МАТЕРИАЛЫ ВЫСТУПЛЕНИЙ И ДОКЛАДОВ

Малышева Ирина Анатольевна

 

АО ОСШ "Город Солнца" 11.10.2021г                  Общее родительское собрание на тему:    «Роль семьи в речевой  подготовке ребёнка к школе»         

                                                              

АО ОСШ "Город Солнца" 19.02.2021г  Выступление для педагогов на педогогическом совете на тему:"Задачи педагогического сопровождения детей с нарушениями речи"   

 

АО ОСШ "Город Солнца" 10.10.2020 Выступление на родительском собрании : "Зачем нужна артикуляционная гимнастика для детей"

 

АО ОСШ "Город Солнца" 10.10.2019г  Выступление на консультации для учителей на тему:«Как вести беседу с родителями. Основные требования к проведению беседы»       

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    АО ОСШ "Город Солнца" 19.02.2019г  Выступление на методическом объединении:«Педагогическое сопровождение детей с речевыми нарушениями»  Тема доклада: "Задачи педагогического сопровождения детей с нарушениями речи»   

 

ГБОУ ШМК «Бибирево» 05.03.2018  Выступление на семинаре: «Сопровождение детей с ОВЗ в Дошкольном образовании». Тема доклада:«Педагогическое сопровождение детей с нарушениям                                                                                                                                                                                                                     

ГБОУ ШМК «Бибирево» 11.02.2016г  Выступление на семинаре: «Формы взаимодействия педагогов службы СППС и родителей, имеющих детей с ОВЗ»  Тема доклада: «Разнообразные формы взаимодействия педагогов и родителей, имеющих детей с ОВЗ»    

 

ГБОУ ШМК «Бибирево»  01.12.2016г  Выступление на педагогическом совете: «Формирование культуры здоровья у дошкольников как одно из направлений здоровьесберегающих технологий» Тема доклада : «Польза физкультминуток на логопедических занятиях с  дошкольниками»

и речи»  

Скачать:


Предварительный просмотр:

           Педагогическое сопровождение детей нарушениями речи .

В настоящее время в нашем обществе возрастает количество детей с отклонениями в речевом развитии, что связано с целым рядом экологических, социальных и психологических факторов. Дети с проблемами в речевом развитии сталкиваются с трудностями, которые становятся препятствиями для полноценной жизни. Для них наиболее характерно отдаление от жизни общества, наличие примирения со своим положением и преодоление психологического дискомфорта, затруднения в обучении, участии в общественной жизни, трудоустройстве, создании семьи.

 Каждый ребенок, имеющий те или иные отклонения в развитии, нуждается в эффективной и скоростной реабилитации, позволяющей ему преодолеть нарушения в развития. Это возможно лишь при условии формирования вокруг каждого такого ребенка единого коррекционно-развивающего пространства, поддерживать которое призваны не только учителя-логопеды и воспитатели, но и в разной степени все взрослые, окружающие его в повседневной жизни и влияющие на его развитие: учителя-предметники, педагог-психолог, медицинский персонал, руководитель физического воспитания, музыкальный руководитель, семья.

Задачи педагогического сопровождения:

  1. Коррекцию и развитие речевой функциональной системы,
  2. Развитие познавательной активности детей с  нарушениями речи
  3. Развитие интеллектуальных умений, неречевых психических функций.

Комплексное сопровождение детей нарушениями речи включает пять направлений: 1. Диагностическое,

2.Психологическое,

3. Педагогическое,

4. Медицинское,

Успех коррекционно-воспитательной работы определяется продуманной системой, частью которой является логопедизация всего учебно-воспитательного процесса. В данной системе учитель – логопед, выступая как организатор и координатор коррекционной работы, оказывает необходимую логопедическую помощь. Задачи логопедической работы сводятся к социальной адаптации и интеграции ребенка, имеющего речевое нарушение, в среду нормально развивающихся сверстников. Поиски новых форм и методов работы с детьми, имеющими речевые нарушения, привели к необходимости планирования и организации четкой, скоординированной работы учителя-логопеда, учителей-предметников и воспитателей. Коррекционная работа не должна ограничиваться только упражнениями в плановой речи. Поэтому основными задачами в работе логопеда и всех участников коррекционно-воспитательного процесса можно назвать всестороннюю коррекцию не только речи, но и тесно связанных с нею неречевых процессов и формирование личности ребенка.

 Совместная коррекционная работа предусматривает решение следующих задач:

Логопед формирует первичные речевые навыки у детей;

Воспитатель закрепляет сформированные речевые навыки.

Руководитель физического воспитания работает над общей моторики, формирует правильное дыхание. Решает задачи по сохранению и укреплению общего физического здоровья школьников, формированию кинетической кинестетической основы движений, нормализации мышечного тонуса.

Учитель музыки развивает музыкальный и речевой слух, способность принимать ритмическую сторону музыки, движений, речи, формирует правильное фразовое дыхание, развивает силу и тембр голоса и т.д.

Педагог-психолог. Деятельность психолога охватывает комплексное психологическое сопровождение детей в образовательном процессе. Задачи работы психолога: - создание среды психологической поддержки детям с нарушениями речи, - развитие памяти, внимания, мышления, пространственной ориентировки, - совершенствование мелкой моторики, - развитие зрительно-моторной координации, - развитие произвольности и навыков самоконтроля, волевых качеств, - снятие тревожности у детей при негативном настрое на учебные занятия, - обеспечение психологической адаптации к школьному обучению у первоклассников, - повышение психологической культуры родителей и педагогов. Коррекционно-развивающие занятия психолога направлены на формирование психологической базы речи детей (восприятие различной модальности, зрительное и слуховое внимание, зрительная и слухоречевая память, наглядно-образное и словеснологическое мышление).

Семья - это то естественное пространство (речевое, воспитательное, развивающее), которое окружает малыша с момента его появления и которое оказывает решающее влияние на комплексное развитие ребенка. Именно в силу приоритетной роли семьи в процессе воздействия на развитие ребенка логопеду необходимо привлечь родителей в союзники в деле преодоления нарушений речевого развития.

