы с ребенком в библиотеку или вам хватает домашней? ____________________________________________________________________________
- Какую книгу (из прочитанных вами в детстве) можете порекомендовать ребенку для чтения? Почему? Чем вам дорога эта книга? Пожалуйста, укажите автора и название произведения? _______________________________________________________________
- Какие сказки вы читаете вашему ребенку? (Народные, авторские или сами сочиняете?Перечислите эти сказки.) ______________________________________________________
____________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
В помощь родителям
Моё взаимодействие с родителями учащихся направлено на создание единого воспитательного пространства. Я считаю, что деятельность родителей и педагога в интересах ребёнка успешна только в том случае, если они становятся союзниками. Благодаря такому взаимодействию педагог лучше узнает ребёнка, приближается к пониманию его индивидуальных особенностей, вырабатывает верный подход к развитию способностей, формированию жизненных ориентиров, исправлению негативных проявлений в поведении учащегося.
Педагогу важно установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника, создать атмосферу взаимной поддержки и общности интересов. На мой взгляд, успешная работа образовательного учреждения возможна лишь тогда, когда все участники образовательного процесса – педагоги, дети, родители – становятся единым целым, большим и сплоченным коллективом.
Подготовку родительского собрания я провожу по следующим основным направлениям. Заранее определяю тему родительского собрания (которая должна быть актуальной для родителей) и его содержание (в соответствии с возрастными особенностями учащихся, уровнем образованности и заинтересованности родителей, целями и задачами воспитательно-образовательного процесса на данном временном этапе). Затем выбираю форму проведения родительского собрания. Современные требования существенно разнообразили такой выбор.
Готовясь к родительскому собранию, я стараюсь соблюдать требования:
- собрание следует проводить в удобное для родителей время;
- тема собрания должна быть выбрана с учётом возрастных особенностей детей;
- нужно, чтобы родительское собрание было хорошо подготовленным и полезным в педагогическом отношении;
- классный руководитель должен спокойно и тактично общаться с родителями;
- нужно просвещать родителей на собрании, обсуждать с ними актуальные проблемы, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе;
- cобрание должно иметь как теоретический, так и практический характер: включать разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т. п.
Предварительный просмотр:
Приложение №2
К приказу №61 от 08.04.2019г.
Директору МБОУ СОШ №1 г.Ак-Довурака
имени Тамдын-оол Сесенмаа Саятыевны –
Героя Социалистического труда
Монгуш Р.Г.
от _________________________________
Фамилия Имя Отчество (законного представителя)
______________________________________________
адрес регистрации ( законного представителя )
______________________________________________
адрес фактического проживания родителя (законного представителя)
_________________________________
Контактный телефон
Приложение №1
к приказу №61 от 08.04.2019г.
Директору МБОУ СОШ №1 г.Ак-Довурака
имени Тамдын-оол Сесенмаа Саятыевны –
Героя Социалистического труда
Монгуш Р.Г.
от _________________________________
Фамилия Имя Отчество (законного представителя)
______________________________________________
адрес регистрации ( законного представителя )
______________________________________________
адрес фактического проживания родителя (законного представителя)
_____________________________________________________________
документ удостоверяющий личность заявителя
_____________________________________________
_____________________________________________
_________________________________
Контактный телефон
_____________________________________________
Электронная почта
Предварительный просмотр:
ВВЕДЕНИЕ.
Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра.
В дошкольном возрасте игра — ведущий вид деятельности и должна присутствовать во всей психолого-педагогической работе, а не только в одной из областей. В приложении программы «От рождения до школы» раскрывается содержание психолого-педагогической работы по развитию игровой деятельности для каждого возрастного периода, что позволяет педагогу комплексно видеть все аспекты игровой деятельности в поступательном развитии (требование ФГОС ДО).
Игры дошкольников ориентированы на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности, соответствуют к психологическим особенностям периодов детского развития и требованиям ФГОС ДО и «Концепции дошкольного воспитания»
Как известно, в рамках культурно-исторической концепции и деятельностного подхода ИГРА признается ведущей деятельностью ребенка в дошкольном возрасте (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.).
В игре развиваются самые разнообразные процессы: и знания, умения, навыки, и операциональная структура деятельности, и способы ее коррекции и способность к целеполаганию, выбору средств достижений целей, стремление к достижению цели и т. п.
Вопрос «как игра влияет на развитие ребенка» стал предметом серьезных научных исследований многих педагогов и психологов. Данным вопросам посвящены работы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, С. Л. Новоселовой, Н. Ф. Комаровой, В.Я. Вороновой, Е. Е. Кравцовой, Г.А. Тумаковой, Б. П.Никитина, и т.д.
Какими будут наши «неиграющие» дети?
Наиболее «показательным является возраст 5—6 лет. В группах обычно бывает 2—3 ребенка, лучше других успевающих на занятиях. Они очень прилежны, обладают богатым запасом знаний, вполне управляемы, словом, не доставляют воспитателям никаких хлопот. Этих детей обычно ставят в пример другим ребятам, задействуют на аттестациях педагога и показательных занятиях. И, конечно, хвалят родителям. А те пребывают в уверенности, что все в порядке. Именно к таким результатам родители и стремятся, выбирая детское учреждение для своего чада.
Однако исследования эмоционально-волевой сферы показывают, что часто именно у этих детей наблюдается эмоциональное неблагополучие. Страдает у них развитие игровой деятельности. Их самостоятельную деятельность скорее можно назвать репродуктивной, а не продуктивной. Творчество является самой сутью жизни ребенка, психологическим смыслом его игровой деятельности. Несмотря на все усилия педагогов, детей, обладающих способностью к творческой деятельности, оказывается, очень мало. Ведь основным в творческом процессе не столько результат, сколько процесс достижения. Первоначально это возникает в игре и впоследствии по механизму образования предмета функциональной потребности преобразуется в деятельность творчества. Мотивом творческой деятельности является переживание процесса озарения, действие на достижение желаемого. Творчество — это не характеристика осуществления какой-либо деятельности, а специфическая деятельность, направленная на достижение чего-либо.
Социальное значение игры для общества
Социальное назначение игры - средство передачи «культурных приобретений из рода в род», подготавливает детей к труду. На заре существования человеческого общества взрослые стали изготовлять игрушки для (лук, копье, аркан) и возникли игры-упражнения, в ходе которых ребенок овладевал необходимыми навыками и умениями в использовании орудий труда (игрушки были их моделями: из маленького лука можно попасть в цель, маленькой мотыгой - рыхлить землю). Дети очень рано начинали принимать участие в работе взрослых (сбор плодов, кореньев, ловля рыбы и др.). Усложнение орудий труда, переход к охоте, скотоводству, земледелию привели к изменению положения ребенка в обществе: малыш уже не мог принимать непосредственное участие в работе взрослых, поскольку она требовала умений, знаний, сноровки, ловкости и т.д. Взрослые стали изменять игрушки и игры-упражнения в соответствии развития трудовой деятельности взрослого.
С возникновением сложных орудий труда, развитием техники, игрушки становятся образами орудий труда и напоминали орудия труда (игрушечное ружье, игрушка-соха и др.) возникает ролевая игра. Поскольку такое участие в реальной жизни невозможно, ребенок в воображаемой ситуации воспроизводит действия, поведение, взаимоотношения взрослых. Следовательно, ролевая игра возникает в результате вполне определенных социальных условий жизни ребенка в обществе. Взрослые способствуют распространению детской игры с помощью специально созданных игрушек, правил, игровой техники, которые передаются из поколения в поколение.
Детская игра - часть культуры общества. С ее помощью дети овладевают опытом взаимодействия с окружающим миром, усваивают моральные нормы, способы практической и умственной деятельности. Как показывают исследования А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, Р.И.Жуковской и других известных детских психологов и педагогов, развитие игры на протяжении дошкольного возраста происходит в направлении от игры предметной, воссоздающей действия взрослых, к игре ролевой, воссоздающей отношения между людьми. Дети, играя, усваивают нормы общественной жизни. В игре дети ярко выражают социальные чувства, стремятся делать все сообща. Дошкольники в играх оказываются сговорчивыми, уступчивыми, терпимыми, чем в действительной жизни. Играя, дети взаимно контролируют, помогают, подчиняются друг другу. В игре оказываются требовательными, исполнительными. Игра укрепляет коллективные эмоции, коллективные переживания.
В играх проявляются такие черты характера ребенка, которые могут служить примером для других: товарищество, отзывчивость, скромность, честность и др.
Игры формируют у детей уважение к трудящемуся человеку, вызывают интерес к труду взрослых, желание самим трудиться. Содержание игр систематизирует и углубляет представление о Родине, людях разных профессий и национальностей.
