Самоанализ педагогической деятельности в период 2016г - 2019г.
Результаты педагогической деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Самоанализ педагогической деятельности | 51.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Самоанализ педагогической деятельности Кондратюк Ольги Сергеевны педагога-психолога I квалификационной категории
Работаю в филиале № 3 МАДОУ «Верхнекетский детский сад» с сентября 2016 года в должности педагога – психолога. Имею высшее психологическое образование. В 2019 году окончила Томский государственный педагогический университет по специальности «Специальная психология и педагогика».
Моя педагогическая деятельность строится в соответствии с современными нормативными документами, в том числе с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, которые определяют требования к воспитанию и обучению детей дошкольного возраста.
Основная моя цель, как психолога в детском дошкольном учреждении это - создание условий для сохранения и укреплении психологического здоровья детей, гармонического развития их личности в соответствии с ФГОС.
Основные задачи, стоящие передо мной:
- оказать своевременную психологическую помощь всем участникам образовательного процесса;
- создавать благоприятные психолого-педагогические условия для полноценного проживания ребенком каждого возрастного периода;
- развивать эмоциональные и интеллектуальные ресурсы;
- изучить и проанализировать индивидуальные особенности развития ребенка, с целью создания условий для всестороннего, гармоничного развития его личности;
- обеспечивать сотрудничество с родителями в практике психолого – педагогического партнерства;
- способствовать повышению ответственности родителей за психоэмоциональное благополучие детей, расширять психолого – педагогические знания и умения по оптимизации детско – родительских отношений;
- помогать детям в подготовке к школьному обучению и в период адаптации;
- содействовать повышению психолого-педагогической культуры всех участников образовательного процесса ДОУ.
Поэтому я использую разные направления своей работы. Применяю разнообразные методы психолого-педагогической диагностики детей и технологии:
- Информационно - коммуникативные технологии (разработка программ, методических разработок занятий, проектов, обработка результатов диагностики, составление отчетов, фиксация и хранение результатов, создание и использование авторских мультимедийных презентаций по всем видам образовательной деятельности);
- Личностно – ориентированные технологии;
- Игровые технологии (игровая терапия, сюжетно-ролевые игры, развивающие игры, релаксационные, метафорические ассоциативные карты);
- Здоровьесберегающие технологии (кинезиологические упражнения, релаксация, подвижные игры, самомассаж, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, арт - терапия, песочная терапия, технология музыкального воздействия, психогимнастика).
Использование современных образовательных технологий. В работе с детьми активно осваиваю и использую технику работы с метафорическими ассоциативными картами такими как: «Волшебный сундучок», направленные на развитие познавательных процессов, расширение словарного запаса, развитие речи; устранение страхов; развитие навыков общения и понимания других людей; «Монстрики чувств» Ю. Гох-Корона и К. Корона направлены на развитие эмоционального интеллекта и обучение социальным навыкам детей, «Роботы» Т.Ушаковой.
- Техники арт-терапии: совместное рисование, рисование в парах, по кругу; диалог с помощью рисунка и т.д.
Работа с карточками и открытками вызывает интерес у детей и позволяет в необычной, игровой форме решать вопросы коррекции и развития, а также профилактики возможных трудностей. Рисование, составление коллажей помогает глубже взглянуть на проблему и скорректировать трудности в общении, побороть некоторые страхи, улучшить свое психоэмоциональное состояние.
Моя работа осуществляется по следующим направлениям:
- Психодиагностическая работа;
- Психопрофилактическая (просветительская) работа;
- Психоразвивающая и психокоррекционная работа;
- Консультативная работа;
- Организационно – методическая работа.
Свою работу с детьми я выстраиваю с учетом результатов первичных диагностик, затем формирую коррекционные группы, далее ведутся целенаправленные занятия. В зависимости от выявленных проблем у дошкольников, провожу коррекцию психической и эмоциональной сферы. Занятия по коррекции психической сферы направлены на динамическое развитие памяти, восприятия, внимания, мышления, воображения, речи.
Психологическая диагностика направлена на изучение психического развития и становления личности воспитанников:
- познавательные процессы;
- эмоционально-волевая и личностная сфера;
- межличностные отношения и коммуникативные способности;
- психологической готовности ребенка к обучению в школе.
Основным содержанием моей профилактической и просветительской работы является обучение воспитателей приемам взаимодействия с воспитанниками, организации и проведения педагогического диагностического исследования через семинары, тренинги, в рамках педагогических советов и методических объединений.
