Внеклассная работа по географии

Здесь представлены разработки  внеклассных мероприятий по географии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Филёва В.Н.,

учитель географии

 МОКУ СОШ № 2 г. Лузы         

Викторина "Моя Россия".

Обобщающий урок  в 8 классе.

Цель урока: повторение в игровой форме материалов, изученных в курсе географии России, за курс 8-го класса.

Задачи:

Образовательные: Закрепить и углубить, полученные знания на уроках о природных объектах на территории нашей страны, о рекордах России.

Развивающие: Создать условия для  дальнейшего развития логического мышления,  умения работать в команде, быстроты принятия решения.

Воспитательные: Создать условия  для формирования любви к Родине, чувства гордости за свою страну, ответственного отношения к выполняемой работе, взаимовыручки, уважительного отношения к мнению своих товарищей, самооценки и оценки работы одноклассников,

Оборудование: карточки с заданиями.

Ход мероприятия

  1. Орг. момент. 

Здравствуйте! Сегодня у нас обобщающий урок по теме: «Природа России». Россия занимает особое место в сердце каждого жителя нашей необъятной  страны.

«Родина» мы произносим тихо,

        И в глазах задумчивых у нас

Медленно качается гречиха,

И дымится луг в рассветный час.

Речка, вспоминается, наверное,

Чистая, прозрачная до дна,

И серёжки светятся на вербе

И в траве тропиночка видна.

Родина! Отечество святое.

Перелески. Рощи. Берега.

Поле от пшеницы золотое.

Голубые от луны стога.

Сладкий запах скошенного снега,

Разговор в деревне нараспев,

Где звезда на ставенку присела,

До земли чуть-чуть не долетев.

  1. Проведение мероприятия. 

Интеллектуальная игра поможет определить, какая команда знает особенности природы и достопримечательности свое страны. Мы приветствуем всех участников игры и жюри. Каждый из нас имеет шанс стать победителем. Мы желаем всем командам удачи. Игру оценивает компетентное жюри и сообщает результаты после каждого конкурса.

Итак, мы начинаем...

  • Сегодня у нас соревнуются четыре команды учащихся, поприветствуем друг друга.
  • Приветствие команд (название, девиз, капитан команды) – оценивается в 3 балла

Первый тур  Географическая разминка:  Выбери правильный ответ:
(класс делится на группы по рядам, на 3-4 команды, им даются карточки с номерами, каждый новый вопрос задается ребятам  следующей команды, в целом команда набирает очки (жетоны).

Часть 1. Достопримечательности России

Вопросы:

  1. Этот объект называют «Жемчужиной Сибири».
  2. Этот объект называют «Деревянное кружево».
  3. По легенде здесь в мешке, в котором Бог нес драгоценности, получилась дырка и много их просыпалось в этот удивительный край.
  4. Город основан в 1147 году. Центр России, «сердце» России.
  5. Города-туристические центры со старинными уникальными памятниками архитектуры и религии. Храмы до сих пор поражают обилием росписи и драгоценных металлов, не смотря на то, что много раз разрушались.

Варианты ответов:

  1. Золотое кольцо России
  2. Озеро Байкал
  3. Река Волга
  4. Город Москва
  5. Уральские горы
  6. Архитектура Кижей
  7. Курорты Черноморья
  8. Дворцы и фонтаны Петергофа

Ответы: 1 – 2, 2 – 6, 3 – 5, 4- 4, 5 – 1.

Часть 2. Рекордсмены природы России

Вопросы:

  1. Самый большой по площади остров России.
  2. Самый большой по площади полуостров России
  3. Самое глубокое море России
  4. Самая многоводная река России
  5. Море, на котором наблюдаются самые высокие в стране приливы.

Варианты ответов.

  1. Таймыр
  2. Сахалин.
  3. Чукотка
  4. Волга
  5. Енисей
  6. Берингово
  7. Охотское
  8. Новая Земля

Ответы: 1 – 2, 2 – 1, 3 – 6, 4 – 5, 5 – 7.