Однако без помощи взрослого путь формирования общественного поведения у детей может быть долгим. Педагог способствует приобщению детей к народной культуре, через игр воспитывает патриотические и интернационалистические чувства и чувства гражданственности.
Игра – самое эффективное средство познания, развития и воспитания детей.
Игра в наибольшей степени способствует формированию психических процессов детей, в том числе воображения (Л.С.Выготский). Широкое использование предметов-заместителей в игре в дальнейшем позволит ребенку овладеть моделями, схемами, символами и знаками, которые потребуются в познании окружающего мира, а затем в учебе в школе. Содержание игр систематизирует и углубляет знания о явлениях природы, об объектах неживой и живой природы. Игры развивая сенсорные органы (органы чувств), формируют сенсорное воспитание детей.
Игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Играя, дети составляют самостоятельно рассказы о предметах, явлениях в природе и в общественной жизни. Активизируется речь при общении детей в игре. В игре развивается способность аргументировать свои утверждения, доводы.
Игра создает положительный эмоциональный подъем, вызывает хорошее самочувствие и вместе с тем требует определенного напряжения нервной системы. Двигательная активность детей во время игры развивает мозг ребенка, укрепляет мелкую мускулатуру рук, что также благоприятно сказывается на умственном развитии детей, на подготовку руки ребенка к письму, к изобразительной деятельности, т. е. будущему обучению в школе.
Формирование социальной активности дошкольников при использовании игр. В дошкольной педагогике под социальной активностью понимается такая ее совокупность, которая выражается в разнообразной деятельности ребенка:
умственной — в потребности в приобретении новых знаний; умении рационально и самостоятельно использовать знания при решении умственных задач (находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, умозаключения); проявлении смекалки, находчивости, настойчивости, наблюдательности;
двигательной — в стремлении к выполнению игровых действий (поиск предметов, соревнование в беге, прыжках, имитация трудовых действий), целенаправленных действий с дидактическим материалом/
трудовой — в интересе к труду взрослых, механизмам и машинам;
эстетической — в понимании и оценке красоты предметов и явлений;
нравственной — в проявлении любви к родному краю; доброжелательности в общении с детьми и взрослыми, выражающейся в сочувствии, сопереживании, сострадании, бескорыстной помощи; бережном отношении к предметам, игровому материалу; потребности следовать правилам поведения;
коммуникативной — в желании обмениваться со сверстниками знаниями, умениями в процессе игр, общаться с ними и устанавливать на этой основе дружеские взаимоотношения, проявлять речевую активность.
В недрах игры зарождаются и развиваются все виды деятельности.
Однако без помощи взрослого путь формирования социальной активности дошкольников может быть недостаточным.
Преемственность детского сада и школы в игровой деятельности детей. Игра, как естественное состояние потребности детского организма и как средство общения и совместной деятельности детей, определяет сходство возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста и первоклассников и занимает значительное место в их жизни. Игра создает тот положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно.
Актуальной проблемой в настоящее время является нахождение оптимальных связей преемственности в работе детского сада и школы. При этом важно устанавливать преемственность не только по содержанию обучения и воспитания, но и по формам, методам и приемам использования игрового метода. Широкое использование игрового метода, в частности различных видов дидактических игр, в обучении и воспитании детей, как в детском саду, так и в начальных классах школы, по сравнению с другими методами, имеет ряд преимуществ.
Игра не только выявляет индивидуальные способности, личностные качества детей, но и формирует определенные свойства личности младших школьников. Например, если учитель в процессе наблюдения за учебой выявил, что у первоклассника отсутствует выдержка при выполнении учебных заданий, он использует игры, которые поставят ребенка в такие условия, когда он должен будет сам контролировать устойчивое поведение.
Игровой метод дает наибольший эффект при умелом сочетании игры и учения младших школьников. Так, дидактические игры можно использовать как в процессе организованного обучения на уроке, на занятиях, так и вне их — на участке или во дворе школы.
Игрушки
Игрушки – специально изготовленные предметы, предназначенные для игр, обеспечения игровой деятельности детей и взрослых.
Имеются нормативные требования к игрушкам для дошколят и соответствующие приказы и письма минобрнауки РФ. Основное требование к игрушкам введены и в связи с реализацией ФГОС ДО.
Игрушка должна соответствует силам или возможностям ребенка, уровню его развития. Игрушка нуждается в привлекательном, красочном оформлении, чтобы вызывать у ребенка эмоциональное отношение, воспитывать художественный вкус. Оформление игрушки должно быть безопасным для жизни и здоровья ребенка и отвечать раду гигиенических требований.
В последние годы с появлением новых полимерных материалов, красителей, лаков, образование требует от производителей игрушек надежных гарантий качества их продукции, ее нетоксичности, негорючести и т. п.
Угрозу для здоровья ребенка могут представлять игрушки с дефектами. Поэтому необходим частый контроль за состоянием игрового материала, который осуществляет воспитатель.
В дошкольном учреждении игрушки должны быть соответствующим образом размещены. Для развертывания самостоятельных игр желательно иметь модули, трансформирующуюся мебель-игрушку, сценическое оборудование, подиумы.
Создание игрушки, полноценно отвечающей современным требованиям, возможно при объединении специалистов разного профиля: педагогов, психологов, медиков, художников, скульпторов, дизайнеров, технологов, инженеров и др.
Сюжетные игрушки (образные игрушки). Это куклы и фигурки, изображающие людей и животных; транспортные средства (автомашины, поезда, самолеты, тележки), посуда, мебель и др. Среди сюжетных игрушек особое место занимает кукла. Куклы отображают людей разного возраста, пола, иногда профессии и национальной принадлежности. Особенно любимы ребенком куклы, изображающие детей. В последние десятилетия появились куклы Барби во многих ее вариациях и кукла Вероника - ее российский аналог. Расширяется ассортимент атрибутики для игр с куклами: кукольные дома, предметы обстановки и др.
В играх дети часто используют игрушки, изображающие животных, но выполняют с ними действия, аналогичные действиям с куклой: поросенок «отправляется» в школу, зайчика укладывают спать в кукольную кроватку.
Дидактические игрушки предназначены для умственного и сенсорного развития и обучения детей. Среди них много народных игрушек: матрешки, пирамиды, разноцветные шары, бочонки, бирюльки и др. К дидактическим игрушкам относятся мозаики, настольные и печатные игры, игрушки-забавы, «веселые игрушки». Они представляют собой смешные фигурки людей, животных: клоун, кувыркающийся на вертикальной лестнице, бодающиеся козлики, мишка-«дергунчик», повар, ловко пекущий блины, и др. Игрушки-забавы помогают и воспитателю: установить контакт с детьми, снять напряжение, отвлечь от нежелательных действий. У детей рано появляется желание узнать, как устроена игрушка, почему она двигается и т. п. Отсюда требование, чтобы игрушка-забава была прочной. В современных игрушках-забавах широко применяются механические, электротехнические и электронные устройства.
Спортивные игрушки предназначены для реализации задач физического воспитания. Они способствуют развитию ловкости движений, глазомера, крупной и мелкой моторики, таких качеств, как выдержка, организованность. Эти игрушки разнообразны. Одни направлены на укрепление мышц руки, предплечья, развитие координации движений (блошки, волчки, серсо, мячи, бильбоке, обручи). Другие содействуют развитию навыков бега, прыжков, укрепляют мышцы ног, туловища (каталки, велосипеды, самокаты, коньки, ролики, скакалки ). Или для коллективных игр (настольные баскетбол, хоккей; пинг-понг).
Музыкальные игрушки предназначены для развития музыкального слуха. Они используются на занятиях, праздниках, развлечениях, в самостоятельных играх. Отличаются особенностями звучания, нарядным оформлением. Это игрушки, имитирующие по форме и музыкальному звучанию музыкальные инструменты: детские балалайки, металлофоны, ксилофоны, органчики, гармошки, барабаны, дудки, волынки, музыкальные шкатулки (в том числе электронные) и др. К музыкальным игрушкам причисляют сюжетные игрушки с музыкальным устройством (пианино, рояль), наборы колокольчиков, бубенчиков, игровые приборы для прослушивания музыкальных записей. Основные требования к музыкальным игрушкам: благозвучность, высокое качество изготовления, эстетичность оформления.
Театрализованные игрушки - это куклы- театральные персонажи, куклы бибабо, куклы-марионетки; наборы сюжетных фигурок для разыгрывания сценок по сказкам, инсценировок. К этим игрушкам относятся костюмы и элементы костюмов, атрибуты, элементы декораций, маски, бутафория и др. Для развлечений, карнавальных игр хороши крупные надувные игрушки (сказочные персонажи, животные). Использование театрализованных игрушек требует определенного игрового оборудования: театральной переносной сцены, магнитных, фланелевых устройств, состоящих из экрана-основы и крепящихся к ним фигурок.
