Взаимодействие с родителями

Зебрева Наталья Александровна

На этой странице  представлены материалы для родителей.   

Уважаемые родители! Читайте, изучайте!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад для родителей

«Трудные дети или родители?»

Классный руководитель: Зебрева Н.А.

Цели:

• обсудить проблемы воспитания подростков;

• познакомить родителей с причинами, которые приводят к плохому поведению подростков;

• развивать у родителей умение искать выход из трудных ситуаций общения с детьми.

Форма: родительский лекторий.

Участники: родители учащихся, классный руководитель, психолог.

 

 

Наши дети взрослеют, становятся умнее, и нам с вами хотелось бы, чтобы проблем в общении, во взаимодействии с ними становилось меньше, но так не происходит. Вы испытываете озабоченность и беспокойство в отношении своего ребенка, вас волнует поведение подросших детей и трудности, связанные с этой проблемой.

Вы не одиноки: тысячи родителей переживают во многом сходные проблемы, и, весьма вероятно, что некоторые из них — ваши соседи и друзья — совсем рядом. Вы можете и не догадываться о том, что находитесь в такой большой компании, потому что в нашем обществе родителю полагается испытывать чувство стыда, когда сын или дочь пропускает занятия в школе, не делает уроки, грубит взрослым, курит. Поэтому даже друзья не склонны говорить о проступках детей и своих переживаниях в этой связи. Для родителя допустить, чтобы отрицательные факты стали известны, все равно, что получить двойку за воспитание своего ребенка. Все, кого вы знаете, испытывают те же опасения, поэтому каждый предпочитает молчать, переживая наедине чувства одиночества и отчаяния. Сегодня мы попытаемся вместе искать причины трудностей в поведении детей.

Трудный ребенок... Что за этими словами, какой он?

Уважаемые родители, давайте попробуем нарисовать словесный портрет трудного ребенка. Назывите те ассоциации, которые у вас возникают со словами: «трудный ребенок».  

 (Родители могут назвать следующие слова: лентяй, грубиян, двоечник, неудачник, безответственность, хулиган и т.д.)

Как вы думаете: «Что может стать причиной проблем в поведении ребенка?»

(Родители приводят свои аргументы и свои ситуации, Связанные с данным вопросом.) 

В настоящее время ученые считают, что существует всего четыре причины «плохого» поведения ребенка, которые приводят к тому, что он становится трудным и порой неуправляемым.

Причина первая — борьба за внимание. Непослушание — это тоже возможность привлечь к себе внимание. Внимание необходимо для эмоционального благополучия.   Как же ведёт себя ребёнок, требующий  особого внимания?    Он может быть как активным (привлекать всеобщее внимание всевозможными выходками), так и пассивным, т.е. делать все очень медленно, «в час по чайной ложке»

В чём же причины поведения, направленного на привлечение внимания

1. Взрослые больше внимания уделяют детям, которые ведут себя плохо.

2. Дети не научены просить или требовать внимания в приемлемой форме.

3 Дети часто испытывают дефицит личного внимания к себе, чувствуют себя «пустым местом»

Такие дети нуждаются во взаимоотношениях с окружающими, готовы к сотрудничестве, поэтому необходимо:

1. Больше внимания уделять хорошему поведению.

2. Учить детей просить внимания в приемлемой форме

Причина вторая, почему же дети становятся»трудными»  — борьба за самоутверждение, борьба за власть. Подросток объявляет войну бесконечным указаниям, замечаниям и опасениям взрослых. Возможность иметь свое мнение, принимать собственное решение — это возможность приобретать свой опыт, пусть даже ошибочный. При этом для такого ребёнка характерны вспышки негодования, конфронтация с окружающими.   Или Тихое непослушание. Ребенок соглашается, но делает по-своему.   Из-за чего же это происходит? Из-за изменения социальных установок в обществе,

моды на «сильную личность», которая  учит утверждению своей силы, а не конструктивному поведению.   Дети демонстрируют лидерские способно-сти: умение независимо мыслить и способность сопротивляться авторитетам. Родителям необходимо стараться:

1. Уходить от конфронтации и снижать напряженность.

2. Позволять детям реализовать свои организаторские способности

Причина третья — желание мщения. Подросток может мстить за:

• сравнение не в его пользу со старшими или младшими братьями или сестрами;

• унижение друг друга членами семьи;

• разводы и появление в доме нового члена семьи;

• чрезмерное проявление любви взрослых друг к

другу.

Ребёнок при этом совершает прямые и скрытые физические и психологические акты насилии,  может мстить учителям, родителям, всем окружающим

Происхождением такого поведения становится отражение роста насилия в обществе в средствах массовой информации, а также культивирование стиля «силового» разрешения конфликтов в семье.  Дети демонстрируют высокую жизнеспособность, умение защитить себя от боли.  

Родителям необходимо:

1. Учить ребенка строить отношения с окружающими по принципу заботы о них.

2. Учить ребенка выражать свои переживания и требования к окружающим в приемлемой форме

Причина четвертая — неверие в собственный успех, вызываемое учебными неуспехами, взаимоотношениями в классе с учителем, низкая самооценка.

Для такого ребёнка характерны вспышки негодования: ребенок теряет контроль над собой, когда давление ответственности становится слишком сильным или наоборот постоянно откладывает работу на потом, хандрит, жалуясь на мнимые болезни головы, живота и пр.

Это может происходить из-за необоснованно завышенных ожиданий учителей и родителей, твердой убежденности ученика, что он должен быть лучше всех или упора на соревнование в семье и классе

Родителям необходимо поддерживать такого ребёнка,  чтобы его внутренняя установка «Я не могу» изменилась на «Я могу».

Для этого необходимо:

• забыть о прошлых неудачах;

• позволить ребенку «начать с нуля», опираясь на то, что родитель верит в него, в его способность достичь успеха;

• помнить о прошлых удачах и возвращать к ним, а не к ошибкам.

Очень важно позаботиться о том, чтобы создать ребенку ситуацию с гарантированным успехом. Успех порождает успех и усиливает уверенность в своих силах как у ребенка, так и у родителя.

Итак, для того чтобы поддержать ребенка, необходимо:

• опираться на сильные стороны ребенка;

• избегать подчеркивания промахов ребенка;

• показать, что вы удовлетворены ребенком;

• уметь помочь ребенку разбить большие задания на более мелкие, такие, с которыми он может справиться;

• внести юмор во взаимоотношениях ребенком;-

• проводить больше времени с ребенком;

• знать обо всех попытках ребенка справиться с заданием;

• уметь взаимодействовать с ребенком;

• позволить ребенку самому решать проблемы там, где это возможно;

• принимать индивидуальность ребенка;

• проявлять сопереживание и веру в вашего ребенка;

• демонстрировать оптимизм.

Существуют слова, которые поддерживают ребенка, и слова, которые разрушают его веру в себя. Например, слова поддержки:

Зная тебя, я уверен, что ты сделаешь все хорошо.

Ты делаешь это очень хорошо.

Это серьезный вызов, но я уверен, что ты к нему готов.

Слова разочарования:

Зная тебя и твои способности, я думаю, ты смог бы сделать это гораздо лучше.

Ты мог бы сделать это намного лучше.

• Эта идея никогда не может быть реализована.

• Это для тебя слишком трудно.

Когда вы выражаете удовольствие от того, что делает ваш ребенок, это поддерживает его и стимулирует продолжить дело или делать новые попытки. Он получает удовольствие от себя. Поддерживать можно посредством:

отдельных слов (красиво, аккуратно, прекрасно, здорово и т.д.);

высказываний («Я горжусь тобой», «Это действительно прогресс», «Ярад, что ты в этом участвовал», «Это здорово!»); прикосновений (дотронуться до руки, обнять, погладить);

совместных действий, физического соучастия

(сидеть или стоять рядом с ребенком; играть с ним; слушать его);

выражением лица (улыбка, подмигивание, смех, кивок).

Таким образом, мы рассмотрели с вами четыре причины того, как обычные дети могут стать  «трудными» и пути предотвращения этого.

Закончить своё выступление мне хотелось бы притчей о перевернутом камне.

Один странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором было написано: «Переверни и читай». Он с трудом перевернул его и прочел на другой стороне: «Зачем ты ищешь нового знания, если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь?»

Эта притча как нельзя лучше подтверждает наш сегодняшний разговор о детях. Истина — на поверхности. Зачастую проблемы в поведении наших детей, их трудности — в нас самих. В нашем диктате, в нашем попустительстве, в нашей лжи, в нашем эгоизме, себялюбии. Необходимо посмотреть на проблему глазами истины, и тогда военные действия, которые вы ведете с ребенком, перестанут быть необходимыми, а в душе воцарятся мир и душевный комфорт. Самые главные слова, которые сегодня нужно сказать своему ребенку: «Я тебя люблю, мы рядом, мы вместе и мы все преодолеем».



