Body Percussion
Перкуссия тела- это направление, в котором в качестве инструмента используется тело, а не голос.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perkussiya_tela_kak_iskusstvo_ispolneniya_ritmov_bez_ispolzovaniya_muzykalnyh_instrumentov.docx | 15.73 КБ |
perkussiya_igry.docx | 21.56 КБ |
telo-baraban.docx | 14.76 КБ |
formirovanie_zdorovogo_obraza_zhizni.docx | 15.53 КБ |
sbornik_stihotvoreniy.docx | 831.35 КБ |
Предварительный просмотр:
«Перкуссия тела, как искусство исполнения ритмов, без использования музыкальных инструментов»
Аннотация.
«Перкуссия тела» - один из инновационных подходов в музыкально-ритмической деятельности для дошкольников, где в качестве инструмента используется тело, а не голос. Данная техника широко используется в музыкальной педагогической практике, поскольку она помогает дошкольнику не просто услышать, а прочувствовать ритм, ощутить его внутри себя и воспроизвести. Главная цель данного направления – раскрыть творческий потенциал детей через движения тела.
Вступление.
В XX веке в поиске новых технологий, инновационных подходов, нового звучания, музыканты пришли к пониманию, что собственное тело само по себе представляет отличный музыкальный инструмент с различными оттенками звучания. Это не только самый доступный инструмент, но и, в то же время, самый тонкий и сложный. Палитра звуков, извлекаемых им практически безгранична.
Body Percussion (перкуссия тела) – искусство владения своим телом как «музыкальным инструментом» с элементами танца. Научившись виртуозно им управлять, можно овладеть универсальным и понятным в любой точке земли языком ритмов и движений.
Человеческий организм – это оригинальный и единственный ударный инструмент, которым обладает каждый. Благодаря своей доступности это направление широко используется в музыкальном искусстве
Карл Орф был одним из первых, кто воплотил в своём новаторском подходе к музыкальному обучению детей синтез движения, пения, игры и импровизации заложив основу этого направления.
Слушать и слышать свое тело, играть на нем как на перкуссии – это значит пропустить музыку, ее ритм непосредственно через себя. Идея исполнения музыки для которой не нужны инструменты – это гениально и очень подходит ребенку.
Музыка тела доступна для всех с раннего возраста. Примеры Body Percussion мы видим в детских играх, песнях, танцах («ладушки», «танец маленьких утят», считалки и др.). Детям нравится заниматься Body Percussion – для них так естественно взаимодействовать с различными частями своего тела, в отличие от взрослых, которым зачастую мешает скованность и зажимы.
Экспериментируя с движениями тела, ритмические рисунки исполняются на разных его частях. Например, это топот ногами или притопы различной силы, похлопывания по коленям или шлепки одной или двумя руками по бедру, хлопки в ладоши раскрытыми или согнутыми «лодочкой» ладонями, щелчки пальцами. После того как музыкант начинает уверенно исполнять эти элементы, он начинает экспериментировать и в копилку «звуковых эффектов» добавляются пощёчины с открытым и закрытым ртом, клацанье языком, свист, стук. И это далеко не полный перечень звуков, легко воспроизводимых любым человеком при помощи собственного тела. Изменяется окраска звука и от положения ладоней при хлопке и от месторасположения рук. В итоге опытный перкуссионист овладевает большой палитрой звуков и умелое их чередование даёт потрясающий эффект единой музыкальной канвы.
Такие упражнения помогают буквально прочувствовать ритм всем телом, научиться выражать свое состояние звуками и движениями своего тела. Участники получают опыт использования тела как музыкального инструмента, создающего общий ритм. При этом игра с ритмом слов или бессмысленными слогами также может быть элементом телесной музыкой.
Body Percussion – это искусство исполнения ритмов, без использования музыкальных инструментов. Только тело, движение, голос. Здесь учащийся становится и танцором, и музыкантом одновременно.