 В  коррекционно - развивающей работе  используются следующие техники:

Песочная терапия. Этот метод обладает психотерапевтическим эффектом, помогая ребёнку избавиться от страхов, застенчивости, конфликтности в общении и многих других проблем. Песочница не только развивает творческий потенциал ребёнка, активизирует пространственное воображение, образно-логическое мышление, тренирует мелкую моторику руки, но ненавязчиво настраивает детей на постижение моральных истин добра и зла, строит гармоничный образ мира. Арт-терапия. С ребенком легко наладить контакт посредством игр и рисунка.

 Арт-терапию можно проводить с детьми любого возраста, с различной степенью речевых нарушений. В некоторых случаях рисунок становится основным средством общения.

Сказкотерапия. Сказкотерапия – один из наименее травмоопасных и безболезненных способов психотерапии. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, но и побуждает их к речевому контакту. Ее значение расширяется до понятия “социальная адаптация”, а значит, сказка играет важную роль в коррекции и компенсации грубых аномалий развития, подготовке детей к жизни в обществе. Сказка играет большую роль в коррекции эмоциональной сферы. Эмоциональный фон, который создается при чтении сказки, смена голосов персонажей, отражение на лице психолога эмоциональных состояний персонажей сказки – все это способствует тому, что ребенок, бессознательно начинает “отражать” на своем лице те чувства, которые он испытывает при прослушивании сказки.

Игротерапия. Наиболее естественная и эффективная форма работы с детьми - терапия в процессе игры. Этот психотерапевтический подход применяется для того, чтобы помочь детям проработать их психологические проблемы и эмоционально травмирующие переживания или преодолеть поведенческие проблемы и сложности развития. В процессе терапии ребенок начинает лучше понимать свои чувства, развивается способность к принятию собственных решений, повышается самооценка, коммуникативные навыки. Игротерапия является основным методом для работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи, вследствие ограниченной их способности вербализовать свои мысли и чувства.



Предварительный просмотр:

               Польза физкультминуток на логопедических занятиях

В настоящее время в логопедической практике на физкультминутках в основном используются тексты, взятые из практики массовых детских садов. Я постаралась увязать тексты непосредственно с темой проводимого логопедического занятия.

Такой подход позволяет полнее реализовать цель логопедического занятия, экономнее использовать учебное время, пополнить словарь детей.

Можно предположить, что стихотворные тексты позволяют также нормализовать темп речи детей, добиться большей ее плавности, ритмичности, что положительно сказывается на формировании слоговой структуры слова, а в конечном счете - на совершенствовании фонетической стороны речи. Содержание физкультминутки меняется почти каждое занятие.

Речевой материал физкультминуток должен отвечать определенным требованиям.

1.  В речевом материале должен содержаться изучаемый на занятии звук либо соответствующая лексическая или грамматическая категория.

2.    Движения детей должны по возможности соответствовать называемым действиям.

3.         В физкультпаузу включаются возможно более разнообразные действия с тем, чтобы дети могли, например, присесть, повернуться, поднять руки вверх, попрыгать. Иными словами нужно стремиться вызвать у них максимальную двигательную активность.

4.       Стихи должны быть, доступны по содержанию.

5.     Тексты должны быть короткими, с тем, чтобы дети их легко воспринимали и без труда воспроизводили.

Физкультминутку не обязательно проводить строго в середине занятия. Перерыв на 1-3 мин. надо делать тогда, когда логопед почувствует у детей первые признаки утомления (двигательное беспокойство, отвлекаемость, снижение интереса к занятию).

Специального места для проведения физкультминутки не требуется. Дети встают рядом со столами, за которыми сидели. Логопед должен следить, чтобы между детьми было достаточное расстояние и они не задевали друг друга.

Логопед проговаривает новое стихотворение и показывает соответствующее движение. При этом дети молча, вслед за логопедом или вместе с ним выполняют только движения, вслушиваясь и запоминая текст. Во втором проговаривании уже участвуют дети, одновременно выполняя действия. Усвоение слов происходит быстро, так как они подсказываются движениями. Логопед, проговаривая текст, стремится подчеркнуть ритмический рисунок фразы путем повторения соответствующих движений. Добиваться заучивания стихотворений не надо, так как это отнимет много времени да и цели такой данный этап занятий не преследует.

В конце каждой из физминуток логопед обязательно задает детям вопросы по ее содержанию, учитывая основную цель всего логопедического занятия. Например: «Назовите ласковые слова из этого стихотворения». (Имеются в виду существительные с суффиксами уменьшительно-ласкательного значения). Дети отвечают: «Ножки, ручки, головка, спинка, локоток». Или: «Назовите слова со звуком «к» из этого стихотворения». Дети отвечают: «Сук, жук, паук, индюк».

Ниже приведены  непосредственно связанные с темой логопедического занятия тексты для физкультминуток, которые можно проводить в группе для детей с общим недоразвитием речи на 1-м и 2-м годах обучения.

 

Тема занятия: «Предлог на»

Ребята, положите ладони на голову; на затылок; на щеки; на пояс; на колени; на спинку стула; на пол.

В ходе такого упражнения дети усваивают пространственное значение предлога «на» и, кроме того, закрепляют знание названий частей тела.

Тема занятия: «Звук х»

Мама удивилась: «Ах, ах!» (наклоны туловища в стороны, ладони к щекам).

Бабушка поднимается по лестнице: «Ох, ох!» (наклон вперед, руки на поясницу, раскачивание в стороны).

Лесорубы рубят лес: «Ух, ух!» (руки в замок, ноги на ширине плеч, движения, имитирующие рубку дров).

Дети танцуют: «Эх, эх!» (притопывание ногами поочередно, руки в стороны).

В ходе этой физминутки дети проговаривают хором, ритмично только междометия.

ХХХХ

Шел по берегу петух (шаги с раскачиванием в сторону, руки за спину),

Поскользнулся, в речку - бух! (круговое движение руками, присесть).

Будет знать петух, что впредь (ритмичный подъем, грозить пальцем)

Надо под ноги смотреть (наклон вперед).

После проговаривания стихотворения дети называют слова со звуком «х».

Тема занятия: «Предлог под»

Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп-хлоп (хлопки в ладоши),

Топ-топ, топ-топ-топ (топанье ногами),

Под кроватью черный кот (присесть в такт словам),

Он залез под кровать (поочередное движение руками вперед и к груди, имитирующее движение лап кота)

И мешает детям спать (подъем с ритмичным помахиванием указательным пальцем правой руки).

