Научно-методическая и научно-практическая работа

Шептунов Алексей Сергеевич

В 1987-1988 г.г. я участвовал в работе рабочей группы по средне-специальному образованию по выработке "Концепции компьютеризации школьного образования" (акад. Е.П.Велихов), которая была принята на Всесоюзной конференции по компьютеризации образования, проходившей в Воронеже на базе Воронежского государственного университета, после чего входил в рабочую комиссию по реализации мероприятий по информатизации средне-специального образования по Мордовской автономии.

С 1987 г. входил в рабочую группу по информатизации образования в средних специальных учебных заведениях Минтяжмаша СССР (Директор УМК Ищенко Т.И., г. Днепропетровск). В то время вместе с коллегами из Узловского техникума тяжелого машиностроения, Калининского (Тверь) вагоностроительного техникума и Днепропетровского машиностроительного техникума я занимался разработкой Типового положения об учебно-информационном вычислительном центре ССУЗа, обоснования штатов в УИВЦ, договоров на техническое обслуживание вычислительной техники. Все эти нормативные документы уже существовали, но только для высших учебных заведений, а для техникумов они разрабатывались впервые, и наши инициативы очень трудно пробивали себе дорогу в жизнь.

В мае 1990 г. впервые проводилась отраслевая олимпиада среди студентов средних специальных учебных заведений Минтяжмаша СССР в г. Таганроге на базе Таганрогского машиностроительного техникума. Интересная и трудоемкая работа была поведена коллективом энтузиастов преподавателей СССУз по подготовке и проведению этого мероприятия. Я входил в состав оргкомитета, являлся заместителем председателя жюри олимпиады. По итогам её проведения были созданы 2 команды из студентов техникумов Минтяжмаша для участия во Всесоюзной олимпиаде, а подготовка этих команд осенью того же года проводилась под моим руководством на базе Кудиновского машиностроительного техникума (см. альбом "Мои достижения...").

Первые наработки АСУ-техникум увидели свет в начале 90-х годов, когда в техникум стала поступать профессиональная техника и ПЭВМ, позволявшие на своих ресурсах выполнять сложные вычислительные задачи по учету посещаемости, успеваемости студентов, движения контингента, распределению и учету учебной нагрузки и учебной работы. Большая работа была проведена коллективом специалистов УИВЦ техникума - в это время я являлся его начальником - в составе инженеров-программистов Сапожниковой Н.И., Сорокина Н.Е. Были опробированы первые разработки по начислению стипендии, расчету зарплаты в бухгалтерии техникума и Госкомитета РФ по имуществу. Благодаря "дружбе" с этим заведением была введена на очном отделении специализация "Приватизация имущества" по специальности "Экономика и бухгалтерский учет", естественно, всю учебную документацию приходилось разрабатывать самим, поскольку таких учебных планов и программ не существовало.

В 1992 г. впервые проводилась аттестация преподавателей с целью установления условия оплаты труда уровню квалификации. Работа была новая, ранее оплата зависела от стажа работы, разрабатывались новые нормативные документы, положения, критерии аттестации, регламент самой процедуры. В это время я входил в состав аттестационной комиссии техникума.

В 1993 г. в должности заместителя директора техникума по учебно-воспитательной работе я занимался разработкой учебных планов и учебно-методического обеспечения по специальностям подготовки специалистов  и подготовке техникума к аттестации. В 1997-98 г.г. впервые в среднем специальном образовании было осуществлено объединение 3 техникумов на базе нашего, и образован колледжный комплекс (ранее такие объединения были преиущественно в виде совхоз-техникумов). Такое объединение требовало своего документального оформления и нормативного обоснования, большинство документации разрабатывалось впервые. Аттестация Колледжного комплекса в 1998 г., укрепление учебно-материальной и производственной базы колледжа, высокие результаты в подготовке и воспитании специалистов подтверждали правильность выбранного пути.

С 2000 г. по 2005 г. я работал в должности заместителя директора по информационным и инновационным технологиям, руководил вопросами информатизации образовательного процесса, укрепления учебно-материальной базы и наращивания вычислительных ресурсов, подключением колледжного комплекса к глобальной сети, внедрением различных форм информационной поддержки дистанционного образования, организации и формирования единой информационной образовательной среды. Необходимый практический опыт работы накапливался в результате участия в ежегодных конференциях "Современная образовательная среда" и "Информационные технологии в образовании", изучения и обмена опытом с законодателями в этом направлении. С 2004 г. в формате ежегодно проводимой Научно-практической колледжной конференции колледжа я руководил секцией информатизации образования и внедрения в образовательный процесс коммуникационных технологий, выступал с докладами и сообщениями на эту тему, курировал подготовку и обсуждение затрагиваемых вопросов во время работы конференции, публикацию статей и выработку решений и предложений по результатам конференции. Часть материалов для ознакомления и формирования представления о проводимой работе я размещаю в приложении.

С 2011 г. я веду научно-практическую работу в Центре доступа к информационным учебным ресурсам (электронная библиотека) Современной гуманитарной академии. Учебный Центр работает в нашем городе на базе вычислительных и информационных ресурсов СГА в городских Центре культуры и искусств и Культурно-досуговом центре и осуществялет посредством современных дистанционных форм обучения доступ для студентов заочников Электростальского академии СГА к учебным и контрольно-тестовым материалам, предоставляя таким образом возможность получать качественное и доступное высшее профессиональное образование, професиональную подготовку и переподготовку в родном городе. Когда-то в 1977 г. высшее образование "приходило" в наш город (Московский государственный вечерний металлургический институт), и даже было несколько выпусков. Сегодня я рад, что благодаря в том числе и моим усилиям высшее образование "возвращается" в наш город.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad2_1.doc38 КБ
Microsoft Office document icon doklad2_2.doc47.5 КБ
Microsoft Office document icon doklad2_3.doc46.5 КБ
Microsoft Office document icon doklad3_1.doc148.11 КБ
Microsoft Office document icon doklad3_2.doc124.96 КБ
Microsoft Office document icon doklad4.doc113.13 КБ
Office presentation icon gos_spo.pps2.48 МБ

Предварительный просмотр:

II научно−практическая конференция

«Новые методики в практике преподавания. Опыт использования мультимедийных технологий и электронных носителей»

31 марта 2005

Шептунов А.С. − Член оргкомитета,  приказ №1790−кк от 18.11.2004

зам. руководителя секции №1  Модульные технологии на базе мультимедийных средств обучения.

ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК КАК ОСНОВА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-МОБИЛЬНОГО СПЕЦИАЛИСТА

Процесс формирования профессионально-мобильного специалиста рассматривается как совместно распределенная деятельность преподавателя и учащегося.

Под методами формирования профессионально-мобильного специалиста понимаются способы воздействия преподавателя на учащегося с целью формирования знаний.

Источником информации является преподаватель, книга или техническое средство или окружающая среда.

Реальным воплощением современных информационных технологий в учебном процессе является система развивающих средств обучения, построенная на базе электронных учебных пособий.

Компьютерный учебник или электронный учебник  представляет собой программное средство, позволяющее представить для изучения теоретический материал, организовать апробирование, тренаж и самостоятельную творческую работу, помогающее учащимся и преподавателю оценить уровень знаний в определенной тематике, а также содержащее необходимую справочную информацию.

Ориентировка конкретной учебной деятельности определяется предметными знаниями, имеющимися в электронном учебнике. Учебник не навязывает жесткой структуры и методики изучения учебного материала, обеспечивая модульность и индивидуализацию процесса обучения.