Технические игрушки вводят детей в мир техники; знакомят с внешним видом технических предметов (машины, механизмы, транспортные средства), с характерными для них действиями. К этим игрушкам относятся игрушечные фотоаппараты, бинокли, подзорные трубы, летательные модели, калейдоскопы, детские швейные машины. Во многих технических игрушках используются заводные, инерционные двигатели, электромоторчики, электронные устройства.
Строительные и конструктивные материалы рассчитаны на детское конструирование, техническое изобретательство. Наборы строительных материалов представляют собой комплекты деталей разных форм для сооружений и построек. Конструкторы состоят из наборов деталей, крепежных элементов и инструментов для сборки различных конструкций. Детям предлагают конструкторы с разными способами соединения деталей: наложение, приставление, сочленение (с крепежными устройствами). Большими развивающими возможностями обладают конструкторы нового поколения - «LEGO».
Игрушки-самоделки изготовляются самими детьми, их родителями, воспитателями. Например, для театрализованной игры дети мастерят фигурки «артистов», элементы декораций, маски, для сюжетно-ролевой игры - «продукты», «тетрадки» и «книжки» и др. В основе изготовления игрушек-самоделок лежит художественный труд, в ходе которого ребенок учится преобразовывать различные материалы для достижения поставленной цели. Игрушки-самоделки дошкольник может изготовлять из разных материалов: неоформленных (бумага, картон, нитки, ткань, шерсть, фольга, пенопласт), полуоформленных (коробки, пробки, катушки, пластмассовые бутылки, пуговицы), природных (шишки, желуди, ветки, солома, глина).
ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ОТБОРА ИГРОВОЙ ПРОДУКЦИИ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.
I.Принцип безопасности (отсутствия рисков) игровой продукции для ребенка (физические риски, психологические риски, нравственные риски).
II.Принцип развития, с учетом зоны ближайшего развития (ЗБР) ребенка.
III. Принцип соответствия (возрастным (половозрастным) особенностям ребенка, индивидуальным особенностям, специальным особенностям ребенка).
Принципы оценки безопасности игровой продукции.
1.Физическая и экологическая безопасность (отсутствие запаха, острых краев; прочности деталей и окраски, наличие сертификата качества).
2.Психофизиологическая безопасность - соответствие возрасту: соразмерность игрушки параметрам ребенка (руки, росту и пр.), возможность манипуляции, парной работы рук, координации движений.
3.Психологическая безопасность: отсутствие негативных воздействий на психическое развитие ребенка, его интеллектуальное, психоэмоциональное, социальное и эстетическое развитие.
4.Нравственно-духовная безопасность: отсутствие провоцирующих факторов для формирования негативных установок детского поведения.
Критерии оценивания физических (технологических) параметров игровой продукции - шкала оценивания степени рисков игровой продукции.
Процедура оценивания. Используется метод экспертных оценок. Экспертиза проводится экспертами, имеющими соответствующую квалификацию в данной области. Используется пятибалльная (от 1 - минимум, до 5 - максимум) или семи-балльная дихотомическая (-3-2-10 12 3) шкалы выраженности оцениваемых признаков.
ЭКСПЕРТАМИ ОЦЕНИВАЮТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ПАРАМЕТРЫ:
I. Физические (технологические) параметры.
1.Визуальные:
- композиция и гармоничность всех частей игрушки,
- цвета игрушки и их сочетаемость,
- природосообразность - степень соответствие реальности,
- акцентирование частей (например, глаза, зубы и клыки, размеры головы по отношению к туловищу и пр.),
- степень условности фигуры живого существа, детализация. Особо оцениваются: мигание света, резкие неестественные цвета.
2.Тактильные:
- материал, дающий разнообразие тактильных ощущений,
- сочетание разных природ материала: гладкость и твердость - мягкость/пушистость,
- экологичность материала,
- характеристики оцениваются как:
- приятность/неприятность,
- острота/округлость,
- гладкость /шершавость,
- теплота/ холодность.
Особо оценивается: наличие/отсутствие опасных острых краев, отделяющихся деталей и фрагментов.
3.Обонятельные:
- тонкий запах игрушки,
- отсутствие аллергенов;
- нейтральность.
Особо оценивается риск аллергенных материалов.
4.Вкусовые:
- невозможность негативных вкусовых синестезий (например, сладкого и смертоносного);
- нейтральный вкус игрушек-«продуктов»;
Особо оценивается риск аллергических реакций.
5.Звуковые:
- характеристика звуков: высота, громкость, мелодичность;
- вербальные показатели слов, фраз, издаваемых игрушкой - различимость, понятность, язык (родной или иностранный);
- смысловой/лингвистический анализ текстов языка: говорящие куклы, др. игрушки, азбуки.
Особо оценивается риск превышения допустимого уровня громкости звука.
6.Кинетические:
- побуждающие двигательную активность ребенка, исходя из его возрастных и индивидуальных особенностей,
- игрушки (механические, электронные, электрические), производящие разнообразные движения, их характер:
- резкий,
- быстрый,
- зигзагообразный и пр.
Особо оценивается: риск наличие вибрации, выстреливающего эффекта и пр. Экспертиза физических рисков игровой продукции предполагает анализ следующих моментов:
- игрушки и игровые материалы (а равно их упаковки), представляющие опасность удушения;
- игрушки и игровые материалы, статическое или динамическое состояние конструктивных элементов которых (выступы, струны, острые части и др.) не исключает причинения ребенку опасных ран;
- игрушки, мелкие конструктивные элементы которых не исключают их отделения и проглатывания ребенком, либо материал изготовления (мех, ткань) или покрытия (лак, краска) способны вызвать аллергические реакции и приступ удушья;
- игрушки, предусматривающие выстреливание каких-либо предметов, форма, состав и развиваемая кинетическая энергия которых могут причинить телесное повреждение использующему их ребенку или третьим лицам;
- игрушки и игровые материалы, элементы и конструктивные особенности которых не исключают причинения ребенку термических или химических ожогов;
- электрические, электротехнические или электронные игрушки, конструктивные элементы которых не исключают поражения ребенка электрическим током;
- игрушки, элементы и конструктивные особенности которых (цветное мигание, вибрация) не исключают причинения ребенку мозгового нарушения по типу эписиндрома.
II.Игровая продукция должна соответствовать и анатомо-физиологическим критериям:
- половозрастным характеристикам ребенка,
- росту,
- массе тела,
- размеру руки, дающей возможность захвата предмета и пр.
III. Психологическая безопасность игровой продукции предполагает оценку следующих критериев:
- Педагогический (дидактический) - чему научит игрушка. Какие разовьет умения, творческие, способности?
- Психоэмоциональный - что несет в себе, игрушка, каково ее назначение? Какие чувства пробудит?
- Эстетический - соответствует ли игрушка представлениям о красоте, развивает ли чувства прекрасного, гармоничного?
- Социальный - даст ли она возможность совместной деятельности, сотрудничества, договориться в спорной ситуации, сопереживать и пр.?
IV. Психологические риски игровой продукции требуют внимания к игрушкам, имеющим следующие конструктивные особенности.
- Игрушки, провоцирующие причинение ущерба здоровью и жизни ребенка:
- оправдывающие или провоцирующие причинение себе каких-либо телесных повреждений или совершение самоубийства;
- содержащие в себе скрытые побуждения, пропаганду или рекламу употребления наркотических и веществ, а также алкогольных напитков, пива, и табачных изделий.
- Игрушки устрашающего характера:
- способные сильно испугать ребенка, вызвать появление у детей устойчивых страхов, тревоги;
- детально и/или натуралистически изображающие или моделирующие физиологический процесс или последствия смерти, тяжелых соматических, психических или иных заболеваний в унижающей человеческое достоинство форме,
- травм, увечий, следов обильного кровотечения вследствие несчастных случаев, аварий, катастроф,
- детально и натуралистически изображающие или моделирующие акты вскрытия, самоубийства, членовредительств ;
- детально и натуралистически изображающие или моделирующие трупы убитых людей или животных, искалеченные тела, ампутированные части тел, а также следы кровопролития;
- изображающие или моделирующие боль, отчаяние или предсмертную агонию человека или живых существ, включая звуковую имитацию криков боли, ужаса и агонии.
3. Игрушки, оправдывающие или провоцирующие на жестокость и агрессию, либо формирующие виктимные наклонности детей как поведение жертвы:
- связанные с изображением или моделированием чрезмерной жестокости, предполагающие моделирование ребенком или участие ребенка в моделировании актов или проявлений чрезмерной жестокости в игре;
- побуждающие к жестокому обращению в отношении людей или животных;
- провоцирующие у ребенка агрессию по отношению к персонажам игры, в роли которых выступают играющие партнеры (сверстники, взрослые) или сама сюжетная игрушка;
- изображающие или моделирующие бесчеловечное обращение, включая пытки, а также иные деяния, причиняющие особые физические или психические страдания человеку (а равно существу, имеющему явное сходство с человеком) или животному.