Предварительный просмотр:

Выступление на родительском собрании

«Профилактика вредных привычек и социально обусловленных заболеваний у детей»

Кл.руководитель: Зебрева н.А..

В настоящее время вредные привычки приобретаются в подростковом возрасте. Курение и алкоголь вызывают тяжелые заболевания у взрослых, а молодому растущему организму вообще наносят непоправимый ущерб. Курение, злоупотребление алкоголем среди подростков вредит не только им самим, но и их будущему потомству, в подростковом возрасте, как правило, начинают курить, выпивать, принимать наркотические вещества поддавшись уговорам друзей, желая доказать и другим свою «взрослость» или подражая кому-то, начав, не могут расстаться с пагубной привычкой.

Диагностика информированности подростков о вредных привычках.

        

Профилактику курения, употребления алкоголя и наркотиков среди школьников следует начинать с диагностики их информированности в данном вопросе и с оценки понимания школьниками социально-психологических последствий пагубных привычек.

Диагностика в нашей школе проводилась с помощью диагностической анкеты, которая состоит из трех блоков: вопросов о курении, наркотиках и алкоголе

Для получения более достоверной информации анкетирование проводилось анонимно.

Результаты диагностической анкеты следующие:

20,8% подростков не считают тревожным фактором употребление сигарет.

12,8% подростков считают, что есть легкие наркотики.

2% подростков считают, что употребление «травки» не ведет к формированию наркотической зависимости, 8% не знают, приведет ли это к наркотической зависимости.

30,4% подростков считают, что единичные пробы наркотика являются безобидными (это очень большой процент из числа учащихся 6 – 7 классов которые допускают возможность их пробы, а это тревожный факт).

3% подростков считают, что алкоголь не вреден для здоровья. 32,7% считают, что это зависит от количества выпитого.

 28,5% подростков считают, что употребление пива не ведет  к алкогольной зависимости.

 Не употребляют алкогольные напитки в семьях у 8,9% подростков. Учащиеся 6 – 7 классов отмечают что, алкоголь в их семье  употребляют только по праздникам 85,1%, по выходным  дням, в дни получки, почти ежедневно по 1 % подростков, несколько раз в неделю у 3% подростков.

Подростки думают, что поводом для первой пробы сигареты, алкогольных напитков, наркотиков может послужить следующее:

Чтобы не отстать от друзей – 10,9%

Чтобы чувствовать себя взрослей – 21,5%

Чтобы понравиться девочке (мальчику) – 5,8%

Из любопытства – 61,8%

2% подростков пробовали сигареты, и 2% - пробовали шампанское из них 1%, что бы понравится девочке или мальчику и 3% из любопытства.

В основном подростки называют источниками получения информации о вредных привычках родителей, учителе  и СМИ.

Считают, что смогут обходиться, когда вырастут, без употребления вредных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) – 80,4% подростков. 5% - отмечают, что не смогут обходиться, без употребления вредных веществ, и 14,6% еще не знают, смогут ли они обходиться без употребления вредных веществ.        

Подростки считают, что для профилактики вредных привычек необходимо:

Запретить рекламу табачных изделий и алкоголя – 58,2%

Проводить воспитательную работу – 52,3%

Не производить алкоголь, табачные изделия, наркотики – 4%                      

Никаких мер не надо считают – 8,6% подростков.

Профилактика вредных привычек 

Раскрывая вопросы по профилактике вредных привычек, необходимо прежде всего еще раз подчеркнуть, что такие привычки, как курение, употребление спиртных напитков и пива, — разновидность наркомании, а наркомания — заболевание, которое человек приобретает добровольно, начав употреблять наркотики. Заболевание это, по мнению специалистов, практически неизлечимо, а пробный «один раз» чаще всего оказывается роковым.

Поэтому разговор пойдет о профилактике не вредных привычек и наркомании, а первого употребления сигареты, спиртного и наркотика.

Для того чтобы противостоять курению, употреблению спиртных напитков, и наркотических веществ, подростки, очень глубоко и однозначно должны уяснить ряд истин, без осознания которых большинство мер по профилактике становится малоэффективным.

Первая истина: курение, употребление спиртных напитков, пива и наркотических веществ — это не вредная привычка, а заболевание, зачастую неизлечимое, которое человек приобретает добровольно, начав употреблять сигареты, спиртные напитки и наркотические вещества.

Вторая истина: алкоголизм и наркомания как заболевание начинает развиваться, как правило, после первого употребления спиртных напитков и наркотического вещества, развивается оно у всех по-разному, но с постоянным нарастанием потребности увеличения дозы приема.

Третья истина: человек, предлагающий тебе сигарету, спиртное и  наркотик, — враг твоего здоровья (исключение может составлять только случай — назначение врача), так как он ради своей наживы за твои же деньги отбирает у тебя здоровье.

Уяснив эти истины, мы придем к однозначному выводу: профилактика наркомании — это прежде всего исключение первого употребления наркотического вещества, но если первая проба состоялась, то надо думать не о профилактике, а о лечении.

"Рекомендации родителям по профилактике вредных привычек у подростков"

Как бы мы ни ограждали ребёнка, но однажды это может случиться. К вашему ребёнку подойдут - и предложат попробовать сигарету, алкогольные напитки или наркотик. Аргументация может быть различной: это безвредно, но от этого «ловишь кайф», «у нас в компании все употребляют это», «попробуй - и все проблемы снимет как рукой» или «докажи, что ты взрослый». К такой встрече ребёнка надо готовить заранее. Воспользуйтесь несколькими простыми рекомендациями, которые многократно использовались педагогами и родителями во всём мире и доказали свою эффективность.

Разговаривайте с ребёнком о наркотиках, курении и алкоголе.

Эксперты утверждают. Что разговор о наркотиках - первая ступень помощи детям. Помните, что нет возраста, когда ребёнок не нуждался бы в объективной информации о наркотиках и объективных последствиях злоупотребления ими. Задача таких бесед не только в доведении до ребёнка информации о наркотической опасности, но и в установлении доверия, открытости по вопросам о наркотиках.

Учитесь слушать.

 Ребёнок должен знать, что вам интересен его внутренний мир, его переживания и тревоги. Постарайтесь понять, что его беспокоит, какие проблемы он решает в настоящее время. Попытайтесь вместе с ним найти выход из проблемы. Никогда не используйте информацию, полученную от ребёнка, во вред ему.

Давайте советы, но не давите советами.

Подумайте о своём примере.

 Трудно поверить, что кто-то поверит советам родителям, которые сами злоупотребляет курением, алкогольными напитками или наркотиками. Не забудьте, что даже невинные пороки требуют объяснения ребёнку.

Поддерживайте в ребёнке самоуважение и думайте о его самореализации.

Пожалуй, это самое важное и трудное.

Подростки, принимающие участие в семейных ужинах, менее склонны к вредным привычкам

Подростки, которые ужинают в кругу семьи менее двух раз в неделю, более склонны к вредным привычкам. Такую взаимосвязь установили ученые из Национального центра по борьбе с зависимостью и злоупотреблением алкоголем и наркотиками при Колумбийском университете.

В ходе исследования, выяснилось, что вероятность употребления наркотиков подростками, не принимающими участия в семейных ужинах, возрастает как минимум в два раза. Кроме того, половина подростков, которые ужинают дома лишь один или два раза в неделю, склонны к употреблению алкогольных напитков.
         "Семейные ужины очень важны для ребят и девушек, они очень полезны для установления контакта и взаимопонимания между родителями и детьми", - считает один из организаторов исследования Элизабет Плэнет. Как выяснилось в ходе исследования, 84 процента  подростков "предпочитают обсуждать свою жизнь с родителями во время семейного ужина".
         В исследовании приняли участие более тысячи подростков в возрасте от 12 до 17 лет, а также их родители.

Спите, вредные привычки

Длительный недосып или постоянные помехи во время сна повышают риск появления у подростков вредных привычек, говорится в докладе, который был презентован на XXI ежегодной конференции ассоциированных обществ, занимающихся проблемами сна, под названием «Сон-2007».

Ночной сон продолжительностью менее восьми часов, частые кошмары, трудности с засыпанием обычно встречаются у подростков, которые пристрастились к алкоголю. Привычка курить также распространена среди подростков, которые спят менее восьми часов в день, ложатся за полночь, страдают от прерывания сна кошмарами. Им сложно заснуть, и перед сном они привыкли принимать лекарство.