Для обеспечения дидактических функций учебно-методического комплекса к электронному учебнику предъявлены следующие требования:

Основной материал учебника определяет необходимый объем знаний, которым  должен овладеть учащийся.

Учебник имеет блочную структуру.

Внутри каждой  главы учебный материал дается в строгой логической последовательности.  

Вводимые понятия и алгоритмы предполагают наличие у учащихся знаний  предыдущего материала.  

Основными структурными единицами учебного материала являются  взаимосвязанные базовые фрагменты, предназначенные для организации  логических уроков. Базовые фрагменты состоят из системы элементарных  фрагментов, каждый из которых отражает одну мысль, гипотезу или  алгоритм.  

Текстовые фрагменты могут сопровождаться аудио- или видеоинформацией для  выделения смысловых акцентов.

Для представления разнородной или  гипертекстовой информации рекомендуется использовать многооконный интерфейс.  

Текст учебника должен сопровождаться многочисленными перекрестными ссылками, позволяющими сократить время поиска необходимой информации.  

В электронном учебнике может содержаться дополнительный материал, а также материал для углубленного изучения тем.  

Наиболее важные элементы электронного учебника должны иметь подсказки  или пояснения.

Справочный материал учебника содержит основные  определения, таблицы  для сравнения определенных характеристик объектов и т. п.  

В электронном учебнике могут иметься два вида тестов: тесты текущего опроса и  итоговые тесты по каждому разделу, содержащие тесты на конструирование  ответов.

После изучения каждой структурной единицы учебного материала в электронном учебнике содержится материал для обобщения, представляющий  изученный материал в более кратком виде.

Электронный учебник должен быть открытым для его развития.

Текст учебника должен иметь возможность копирования, вывода на печать

Электронный учебник позволяет применять современные информационные технологи для повышения эффективности учебного процесса, позволяет использовать как традиционные, так и новые приемы, методы и формы обучения.

Обучение учащихся, основанное на систематическом использовании учебно-методического комплекса, включающего в себя электронный учебник, направлено на то, чтобы учащиеся систематически работали с учебником самостоятельно, без помощи, но под контролем преподавателя.

Электронный учебник обеспечивает проведение уроков различного типа, а также самостоятельное изучение учебного курса. Электронный учебник может интегрировать в себе возможности различных педагогических программных средств: обучающих программ, справочников, учебных баз данных, тренажеров, контролирующих программ.

Электронный учебник может использоваться для проведения лабораторного практикума.

Электронный учебник может использоваться прежде всего в качестве средства учебной деятельности. Он позволяет реализовать разветвляющую структуру учебного материала. Эта последовательность может изменяться учителем или учеником. В свою очередь педагогические воздействия планируются учителем в зависимости от выбранного им режима управления учебной деятельностью.

Электронные учебники  применяются нами при изучении различных дисциплин:

Связанных с изучением определенной программы ПК. Учебники построены на обучающей программе - просмотре на экране ПК и одновременном объяснении происходящего с применением индивидуальных средств (наушников):  

Специализированных программных средств: Photoshop, CorelDraw

Комплексов программ для определенной специализации: 1С. Предприятие: бухгалтерия  и др. конфигурации 1С.

Программные комплексы подготовки конструкторской документации: “Компас 3D”, “AUTOCAD”

Связанных с изучением определенных дисциплин. Электронные учебники, основанные на гипертекстовых файлах и технические описания аппаратных и программных средств на файлах html и pdf:

Операционные системы и среды, Информационные системы и информационные технологии – Электронные учебники: Макарова, Лекции, Технические описания.



Предварительный просмотр:

II научно−практическая конференция

«Новые методики в практике преподавания. Опыт использования
мультимедийных технологий и электронных
 носителей»

31 марта 2005

Шептунов А.С. − член оргкомитета,  приказ №1790−кк от 18.11.2004

зам. руководителя секции №1  Модульные технологии на базе мультимедийных средств обучения.

Использование мультимедийных технологий

 в учебном процессе.

Государственный образовательный стандарт предъявляет высокие требования к современному специалисту, призванному решать сложные экономические и информационные задачи в профессиональной области. Короткие сроки, большие объемы информации и нормативные требования к знаниям и умениям студента после освоения курса - вот современные условия образовательного процесса.

Высокие запросы невозможно удовлетворить, основываясь только на традиционных методах и средствах педагогических технологий. Необходимы новые подходы к организации самостоятельной работы студентов в процессе обучения, опирающиеся на прогрессивные информационные технологии и, в частности, на мультимедиа-технологии.

Известно, что уровень профессиональной  компетенции специалиста измеряется и оценивается не только полученными навыками, но и его способностью самостоятельно приобретать новые знания, использовать их в учебной и практической деятельности

Преподавателю, который решает использовать мультимедиа средства для самостоятельной работы студентов, не следует думать, что с появлением компьютера произойдет чудо, в образовании чудес не бывает, как в любой практической сфере  деятельности. Применяя компьютер, следует реально отдавать себе отчет в том, какая преследуется цель и  какие средства для ее реализации необходимо привлечь.

Организация самостоятельной работы, основанной на использовании персональных компьютеров, необходима по ряду причин. Основной из них является недостаточный опыт выполнения самостоятельных работ с использованием ПК в период, предшествующий обучению в колледже.

Поэтому в период подготовки студентов мы стараемся находить эффективные формы организации их самостоятельной работы, используя которые студенты могут под руководством преподавателя работать в аудиторное время. К числу таких эффективных форм самостоятельной работы относится введение мультимедийных технологий в учебный процесс.

Мультимедиа-технологии - это одно из перспективных направлений информатизации учебного процесса.

Мультимедийные технологии обогащают процесс обучения, позволяют сделать обучение более эффективным, вовлекая в процесс восприятия учебной информации большинство чувственных компонент обучаемого. При использовании интерактивных  мультимедийных технологий в процессе обучения доля усвоенного материала достаточно высока. Скорее всего, это  оптимистическая оценка, но о повышении эффективности усвоения учебного материала, когда в процесс восприятия вовлекаются зрительная и слуховая составляющие, было известно задолго до появления компьютеров.

Внедрение и использование мультимедиа-технологий в процессе  преподавания выявило ряд положительных сторон. Например, применение специального  проектора позволило в ходе лекции наглядно демонстрировать возможности  изучаемого программного обеспечения. Но изложение учебного материала с помощью проектора уравнивает всех студентов по способности «переварить» новую информацию. Поэтому возникла такая необходимость, как индивидуальный подход к применению мультимедийных технологий в обучающем процессе. На каждое рабочее место студента устанавливается обучающая программа. При первом запуске программы студент обязательно регистрируется в ней, и программа показывает объем пройденного материала в процентах. Отстающие студенты могут повторить материал с любого места и сколько угодно раз, а передовые - не будут «топтаться» на месте и ждать, пока отстающие поймут предложенный материал. Тем самым передовые студенты за весь курс обучения дисциплины успеют изучить максимум предложенного материала (у нас это составляет 10 практических работ), а другие получить  лишь необходимый минимум   знаний по данному материалу (6-7 практических работ). Гипертекстовые принципы структурирования учебного материала, позволяющие практически из любой точки документа перейти к другой части текста или виду информации позволяет пользователю самостоятельно выбирать последовательность освоения курса и повторно просматривать те или иные разделы. Так через  интерактивность,  визуализацию информации происходит  усиление мотивации обучающегося, активизация его познавательной   деятельности, как на уровне сознания, так и подсознания. Новые подходы и формы обучения позволяют существенно повысить качество обучения,  развивают  и углубляют аналитическое и творческое мышление у студентов, формируют  профессиональные навыки, необходимые при получении конкретной специальности, повышают активизацию познавательной деятельности студентов. В группах, где применяются эти  приемы обучения, нет неуспевающих студентов. Многие из мультимедийных программ имеют в своем составе тест и контроль на проверку знаний.