ХХХХ

Бегал по двору щеночек (медленный бег на месте),

Видит пирога кусочек (наклон вперед, руки в стороны).

Под крыльцо залез и съел (присесть, руки ко рту),

Развалился, засопел (руки в стороны, голову на бок).

Дети хором проговаривают вслед за логопедом каждую строчку стихотворения. Обычно 2-й раз они уже произносят его без труда, так как легко запоминают несложный текст, подкрепляемый движениями. Затем логопед задаёт вопросы: «Куда залез кот? (Куда залез щенок?) Какое маленькое слово вы услышали в этом предложении?»

Аналогично проводятся и следующие стихотворные физминутки.

Тема занятия: «Существительные с суффиксами уменьшительно-ласкательного значения»

Девочки и мальчики (руки на пояс)

Прыгают как мячики (ритмичные прыжки),

Ножками топают (топание ногами),

Ручками хлопают (хлопки в ладоши),

Глазками моргают (руки на пояс и ритмичное зажмуривание глаз),

После отдыхают (руки вниз).

ХХХХ

Ножками затопали (притопывание ногами),

Ручками захлопали (хлопки в ладоши),

Головку опускаем (наклон, руки вперед)

И спинку выпрямляем (выпрямиться, руки на пояс).

Тема занятия: «Дифференциация звуков к, х»

Ох, ох, что за гром (руки к щекам, наклоны в стороны)?

Муха строит новый дом (движения рукой, имитирующие работу с молотком),

Молоток: стук-стук (хлопки руками перед собой),

Помогать идет петух (шаги с наклонами в стороны).

Тема занятия: «Звук л»

Самолеты загудели (вращение перед грудью согнутыми в локтях руками),

Самолеты полетели (руки в стороны, поочередные наклоны в стороны),

На полянку тихо сели (присесть, руки к коленям),

Да и снова полетели (руки в стороны с ритмичными наклонами в стороны).

ХХХХ

Летом дети плавали (движения, имитирующие плавание),

Бегали, гуляли (бег на месте),

Летом дети прыгали (прыжки, руки на пояс),

А после отдыхали (руки опущены, ноги вместе).

ХХХХ

Ла-ла-ла (три хлопка),

Мила пол мела (наклон туловища вперед, махи руками в стороны).

Лу-лу-лу (три хлопка),

Слава взял пилу (движения, имитирующие пилку дров).

Ул-ул-ул (три хлопка),

Михаил уснул (присесть, руки под щеку).

Тема занятия: «Предлог в»

Утром дети в лес пошли (шаги с высоким подниманием ног)

И в лесу грибы нашли (равномерные приседания),

Наклонялись, собирали (наклоны вперед),

По дороге растеряли (ритмичные разведения рук в стороны)

ХХХХ

В комнату вошел мой папа (шаги с высоким подниманием ног),

Мама в шкаф убрала шляпу (встать на цыпочки, руки вверх),

В конуру залез наш пес (присесть, руки к коленям),

Петя в дом арбуз принес (встать, развести руки в стороны).

Тема занятия: «Глаголы с разными приставками».

Едем-едем мы домой на машине легковой (движения, имитирующие повороты руля),

Въехали на горку: хлоп (руки вверх, хлопок над головой),

Колесо спустилось: стоп (руки через стороны вниз, присесть).

ХХХХ

Влас с корзиной в лес пошел (шаги с высоким подниманием ног),

Всю поляну обошел (ритмичный поворот вокруг себя),

К старой елке подошел (присесть, руки на пол)

И огромный гриб нашел (встать, руки в стороны).

Тема занятия: «Дифференциация предлогов на и с»

На березу галка села (присесть, руки к коленям),

С дерева потом слетела (встать, помахать руками),

На кровати спит Федот (присесть, руки под щеку)

И с кровати не встает (встать развести руки в стороны).

Тема занятия: «Дифференциация предлогов на, под»

На горе растут грибы (руки вверх, хлопок над головой),

Под горой растут грибы (руки через стороны вниз, присесть, хлопок).

Тема занятия: «Предлог между»

Между грядками шагаю (шаги с высоким подниманием ног),

Ноги выше поднимаю (те же движения)

Тема занятия: «Звук к»

Ходит по двору индюк (руки на пояс с высоким подниманием ног),

Пролетел над полем жук (руки в стороны, махи руками поочередно),

По цветку ползет паук (шаги с движениями рук вперед и к груди),

Обломился старый сук (присесть, хлопок).

В конце этой физминутки логопед просит перечислить слова из этого стихотворения со звуком к.

Тема занятия: «Согласование существительных с числительными один, одна»

Один медведь шагал по дорожке (руки согнуты в локтях перед грудью, шаги с высоким подниманием ног).

Один зайчик прыгал по травке (прыжки, руки согнуты в локтях, прижаты к груди).

Одна обезьянка кружилась в клетке (поворот вокруг своей оси).

Одна лисичка тихо сидела в уголке (присесть, руки к коленям).

В ходе этой физминутки дети только повторяют движения логопеда, но сами ничего не говорят. А в конце логопед спрашивает: «Про кого из зверей мы сказали один? Про кого мы сказали одна?»

Тема занятия: «Дифференциация звуков к, х»

Ко-хо-ко, ко-хо-ко (ритмичные хлопки в ладоши),

В валенках нам мягко, сухо и легко (приседания, то одну, то другую ногу выставлять вперед).

Тема занятия: «Согласование числительных два-две с существительными»

Две руки хлопают (хлопки в ладоши),

Две ноги топают (ритмичное топание ногами).

Два локотка вращаются (руки к плечам, вращательные движения локтями),

Два глаза закрываются (руки вниз, глаза закрыть).

Тема занятия: «Звук г»

Вот идет черный кот (шаги с высоким подниманием ног),

Притаился - мышку ждет (приседание, руки к коленям),

Мышка норку обойдет (встать, повернуться вокруг своей оси/)

И к коту не подойдет (руки в стороны).

В конце этой физминутки логопед предлагает детям перечислить услышанные в стихотворении слова со звуком т.