Количество сна, которое получает человек, влияет на его физическое здоровье, эмоциональное состояние, умственные способности, продуктивность. Последние исследования показали, что недостаток сна связан с серьезными проблемами, такими как повышенный риск развития депрессии, накопление лишнего веса, сердечно-сосудистые заболевания и диабет.

Родительский практикум

Упражнение «Проблемные ситуации»

Представьте себя на месте подростка, которого настойчиво уговаривают попробовать наркотик.

С помощью разноцветных жетонов разделимся на четыре группы. Каждой из групп будет предложена своя ситуация. Спустя 5 минут вы разыгрываете ее перед присутствующими.

Ситуация 1. Приятели, наркоманы со стажем, ведут разговоры о приятном, «улетном» состоянии после употребления наркотика и утверждают, что это безвредно.

Ситуация 2. Торговцы наркотиками утверждают, что, приняв дозу, ты избавишься от всех проблем, что наркотики помогают преодолеть жизненные трудности, найти решение проблемы.

Ситуация 3. Опытные и старшие по возрасту наркоманы вовлекают подростка в употребление наркотиков, спекулируя на его желании выглядеть мужественно, извращая это понятие.

Ситуация 4. Опытные наркоманы ссылаются на вековые традиции употребления наркотиков, убеждают, что есть безвредные наркотики, скажем, растительного происхождения, ими можно пользоваться без потерь всю жизнь.

После выступления групп родителям предлагается зафиксировать следующие вопросы и доводы, которые помогут подростку устоять в ситуации противостояния предложению попробовать наркотические вещества:

1. Почему, с какой целью предлагают бесплатно дорогостоящее вещество, которое можно достать только за деньги или выменять на вещи?

2. Употребляет ли сам предлагающий наркотические вещества или только угощает других?

3. Если он сам не употребляет, то почему предлагает другим; если же он сам их употребляет, то способен ли без них обходиться? Если утверждает, что способен, то как он это докажет?

4.  Отказ можно сопроводить извинением типа: «У меня аллергия», «Я поддерживаю форму для спорта», «Мне предстоит свидание» и др.

Анкетирование родителей

Тест «Искусство жить с детьми»

Ответы: да, нет, иногда, отчасти.

  1. Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание?
  2. Говорят ли ваши дети с вами «по душам», советуются ли с вами по «личным вопросам»?
  3. Интересуются ли они вашей работой?
  4. Знаете ли вы друзей ваших друзей?
  5. Бывают ли они у вас дома?
  6. Участвуют ли дети с вами в хозяйственных заботах?
  7.  Есть ли у вас с ними общее занятие, увлечение?
  8. Проверяете ли вы, как они выполняют домашнее задание:
  9. Участвуют ли дети в подготовке к семейным праздникам?
  10. А в «детских праздника» -предпочитают ли ребята, чтобы вы были с ними или хотят их проводить без взрослых?
  11. Обсуждаете ли вы с детьми прочитанные книги?
  12. А телепередачи и фильму?
  13. Бываете ли вместе в театрах, музеях на выставках и концертах?
  14. Участвуете ли с детьми в прогулках, туристических походах?
  15. Предпочитаете ли проводить отпуск вместе с ними?

Ответы «да» - оцениваются 2 балла

Ответы «иногда» - 1 балл

Ответы «нет» - 0 баллов

Результаты

Более 20 баллов -  отношение с детьми можно считать благополучными

От 10 до 20 баллов – удовлетворительные, но недостаточно многосторонни, нужно дополнить, улучшить.

Менее 10 баллов – контакт явно недостаточен, видимо, нужно принимать срочные меры к улучшению.

 

 



Предварительный просмотр:

Родительское собрание в 5 классе на тему:

«Адаптация пятиклассников  в  основной  школе»

Кл.руководитель: Зебрева Н.А.

Цель: обратить внимание родителей на проблему адаптации и на возрастные психологические, психофизические особенности детей, которые могут способствовать или препятствовать успешной прохождению адаптационного периода.

ПЯТИКЛАССНИКИ

Переход из начального в среднее звено школы является переломным, кризисным периодом в жизни каждого школьника. Любой учитель скажет, что начало 5-го класса - сложный этап, и не только для ребенка, но и для учителей, и для родителей. Проблем много, и они не ограничиваются рамками учебного процесса, а связаны также с организацией жизни в школе в целом и с психологической атмосферой в семье.

Возраст учащихся 5-го класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости - главного личностного новообразования младшего подростка.

Путь осознания себя сложен, стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех, кто до этого привычно оказывал на ребенка влияние, и это в первую очередь семья, родители. Внешне это отчуждение проявляется в негативизме - стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Отсюда - конфликты с взрослыми. Ребенок (младший подросток) пытается найти собственную уникальность, познать собственное «Я». По этой же причине подросток ориентирован на установление доверительных отношений со сверстниками. В дружбе происходит моделирование социальных взаимоотношений, усваиваются навыки рефлексии последствий своего или чьего-то поведения, социальные нормы взаимодействия людей, моральные ценности.

Появляются и другие возрастные изменения в возрасте ребенка.

Одно из них прямо связано с ориентацией на группу сверстников. Дело в том, что в 10--11 лет существенно меняется характер самооценки ребенка. Если раньше она складывалась под влиянием оценок учителя и эти оценки касались в основном учёбы, то теперь на характер самооценки всё больше влияют другие дети. Причём их оценки связаны с неучебными характеристиками, качествами, проявляющимися в общении. Можно говорить о возникновении в этот период кризиса сами оценки. У детей резко растёт количество негативных самооценок.

Ещё одно важное изменение в личности ребёнка касается мотивационной сферы. Рубеж 4--5 классов характеризуется значительным снижением учебной мотивации. На фоне формирующегося нового познавательного отношения к действительности наблюдается отрицательное отношение школе в целом, конфликты с учителями, снижение успеваемости.

Таким образом, в переходный период  важно получить информацию о следующих качествах и особенностях ребенка:

-- интеллектуальное развитие;

-- учебная мотивация;

-- поведенческая саморегуляция;

-- система отношений ребенка (самооценка, от ношение к другим людям);

-- эмоциональное состояние; последний параметр важно исследовать, поскольку переход к новому этапу жизни естественно вызывает некоторое напряжение.

Именно по причине психологической ценности отношений со сверстниками происходит постепенная замена ведущей учебной деятельности (что было характерно для младшего школьника) на ведущую деятельность общения. Таким образом, у подростка в стенах школы постепенно меняются приоритеты.

Умственная активность младших подростков велика, но вот способности развиваются только в деятельности, которая вызывает положительные эмоции. Успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения. Оценки при этом играют важную роль: высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка. В противном случае неизбежен внутренний дискомфорт и даже конфликт. Учитывая физиологические особенности возраста (рассогласование темпов роста и развития различных функциональных систем организма) можно понять и крайнюю эмоциональную нестабильность подростков.

Таким образом, переходя из начальной школы в среднюю, ребенок подвержен не только внешним, но и внутренним изменениям.

АДАПТАЦИЯ К СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ


    Для пятиклассника, приходящего в школу 1 сентября, все оказывается новым. И поэтому возникает необходимость в адаптации - привыкании к новым условиям обучения.

Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от его интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях. Поэтому среди трудностей школьной жизни детей:

- возросший темп работы: дети, не умеющие быстро писать, не успевают;

- возросший объем работы как на уроке, так и дома;

- новые требования к оформлению работ;

- необходимость самостоятельно находить дополнительную информацию (литературу) и работать с ней.

В то же время из начальной школы в среднюю связан с возросшей нагрузкой на психику подростка. Резкие изменения условий обучения, разнообразие и качественное усложнение требований предъявляемых к школьнику разными учителями, и даже смена позиции «старшего» в начальной школе и «самого маленького» -- в средней -- все это является довольно сложным испытанием для психики школьника.

Психологические и психофизические исследования свидетельствуют, что в начале обучения в пятом классе школьники переживают период адаптации к новым условиям обучения, во многом сходный с тем, который был характерен для начала обучения в первом классе. Это проявляется в возрастании тревожности, снижении работоспособности, повышенной робости или, напротив, «развязности», неорганизованности, забывчивости.

У большинства детей подобные отклонения исчезают через 2--3 недели учебы. Однако есть дети, имеющие множественные функциональные отклонения, у которых процесс адаптации затягивается на 2--3 месяца и даже больше. С адаптационным периодом часто связаны и заболевания детей. Подобные заболевания носят психосоматический характер.

В случае незавершенности процесса адаптации, неуспешной адаптации говорят о дезадаптации - реакции на неумение решать задачи, поставленные самой жизнью. Ее виды:

1) Интеллектуальная - нарушение интеллектуальной деятельности. Отставание в развитии от сверстников.