Главная цель данного направления – раскрыть творческий потенциал детей через движения тела. Body Percussion способствует проявлению индивидуальности, развитию фантазии, импровизации. Предоставляет шанс осознать возможности своего тела как музыкального инструмента средствами его самовыражения. Что в свою очередь способствует развитию выразительности в общении и иных формах взаимодействия с окружающим миром
Телесная музыка в форме современного искусства основана на традиционных формах разных стран. Это и индонезийский саман (танец, состоящий из различных движений туловищем и руками, и неизменно сопровождающийся песнями), ирландский стэп, пальмас во фламенко (ритм секция, которая создается при помощи хлопков в ладоши), эфиопская музыка подмышки, хамбоне в Соединенных Штатах (музыкальная техника, в которой человеческое тело выступает в качестве инструмента). Перкуссия тела - это подмножество «телесной музыки».
В мировой педагогической практике есть несколько общепризнанных и известных концепций «воспитания» детей, которые стали основой для разработки различных программ и методик. Одной из самых известных, распространенных более чем в пятидесяти странах мира, является концепция музыкального воспитания Карла Орфа «Шульверк. Музыка для детей». «Шульверк» - особая разновидность учебной игры или игра в музыку.
Хлопки, шлепки, притопы и щелчки пальцами, удары тыльной стороной ладони – это элементарные звукодвигательные выразительные средства, которые используются в направлении «Bodi percussion» что в переводе с латинского означает звучащие жесты. Техника Вody percussion широко используется в музыкальной педагогической практике, поскольку она помогает ребенку не просто услышать, а прочувствовать ритм, ощутить его внутри себя и воспроизвести. Занимаясь «Перкуссией тела» дети в буквальном смысле учатся создавать музыку своими руками.
В данной технике традиционно используют четыре основных body-звука (в порядке от самого низкого до самого высокого):
-Топ - топ – шагание ногами по полу ;
-Шлеп - шлеп – хлопки ладонями или по коленям (поочередно или одновременно);
-Хлоп-хлоп – хлопанье в ладоши;
- Щелк - щелк – щелчки большим и средним пальцами.
Освоив базовые «аккорды» и научившись сотрудничать с собственным телом, я пошли дальше и придумала «Body-звуки», которые использую в своей практике.
-Тум – удар двумя ногами;
-Тэка-тэка – хлопки по животу (поочередно или одновременно);
-Клап- клап - хлопки ладонями по бедрам (поочередно или одновременно);
-Тока-тока – хлопки по груди (поочередно или одновременно);
Научившись выражать свое состояние с помощью звуков тела, ребенок становится соавтором и создателем собственного музыкального мира, в этом заложена успешность в обучении и воспитании активной творческой личности.
Предварительный просмотр:
«Таланты создавать нельзя, но культуру можно создавать, то есть почву, на которой растут и процветают таланты».
Л.В. Виноградов.
Профессиональному музыканту, педагогу, психологу, автору системы музыкального воспитания детей (от 0до 18 лет) и их родителей, в которой элементарное музицирование сочетается с движением («Музицирование как деятельность общения»).
Хочу предложить вашему вниманию тему «Bоdy percussiоn (боди перкуссия) в музыкальной деятельности дошкольников».
Body Percussion (перкуссия тела-«тело-барабан») – техника владения своим телом как «музыкальным инструментом» с элементами танца.
Техника "Body Percussion" помогает ребёнку не просто услышать, а прочувствовать ритм всем телом, ощутить его внутри себя. Дети и танцоры, и музыканты одновременно.
Перкуссия (от лат. percussio — «постукивание») – многозначное слово:
1. Перкуссия - это группа ударных музыкальных инструментов, из которых звук извлекается ударом (молоточком, палочкой, колотушкой и проч.) или тряской (покачиванием, встряхиванием, переворачиванием и проч.) по звучащему телу (металл, дерево, кожа, пергамент, пластик).
Это самая многочисленная группа музыкальных инструментов. К ним относятся бубен, маракас, колокольчики, шейкеры, конго, бонго, треугольник, трещотка, деревянная коробочка, кастаньеты и десятки других этнических ударных инструментов. Употребляются, в разном наборе, во всех видах музыкальных оркестров и ансамблей.
2. Перкуссия в медицине— выстукивание больного (пальцем или молоточком) для определения по характеру звука состояния внутренних органов.
3. Музыкальное направление, в котором тело используется в качестве музыкального инструмента, по-английски называется Body Percussion (дословный перевод - «тело-барабан»). Данное направление сегодня широко применяется в музыкальном образовании в силу своей доступности.