Тема занятия: «Звук ш»

Тише, мыши, тише, мыши (ритмичные приседания, погрозить пальцем),

Кот залез на нашу крышу (постепенный подъем вверх, хлопок руками над головой).

Тема занятия: «Дифференциация звуков л, ц»

Мой Илья такой лентяй (руки к груди, руки в стороны),

Только отдых подавай (присесть, руки под голову).

Тема занятия: «Звук с»

Сам, сам, самолет (два хлопка, руки в стороны),

Тут и там самолет (два хлопка, руки в стороны).

Летит самолет близко, далеко (руки к груди, руки в стороны, руки вперед),

Летит самолет низко, высоко (руки в стороны, присесть, встать, руки вверх).

Тема занятия: «Звук ж»

Жу-жу-жу (три хлопка),

На лужок хожу (шаги с высоким подниманием ног).

Жу-жу-жу (три хлопка),

На жуков гляжу (присесть, ладони поднести к глазам).

Жок-жок-жок (три хлопка),

У меня флажок (руки в замок, над гловой)

Тема занятия: «Дифференциация звуков с-ш»

- Шашки на столе (присесть, руки вперед),

Шишки на сосне (встать, вытянуть руки вверх).

Тема занятия: «Дифференциация звука ш-ж»

Листья желтые летят (ритмичные приседания со взмахиванием руками),

Под ногами шелестят (наклон вперед, руки к носкам).

Тема занятия: «Звук щ»

Ща-ща-ща (три хлопка),

Коля ходит без плаща (шаги с высоким подниманием ног).

Щи-щи-щи (три тлопка),

Щиплем щавель мы на щи (присесть; движения, имитирующие сбор травы).

Тема занятия: «Звук ч»

Чи-чи-чи (три хлопка),

Черные грачи (руки в стороны, махи руками).

Чок-чок-чок (три хлопка),

Черный каблучок (руки на пояс, топанье ногой).

Тема занятия: «Звук р»

Ра-ра-ра (три хлопка),

Высокая гора (руки вверх).

Ры-ры-ры (три хлопка),

Летают комары (руки в стороны, махи руками).

Ир-ир-ир (три хлопка),

Мы все за мир (руки над головой, ритмичные хлопки).



Предварительный просмотр:

           Педагогическое сопровождение детей с нарушениями речи .

В настоящее время в нашем обществе возрастает количество детей с отклонениями в речевом развитии, что связано с целым рядом экологических, социальных и психологических факторов. Дети с проблемами в речевом развитии сталкиваются с трудностями, которые становятся препятствиями для полноценной жизни. Для них наиболее характерно отдаление от жизни общества, наличие примирения со своим положением и преодоление психологического дискомфорта, затруднения в обучении, участии в общественной жизни, трудоустройстве, создании семьи.

 Каждый ребенок, имеющий те или иные отклонения в развитии, нуждается в эффективной и скоростной реабилитации, позволяющей ему преодолеть нарушения в развития. Это возможно лишь при условии формирования вокруг каждого такого ребенка единого коррекционно-развивающего пространства, поддерживать которое призваны не только учителя-логопеды и воспитатели, но и в разной степени все взрослые, окружающие его в повседневной жизни и влияющие на его развитие: учителя-предметники, педагог-психолог, медицинский персонал, руководитель физического воспитания, музыкальный руководитель, семья.

Задачи педагогического сопровождения:

  1. Коррекцию и развитие речевой функциональной системы,
  2. Развитие познавательной активности детей с  нарушениями речи
  3. Развитие интеллектуальных умений, неречевых психических функций.

Комплексное сопровождение детей нарушениями речи включает пять направлений: 1. Диагностическое,

2.Психологическое,

3. Педагогическое,

4. Медицинское,

Успех коррекционно-воспитательной работы определяется продуманной системой, частью которой является логопедизация всего учебно-воспитательного процесса. В данной системе учитель – логопед, выступая как организатор и координатор коррекционной работы, оказывает необходимую логопедическую помощь. Задачи логопедической работы сводятся к социальной адаптации и интеграции ребенка, имеющего речевое нарушение, в среду нормально развивающихся сверстников. Поиски новых форм и методов работы с детьми, имеющими речевые нарушения, привели к необходимости планирования и организации четкой, скоординированной работы учителя-логопеда, учителей-предметников и воспитателей. Коррекционная работа не должна ограничиваться только упражнениями в плановой речи. Поэтому основными задачами в работе логопеда и всех участников коррекционно-воспитательного процесса можно назвать всестороннюю коррекцию не только речи, но и тесно связанных с нею неречевых процессов и формирование личности ребенка.

 Совместная коррекционная работа предусматривает решение следующих задач:

Логопед формирует первичные речевые навыки у детей;

Воспитатель закрепляет сформированные речевые навыки.

Руководитель физического воспитания работает над общей моторики, формирует правильное дыхание. Решает задачи по сохранению и укреплению общего физического здоровья школьников, формированию кинетической кинестетической основы движений, нормализации мышечного тонуса.

Учитель музыки развивает музыкальный и речевой слух, способность принимать ритмическую сторону музыки, движений, речи, формирует правильное фразовое дыхание, развивает силу и тембр голоса и т.д.

Педагог-психолог. Деятельность психолога охватывает комплексное психологическое сопровождение детей в образовательном процессе. Задачи работы психолога: - создание среды психологической поддержки детям с нарушениями речи, - развитие памяти, внимания, мышления, пространственной ориентировки, - совершенствование мелкой моторики, - развитие зрительно-моторной координации, - развитие произвольности и навыков самоконтроля, волевых качеств, - снятие тревожности у детей при негативном настрое на учебные занятия, - обеспечение психологической адаптации к школьному обучению у первоклассников, - повышение психологической культуры родителей и педагогов. Коррекционно-развивающие занятия психолога направлены на формирование психологической базы речи детей (восприятие различной модальности, зрительное и слуховое внимание, зрительная и слухоречевая память, наглядно-образное и словеснологическое мышление).

Семья - это то естественное пространство (речевое, воспитательное, развивающее), которое окружает малыша с момента его появления и которое оказывает решающее влияние на комплексное развитие ребенка. Именно в силу приоритетной роли семьи в процессе воздействия на развитие ребенка логопеду необходимо привлечь родителей в союзники в деле преодоления нарушений речевого развития.