2) Поведенческая - несоответствие поведения ребенка правовым и моральным нормам (агрессивность, асоциальное поведение).

3) Коммуникативная - затруднения в общении со сверстниками и взрослыми.

4) Соматическая - отклонения в здоровье ребенка.

5) Эмоциональная - эмоциональные трудности, тревожность, переживания по поводу проблем в школе.

Таким образом, наша единая задача заключается в создании условий для успешного обучения выпускников начальной школы в среднем звене. Самое главное - помочь ребенку в ситуации адаптации к средней школе, обеспечить его дальнейшее поступательное развитие, его психологическое благополучие.

Для того чтобы понять, какая помощь требуется ребенку, важно знать, с какими трудностями он сталкивается, какие проблемы имеют место в теперешней ситуации. Для этого давайте обратимся к результатам диагностики.

РАССОГЛАСОВАННОСТЬ ТРЕБОВАНИЙ

 В адаптационной период дети могут стать более тревожными, робкими или, напротив, «развязными», чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными. иногда нарушается сон, аппетит... Подобные функциональные отклонения в той или иной форме характерны примерно для 70-80% школьников.
У большинства детей подобные отклонения носят единичный характер и исчезают, как правило, через 2-4 недели после начала учебы. Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2-3 месяца и даже больше.
С адаптационным периодом часто связаны и заболевания детей. Подобныe заболевания носят психосоматический характер.
     В этот  период  важно обеспечить ребенку спокойную, щадящую обстановку, четкий режим, то есть сделать так, чтобы пятиклассник постоянно ощущал поддержку и помощь со стороны родителей.


     При слишком длительном процессе адаптации, а также при наличии множества функциональных отклонений необходимо обратиться к школьному психологу.
    Что же может затруднить адаптацию детей к средней школе? Прежде всего это рассогласованность, даже противоречивость требований разных педагогов: в тетради по математике поля должны быть с двух сторон, в тетради по русскому языку - с одной, а по иностранному языку нужны три тетради, и каждая из них ведется по-разному; учительница истории требует, чтобы, отвечая урок, ученик придерживался сведений, изложенных в учебнике, а учительница литературы хвалит за собственное мнение и т.п.
Такие «мелочи» нередко существенно затрудняют жизнь школьника.
    Важно обратить внимание родителей на позитивную сторону такого рассогласования. Школьник впервые оказывается в ситуации множественности требований и, если он научится учитывать эти требования, соотносить их, преодолевать связанные с этим трудности, то овладеет умением, необходимым для взрослой жизни.
Поэтому надо, чтобы родители объяснили, с чем связаны эти различия, помогли подростку справиться с возникающими трудностями (составить расписание с указанием на требования, например: «история - составить план ответа по учебнику», «иностранный язык - приносить с собой, помимо основной тетради, словарную тетрадь и тетрадь для записи устных тем» и т.п.).
 Трудности у пятиклассников может вызывать и необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя.

СВОБОДА ИЛИ ОДИНОЧЕСТВО?

Необходимо, чтобы школьники правильно понимали употребляемые учителем и встречающиеся в текстах учебников термины. Сейчас много специальных школьных словарей, и хорошо, если дети будут иметь их и научатся ими пользоваться. Важно разъяснить, что неполное, неточное понимание слов нередко лежит в основе непонимания школьного материала.
     Трудности, возникающие у детей при переходе в средние классы, могут быть связаны также с определенной деиндивидуализацией, обезличиванием подхода педагога к школьнику. У некоторых пятиклассников возникает ощущение одиночества: никому из взрослых в школе они не нужны. Другие, наоборот, как бы «шалеют» от внезапной свободы - они бегают по школе, исследуя «тайные уголки», иногда даже задирают ребят из старших классов.
   Отсюда повышенная зависимость определенной части детей от взрослых, «прилипчивость» к классному руководителю, плач, капризы, интерес к книгам и играм для маленьких детей.
      Иногда за одной и той же формой поведения (например, посещение первого класса, в котором работает бывшая учительница) скрываются совершенно разные потребности и мотивы. Это может быть желание вновь оказаться в знакомой, привычной ситуации опеки и зависимости, когда тебя знают, о тебе думают. Но может быть и стремление утвердить себя как «старшего», «выросшего», того, кто может опекать малышей. Причем у одного и того же подростка это может сочетаться.


 Необходимо показать родителям, что некоторое «обезличивание» подхода к школьнику - очень значимый момент для его развития, укрепления у него чувства взрослости. Важно только помочь ему освоить эту новую позицию.
   Помощь родителей на первых порах нередко нужна школьникам и в подготовке домашних заданий (даже если в начальной школе дети делали уроки самостоятельно), и в преодолении трудностей в учебе, которые нередко возникают на первых этапах обучения в средней школе.
Следует обратить внимание родителей на то, что ухудшение успеваемости в значительной степени связано с особенностями адаптационного периода.

Рекомендации родителям:

- Первое условие школьного успеха пятиклассника - безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.

- Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню. Неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня.

- Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы.

- Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников),

- Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.

- Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие, сарказм и жестокость.

- Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью.

- Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка.

- Развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребенка.



Предварительный просмотр:

Родительское собрание

 «Проблемы взаимоотношения родителей и детей»

Классный руководитель: Зебрева Н.А.

Задачи: 1.Ознакомить родителей с методами воспитания детей в семье, показать родителям значимость данной проблемы в жизни семьи.

2. Формировать культуру общения родителей и детей, умение видеть отрицательные моменты в воспитании детей. 

Форма проведения: беседа

Одинаковых семей не существует. В каждой семье есть свои традиции и свои особенности.  Но, несмотря на различные уклады жизни во всех семьях, где подрастают дети, есть одна общая проблема:  отношения взрослых и детей.

Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что  никто, кроме самых близких для него в семье людей, не относится  к  ребёнку  лучше, не любит его так и столько не заботится о  нём.  И  вместе  с  тем,  никакой другой социальный институт не может потенциально  нанести  столько  вреда  в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Семейное воспитание  –  сложная  система.  Оно  должно  основываться  на определённых принципах и иметь определённое содержание,  которое  направлено на развитие  всех  сторон  личности  ребёнка.  Оно  должно  основываться  на определённых принципах

      Это значит, во – первых, строить воспитание с позиции ребёнка, его интересов, дарований, склонностей; во – вторых, строить отношения на взаимоуважении, взаимопонимании, сопереживании и сочувствии; в – третьих, создать условия для свободного развития ребёнка, предоставить ему право выбора такого вида деятельности, которая отвечает его потребностям. Важно, чтобы общение с детьми строились на принципах равенства и уважения. А в атмосфере любви, доброжелательности, доверия ребёнок охотно и легко принимает родительские советы.

Знакомясь с результатами опроса, проведённого в регионах России, можно убедиться: большинство детей не знают, что такое хорошая семья. В  основном употребляют оценку «обычная семья».

Какова же она? Родители выпивают только по праздникам, детей не бьют, кормят, ну, бывают конфликты.. В остальном «обычная семья». Половина опрошенных подростков отмечают искренность и доверие в семье, общие увлечения. Однако треть опрошенных не хотели бы повторить отношения своих родителей. Значит, для трети - взрослые не только не пример, а пример отрицательный. Во многих семьях царит атмосфера озабоченности, депрессии, а порой и озлобленности. Часты конфликты между родителями, их поведение детям не нравится. Дом для них не понятие очага, а лишь строение, место проживания. А если учесть, что зачастую общение родителей с детьми ограничивается нотациями, то дом и семья для подростка перестают быть источником радости, объектом привязанности.

«Ненавижу самых близких мне людей – родителей. Уже устала от криков, ругани, грязи. Отец и мать живут вместе 22 года, но так и не научились уважать друг друга. Наша семья живёт в трёх комнатной квартире, которая с первого дня стала благоустроенным общежитием для  четырёх чужих людей, как будто случайно оказавшихся вместе. Я страшно завидую тем, кто живёт в дружной семье. Какое это счастье – придти после школы в тёплый дом, где на тебя не кричат, не оскорбляют и не будут весь вечер молчать и бросать косые взгляды».

 «Не могу жить дома, готова бежать куда глаза глядят. Каждое утро начинается у нас со скандала. Отец торопится на работу и придирается к матери: не так сготовила, не это подала, то слишком горячее, то холодное, то невкусное... Мать кричит: «Ну и готовь сам, мне некогда, вы все мне надоели до смерти!». Брат ищет свои тетрадки, ручки, которые вечером разбросал. Отец дает ему подзатыльник, брат ревет. Мать кричит на обоих. Я молча завтракаю и собираюсь в школу, но иногда не выдерживаю и тоже начинаю кричать на всех и даже плачу... Мне очень обидно, что у нас такая недружная семья. А ведь моих родителей на работе уважают, они всегда безотказные, помогают соседям, знакомым. Но вот выдержки нет нисколько... Неужели и у меня будет такая же семья, мы так же будем все время враждовать и ссориться? Ведь люди женятся по любви. Куда же девается все хорошее и светлое?»