4.Игрушки, доминантой игрового замысла которых является активное манипулирование ребенком; вызывая игровую ситуацию, навязывающую ребенку зависимость его игрового поведения от электронной программы, заложенной в игрушку.
5.Игрушки, использующие синестезию, основанные на сочетании психологически несочетаемого - например, сладкого и смертельного .
6.Игрушки, натуралистически изображающие или моделирующие выделительные процессы человеческого организма или организма животного или результаты таких процессов.
7. Игрушки, изображающие или моделирующие гениталии человека или животных.
V. Духовно-нравственная безопасность игровой продукции - необходимый принцип оценки игровой продукции, позволяющий определить риски игр и игрушек на личностно-смысловом, тонко психологическом уровне, что, при этом, значительно усложняет экспертизу игровой продукции. Это требует от экспертов собственной четкой нравственной позиции, способности в современных сложных условиях, когда, по словам А.С. Пушкина, «добро и зло - все стало тенью» различать подлинно позитивные нравственные воздействия игрушки от растлевающих детское сознание, способствующих как бы незаметному переворачиванию нравственных норм.
1. К детским игрушкам, затрагивающим духовно-нравственную сферу, относятся:
- изображающие или моделирующие оккультно-мистические практики или магические ритуалы, вовлекающие ребенка в осуществление оккультно-религиозных магических ритуалов;
- посягающие на общественную нравственность и оскорбляющие нравственные чувства и человеческое достоинство ребенка и его родителей;
- связанные с изображением или моделированием актов вандализма, кощунства или надругательства над традиционными национальными и/или религиозными ценностями, предполагающие такое моделирование ребенком или участие ребенка в таком моделировании;
- способствующие формированию у ребенка пренебрежительного или негативного отношения к физическим недостаткам других людей, к людям по признаку их расовой, национальной, религиозной или социальной принадлежности;
- явно оправдывающие, романтизирующие или героизирующие экстремизм, терроризм, преступность и преступный образ жизни, либо иным образом криминализирующие сознание ребенка.
2.Игрушки, направленные на провокацию противоправного поведения, нравственного развращения, интеллектуальное растление:
- с психологической точки зрения, духовное понимается (условно) как такая деятельность сознания, которая направлена на определение личностью критериев добра и зла, на формирование мотивов поведения в согласии (или противоречии) с совестью, а также на поиск смысла жизни и своего места в ней. Совесть - духовная инстанция, выражение нравственного самосознания личности, позволяющего осуществлять контроль и оценку ребенком собственных поступков.
- сексуализирующие сознание ребенка, эксплуатирующие тему сексуальных отношений;
- провоцирующие игровые сюжеты, связанные с сексом, изображающие, моделирующие или имитирующие сексуальные отношения, в том числе с использованием реальных или виртуальных образов человека, животных или существ, имеющих явное сходство с человеком;
- побуждающие детей дошкольного возраста к сексуальным контактам (их имитации), формирующие представления о допустимости форм половой распущенности, о гомосексуальных союзах как о нормальной, социально приемлемой или допустимой форме семьи;
- формирующие представления о педофилии, детской проституции как о социальных или нравственных нормах сексуального поведения либо как о продвинутом, модном образе жизни;
- изображающие или моделирующие изнасилования или иные насильственные действия сексуального характера, любые действия сексуального характера в отношении взрослого или ребенка;
- связанные с изображением или моделированием искусственного прерывания беременности, предполагающие такое моделирование ребенком или участие ребенка в таком моделировании (беременная кукла Барби, у которой можно вскрыть живот и достать плод).
3.Игрушки, посягающие на детско-родительские отношения, представляющие их в негативном виде, дискредитирующие семью и родителей, побуждающие ребенка к активному негативизму и конфликтам с близкими.
Перечисленные риски могут не отражать все возможные риски игровой продукции, способные оказать серьезное травмирующее воздействие на физическое, психологическое и духовно-нравственное развитие ребенка.
Техническая поддержка необходима для оценки и обеспечения функционирования игрушек, аппаратного оборудования и других материалов оснащения РППС.
Информационная поддержка для формирования РППС необходима при включении в образовательный процесс родителей воспитанников. В данном случае, родителям оказывается помощь в выборе игровой и развивающей продукции в соответствии с поло-возрастными и психолого-возрастными особенностями ребенка для соблюдения единства требований к подбору РППС как в детском саду, так и в условиях семьи.
В заключение стоит отметить, что формирование (дополнение) РППС должно являться уникальным решением для каждой ДОО. Представленная РППС ДОО является универсальной и позволяет успешно реализовать проектирование и внедрение в целях формирования условий и обеспечения возможностей для реализации образовательной программы в соответствии с действующим федеральным и региональным законодательством, принятыми концепциями развития образовательной организации и другими нормативными документами.
В качестве фактора негативного воздействия выступает игровая продукция — игры, игрушки, игровые информационные ресурсы, взаимодействие ребенка с которыми грозит ему ущербом, травмой для физического, психического и духовно-нравственного развития.
Объективные показатели негативного влияния:
1)сенсорная агрессия (цвет, свет, мерцание, звук, тактильные ощущения и др.);
2)провокация к совершению аморальных и безнравственных поступков и формированию негативных установок личности;
3)чрезмерное развитие определенных сторон личности и чувств за счет общего развития (чувство превосходства над другими, зависть, жадность и пр.);
4)формирование преждевременных потребностей ребенка, в том числе сексуальных;
5)снижение активности ребенка, культивирование его несамостоятельности (гиперзаданность игрушки, программа на потребление и пр.);
6)тщеславие от «имения» игрушки вместо «умения»: придумать различные способы игры с ней, сделать игрушку своими руками и пр.;
7)культивирование индивидуализма вместо развития социальности, соборности, включенности в социум
ПРИМЕРЫ АНТИИГРУШКИ
Чувство превосходства (жадность, зависть)
«Криогенная лаборатория Ледяного Человека», в которую входят стол для оттаивания замороженного «человека», шприцы, инструменты для аутопсии. На коробочке надпись: «Руби, разделывай, оттаивай, потроши, добирайся до самой сути!»
«Игрушка» супергерой Райан Хатчет (Райан Топор), производства компании «McFarlane Toys», представляющая собой окровавленный распотрошенный труп подростка; продается вместе с топориком, копьем, лопатой, пригоршней окровавленных сердец, кишок и маленьким человеческим лицом, которое можно повесить ему на ремень; кукла «Мучитель», на упаковке которой сопроводительная
Надпись: Жесткий бездушный дикарь, который живет, чтобы истязать, причинять боль и ужас с другим» и пр.
Брелок типа тамагочи или говорящая кукла с электронной начинкой, постоянно отвлекающая, дергающая ребенка («Поиграй со мной!», «Покорми меня», «Я хочу пи-пи» и т. п.) во время, когда он занят другими играми или занятиями.
Иигрушки-упаковки к чупа-чупсам: сочетание сладкого и того, что несет смерть или связано со смертью (леденцы в упаковке, оформленной в виде скелета, черепа, и т. п.).
Сюжетно-ролевой игры
Особенности сюжетно-ролевой игры раскрыты в работах психологов (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец) и педагогов (Р. И. Жуковская, Д. В. Менджерицкая, А. П. Усова, Н. Я. Михайленко и других.
Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке. Самостоятельность детей в сюжетно-ролевой игре - одна из ее характерных черт. Дети сами выбирают тему игры, определяют линии ее развития, решают, как станут раскрывать роли, где развернут игру, и т. п. Такая свобода в реализации замысла игры и полет фантазии позволяют дошкольнику самостоятельно включаться в те сферы человеческой деятельности, которые в реальной жизни еще долго будут ему недоступны.
Но самое главное - в игре ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает. Дети проявляют большую изобретательность, подбирая игрушки, предметы, необходимые для игры, старшие дошкольники сами мастерят игрушки, помогающие полнее реализовать замысел, лучше справиться с ролью.
Как всякая творческая деятельность, сюжетно-ролевая игра эмоционально насыщена и доставляет каждому ребенку радость и удовольствие уже самим своим процессом.
Объединяясь в сюжетно-ролевой игре, дети по своей воле выбирают партнеров, сами устанавливают игровые правила, следят за их выполнением, регулируют взаимоотношения.
Сюжетно-ролевая игра имеет следующие структурные компоненты: сюжет, содержание, роль.
Сюжет игры представляет собой отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих. При этом его игровые действия - одно из основных средств реализации сюжета.