В последнее время на рынке появилось множество компаний, которые занимаются созданием мультимедийных, обучающих программ. Ознакомившись со многими из них, мы остановили свой выбор на издательстве «Мультимедиа Технологии». Основным направлением данного издательства является разработка и создание мультимедийных обучающих программ (учебников и пособий). За истекшие годы данной компанией создано более 100 наименований CD-ROMов для России, Зап. Европы и США. Большинство ведущих ВУЗов России, колледжей, школ и лицеев используют учебники ММТ в образовательном процессе. Наш образовательный центр сотрудничает с этой компанией на протяжении 3 лет. За это время мы апробировали несколько обучающих пакетов программ такие как:

Учебник по Access;

Учебник по Internet;

Обучающая программа Corel Draw;

Обучающая программа PhotoShop;

Обучающая программа Auto Cad.

Так же в процессе обучения применяются другие программные продукты Издательства Media 2000:

Обучение 1С Предприятие - Бухгалтерия;

Обучение 1С Предприятие - Конфигуратор.

Обучающая программа PhotoShop запускается так же, как и другие приложения Windows. Данная система позволяет работать на одном компьютере нескольким пользователям и ведет статистику по каждому из них. Для каждого из пользователей система TeachPro запоминает: имя пользователя; название лекции, на которой студент закончил работу в прошлом сеансе; статистику по лекциям, то есть, какие лекции пройдены полностью, какие только частично и какие еще предстоит пройти; дату прошлого запуска системы; общее время работы с программой.

Материал разбит на главы и подглавы и т. д. Конечный пункт иерархии - уроки. Длительность каждого урока 8 - 12 минут. Реальное время работы с одной лекцией, с учетом повторных прослушиванием трудных мест  составляет от 30 минут до 1 часа. Лекции максимально приближены к занятиям в аудитории с преподавателем. Студенты слышат голос лектора, объясняющего материал, и видят те действия, которые он совершает непосредственно в среде в процессе изложения материала.

Всего доступно 4 режима обучения.

Непрерывный. Весь материал лекции зачитывается без перерывов, в достаточно высоком темпе. Но пользователь имеет возможность останавливать занятие и возвращаться назад, если это необходимо.

Пошаговый. В данном режиме материал преподносится небольшими фрагментами. Таких фрагментов в одной лекции может от 5 до 12. Если обучаемому все понятно, он может продолжить занятие, если нет, то у него есть возможность вернуться к любому из предыдущих шагов.

Контрольный. Этот режим очень похож на предыдущий, только после каждого шага обучаемому задается вопрос и предлагается самостоятельно произвести операцию. Часто студента просят самостоятельно повторить действия лектора. Если обучаемый сам не справится с заданием, то он может воспользоваться подсказкой.

Тестовый. Этот режим предназначен для самоконтроля. Перед обучаемым ставятся задачи по темам пройденного занятия, и он должен их решить. В этом режиме пользователь также может пользоваться подсказкой.

        Самоучители этой серии позволяют пользователю в короткие сроки освоить базовые понятия изучаемого курса, ознакомиться с инструментальными средствами и освоиться в среде. Благодаря тому, что на экране отражаются действия лектора непосредственно в программах, пользователь погружается в изучаемую среду и в короткие сроки может научиться работать с изучаемой программой, а в дальнейшем и совершенствовать свои знания.

        Преимущества обучающей программы Photoshop:

10 часов интерактивных видео лекций;

наглядная работа с программой;

компьютерный контроль знаний;

контрольный и тестовый режимы;

ведение статистики по ходу обучения;

возможности группового обучения.

Применение этих разработок мы включаем в календарно-тематический план и увязываем с требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников.



Предварительный просмотр:

II научно−практическая конференция

«Новые методики в практике преподавания. Опыт использования мультимедийных технологий и электронных носителей»

31 марта 2005

Шептунов А.С. − член оргкомитета,  приказ №1790−кк от 18.11.2004

зам. руководителя секции №1  Модульные технологии на базе мультимедийных средств обучения.

Тестовый контроль знаний на завершающих формах обучения

с применением компьютерных тестовых программ

Важнейшим показателем качества образования является объективная оценка учебных достижений студента. Этот показатель важен как для всей системы образования, так и для каждого отдельного студента. Объективная оценка учебных достижений осуществляется стандартными процедурами, при осуществлении которых все студенты находятся в одинаковых стандартных условиях. Такую процедуру оценки учебных достижений называют тестированием. Важнейшим элементом тестирования являются тестовые материалы (тесты).

В последнее время всё большую популярность приобретают компьютерное тестирование. Большой интерес для педагогов и для самих студентов представляет тестовый контроль знаний на завершающем этапе обучения, хотя всем понятно, что успешное проведение ИГА с использованием компьютерных тестовых программ невозможно без продолжительной подготовки студентов к тестированию в течение всего учебного процесса, включая текущий и рубежный контроль.  

Мне представляется интересным рассмотрение нашего опыта применения тестового контроля на ПК.

 Для начала рассмотрим функции контроля:

Контролирующая;

Диагностическая;

Обучающая;

Воспитывающая;

Мотивирующая;

Развивающая;

Прогностическая.

Контролирующая функция дает более точную оценку соответствия уровня подготовки специалиста требованиям ГОС СПО. Эта функция реализуется на всех этапах обучения студентов, включая текущий, рубежный и итоговый контроль.

Диагностическая выявляет пробелы в знаниях студентов, устанавливает их причины. К сфере диагностики относится научно обоснованная информация о характере трудностей, возникающих у студентов в процессе усвоения новых знаний.

Обучающая функция включает в себя закрепление полученных знаний, умений и навыков студентов. Система контроля с помощью компьютерных тестовых программ открывает широкие возможности для индивидуализации процесса усвоения знаний студентами.

Воспитывающая функция формирует такие позитивные качества выпускника, как интерес к знаниям, умение систематически работать, навыки самоконтроля и самооценки, активность и чувство ответственности. Этому активно способствует объективность тестовой оценки, при выставлении которой используются четкие критерии и стандартная система оценок, а участие преподавателя в процессе контроля минимально.

Мотивирующая  функция позволяет формировать дополнительные стимулы к обучению у студентов, а для преподавателей для более качественной работы. У студентов появляется время для анализа полученных знаний и  стимул для повышения качества и уровня знаний, т.к. оценивать их будет не субъективный педагог, а компьютерная программа.

Развивающая функция формирует творческий потенциал личности специалиста. Тестовый контроль развивает память, мышление, формирует навыки и умения применения своих знаний на практике. Хорошим развивающим эффектом обладают междисциплинарные тестовые задания, для выполнения которых студенту необходимы знания по нескольким дисциплинам.

Прогностическая функция позволяет предсказать потенциальные возможности студента в освоении содержания ГОС СПО.

Все эти функции успешно реализуются при применении тестового контроля знаний на персональных компьютерах.

Основной идеей тестовой системы было сокращение времени, затрачиваемого на контроль знаний без изменения качества контроля знаний. При создании тестов преподаватель должен руководствоваться и соблюдать ряд правил, которые предъявляются для тестирования.

Требования к содержанию тестов

1. Содержание тестового задания должно требовать от испытуемого однозначного ответа (согласно рекомендаций ГОС СПО).