 В  коррекционно - развивающей работе  используются следующие техники:

Песочная терапия. Этот метод обладает психотерапевтическим эффектом, помогая ребёнку избавиться от страхов, застенчивости, конфликтности в общении и многих других проблем. Песочница не только развивает творческий потенциал ребёнка, активизирует пространственное воображение, образно-логическое мышление, тренирует мелкую моторику руки, но ненавязчиво настраивает детей на постижение моральных истин добра и зла, строит гармоничный образ мира. Арт-терапия. С ребенком легко наладить контакт посредством игр и рисунка.

 Арт-терапию можно проводить с детьми любого возраста, с различной степенью речевых нарушений. В некоторых случаях рисунок становится основным средством общения.

Сказкотерапия. Сказкотерапия – один из наименее травмоопасных и безболезненных способов психотерапии. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, но и побуждает их к речевому контакту. Ее значение расширяется до понятия “социальная адаптация”, а значит, сказка играет важную роль в коррекции и компенсации грубых аномалий развития, подготовке детей к жизни в обществе. Сказка играет большую роль в коррекции эмоциональной сферы. Эмоциональный фон, который создается при чтении сказки, смена голосов персонажей, отражение на лице психолога эмоциональных состояний персонажей сказки – все это способствует тому, что ребенок, бессознательно начинает “отражать” на своем лице те чувства, которые он испытывает при прослушивании сказки.

Игротерапия. Наиболее естественная и эффективная форма работы с детьми - терапия в процессе игры. Этот психотерапевтический подход применяется для того, чтобы помочь детям проработать их психологические проблемы и эмоционально травмирующие переживания или преодолеть поведенческие проблемы и сложности развития. В процессе терапии ребенок начинает лучше понимать свои чувства, развивается способность к принятию собственных решений, повышается самооценка, коммуникативные навыки. Игротерапия является основным методом для работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи, вследствие ограниченной их способности вербализовать свои мысли и чувства.



Предварительный просмотр:

           Задачи педагогического сопровождения детей с нарушениями речи .

Выделяют несколько задач педагогического сопровождения детей с ОВЗ:

  1. Коррекцию и развитие речевой функциональной системы,
  2. Развитие познавательной активности детей с  нарушениями речи
  3. Развитие интеллектуальных умений, неречевых психических функций.

Комплексное сопровождение детей нарушениями речи включает пять направлений: 1. Диагностическое,

2.Психологическое,

3. Педагогическое,

4. Медицинское,

Успех коррекционно-воспитательной работы определяется продуманной системой, частью которой является логопедизация всего учебно-воспитательного процесса. В данной системе учитель – логопед, выступая как организатор и координатор коррекционной работы, оказывает необходимую логопедическую помощь. Задачи логопедической работы сводятся к социальной адаптации и интеграции ребенка, имеющего речевое нарушение, в среду нормально развивающихся сверстников. Поиски новых форм и методов работы с детьми, имеющими речевые нарушения, привели к необходимости планирования и организации четкой, скоординированной работы учителя-логопеда, учителей-предметников и воспитателей. Коррекционная работа не должна ограничиваться только упражнениями в плановой речи. Поэтому основными задачами в работе логопеда и всех участников коррекционно-воспитательного процесса можно назвать всестороннюю коррекцию не только речи, но и тесно связанных с нею неречевых процессов и формирование личности ребенка.

 Совместная коррекционная работа предусматривает решение следующих задач:

Логопед формирует первичные речевые навыки у детей;

Воспитатель закрепляет сформированные речевые навыки.

Руководитель физического воспитания работает над общей моторики, формирует правильное дыхание. Решает задачи по сохранению и укреплению общего физического здоровья школьников, формированию кинетической кинестетической основы движений, нормализации мышечного тонуса.

Учитель музыки развивает музыкальный и речевой слух, способность принимать ритмическую сторону музыки, движений, речи, формирует правильное фразовое дыхание, развивает силу и тембр голоса и т.д.

Педагог-психолог. Деятельность психолога охватывает комплексное психологическое сопровождение детей в образовательном процессе. Задачи работы психолога: - создание среды психологической поддержки детям с нарушениями речи, - развитие памяти, внимания, мышления, пространственной ориентировки, - совершенствование мелкой моторики, - развитие зрительно-моторной координации, - развитие произвольности и навыков самоконтроля, волевых качеств, - снятие тревожности у детей при негативном настрое на учебные занятия, - обеспечение психологической адаптации к школьному обучению у первоклассников, - повышение психологической культуры родителей и педагогов. Коррекционно-развивающие занятия психолога направлены на формирование психологической базы речи детей (восприятие различной модальности, зрительное и слуховое внимание, зрительная и слухоречевая память, наглядно-образное и словеснологическое мышление).

Семья - это то естественное пространство (речевое, воспитательное, развивающее), которое окружает малыша с момента его появления и которое оказывает решающее влияние на комплексное развитие ребенка. Именно в силу приоритетной роли семьи в процессе воздействия на развитие ребенка логопеду необходимо привлечь родителей в союзники в деле преодоления нарушений речевого развития.

 В  коррекционно - развивающей работе  используются следующие техники:

Песочная терапия. Этот метод обладает психотерапевтическим эффектом, помогая ребёнку избавиться от страхов, застенчивости, конфликтности в общении и многих других проблем. Песочница не только развивает творческий потенциал ребёнка, активизирует пространственное воображение, образно-логическое мышление, тренирует мелкую моторику руки, но ненавязчиво настраивает детей на постижение моральных истин добра и зла, строит гармоничный образ мира. Арт-терапия. С ребенком легко наладить контакт посредством игр и рисунка.

 Арт-терапию можно проводить с детьми любого возраста, с различной степенью речевых нарушений. В некоторых случаях рисунок становится основным средством общения.

Сказкотерапия. Сказкотерапия – один из наименее травмоопасных и безболезненных способов психотерапии. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, но и побуждает их к речевому контакту. Ее значение расширяется до понятия “социальная адаптация”, а значит, сказка играет важную роль в коррекции и компенсации грубых аномалий развития, подготовке детей к жизни в обществе. Сказка играет большую роль в коррекции эмоциональной сферы. Эмоциональный фон, который создается при чтении сказки, смена голосов персонажей, отражение на лице психолога эмоциональных состояний персонажей сказки – все это способствует тому, что ребенок, бессознательно начинает “отражать” на своем лице те чувства, которые он испытывает при прослушивании сказки.

