Самообразование
Материалы по самообразованию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План сам - ния на 2019 г - 2020 г | 44.5 КБ |
Консультация по сам - нию | 36.5 КБ |
Консультация по сам - нию | 137 КБ |
План сам - ния на 2018 г - 2019 г | 29.03 КБ |
Массаж кистей | 264.39 КБ |
Пальчиковая гимнастика | 88.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА: «Развитие речи детей во второй младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий»
Воспитатель: Байбулова Н.А.
Период работы над темой: 1 год
Месяц начала работы над темой: сентябрь 2019 г.
Месяц окончания работы: май 2020 г.
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи:
1. Интегрировать пальчиковые игры, упражнения в речевой деятельности детей;
2. Совершенствовать мелкую моторику детей через пальчиковые игры;
3. Систематизировать работу по совершенствованию пальчиковой моторики;
4. Дать знания родителям о значимости пальчиковых игр, о нетрадиционных формах работы с детьми.
5. Содействовать нормализации речевой функции.
6. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.
Методы и приёмы работы:
Традиционные:
Пальчиковый игротренинг.
Массаж кистей рук.
Пальчиковая гимнастика, физкультминутки.
Пальчиковые тигры со стихами, со скороговорками.
Пальчиковый театр.
Нетрадиционные технологии:
Лепка из пластилина и солёного теста с использованием природного материла (крупы, ракушки и т.д.)
Конструирование из бумаги в технике оригами, работа с конструктом.
Различные виды аппликаций.
Шнуровки.
Пазлы, мозаика.
Работа со счётными палочками.
Самомассаж кистей и пальцев рук.
Нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, зубной щёткой, свечкой.
Ручной труд: нанизывание бус.
Рисование по трафаретам, штриховка.
Актуальность:
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В.А. Сухомлинский»
«Рука – это, своего рода, внешний мозг человека» - писал Кант.
В нашем дошкольном учреждении большое внимание уделяют развитию речи детей. Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Для развития речи детей мы используем в своей работе пальчиковые игры и нетрадиционные технологи Мы выбрали тему по самообразованию «Развитие речи детей во второй младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий», так как эта тема очень актуальна и имеет немаловажное значение в жизни наших воспитанников. Организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они увлекают детей и приносят им радость. Работа по развитию мелкой моторики предполагает тесное общение с детьми и родителями. Что благоприятно влияет на отношения и дружескую атмосферу в детском коллективе.
План работы на 2019 - 2020 учебный год.
Месяц | Формы работы |
Сентябрь | Изучить литературу по данной теме |
Октябрь | Внедрить в работу с детьми. Массаж кистей. |
Ноябрь | Составить картотеку игр для развития мелкой моторики рук. Пальчиковая гимнастика. |
Декабрь | Консультация для родителей: «Значение развития мелкой моторики рук для детей младшего дошкольного возраста». Ручной труд: нанизывание бус, шнуровки. Рисование по трафаретам, штриховки. |
Январь | Развитие мелкой моторики рук в процессе изобразительной деятельности. Рисуем нетрадиционным способом. Пазлы, мозаика, работа со счётными палочками. |
Февраль | Разучивание новых пальчиковых игр, повторение старых. Консультация для родителей: «Пальчиковая гимнастика и развитие речи детей». Различные виды аппликаций. |
Март | Использование нетрадиционных методов в работе: лепка с использованием природного материала (семена, ракушки, крупы); самомассаж кистей пальцев рук. |
Апрель | Чтение рассказов, потешек, стихотворений пир помощи пальчиков. Пальчиковый театр. Конструирование и бумаги в технике оригами. |
Май | Повторение пальчиковых игр. Применение всех ранее используемых техник в деятельности детей. |
Предварительный просмотр:
Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста
Физическое и психическое развитие детей младшего дошкольного возраста во многом определяется развитием движений.
Мелкая моторика-это разновидность движений, в которых участвуют мелкие мышцы. Эти движения не являются безусловным рефлексом, как ходьба, бег, прыжки и требуют специального развития.
Развитие мелкой моторики рук детей важно для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие действия.
Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.
Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В. М. Бехтерева подтверждают влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребенка. Исследование М. М, Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представление в коре больших полушарий мозга. Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка моторной стороны речи
Развивать мелкую моторику можно различными методами (лепка, раскрашивание картинок, собирание пазлов, мозаики и т.п.), но в младшем дошкольном возрасте использование этих занятий ограничено в силу того, что внимание детей неустойчиво и кратковременно. И тут нам на помощь приходят пальчиковые игры и упражнения, в которых я использую игрушки, различные предметы (фигурки из поролона, шарики разных размеров и из разных материалов, шнуровки, бумагу для комкания и разрывания, счётные палочки, прищепки), сопровождая упражнения пением, музыкой, стихами, потешками.
Играя с пальчиками, мы создаём благоприятный эмоциональный фон, развиваем умение подражать взрослому, учим вслушиваться и понимать смысл речи, повышаем речевую активность ребенка.
Если ребенок, выполняя упражнения, сопровождает их короткими стихотворными строчками, то его речь становится более четкой, ритмичной, яркой.
В своей работе я использую «Пальчиковые игры» и игры «Расскажи стихи руками». Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. В ходе «Пальчиковых игр» дети, повторяя движения вслед за мной, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Игры «Расскажи стихи руками» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях: «вправо», «влево», «вверх», «вниз». Эти упражнения направлены на улучшение подвижности пальцев, развитие их силы и гибкости и, как следствие, улучшение почерка. Так же эти игры позволяют детям раскрепоститься, почувствовать себя уверенными, способствуют налаживанию доверительных отношений с взрослыми.
Какова же методика проведения этих игр?
Сначала воспитатель читает стихотворение, затем читает еще раз и одновременно выполняет движения, потом взрослый еще раз читает стихотворение и показывает его вместе с ребятами.
Вначале все упражнения выполняются медленно. Нужно следить, чтобы ребенок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев и правильно переключался с одного движения на другое. При необходимости нужно помочь малышу или научить его помогать себе второй рукой.
Упражнения отрабатываются сначала одной рукой (если не предусмотрено участие обеих рук), затем другой рукой, после этого - двумя одновременно.
Если упражнения показано на картинке, то для создания зрительного образа я показываю ребенку рисунок и объяснить, как выполняется упражнения. Постепенно надобность в объяснениях отпадает.
Развивая моторику рук, нужно не забывать о том, что у ребенка две руки. Упражнения надо дублировать: выполнять и правой рукой и левой. Развивая правую руку, мы стимулируем развитие левого полушария мозга. И наоборот, развивая левую руку, мы стимулируем развитие правого полушария.