Часть 3. Природные зоны России

Вопросы:

  1. Природная зона, в которой водятся росомахи.
  2. Природная зона нашей местности.
  3. Природная зона, в которой расположен полуостров Таймыр.
  4. Самая богатая по растениям и животным природная зона.
  5. Природная зона, для которой характерны черноземы.

Варианты ответов:

1. Арктические пустыни
2. Тундра
3. Лесотундра
4. Тайга
5. Смешанные леса
6. Лесостепь
7. Степь
8. Полупустыни

Ответы: 1 – 4, 2 – 5, 3 – 2, 4 – 4, 5 – 7.

Часть 4. Моря России

Вопросы:

  1. Самое мелкое море России со средней глубиной в 7 метров.
  2. Самое пресное море России с соленостью в 2 промилле.
  3. Море, где находятся Соловецкие острова.
  4. Самое холодное море России.

5. Самое большое по площади море России.

Варианты ответов:

  1. Баренцево
  2. Белое
  3. Чукотское
  4. Азовское
  5. Балтийское
  6. Берингово
  7. Восточно- Сибирское
  8. Японское

Ответы: 1 – 4, 2 – 5, 3 – 2, 4 – 3, 5 – 6.

Часть 5. Горы России

Вопросы:

1. Горы, где самой высокой вершиной является гора Белуха.
2. Горы, где имеется минералогический Ильменский заповедник
3. Горы на Кольском полуострове.
4. Горы с самой высокой вершиной России
5. Горы на полуострове Таймыр.

Варианты ответов:

  1. Кавказ
  2. Алтай
  3. Урал
  4. Сихоте – Алинь
  5. Бырранга
  6. Хибины
  7. Саяны
  8. Верхоянский хребет

Ответы: 1 – 2, 2 – 3, 3 – 6, 4 – 1, 5 – 5.

Часть 6. Города России

Вопросы:

  1. Город, начавший в России выпуск своего, а не заграничного оружия.
  2. Родина знаменитого человека, родившегося 22 апреля.
  3. Город, состоящий из гласной и ноты.
  4. Город, лежащий на параллели 45? с.ш.
  5. Столица Башкирии.

Варианты ответов:

  1. Нижний Новгород
  2. Уфа
  3. Чебоксары
  4. Тула
  5. Москва
  6. Саратов
  7. Ульяновск
  8. Краснодар

Ответы: 1 – 4, 2 – 7, 3 – 2, 4 – 8, 5 – 2.

Часть 7. Районы России

Вопросы:

  1. Район, имеющий больше всего населения в России.
  2. Самый курортный район России
  3. Район больше всего добывающий нефти и газа
  4. Район, где производятся автомобили «ГАЗ»
  5. Район, где расположен незамерзающий порт за полярным кругом.

Варианты ответов:

  1. Центральный
  2. Северо-Кавказский
  3. Северный
  4. Западно-Сибирский
  5. Восточно-Сибирский
  6. Волго-Вятский
  7. Уральский
  8. Поволжский

Ответы: 1 – 1, 2 – 2, 3 – 4, 4 – 6, 5 – 3.

Часть 8. Путешественники

Вопросы:

1. Он открыл пролив между Азией и Америкой.
2. Его называют русским Колумбом.
3. Он сказал: «Жизнь прекрасна уже потому, что можно путешествовать»
4. В честь него назван хребет в Сибири
5. По его имени отчеству названа железно – дорожная станция в Сибири.

Варианты ответов:

  1. Семен Дежнев
  2. Петр Семенов Тянь – Шанский
  3. Дмитрий Папанов
  4. Ерофей Хабаров
  5. Дмитрий Черский
  6. Витус Беринг
  7. Николай Пржевальский
  8. Николай Миклухо – Маклай

Ответы: 1 – 1, 2 – 6, 3 – 7, 4 – 5, 5 – 4.