Сюжеты игр разнообразны. Условно их делят на бытовые (игры в семью, детский сад), производственные, отражающие профессиональный труд людей (игры в больницу, магазин, животноводческую ферму), общественные (игры в празднование Дня рождения города, в библиотеку, школу, полет на Луну), социальные.
На протяжении истории человечества сюжеты детских игр меняются в зависимости от эпохи, особенностей экономики, культурных, географических, природных условий. В истории человечества есть и «вечные» сюжеты детских игр, которые как бы связывают поколения людей: игры в семью, школу, лечение больных и др. Однако, эти сюжеты в играх детей разных времен и народов отличаются своим содержанием, как отличаются и в самой жизни.
Содержание игры. В зависимости от глубины представлений ребенка о деятельности взрослых меняется и содержание игр. Поэтому содержание игры детей младшего дошкольного возраста отличаются от игр детей более старшего возраста. Эти отличия связаны с относительной ограниченностью опыта детей младшего дошкольного возраста, особенностями развития воображения, мышления, речи.
Однако на границе третьего и четвертого года жизни игры становятся более содержательными, что связано с расширением представлений детей об окружающем мире. Дошкольники начинают комбинировать разные события, включая в игру эпизоды из литературных произведений, которые им читали, показывали посредством иллюстраций в книгах, настольного театра, диафильмов.
На четвертом и пятом году жизни в играх детей наблюдаются целостность сюжета, взаимосвязанность отражаемых событий.
Дети старшего дошкольного возраста обдуманно подходят к выбору сюжета, обсуждают его предварительно, планируют развитие содержания. Появляются новые сюжеты по мотивам мультсериалов, прочитанных им дома и в детском саду книг, по смыслу рассказов взрослых.
Роль в игре. Роль - средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно-ролевой игры. Для ребенка роль - это его игровая позиция: он отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже. Всякая роль содержит свои правила поведения, заимствованные из отношений в мире взрослых. Так, мама заботится о детях, готовит им еду, укладывает спать; если ребенок взял роль педагога, то говорит громко и четко, требует, чтобы все ее слушали, не шалили в игре.
Подчинение ребенка правилам ролевого поведения является важнейшим элементом сюжетно-ролевой игры. Таким образом, для дошкольников роль - это образец того, как надо действовать.
В старшем дошкольном возрасте в играх появляются ролевые диалоги, с помощью которых выражаются отношения между персонажами, устанавливается игровое взаимодействие.
Руководство сюжетно-ролевыми играми осуществляется в двух направлениях:
- формирование игры как деятельности;
- использование игры как средства воспитания ребенка, то есть как средство социализации и становления детского коллектива.
Формирование игры предполагает, что педагог влияет на расширение тематики сюжетно-ролевых игр, углубление их содержания, способствует овладению детьми ролевым поведением.
Первым этапом руководства является ознакомительная игра. Педагог организует предметно-игровую деятельность малыша, используя разнообразные игрушки, предметы. Педагог показывает игрушку и действия с ней.
На втором этапе развития игровой деятельности появляется отобразительная игра. Педагог не только называет игрушки, предметы, но и обращает внимание малыша на его целевое назначение предмета: «Это чашка, из нее пьют. Это простынка, укроем мишку». Его учат играть с ними в зависимости от этих свойств: катать шарик, складывать в коробочку мелкие игрушки, сжимать и разжимать резиновую рыбку. Для становления сюжетно-ролевой игры важно научить ребенка переносить усвоенные действия с одного предмета на другой, т.е. обобщать действия. Например, научился прокатывать шарик с горки - попробуй сделать то же с мячом, машинкой, яблоком и т. п.
Третий этап развития игры формируется сюжетно-отобразительная игра (баюкают куклу, кормят мишку). («Мишка хочет гулять, покатай мишку на санках»; «Зайка устал, уложи его спать»). Перед ребенком ставится условно-игровая цель деятельности, которую он достигает игровыми способами и средствами, и получает воображаемый результат.
Основное условие для развития сюжетно-ролевой игры – это совместные игры взрослого и ребенка. Чтобы научить детей развивать содержание игры, педагог вводит новые персонажи («Пришел в гости зайка, давай покормим его»). Педагог создает ситуации, стимулирующие ребенка к использованию предметов-заместителей (ножа нет, чем же резать хлеб?), к действиям в воображаемой ситуации. Для развития сюжетно-отобразительной игры эффективны показы-инсценировки. После показа педагог предлагает малышам поиграть с игрушками, вызывает желание подражать тому, что они видели на занятии. Включаясь в игру детей, воспитатель подсказывает, как выполнить игровое действие, ставит перед ними игровые задачи («Давай вместе с куклой Лялей прочитаем стихотворение про зайку»). Показ необходим для уточнения представлений ребенка, формирования умения следить за действиями взрослого, слушать объяснения. Педагог активизирует речь воспитанников, обращаясь с просьбой (спеть вместе с игрушками, помочь кукле прочитать стихотворение, назвать действия).
Для обучающих игр, показов подбираются игрушки размера (15-20 см, привлекательно оформленные, устойчивые, с подвижными частями (сгибающиеся руки, ноги), что дает возможность демонстрировать разные движения, изменять положение в пространстве.
Подбор игрушек и игрового материала, оформление игровой среды с учетом возрастных особенностей детей имеют особое значение. |
Игрушки, действия с которыми малыши еще не освоили, не рекомендуется давать для самостоятельного пользования. Если дети не умеют строить из кубиков, кирпичиков, воспитатель проводит обучающие игры, индивидуальные занятия. На втором году жизни развиваются игры, посредством которых ребенок знакомится с предметами, удовлетворяет потребность ориентироваться в окружающем мире. |
Чем младше дети, тем больше внимания уделяет педагог организации игры. Он помогает будущим участникам сговориться, во что они будут играть. Сговор на игру требует согласования замыслов, определения игровой обстановки (где играть, что использовать), распределения роли. В сговоре закладываются основы взаимодействия детей, формируются умения слушать друг друга, считаться с желаниями и интересами каждого. Этому способствует напоминание, как хорошо они играли вместе, как им было интересно. Одобрив намерение малышей играть вместе, педагог может спросить, во что они собираются играть, какие роли предполагаются, что будет делать каждый персонаж, помогает распределить роли, подобрать нужные атрибуты. Затем включается в игру во второстепенной роли. Например, в игре в больницу грустным голосом говорит, что у него заболела дочка и что хорошо бы врач принял их первыми. Далее он «задает тон игре»: показывает, что делает пациент, демонстрирует образцы речевого взаимодействия врача с пациентом, медсестрой, культуру общения. Вечером в присутствии детей рассказывает родителям о «хорошей игре».
Детей среднего дошкольного возраста при сговоре на игру затрудняют главным образом распределение ролей и развитие новых сюжетных линий в знакомых играх. Задача педагога - учить детей при сговоре на игру вспоминать что-то интересное из своей жизни, рассказывать товарищам, а затем - вносить в игру. Игра обогащается изображением семейного отдыха, работы в саду, на огороде.
В старшей или подготовительной к школе группах сговор на игру не вызывает особых трудностей. Однако, в старшей или подготовительной к школе группе может сложиться излишняя «поляризация» между партнерами по игре: одни дети – командуют и постоянно на главных ролях, другие – всегда подчиняются, соглашаются на любые роли и не получают полного удовлетворения от игры. Следовательно, педагогу следует, в процессе подготовки к игре, предупреждать: педагог тактично направляет взаимоотношения детей.
Дидактическая игра
Дидактическая игра как игровой метод обучения используется при организации и проведении прогулок, экскурсий, моделирования, экспериментирования, проектов как игровая ситуация.
Дидактическая игра как игровая форма обучения используется как самостоятельное занятие - игра-занятие и используется воспитателем при ознакомлении с растениями, грибами, животными, при формировании трудовых навыков.
Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность используется ребенком (или группа детей) для самостоятельной игры. Например, дети самостоятельно играют домино, лото. Или отгадывают и загадывают загадки (словесная игра). Здесь воспитатель наблюдает игру детей.
Структура дидактической игры
Обязательными структурными элементами дидактической игры являются:
- игроваяч задача (обучающая, воспитывающая и развивающая)
- игровые действия
- правила.
Методика организации дидактических игр.
Организации дидактических игр педагогом осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ.
В подготовку к проведению дидактической игры входят:
- отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь) и др.;
- установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;
- определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры;
- выбор места для игры;
- определение количества;
- подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры;
- подготовка к игре самого воспитателя;
- подготовка к игре детей.
Проведение дидактических игр включает:
- ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом в игре;
- объяснение хода и правил игры;
- показ игровых действий;
- определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра;
- подведение итогов игры: по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят. В конце игры педагог спрашивает у детей, понравилась ли им игра.
Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов ее подготовки и проведения: какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними. Самокритичный анализ использования игры в соответствии с поставленной целью помогает варьировать игру, обогащать ее новым материалом в последующей работе.
Дидактическую игру условно можно разделить на три стадии. Знание этих стадий необходимо воспитателю для правильной оценки эффективности игры.
Первая стадия характеризуется появлением у ребенка желания играть, активно действовать. Возможны различные приемы с целью вызвать интерес к игре: беседа, загадки, считалочки, напоминание о понравившейся игре. Например, воспитатель обращается к детям: «Вова, хочешь поиграть в эту игру?»; «Ребята, хотите поиграть в новую игру?»; «Дети, вспомните, в какую игру мы вчера играли. Правильно, она называется «Магазин спортивных товаров». Давайте сегодня опять поиграем в нее». Воспитание желания играть со сверстниками — важный момент в формировании социальной активности. Так развивается общение, на основе которого формируются многие качества: товарищество, дружелюбие, взаимопомощь, соперничество и др.
На второй стадии ребенок учится выполнять игровую задачу, правила и действия игры. В этот период закладываются основы таких важных качеств, как честность, целеустремленность, настойчивость, способность преодолевать горечь неудачи, умение радоваться не только своему успеху, но и успеху товарищей.
На третьей стадии ребенок, уже знакомый с правилами игры, проявляет творчество, занят поиском самостоятельных действий. Он должен выполнить действия, содержащиеся в игре: угадать, найти, спрятать, изобразить, подобрать. Чтобы успешно справиться с ними, необходимо проявить смекалку, находчивость, способность ориентироваться в обстановке.
Каждому этапу игры соответствуют и определенные педагогические задачи. На первой стадии педагог заинтересовывает детей игрой, создает радостное ожидание новой интересной игры, вызывает желание играть. На второй стадии воспитатель выступает не только как наблюдатель, но и как равноправный партнер, умеющий вовремя прийти на помощь, справедливо оценить поведение детей в игре. На третьей стадии роль педагога заключается в оценке детского творчества при решении игровых задач.
При неоднократном проведении игры дети более творчески подходят к выполнению поставленных задач, умеют оценить свое поведение и поведение товарищей. Роль воспитателя заключается в том, чтобы вовремя заметить проявление этих качеств у детей, оценить и развивать их дальше.
Основные виды дидактических игр
В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры
Игры с предметами. В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др.), что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления.
Игры с природным материалом (семена растений, листья, разнообразные цветы, камушки, ракушки) воспитатель применяет при проведении таких дидактических игр, как «Чьи это детки?», «От какого дерева лист?», «Кто скорее выложит узор из разных листочков?», «Кто скорее сделает узор из камушков?», «Собери букет из осенних листьев», «Разложи листья по убывающей величине». Воспитатель организует их во время прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой: деревьями, кустарниками, цветами, семенами, листьями. В таких играх закрепляются знания детей об окружающей их природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация) и воспитывается любовь к природе, бережное к ней отношение.
Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.
Подбор картинок по парам. Самое простое задание в такой игре — нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых: две шапочки, одинаковые и по цвету, фасону, или две куклы, внешне ничем не отличающиеся. Затем задание усложняется: ребенок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу: например, найти среди всех картинок два самолета, два яблока.
Подбор картинок по общему признаку (классификация). Например, в игре «Что растет в саду (в лесу, в огороде) ?» дети подбирают картинки с соответствующими изображениями растений, соотносят с местом их произрастания, объединяют по этому признаку картинки. Или игра «А что было потом?»: дети подбирают иллюстрации к какой-либо сказке с учетом последовательности развития сюжетных действий.
Запоминание состава, количества и расположения картинок. Игры проводятся так же, как и с предметами. Например, в игре «Отгадай, какую картинку спрятали» дети должны запомнить содержание картинок, а затем определить, какую из них перевернули вниз рисунком. Эта игра направлена на развитие памяти, запоминания и припоминания.
Составление разрезных картинок и кубиков. Задача этого вида игр — учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет. Усложнением в этих играх может быть увеличение количества частей, а также усложнение содержания, сюжета картинок. Если в младших группах картинки разрезаются на 2—4 части, то в средней и старших группах целое делят на 8—10 частей. При этом для игр в младшей группе на картинке изображается один предмет: игрушка, растение, предметы одежды и др. Для более старших детей на картинке изображается уже сюжет из знакомых детям сказок, художественных произведений. Основное требование заключается в том, чтобы предметы на картинках были знакомы детям. Наличие целой картинки облегчает решение задачи. Поэтому для младших групп необходимо давать детям целую картинку для рассматривания, прежде чем будет дано задание — сложить целую картинку из ее частей.
Описание, рассказ о картинке с показом действий, движений. В таких играх воспитатель ставит обучающую задачу: развивать не только речь детей, но и воображение, творчество. Часто ребенок, для того чтобы играющие отгадали, что нарисовано на картинке, прибегает к имитации движений, скажем рабочего, или к подражанию движениям животного, его голосу. Например, игре «Отгадай, кто это?» ребенок, взявший у водящего картинку, внимательно ее рассматривает, затем изображает звук и движения (кошки, собаки, петуха, лягушки и др.). Такое задание дается в игре с детьми младшей группы. В этих играх формируются такие ценные качества личности ребенка, как способность к перевоплощению, к творческому поиску в создании необходимого образа.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию находят признаки сходства и различия и др.
В младших и средних группах игры со словом направлены в основном на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизацию словаря, развитие правильной ориентировки в пространстве.
Когда у детей начинает активно формироваться логическое мышление, словесные игры чаще используют для формирования мыслительной деятельности, самостоятельности в решении задач. Словесные игры развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей. С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься умственным трудом.
Игры, с помощью которых формируют умение выделять существенные (главные), признаки предметов, явлений: «Отгадай-ка», «Магазин», «Радио», «Где был Петя?», «Да — нет» и др. Игры, используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять, замечать алогизмы, делать правильные умозаключения: «Похож — не похож», «Кто больше заметит небылиц?» и др. Игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам: «Кому что нужно?», «Назови три предмета», «Назови одним словом» и др. Игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки, чувства юмора: «Летает — не летает», «Белого и черного не называть» и др.
Игры с правилами.
Игры с правилами - это игры с готовым содержанием, с фиксированными правилами, являющимися непременным компонентом игры. Обучающие задачи реализуются через игровые действия ребенка при выполнении какого-либо задания (найти, сказать наоборот, поймать мяч и т. п.).
В зависимости от характера обучающей задачи игры с правилами делятся на две большие группы - дидактические и подвижные игры.
Дидактические игры подразделяются по содержанию (математические, природоведческие, речевые и др.), по дидактическому материалу (игры с предметами и игрушками, настольно-печатные, словесные).
Подвижные игры классифицируются:
по степени подвижности (игры малой, средней, большой подвижности);
по преобладающим движениям (игры с прыжками, с перебежками и др.).
по предметам, которые используются в игре (игры с мячом, с лентами, с обручами и др.).
Среди игр с правилами игр бывают сюжетные игры, в которых играющие выполняют роли («Кошки-мышки», «Магазин сувениров»), и бессюжетные («Палочка-выручалочка», «Что изменилось?» и др.).
В играх с правилами ребенка привлекает игровой процесс, желание добиваться результата, выигрывать. Но такой игровой процесс опосредован соревновательной задачей (формировать команду детей, оборудование разделить (например, картинки разложить попарно, подобрать по определенному признаку). А это делает поведение ребенка произвольным, подчиненным игровым условиям в виде правил. Как справедливо отмечал А. Н. Леонтьев, овладеть правилом игры - значит овладеть своим поведением. Именно тот факт, что в играх с правилами ребенок учится управлять своим поведением, определяет их воспитательное значение.
В плане морального развития Д. Б. Эльконин особо выделил в играх с правилами те, в которых имеется двойная задача. Так, в игре в лапту ребенок может, поймав мяч, вернуть в круг игрока, «засаленного» ранее. Значит, поведение в игре направляется двойной задачей: первая задача— самому бегать, увертываясь от мяча, вторая задача— играть за победу своей команды. Действия ребенка могут ограничиться лишь ловким бегом, но он ставит перед собой и другую цель - помочь товарищу, хотя это связано с риском: если попытка поймать мяч окажется неудачной, придется покинуть круг играющих. В играх с двойной задачей ребенок по собственной инициативе оказывает помощь товарищу и радуется, когда это удается. В реальной жизни подобные ситуации складываются не часто, и поведение детей чаще направляется словесными указаниями педагога: «Помоги Артему завязать шарф»; «Помоги Лизе убрать кубики». Товарищескую солидарность такими указаниями воспитать трудно. А игры с правилами, требуют от участников взаимопомощи («Чья команда скорее построит дом?», игры-эстафеты).