Эти письма написали девочки – подростки, а были напечатаны они в газете, которую выпускают их ровесники. Всё это оказывает влияние на психическое состояние детей и подростков. Они живут в состоянии тревожности, не уверены в своём будущем, рядом с родителями они чувствуют дискомфорт, и только пятая часть стремится к  общению с отцом и матерью. Значит, большинство семей не является той средой, интересной и необходимой для ребёнка, где его всегда поймут, простят, выслушают, где уважают его мнение, ценят способности.

А вот противоположный пример: «Если я выйду замуж, то только за такого человека, как мой папа. А сама постараюсь быть похожей на маму. Как я их люблю за их спокойствие и выдержку, любовь и внимание друг к другу и ко мне! У нас никто и никогда не повышает голоса, разговаривают все дружелюбно, доброжелательно, все делают сообща, помогают один другому, заботятся. Папа наш всегда старается, чтобы маме было полегче. Он говорит: «Есть работы не женские, но нет не мужских». Когда мама уезжает в командировку, папа и готовит, и убирает, и стирает, и гладит. В праздники и дни рождения он обязательно дарит цветы и подарки маме и мне. Я горжусь своими родителями. Многие девочки мне завидуют. Одна моя подружка пришла к нам и сказала: «Как у вас тихо и ласково! У нас так никогда не бывает». Мне стало ее очень жаль. И эти слова я навсегда запомню. Думаю, моя семья тоже будет хорошей и дружной».

Подростковые психологи предостерегают взрослых от выяснения своих отношений в присутствии детей: их конфликты становятся источником низкой самооценки детей, формируют у ребёнка состояние повышенной тревожности, вины. На первом месте стоит обязанность родителей создать наполненный любовью и счастьем  домашний очаг. В любом доме наиболее важны отношения между супругами, и на самом деле они более существенны, чем отношения между родителями и детьми. Ощущение безопасности у подростка и то, насколько глубока эмоциональная связь между ним и родителями, в основном зависит от того, есть ли тёплые искренние отношения между супругами. Школьники из семей, где поддерживаются добрые, уважительные отношения, высоко оценивают в целом свою семью.

  Большинство детей утверждают, что их самое заветное желание – больше свободы распоряжаться своей собственной жизнью.  И очень часто первое, что ребята делают с новой свободой, сводится к тому, что они начинают вести себя ещё хуже, чем раньше, тем самым пытаясь хотя бы отчасти вынудить родителей вернуться к контролю за ними.

В чём действительно нуждается ребёнок в этой ситуации, так это в помощи, выбора линии поведения на принятие собственных решений.  Нужно оставить попытки контролировать решения, которые на самом деле принадлежат вашему ребёнку.

Позиция воспитателя по отношению к детям не может быть последней. В одних ситуациях он должен быть «вместе» с детьми, в других «над». И только одно можно утверждать с уверенностью : возведение в абсолют одной из этих позиций неизбежно ведёт к отчуждению, к ненормальным отношениям.

Абсолютизация позиции «вместе» приводит к тому, что родители для детей, как писал Макаренко, станут Гришками и Машками, приведёт к панибратству, к развитию детского эгоизма.

Возведение в абсолют позиции «над»  - прямой путь к грубому насилию над личностью ребёнка. Многие взрослые, даже стремясь быть понимающими и чуткими, продолжают занимать авторитарную позицию по отношению к детям. Но родители не теряют авторитет в глазах детей, когда честно признаются в том, что они чего -то не знают, или когда показывают детям, что хорошо понимают их состояние и сами переживали подобные чувства.

Позиция взрослых по отношению к подросткам  (авторитаризм, окрик, неуважение) влияет на их отношения к младшим ребятам и в школе, и на улице, и в семье. Понукание, принуждение, унижение, появление «детской дедовщины» - всё это типичные отношения старших к младшим. Это и понятно: кого угнетают, то и сам будет угнетать. Кто долго жил в атмосфере униженности, то непременно проявит жестокость по отношению к другому, более слабому и зависимому от него.

Быть подростком сегодня тяжело. Общество внесло в жизнь молодёжи такие проблемы, которые не переживали их родители в своей молодости. Падение идеалов, безработица родителей, инфляция, расслоение общества на богатых и бедных, преступность – всё это вносит сумятицу и беспокойство в души молодых людей. Психологи говорят, что сегодня может выжить тот, кто найдёт опору в семье, в отношениях со своими близкими.

Взрослым необходимо создавать условия для развития подростков и делать это надо так же заботливо, как в детстве. Нужно уважать достоинство подростков, помогать им развивать чувство правильной самооценки и давать им необходимые полезные советы. Всё это способствует становлению их личной и социальной зрелости.  Родители должны понимать и внезапные перемены настроения подростка, и новый лексикон, и эксцентричное поведение, и порой заведомо неудачные начинания. В это период каждый в семье начинает по - новому видеть окружающий мир, все должны как бы заново познакомиться друг с другом.

Если то в чём вы ограничиваете своих детей, не является аморальным или дорогим удовольствием, не является запрещённым, откажитесь от запретов, разрешите им делать то, чего они хотят: подросткам нужно показать разумные пути для претворения в жизнь их энергии. При этом им нужны любовь и понимание. Когда к каждому ребёнку будут относиться как к индивидуальности и научатся ценить его, тогда возможны реальные перемены. Родители должны чувствовать, что именно они являются источником знания и добра для своих детей.

Для того чтобы заложить основы будущих перемен в отношениях,

- Вы должны чётко изложить ребёнку свои страхи и опасения, чтобы он мог вас понять.

- Вы должны показать свою готовность слушать и понимать. Понимание вовсе не означает прощение.  Оно  просто создаёт твёрдую основу, на которой можно строить дальнейшие отношения.

- Вы должны понимать, что ребёнок вовсе не должен обязательно следовать вашим советам.

  Только при учёте всего этого возможен осмысленный диалог между двумя равноправными людьми в дальнейшем развитие новых конструктивных форм поведения. Дети, взрослея вправе ожидать от родителей мудрых советов и доверия.  Они не будут доверять тем старшим, которые неискренни с ними. Честность и искренность ценятся больше всего. Взрослые не должны позволять себе переступать определенные грани в отношениях с детьми. Каждый должен знать своё место. И все должны уважать общепринятые нормы человеческого общения. Каждый из нас должен иметь право на свою личную жизнь. Чтобы заслужить уважение детей, взрослые должны выполнять свои обещания. Не давайте обещаний, пока вы не уверены, что сможете их выполнить.

Период взросления завершается успешно, если человек входит в мир взрослых с чувством собственного достоинства, обладая способностью устанавливать близкие отношения с людьми, умение отвечать за свои поступки. Родители должны стремиться чутко и мудро руководить своими детьми  и помогать им стать полноценными людьми, способными создать такой мир, в котором жизнь человека будет радостной, насыщенной и счастливой.

И в конце своего доклада мне бы хотелось прочесть «Заповеди воспитателя».

  1. Никогда не воспитывай ребёнка в плохом настроении.
  2. Ясно определите, что вы хотите от ребёнка, а также узнайте, что он думает по этому поводу.
  3. Предоставьте ребёнку самостоятельность, не контролируйте каждый шаг.
  4. Не подсказывайте готового решения, а показывайте возможные пути к нему и разбирайте с ребёнком его правильные и неправильные шаги к цели.
  5. Не пропустите момента, когда достигнут первый успех.
  6.  Укажите ребёнку на допущенную им ошибку и постарайтесь, чтобы он осознал её.
  7. Оценивайте поступок, а не личность. Сущность человека и его отдельные поступки не одно и то же.
  8. Дайте ребёнку ощутить (улыбнитесь, прикоснитесь), что сочувствуете ему, верите в него, несмотря на его оплошность.
  9. Воспитание – это последовательность целей.
  10.  Воспитатель должен быть твёрдым, но добрым.



Предварительный просмотр:

Доклад «Успешность обучения: от чего она зависит?»

Классный руководитель: Зебрева Н.А.

Цель: актуализировать проблему успешности учебной деятельности детей.

Задачи:

  • обобщить знания родителей о проблеме успешности обучения;
  • изучить отношение учащихся к учебной деятельности;
  • проанализировать качество обучения учащихся класса;
  • способствовать повышению педагогической культуры родителей.