Часть 9. Полезные ископаемые

Вопросы:

  1. Это полезное ископаемое, добываемое на Урале как поделочный камень.
  2. Сырье для производства фарфора.
  3. Черное золото.
  4. Это кристаллическая форма углерода.
  5. Сырье для атомных электростанций

Варианты ответов:

  1. Глина
  2. Нефть
  3. Газ
  4. Мирабилит
  5. Яшма
  6. Алмаз
  7. Уран
  8. Каменный уголь

Ответы: 1 – 5, 2 – 1, 3 – 2, 4 – 6, 5 – 7.

Часть 10. Термины

Вопросы:

  1. Скопление мелких городов – пригородов вокруг большого города- центра.
  2. Процесс производства однородной продукции
  3. Разница между числом родившихся и умерших
  4. Причины, от которых зависит территориальная организация производства
  5. Плавание между своими портами, но вокруг чужих берегов.

Варианты ответов:

1. Отрасль
2. Агломерация
3. Природные ресурсы
4. Комбинирование
5. Большой каботаж
6. Факторы размещения
7. Естественный прирост
8. Специализация

Ответы: 1 – 2, 2 – 8, 3 – 7, 4 – 6, 5 – 5.

Второй тур  Карта России. Работа с индивидуальными карточками. (по 1 участнику)

1. Что не принадлежит России.

 развернуть таблицу

1. Камчатка

1.Сунтар-Хаята

1. Вайгач

2.Мичиган

2. Титикака

2. Ямантау

3.Селигер

3. Сихоте-Алинь

3. Устюрт

4. Рейн

4. Кунашир

4. Танганьика

5. Общий Сырт

5. Мак-Кинли

5. Махачкала

6. Венерн

6. Оймякон

6. Декан

7. Мунку-Сардык

7. Кунь-Лунь

7. Хибины

 

2. Исправь ошибки

 

Озеро Сунгари

Горы Командорские

Вулкан Челюскин

Река Чаны

Анадырское озеро

Приволжская низмен.

Гора Канин

Остров Дежнева

Тиманский полуостров

Остров Ямал

Вулкан Витим

Гыданский кряж

Вулкан Сургут

Пролив Черского

Пролив Финский

Полуостров Врангеля

Залив Кольский

Река Лаперуза

Равнина Джугджур

Город Ханка

Озеро Путорана

3. Координаты

55о с.ш. 150о в.д.

62о с.ш. 32о с.ш.

50о с.ш. 143о в.д.

56о с.ш. 38о в.д.

70о с.ш. 60о в.д.

63о с.ш. 35о в.д.

59о с.ш. 31о в.д.

60о с.ш. 157о в.д.

70о с.ш. 80о в.д.

52о с.ш. 46о с.ш.

66о с.ш. 179о з.д.

53о с.ш. 108о в.д.

 

4. Логические цепочки (нужно поставить слова в логическом порядке)

 

Тундра

Обь

Берингово

Степь

Нева

Охотское

Тайга

Волга

Японское

Пустыня

Ока

Белое

Урал

Рыбачий

Чернозем

Кавказ

Кольский

Подзолистые

Хибины

Камчатка

Серые лесные

Саяны

Таймыр

Тундрово-глеевые

 

Третий тур. Покажите на карте – задание на время (по 1-му участнику)

  • Острова: Новосибирские, Северная Земля, Новая Земля, Врангеля, Большой Бегичев, Командорские, Курильские
  • Моря: Чукотское, Азовское, Каспийское, Балтийское, Лаптевых, Японское, Берингово
  • Реки: Амур, Колыма, Оленек, Ока, Шилка, Нева, Енисей
  • Горы: Джугджур, Алтай, Хибины, Кавказ, Сунтар-Хаята, хр.Черского, Срединный хребет
  • Проливы: Вилькицкого, Лаперуза, Карские Ворота, Маточкин Шар, Керченский, Берингов, Санникова
  • Озера: Ладожское, Онежское, Таймыр, Байка, Чаны, Пясина, Ханка.
  • Равнины: Западно - Сибирскую, Приволжскую возвышенность, Колымскую низменность, Общий Сырт, Северные Увалы, Восточно-Европейскую, Смоленско-Московскую.

Четвертый тур. Отгадайте чайнворд.