Игры с правилами дают возможность каждому участнику сравнивать свои действия и их результаты с действиями и результатами других (Сережа очень ловкий - ловишке трудно поймать его; Саша часто нарушает правила, спорит, когда ему об этом говорят, играет нечестно; я плохо ловлю мяч и, хотя знаю много растений, проигрываю в игре «Назови растение»).
Ценно и то, что ребенок пытается самостоятельно оценить свои действия и действия других играющих (в отличие от иных видов деятельности, где это делают взрослые). Игры с правилами благоприятны для развития у дошкольников способности к взаимооценке и самооценке. То, что ребенок в конкретной ситуации игры, которая ему интересна, ярко, эмоционально окрашена, видит свои промахи, несоответствие требованиям и осознает это в сравнении, вызывает у него желание стать лучше, т.е. рождает стремление к самосовершенствованию. Также и успех в игре (был ловким, сообразительным, сложил узор из мозаики) поднимает его в собственных глазах и глазах других детей, побуждает к новым усилиям и достижениям.
Таким образом, игры с правилами - важнейшее средство воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Театрализованные игры
В театрализованной игре у детей развивается речь, мышление, расширяется словарный запас, пополняются знания о сказках и сказочных героях, совершенствуются навыки общения и уважения к товарищам, позитивное отношение к животным- сказочным героям.
В целом же, театрализованные игры ориентированы на всестороннее развитие личности ребенка. Поскольку именно в процессе работы над образом происходит развитие личности ребенка, артистических навыков, символического мышления, усвоение социальных норм поведения, формируются двигательный эмоциональный контроль, высшие произвольные психические функции. В процессе театрального воплощения возможно поэтапное использование отдельных видов детской творческой деятельности (песенной, танцевальной, игровой, импровизации на детских музыкальных инструментах).
Для развития у детей театрализованной деятельности посвящены работы Н.С. Жуковской, Д.В. Карпинской, Т.Н. Дороновой, О.В. Акуловой, Л.П. Стрелковой, Л.В, Артемовой, Т.Н. Караманенко, С.Г. Машевской, А. Николаичевой, Л. Фурминой, Л. Ворошниной, Р. Сигуткиной, И. Реуцкой, Л. Бочкаревой, И. Медведевой, Т. Шишковой, и из современных педагогов-практиков И.В. Осиповой, О.Г. Тихоновой, Н.Ф. Губановой, Н.Е. Васюковой, Т.А. Гайворонской и др.
Методика постановки сценарий театрализованных игр.
В первой части работы с детьми по театрализованной игре педагог особо обращает на развитие дыхательного аппарата.
Рекомендуются детям традиционные дыхательные гимнастики:
«Бумажный кораблик» (организация и активизация выдоха). Детям предлагается сделать бумажный кораблик и поставить его на гладкую поверхность стола. Задача заключается в том, чтобы «перегнать» кораблик с одного конца стола на другой. Можно поставить 2-3 преграды на пути кораблика в виде спичечных коробков. Попробуйте провести кораблик, не задевая преграды. Выдох должен быть направленным на кораблик, но плечи, шею не напрягать.
«Стирка белья» (развитие активности речевого дыхания). Детям предлагается постирать белье на стиральной доске. Наклон корпусом сдвижением рук вниз сопровождается звуком: «ф-ф-фу!» При распрямлении корпуса и сокращением рук вверх по доске – «вдох».
«Звонок». Не отрывая пальца от воображаемого звонка, одним длинным звуком (на выдохе) позвонить соседу в дверь: «ззззззззззззззз». Проявить нетерпение и позвонить несколько раз (на выдохе) более настойчиво: «ззз»... «ззз»... «ззз». Подразнить долго не открывающего дверь приятель короткими назойливыми звонками: «зз»... «зз»... «зз»... «зз».
«Пильщики». Игра-упражнение сопровождается движением кисти рук. Два ребенка берутся за руки «крест-накрест». Правые руки - «пилю», левые - «бревно». Первый из участников тянет на себя «пилу», имитируя при выдохе звук «зззз». Второй берет «пилу» на себя, произнося: «сссс»... пилить надо весело, не задерживая свою руку. Дыхание должно быть равномерным, ритмичным: взяв «пилу» - выдох со звуком, отпустив ее - вдох. Игры упражнения, направленные на поиск своего голоса.
«Дочки-матери». Детям предлагается сесть удобно, расслабившись. Задача - убаюкать куклу - малыша тихим мычанием: «мммм», «мммм», «мммм». Не петь, не «включать» голос.
«Радиограмма». Положив руку на воображаемый «ключ» начинать отстукивать сигнал как азбукой Морзе: ммам, мам, мммам. Надо промычать свой текст коротко отрывисто. Можно подставлять разные гласные: му-мумум-мумм: мэ-мэ-мэм-мэммм.
И другие…
Во второй части работа направлена на развитие словаря, связной, диалогической речи. Дети решают сказочные задачи, сочиняют небольшие рассказы, сказки, придумывают диалоги действующих лиц. Здесь необходимо детям найти свой голос. Кукла разговаривает со зрителями голосом своего актера. И от того, насколько он будет выразительным, ярко характеристичным и хорошо слышимым - зависит успех всего спектакля. Голос «актера» в театрализованной игре (спектакле) звучит из-за ширмы. Гибкость (овладеть силой, высотой и тембром), выносливость (способность выдерживать большие нагрузки), громкость (умение приспосабливаться к речевой ситуации), благозвучность (четкая дикция), выразительность речи ребенка формируется в течение достаточно длительного времени. Каждой возрастной группе соответствуют свои требования к овладению речевыми навыками: во второй младшей группе формировать простейшие образно выразительные умения; в средней группе элементы художественно-образных средств (интонация, мимика и пантомимика); в старшей группе совершенствовать художественно-образные исполнительские умение и навыки. С семи лет развивать творческую самостоятельность в передаче образа, выразительность речевых и пантомимных действий. Часто дети отличаются зажатостью мышц речевого аппарата, монотонностью речи.
В третьей части - действие детей с кукольными персонажами. Учить детей управлять куклами, разыгрывать небольшие сценки-этюды.
В четвертой части - движение под музыку (ритмопластика). Музыка помогает ребенку раскрепоститься, учит владеть своим телом, координировать движения, свободно ориентироваться в пространстве.
В пятой части - непосредствованные действия детей по ролям. Вначале обыгрывают небольшие стишки, народные песенки, потешки. Постепенно, от обыгрывания потешек, стихов, переходят к коротким сказкам. Сказки «Теремок», «Колобок» - замечательный материал для занятий. Персонажами тувинских сказок о животных чаще всего являются заяц, волк, лиса, медведь, сорока. Здесь можно «переиграть» всех зверей. Про всех зверушек можно придумывать истории. Из игр, упражнений, постепенно делается спектакль. Работа над ним объединяет детей, дает понятие о чувстве партнерства, ускоряет процесс овладения навыками публичных выступлений.
Театрально-игровая деятельность имеет большое значение для привлечения родителей на совместную деятельность с воспитателями. Каждый родитель заинтересован в развитии таланта своих детей.
Театрализованная деятельность помогает решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования речи, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания.
Предварительный просмотр:
Памятка отцам
Уважаемые папы!
Пусть эта памятка поможет вам сделать процесс общения с вашим ребёнком радостным и полезным как для вас, так и для него.
1. Не будьте безучастны к воспитанию вашего ребёнка.
2. Воспитывайте ребёнка не столько словом, сколько собственным примером.
3. Уважайте в ребёнке человека, не позволяйте себе его унижать. Со временем это может плохо кончиться, особенно для вас.
4. Проявляйте сдержанность и вежливость, собранность и ответственность. Тем самым вы сможете получить зеркальное отражение в своём ребёнке вами проявляемых качеств.
5. Борясь с вредными привычками ребёнка, не забывайте бороться со своими вредными привычками.
6. Воспитывайте в мальчиках мужественность, а в девочках - силу женственности.
7. Не бойтесь вопросов собственного ребёнка. Хуже, если он вам их не задаёт.
8. Проявляйте терпение в воспитании. Помните, что всходы дают плоды не сразу.
Все в твоих руках
(притча)
В одной далекой стране жил мудрец, на многие вопросы он знал ответы, и сотни людей приходили к нему за советом и помощью. В той же стране жил молодой человек, который совсем недавно был еще ребенком и только начинал свой жизненный путь. Но он-то думал, что все уже знает, многое умеет и чужих советов слушать ему не надо. Решил он провести мудреца -поймал бабочку, зажал её между ладонями и спросил мудреца: «Что у меня в руках - живое или неживое?». Если мудрец ответил бы «живое», он сильнее сдавил бы руки, бабочка бы умерла, и мудрец оказался бы не прав, а если мудрец ответил бы «неживое», молодой человек разжал бы руки, бабочка выпорхнула, а мудрец снова был бы не прав. Но когда молодой человек подошел к мудрецу и задал свой вопрос, старый человек внимательно посмотрел на него и сказал: «ВСЁ В ТВОИХ РУКАХ...»