Игротерапия. Наиболее естественная и эффективная форма работы с детьми - терапия в процессе игры. Этот психотерапевтический подход применяется для того, чтобы помочь детям проработать их психологические проблемы и эмоционально травмирующие переживания или преодолеть поведенческие проблемы и сложности развития. В процессе терапии ребенок начинает лучше понимать свои чувства, развивается способность к принятию собственных решений, повышается самооценка, коммуникативные навыки. Игротерапия является основным методом для работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи, вследствие ограниченной их способности вербализовать свои мысли и чувства.

 В настоящее время в нашем обществе возрастает количество детей с отклонениями в речевом развитии, что связано с целым рядом экологических, социальных и психологических факторов. Дети с проблемами в речевом развитии сталкиваются с трудностями, которые становятся препятствиями для полноценной жизни. Для них наиболее характерно отдаление от жизни общества, наличие примирения со своим положением и преодоление психологического дискомфорта, затруднения в обучении, участии в общественной жизни, трудоустройстве, создании семьи.

 Каждый ребенок, имеющий те или иные отклонения в развитии, нуждается в эффективной и скоростной реабилитации, позволяющей ему преодолеть нарушения в развития. Это возможно лишь при условии формирования вокруг каждого такого ребенка единого коррекционно-развивающего пространства, поддерживать которое призваны не только учителя-логопеды и воспитатели, но и в разной степени все взрослые, окружающие его в повседневной жизни и влияющие на его развитие: учителя-предметники, педагог-психолог, медицинский персонал, руководитель физического воспитания, музыкальный руководитель, семья.



Предварительный просмотр:

Как вести беседу с родителями.

Основные требования к проведению беседы.

1.Теоретическая часть

Подготовка к беседе:

  1. Определить цель беседы.

Иначе беседа – бесплодный разговор. Истинные цели беседы не должны быть известны собеседнику.

  1. Определить целевые вопросы, которые вы будете задавать.

Распределите вопросы в порядке их значимости. Составьте план беседы исходя из конкретной ситуации.

  1. Определить вопросы, поддерживающие беседу.

Исходя из потребностей, интересов собеседника.

Вступление в контакт с собеседником.

  1. Вопросы, поддерживающие беседу

Ставьте вопросы, интересующие собеседника, чтобы заинтересовать его

  1. Не начинать с вопросов, вызывающих у собеседника негативные переживания

Если вы увидите пассивность собеседника: вы начали с неудачного вопроса, у него нет настроения, взяли не тот тон, угодили в больное место – постарайтесь сразу исправить ошибку – будьте активно-внимательными.

Как правильно вести беседу.

  1. Как лучше ставить вопросы

Не ставьте вопросы «в лоб» (лучше их ставить в косвенной форме). Вопросы должны быть краткими, понятными собеседнику

  1. Слушать внимательно и доверительно

Показывать это собеседнику взглядом, мимикой, жестами, всем своим телом, наклоненным к собеседнику. Сочувствуя, одобряя и поддерживая, можно услышать максимальное количество информации

  1. Дать возможность собеседнику высказаться

Не торопите его. Одобряйте точность высказанных мыслей. Задавайте встречные вопросы с целью помощи высказаться или одобрения точности высказанных мыслей.

  1. Не прерывать высказывания собеседника

Собеседник всегда говорит о значимых для него вещах. Помните! При прерывании беседы утрачивается контакт, и важная информация может быть утеряна.

Основные моменты:

  • Дайте собеседнику возможность выговориться
  • Выражайте вашу заинтересованность при помощи поддерживающих выражений (« Я правильно поняла?», «Я ничего не перепутала?», «Вы считаете, что…» и т. д.)
  • Резюмируйте наиболее важные высказывания
  • Не прерывайте собеседника
  • Не противоречьте

  1. Практическая часть

Упражнение

«Какие фразы целесообразнее использовать для начала беседы с родителями»

- найти в предложенном перечне пять «неудачных» фраз, которые не следует употреблять.

1. Извините, если я помешала…

2. Я бы хотела…

3. Вероятно, вы об этом ещё не слышали…

4. Вам будет интересно узнать…

5. Я бы хотела ещё раз услышать…

6. Мне представляется интересным то, что…

7. Я пришла к такому выводу, что…

8. Вы хотите…

9. Думается, ваша проблема заключается в том, что…

10. Давайте с вами быстро обсудим…

11. Как вы знаете…

12. Хотя вам это и не известно…

13. Пожалуйста, если у вас есть время меня выслушать…

14. Вы, конечно, об этом ещё не знаете…

15. А у меня на этот счёт другое мнение…

16. Конечно, вам уже известно…

17. Вы, наверное, об этом уже слышали…

    Вопросы, на которые должен знать ответ компетентный специалист:

1. Кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребенка-дошкольника? (семье)

2. Назовите законодательные документы, в которых обозначена приоритетная роль семьи в воспитании ребенка (Конституция РФ, Закон «Об образовании», Конвенция о правах ребенка, Семейный кодекс)

3. В чем заключается компетентность педагога в общении с родителями? (совершенствует свои знания, стремится к активному взаимодействию, внимателен, выдержан, тактичен в общении, владеет знаниями о семье, учитывает социальные запросы родителей, умеет планировать работу с родителями, обладает коммуникативными навыками)

4. В каких областях знаний должен быть компетентен педагог для полноценного общения с родителями? (медицина, педиатрия, физиология, психология, педагогика, риторика, и т.д.)

5. Назовите методы изучения семьи? (анкетирование, тестирование, беседа, патронаж, наблюдение за игровой деятельностью малыша, «Родительское сочинение», диагностические рисуночные методы, и т.д.)

6. Назовите формы работы с семьей? (родительские собрания, анкетирование, письменные и устные консультации, беседы, дни открытых дверей, родительская почта, оформление стендов, приглашение на занятие, проведение общих досугов с приглашением родителей).



Предварительный просмотр:

Зачем нужна артикуляционная гимнастика?

