Статья :"Развитие инициативы и самостоятельности дошкольников в социальных проектах"

Кучмистая Наталья Николаевна

Развитие инициативы и самостоятельности дошкольников в социальных проектах

 

Целевые ориентиры ФГОС ДО определяют следующие социально-нормативные возрастные характеристики дошкольников:

- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности;

- проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности;

-активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми;

- способен договариваться, учитывать интересы и чувства других.

Для достижения данных ориентиров очень хорошо подходят проекты социального характера, где ребенок активно участвует в преобразовании окружающего мира. В основе такого проекта лежит актуальная социальная проблема, требующая разрешения. Это один из способов посильного участия в общественной жизни путем практического решения насущных социальных проблем.

Структура социального проекта имеет некоторые особенности: это, прежде всего, идея, которая направлена на решение конкретной социальной проблемы с использованием заранее определенных ресурсов. Конечным результатом должно стать желаемое изменение ситуации, то есть — решение проблемы.

Социальные проекты, как правило, характеризуются протяженностью во времени и рассчитаны на работу с детьми и родителями во время всего учебного года.

Цель социальных проектов – включение семьи, педагогов и детей дошкольного возраста в разнообразные виды деятельности, позволяющие дошкольникам приобрести опыт социальной активности.

Задачи:

- воспитание начал гуманизма, гуманных отношений между детьми и взрослыми,

-развитие детской инициативы в выборе решений социальной проблемы;

- развитие самостоятельности в планировании и в осуществлении контроля над своей деятельностью,

-развитие у воспитанников чувство ответственности за себя и за окружающих,

-формирование позитивного отношения к старшему поколению, к людям с ОВЗ,

-представление дополнительных возможностей для проявления творческих способностей детей и их родителей, их активного вовлечения в организацию и проведение общих дел.

Примерные названия проектов:

  1. «Мой зеленый город» — экологические проекты и проекты, направленные на благоустройство города (поселка).
  2. «Доброе сердце» — проекты, направленные на посильную помощь пожилым людям и малышам, детям и взрослым людям с ограниченными возможностями здоровья, проекты для помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
  3. «Четвероногие друзья» — проекты, ориентированные на домашних животных.

В рамках проектов рекомендуется проводить различные социальные акции.

Таким образом, проекты социального характера непосредственно влияют на становление личности дошкольника, формирование его активной жизненной позиции.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

На современном этапе развития общества вследствие происходящих в общественной жизни трансформаций процесс социокультурного развития подрастающего поколения приобретает особую значимость с позиций научного рассмотрения. Дошкольное детство является периодом овладения ребенком социальным пространством взаимоотношений. Система социокультурного развития предполагает наличие у подрастающего поколения уважения к родному языку, к самобытной русской культуре и ценностям, к отечественной истории. Система ценностей человека является «фундаментом» его отношения к миру.

Развитие инициативы и самостоятельности дошкольников в социальных проектах

Целевые ориентиры ФГОС ДО определяют следующие социально-нормативные возрастные характеристики дошкольников:

- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности;

- проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности;

-активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми;

- способен договариваться, учитывать интересы и чувства других.

Для достижения данных ориентиров очень хорошо подходят проекты социального характера, где ребенок активно участвует в преобразовании окружающего мира. В основе такого проекта лежит актуальная социальная проблема, требующая разрешения. Это один из способов посильного участия в общественной жизни путем практического решения насущных социальных проблем.

Структура социального проекта имеет некоторые особенности: это, прежде всего, идея, которая направлена на решение конкретной социальной проблемы с использованием заранее определенных ресурсов. Конечным результатом должно стать желаемое изменение ситуации, то есть — решение проблемы.

Социальные проекты, как правило, характеризуются протяженностью во времени и рассчитаны на работу с детьми и родителями во время всего учебного года.

Цель социальных проектов – включение семьи, педагогов и детей дошкольного возраста в разнообразные виды деятельности, позволяющие дошкольникам приобрести опыт социальной активности.

Задачи:

- воспитание начал гуманизма, гуманных отношений между детьми и взрослыми,

-развитие детской инициативы в выборе решений социальной проблемы;

- развитие самостоятельности в планировании и в осуществлении контроля над своей деятельностью,

-развитие у воспитанников чувство ответственности за себя и за окружающих,

-формирование позитивного отношения к старшему поколению, к людям с ОВЗ,

-представление дополнительных возможностей для проявления творческих способностей детей и их родителей, их активного вовлечения в организацию и проведение общих дел.

Примерные названия проектов:

  1. «Мой зеленый город» — экологические проекты и проекты, направленные на благоустройство города (поселка).
  2. «Доброе сердце» — проекты, направленные на посильную помощь пожилым людям и малышам, детям и взрослым людям с ограниченными возможностями здоровья, проекты для помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
  3. «Четвероногие друзья» — проекты, ориентированные на домашних животных.

В рамках проектов рекомендуется проводить различные социальные акции. 

Таким образом, проекты социального характера непосредственно влияют на становление личности дошкольника, формирование его активной жизненной позиции.