Первые телесно-перкуссионные мелодии появились задолго до того, как человек додумался продолжить свои руки и ноги в барабанных палочках, вытянул губы в свирель, а вместо грудной клетки или бедер начал бить по натянутым кожаным мембранам и дереву.
С целью коммуникации африканцы на алмазных шахтах для разговоров между собой топали ногами в резиновых сапогах, создавая телесно-перкуссионную технику. Так рабы на плантациях в США, лишенные барабанов, решили общаться друг с помощью телесно-перкуссионной техники.
Немного позже перкуссия тела переросла в форму безмолвного протеста. Во времена индустриальной революции бастующие британцы стучали деревянными башмаками, ударяя их один о другой. Как неотъемлемый элемент, музыка тела сохранилась в народных танцах и песнях по всему миру.
Немецкий педагог и музыкант Карл Орф (1895-1982) в результате музыкально-педагогической работы создал пособие по музыкальному воспитанию “Шульверк”.
Идея К. Орфа состоит в том, что в основе обучения лежит принцип активного музицирования через активные движения.
«Самым первым инструментом человека было и есть его тело» - говорил Карл Орф. Так родилась система “body percussion” (с лат. «звучащие жесты») - это хлопки, шлепки, топот ног, удар пальцами, тыльной стороной ладони, сопровождающие музыкальное произведение или пение самих детей.
Двигательные упражнения в системе К. Орфа: пружинящие упражнения на месте, легкие покачивания корпуса, движения рук, сопровождающиеся «звучащими жестами».
Звучащие жесты - это звуки человеческого тела, которые являются первым музыкальным инструментом.
К. Орф вводит 4 типа звучащих жестов:
• хлопки (звонкие – всей ладонью, тихие – согнутыми ладонями, потирание ладоней и др.);
• шлепки (по коленям, по бёдрам, по груди, по бокам);
• притопы (всей стопой, пяткой, носком);
• щелчки (пальцами в воздухе, по коленям, по надутым щекам).
Подобная элементарная музыка тела хороша тем, что ее может освоить каждый. Музыка тела доступна для всех с раннего возраста. Примеры Body Percussion мы видим в детской игре «Ладушки». Звучащие жесты идеальны для начального этапа ритмического обучения, так как всегда находятся «под рукой».
Благодаря тесной взаимосвязи речи, музыки и жестов на начальном этапе развивается музыкальный слух, память, внимание, ритмичность. В современное время музыкальная перкуссия тела – это искусство, объединяющее в себе мелодию, танец и пение. Современные виртуозы-перкуссионисты выступают как под аккомпанемент музыкальных инструментов, так и сольно.
Все же, перкуссия тела – это коллективная музыка. И чем больше людей создает звучащие жесты, тем интересней и впечатляюще получается.
Опытный перкуссионист чередует ритмические рисунки по разным частям его тела с добавлением «звуковых эффектов»:
• пощёчины с открытым и закрытым ртом,
• клацанье языком,
• свист,
• стук.
Оздоровительные возможности телесной перкуссии
Телесная перкуссия действует в трех областях:
• на физическом уровне она стимулирует понимание тела, контроль над движениями и мышечную силу, координацию и равновесие, имеет массажное воздействие;
• на уровне психики она улучшает концентрацию, память и восприятие, когнитивные способности в целом;
• в социально-эмоциональной сфере она помогает выстраивать отношения в группе и ведет к снижению беспокойства при социальных взаимодействиях.
Приемы работы с детьми в технике боди перкуссия следующие.
Начинают работу над этой моделью с установления метрического пульса самыми простыми способами: вместе с детьми выполняем шлепки по коленям. На этом фоне педагог начинает выразительно и ритмично декламировать текст песни.
Затем предлагает детям повторять текст по фразам, как эхо.
При повторениях ревой игры предлагает детям декламировать текст по-разному: громко, как рассказчик; тихо, как ябеда; писклявым голосом; басом ит. д. Когда текст будет выучен и произносится детьми свободно и легко, можно добавить движения: метрические шаги по залу врассыпную, по кругу, с различными вариантами остановок, приседаний, поворотов и т. д.