ГБОУ РЦПМСС «Сайзырал»
г. Кызыл, ул. Рабочая, д 56, тел.: 5-33-20
Министерство образования и науки Республики Тыва
ГБОУ Республиканский центр психолого-медико-социального сопровождения «Сайзырал»
Памятка отцам
Кызыл
Предварительный просмотр:
«Чтобы стать мужчиной – мало им родиться».
(М.Львов)
«Без хороших отцов нет хорошо воспитанных мужчин,
несмотря на все школы, институты и пансионы».
(Н.Карамзин)
Уважаемые папы, помните!
- Мальчик хочет быть хорошим, но не любит, когда его прямолинейно наказывают, его раздражают слова! Воспитывайте делом и личным примером!
- Если отец всегда не доволен, нетерпелив и раздражителен по отношению к сыну, мальчик будет испытывать неуверенность и неловкость не только в его обществе, но и среди мужчин и мальчиков.
- Мальчику необходим опыт успеха. Приобрести его он может с вашей помощью. Создавайте, придумывайте ситуации для сына, где он, несомненно, добьется успеха. Замечайте успех сына, хвалите его.
- Если вы хотите чего-то добиться от своего сына, надо ему это привить, а значит, лучше всего «заразить» своим делом. Добиваться можно лишь того, что делаешь сам.
- Мальчики не меньше девочек нуждаются в родительской ласке и телесном контакте с ними. Отец может похлопотать подростка по плечу, потолкаться с ним, побороться. Дети, которые регулярно видели проявление любви и привязанности от родителей, обладают более развитым чувством внутренней безопасности.
- У отца с сыном должны быть свои мужские секреты. Совместные прогулки, увлечения, рыбалка и т.п. дают почувствовать сыну, что он «свой парень».
Мой папа
Мой папа самый сильный,
Мой папа знает всё.
Про мир автомобильный,
И разное зверьё.
Про горы и дороги,
Про всё, что есть вокруг.
Бывает папа строгим,
Но он всегда мой друг.
И ко всему, когда-то…
Он сам мне говорил.
Был в Армии солдатом
И Родине служил.
К размолвкам все причины
Для нас равны нулю.
Он эталон мужчины —
И я его люблю.
Мой папа самый, самый!
Я так скажу о нём!..
И он нас любит с мамой!
Вот так мы и живём!
(Гвоздев Виктор)
ГБОУ РЦПМСС «Сайзырал»
г. Кызыл, ул. Рабочая, д. 56
тел.: 5-33-20
Министерство образования и науки Республики Тыва
ГБОУ Республиканский центр психолого-медико-социального сопровождения «Сайзырал»
Памятка отцам
Кызыл
Предварительный просмотр:
Дорогая
____________________________________
Приглашаю Вас на праздник,
посвящённый Дню Матери
28 ноября в 16ч
Актовый зал МБОУ СОШ №1
Дорогая
____________________________________
Приглашаю Вас на праздник,
посвящённый Дню Матери
28 ноября в 16ч
Актовый зал МБОУ СОШ №1
Дорогая
_____________________________
Приглашаю Вас на праздник,
посвящённый Дню Матери
28 ноября в 16ч
Актовый зал МБОУ СОШ №1
Дорогая
____________________________________
Приглашаю Вас на праздник,
посвящённый Дню Матери
28 ноября в 16ч
Актовый зал МБОУ СОШ №1
Предварительный просмотр:
Советы родителям
"Как помочь ребёнку выбрать профессию"
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!
Выбор профессии – важное и ответственное дело! Это сложная задача даже для взрослых людей, обладающих определенной личностной зрелостью. Еще более она сложна для подростков с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому помощь родителей в её решении важна и необходима. Ведь именно родители лучше чувствуют и знают своего ребенка, наблюдают его характер, привычки и интересы в течение многих лет и всегда должны быть готовы прийти на помощь первыми.Выбирая профессию, нужно учитывать в первую очередь интересы ребенка, его склонности, способности, желания, состояние здоровья и только потом семейные традиции и интересы.
Дайте своему ребенку право выбора будущей профессии:
• обсуждайте вместе с ним возможные «За» и «Против» выбранной профессии;
• рассматривайте выбор будущей профессии не только с позиции материальной выгоды, но и с позиции морального удовлетворения;
• учитывайте в выборе будущей профессии личностные качества своего ребенка, которые необходимы ему в данной специальности;
• если возникают разногласия в выборе профессии, используйте возможность посоветоваться со специалистами – консультантами;
• "не давите" на ребенка в выборе профессии, иначе это может обернуться стойкими конфликтами;
• поддерживайте ребенка, если у него есть возможность, терпение и желание, чтобы его мечта сбылась;
• если ваш ребенок ошибся в выборе, не корите его за это. Ошибку можно исправить;
• если ваш ребенок рано увлекся какой-то профессией, дайте ему возможность поддерживать этот интерес с помощью литературы, занятий в кружках.
Сделать правильный выбор—значит найти профессию, которая:
• интересна и привлекательна («ХОЧУ»). Это те занятия, которые ребёнок делает с интересом, с желанием.
• доступна и посильна («МОГУ»). Это возможности человека: его способности, состояние здоровья, уровень знаний и умений.
• имеет спрос на рынке труда («НАДО»). Это знание о том, какие специальности пользуются спросом на рынке труда.
Типичные ошибки, которые совершают родители
выпускников школ при выборе профессии:
• желание ребёнка реализовать свою несбывшуюся мечту навязчиво переносят на своего ребёнка;
• родители хотят, чтобы ребёнок пошёл по их стопам;
• родители считают, что ребёнок недооценивает или переоценивает свои возможности;
• родители убеждены, что ребёнок должен иметь высшее образование;
• родители настойчиво рекомендуют обратить внимание на «денежные» профессии.
Ошибки школьников при выборе профессии:
• Незнание мира профессий
- слабая информированность о мире профессий;
- устаревшие сведения о характере и условиях труда;
- предубеждения в отношении престижности профессии.
• Незнание себя
- необъективная оценка своих способностей;
- незнание своего здоровья;
- нежелание или неумение соотнести свои способности к требованиям профессии.
• Незнание правил выбора профессии
- отождествление учебного предмета с профессией;
- перенос отношения к человеку на профессию;
- выбор профессии «за компанию»;
- выбор профессии перекладывается на родителей
Как поддержать ребёнка в выборе профессии:
• В первую очередь найдите «золотую середину» между инициативой ребенка и вашим активным участием. Крайние позиции: «Пусть все решает сам!» и «Что он без меня решит!» - к конечном счете приведут к отчуждению между вами.
• Важно выяснить, чем руководствуется ребенок, выбирая профессию, какие ее стороны его особенно привлекают; престижность, возможность добиться успеха и славы, высокие заработки, стремление быть похожим на кого-то из своего окружения, любопытство.
• Если ваш ребенок выбирает профессию, на которую сейчас у него пока нет внутренних ресурсов, - ваш долг помочь ребенку реализовать пока еще скрытые способности, распознать тот потенциал, который может раскрыться позже.
• Помогите ребенку соотнести профессиональные намерения с личностными особенностями (уровень знаний, здоровье, способности и т. д.). В ходе такого сопоставления ваш ребенок станет думать о своем выборе реалистичнее.
• Помогите ребенку сделать свой профессиональный выбор более конкретным – пусть он вместе с вами попробует построить план своей карьеры. Возможно, этот план не будет реальным проектом, важно, чтобы ребенок продумал сделанный им выбор во времени.
Уважаемые родители, помните, что вашему ребенку особенно нужна поддержка психолога при выборе профессии, если:
• ребенок отказывается обсуждать проблему выбора профессии, мотивируя тем, что еще рано;
• сообразительный и активный ребенок не очень хорошо успевает в школе;
• выбор, сделанный ребенком, резко расходится с вашими ожиданиями.
Профессиональная помощь при выборе профессии дополняет и оптимизирует внутрисемейную поддержку. Профконсультант поможет не только точнее оценить уже проявившиеся способности и намерения, но и определить потенциал, который пока скрыт, сделать прогноз развития способностей Вашего ребёнка.
КАК выбрать профильный класс?
КАК выбрать профессию?
КАК выбрать учебное заведение?
КАК студенту стать успешным специалистом?
Как найти работу?
КАК сделать карьеру?
КАК создать эффективную команду?
КАК решить психологические проблемы?
КАК помочь ребенку выбрать профессию?