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. Родители учащихся также заинтересованы в этом. Но иногда учителям и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, но желания нет». В данном случае у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению, то есть ученик не смотивирован на учёбу.

Школьника нельзя успешно учить, если он равнодушно относится к получению знаний, не испытывает интереса и потребности к обучению.

От чего же зависит успешность обучения ? Данная проблема остается актуальной не одно столетие. Какого ученика считать успешным, как оценить успешность обучения школьника?

Успешность обучения – понятие емкое, которое складывается:

-из внешней оценки учителями, родителями результатов учебной деятельности ребенка;

-эффективности используемых педагогами способов достижения учебных целей;

-удовлетворенности учащихся учебным процессом и результатами учения.

Таким образом, успешным будет тот ученик, который в процессе обучения сумел преодолеть свой страх, затруднения, растерянность, неорганизованность. Такой школьник испытывает удовлетворенность собой и своей деятельностью. И, наоборот, несчастный, тревожный, замученный нормативными требованиями и ожиданиями окружающих отличник, на наш взгляд, не может быть отнесен к успешным, поскольку учеба не приносит ему радости, удовлетворения, всего того, что входит в понятие «успешность».

Как научить ребенка стать успешным?

Успешность детей в школе зависит от следующих факторов:

1.Самооценка

Научиться развивать объективную и положительную оценку несложно. Запомните 5 правил:

- проявляйте ежедневно к ребенку любовь, понимание, уважение;

-долой сравнение ребенка с другими. Он единственный в своем роде, именно поэтому он ваш самый любимый;

-развиваемся каждый день, не стоим на достигнутом. Посещаем кружки, секции, читаем, общаемся, занимаемся с ребенком;

-как можно чаще хвалите и поощряйте своего ребенка. Особенно хорошо действуют не материальные награды, а приятные события, которые родители и дети переживают вместе;

-предоставляйте ему больше самостоятельности. Но самостоятельность не исключает контроля со стороны родителей. Требовательность и терпение – залог успеха.

2.Результативность

Новые знания, умения, навыки, полученные в школе - это результат школьного обучения.

Как же сформировать у школьника желание учиться?

Как сделать так, чтобы у него не пропадал внутренний стимул познавать новое, вне зависимости от того, сколько усилий надо будет для этого приложить?

Как сформировать мотивацию к обучению у школьника, который считает, что учиться в школе скучно?

Мотивация к обучению запрограммирована в нас от природы: полученное знание или овладение новым умением вознаграждается выплеском гормонов счастья. Мотивация к обучению – не постоянная величина, она изменяется в зависимости от ситуации, настроения, предмета изучения, но нет ни одного ребенка, которого нельзя было бы «заинтересовать» школьными дисциплинами.

Чтобы понять, как сформировать у ребенка мотивацию к обучению, нужно понять, что мешает пробуждению у него интереса к учебе и не дает ему полноценно использовать свои ресурсы. Среди таких факторов выделяются следующие:

-отсутствие самостоятельности в принятии решений и последствий собственных действий;

-отсутствие реальной помощи при понимании сложных учебных процессов;

-отсутствие единой системы поведения взрослых в требовании по отношению к себе и к ребенку;

-отсутствие интереса к знаниям у членов семьи.

3.Популярность

Каждый ребенок в школе мечтает быть в кругу внимания сверстников. А какими путями завоевать эту популярность?

Вот некоторые советы для школьника:

-чтобы добиться настоящей популярности, расширяй свой круг общения;

-будь доброжелательным. Злость и агрессия не станут хорошими помощниками в достижении популярности в школе;

-поддерживай хорошее настроение. Улыбка на лице станет отличным способом притяжения ребят из класса и всей школы;

-займись чем-то интересным и увлекательным. Необычное хобби привлекает внимание и притягивает интерес окружающих;

-выгляди привлекательно - ухоженные кожа, волосы и ногти. Чистая, красивая и стильная одежда.
     Каждый из вышеуказанных факторов успешности влияет на следующий, и наоборот. Соответственно, высокий уровень любой из категорий, оказывает влияние на всю систему, обеспечивая успешность в обучении.

Также возьмите на заметку:

- Следите за тем, чтобы ребенок вовремя ложился спать. Не выспавшийся ученик не

способен на уроках воспринимать материал.

- Пожелайте ребёнку перед началом учебного дня удачи, подбодрите его.

- Встречайте ребенка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться (вспомните, как вы сами чувствуете себя после тяжелого рабочего дня, многочасового общения с людьми). Если же ребенок чересчур возбужден, если жаждет поделиться чем-то, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте, это не займет много времени.

- Если видите, что ребенок огорчен, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится и расскажет всё сам.

- Проявляйте интерес к заданиям, которые получает ребёнок в школе.

- Во время помощи ребёнку при выполнении домашнего задания необходимы спокойный тон, поддержка, похвала.

- Показывайте пример своему ребёнку, читая книги. Пусть он видит, что свободное вре­мя можно проводить не только у телевизора и компьютера.

- Не говорите плохо о школе и не критикуйте учителей в присутствии детей. Дети все ваши слова потом приносят в школу.

- Принимайте по возможности участие в жизни класса и школы. Ребенку будет это приятно.

5. Заключение.

       В завершение доклада  мне бы хотелось восполь­зоваться высказыванием французского писателя и философа Жан-Жака Руссо: «Дети должны делать то, что хотят, а хотеть они должны то, что хочет педагог». Кстати, дома в качестве этого педагога выступаете вы – родители.

        Наша с вами задача организо­вать взаимодействие с детьми так, чтобы можно было ре­шить обозначенные сегодня проблемы успешности обучения. А для этого нужно создать условия, от которых будет зависеть степень актив­ности школьника в учебном процессе.



Предварительный просмотр:

ОСТОРОЖНО: ЛЕДОСТАВ!

Уважаемые родители!

Ежегодно во время ледостава на водных объектах Российской Федерации гибнет около тысячи человек.  Несчастья можно избежать, если помнить, что:

  • толщина льда должна быть не менее 10-12 см, чтобы по нему можно было бы ходить не опасаясь; безопасная толщина льда для сооружения катка 12 см и более;
  • лед тоньше в устьях рек, где бьют родники, в местах сброса промышленных вод, где быстрое течение; нельзя кататься по неокрепшему льду, во время оттепели;
  • идя по льду, нужно проверять прочность льда, постукивая по нему длинной палкой, но ни не ногой.

Если произошел несчастный случай, немедленно действуйте.
Оказывая помощь пострадавшему, придерживайтесь перечисленных ниже  правил:

к месту пролома во льду не подходите стоя, а приближайтесь лежа, ползком на животе, с расставленными в сторону руками и ногами, иначе рискуете сами провалиться под лед;

если у вас под рукой окажется доска, палка, толкайте их перед собой и подавайте пострадавшему за 3–5 метров от провала. Даже шарф, снятое пальто в таких случаях может спасти жизнь и тонущему, и спасателю; как только терпящий бедствие ухватится за поданный ему предмет, тяните его ползком на берег или на крепкий лед.

Попав в беду, следует:

немедленно звать на помощь (первый, кто услышит ваш зов, поспешит оказать вам ее); пока же помощь придет, постарайтесь сохранить спокойствие, не барахтайтесь в воде, а попытайтесь опереться грудью на кромку льда с выброшенными вперед руками и самостоятельно выбраться на лед; взобравшись на лед, двигайтесь лежа, пока не выберетесь из опасного места.

В случае, когда по близости нет теплого помещения необходимо:

раздеться и хорошо выжать одежду так, как переход в мокрой одежде более опасен; развести костер (если есть возможность) или согреться движением; растереться руками, сухой тканью, но не снегом.    

Берегите себя и своих детей!

С памяткой ознакомлен   _____________   ________________            ______________

                                                    Подпись                                Фамилия                                                   Дата



Предварительный просмотр:

Памятка для родителей по обеспечению безопасности несовершеннолетних

в период летних каникул.

     Администрация Волковского филиала МБОУ Большекуликовской СОШ   и классный руководитель ___Зебрева Н.А.___ предупреждают Вас о том, что Вы несете полную ответственность за жизнь, здоровье и безопасность Ваших детей во время летних каникул!