В 2017-2018 учебном году в рамках психологического просвещения в группах были оформлены уголки «Советы психолога» с постоянно обновляющейся актуальной информацией для педагогов и родителей соответственно возрастным особенностям группы. Для предупреждения психологических проблем во всех возрастных группах оформлены буклеты для родителей на актуальные вопросы воспитания и развития дошкольников, что является очень удобной и интересной формой просвещения.
Психоразвивающая и психокоррекционная работа с детьми проводится на всех возрастных этапах и направлена на следующие сферы воздействия:
- эмоционально-волевая (повышенная тревожность, страхи, агрессивность, низкий самоконтроль);
- познавательная (низкий уровень развития познавательных процессов);
- коммуникативная (нарушения во взаимодействиях со сверстниками и значимыми взрослыми).
Коррекционно-развивающую работу с детьми строю с учетом образовательных потребностей, индивидуальных и возрастных особенностей, которые определяются, прежде всего, в результате комплексного обследования, проводимого в первой половине сентября. Результаты обследования фиксирую в диагностической карте, что позволяет выстроить маршрут индивидуальной коррекционной работы и построить определенный прогноз, разделить на подгруппы в зависимости от проблемы, уровня развития познавательных процессов, проследить за динамикой. Сформированные группы детей могут быть различными, например, по уровню сформированности тех или иных навыков, единообразно коррекционной задачи.
Основные методы коррекционных воздействий:
- индивидуальная игровая терапия (сюжетно-ролевые игры, развивающие игры, релаксационные, графические и др.);
- сказкотерапия (чтение, проигрывание психотерапевтических сказок, составление историй совместно с ребёнком);
- куклотерапия (проигрывание сюжета, который является травмирующим для ребёнка);
- арттерапия (рисование, драматизация);
- психогимнастика;
- релаксация (нервно-мышечное расслабление, визуализация);
- психокоррекционные игры.
Практика показала, что наиболее эффективными средствами в коррекционной работе с детьми являются:
— индивидуальная и групповая игротерапия;
— психогимнастика;
— релаксационные игры и упражнения;
— игры по развитию психомоторики.
В группах раннего возраста для облегчения протекания периода адаптации и развития психических процессов проходит цикл игровых занятий по программе А.С. Роньжиной и А.Ю.Кремляковой.
Уровень адаптированности вновь поступивших воспитанников. Анализ результатов диагностики по методике А.С. Роньжиной показал, что все дети, поступившие в 2016-2017 учебном году успешно адаптировались к условиям ДОУ в течение первого полугодия. В 2017—2018 учебном году 2 человека тяжело привык к новым условиям, адаптация длилась в течение года.
Сравнительный анализ представлен в таблице 1.
Таблица 1. Сравнительный анализ по группам
(2016-2017, 2017 – 2018, 2018-2019 учебный год).
Степень тяжести адаптации (число детей) | 2016-2017г | 2017- 2018г | 2018-2019г |
Легкая | 11 | 12 | 14 |
Средняя | 15 | 11 | 14 |
Тяжелая | 0 | 2 | 0 |
Общее количество детей | 26 | 25 | 28 |
С детьми младшей, средней, старшей группы проводится цикл занятий по эмоционально-волевому и социально-коммуникативному развитию, программы «Давай познакомимся» и «Давай поиграем» автор И.А. Пазухина.
Коррекционно-развивающая работа
Учебный год | Всего детей посещающих коррекционно – развивающие занятия | Индивидуальная работа | Подгрупповая работа |
2016-2017г. | 50 | 20 | 30 |
2017-2018г. | 42 | 16 | 26 |
2018-2019г. | 53 | 22 | 31 |
Взаимодействие с детьми на занятиях носит системный характер, реализую работу через различные организационные формы занятия (индивидуальные, подгрупповые, групповые), игры (обучающие, познавательные, развивающие, продуктивные и т.д.), интегрированные занятия провожу в содружестве с другими специалистами. На занятиях использую самые разнообразные виды деятельности, методы и приемы, а также обязательно обращаю внимание на формирование умения у детей работать вместе, уметь слушать и слышать товарища, проводить оценку и самооценку. При организации взаимодействия с детьми на занятиях обязательно решаю сразу три задачи: образовательную, воспитательную и коррекционную, что является фактором успешности обучения и социализации детей.