2. Содержание тестового задания должно быть ориентировано на получение ответа только по одной задаче из конкретной области знаний.

3. Следует избегать тестовых заданий, требующих развернутых ответов.

4. Основные термины тестового задания должны быть явно и ясно определены.

5. Определяющий признак и определяемые термины в тестовом задании должны обозначать одни и те же предметы.

6. Тестовые задания должны быть корректными и рассчитаны на испытуемых с заданным (исходным) уровнем подготовки по конкретной предметной области.

7. При конструировании тестовых заданий рекомендуется применять различные формы их представления, включая графические и мультимедийные компоненты с целью рационального предъявления задания.

Преимущества компьютерного тестирования

1. Объективность тестирования: ЭВМ "беспристрастна" при предъявлении тестовых заданий и подсчете результатов их выполнения.

2. Удобство фиксации, хранения и представления результатов тестирования, а также возможность их автоматизированной обработки, включая ведение баз данных и статистический анализ.

3. Возможность создания таких тестовых заданий, которые не могут быть представлены без компьютера, при этом возможно использование графических, динамических, интерактивных и других специфических видов представления тестовых заданий на компьютере.

4. Быстрый доступ к результатам тестирования.

5. Возможность корректировки ответов при наличии отведенного времени.

6. Динамическое изменение содержания тестов.

7. Возможность использования известных систем оценок: традиционная-5 балльная, %, накопительная и др.

Недостатки  компьютерного тестирования:

1. Необходимость минимальных навыков работы на компьютере у тестируемого.

2. Отсутствие диалога с преподавателем.

3. Работа с готовыми ответами, что не дает объективной оценки владения и формулировки терминами и понятиями у студента.

Результаты применения тестовой системы контроля знаний

Применение тестовой системы позволяет  увеличить объем изучаемого материала. Вследствие этого можно успевать давать не только необходимый минимум, который нужен для сдачи экзаменов, но и дополнительную информацию, необходимую студентам для полноценного использования компьютера.

Кроме этого применение тестовой системы контроля знаний (при текущем и рубежном) позволит определять степень освоенности той или иной темы сразу после её прохождения. Вследствие этого должна повыситься успеваемость и качество знаний студентов.

Тестовые программы обладают конкретностью и четкостью поставленных вопросов.

У студентов резко возрастает интерес к преподаваемым дисциплинам, где проводится тестовый контроль знаний.

У преподавателей освобождается время, которое он затрачивал на проверку знаний традиционными методами, что позволит им чаще проводить анализ преподаваемого материала и вносить коррективы.

Программа UTC 152 (учебно-тестовый комплекс)

Тестовый комплекс по оценке знаний студента состоит из двух модулей:

Генератора тестов и Тестера. Работа может осуществляться  в двух режимах – монопольном и сетевом. Для создания тестов с иллюстрациями и формулами допускается использовать возможности MS Word, WordPad и Excel, возможно сжатие и шифрование тестов и их результатов, преобразования документов MS Word, оформленных специальным образом, в тесты, сортировка и вставка комментария для каждого теста, генерирование тестов по шаблону из ранее созданных. С помощью удобной подпрограммы существует возможность просмотра и оценки результатов тестирования, причем критерий оценки можно легко изменять с помощью программных настроек. Благодаря возможности просмотра тестируемым собственных ответов и сравнение их с правильными, комплекс хорошо подходит для обучения и тренировок.

Данная программа подходит нам и студентам для проведения ИГА.

Программа iTester

Для работы с этой программой необходимо ввести логин и пароль. Тесты создаются в простейшем редакторе – Блокноте. Режим контроля осуществляется по нажатию клавиши Insert и F9. Вопросы выдаются случайным образом, и сразу после ответа появляется подсказка с правильным ответом. Такая тестовая программа применима на стадии подготовки к любому виду контроля, т.к. сразу показывает правильный ответ и студент, запоминая его, может  вновь повторить неусвоенный материал. Знания студентов оцениваются по 10-балльной системе. Но она не имеет возможности формировать итоговый отчет о результатах, что является существенным недостатком.



Предварительный просмотр:

III  научно - практическая конференция 2006

 16−17 февраля

КАЧЕСТВО ОБУЧЕНИЯ: МЕНЕДЖМЕНТ,

ДОСТИЖЕНИЯ, ПРОБЛЕМЫ И МЕХАНИЗМ ИХ РЕШЕНИЯ

Шептунов А.С. − Член оргкомитета,  приказ №1168−кк от 28.10.2005

руководитель секции № 2 Система управления качеством образовательного процесса в ТПОЦ на основе информационных технологий

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА,

 КОМПЬЮТЕР КАК ИНСТРУМЕНТ ЕЁ ОРГАНИЗАЦИИ

  Развитие научно-технического прогресса сопровождается глобальными    изменениями в процессах информатизации всех сфер жизни общества. Одной из задач профессионального образования является подготовка специалиста, свободно владеющего современными информационными коммуникационными технологиями в своей профессиональной деятельности, быстро адаптирующегося в непрерывно изменяющихся условиях развития общества.

Самостоятельная работа студентов одна из важнейших частей учебного процесса в колледже. Становление информационного общества потребовало обеспечить адекватность образования динамичным изменениям, происходящим в природе и обществе, всей окружающей человека среде, возросшему объему информации, стремительному развитию новых информационных технологий.

Профессиональный рост специалиста, его социальная  востребованность как никогда зависят от умения проявить инициативу, решить нестандартную задачу, от способности к планированию и прогнозированию результатов своих самостоятельных действий.

 Это требует переориентации самостоятельной работы обучаемого с традиционной - простого усвоения знаний, приобретения умений и навыков, опыта творческой и научно-информационной деятельности - на развитие внутренней и внешней самоорганизации будущего специалиста, активно преобразующего отношения к получаемой информации, способности выстраивать индивидуальную траекторию самообучения. Изменяется и роль преподавателя в самостоятельной работе студентов. С традиционной, контролирующей функции акцент в его деятельности переносится на функцию управления внешними факторами: формирование установок, определение характера информационной среды, включение самостоятельного задания в структуру занятия (лекционного, семинарского, самостоятельной контролируемой работы и т. д.), выбор методов работы в соответствии с намеченными целями и т. п. Управляя внешними факторами, преподаватель создает условия для развития внутренней самодеятельности - целевых и волевых установок, рефлексии, прояснения ценностей.

Важно показать студентам, что готовность к непрерывному поиску нового, актуального знания, к грамотному осуществлению информационных процессов (поиска, хранения, переработки, распространения) - одна из профессиональных компетенций специалиста в любой отрасли, которая определяет успешность его личностного роста и социальную востребованность.

Современные информационные технологии предоставляют практически неограниченные возможности размещения, хранения, обработки и доставки информации любого объема и содержания на любые расстояния. В этих условиях на первый план при подготовке специалистов выходит направляемая работа по самообучению. Огромное значение при внедрении современных технологий в образование имеет педагогическая содержательность обучающего материала и создание условий для самообучения. Имеется в виду не только отбор содержания материала для обучения, но и структурная организация учебного материала, включение в обучение не просто автоматизированных обучающих программ, а интерактивных информационных сред, целостное взаимосвязанное функционирование всех процессов познания и управления им. Другими словами, эффективность и качество обучения в большей мере зависят от эффективной организации процесса самообучения и дидактического качества используемых материалов.