     В целях профилактики несчастных случаев среди несовершеннолетних в период летних каникул. просим Вас обратить особое внимание на следующие факторы и действия, обеспечивающие безопасность детей:

  • Учите детей пользоваться телефоном в случае чрезвычайной ситуации. Они должны знать, кому и куда следует звонить с просьбой о помощи.
  • Не позволяйте детям ездить на такси или в общественном транспорте без сопровождения, не разрешайте детям «голосовать» на дороге.
  • Учите детей соблюдать Правила дорожного движения, наблюдать и ориентироваться на дороге.
  • При перевозке детей до 12 лет в автомобилях обязательно используйте специальные детские удерживающие устройства, значительно снижающие риск травмирования и тяжесть последствий дорожно-транспортных происшествий (для детей младшего школьного возраста допускается использование ремней безопасности со специальным адаптером).
  • Учите детей безопасному поведению на  объектах железнодорожного транспорта
  • Интересуйтесь компьютерными играми, в которые   играют дети, Интернет-сайтами, которые они посещают.
  • Внушите ребенку, что купание в водоемах без присмотра взрослых категорически запрещено.
  • Объясните детям, что опасно ходить по безлюдным и неосвещенным местам.
  • Запретите детям играть на проезжей части, вблизи строек, заброшенных колодцев, разрушенных домов, залезать в стоящие бесхозные машины, подвалы и другие подобные места.
  • Падение из окна - является одной из основных причин детского травматизма и смертности, особенно в городах. Не допускайте выпадения детей из окон! 
  • Не оставляйте несовершеннолетних на долгое время без присмотра, контролируйте их местоположение.
  • Учите детей не разговаривать с незнакомыми людьми, не принимать от них никаких подарков.
  • Научите детей действиям в различных экстремальных ситуациях (пожар, затопление, проблемы с электропроводкой, газоснабжением, телефоном, попытке проникновения в квартиру и т. п.).
  • С раннего возраста объясняйте детям пагубность курения, алкоголя, наркотиков. Никогда не предлагайте алкогольные напитки несовершеннолетним, не курите и не употребляйте алкоголь в присутствии детей!
  • Если ребенок подвергся сексуальному насилию: немедленно вызывайте полицию, «Скорую помощь» и заявляйте о случившемся. Во всех случаях, когда вам стало известно о совершенном или готовящемся преступлении, особенно в отношении малолетнего, несовершеннолетнего незамедлительно сообщите об этом в правоохранительные органы.
  • Помните, что в темное время суток  летом детям и подросткам законодательно запрещено появляться на улице без сопровождения взрослых (с 23 до 6 часов местного времени)
  • Помните, что за воспитание ребенка несет полную ответственность родитель или законный представитель. За совершение правонарушений  в летние каникулы ваш ребенок может быть поставлен  учет.  

Помните, безопасность ваших детей во многом зависит от вас!

        Мы, родители учеников _____ класса Волковского филиала МБОУ Большекуликовской СОШ ознакомились с памяткой для родителей по обеспечению безопасности несовершеннолетних в период летних каникул и обязуемся осуществлять контроль за поведением своих детей с 1 июня по 31 августа 2018 года, несем полную ответственность за их жизнь и здоровье в указанный период.

                                                     

ФИО

Подпись

Классный руководитель:         Зебрева Н.А.

Дата



Предварительный просмотр:

Памятка для обучающихся и их родителей

по оказанию помощи пострадавшим, провалившимся под лед

  

Полезные советы

• Никогда не ступайте на лед, если вы не убеждены, что он достаточно крепок.

• Помните, что лед крепче у берега; его толщина уменьшается на большой глубине по мере удаления от берега, а также в тех местах, где есть растительность или быстрое течение.

• Крепость льда зависит также от температуры воздуха. Днем он не такой прочный, как утром и вечером.

• Передвигаясь по льду, обходите темные пятна: здесь лед очень хрупкий.

• Во время движения по льду следует обходить участки, покрытые толстым слоем снега, места, где быстрое течение, родники, выступают на поверхность кусты, трава, впадают в водоем ручьи и вливаются теплые сточные воды промышленных предприятий, ведется заготовка льда и т.п.

 

Падение в полынью

Может случиться так, что в этот момент поблизости никого не окажется и вам придется выбираться самостоятельно.

Ваши действия:

1. Не паникуйте. Дышите как можно глубже и медленнее.

2. Делайте ногами непрерывные движения так, словно вы крутите педали велосипеда.

3. Не пытайтесь сразу выбраться на лед. Вокруг полыньи лед очень хрупкий и не выдержит тяжести вашего тела.

4. Продвигайтесь в ту сторону, откуда пришли или до ближайшего берега, кроша на своем пути ледяную кромку руками.

5. Как только лед перестанет ломаться под вашими ударами, положите руки на лед, протянув их как можно дальше, и изо всех сил толкайтесь ногами, стараясь придать туловищу горизонтальное положение.

6. Не опирайтесь на лед всей тяжестью тела: он может снова провалиться, и вы с головой окунетесь в воду.

7. Постарайтесь добиться того, чтобы ваше тело оказалось вровень со льдом. После этого наползайте на лед, продолжая отталкиваться ногами и помогая себе руками.

8. Выбравшись на лед, распластайтесь на нем и ползите вперед, не пытаясь подняться на ноги.

9. Ближе к берегу, где лед крепче, повернитесь на бок и перекатывайтесь в сторону берега.

10. Выбравшись на берег, не останавливайтесь, чтобы не замерзнуть окончательно. Бегом добирайтесь до ближайшего теплого помещения.

 

Первая помощь провалившемуся под лед включает следующие этапы:

1. Оценка обстановки и ее опасности для оказывающего помощь.

2. Прекращение действия травмирующего фактора (извлечение пострадавшего из полыньи (проруби)).

3. Оценка состояния пострадавшего.

4. Оказание медицинской помощи.

5. Доставка пострадавшего в лечебное учреждение.

Первый этап. Не паникуйте. Оцените обстановку с целью эффективного оказания помощи и обеспечения собственной безопасности: наличие других людей для оказания помощи, наличие спасательных средств (веревки, доски, лестницы, шесты, лыжи, личная одежда: шарфы, ремни, при необходимости их связать), средства связи для вызова помощи (самому или с помощью других вызвать спасателей и «скорую»).

Второй этап.

1. Приближайтесь к пострадавшему осторожно, по его следам, ползком, распластавшись на льду, подкладывая под себя доски, лыжи и т.п.

2. Бросьте ему конец веревки или протяните конец палки. На конце веревки следует сделать петлю, чтобы он продел в нее руку.

3. Если удастся быстро найти широкую доску, подведите ее под грудь пострадавшему, чтобы он мог лечь на нее, ухватившись руками. После этого вам легко будет его вытащить.

4. Начинайте осторожно подтягивать его к себе.

5. Если у вас нет никаких подручных средств и лед достаточно крепок, подползите к краю полыньи и попытайтесь вытянуть пострадавшего за руки или за одежду.

Третий этап. Вызвать «скорую», если это не было сделано ранее.  Определить у пострадавшего наличие признаков жизни (наличие сердечной деятельности и дыхания).

Для определения состояния пострадавшего необходимо уложить его спиной на твердую поверхность, проверить наличие дыхания (по подъему грудной клетки или запотеванию зеркальца), проверить наличие пульса на сонной (на шее) или лучевой (на запястье) артерии.

 Четвертый этап. В зависимости от состояния пострадавшего оказать ему медицинскую помощь.

Если пострадавший в сознании, то срочно доставить его в тепло.

Если пострадавший потерял сознание, но имеет нормальное дыхание, его следует уложить на подстилку, накрыть одеждой и срочно доставить в тепло.

Если пострадавший не проявляет признаков жизни или у него редкое судорожное дыхание, немедленно начать делать искусственную вентиляцию легких и непрямой массаж сердца до тех пор, пока не появится самостоятельное дыхание и сердцебиение, или пострадавший будет передан бригаде скорой помощи.

 

Оказавшись в тепле, сразу же переоденьте его в сухую одежду, при необходимости растерев обмороженные места спиртом. Если до ближайшего помещения слишком далеко, разводите костер прямо на месте. Высушите на нем одежду пострадавшего, дав ему что-нибудь из своих вещей. Если он сильно обморожен, растирайте его спиртом.



Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям

«Как помочь детям подготовиться к ГИА»

Уважаемые родители! Вы знаете, что единый государственный экзамен (ЕГЭ)  основан на тестовых технологиях. Тестирование как новая форма экзамена накапливает свой опыт и требует предварительной подготовки всех участников образовательного процесса.

Самое главное в ходе подготовки к экзаменам — это снизить напряжение и тревожность ребенка, а также обеспечить подходящие условия для занятий.

Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо. Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятность допущения ошибок.

Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов — это может отрицательно сказаться на результате экзамена. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок, в силу возрастных особенностей, может эмоционально «сорваться».

Наблюдайте за самочувствием ребенка. Никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением, стрессом. Первый шаг на пути избавления вашего ребенка от стресса состоит в том, чтобы научиться распознавать определенные признаки, сообщающие о том, что он испытывает стресс.