Приоритетным направлением в моей работе является эмоциональное развитие дошкольников, наработан достаточный методический, диагностический материал, программы, конспекты занятий, создана картотека игр на формирование знаний об эмоциях. Также выбрала тему для самообразования «Развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста». Проведены консультации для воспитателей «Эмоциональное благополучие ребенка в детском саду», созданы папки-передвижки для родителей «Развитие эмоционального мира детей», дидактический материал, для дальнейшего применения на практике, разработаны и апробированы серия ООД, способствующих эмоциональному развитию дошкольников.
Коррекционная работа в данном направлении заключается:
1) в установлении определенных правил, которые помогут детям справиться с собственным состоянием;
2) закреплении этих правил (навыков) в ролевой игре (провоцирующей игровой ситуации);
3) обучении релаксационным техникам.
4) формирование осознавания собственного эмоционального мира, а также чувств других людей, развитие эмпатии.
5) развитие позитивной самооценки.
Основой профилактики эмоционального неблагополучия является создание благоприятной атмосферы взаимного доверия и уважения, открытое доброжелательное общение.
Консультативная работа
С целью повышения психолого-педагогической компетенции родителей я использую различные формы взаимодействия индивидуальные и групповые консультации, беседы, проведение родительских собраний, участие в организации совместных праздников. Целью взаимодействия психолога с родителями является создание наиболее благоприятных условий для образования и развития детей. Мною был организован детско-родительский клуб в старшей и подготовительной к школе группе «Мы вместе», как нетрадиционная форма работы с семьей, который позволит гармонизировать детско – родительские отношения, родители применят навыки игрового взаимодействия в условиях семьи, повысится уровень родительской компетентности.
Консультационная работа включала в себя проведение консультаций с воспитателями и родителями по результатам диагностических обследований и по запросам с целью информирования педагогов и родителей об индивидуальных и возрастных особенностях развития детей.
Уч. год | Кол-во консультаций | Педагоги | Родители (лица, их заменяющие) |
2016-2017г. | 18 | 11 | 7 |
2017-2018г. | 32 | 14 | 18 |
2018-2019г. | 44 | 21 | 23 |
Анализ таблицы показал, что в 2018-2019 учебном году по сравнению с 2016 -2017 учебным годом увеличилось число обращений родителей за психологической помощью, что указывает на эффективность проводимой работы. Всего за прошедший год проведено 44 консультации родителей и педагогов филиала №3 МАДОУ «Верхнекетский детский сад».
Организационно-методическая работа
Целью моей методической работы считаю создание банка психологических материалов для организации воспитательного процесса, а также предоставление возможности их использования воспитателям. Мною разработаны различные консультации для участников образовательного процесса, они размещены на информационных стендах, сайте.
В течение всего периода моей работы педагогом-психологом пополняется игровым оборудованием, методической литературой, обновляется картотека стимульного материала, созданы электронные презентации к занятиям. Кабинет оснащен и пополнен дидактическими играми, яркими развивающими игрушками для расширения познавательного интереса и стабилизации эмоционального фона у воспитанников. В настоящее время в кабинете имеется необходимая литература, подобраны и классифицированы по направлениям диагностические методики, создан банк коррекционных и релаксационных упражнений, что позволит в дальнейшем сделать коррекционно-развивающую работу с дошкольниками более эффективной.
Повышаю свой профессиональный уровень через изучение научно-методической литературы, посещение сетевых методических сообществ, путем участия в мероприятиях различного уровня: в семинарах, мастер-классах, конкурсах на разных уровнях муниципальном, областном, педагогических советах и методических объединениях, прохождение курсов повышения квалификации:
- с 19.05.2017 г.- 2.06.2017г - ТОИПКРО в г. Томске, по теме «Обновление содержания деятельности педагога в условиях реализации ФГОС ДО» (в объеме 72 часов).
- 22 декабря 2017г. – ФГБОУ «Томский государственный педагогический университет», по теме «Психолого – педагогические особенности организации коррекционно – развивающей работы в дошкольном образовательном учреждении в условиях ФГОС», (в объеме 108 часов).