….. …… …… …… Р …… …….
…… О …… ……. ……. ……. …….. ………
С ……. …….. ………
С …… …. ….. ….. …… …… ……
…. И …… ……
….. ….. .… Я …… ……. ……

  1. Самая высокая вершина страны
  2. Полуостров, где расположена точка с координатами 67? с.ш. 35? в.д.
  3. Самый крупный остров охотского моря
  4. Столица Ямало-ненецкого округа
  5. Главный город Забайкальского края
  6. Полюс холода России и Евразии

Пятый тур. Субъекты Федерации.

Задание: найти на карте и объяснить каким субъектам принадлежат географические названия.

Нарьян-Мар

Палана

Абакан

Майкоп

Биробиджан

Агинское

Казань

Владикавказ

Кудымкар

Улан-Удэ

Анадырь

Черкесск

Салехард

Барнаул

Саранск

 

Шестой тур. Теоретические вопросы

Команды отвечают письменно на листочках (и сдают учителю) на все вопросы, показанные на экране или прочитанные вслух, после каждого вопроса учитель говорит, какие команды ответили правильно, дает комментарии ответам и выдает им жетоны (очки для подведения итогов тура). Время обдумывания 1 минута.

  1. Каковы три главные особенности экономико-географического положения России?
  2. Выделите три главные положительные и три главные отрицательные черты ЭГП
  3. Как изменилось геополитическое влияние России в последние 10 лет?
  4. Выделите три главные положительных и три главных отрицательных показателя в природных условиях России.
  5. Перечислите 5 главных видов природных ресурсов России.
  6. Какова численность населения России?
  7. Перечислите города – миллионеры страны.
  8. Какова средняя плотность населения страны?
  9. Какие виды городов есть в России?
  10. Чем отличаются понятия «трудовые ресурсы» и «экономически активное население»?
  11. Каков уровень урбанизации в России?
  12. Какие 4 национальности самые большие по численности населения в РФ?
  13. Какие религии исповедуют граждане России?
  14. Сколько республик, краев, национальных округов и областей входит в состав РФ?
  15. На какие сферы делится экономика России?
  16. Что такое «цикл Кондратьева»?
  17. Какие типы предприятий по видам собственности есть в России?
  18. В каких отраслях хозяйства больше всего занято населения?
  19. Выделите 3 главных особенности ТЭК России.
  20. Выделите 3 главных особенности металлургии России.
  21. Выделите по 3 положительных и отрицательных сторон химической промышленности.
  22. Перечислите как можно больше отраслей машиностроения.
  23. Что входит в состав химико-лесного комплекса?
  24. Перечислите основные части и отрасли ВПК.
  25. Что такое «конверсия»?
  26. На какие три части делится АПК?
  27. Почему сельское хозяйство нашей страны лучше развито на юге и в европейской части?
  28. Перечислите отрасли, относящиеся к сфере обслуживания.
  29. Какие виды транспорта лучше всего развиты в России?
  30. Назовите 10 самых популярных мест для развития туризма в России.

III.  Подведение итогов, награждение.



Предварительный просмотр:

Классный час "Вода - источник жизни"

Цель: Расширение представления учащихся о роли воды в жизни человека, воспитание бережного отношения к пресной воде и водным ресурсам.

Задачи:

  • Показать значение воды в жизни человека
  • Воспитать рачительное отношение к пресной воде
  • Формировать ценностное отношение школьников к своему здоровью
  • Содействовать развитию навыков совместной деятельности

Оборудование: презентация “Вода-источник жизни”

Ход занятия

Слайд №1 “Вода – источник жизни”

Учитель: “Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь...” Антуан де Сент-Экзюпери

Вода – самое распространённое неорганическое соединение на нашей планете. Вода - основа всех жизненных процессов, единственный источник кислорода в главном движущемся процессе на Земле - фотосинтезе. В последнее время возник острый дефицит пресной воды. Уже сейчас около трети Земли испытывает недостаток в чистой пресной воде. Возникший дефицит воды связан также с загрязнением водоёмов промышленными и бытовыми стоками.

Слайд №2-№3 “Всемирный день воды”

Учитель: Всемирный день водных ресурсов, проводящийся ежегодно 22 марта, является уникальной возможностью напомнить всему человечеству о важности воды для окружающей среды и развития общества, для поддержания жизни на нашей планете.

Мы каждый день сталкиваемся с водой, но задумываемся ли мы о ней?

Можем ли мы прожить без чистой воды хотя бы день? Рационально ли мы используем ценный природный ресурс? Как надо относиться к воде?

На эти и другие вопросы нам предстоит ответить в ходе занятия.

Слайд №4

Ученик:

Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
Ледником в горах зовётся,
Лентой серебристой вьётся
Средь высоких, стройных елей,
Рушится потоком селей.
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
Мы её не замечаем,
Мы привыкли, что вода – 
Наша спутница всегда!

Учитель: предлагаю конкурс “Вода – источник жизни”

Задание: в своём мини-рассказе дать ответ на вопрос - для чего нужна вода?

(выслушиваются ответы учащихся)

Слайд №5 “Сколько воды необходимо для производства еды?”

Учитель: Каждый из нас выпивает 2-4 литра воды в сутки. Но большая часть воды поступает в наш организм с пищей. Например, для производства 1кг говядины требуется около 100000 литров воды, а 1 кг пшеницы “обходится” в 1500 литров (смотреть данные таблицы) Таким образом, исходя из данных таблицы можно сделать вывод, что одним из наиболее значительных водопотребителей является сельское хозяйство.

Ученица: Я хочу рассказать о функциях воды в нашем организме.

  1. Регулирует температуру тела.
  2. Обеспечивает доставку кислорода и питательных веществ ко всем клеткам.
  3. Помогает преобразовывать пищу в энергию.
  4. Помогает усваиваться питательным веществам.
  5. Защищает жизненно важные органы.
  6. Выводит шлаки и отходы продуктов жизнедеятельности.

Слайд №6 “Интересные факты о воде”

Ученик: Организм человека не только потребляет воду, но ещё и выводит, поэтому необходимо постоянно восстанавливать баланс воды в организме. В сутки человек теряет 2-2,5 литров воды. Только при дыхании человек теряет в среднем более 300 грамм воды. Человек очень остро ощущает изменение содержания воды в своём организме. При потере воды в количестве 2% - появляется чувство жажды, 6-8% - полуобморочное состояние, 10% - галлюцинации, нарушение глотания, 10-20% опасно для жизни. Таким образом, иметь необходимое количество чистой питьевой воды – обязательное условие жизни человека.

Слайд №7 “Почти четверть мировых запасов воды сосредоточено в России”

Учитель: Ребята, задумывались ли вы, как мы расходуем воду?

Дело в том, что мы привыкли, что в нашей стране избыток водных ресурсов. Россия принадлежит к числу стран, наиболее обеспеченных водными ресурсами (на территории нашей страны четверть мировых запасов пресной воды), стоимость воды у нас одна из самых низких в мире, поэтому мы относимся не экономно к воде, не бережём свои ресурсы, беспечно относимся к ним.

К чему может привести такое безответственное поведение?

При обилии водоёмов на нашей планете, запасы пресной воды, пригодной для питья, ограничены. Сегодня мировая потребность в воде уже превышает половину среднегодового стока всех рек Земли. Нехватку воды испытывает более 2,5 миллиардов людей. С ростом и развитием городов и производств дефицит будет увеличиваться. И однажды мы тоже можем оказаться в ситуации, когда жажда станет нашим привычным состоянием.

Ученица: В Российской Федерации принята целевая программа “Чистая вода”. Она предусматривает такие меры:

  • рациональное использование водных ресурсов;
  • обеспечение безопасности гидротехнических сооружений;
  • повышение уровня защищённости водных ресурсов;
  • принятие законодательных актов.

Ученица: Одних усилий государства по сохранению водных источников недостаточно. Необходимо, чтобы каждый гражданин России принял участие в этом проекте.

А что можем сделать мы?

Вот нехитрые правила, соблюдение которых позволит обеспечить водой наших потомков:

  • Закрывайте кран во время чистки зубов.
  • Вовремя устраняйте протечки.
  • Не выливайте в канализацию токсичную бытовую химию (растворители, очистители) и лекарственные препараты.
  • Не используёте токсичные удобрения в саду.
  • Не разбрасывайте мусор вокруг водоёмов.
  • Старайтесь мыть машину на специализированных мойках, где применяется система многократного использования воды

Слайд №8 “Вода для жизни”

Учитель: Я предлагаю всем викторину. На вопросы легко ответит тот, кто был активным и внимательным сегодня, кто много читает и умеет слушать.

Викторина “Вода для жизни”

1. Какое количество имеющейся на земном шаре воды годится для потребления человеком?

А -0,25 % Б- 2,5% В – 25%

2. В каком озере находится 80% всей пресной воды нашей страны и пятая часть пресной воды всей планеты?

3. На какой вид человеческой деятельности затрачивается самое большое количество воды?

А – личная гигиена

Б – приготовление пищи

В – орошение

4. Сколько литров воды в день использует городской житель, если ему необходимо принять душ, помыть посуду, постирать одежду, спустить воду в туалете и т.д. ?

А – 2 – 5 литров Б – 100-300 литров В – 1000-1500 литров

5. Представьте, что из вашего крана капает вода. Сколько воды теряется из-за такого неисправного крана в сутки?

А - примерно 100 литров воды

Б - примерно стакан воды

В – примерно 6 литров воды

6. На изготовление чего используется больше всего воды?

А – шерсти

Б – пива

В – бумаги

7. Сколько литров воды понадобится, чтобы вырастить килограммового цыплёнка?

А – 3,5 литра

Б – 3500 литров

В – 70, 00 литров

8. Сколько литров воды понадобится , чтобы вырастить 1 кг риса и 1 кг говядины?

А – 1 кг риса: 19 л / 1 кг говядины : 100 л

Б - 1 кг риса: 190 л/ 1 кг говядины : 1000 л

В – 1 кг риса : 1900 л/ 1 кг говядины : 100000 л

9. Сколько людей во всём мире не имеют доступа к безопасным источникам воды?

А – 400 миллионов

Б – 1 миллиард

В – 4 миллиарда

Ответы:

1. Лишь около 0,25% всей воды на земном шаре может быть использовано для удовлетворения человеческих потребностей.

Факт: 90% всей пресной воды содержится в ледниках и полярных льдах или хранится в водоносных слоях на большой глубине.

2. Озеро Байкал

3. 70% всей воды используется для орошения

4. Объём потребляемой воды жителем города составляет около 300 литров в сутки.+

5. Да, из капающего крана теряется до 100 литров воды в сутки, что примерно равно восьми вёдрам воды.

Факт: если кран будет протекать в течение года, будет потеряно примерно 35000 литров чистой пресной воды.

Д6. ля производства 1 литра пива требуется 25 литров воды.

Для производства 1 кг шерсти необходимо 150 литров воды

Для производства 1 кг бумаги требуется 300 литров воды.

7. 3500 литров = 1 кг цыплёнка – бройлера

Факт: Цыплёнок выпивает небольшое количество этой воды. Большая часть воды используется для того, чтобы вырастить для него корм.

8. Чтобы вырастить рис, необходимо примерно 1900 литров воды. Рис – самый большой “водохлёб” из всех зерновых культур. Чтобы получить один кг говядины, требуется огромное количество воды - 100000 литров.

Факт: животные выпивают небольшую часть этой воды, большая её часть используется для выращивания для них корма.

9. Да, в конце 1999 г. около миллиарда человек не имели доступа к безопасным источникам воды.

Факт: 2,4 миллиарда не имело доступа к современным санитарно-техническим сооружениям. Это составляет более 1\3 всего населения земного шара.

Презентация.

Материалы: un.org > Школьный киберавтобус > Викторина “Вода”.

  1. http://www.water.ru/bz/param/water_in_life.shtml
  2. http://allforchildren.ru/kidfun/riddles_water.php
  3. http://www.babygreen.ru/earthecology/2010/03/22/185/
  4. http://www.onedrop.org/calcul/en/


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Филёва В.Н.,

учитель географии

 МОКУ СОШ № 2 г. Лузы

Элемент урока для учащихся 8- х классов,

Викторина«Байкал-жемчужина Сибири»

Образовательная цель: Обобщение и воспроизведение знаний учащихся об озере Байкал.

Развивающая цель:развитие внимания, памяти, расширение кругозора на основе воспроизведения знаний о Байкале.

Воспитательная цель: Создать условия  для формирования  интереса к уникальным природным объектам России, гордости за свою страну.

Материалы и оборудование: - карта России, фотографии и картинки с изображением озера,  животного мира Байкала, карточки игрокам.

Выбор членов жюри.

Ход викторины:

-Сообщение ученика: Байкал –это уникальное явление на нашей планете. В его фауне представлены почти все основные типы пресноводных животных мира, это гигантская уникальная естественная лаборатория. Байкал –это крупнейшее хранилище и фабрика чистой пресной воды. И наконец, Байкал –одно из древнейших озер мира.»

-В ходе викторины учитель задает вопросы. Ученик, знающий ответ поднимает карточку и отвечает получая определенное количество баллов. Каждый вопрос имеет свою стоимость: чем труднее вопрос, тем больше баллов зарабатывает ученик.

ВОПРОСЫ ВИКТОРИНЫ:

1.Что означает слово «Байкал»?(10 баллов)

-Богатое озеро

(«Байкал- слово тюркского происхождения, означает богатое озеро).

2.Какое из озер является двойником Байкала?(7 баллов).

-Танганьика

(После Байкала Танганьика второе по глубине озеро на Земле).

3.Назовите возраст озера Байкал.(5баллов).

-25 миллионов лет

4.Сколько химических элементов содержится в воде Байкала?(5баллов).

-Более 40 элементов

-155 элементов

-12 элементов.

(Известно более 40 элементов, почти все элементы таблицы Менделеева, но в малых количествах)

5.Сколько видов животных обитают в Байкале в настоящее время?(7баллов).

-1550 видов

(Животный мир Байкала необычайно богат 1550 видов).

6.Есть ли в Байкале жемчужницы?(5баллов)

-нет.

(В мантии жемчужниц образуется жемчуг, они обитают в зоне умеренного климата).

7.На каких глубинах в Байкале есть жизнь?(3балла)

-везде

(От самой поверхности до максимальных глубин живут разнообразные водные организмы и рыбы).

8.Когда озеро Байкал замерзает?(3балла)

-в декабре

( в среднем замерзание начинается с 21 декабря по 16 января.)

9.Почему ученые считают Байкал моделью океана?(6баллов).

-озеро глубокое

(Байкал имеет черты присущие океану: глубина, громадная масса воды, приливы, сильные штормы, высокие волны.)

10.Назовите самую многочисленную рыбу Байкала(5баллов).

-голомянка

(Большая и малая голомянка, их общая численность и биомасса в два раза больше чем остальных рыб).

11.Могут ли байкальские рыбы изменять свой цвет?(3балла).

-да

(Свою окраску изменяют только зрячие рыбы, над песчаным дном они светлые, над темными камнями- темные).

12.Назовите основное полезное ископаемое озера.(5баллов)

-вода

(Есть выходы горючих газов, строит. Материалы: галька, песок, но основное- чистая пресная вода.)

13.Какие крупные млекопитающие водятся в Байкале?(3балла)

-нерпа.

(Единственный представитель млекопитающих –нерпа, семейство настоящих тюленей).

14.Назовите самых древних обитателей Байкала?

-губки

( губки найдены в ископаемом виде в осадочных породах).

15.Есть ли в Байкале кораллы?(7баллов).

-нет

(Кораллы живут в теплых соленых водах, в тропических водах.)

-Подведение итогов(подсчет баллов, награждение победителей, 3- е набравших наибольшее количество баллов получают отметку «5»).