Признаки стресса: 

физические: хроническая усталость, слабость, нарушение сна (сонливость или бессонница), холодные руки или ноги, повышенная потливость или выраженная сухость кожи, сухость во рту или в горле, аллергические реакции, речевые затруднения (заикания и пр.), резкая прибавка или потеря в весе, боли различного характера (в голове, груди, животе, шее, спине и т.д.). 

эмоциональные: беспокойство, сниженный фон настроения, частые слезы, ночные кошмары, безразличие к окружающим, близким, к собственной судьбе, повышенная возбудимость, необычная агрессивность, раздражительность, нервозность по пустяковым поводам.

поведенческие: ослабление памяти, нарушение концентрации внимания, невозможность сосредоточиться, неспособность к принятию решений, потеря интереса к своему внешнему виду, навязчивые движения (кручение волос, кусание ногтей, притопывание ногой, постукивание пальцами и пр.), пронзительный нервный смех, постоянное откладывание дел на завтра, изменение пищевых привычек (голодание или избыточное прием пищи), злоупотребление лекарствами.

Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом. Оптимальный режим занятий — 40 минут, 10 минут перерыв. В перерыве лучше заняться не умственной, а физической деятельностью: помыть посуду, послушать свою любимую мелодию, потанцевать, слепить из газеты свое настроение, порисовать. В зависимости от того, кто Ваш ребенок — «жаворонок» или «сова», пусть занимается преимущественно утром или вечером. Днем можно (и нужно) заниматься и «совам», и «жаворонкам».

Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал. Хорошо бы ввести в интерьер для занятий желтые и фиолетовые цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность.  

Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима качественная и разнообразная пища, сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага стимулируют работу головного мозга.

Помогите детям распределить темы подготовки по дням.

Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если он этого не умеет, покажите ему, как это делается на практике. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом.  

Позаботьтесь о том, чтобы у ребенка для подготовки были различные варианты тестовых заданий по предмету (сейчас существует множество различных сборников тестовых заданий). Большое значение имеет тренировка ребенка именно в форме тестирования, ведь эта форма отличается от привычных ему письменных и устных экзаменов.

Заранее во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у ребенка будет навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.

Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.

Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее:

  • Пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу;
  • Внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования — не дочитав до конца, по первым словам учащиеся уже предполагают ответ и торопятся его вписать);
  • Если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться;
  • Если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант ответа.

Не критикуйте ребенка после экзамена. Внушайте мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.



Предварительный просмотр:

Памятка: Профилактика гриппа и коронавирусной инфекции


Вирусы гриппа и коронавирусной инфекции вызывают у человека респираторные заболевания разной тяжести. Симптомы заболевания аналогичны симптомам обычного (сезонного) гриппа. Тяжесть заболевания зависит от целого ряда факторов, в том числе от общего состояния организма и возраста.

Предрасположены к заболеванию: пожилые люди, маленькие дети, беременные женщины и люди, страдающие хроническими заболеваниями (астмой, диабетом, сердечно-сосудистыми заболеваниями), и с ослабленным иммунитетом.

ПРАВИЛО  1. ЧАСТО МОЙТЕ РУКИ С МЫЛОМ     

Чистите и дезинфицируйте поверхности, используя бытовые моющие средства.

Гигиена рук - это важная мера профилактики распространения гриппа и коронавирусной инфекции. Мытье с мылом удаляет вирусы. Если нет возможности помыть руки с мылом, пользуйтесь спиртсодержащими или дезинфицирующими салфетками.

Чистка и регулярная дезинфекция поверхностей (столов, дверных ручек, стульев, гаджетов и др.) удаляет вирусы. 

ПРАВИЛО 2. СОБЛЮДАЙТЕ РАССТОЯНИЕ И ЭТИКЕТ  

Вирусы передаются от больного человека к здоровому воздушно -капельным путем (при чихании, кашле), поэтому необходимо соблюдать расстояние не менее 1 метра от больных.

Избегайте трогать руками глаза, нос или рот. Вирус гриппа и коронавирус распространяются этими путями.

Надевайте маску или используйте другие подручные средства защиты, чтобы уменьшить риск заболевания.

При кашле, чихании следует прикрывать рот и нос одноразовыми салфетками, которые после использования нужно выбрасывать.

Избегая излишние поездки и посещения многолюдных мест, можно уменьшить риск заболевания.

ПРАВИЛО 3. ВЕДИТЕ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ    

Здоровый образ жизни повышает сопротивляемость организма к инфекции. Соблюдайте здоровый режим, включая полноценный сон, потребление пищевых продуктов богатых белками, витаминами и минеральными веществами, физическую активность.

ПРАВИЛО 4.  ЗАЩИЩАЙТЕ ОРГАНЫ ДЫХАНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕДИЦИНСКОЙ МАСКИ    

Среди прочих средств профилактики особое место занимает ношение масок, благодаря которым ограничивается распространение вируса.

Медицинские маски для защиты органов дыхания используют:

-     при посещении мест массового скопления людей, поездках в общественном транспорте в период роста заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями;

- при уходе за больными острыми респираторными вирусными инфекциями;

- при общении с лицами с признаками острой респираторной вирусной инфекции;

- при рисках инфицирования другими инфекциями, передающимися воздушно-капельным путем.

КАК ПРАВИЛЬНО НОСИТЬ МАСКУ?

Маски могут иметь разную конструкцию. Они могут быть одноразовыми или могут применяться многократно. Есть маски, которые служат 2, 4, 6 часов. Стоимость этих масок различная, из-за различной пропитки. Но нельзя все время носить одну и ту же маску, тем самым вы можете инфицировать дважды сами себя. Какой стороной внутрь носить медицинскую маску - непринципиально.

Чтобы обезопасить себя от заражения, крайне важно правильно ее носить:
- маска должна тщательно закрепляться, плотно закрывать рот и нос, не оставляя зазоров;

- старайтесь не касаться поверхностей маски при ее снятии, если вы ее коснулись, тщательно вымойте руки с мылом или спиртовым средством;

- влажную или отсыревшую маску следует сменить на новую, сухую;
- не используйте вторично одноразовую маску;

- использованную одноразовую маску следует немедленно выбросить в отходы.
 При уходе за больным, после окончания контакта с заболевшим, маску следует немедленно снять. После снятия маски необходимо незамедлительно и тщательно вымыть руки.

Маска уместна, если вы находитесь в месте массового скопления людей, в общественном транспорте, а также при уходе за больным, но она нецелесообразна на открытом воздухе.

Во время пребывания на улице полезно дышать свежим воздухом и маску надевать не стоит.

Вместе с тем, медики напоминают, что эта одиночная мера не обеспечивает полной защиты от заболевания. Кроме ношения маски необходимо соблюдать другие профилактические меры.

ПРАВИЛО 5.  ЧТО ДЕЛАТЬ В СЛУЧАЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ ГРИППОМ, КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИЕЙ?  

Оставайтесь дома и срочно обращайтесь к врачу.
Следуйте предписаниям врача, соблюдайте постельный режим и пейте как можно больше жидкости.    

КАКОВЫ СИМПТОМЫ ГРИППА / КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ высокая температура тела, озноб, головная боль, слабость, заложенность носа, кашель, затрудненное дыхание, боли в мышцах, конъюнктивит.

В некоторых случаях могут быть симптомы желудочно-кишечных расстройств: тошнота, рвота, диарея.

КАКОВЫ ОСЛОЖНЕНИЯ          

Среди осложнений лидирует вирусная пневмония. Ухудшение состояния при вирусной пневмонии идёт быстрыми темпами, и у многих пациентов уже в течение 24 часов развивается дыхательная недостаточность, требующая немедленной респираторной поддержки с механической вентиляцией лёгких.

Быстро начатое лечение способствует облегчению степени тяжести болезни.

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ В СЕМЬЕ КТО-ТО ЗАБОЛЕЛ ГРИППОМ / КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИЕЙ?

Вызовите врача.

Выделите больному отдельную комнату в доме. Если это невозможно, соблюдайте расстояние не менее 1 метра от больного.
Ограничьте до минимума контакт между больным и близкими, особенно детьми, пожилыми людьми и лицами, страдающими хроническими заболеваниями.
Часто проветривайте помещение.

Сохраняйте чистоту, как можно чаще мойте и дезинфицируйте поверхности бытовыми моющими средствами.

Часто мойте руки с мылом.

Ухаживая за больным, прикрывайте рот и нос маской или другими защитными средствами (платком, шарфом и др.).
Ухаживать за больным должен только один член семьи.