В период с 2016 по 2019 год принимала участие в следующих мероприятиях:
Уровень творческих достижений педагога в межаттестационный (доаттестационный) период:
Форма представленного опыта работы (доклад, публикация, творческий отчет, мастер – класс и т.д.) | Уровень (муниципальный, региональный, Всероссийский) участия с указанием названия мероприятия, организатора. | Тема представленного опыта работы. | Дата представления. |
Доклад | Областной IV Фестиваль молодых педагогов «Искорки», г. Колпашево | «Развитие эмоциональной сферы дошкольников через совместную деятельность с педагогом» | 17.12.2016г. |
Доклад | Районный Районное методическое объединение по теме «Художественно – эстетическое развитие детей дошкольного возраста в разных видах деятельности» | «Арт-терапия. Коррекция тревожности и агрессивности методом сказкотерапия» | 3.05.2017г. |
Открытое занятие | Районный Районное методическое объединение по теме «Интегративный подход при организации образовательной деятельности в физическом воспитании детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО» | «Путешествие в сказочный лес» (игровая встреча с элементами здоровьесберегающих технологий). | 20.12.2017г. |
Доклад | Областной Х Рождественские педагогические чтения «Новые подходы к организации образовательного пространства в контексте реализации ФГОС дошкольного образования», г. Колпашево. | «Детско родительский клуб как эффективная форма организации образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО» | 5.01.2018г. |
Мастер- класс | Районный Районное методическое объединение по теме «Освоение инновационных технологий и методов педагогической деятельности, способствующих повышению эффективности и качества художественно – эстетической работы в ДОУ» | «Использование игрового набора «Дары Фребеля» в художественно – эстетическом развитии детей младшего дошкольного возраста» | 4.05.2018г. |
Мастер- класс | Всероссийский форум образовательных практик «Лаборатория педагогических идей «Университет детства» ТОИПКРО | «Волшебные игры Фребеля» | 1.11.2018г. |
Мастер- класс | Областной V Фестиваль молодых педагогов «Искорки», г. Колпашево | «Зеркальная плоскость в коррекционной работе с дошкольниками» | 15.12.2018г |
Открытое занятие | Районный Районное методическое объединение по теме «Использование социоигровых технологий в работе с дошкольниками» | «Дикие животные» с детьми ОВЗ подготовительной к школе группы | 21.12.2018г |
Мастер- класс | Районный Районное методическое объединение по теме «Формирование эмоционально-ценностного отношения ребенка к окружающему миру через художественно-продуктивную деятельность» | «Волшебные краски» | 15.05.2019г |
Открытое занятие | Районный Районное методическое объединение по теме: «Квест-технология как средство физического развития детей в ДОУ» | «Вместе веселее» с детьми ОВЗ старшей группы | 11.12.2019г |
Распространение собственного педагогического опыта.
Результативность участия в профессиональных конкурсах педагога в межаттестационный период:
№ | Название профессионального (творческого) конкурса | Учебный год | Уровень | Результат |
Участие в творческих конкурсах | ||||
1. | Региональный конкурс «Новые идеи. Новые возможности» | 2015г. | Региональный, ТОИПКРО | Диплом 2 степени |
2. | Конкурс – выставка «Чем нас лето одарило?» | Сентябрь, 2017г. | Муниципальный Филиал №3 МАДОУ «Верхнекетский детский сад» | Диплом 1 степени |
3. | «Педагогическая инициатива» | 2017г. | Межмуниципальный, РЦРО | Диплом 2 место |
4. | Конкурс – выставка «Символ Нового года» | Декабрь, 2017г. | Муниципальный Филиал №3 МАДОУ «Верхнекетский детский сад» | Диплом 2 степени |
5. | Конкурс – выставка «8 марта» | Март ,2018г. | Муниципальный Филиал №3 МАДОУ «Верхнекетский детский сад» | Диплом участника |
6. | Всероссийский конкурс «Мой кабинет» | Апрель, 2019г. | Всероссийский, ТОИПКРО | Диплом победителя |
Результативность освоения воспитанниками основной общеобразовательной программы дошкольного образования по годам обучения в межаттестационный (доаттестационный) период
Параметры оценки (на выбор в зависимости от содержания программы) | Учебный год | «Достаточный уровень» (кол-во, %) | «Близкий к достаточному уровню» (кол-во, %) | «Недостаточный уровень» (кол-во, %) |
Социально – коммуникативное развитие | 2016-2017г | 70 чел. 68% | 23 чел. 22,3% | 10 чел. 9,7% |
2017-2018г | 81 чел. 80,2% | 12 чел. 11,9% | 8 чел. 7,9% |
Причинами низких показателей педагогической диагностики у этих детей явились: низкий уровень речевого развития, скачкообразное посещения детского сада. Вследствие чего динамика показала, что у этих детей доминирует низкий уровень развития.