Решение этих непростых задач во многом зависит от мастерства, подготовленности педагогов к работе в условиях лавинообразного нарастания потока информации, педагогов, которые могут и должны стать на уровень современных методов представления, поиска и переработки информации. Подготовленность педагогов к работе в новом информационном пространстве, прогрессивность их взглядов являются необходимым условием разработки и внедрения новых форм и технологий обучения.

Среди основных задач современного образования есть задача развития личности учащегося колледжа, предполагающая формирование его способности к самообразованию, самообучению, самовоспитанию, рефлексии собственной деятельности. Поэтому важным элементом педагогической деятельности в колледже  является «научить студента учиться», что является необходимым для эффективной организации их самостоятельной и внеаудиторной работы, которая должна способствовать:

  1. расширению, закреплению и углублению знаний, полученных в аудитории;
  2. активному приобретению новых знаний;
  3. развитию творческого подхода к решению поставленных проблем;
  4. проявлению индивидуальности студента;
  5. формированию практических навыков в решении ситуационных задач.

В целом самостоятельная и внеаудиторная работа развивает такие качества: умение работать со специальной литературой, справочниками, периодическими изданиями, с современными информационно-коммуникативными технологиями; организованность, дисциплинированность, инициатива, активность в решении поставленных задач.

Могут быть использованы следующие формы самостоятельной работы:

  • освоение информационных и телекоммуникационных технологий,
  • поиск необходимой информации в Интернет;
  • подготовка к практическим, лабораторным, семинарским занятиям;
  • подготовка к опросу, зачету, экзамену;
  • подготовка к тестированию, аудиторной контрольной работе,
  • самотестирование на компьютере;
  • выполнение домашних контрольных работ и заданий;
  • написание рефератов, докладов, статей;
  • подготовка к деловой игре и оформление ее результатов;
  • выполнение курсовых работ (проектов);
  • написание отчета по практике;
  • выполнение дипломной работы (проекта).

К внеаудиторной деятельности можно отнести любую деятельность студентов, осуществляемую в колледже вне учебного процесса, способствующую их личностному развитию, расширению и углублению профессиональных знаний и формированию профессионально значимых качеств.

Можно определить следующие области использования ИТ во внеаудиторной деятельности студентов.

  1. Непосредственное изучение средств ИТ для решения поставленных практических и
    научно-исследовательских задач, реализации творческих коллективных и индивидуальных проектов.
  2. Подготовка и проведение олимпиад. Информационные технологии выступают в качестве источника информации.
  3. Использование информационных технологий в качестве средства деятельности, где они выступают в различных видах внеаудиторной деятельности студентов: при выполнении конкурсных работ для смотров компьютерного творчества, издании электронной Интернет-газеты и др.
  4. Использование освоенных ИТ при подготовке рефератов, отчетов, при выполнении курсовых и дипломных работ и другие.

Обобщая все достоинства и недостатки существующих форм и методов, а также анализируя положительные и отрицательные факторы, оказывающие влияние на внеаудиторную и самостоятельную работу, становится ясно, что целесообразно создавать интегрированную систему организации этой работы на основе информационно-образовательной среды (ИОС) образовательного центра (ОЦ) колледжа.

Информационно-образовательная среда - это интегрированная среда информационно-образовательных  ресурсов (электронные библиотеки, обучающие системы и программы), программно-технических и телекоммуникационных средств, правил её поддержки, администрирования и использования, обеспечивающая едиными технологическими средствами информации информационную поддержку и организацию учебного процесса, профессиональное консультирование обучающихся.

ИОС колледжа может состоять из следующих компонентов:

  • Информационно-организационный компонент;
  • Учебный компонент;
  • Компонент дополнительных ресурсов.

Информационно-организационный компонент:

  • Стандарты министерства образования;
  • ПОП по специальностям;
  • График учебного процесса;
  •  Расписание занятий;
  • Расписание консультаций преподавателей;
  • Рейтинг успеваемости и др.;

Учебный компонент:

  • Электронные учебные издания;
  • Учебные методические материалы;
  • Обучающие системы и программы;
  • Задания на самостоятельное выполнение;
  • Задания на курсовое проектирование и др.

Компонент дополнительных ресурсов:

  • Тематические подборки и материалы;
  • Электронные информационные ресурсы;
  •  Примеры выполнения заданий и проектов;
  • Модели профессиональной деятельности; и др.

Каждый компонент является микросредой, внутри которой студент осуществляет деятельность определенного типа.

При работе с информативно-организационным компонентом студент может планировать свою самостоятельную деятельность на семестр, месяц, неделю, ориентироваться в информационно-образовательном пространстве специальности, выбирать направление своей образовательной деятельности. Работая с учебным компонентом, студент сможет получить новые знания, умения и навыки, а также закрепить и углубить имеющиеся. Использовать электронные учебно-методические материалы, представленные в среде для опережающего обучения и подготовки к занятиям.

При работе с компонентом дополнительных ресурсов студент получает доступ к электронным каталогам библиотек, как внутренним, так и внешним, к базе данных различных самоучителей и электронных учебников, к имеющимся разработкам по выбранной теме. Важность этого компонента заключается в первую очередь в организации быстрого доступа к искомому материалу. Здесь студент может ознакомиться с опытом старших курсов, взять на вооружение примеры из электронных учебников, выйти за рамки минимально требуемого материала и получить доступ к иным источникам информации.

Основным структурным элементом, обеспечивающим и реализующим учебный процесс, является кафедра/цикловая комиссия, поэтому основным элементом ИОС может явиться виртуальное представительство кафедры.

Виртуальное представительство кафедры - информационные базы, содержащие электронные каталоги, электронные информационно-образовательные ресурсы, обучающие системы практикумы и программный комплекс, реализующий типовой набор сервисных образовательных услуг, взаимодействие с ИОС, защиту ресурсов, типовой интерфейс и навигацию, обеспечивающие поддержку учебного процесса по дисциплинам кафедры через корпоративную сеть колледжа.

Базовая структура  определяется унифицированным учебно-методическим комплексом (УМК), на основе которого создается электронный УМК. Этот УМК должен создаваться преподавателями-предметниками на основе подготовленного ими материала: мультимедийных обучающих программ, расширенных электронных конспектов курсов лекций, электронных учебников, электронной документации по изучаемому курсу и т.д.

Информационно-образовательная среда может быть реализована с использованием web-технологий и отвечает требованию открытости. Централизация методического и программного обеспечения (информационно-образовательных ресурсов), с одной стороны, и широкий доступ к представленным знаниям с помощью корпоративных средств телекоммуникации, с другой стороны, позволяет оперативно обновлять и развивать содержание обучающей среды в соответствии с появлением новых знаний и технологий.

Очевидно, что создание информационно-образовательной среды колледжа интегрирует накопленные в колледже научно-методический и кадровый потенциал, информационные ресурсы и технологии, опыт проведения обучения, существующую телекоммуникационную инфраструктуру.

Поддержка учебного процесса такими технологиями формирует у студентов навыки работы в глобальной сети и, как следствие этого, формирует творческое мышление.

Таким образом, ИОС представляет собой отражение образовательного пространства колледжа. Являясь одновременно рабочей средой студента и преподавателя, она позволяет нацелить студента на сотрудничество, развить такие качества личности, как организованность, дисциплинированность, умение планировать свою деятельность. Возможности информационной среды обеспечивают реализацию необходимых условий для формирования самостоятельности и потребности в постоянном самообразовании. Эти качества в настоящее время являются залогом успешности и востребованности выпускников на рынке труда.