Неправильное произношение звуков происходит из-за несовершенства артикуляционного аппарата. Так называют совокупность органов, участвующих в порождении звука: гортань, губы, язык, челюсть и др. И так же, как родители развивают физические данные ребёнка физкультурой, этим органам необходима гимнастика.

Целью артикуляционной гимнастики является развитие речевого аппарата, совершенствование и выработка его движений.

Всем ли она нужна, и зачем выполнять упражнения, если о дефектах речи говорить пока ещё рано?  Всем!

Детям 2 – 4 лет она поможет укрепить мышцы артикуляционного аппарата, обрести подвижность языка. 

К 5 – 6 годам можно исправить уже сложившиеся нарушения. Здесь важно понять, что чем раньше вы начнете занятия, тем более вероятен положительный результат. 

Ближе к школьному возрасту к 6-7 годам  и в начальных классах дефекты речи очень сложно исправить даже с логопедом.

Иногда дети правильно произносят звуки, но из-за вялости звукопроизношения получается «каша во рту». Данное явление считается невыраженным отклонением развития речи и называется стёртой формой дизартрии

Основные правила гимнастики.

-Занятия должны стать системой для вас и ребёнка, только регулярные тренировки могут дать результат. 
- продолжительность проведения «зарядки для язычка» зависит от утомляемости малыша, но не менее 5 -10 минут;
- во время занятий ребенок сидит перед зеркалом, чтобы видеть свой язык;
- никогда не принуждайте ребёнка, лучше превратите тренировки в игру;
- занятия проводятся в размеренном темпе, по 4 – 5 упражнений за сеанс;
- если  ребенку сложно повторить за вами артикуляционное движение, помогите ему ручкой чайной ложки;
- задача родителей следить за правильностью и плавностью выполнения действий, иначе гимнастика не имеет смысла.

Если гимнастика дается дошколёнку с большим трудом, его язык дрожит и не слушается, лучше обратиться к логопеду. 



Предварительный просмотр:

           Задачи педагогического сопровождения детей с нарушениями речи .

Выделяют несколько задач педагогического сопровождения детей с ОВЗ:

  1. Коррекцию и развитие речевой функциональной системы,
  2. Развитие познавательной активности детей с  нарушениями речи
  3. Развитие интеллектуальных умений, неречевых психических функций.

Комплексное сопровождение детей нарушениями речи включает пять направлений: 1. Диагностическое,

2.Психологическое,

3. Педагогическое,

4. Медицинское,

Успех коррекционно-воспитательной работы определяется продуманной системой, частью которой является логопедизация всего учебно-воспитательного процесса. В данной системе учитель – логопед, выступая как организатор и координатор коррекционной работы, оказывает необходимую логопедическую помощь. Задачи логопедической работы сводятся к социальной адаптации и интеграции ребенка, имеющего речевое нарушение, в среду нормально развивающихся сверстников. Поиски новых форм и методов работы с детьми, имеющими речевые нарушения, привели к необходимости планирования и организации четкой, скоординированной работы учителя-логопеда, учителей-предметников и воспитателей. Коррекционная работа не должна ограничиваться только упражнениями в плановой речи. Поэтому основными задачами в работе логопеда и всех участников коррекционно-воспитательного процесса можно назвать всестороннюю коррекцию не только речи, но и тесно связанных с нею неречевых процессов и формирование личности ребенка.

 Совместная коррекционная работа предусматривает решение следующих задач:

Логопед формирует первичные речевые навыки у детей;

Воспитатель закрепляет сформированные речевые навыки.

Руководитель физического воспитания работает над общей моторики, формирует правильное дыхание. Решает задачи по сохранению и укреплению общего физического здоровья школьников, формированию кинетической кинестетической основы движений, нормализации мышечного тонуса.

Учитель музыки развивает музыкальный и речевой слух, способность принимать ритмическую сторону музыки, движений, речи, формирует правильное фразовое дыхание, развивает силу и тембр голоса и т.д.

Педагог-психолог. Деятельность психолога охватывает комплексное психологическое сопровождение детей в образовательном процессе. Задачи работы психолога: - создание среды психологической поддержки детям с нарушениями речи, - развитие памяти, внимания, мышления, пространственной ориентировки, - совершенствование мелкой моторики, - развитие зрительно-моторной координации, - развитие произвольности и навыков самоконтроля, волевых качеств, - снятие тревожности у детей при негативном настрое на учебные занятия, - обеспечение психологической адаптации к школьному обучению у первоклассников, - повышение психологической культуры родителей и педагогов. Коррекционно-развивающие занятия психолога направлены на формирование психологической базы речи детей (восприятие различной модальности, зрительное и слуховое внимание, зрительная и слухоречевая память, наглядно-образное и словеснологическое мышление).

Семья - это то естественное пространство (речевое, воспитательное, развивающее), которое окружает малыша с момента его появления и которое оказывает решающее влияние на комплексное развитие ребенка. Именно в силу приоритетной роли семьи в процессе воздействия на развитие ребенка логопеду необходимо привлечь родителей в союзники в деле преодоления нарушений речевого развития.

 В  коррекционно - развивающей работе  используются следующие техники:

Песочная терапия. Этот метод обладает психотерапевтическим эффектом, помогая ребёнку избавиться от страхов, застенчивости, конфликтности в общении и многих других проблем. Песочница не только развивает творческий потенциал ребёнка, активизирует пространственное воображение, образно-логическое мышление, тренирует мелкую моторику руки, но ненавязчиво настраивает детей на постижение моральных истин добра и зла, строит гармоничный образ мира. Арт-терапия. С ребенком легко наладить контакт посредством игр и рисунка.

 Арт-терапию можно проводить с детьми любого возраста, с различной степенью речевых нарушений. В некоторых случаях рисунок становится основным средством общения.

Сказкотерапия. Сказкотерапия – один из наименее травмоопасных и безболезненных способов психотерапии. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, но и побуждает их к речевому контакту. Ее значение расширяется до понятия “социальная адаптация”, а значит, сказка играет важную роль в коррекции и компенсации грубых аномалий развития, подготовке детей к жизни в обществе. Сказка играет большую роль в коррекции эмоциональной сферы. Эмоциональный фон, который создается при чтении сказки, смена голосов персонажей, отражение на лице психолога эмоциональных состояний персонажей сказки – все это способствует тому, что ребенок, бессознательно начинает “отражать” на своем лице те чувства, которые он испытывает при прослушивании сказки.