Участвовала с детьми в конкурсах, которые организовывает районный дом творчества, дошкольные образовательные учреждения, занимали призовые места.
Уровень творческих достижений воспитанников в межаттестационный (доаттестационный) период:
Мероприятия, смотры знаний и умений | Уровень организации | Год проведения | Количество участников | Результат |
«Героям Великой Победы посвящается…» | всероссийский | 2016г. | 1участник, Чумилина Ира | 1 место |
Декоративно – прикладное творчество «Мир глазами детей» | районный | 2017г. | 2 участника, Пахорукова Дарья Исаев Артем | Сертификат Сертификат |
Конкурс рисунков «Планета добрых роботов» | районный | 2017г. | 2 участника, Пермяков Артем Исаев Артем | Диплом участника Сертификат |
«Символ Нового года» | муниципальный Филиал №3 МАДОУ «Верхнекетский детский сад» | 2017г. | 1 участник, Никитенко Ярослав | Диплом I степени |
Декоративно – прикладное творчество «8 марта» | муниципальный Филиал №3 МАДОУ «Верхнекетский детский сад» | 2018г. | 1 участник, Пермяков Артем | Диплом II место |
«Чем нас лето одарило?» | муниципальный Филиал №3 МАДОУ «Верхнекетский детский сад» | 2018г. | 1 участник, Никитенко Ярослав | Диплом I степени |
Конкурс рисунков «Лес глазами детей» | муниципальный Филиал №3 МАДОУ «Верхнекетский детский сад» | 2018г. | 1 участник, Пермяков Артем | Диплом III степени |
Декоративно – прикладное творчество «Осенние чудеса» | муниципальный Филиал №3 МАДОУ «Верхнекетский детский сад» | 2018г. | 2 участника, Вахрушева Даша Исаев Артем | Сертификат Сертификат |
Декоративно – прикладное творчество «Пасхальная сказка» | районный МАУ ДО «РДТ» | 2019г. | 1 участник, Пермяков Артем | Сертификат |
В таблице представлены результаты участия обучающихся (воспитанников) в конкурсах.
Разработка и реализация педагогических проектов в межаттестационный (доаттестационный) период
Тема проекта | Цель создания проекта | Степень участия | Сроки реализации | Результат | Форма представления |
проект «Детский сад без слез» | Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ. | Автор проекта | с 1.08.2017-1.01.2018г. | Реализация проекта | Представления проекта на педагогическом часе |
Оздоровительный проект «Хатха - йога» | Создание условий для оздоровления и всестороннего развития детей на основе нетрадиционных форм оздоровления | Участник проекта | с 1.09.17-31.05.18г. | Реализация проекта улучшение показателей физической подготовленности детей | Открытый показ занятия с элементами здоровье сберегающих технологий |
Проект «Волшебство на песке» | Сохранение и укрепление психического здоровья ребенка через внедрение элементов песочной терапии в практику работы ДОУ. | Автор проекта | 1.01.2018-1.06.2018г. | Реализация проекта | Представления проекта на педагогическом часе |
Проект «Театр маленького актёра» | Создание предпосылок для творческого и речевого развития личности ребенка средствами театрализованной деятельности. | Автор проекта | 25.10.2018г-25.12.2018г. | Реализация проекта | Открытый показ детско родительского занятия |
Проект «Лечение радостью» | Помочь детям преодолеть барьеры в общении, лучше понять себя и других, снижение психического напряжения, возможность самовыражения. | Автор проекта | 1.02.2019г- 1.05.2019г | Реализация проекта | Представления проекта на педагогическом часе |
Практика моей психолого – педагогической деятельности показали успешность применения современных образовательных технологий, способствующих сохранению и укреплению психологического здоровья участников воспитательно-образовательного процесса. В дальнейшем планирую продолжить работу: по осуществлению научного поиска, по изучению и внедрению «эффективных методов развития и воспитания дошкольников, направленных на повышение уровня развития компетентностей и социализации дошкольников». Проведенная работа позволила мне проявить себя, повысить собственные профессиональные знания, выявить свои профессиональные возможности, стимулировала дальнейший интерес к выбранной профессии.