В заключении отмечу, что вопрос о том, как организовать самостоятельную работу студентов, нельзя решать, исходя только лишь из доступности последних технических достижений. Приведем замечание Билла Гейтса "Все компьютеры в мире ничего не изменят без наличия увлеченных учащихся, знающих и преданных своему делу преподавателей, неравнодушных и осведомленных родителей, а также общества, в котором подчеркивается ценность обучения на протяжении всей жизни"

Выводы:

  1. Создание ИОС на основе корпоративной сети ОЦ;
  2. Формирование на кафедрах по специальностям УМК и комплексов дополнительных ресурсов – преподавателями предметниками и методистами;
  3. Создать компьютерные центры при библиотеках – медиабиблиотеки как среду электронного обучения.



Предварительный просмотр:

III научно - практическая конференция 2006

 16−17 февраля

КАЧЕСТВО ОБУЧЕНИЯ: МЕНЕДЖМЕНТ,

ДОСТИЖЕНИЯ, ПРОБЛЕМЫ И МЕХАНИЗМ ИХ РЕШЕНИЯ

Шептунов А.С. − Член оргкомитета,  приказ №1168−кк от 28.10.2005

руководитель секции № 2 Система управления качеством образовательного процесса в ТПОЦ на основе информационных технологий

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ КОМПЕТЕНТНЫХ, КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В КОЛЛЕДЖЕ

Подготовка компетентных, конкурентоспособных специалистов в коллеже может быть реализована только с учетом применения современных образовательных технологий, главными из которых являются информационные технологии (ИТ).

Это невозможно без соответствующе  подготовленного персонала - преподавателей, способных активно использовать компьютер в подготовке и проведении занятий. Это требует от преподавателя постоянного совершенствования уровня своей информационной культуры. Преподаватель должен интенсивно применять в своей педагогической деятельности компьютерные мультимедийные программы, электронные учебники, компьютерные справочники, тренажеры и др. средства ИТ. Т.е. компьютер в образовательном процессе должен стать не только объектом изучения на соответствующих специальностях, но и инструментом для изучения дисциплин с использованием компьютерных ИТ.

Для рассмотрения модели изучения отдельной дисциплины возьмем цикл взаимодействия преподавателя и студента в течении и использовании в нем ИТ.

Цикл обучения по любой дисциплине включает в себя четыре этапа взаимодействия между преподавателем и студентом.

На первом этапе происходит передача знаний от преподавателя к студенту и предоставление помощи в обучении. Здесь преподаватель, основываясь на своем опыте, стиле преподавания и навыках, выступает в качестве передатчика знаний и помощника студенту в учебном процессе. Студент на этом этапе играет роль приемника знаний и внутреннего потребителя.

Преподаватель для наилучшей проработки отдельных, например, особо значимых разделов изучаемой дисциплины может применять на занятии компьютерные мутимедийные программные средства представления информации: с использованием LCD проектора или в компьютерных классах непосредственно на ПК. Для этой цели в каждом образовательном центре организуются мультимедийные лекционные аудитории.

Переходя от первого ко второму этапу цикла обучения, студенты, имеющие желание и испытывающие необходимость углубленного изучения предмета, могут перейти к самостоятельному изучению дополнительной информации. Для этого преподаватель указывает на дополнительную учебную литературу, научные статьи, книги, а так же ссылки на источники информации в глобальной информационной сети Internet.

На электронных носителях студентам могут быть предложены как основные, так и дополнительные: тексты лекций, электронные учебники, документация по изучаемой дисциплине, которые студент может использовать для самостоятельного изучения данной дисциплины. Получив основы знаний дисциплины и методологию дальнейшего ее освоения, студент переходит ко второму этапу обучения - усвоению знаний.

Внутренний потребитель/Приемник

знаний

Рабочий для

процесса обучения

Коррекция учебных программ

Усвоение

знаний

СТУДЕНТ

СТУДЕНТ

Передатчик      знаний/

Помощник в учебном процессе

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

Экзаменатор/ сортировщик, инспектор

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

1

2

3

4

Передача знаний и помощь

Демонстрация знаний и
умений

 На этом этапе студентом в большей степени самостоятельно анализируется входной информационный поток, в состав которого помимо лекций входит и дополнительная учебная литература, научные статьи, книги, а также и самостоятельная работа с использованием ПК.

Степень глубины проработки и анализа материала связана с заинтересованностью студента изучаемой дисциплиной.

Нередко на основании недостаточной заинтересованности студент демонстрирует поверхностные знания и умения на третьем этапе цикла обучения. Здесь, по аналогии с производственным процессом, студент выступает работником, перед которым поставлена задача выполнения практических, лабораторных и экзаменационных работ в соответствии с планом учебного процесса.

Преподаватель в качестве экзаменатора, сортировщика и инспектора оценивает знания студента и, при необходимости, корректирует и улучшает учебный курс для следующего цикла обучения по данной дисциплине. Это происходит на четвертом, заключительном этапе цикла обучения.

Итак, ИТ в рассмотренном цикле изучения отдельной дисциплины необходимы как во время занятий, в качестве помощи преподавателю в проведении лекционных, семинарских и лабораторных занятий, так и в самостоятельной подготовке студентов по изучаемой дисциплине.

Пример - преподавание курса «Операционные системы и среды»

Рассмотрим модель изучения различных дисциплин по мере продвижения студента к старшим курсам. Этими дисциплинами являются в основном специальные дисциплины - именно те, что определяют профессиональную подготовку студента как конкурентоспособного специалиста. В это время наиболее значимой становится  самостоятельная работа студентов. Самостоятельная работа студента является одной из важнейших составляющих учебного процесса, в ходе которой происходит формирование навыков, умений и знаний и в дальнейшем обеспечивается усвоение студентом приемов познавательной деятельности, интерес к творческой работе и, в конечном итоге, способность решать технические и научные задач. В связи с этим планирование, организация и реализация работы студента в отсутствии преподавателя является важнейшей задачей обучения студента в колледже.

Для того, чтобы самостоятельная работа студента была эффективной, необходимо выполнить ряд условий, к которым можно отнести следующие:

  1. Обеспечение правильного сочетания объемной аудиторной и самостоятельной работы.
  2. Методически правильная организация работы студента в аудитории и вне ее.
  3. Обеспечить студента необходимыми методическими материалами с целью превращения процесса самостоятельной работы в процесс творческий.
  4. Контроль за ходом самостоятельной работы и мер, поощряющих студента за ее качественное выполнение.

Для выполнения первого условия необходимо разумное планирование преподавателем соотношения аудиторной и самостоятельной работы. Не следует забывать, что если не будет соответствующих условий контроля, студент дома больше работать не будет, что с ним не делай. Самостоятельная работа так же зависит от степени заинтересованности студента в изучении дисциплины, а его заинтересованность, в свою очередь, зависит степени важности этой дисциплины, которую обосновывает преподаватель.

Важно постепенно изменять отношения между студентом и преподавателем. Если на первых курсах преподавателю принадлежит активная созидательная позиция, а студент чаще всего ведомый, то по мере продвижения к старшим курсам эта последовательность должна деформироваться в сторону побуждения студента работать самостоятельно, активно стремиться к самообразованию. В ходе выполнения заданий самостоятельной работы он должен учиться мыслить, анализировать задания, учитывать условия, ставить задачи, решать возникающие проблемы, т.е. процесс самостоятельной работы постепенно должен превращаться в творческий. В этом могут помочь новые информационные технологии: мультимедийные образовательные компьютерные программы, электронные учебники, электронные конспекты лекций, полные электронные тексты основной и дополнительной литературы и т.д.  Как показывает опыт, студент с большим интересом решает поставленные задачи: курсовое и дипломное проектирование, контрольные задачи, различные другие домашние задания, когда использует современные пакеты или сам программирует решение той или иной задачи. В ходе решения он глубже познает сущность предмета, изучает литературу, ищет оптимальные способы решения. Это стимулирование интересом. Ясно, что за таким шагом должно следовать стимулирование студента в форме интереса сокурсников и преподавателей к проделанной работе.