Игротерапия. Наиболее естественная и эффективная форма работы с детьми - терапия в процессе игры. Этот психотерапевтический подход применяется для того, чтобы помочь детям проработать их психологические проблемы и эмоционально травмирующие переживания или преодолеть поведенческие проблемы и сложности развития. В процессе терапии ребенок начинает лучше понимать свои чувства, развивается способность к принятию собственных решений, повышается самооценка, коммуникативные навыки. Игротерапия является основным методом для работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи, вследствие ограниченной их способности вербализовать свои мысли и чувства.

 В настоящее время в нашем обществе возрастает количество детей с отклонениями в речевом развитии, что связано с целым рядом экологических, социальных и психологических факторов. Дети с проблемами в речевом развитии сталкиваются с трудностями, которые становятся препятствиями для полноценной жизни. Для них наиболее характерно отдаление от жизни общества, наличие примирения со своим положением и преодоление психологического дискомфорта, затруднения в обучении, участии в общественной жизни, трудоустройстве, создании семьи.

 Каждый ребенок, имеющий те или иные отклонения в развитии, нуждается в эффективной и скоростной реабилитации, позволяющей ему преодолеть нарушения в развития. Это возможно лишь при условии формирования вокруг каждого такого ребенка единого коррекционно-развивающего пространства, поддерживать которое призваны не только учителя-логопеды и воспитатели, но и в разной степени все взрослые, окружающие его в повседневной жизни и влияющие на его развитие: учителя-предметники, педагог-психолог, медицинский персонал, руководитель физического воспитания, музыкальный руководитель, семья.



Предварительный просмотр:

Общее родительское собрание на тему:                                                                                                                                   «РОЛЬ СЕМЬИ В РЕЧЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ РЕБЁНКА К ШКОЛЕ»                                                                        

Цель: Создание условий для речевого развития дошкольников в саду и дома.                                                                                                      

Задачи:

1.Познакомить родителей с особенностями речевого развития  детей подготовительного  к школе  возраста.                          

2.Познакомить с содержанием  коррекционной работы по развитию речи на год.                                                                                                                            3. Продолжать привлекать родителей к активному взаимодействию с логопедом

ПОВЕСТКА ДНЯ

Особенности реализации образовательных программ дошкольного образования.

Роль семьи в подготовке ребенка к школе.

Коррекционное сопровождение воспитанников ДОУ логопедом

 Особенности реализации образовательных программ дошкольного образования.

- Поступление детей в школу – переломный момент в жизни ребенка, переход к новому образу жизни и условиям деятельности; перестройка детского организма. Важную роль в этом должны сыграть родители. Основная задача родителей – развить все предпосылки детей к учебе. Самое главное должно быть развито внимание. Дети должны запоминать стихи, считалки, потешки; решать простые задачки и обыгрывать их; пересказывать рассказы, сказки; правильно рисовать, складывать пазлы, мозаику – развивается мелкая моторика рук, подготавливается рука к письму; пользоваться ножницами, клеем. Дети к первому классу должны уметь считать от 1 до 10 и обратно, восстанавливать числовой ряд, в котором пропущены некоторые числа. Важно, чтобы ребенок отличал буквы от звуков, гласные от согласных. Так же должны знать правила дорожного движения, точную дорогу до школы и обратно. Нужно проследить, если ребенок чем-то занимается сидя всего 10-15 минут, это значит – нет усидчивости. 30-35 минут – норма, значит готов к школе.

Если есть проблемы с произношением звуков, нужно решить эту проблему с логопедом.

Роль семьи в подготовке ребенка к школе.

Для ребенка родители являются языковым и речевым образцом, так как дети учатся языку, подражая и слушая. Ведь ребенок успешнее всего усваивает язык в тот момент, когда взрослые слушают его, общаются с ним, разговаривают. И, наконец, родители должны стараться, чтобы ребенок не чувствовал недостатка в любви и разнообразии впечатлений.

   Для детей правильно организованный режим – условие не только сохранения и укрепления здоровья, но и успешной учебы. Нагрузка в первый год обучения должна быть посильной для ребенка – можно отбить желание учиться. Занятия дома- небольшими порциями, чередовать письменные задания с устными, ….

   Наблюдения показывают, что многим родителям свойственна недооценка волевых возможностей детей, недоверие к их силам, стремление опекать.

  Нередко дети, проявляющие самостоятельность в детском саду, в присутствии родителей становятся беспомощными, неуверенными, теряются при возникновении затруднений в решении посильных задач. Поэтому необходимо воспитание таких качеств, как самостоятельность, настойчивость, ответственность, организованность, родители не придают большого значения.

  А на сегодняшнем этапе важно, чтобы вы, родители, которые являетесь авторитетом для своего ребёнка во всём и в действиях, и в словах, не допускали негативных разговоров в присутствии ребёнка о школе, о школьном обучении, о том, как детям сейчас тяжело учиться. Такие разговоры могут отрицательно сказаться в дальнейшем.

Коррекционное сопровождение воспитанников ДОУ учителем - логопедом и педагогом – психологом.

Учитель – логопед, ознакомит родителей с рабочей программой «Вариативная примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» Н. В. Нищева. Программа представляет собой целостную методологически обоснованную, систематизированную, четко структурированную модель педагогического процесса, и полностью соответствующую требованиям Федерального государственного стандарта дошкольного образования. В программе представлены рекомендации по организации режима дня, построению предметно-пространственной развивающей среды; выстроены система коррекционной и образовательной работы в каждой из пяти образовательных областей для каждой из возрастных групп, предложена система педагогической диагностики индивидуального развития детей. Методический комплект к программе включает в себя необходимые для работы пособия, наглядный дидактический материал, рабочие тетради. Целостность программы обеспечивается включением основных направлений педагогического процесса в ДОУ (диагностического, коррекционно-компенсирующего, развивающего и других). Разделы программы тематически и методически насыщены, включают в себя все виды деятельности дошкольников в соответствии с возрастом, особое внимание уделено организации предметно-развивающей среды. Проводится 3 индивидуальных занятия с учителем-логопедом продолжительностью 30 минут; - консультирование родителей по вторникам во второй половине дня.