Речевые игры в технике «боди перкуссия»
для детей младшего и среднего дошкольного возраста
1. Игра-приветствие «Здравствуйте»
Взрослый: Здравствуйте, ручки!
Дети: Здравствуйте! (хлопают)
Взрослый: Здравствуйте, ножки!
Дети: Здравствуйте! (топают)
Взрослый: Здравствуйте, коленочки!
Дети: Здравствуйте! (шлепают по коленям)
2. Игра «Лиса»
Уж как шла лиса домой, (Хлопок, шлепок по коленям)
Нашла книгу под сосной (Поочерёдно шлепки по коленям)
Она села на пенёк (Притопы)
И читала весь денёк. (Раскрыть ладони – смотреть в «книгу»)
3. Игра «Лепёшки»
Наберу мучицы, (Круговые движения по коленям)
Подолью водицы (Шлепки по коленям)
Для детей хороших (Притопы)
Напеку лепёшек. (Хлопки)
4. Игра «Листопад»
Осень, осень! Листопад! (ритмичные хлопки)
Лес осенний конопат (щелчки пальцами)
Листья рыжие шуршат (трут ладошку о ладошку)
И летят, летят, летят (качают руками)
5. Игра «Дождик»
Дождь, дождь, дождь с утра (Хлопки чередуются со шлепками по коленям)
Веселится детвора! (Легкие прыжки на месте)
Шлеп по лужам, шлеп – шлеп! (Притопы)
Хлоп в ладоши, хлоп – хлоп! (Хлопки)
Дождик нас не поливает, (Грозят пальцем)
А скорее догоняет! (Убегают от дождика)
Речевые игры в технике «боди перкуссия»
для детей старшего дошкольного возраста
Игра «Цигали, Бугали и Ца»
Для пробуждения фантазии и введение в игру детям рассказывается история о фантастических существах - Цигали, Бугали и Ца. Педагог показывает, как они могут двигаться и интонирует их имена (например, «Цигали» - произносит в верхнем регистре, пискляво, «Бугали» - утрированно, низким голосом, «Ца» - в среднем регистре, коротко, утрированно). Затем, стоя в кругу, все по очереди пробуют быть этими существами, (передавая по-своему образы голосом, движениями, интонацией).
Ход игры
1 вар. Дети выучивают комбинацию движений за педагогом, темп можно постепенно ускорять от раза к разу.
Описание движений:
цигали - удар двумя ладошками по грудной косточке
бугали - удар двумя ладошками по коленям
ца - хлопок в ладоши
Комбинация движений:
цигали-цигали, ца-ца
бугали-бугали, ца-ца
цигали, ца
бугали, ца
цигали, бугали, ца
2 вар. Игра проходит в тесном кругу. Дети стоят парами лицом друг к другу, но повернувшись боком в круг, комбинация движений та же, что и в 1 вар., но на движение «ца» дети делают хлопок друг другу по ладошкам, как только дети выполнят комбинацию движений в первый раз, на вторую комбинацию (на повтор) дети поворачиваются на 180 градусов и оказываются лицом к партнеру, который до этого стоял за его спиной. Образуются новые пары, игра повторяется.
Музыкальные игры в технике боди перкуссии
Звучащими жестами можно сопровождать исполнение мелодий, песен.
Приведу пример игры «Веселые палочки», помогающей понять и прожить музыку через активные движения.
Описание игры: дети сидят по кругу, перед ними лежат по две палочки. Звучит музыка Варламова «Кукушка». Дети отстукивают ритм вначале по коленям кулачками, щелчками, берут палочки и ритмично стучат ими, после чего перекатывают следующему ребёнку, игра продолжается по кругу.
В заключение хочу отметить, что применение инновационной методики ритмо-техники Bоdy percussiоn в работе с детьми дошкольного возраста влияет на всесторонне развитие способностей детей: познавательные процессы; зрительно-моторная координация; воображение, музыкально – ритмические способности.
Детям очень нравятся игры с музыкой и телом (со звучащими жестами). Они с удовольствием включаются в игру, открывая новые способы извлечения звуков на собственном теле. Желаю всем творческих успехов и новых интересных находок в музыкальном развитии детей дошкольного возраста.
Предварительный просмотр:
«Музыка - не простое развлечение и не добавление,
которым можно пользоваться по своему усмотрению,
а важная часть самой жизни, жизни в целом
и жизни каждого отдельного человека...
Музыка - это сама жизнь»
Д.Б.Кабалевский
Основу в развитии духовной сферы ребенка, его творческого потенциала представляет собой музыка. Именно музыка, ее универсальность и многогранность дает возможность полно раскрыть такие психологические качества ребенка, как воображение, волю, память и т.д. Также музыка помогает в воспитании эмоционально-чувственной сферы психики ребенка, в чуткости, умении прочувствовать глубину душевных переживаний, что представляет собой возможность к самореализации.
Ритм является первостепенным и важным средством музыкальной выразительности. Без ритма невозможна практически никакая музыкальная деятельность, ведь он является одним из основополагающих элементов музыки. Чувство ритма подразумевает под собой не только эмоциональную, но и двигательную основу, он помогает объединить в одно целое движение, слово и музыку.
Музыкальная культура XXI в. диктуем новые тенденции в современном музыкальном образовании, при котором в классическую школу включают инновационные методы и подходы, активно применяемые в мировой практике.
Вы когда-нибудь начинали непроизвольно топать ногой, хлопать в ладоши или шлепать себя по бедрам, отдавшись ритму любимой мелодии?
Музыкальное направление, в котором тело используется в качестве музыкального инструмента, по-английски называется Body Percussion (дословный перевод - «тело-барабан»). Данное направление сегодня широко применяется в музыкальном образовании в силу своей доступности.
Игра на собственном теле базируется на четырех звуках: хлопках, шлепках, топоте и щелчках. Данные «звучащие жесты» под силу каждому, что дает возможность развитию чувства ритма и эмоциональной сферы не только в образовательном учреждении, но и дома. Соблюдая ритм, на основе «звучащих жестов» можно создавать уникальную музыку, при этом и играя и танцуя одновременно.
Освоение Body Percussion включает в себя постижение основных знаний по ритму, а также - развитие координации тела. Движения под музыку помогают проследить развитие музыкального образа. Все это достигается с помощью приобретенных навыков и умений согласовывать движения с музыкой, ее характером, настроением.
Одним из первых, кто воплотил синтез движений, пения, игры и импровизации и заложил основу этого направления был Карл Орф.
В наше время Body Percussion является искусством, объединяющее в себе танец, мелодию и пение. Современные виртуозы-перкуссионисты дополняют базовые техники растиранием ладони, свистом, разнообразным бренчанием, возгласами и прочими звуками, задействуя все части человеческого тела.
В каком возрасте применение Body Percussion является более благоприятным?
Музыка тела, при помощи «звучащих жестов» доступна для всех детей с раннего возраста. Если говорить о более благоприятном применении Body Percussion в ритмическом развитии детей дошкольного возраста, то это будет старший дошкольный возраста (от 6-ти лет).
Так, например, при определении наиболее благоприятного возраста следует указать на существование различных научных подходов в данном направлении. По мнению Э.Жак-Далькроза наиболее благоприятным периодом для развития чувства ритма является возраст 6-10 лет. Г.А.Ильина определяет временные рамки этого периода от 3-х до 5 лет, объясняя это тем, что к 2,5-3 годам ребенок уже располагает простейшими ритмическими преставлениями о равномерных отрезках времени. Учёные обосновали целесообразность и возможность эффективного развития чувства ритма в младшем школьном возрасте.
Как мы можем применить Body Percussion в работе с детьми?
На музыкальных занятиях дошкольники первоначально осваивают такие музыкальные элементы как ритм, темп, а движения собственного тела помогают им в этом. Слушая марши разного характера, дети учатся двигаться по-разному: под спортивный - бодро, под игрушечный - легко, шагом на носочках, под военный - высоким шагом. Если пьесы, различные по настроению, то выразительное исполнение движений под музыку углубит представления об особенностях их содержания.
Одним из самых простых элементов движений является хлопки и притопы. С их помощью учащиеся могут закрепить представление, например, о продолжительности, ритм мелодии. С помощью хлопков и притопывания удобно передавать ритмический рисунок музыки.
Экспериментируя с движениями тела, ритмические рисунки исполняются на разных частях тела. Например, это топот ногами или притопы различной силы, похлопывания по коленям или шлепки одной или двумя руками по бедру, хлопки в ладоши раскрытыми или согнутыми «лодочкой» ладонями, щелчки пальцами. После того как ребенок начинает уверенно исполнять эти элементы, он начинает экспериментировать и тем самым обогащать свой опыт музицирования различными телесными приемами.
Таким образом, научившись выражать свое состояние с помощью звуков собственного тела и голоса, познав силу импровизации, дети получают эффективное средство для самовыражения, снятия напряжения, раскрытия собственного потенциала.
Предварительный просмотр:
«Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.»
Здоровье – это базовая ценность и необходимое условие полноценного психического, физического и социального развития ребенка. Не создав фундамент здоровья в дошкольном детстве, трудно сформировать здоровье в будущем.
Во всех существующих программах воспитания и обучения в дошкольных образовательных учреждениях ведущим декларируется тезис о приоритетности мероприятий, связанных с охраной здоровья ребенка, повышением его функциональных возможностей, уровнем физического, психического развития и двигательной подготовленности.
Однако современные тенденции в обществе свидетельствуют об обратном - растет число детей с различными проблемами в состоянии здоровья с рождения, раннего или дошкольного возраста.
Дошкольное детство – период интенсивного роста и развития организма и повышенной его чувствительности к влияниям природной и социальной среды, в том числе, к профилактическим и оздоровительным мероприятиям, проводимым в детском саду. Сохранить здоровье ребенка – главная задача, стоящая перед всем коллективом детского сада.
Музыка- это одно из средств физического развития детей. Музыкальное развитие очень важно для любого ребенка. И это совсем не означает, что из малыша с пеленок необходимо растить гениального музыканта, но научить его слушать, понимать музыку, наслаждаться ей - в наших силах. Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует не только на эмоциональное, но и на общее физическое состояние человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания.
В результате работы над данной проблемой была создана система музыкально-оздоровительной работы, объединяющая традиционные музыкальные занятия с оздоровительными мероприятиями. Стало очевидным, что на музыкальных занятиях возможно и необходимо использовать современные здоровьесберегающие технологии в игровой форме. Привычные виды музыкальной деятельности можно разнообразить с пользой для здоровья. Ожидаемый результат такой работы: повышение показателей физического развития и развития дыхательной системы детей. Улучшение двигательных навыков и качеств (пластичность, координация, ориентирование в пространстве); совершенствование вокальных навыков и умений.
Одной из наиболее современных и интересных технологий в музыкально- оздоровительной работе с дошкольниками является Боди Перкуссия. Что же это такое?
Перкуссия (лат. percussio, букв. — «нанесение ударов», здесь — «постукивание») — многозначный термин.
• Перкуссия — метод медицинской диагностики, заключающийся в простукивании отдельных участков тела и анализе звуковых явлений, возникающих при этом.
• Перкуссия — ударные музыкальные инструменты.
Body Percussion (перкуссия тела) – направление, в котором в качестве инструмента используется тело, а не голос. Это техника владения своим телом как «музыкальным инструментом» с элементами танца. Научившись виртуозно им управлять, можно овладеть универсальным и понятным в любой точке земли языком ритмов и движений.
Но особенно подходит это тем людям, кто хочет наладить контакт с телом, раскрепоститься, кому интересно творческое самовыражение. Телесная перкуссия также отлично подходит детям. Это прекрасный развивающий инструмент, как для обычных деток, так и для детей с ОВЗ.
Телесная перкуссия действует в трех областях:
• на физическом уровне она стимулирует понимание тела, контроль над движениями и мышечную силу, координацию и равновесие, имеет массажное воздействие;
• на уровне психики она улучшает концентрацию, память и восприятие, когнитивные способности в целом;
• в социально-эмоциональной сфере она помогает выстраивать отношения в группе и ведет к снижению беспокойства при социальных взаимодействиях.
Вывод:
Плюсами телесной перкуссии являются:
• Использование музыкального инструмента, который есть у каждого, даже у людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата есть возможность заниматься телесной перкуссией;
• Инструмент, который не требует настройки, при групповой работе не нужно выбирать инструменты в одном строе;
• Хорошо привлекает внимание детей
Что дает телесная перкуссия при работе с группой:
• Возможность слышать себя и других (перекрестная игра, синхронная работа)
• Уверенность в себе, снятие зажимов и стеснения,
• Снятие мышечных зажимов,
• Возможность самовыражения, и высказывания без слов,
• Развитие социальных и коммуникативных навыков.
Музыкальные занятия с использованием технологий здоровьесбережения эффективны при учёте индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребёнка, его интересов.
Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.
Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. С учётом того, что будут созданы условия для возможности корректировки технологий и в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ; опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, а так же обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку- будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей.
Предварительный просмотр:
Сборник на основе стихотворений
Агнии Барто
с использованием элементов здоровьесберегающей технологии
Body Percussion Составитель А.С. Жукова музыкальный руководитель Детский сад «Сказка»
Мишка
Уронили мишку на пол, (4 хлопка)
Оторвали мишке лапу. (Одновременно 4 шлепка по коленям)
Все равно его не брошу, ( 4 хлопка)
Потому что он хороший. (Поглаживания по тыльной стороне ладони левой руки)
Зайка
Зайку бросила хозяйка (1 раз хлопок, скользящие удары по коленям 2 раза вперед-назад, притоп правой ногой 1 раз) Под дождем остался зайка.
Со скамейки слезть не мог, (Шлепки по коленям поочередно 7 раз)
Весь до ниточки промок. (Поглаживания по тыльной стороне ладони поочерёдно)
Бычок
Идет бычок, качается, (Покачивания в стороны 4 раза)
Вздыхает на ходу: — (Шлепки по груди 3 раза)
Ох, доска кончается, (3 шлепка по коленям одновременно)
Сейчас я упаду! (2 шлепка по коленям и соскользнуть с колен)
Мячик
Наша Таня громко плачет: (4 шлепка по плечам)
Уронила в речку мячик. (Притоп одновременно 2 раза, хлопки 2 раза)
— Тише, Танечка, не плачь: (Поглаживания по тыльной стороне ладони поочерёдно)
Не утонет в речке мяч. (Трение ладонями до конца предложения)
Кораблик
Матросская шапка, (Хлопок, шлепок по коленям)
Веревка в руке.
Тяну я кораблик, (Поочерёдно шлепки по коленям)
По быстрой реке.
И скачут лягушки (Притопы)
За мной по пятам
И просят меня: (Щелчки)
Прокати, капитан! (Поглаживания по коленям сверху вниз)
Лошадка
Я люблю свою лошадку, (Ритмичные удары двумя ногами)
Причешу ей шёрстку гладко, (Трение ладонью об ладонь)
Гребешком приглажу хвостик (Поглаживания по тыльной стороне ладони левой руки)
И верхом поеду в гости. (4 хлопка)
Флажок
Горит на солнышке (Круговые движения по коленям)
Флажок,
Как будто я
Огонь зажег. (Шлепки по коленям)
Лягушата
Пять зелёных лягушат, (Ритмичные хлопки)
В воду броситься спешат. (Щелчки пальцами)
Испугались цапли! (Трение ладонью об ладонь)
А меня они смешат: (Шлепки по животу поочередно)
Я же этой цапли (Шлепки по груди поочередно)
Не боюсь ни капли! (Погрозить пальцем)
Козлёнок
У меня живет козленок, (Снизу-вверх шагают пальцы по коленям)
Я сама его пасу. (Шлепки по коленям 4раза)
Я козленка в сад зеленый, (Сверху вниз шагают пальцы по коленям)
Рано утром отнесу. (Хлопки в ладоши)
Он заблудится в саду, (Притопы ногами поочередно)
Я в траве его найду. (Хлопки 4 раза)
Самолет
Самолет построим сами, (2 шлепка по коленям, притоп, хлопок.)
Понесемся над лесами, (2 шлепка по коленям, притоп, хлопок.)
Понесемся над лесами, (Притоп ногами поочередно 6 раз)
А потом вернемся к маме. (2 шлепка по коленям, притоп, хлопок.)
Чудеса
Чудеса! — сказала Люба. (Поочередно притопы ногами 2 шлепка)
Шуба длинная была, (Шлепки по бедрам)
В сундуке лежала шуба, (Скрестить руки на груди и ритмично похлопывать по предплечью)
Стала шуба мне мала. (Удары по животу)
Мой пёс
Мой пёс простудился (Поочерёдные хлопки по коленям себе-соседу)
И стал безголосым.
Котёнок шмыгнул (Щелчки ногами, не отрывая пятки от пола, шлёпать пальцами ног)
У него перед носом.
А бедный больной, (Поочерёдно шлепки по коленям)
Даже тявкнуть не мог.
Вот до чего, (Погладить колени)
Тяжело занемог!
Две бабушки
Две бабушки на лавочке, (Поочерёдно притопы ногами, 3 шлепка по коленям)
Сидели на пригорке. (Поочерёдно притопы ногами, 3 шлепка по коленям)
Рассказывали бабушки: (2 шлепка – 2 хлопка)
У нас одни пятерки! (2 шлепка – хлопок)
Друг друга поздравляли, (Пожимание рук друг другу)
Друг другу жали руки,
Хотя экзамен сдали (Стучим кулак об кулак)
Не бабушки, а внуки! (Стучим кулак об кулак - хлопок)
Вот так защитник!
Я свою сестренку Лиду (Ритмично шлепать по коленям)
Никому не дам в обиду! (Ритмично притопывать ногами)
Я живу с ней очень дружно, (Поднимать руки вверх и ритмично щелкать пальцами с одновременным движением рук сверху вниз.)
Очень я ее люблю.
А когда мне будет нужно, (Скрестить руки на груди и ритмично похлопывать по предплечьям)
Я и сам ее побью. (Трение ладонью об ладонь)
Слон
Спать пора! (Притопы всей стопой)
Уснул бычок, (Скрестить руки на груди и ритмично похлопывать по плечам)
Лег в коробку на бочок. (Стучим кулачком по ладошке)
Сонный мишка лег в кровать. (Стучим кулаками по коленям)
Только слон не хочет спать. (Погрозить пальцем)
Головой кивает слон, (Выполняются движения по тексту)
Он слонихе шлет поклон.
Смешной цветок
Смешной цветок поставлен в вазу! (Удар двумя ладошками по груди)
Его не полили ни разу, (Шлеп одновременно по коленям)
Ему не нужно влаги, (Трение ладонью об ладонь)
Он сделан из бумаги. (Трение ладонью об ладонь)
А почему такой он важный? (Скрестив руки на груди, поглаживать по плечам)
А потому, что он бумажный! (Трение ладонью об ладонь)
Ути-ути
Рано, рано утречком (Ритмичные хлопки)
Вышла мама-уточка (Ритмичные хлопки)
Поучить утят. (Грозить пальцем указательным)
Уж она их учит, учит! (Шлепки по коленям)
Вы плывите, ути-ути, (Поглаживания по предплечьям)
Плавно, в ряд, (Поглаживания по предплечьям)
Хоть сыночек не велик, (2 щелчка, топ)
Не велик, (2 щелчка, топ)
Мама трусить не велит, (2 щелчка, топ)
Не велит. — (2 щелчка, топ)
Плыви, плыви, (Поглаживания по коленям сверху вниз)
Утёныш, (Поглаживания по коленям сверху вниз)
Не бойся, (Поглаживания по коленям сверху вниз)
Не утонешь. (Поглаживания по коленям сверху вниз)
Грузовик
Нет, напрасно мы решили (Хлопок, шлепки по коленям поочередно)
Прокатить кота в машине:
Кот кататься не привык (Притопы ногами поочередно)
Опрокинул грузовик. (Шлепки по груди поочередно - хлоп)
Я знаю, что надо придумать
Я знаю, что надо придумать, (2 хлопка в ладоши, щелчек)
Чтоб не было больше зимы, (2 хлопка в ладоши, щелчек)
Чтоб вместо высоких сугробов (Хлоп, шлеп)
Вокруг зеленели холмы. (Хлоп, шлеп)
Смотрю я в стекляшку (Поглаживания по плечам поочередно)
Зелёного цвета, (Поглаживания по плечам поочередно)
И сразу зима (Топ ногами поочередно)
Превращается в лето. (Хлопок)