Условие обеспечения студента соответствующей методической литературой затруднено и часто связано с недостатком или отсутствием необходимой литературы по изучаемой дисциплине в имеющемся библиотечном фонде.

В этом случае возможен переход с бумажных на электронные издания, электронные расширенные конспекты лекций, электронные учебники, мультимедийные обучающие программы и т.п. ИТ.

Для реализации этой идеи преподавателю и методистам необходимо провести большую работу по формированию УМК на основе ИТ, состоящего из вышеуказанных электронных пособий.

Пример: изучение курса «Распределенные системы»

Выводы:

  1. Повышать информационную культуру преподавателей - проводить спецкурсы;
  2. Организация электронных УМК по изучаемым курсам на базе кафедр - необходим сервер баз данных кафедры;
  3. Создать компьютерные центры при библиотеках - медиабиблиотеки как среду электронного обучения.


Предварительный просмотр:

IV научно - практическая конференция  

СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА

ОБРАЗОВАНИЯ В КОЛЛЕДЖЕ:

РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ

  ФГОУ СПО ГКТУ «КК» МО

 16 апреля 2010

Руководитель секции: Шептунов А. С.

Секция №1 «Развитие, проблемы и перспективы колледжной подготовки специалистов в рамках формирования процессов СМК» 

Вопросы для обсуждения и доклады:

  1. Организационно − педагогические основы управленческой деятельности по обеспечению качества образования (Шептунов А. С.)
  2. Особенности организации самостоятельной работы студентов − как один из вариантов  оценки качества в преподавании дисциплин по IT− технологиям (Бекаревич А. В.)
  3. Использование мультимедийных технологий на уроках «Информатики» в целях повышения качества преподавания (Муза В. Г.)
  4. Взаимодействие центра дополнительного образования колледжа со школами региона в целях улучшения качественных показателей колледжной подготовки (Тодрина З. М.)
  5. Среда 1С: новая ступень в качестве подготовки специалистов для рынка труда  (Шептунов А. С.)
  6. Использование тестовых технологий в оценке качества подготовки специалистов  (Шептунов А. С.)
  7. Использование информационных технологий в управлении кадрами  (Бурова А. Э.)
  8. Углубленное и профильное изучение отдельных предметов и курсов как одна из форм реализации индивидуальных творческих способностей и потенциала студентов и слушателей курсов. (Амелина Т. Н.).

А. С. Шептунов,

руководитель Центра дополнительного
и дистанционного образования

ОРГАНИЗАЦИОННО−ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

        История вопроса. Понимание  качества образования. Качество образования как объект управления.

Проблемы менеджмента качества в области образования в последние годы приобрели общепризнанную актуальность.

Качество образования – это комплекс характеристик профессионального сознания, отражающих способность специалиста осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с требованиями современного этапа развития экономики, на определенном уровне эффективности и профессионального успеха, с пониманием социальной ответственности за результаты профессиональной деятельности.

Качество образования характеризует не только результат образовательной деятельности – свойства специалиста-выпускника профессионального учебного заведения, но и факторы формирования этого результата.

К ним относятся:

  • качество цели образования (какой ее видят руководство, преподаватели и студенты);
  • качество потенциала образования (ресурсов и условий их использования);
  • качество организационно-правового обеспечения образования;
  • качество абитуриента, студента и студенческой группы;
  • качество преподавательского состава и работы преподавателей;
  • качество материально-технического обеспечения образовательного процесса;
  • качество информационного (библиографического) и методического обеспечения;
  • качество образовательной программы и технологии образования;
  • качество социально-культурной и воспитательной работы.

Все это − характеристики, на формирование которых необходимо сознательно влиять, и которыми необходимо управлять. Каким должен быть механизм такого управления, как его сформировать и использовать? Без ответа на этот вопрос невозможно ожидать решения проблемы. Усилением требований к качеству образования можно добиться его некоторого повышения, но решить проблему кардинально не удастся.

Образование нуждается в системе управления качеством, которая невозможна без современной, комплексной системы оценки как качества образования в целом, так и всех его составляющих в отдельности. Чем точнее построена оценка и полнее учитываются характеристики, тем более успешным может быть управление качеством образования.

Процессный подход. Образовательный процесс.

Для объективной оценки качества результатов образовательных услуг необходимо иметь также и заключение о том, каково качество самого процесса предоставления этих услуг, т.е. насколько образовательный процесс обеспечен, организован, совершенен, нацелен на предотвращение появления отклонений, несоответствий и т. п.

Таким образом, качество результатов образовательной деятельности должно обеспечиваться через управление качеством основных рабочих процессов.

 Мерой качества таких процессов обычно является степень гарантии того, что оказанная образовательная услуга будет в точности соответствовать требованиям потребителя. Обеспечение же таких гарантий во всем мире связывают с наличием в организации системы менеджмента качества. При этом среди принципов Всеобщего Менеджмента Качества (TQM), которыми следует руководствоваться при управлении УЗ с целью улучшения его деятельности, ключевыми являются:

  • менеджмент процессов;
  • ориентация на потребителя;
  • ориентация на результат и достижение целей;
  • вовлечение, участие и мотивация сотрудников;
  • постоянное обучение сотрудников, инновации;
  • уверенное руководство.

Эти принципы и должны быть включены в разрабатываемую модель системы менеджмента качества образования в колледже, в которой важнейшим элементом в структуре процессов является  образовательный.

ГОС СПО – совокупность требований к уровню, содержанию и качеству профессионального образования.

Содержание образовательного процесса по специальности определяется на основе ГОС СПО.

Актуализируем наши знания об этом основополагающем применительно к организационно-педагогическим условиям управления качеством образования нормативном документе. (Презентация ГОС_СПО.pps).

Организационно-педагогические основы управления обеспечением качества

Полно и всеобъемлюще настоящие вопросы были рассмотрены в работе III научно-практической конференции «Качество обучения: менеджмент, достижения, проблемы и механизм их решения».

Выводы:

Разработка системы управления качеством образования будет возможна и ее внедрение будет эффективным, если реализуются следующие организационно-педагогические условия:

  • в колледже разработан и реализуется общий алгоритм проектирования и внедрения модели системы менеджмента качества образования, основанной на принципах всеобщего менеджмента качества и требованиях международных стандартов ИСО;
  • проведен анализ основных рабочих процессов, их основных закономерностей и взаимосвязей, определяющих качество образовательной деятельности;
  • создана инновационно−образовательная среда, направленная на организационное единство коллектива в реализации цели и задач управления качеством образования на всех уровнях;
  • определены показатели, характеризующие качество образовательного процесса и его результатов и методы их измерения, приведен в действие механизм мониторинга, поддерживаемый информационно-справочной системой, базами данных и номенклатурой критериев и показателей качества;
  • разработан пакет нормативно-методических материалов, адаптирующих требования международных стандартов ИСО применительно к деятельности колледжа.