Когда дети поймут принцип игры, они сами начнут выдумывать движения - это необходимо поощрять. Следующие стихотворения, прочитав один раз, я предлагаю изобразить самим детям, что обычно вызывает бурю восторга и море фантазии.
Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры-потешки. Недаром из поколения в поколение передаются забавные народные потешки, пальчиковые игры, такие как:
- «Сорока-сорока...»,
- «Ладушки-ладушки...»,
- «Идет коза рогатая...»,
- «Пальчик-мальчик, где ты был?...»,
- «Этот пальчик дедушка... «и другие.
В работу по развитию мелкой моторики я обязательно вовлекаю родителей. Для них провожу индивидуальные консультации, а также даю рекомендации и предлагаю различные пальчиковые игры в виде печатной информации в родительском уголке.
В заключении хотелось бы дать несколько простых рекомендаций по проведению пальчиковых игр:
- игры и упражнения, пальчиковые разминки должны проводиться систематически;
-перед началом игры создайте положительный эмоциональный настрой;
- длительность игр с 2-летними детьми -5-10 мин; занятия с детьми 3-4 лет не должны превышать 15, а с ребятами 5 лет- 25 мин;
-обязательно хвалите малыша, не занижайте его самооценку, внушайте уверенность в том, что у него всё получится.
Конечно, развитие мелкой моторики – не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребенка будет прекрасно развитая моторика, но с ним не будут разговаривать, то речь малыша будет недостаточно развита. То есть, необходимо развивать речь ребенка в комплексе: много и активно общаться и в быту, и в детском саду, вызывая его на разговор, стимулируя его вопросами, просьбами, необходимо читать ему книги, рассказывать обо всем, что его окружает, показывать картинки, которые малыши с удовольствием рассматривают. И плюс к этому, развивать мелкую моторику.
Предварительный просмотр:
Пальчиковая гимнастика и развитие речи
детей дошкольного возраста
Многим известно о взаимосвязи развития речи и тонких движений рук, или иначе говоря, ручной и речевой моторики. Рука, пальцы, ладони - едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности ребёнка. Самое активное формирование речи ребенка происходит в возрасте от 0 до 3 лет (к 3 годам фраза должна быть сформирована), поэтому нужно начинать заниматься развитием тонких движений рук с самого рождения. Сгибая-разгибая малышу пальчики, массируя ему кисти, знайте - в это время вы посылаете импульсы в его речевые центры. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (т.к. при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.
Пальчиковая гимнастика помогает:
- Развивать речь.
- Повышать работоспособность коры головного мозга.
- Развивать у ребенка психические процессы: мышление, внимание,
память, воображение.
- Снимать тревожность.
- Нести в себе моменты радостного общения с близкими людьми.
Умелыми пальчики ребенка становятся не сразу. Пальчиковая гимнастика, как развитие мелкой моторики рук, - простое, но очень полезное занятие, которое можно применять, когда ребенку совсем нечем заняться. Поэтому игры и упражнения необходимо проводить ежедневно, в детском саду и дома, во дворе, в дороге. Для ребенка - это интересная игра. Ребенок вместе с взрослым произносит короткие стишки, при этом, каждая фраза сопровождается движениями пальчиков. Если ребенок воспринимает пальчиковую гимнастику как игру, то он с удовольствием выполняет все задания предложенные взрослым. Во время занятий учитывайте индивидуальные особенности вашего ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. То, что кажется простым для нас, взрослых, очень сложно и трудно выполнить детям. Первые неудачи могут вызвать разочарование, и даже раздражение. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, - это будет подкреплять интерес к играм. Приступив к игре, не забывайте, что вы - самый родной и близкий человек для вашего ребенка, и чувство эмоциональной защищенности не должно покидать вашего ребенка ни на миг.
Немаловажным элементом для развития речи дошкольника является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия дополняются стихотворными текстами. Стихи вызывают интерес и легко усваиваются ребенком, надолго оставаясь в памяти. Рифма для ребенка служат своего рода волшебством, которое утешает и успокаивает.
Пальчиковые игры для детей младшего дошкольного возраста
«Осень»
Вышла осень погулять, «Идём» указательным и средним пальцами одной
руки.
Стала листья собирать. Одной рукой «подбираем» листья и «кладём» в
другую.
«Дождик»
Дождик, дождик Стучи пальчиками поочерёдно
Целый день
Барабанит в стекла.
Вся земля, Сжимаем и разжимаем кулачки
Вся земля
От воды размокла...
«Деревья»
Здравствуй, лес, Поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы.
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
«Осень, осень»
Осень, осень, Трем ладошки друг о друга
Приходи! Зажимаем кулаки по очереди
Осень, осень, Трем ладошки друг о друга
Погляди! Ладони на щеки
Листья желтые кружатся, Плавное движение ладонями
Тихо на землю ложатся. Ладони гладят по коленям
Солнце нас уже не греет, Сжимаем и разжимаем кулаки по очереди
Ветер дует все сильнее, Синхронно наклоняем руки в разные стороны
К югу полетели птицы, «Птица» из двух скрещенных рук
Дождик к нам в окно стучится. Барабанить пальцами тo по одной, то по другой ладони
Шапки, куртки надеваем Имитируем
И ботинки обуваем Топаем ногами
Знаем месяцы: Ладони стучат по коленям
Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь. Кулак, ребро, ладонь
«Осенние листья»
Раз, два, три, четыре, пять, Загибают пальчики, начиная с большого
Будем листья собирать. Сжимают и разжимают кулачки.
Листья березы, Загибают пальчики, начиная с большого
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем. «Шагают» по столу»
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 с. Перелюб Перелюбского муниципального района Саратовской области»
Согласовано Руководитель МО МБДОУ «Детский сад № 1 с. Перелюб» ______________/ Л.Р. Бевер / | Утверждаю Заведующий МБДОУ «Детский сад № 1с. Перелюб» __________________/Е.В. Усачева/ Приказ № 96 от 31.08.2018г |
ПЛАН
самообразования
воспитателя
на 2018-2019 учебный год
Рассмотрено На заседании педагогического совета Протокол № 1 от 31.08.2018г Воспитатель: Байбулова Н.А. Образование: среднее-профессиональное Стаж:4 года Категория: соответствие зан. должности |
с. Перелюб
2018г
ТЕМА: «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с правилами дорожного движения»
НАПРАВЛЕНИЕ: Познавательное
ВОСПИТАТЕЛЬ: Байбулова Неля Анатольевна
ДАТА НАЧАЛА НАД ТЕМОЙ РАБОТЫ: сентябрь 2018г
ОКОНЧАНИЕ РАБОТЫ: май 2019г
ФОРМА САМООБРАЗОВАНИЯ: индивидуальная, групповая.
ЦЕЛЬ:
Повысить свой профессиональный уровень; систематизировать работу по формированию знаний о правилах дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста.
ЗАДАЧИ:
- Формировать безопасное поведение на улице у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с правилами дорожного движения;
- Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортном процессе.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- Расщирение представлений детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения.
- Сформированность навыков спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде.
- Умения детей предвидеть опасные ситуации и обходить их.
- Повешение активности родителей и детей к обеспечению безопасности дорожног движения.
АКТУАЛЬНОСТЬ:
В наши дни очень актуальной становится тема предупреждения дорожного травматизма. Для ребенка умение вести себя на дороге зависит не только от его желания или нежелания это делать. Ребенок является самым незащищенным участником дорожного движения, и во многом поведение детей на дороге обусловлено их восприятием дорожной ситуации. Именно поэтому безопасность детей на дороге можем обеспечить мы, взрослые: родители, учителя, воспитатели, прохожие. Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге, необходимо с раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные, правила усвоенные впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека. Важно еще то, что данная тема тесно переплетается с развитием ориентировки в пространстве и предполагает формирование таких качеств личности, как внимание, ответственность за свое поведение, уверенность в своих действиях. Все это составляет основу воспитания грамотного и уверенного в себе пешехода и водителя. Эта проблема представляется настолько актуальной, что послужила мне основанием для выбора данной темы, темой по самообразованию.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ
НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
№ | Тема | Дата | Формы, методы, приемы, средства. | Форма реализации на разных уровнях |
1 | Начало ознакомления с темой | Сентябрь - октябрь | Подбор и изучение методической и художественной литературы, подбор игр, плакатов по правилам дорожного движения. | Обмен опыта с коллегами |
2 | «Наша улица» | Ноябрь | Изготовление макета улицы, дорожных знаков, макетов домов, макет светофора, изготовление атрибутов для игр по ПДД. | МБДОУ «Детский сад №1» группа «Золотой ключик» |
3 | «Я по улице иду» | Декабрь | Целевая прогулка к перекрестку. Беседы по теме ПДД. | Консультация для родителей «По дороге в детский сад» |
4 | «Трехглазый дружок» | Январь | Загадывание загадок о светофоре, рассматривание картин с изображение светофора. Д/и «Найди правильный светофор», «Почини светофор» и т.д.. | Поделка «Трехглазый дружок» изготовленная детьми |
5 | «Бульвар дорожных знаков | Февраль | Чтение художественной литературы . Рисование дорожных знаков «Узнай и нарисуй». С/и «Ты сегодня пешеход», «ДПС» и др.. | Фотоотчет на сайтах и в группе |
6 | Папки - передвижки | Март | Изготовление папок передвижек по правилам дорожного движения. | Обмен опытом на сайтах и в группе |
7 | Правила поведения на улице | Апрель | Беседы, п/и «Светофор», «Автомобили» и другие, развлечения. | МДОУ «Детский сад №1», памятки для родителей |
8 | Анализ работы с детьми по изучаемой теме | Май | Мониторинг, анкетирование для родителей. | МДОУ «Детский сад №1» группа «Золотой ключик» |
Отчет по самообразованию
воспитателя Байбуловой Н.А.
на 2018-2019 учебный год
№ п/п | Содержание | Сроки | Отчет о выполнении |
1 | Подбор и изучение методической и художественной литературы, подбор игр, плакатов по правилам дорожного движения. | Сентябрь-октябрь | Выполнено |
2 | Изготовление макета улицы, дорожных знаков, макетов домов, макет светофора, изготовление атрибутов для игр по ПДД. | Ноябрь | Выполнено |
3 | Прогулки, беседы. | Декабрь | Выполнено |
4 | Загадки, рассматривание картин, дидактические игры. | Январь | Выполнено |
5 | Чтение художественной литературы, рисование дорожных знаков, сюжетно-ролевые игры. | Февраль | Выполнено |
6 | Изготовление папок - передвижек. | Март | Выполнено |
7 | Беседы, подвижные игры, развлечения. | Апрель | Выполнено |
8 | Мониторинг, анкетирование. | Май | Выполнено |
Предварительный просмотр:
Самомассаж пальцев
и кистей рук
Научно доказано, что у детей с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе и плохая координация мелкой моторики. Неоспорим тот факт, что активные движения пальцев рук, как бы подготавливают почву для последующего формирования речи. Чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. С другой стороны, формирование движений тоже происходит при участии речи.
Т.е. рекомендуется сочетать массаж артикуляционных органов с массажем рук. Это благотворно влияет как на развитие мелкой моторики пальцев рук, так и на развитие речи.
Весь материал, в котором предполагаются движения (особенно рук), лучше усваивается в стихотворной форме, т.к. стихи дают возможность войти в ритм движения. Проговаривание деятельности дает огромный эффект. Ритм речи, особенно стихотворной, способствует развитию координации и произвольной моторики. Кроме того, с помощью стихотворений вырабатывается правильный ритм дыхания, развивается речеслуховая память.
Самомассаж осуществляется с помощью различных приспособлений:
- Массажных мячиков;
- Шестигранных карандашей;
- Бельевых прищепок;
- Ватных палочек;
- Щёток массажных;
- Губок;
- Бигуди;
- Сосновых шишек;
- Грецких орехов.
Противопоказания к массажу и самомассажу являются гнойничковые и грибковые заболевания кожи.
Все упражнения разработаны в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ
1.Самомассаж ладоней пластмассовым ковриком «травка» | |
Гладила мама –ежиха ежат: «Что за пригожие детки лежат!» | На каждый ударный слог осуществляется поглаживающие движения ладонями. Поверхности «иголочек» касаются не только пальцы, но и ладони. Направление движений – к себе. |
2.Самомассаж ладоней сосновыми шишками | |
Осень шагает в жёлтом пальтишке, С кедров сшибает бурые шишки. Г. Граубин | «Шагают» пальчиками по поверхности стола. Крепко сжимают шишки в ладони. |
3.Самомассаж подушечек пальцев | |
Шел медведь к своей берлоге, Да споткнулся на пороге. «Видно очень мало сил Я на зиму накопил»,- Так подумал и пошел Он на поиск диких пчел. Все медведи – сладкоежки, Любят, есть медок без спешки, А наевшись, без тревоги До весны сопят в берлоге. | Кисть одной руки лежит на столе ладонью вниз, пальцы разведены. Другая рука указательным пальцем по очереди прижимает каждый ноготь (катая его на подушечке вправо-влево). На каждую строку осуществляется разминание одного пальца. После 5 строчки – смена рук. |
4.Самомассаж фаланг пальцев | |
Вырос у нас чесночок, Перец, томат, кабачок, Тыква, капуста, картошка, Лук и немножко горошка. Овощи мы собирали, Ими друзей угощали, Квасили, ели, солили, С дачи домой увозили. Прощай же на целый год, Наш друг – огород! | На каждый ударный слог осуществляется разминание фаланг одного пальца (на каждую строчку – разминание одного пальца). Направление движения – от ногтевой фаланги к основанию пальца. После 5 строчки – смена рук. |
5.Самомассаж – «Щелчки» | |
Поднял ушки бурундук. Он в лесу услышал звук: - Это что за громкий стук, Тук, да тук, тук да тук? - А пойдем, - сказал барсук, Сам увидишь этот трюк: Это дятел сел на сук, И без крыльев, и без рук Ищет он, где спрятан жук, Вот и слышен перестук! | Ладонь прижата к столу, пальцы разведены. Другая рука поднимает пальцы по одному (лежащая рука с силой прижимается, сопротивляясь подъему). Затем палец отпускают, и он со стуком резко падает на стол. На каждую строку поднимают один палец. После 5 строчки – смена рук. |
6.Самомассаж ладоней шишками | |
У сосны, у пихты, ёлки очень колкие иголки, Но ещё сильней, чем ельник, вас ужалит можжевельник. Н. Селютина. | Катают шишку между ладонями круговыми движениями. Крепко сжимают шишку в ладони. |
7.Самомассаж ладоней массажными мячиками | |
Жёлудь, жёлудь, прорастай! И дубочек вырастай! Дорастай до тучи! Крепкий дуб, могучий! Н. Быкова. | Катают мячик между ладонями круговыми движениями. Поднимаются на носочки. Поднимают руки. Опускают руки, катают мячик вокруг большого пальца. |
8.Самомассаж ладоней массажными мячиками | |
Мы капусту рубим, рубим, Мы капусту солим, солим, Мы капусту трём, трём, Мы капусту жмём, жмём. | Ребром ладони стучат по мячику. Подушечками пальцев трогают мячик. Потирают пальцами о шарик. Сжимают мячик в куличке. |
9.Самомассаж ладоней массажными мячиками | |
Сливу я держу в руке, зажимаю в кулаке, Отпускаю, разжимаю и ладошками катаю. Н. Нищева. | Движения соответствуют тексту. |
10.Самомассаж ладоней массажными мячиками | |
Мячик мой не отдыхает, На ладошке он гуляет. Взад-вперед его качу, Вправо-влево — как хочу. Сверху — левой, снизу — правой Я его катаю браво. | Вертеть их в руках, щелкать по ним пальцами и «стрелять», состязаясь в меткости. |
11.Самомассаж пальцев рук с помощью бельевых прищепок «Морковка» | |
Мы приходим в огород. Что это у нас растёт? Ухватив за хвостик ловко, Тянем спелую морковку! О. Узорова, Е. Нефёдова. | Дети «идут» пальчиками по столу. «Рисуют» указательным пальцем правой руки на левой ладони знак вопроса. Тянут безымянный палец левой руки прищепкой, затем меняют руки, повторяют несколько раз. |
12.Самомассаж ладоней сушёным горохом в «сухом» бассейне | |
Твёрдые горошинки прямо в землю брошены – Значит, вырастет горох, урожай совсем неплох! М. Манакова | Сжимают горсть гороха в руке. Катают горох круговыми движениями между ладонями. |
13.Точечный самомассаж ватными палочками «Смородина» | |
Как на щёчке родинки, Чёрные смородинки. На кустах в саду растут – Похозяйничаем тут. М. Манакова | Нажимают на подушечку каждого пальца ватной палочкой, затем ставят палочку на большой палец руки и держат указательным, затем меняют руки и повторяют на другой руке. |
14.Самомассаж пальцев рук прищепками | |
С ветки ягоды снимаю И в лукошко собираю. В. Лихоед | Тянут прищепкой поочерёдно все пальцы на правой руке, затем на левой. |
15.Самомассаж лица и губ «Черничный кисель» | |
Мы едим кисель черничный, Аппетит у нас отличный. А усы черничные очень симпатичные! П. Синявский | Облизывают губы по кругу языком. Показывают большие пальцы. Указательными пальцами «рисуют» на щеках усы. |
16.Самомассаж ладоней массажными мячиками | |
Ёжик ёрзает под шляпой. Мы его поймали с папой. Ёж иголки выпустил. - Не волнуйся, выпустим! М. Шварц | Накрывают правую ладонь левой и катают мячик. Показывают мячик. Дотрагиваются до мячика каждым пальцем. Гладят мячик ладонью. |
17.Самомассаж пальцев рук «Пальто» | |
Без пальто гулял глупышка, И замёрз он как ледышка. Чтобы пальчик отогреть, будем мы его тереть. О. Узорова, Е. Нефёдова. | Дети растирают мизинец левой руки указательным и средним пальцами правой, затем наоборот. |
18.Самомассаж головы «Шапка» | |
Мама шапку мне связала, Чтобы я не замерзала, Во дворе весь день гуляла, С детворой в снежки играла. В. Лихоед | Ведём пальцами, словно граблями, от макушки ко лбу, вискам, затылку. Пальчики «бегают» по поверхности головы, затем расчёсывают волосы пальцами. |
19.Самомассаж рук губкой «Стирка» | |
Постираем в ванночке рубашечку для Анночки, Платьице для Олечки, трусики для Колечки, Кофточку Мариночке, платочек для Ириночки Г. Лагздынь | Гладят ладонь жёсткой стороной губки. |
20.Самомассаж пальцев рук прищепками | |
Как у нашей кошки на ногах сапожки. Как у нашей свинки на ногах ботинки. А у пса на лапках – голубые тапки. А козлёнок аленький обувает валенки. А сыночек Вовка – новые кроссовки. Вот так! Вот так! Новые кроссовки! Н. Нищева | На каждое название надевают нетугую прищепку на каждый палец, начиная с мизинца. Показывают большие пальцы. |
21.Самомассаж пальцев рук прищепками | |
Кусается сильно котенок – глупыш, Он думает: это не палец, а мышь. - Но я же играю с тобою малыш! - А будешь кусаться – скажу тебе «кыш»! | Бельевой прищепкой на ударные слоги стиха поочередно «кусаем» ногтевые фаланги: от указательного к мизинцу и обратно. После первого двустишья – смена рук. Необходимо проверить, чтобы прищепки были не слишком тугие. |
22.Самомассаж ватными палочками «Барабан» | |
Барабанить можно громко, Барабанить можно звонко, Барабанить сильно можно, Только тихо очень сложно! Т. Коваль | Дети многократно нажимают палочками на ладонь; смена рук. |
23.Самомассаж ладоней щётками «Лошадка» | |
Я люблю свою лошадку. Причешу ей шёрстку гладко, Гребешком приглажу хвостик И верхом поеду в гости. А. Барто | Поглаживающие движения щёткой по ладоням. |
24.Самомассаж ладоней шестигранным карандашом «Юла» | |
У щенка забот немало: вот юла затанцевала – Раскрутил щенок в углу эту юркую юлу. М. Манакова | Вращать шестигранный карандаш между большим, средним, указательным пальцами. |
25.Самомассаж ладоней шестигранным карандашом | |
Карандаш в руках катаю, Между пальчиков верчу. Непременно каждый пальчик, Быть послушным научу. | Пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами, удерживая его в определенном положении в правой и левой руке. |
26.Самомассаж шестигранным карандашом | |
Кружится веретено, ниточку прядёт оно. Нитку я перебираю, из неё клубок мотаю. И. Лопухина | Вращать шестигранный карандаш большим, указательным и средним пальцами. Наматывать нитку на карандаш. |
27.Самомассаж ладоней шестигранным карандашом | |
Самолёт построим сами, понесёмся над лесами, Понесёмся над лесами, а потом вернёмся к маме. А. Барто | Удерживаем карандаш между большим, указательным и средним пальцами, затем вращаем по часовой стрелке. |
28.Самомассаж ладоней ватными палочками | |
На стекле морозный иней. Сколько чёрточек и линий! Н. Френкель | Рисование ватными палочками линий от кончика каждого пальца до запястья. |
29.Самомассаж с помощью бигуди «Метелица» | |
Крутит, вертит, стелется По дворам метелица, Заметает все пути, Не проехать, не пройти. Н. Нищева | Покручивают бигуди между указательным и большим пальцами. Вращают бигуди на ладони. Проводят по каждому пальцу. Катают между ладонями. |
30.Самомассаж ладоней шишками | |
Ходит ёжик без дорожек, не бежит ни от кого. С головы до ножек весь в иголках ёжик. Как же взять его? А. Капралова. | Катают шишку медленно между ладонями круговыми движениями. |
31.Самомассаж грецкими орехами и прищепками «Белкин обед» | |
Яблоко ела, куснула морковку, Орехи разгрызла Быстро и ловко. Всё надкусила, Что рядышком было! Как лучшее блюдо, особый успех имел очень прочный грецкий орех. А. Шевченко | «Покусывают» пальцы прищепкой на каждое название. Хлопают в ладоши. Покусывают пальцы прищепкой на другой руке. Хлопают в ладоши. Катание грецких орехов между ладонями. |
32.Самомассаж ладоней еловыми шишками, грецкими орехами | |
Сколько на ёлочке шариков цветных, Розовых пряников, шишек золотых. З. Александрова | Катают предмет между ладонями круговыми движениями. |
33.Массаж грецкими орехами (каштанами) | |
Научился два ореха, Между пальцами катать. Это очень мне поможет Карандаш в руке держать. | Катать два ореха между ладонями. Прокатывать один орех между двумя пальцами. |
34.Самомассаж с помощью бигуди | |
По шоссе снуют машины, По шоссе снуют их шины. Под шуршанье шустрых шин Сладко спит шофёра сын. А. Шевченко | Дети катают бигуди между ладонями вращательными движениями. |
35.Самомассаж ватными палочками «Иголка» | |
Иголка - иголка, ты остра и колка, Не коли мне пальчик, шей сарафанчик! | Дети ставят палочку на большой палец руки и держат указательным, затем нажимают на подушечку каждого пальца ватной палочкой; смена рук. |
36.Самомассаж «Молоток» массажным мячиком | |
Тук – тук – тук, молоток – мой лучший друг. Г. Виеру | Поколачивание ладони кулачком противоположной руки, в которой зажат массажный мячик. |
37. Упражнения с маленькими пластмассовыми крышками «Ходилочка» | |
Вот коленки все в зелёнке У сестрёнки у Алёнки. Чтоб не падать, не реветь, Надо под ноги смотреть. Н. Нищева | Ритмично «шагают» пальчиками обеих рук вперёд. Ритмично «шагают» пальчиками обеих рук назад. |
38.Упражнение с каучуковыми мячиками «Китайские шары» | |
Вы видали циркача? Мяч идет вокруг мяча! Кружит с видом знатока, Будто шмель вокруг цветка. | Ребенку дается по паре каучуковых мячиков. Он кладет их в ладошку и старается обвести один мяч вокруг другого. После 2-й строчки – смена рук. |
Предварительный просмотр:
ПАЛЬЧИКОВАЯ
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Пальчиковая гимнастика являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. "Пальчиковые игры" как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Благодаря развитой руке, расширяются возможности ребенка в формировании пространственных представлений, в знакомстве со свойствами и качествами предметов через непосредственные практические действия с этими предметами.
«Дружные пальчики»
- Пальчик, пальчик, где ты был?
(пальчики сгибаются в кулачок и разгибаются)
- С этим пальцем в лес ходил.
- С этим пальцем щи варил.
- С этим пальцем кашу ел.
- С этим пальцем песни пел.
(на каждую строчку загибается один пальчик)
«Наша группа»
В нашей группе все друзья.
(ритмично стучат кулачками по столу)
Самый младший – это я.
Это Маша,
Это Саша,
Это Юра,
Это Даша.
(разжимают кулачки, начиная с мизинчика)
«Семья»
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я!
«Как у нас семья большая»
Как у нас семья большая
Да весёлая.
(ритмичные хлопки в ладоши и удары кулачками попеременно)
Два у лавки стоят,
(загнуть большие пальцы на обеих руках)
Два учиться хотят,
(загнуть указательные пальцы на обеих руках)
Два Степана у сметаны объедаются.
(загнуть средние пальцы)
Две Дашки у кашки питаются.
(загнуть безымянные пальцы)
Две Ульки в люльке качаются.
(загнуть мизинцы)
«Пальчики засыпают»
Этот пальчик хочет спать.
Этот пальчик – прыг в кровать!
Этот пальчик прикорнул.
Этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики. Ура!
В детский сад идти пора.
«Игрушки»
На большом диване в ряд
Куклы Катины сидят:
(попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками)
Два медведя, Буратино,
И весёлый Чиполлино,
И котёнок, и слонёнок.
(поочерёдно загибают пальчики)
Раз, два, три, четыре, пять
(поочерёдно разгибают пальчики)
Помогаем нашей Кате
Мы игрушки сосчитать.
(попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками)
«Есть игрушки у меня»
Есть игрушки у меня:
(хлопают в ладоши и ударяют кулачками друг о друга попеременно)
Паровоз и два коня,
Серебристый самолёт,
Три ракеты, вездеход,
Самосвал, подъёмный кран –
Настоящий великан.
(загибают пальчики на обеих руках)
Сколько вместе?
Как узнать?
Помогите сосчитать!
(хлопают в ладоши и ударяют кулачками друг о друга попеременно)
«Осенние листья»
Раз, два, три, четыре, пять,
(загибают пальчики, начиная с большого)
Будем листья собирать.
(сжимают и разжимают кулачки)
Листья берёзы,
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
(загибают пальчики, начиная с большого)
Листики дуба мы соберём,
Маме осенний букет отнесём.
(«шагают» по столу средними и указательными пальчиками)
«Осень»
Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал:
(плавные волнообразные движения ладонями)
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с берёзки – золотой,
(загибают по одному пальчику на обеих руках)
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку.
(спокойно укладывают ладони на стол)
«Вышел дождик погулять»
Раз, два, три, четыре, пять,
(удары по столу пальчиками обеих рук. Левая начинает с мизинца, правая – с большого пальца)
Вышел дождик погулять.
(беспорядочные удары по столу пальчиками обеих рук)
Шёл неспешно, по привычке,
А куда ему спешить?
(«шагают» средним и указательным пальчиками обеих рук по столу)
Вдруг читает на табличке:
«По газону не ходить!»
(ритмично ударяют то ладонями, то кулачками по столу)
Дождь вздохнул тихонько:
(часто и ритмично бьют в ладоши)
- Ох!
(один хлопок)
И ушёл. Газон засох.
(ритмичные хлопки по столу)
«Компот»
Будем мы варить компот,
Фруктов нужно много. Вот!
(левую ладошку держат «ковшиком», указательным пальцем правой руки «мешают»)
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить.
Отожмём лимонный сок,
Слив положим и песок.
(загибают пальчики по одному, начиная с большого)
Варим, варим мы компот.
Угостим честной народ.
(опять «варят» и «мешают»)
«Овощи»
У Лариски – А у Вовки –
Две редиски. Две морковки.
У Алёшки – Да ещё у Петьки –
Две картошки. Две хвостатых редьки.
У Серёжки сорванца –
Два зелёных огурца.
«Однажды хозяйка с базара пришла»
Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла
(шагают пальчиками по столу)
Картошку, капусту, морковку,
Горох, петрушку и свёклу.
(загибают по одному пальчику на каждый овощ на обеих руках)
Ох!
(хлопок)
Вот овощи спор завели на столе –
Кто лучше, вкусней и нужней на земле.
(попеременные удары кулачками и ладонями)
Картошка? Капуста? Морковка?
Горох? Петрушка иль свёкла?
(загибают по одному пальчику на каждый овощ на обеих руках)
Ох!
(хлопок)
Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала
(стучат ребром каждой ладони по столу)
Картошку, капусту, морковку,
Горох, петрушку и свёклу.
(загибают по одному пальчику на каждый овощ на обеих руках)
Ох!
(хлопок)
Накрытые крышкой, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке
(ладони складывают крест-накрест на столе)
Картошка, капуста, морковка,
Горох, петрушка и свёкла.
(загибают по одному пальчику на каждый овощ на обеих руках)
Ох!
(хлопок)
И суп овощной оказался неплох!
(показывают, как едят суп)
«За ягодами»
Раз, два, три, четыре, пять,
(пальчики обеих рук «здороваются», начиная с больших)
В лес идём мы погулять.
(обе руки «идут» указательными и средними пальцами по столу)
За черникой,
За малиной,
За брусникой,
За калиной.
Землянику мы найдём
И братишке отнесём.
(загибают пальчики, начиная с большого)
«Грибы»
Топ-топ – пять шагов,
(дети «шагают» пальчиками по столу)
В туесочке пять грибов.
Мухомор красный –
Гриб опасный.
(сгибают и разгибают кулачки)
А второй – лисичка,
Рыжая косичка.
Третий гриб – волнушка,
Розовое ушко.
А четвёртый гриб – сморчок,
Бородатый старичок.
Пятый гриб – белый,
Ешь его смело!
(на каждое двустишие дети разгибают по одному пальчику, начиная с большого)
«Алёнка»
Алёнка-маленка
Шустра, быстра:
(хлопок ладонями, удар кулаками друг о друга – 2 раза)
Воды наносила,
Сарафан дошила,
Носок довязала,
Ягод насобирала,
Песню допела,
(загибают пальчики по одному)
Везде поспела.
В охотку ей дело.
(хлопок ладонями, удар кулаками друг о друга – 2 раза)
«Наша квартира»
В нашей комнате-столовой –
Есть отличный СТОЛ дубовый,
СТУЛЬЯ – спинки все резные,
Ножки гнутые, витые.
И ореховый БУФЕТ
Для варенья и конфет.
В комнате для взрослых – спальне –
Есть для платьев ШКАФ зеркальный,
Две широкие КРОВАТИ
С одеялами на вате
И берёзовый КОМОД,
Мама там бельё берёт.
А в гостинной КРЕСЛА есть,
Телевизор смотрят здесь.
Есть ДИВАН и СТОЛ журнальный,
В СТЕНКЕ – центр музыкальный.
(на каждое название мебели по одному пальцу загибают – всего 10)
«Много мебели в квартире».
Раз, два, три, четыре,
(загибают пальчики, начиная с большого, на обеих руках)
Много мебели в квартире
(сжимают и разжимают кулачки)
В шкаф повесим мы рубашку,
А в буфет поставим чашку.
Чтобы ножки отдохнули,
Посидим чуть-чуть на стуле.
А когда мы крепко спали,
На кровати мы лежали.
А потом мы с котом
Посидели за столом,
(загибают пальчики на каждое название мебели)
Чай с вареньем дружно пили.
Много мебели в квартире.
(попеременные хлопки ладонями и удары кулачками по столу)
«Помощники»
Раз, два, три, четыре,
(удар кулачками друг о друга)
Мы посуду перемыли:
(одна ладонь скользит по другой по кругу)
Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварёшку.
(загибают пальчики по одному, начиная с большого)
Мы посуду перемыли,
(одна ладонь скользит по другой по кругу)
Только чашку мы разбили,
Ковшик5 тоже развалился,
Нос у чайника отбился.
Ложку мы чуть-чуть сломали,
(загибают пальчики по одному, начиная с большого)
Так мы маме помогали.
(удар кулачками друг о друга)
«Гномики-прачки»
Жили были в домике
Маленькие гномики:
(дети сжимают и разжимают кулачки)
Токи, Пики, Лики, Чики, Мики.
(загибают пальчики, начиная с больших)
Раз, два, три, четыре, пять,
(разгибают пальчики, начиная с мизинцев)
Стали гномики стирать:
(трут кулачки друг о друга)
Токи – рубашки, Чики – носочки,
Пики – платочки, Мики умница был,
Лики – штанишки, Всем водичку носил.
(загибают пальчики, начиная с больших)
«Обувь»
Посчитаем в первый раз,
Сколько обуви у нас.
(попеременные хлопки ладонями и удары кулачками по столу)
Туфли, тапочки, сапожки
Для Наташки и Серёжки,
Да ещё ботинки
Для нашей Валентинки,
А вот эти валенки
Для малышки Галеньки.
(на каждое название обуви загибают по одному пальчику, начиная с большого)
«Новые кроссовки»
Как у нашей кошки
На ногах сапожки.
Как у нашей свинки
На ногах ботинки.
А у пса на лапках
Голубые тапки.
А козлёнок маленький
Обувает валенки.
А сыночек Вовка -
Новые кроссовки.
(загибают на обеих руках пальчики по одному, начиная с больших)
Вот так,
Вот так,
Новые кроссовки.
(шагают по столу указательным и средним пальцами обеих рук)
«Ботинки»
Всюду, всюду мы вдвоём
Неразлучные идём.
(средний и указательный пальчики «шагают» по столу)
Мы гуляем по лугам,
По зелёным берегам,
Вниз по лестнице сбегали,
Вдоль по улице шагали,
После лезем под кровать,
(загибают по одному пальчику, начиная с большого)
Будем там тихонько спать.
(укладывают ладони на стол)
«Мы во двор пошли гулять»
Раз, два, три, четыре, пять,
(загибают пальчики по одному)
Мы во двор пришли гулять.
(«идут» по столу указательными и средними пальчиками)
Бабу снежную лепили,
(«лепят» комочек двумя ладонями)
Птичек крошками кормили,
(«крошат хлебушек» всеми пальчиками)
С горки мы потом катались,
(ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А ещё в снегу валялись.
(кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной)
Все в снегу домой пришли.
(отряхивают ладошки)
Съели суп и спать легли.
(движения воображаемой ложкой; руки под
щёку)
«На ёлке»
Мы на ёлке веселились,
(ритмичные хлопки в ладоши)
И плясали и резвились.
(ритмичные удары кулачками)
После добрый Дед Мороз
Нам подарки преподнёс.
(дети «шагают» средним и указательным пальцами обеих рук по столу)
Дал большущие пакеты,
(«рисуют» руками большой круг)
В них же – вкусные предметы:
(ритмичные хлопки в ладоши)
Конфеты в бумажках синих,
Орешки рядом с ними,
Груша,
Яблоко, один
Золотистый мандарин.
(загибают на обеих руках пальчики, начиная с большого)
«Подарки»
Дед Мороз принёс подарки:
(шагают пальчиками по столу)
Буквари, альбомы, марки,
Кукол, мишек и машины,
Попугая и пингвина,
Шоколадок полмешка
И пушистого щенка!
(на каждое название подарка загибают по одному пальчику сначала на правой, потом на левой руке)
«Ёлочка»
Перед нами ёлочка
(пальцы рук переплетены, из больших пальцев – верхушка «ёлочки»)
Шишечки, иголочки.
(кулачки; указательные пальчики выставлены)
Шарики, фонарики,
(«шарики» из пальцев вверх, вниз)
Зайчики и свечки,
(«ушки» из указательного и среднего пальцев; обе ладони сложены, пальцы сжаты)
Звёзды, человечки.
(ладони сложены, пальцы расправлены; средний и указательный пальцы стоят на столе)
«Пирог»
Падал снег на пирог.
(дети два раза медленно опускают ладони на стол)
Кот слепил себе пирог.
А пока лепил и пёк,
(прижимая ладонь к ладони, показывают, как лепят пирог)
Ручейком пирог утёк.
(«бегут» пальчиками обеих рук по столу)
Пирожки себе пеки
Не из снега – из муки.
(опять показывают, как пекут пирог)
«Сидит белка на тележке»
Сидит белка на тележке,
Продаёт она орешки.
(хлопки ладонями и удары кулачками друг о друга попеременно)
Лисичке-сестричке, Мишке толстопятому,
Воробью, синичке, Заиньке усатому.
(загибают по одному пальчику, начиная с большого)
Кому в платок,
Кому в зубок,
Кому в лапочку.
(хлопки ладонями и удары кулачками друг о друга попеременно)
«Бурёнушка»
Дай молочка, Бурёнушка,
Хоть капельку – на донышке.
(показывают, как доят корову)
Ждут меня котятки,
Малые ребятки.
(делают «мордочки» из пальчиков)
Дай им сливок ложечку,
Творогу немножечко,
Масла, простоквашки,
Молочка для кашки.
(загибают по одному пальчику на обеих руках)
Всем даёт здоровье
Молоко коровье.
(снова доят)
«Рыбка»
Рыбка плавает в водице,
Рыбке весело играть.
(сложенными вместе ладонями дети изображают, как плывёт рыбка)
Рыбка, рыбка, озорница,
(грозят пальчиком)
Мы тебя хотим поймать.
(медленно сближают ладони)
Рыбка спинку изогнула,
(сложенными вместе ладонями изображают, как плывёт рыбка)
Крошку хлебную взяла.
(делают хватательные движения обеими руками)
Рыбка хвостиком махнула,
Рыбка быстро уплыла.
(снова «плывут»)
«Каша»
Каша в поле росла,
(дети подняли руки, шевелят пальчиками)
К нам в тарелку пришла.
(«идут пальчиками по столу)
Всех друзей угостим,
По тарелке дадим.
(в правой ладошке «мешают» указательным пальцем левой руки)
Птичке-невеличке,
Зайцу и лисичке,
Кошке и матрёшке,
(загибают по одному пальчику на обеих руках)
Всем дадим по ложке!
(разжимают кулачки)
«Апельсин»
Мы делили апельсин.
(дети разламывают воображаемый апельсин на дольки)
Много нас,
(показывают 10 пальцев)
А он один.
(показывают 1 палец)
Эта долька – для ежа.
Эта долька – для стрижа.
Эта долька – для утят.
Эта долька – для котят.
Эта долька – для бобра.
(загибают по одному пальчику на каждую строчку)
А для волка – кожура.
(бросательные движения правой рукой)
Он сердит на нас – беда!!!
(сжимают кулаки и прижимают их к груди)
Разбегайтесь – кто куда!!!
(«бегут» пальцами по столу)
«Машина каша»
Маша каши наварила,
Маша кашей всех кормила.
Положила Маша кашу
(сгибают и разгибают кулачки)
Кошке – в чашку,
Жучке – в плошку,
А коту – в большую ложку.
В миску курицам, цыплятам
И в корытце поросятам.
(загибают по одному пальчику)
Всю посуду заняла,
Всё до крошки раздала.
(сгибают и разгибают кулачки)
«Есть у каждого свой дом»
У лисы в лесу глухом
Есть нора – надёжный дом.
Не страшны зимой метели
Белочке в дупле на ели.
Под кустами ёж колючий
Нагребает листья в кучу.
Из ветвей, корней, коры
Хатки делают бобры.
Спит в берлоге косолапый,
До весны сосёт там лапу.
(загибают по одному пальчику)
Есть у каждого свой дом,
Всем тепло, уютно в нём.
(хлопки ладонями)
«Где обедал воробей?»
- Где обедал, воробей?
(машут перекрещёнными ладошками)
- В зоопарке у зверей!
(ладошки изображают раскрывающуюся пасть)
Пообедал я сперва
За решёткою у льва.
Подкрепился у лисицы,
У моржа попил водицы.
Ел морковку у слона.
С журавлём поел пшена.
Погостил у носорога,
Отрубей поел немного.
Побывал я на пиру
У хвостатых кенгуру.
Был на праздничном обеде
У мохнатого медведя.
(на каждое название животного загибают по одному пальчику сначала на левой, затем на правой руке)
А зубастый крокодил
Чуть меня не проглотил.
(изображают раскрывающуюся пасть животного)
«Птички»
Эта птичка – соловей,
Эта птичка – воробей,
Эта птичка – совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель.
(загибают по одному пальчику на обеих руках)
Эта птичка – злой орлан.
(машут сложенными накрест ладонями)
Птички, птички, по домам.
(машут обеими руками, как крыльями)
«Сорока – белобока»
Сорока-белобока Сорока-белобока
Кашку варила, Кашку варила,
Детишек кормила. Детишек кормила
Этому дала, Этому не дала:
Этому дала, Ты воды не носил,
Этому дала, Дров не рубил,
Этому дала, Каши не варил -
Этому дала. Тебе ничего нет!
«Уточка»
Шла уточка бережочком,
Шла серая по крутому.
(«идут» двумя пальчиками по столу переваливаясь)
Вела детей за собою,
И малого, и большого,
(загибают безымянный палец, мизинец)
И самого любимого.
(загибают указательный палец)
«Кормушка»
Сколько птиц к кормушке нашей
Прилетело? Мы расскажем.
(ритмично сжимают и разжимают кулачки)
Две синицы, воробей,
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пёстрых пёрышках.
(на каждое название птицы загибают по одному пальчику)
Всем хватило зёрнышек.
(ритмично сжимают и разжимают кулачки)
«Ласточка»
Ласточка, ласточка, - За морем бывала,
Милая касаточка, Весну добывала.
Ты где была? Несу, несу
Ты с чем пришла? Весну-красну.
(на каждую строчку большой палец «здоровается» дважды с одним пальчиком, начиная с указательного,- сначала на правой, потом на левой руке)
«Дрозд-дроздок»
Дружок ты мой, дрозд,
(машут сложенными ладонями, как крыльями)
В крапинку хвост,
Носик – остренький,
Бочок – пёстренький,
Перья – тонкие,
Песни – звонкие.
(загибают по одному пальчику на обеих руках, начиная с большого)
Весной распеваются,
Зимой забываются.
(машут сложенными ладонями, как крыльями)
«Что принёс нам почтальон?»
Что принёс нам почтальон?
(сжимают и разжимают кулачки)
С толстой сумкой ходит он.
(«шагают» пальчиками по столу)
Перевод, журнал, газету,
В бандероли – две кассеты
И письмо от тёти Вали,
Чтоб её приезда ждали.
(на каждое наименование загибают по одному пальчику, начиная с большого)
«Повар»
Повар готовил обед,
А тут отключили свет.
(ребром ладони стучат по столу)
Повар леща берёт
И опускает в компот.
Бросает в котёл поленья,
В печку кладёт варенье.
Мешает суп кочерыжкой,
Угли бьёт поварёшкой.
Сахар сыплет в бульон.
(загибают пальчики, начиная с большого)
И очень доволен он!
(разводят руками)
«Люблю по городу гулять»
Люблю по городу гулять,
Люблю смотреть, люблю считать.
(«шагают» пальчиками обеих рук по столу)
НЕВСКИЙ – раз, ЗИМНИЙ – два,
Три – красавица НЕВА,
А четыре – мост ДВОРЦОВЫЙ,
Пять – гуляю по САДОВОЙ,
Шесть – к ИСААКИЮ схожу
И на купол погляжу.
Семь – конечно, ЛЕТНИЙ САД.
Как красив его наряд!
Восемь – КРЕПОСТЬ у Невы,
Были там, наверно, вы.
Девять – повстречался мне
МЕДНЫЙ ВСАДНИК на коне.
Десять – из-за поворота
Вижу НАРВСКИЕ ВОРОТА.
(на каждое название загибают по одному пальцу)
«Весна»
Иди, весна, иди, красна,
(«шагают» пальчиками обеих рук по столу)
Принеси ржаной колосок,
Овсяный снопок,
Яблоки душистые,
Груши золотистые,
Большой урожай в наш край.
(загибают по одному пальчику с мизинца)
«Кап, кап, кап»
Кап, кап, кап – звенит капель.
Приближается апрель.
(Ритмично, на каждый слог стучат по столу подушечками пальцев, начиная с большого)
«В школу»
В школу осенью пойду.
(«шагают» пальчиками обеих рук по столу)
Там друзей себе найду,
Научусь писать, читать,
Быстро, правильно считать.
Я таким учёным буду!
(загибают по одному пальчику с мизинца)
Но свой садик не забуду!
(грозят указательным пальчиком)
Используемая литература:
- Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. – 64 с.
- Черенкова Е.Ф. Оригинальные пальчиковые игры. М.: «ДОМ 21 век», 2007. – 186 с.