СРЕДА 1С − НОВАЯ СТУПЕНЬ В КАЧЕСТВЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ
ДЛЯ РЫНКА ТРУДА

Работа в среде 1С - современная и престижная сфера деятельности. В настоящее время спрос на специалистов в этой области превышает предложение. Руководители фирмы "1С" постоянно говорят о том, что хороших специалистов катастрофически не хватает. Специалисты и консультанты по работе в системе "1С:Предприятие" требуются не только в фирмах - 1С, но и в крупных и небольших организациях, использующих платформу системы "1С: Предприятие" и ее модификации. Поэтому работа в системе "1С:Предприятие" - это широкое и благодатное поле для приложения своих усилий.

В 2007 году на специальности 230103 «Автоматизированные системы обработки информации и управления» был введен, новый предмет «Компьютеризация бухгалтерского учета» (преподавался студентам по специальности «Экономика и бухгалтерский учет» с 1993 г.). В течение учебного года студенты работали в программе 1С: Предприятие 7.7. Обычные пользователи работают в режиме 1С: "Предприятие". В этом режиме возможен ввод данных, заполнение справочников и ввод документов, формирование отчетов и запуск обработок. В режиме 1С: «Предприятие» нельзя редактировать структуру конфигурации.

Работа в "1С:Предприятие", чаще всего, заключается в администрировании и конфигурировании системы.

Администрирование заключается, в первую очередь, в установке и обновлении версий программы "1С: Предприятие", а также в настройке параметров для обеспечения соответствующих условий для работы пользователей программы "1С: Предприятие".

В свою очередь, слово "конфигурирование", связано с работой в среде конфигуратора "1С: Предприятие" и с подготовкой специализированных программных продуктов в системе "1С: Предприятие", учитывающих особенности той или иной организации и сферы ее деятельности.

Специалисту в системе "1С:Предприятие" необходимо владеть основами бухгалтерского учета, а также знать и основные принципы работы в конфигураторе.

В связи с этим было принято решение добавить в рабочую программу изучение 1С: Конфигуратор. Конфигуратор системы 1С: Предприятие является специальным режимом запуска 1С и предназначен для разработчиков, программистов. В этом режиме разработчик создает или корректирует структуру базы данных, программные модули, производит административные работы. В режиме Конфигуратора нельзя вводить информацию в базу данных, за исключением загрузки базы данных из архивов.

В режиме Конфигуратор - мы определяем структуру базы данных и пишем программы. В режиме Предприятие мы используем программы и вводим данные.

Конфигуратор предоставляет разработчику все необходимые инструменты для "визуального" описания структуры прикладного решения, создания форм диалогов и выходных документов, механизмов работы пользователей с данными (интерфейсов) и прав доступа различных групп пользователей к различной информации. Кроме этого конфигуратор позволяет создать и настроить взаимодействие различных элементов прикладного решения друг с другом и написать модули на встроенном языке для обработки различных событий и реализации специфических алгоритмов взаимодействия, обработки входных и выходных данных:

Цели обучения

Целью обучения является получение у студентов навыков самостоятельной работы по созданию решений в области бухгалтерского учета в системе 1С: Предприятие, позволяет им ознакомиться с процессом установки "1С:Предприятия", освоить основы практических навыков конфигурирования , настройки системы и администрирования, дает общее представление о работе с основными объектами "1С:Предприятия".

При изучении данной дисциплины «Компьютеризация БУ» широко применяются ММТ, что обеспечивает индивидуальный темп освоения курса.

В результате обучения студенты смогут:

  • уверенно овладеть инструментарием конфигуратора 1С:Предприятие;
  • знать и уметь применять на практике методики, пройденные на занятиях;
  • находить и корректно исправлять ошибки.

Большинство потребителей используют платформу системы "1С: Предприятие 8.0", однако существует немало пользователей, применяющих более раннюю версию "1С:Предприятие 7.7".

 В настоящее время специалистами фирмы "1С" разработана новая версия "1С:Предприятие 8.1", в которой устранено значительное количество недочетов, имевших место в версии "1С:Предприятие 8.0", а также расширены некоторые возможности программы.


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕСТОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

В этом году в рамках аккредитации для среза знаний студентов нам было предложено Интернет-тестирование. По результатам Интернет-тестирования колледж получает развернутую информацию для пользователей различного уровня: для администрации - сравнение показателей освоения требований государственных образовательных стандартов (ГОС) с другими колледжами; учебная часть – показатели освоения требований ГОС для ООП по профилям подготовки; ПЦК - показатели освоения требований ГОС, показатели освоения дидактических единиц (ДЕ) дисциплин; преподаватели - показатели освоения ДЕ дисциплин, коэффициенты решаемости заданий по темам; студенты - рейтинговый показатель в группе, специальности, колледже.

Опыт и анализ проверки остаточных знаний студентов с применением Интернет-тестирования позволил выделить основные проблемы организации тестирования и предложить способы решения этих проблем:

  1. Различия в содержании рабочих программ и, соответственно, курса лекций и предложенных тестов 

    Различия в содержании рабочих программ и предложенных тестов обусловлены как объективными причинами, так и субъективными. Объективные причины состоят в том, что при необходимости выполнения требований образовательных стандартов по содержанию каждой дисциплины, одновременно допускается многовариантность в содержании курса лекций и использовании учебной литературы. Отступления от ГОС отмечаются и в предложенных тестах. Субъективные причины состоят в нарушении соответствия рабочих программ требованиям ГОС и использование в учебном процессе устаревшей учебной литературы. Кроме того, преподаватели отмечают явную нехватку объема запланированного аудиторного времени для освоения отдельных разделов дисциплин.

Естественным решением этой проблемы является выполнение следующих мероприятий:

  • безусловное выполнение всех требований ГОС при разработке рабочих программ;
  • пробное (оценочное) тестирование преподавателей и выявление фактов несоответствия тестов рабочим программам с последующим «доучиванием» студентов;
  • корректировка и обновление рабочих программ и учебных планов;
  • обновление и пополнение библиотечного фонда новинками учебной литературы.
  1. Невысокий уровень готовности студентов к компьютерному тестированию 

Невысокий уровень готовности студентов к компьютерному тестированию обусловлен практически полным отсутствием применения данных тестирования в учебном процессе. Проблема решается путем поэтапного внедрения тестирования в учебный процесс и в первую очередь в целях контроля текущей успеваемости студентов.

  1. Отсутствие соответствующих организационных навыков у преподавателей

Для этого необходимо организовать разработку (или приобретение) тестов по каждой дисциплине, в первую очередь по дисциплинам федеральной компоненты учебных планов, а также приобретение навыков организации тестирования студентов преподавателями. Изменение отношения преподавателей к тестированию произойдет в ходе внедрения тестирования в качестве обязательной процедуры в учебный процесс.

  1. Невысокое качество тестов

Тестирование студентов и использование результатов тестирования в качестве оценок во время промежуточной аттестации студентов требует соответствующего качества тестов.

Качество тестов при соблюдении правил тестирования должно гарантировать легитимность результатов тестирования. Решение проблемы обеспечения качества тестов находится, по-видимому, в нескольких плоскостях:  определение системы показателей качества и разработка методики оценки качества тестов; создание технологии разработки тестов, их отладки и апробации; приобретение опыта тестирования студентов преподавателями; приобретение преподавателями опыта разработки тестов; активное участие в процессах сертификации тестов.

  1. Рост потребности в ресурсах компьютерных  средств  для организации тестирования студентов

Внедрение тестирования студентов в учебный процесс требует существенного увеличения компьютерных ресурсов, направляемых на реализацию данной технологии в колледже. Необходимо более четко проработать организационные вопросы взаимодействия между Центром мониторинга качества образования и студентами; обеспечить проведение в необходимом объеме обучения преподавателей и сотрудников колледжа по различным аспектам применения технологий компьютерного тестирования.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам: