Самообразование
Самообразование педагога
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Самообразование 2018-2019 уч.год | 35.59 КБ |
Самообразование 2019-2020 уч.год | 51.71 КБ |
Самообразование 2020-2021 уч.год | 56.32 КБ |
Самообразование 2021-2022 уч.год | 43.45 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА ДЕТСКИЙ САД "АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК"
План
по самообразованию
учителя-логопеда
Шайхавовой Фатимы Батакаевны
2018г.
г. Пыть-Ях
Тема самообразования: «Театрализованная деятельность детей, как средство преодоления речевых нарушений»
Работа начата - 03.09.2018 г.
Предполагается закончить - 31.05.2019 г.
Цель: повысить свою профессиональную компетентность и систематизировать знания по вопросам речевого развития дошкольников в условиях ФГОС ДО.
Задачи:
- Повысить свой теоретический и научно-методический уровень;
- изучить методическую литературу по данной теме;
- развивать речь детей и способствовать коррекции ее нарушений;
- развивать мотивационные устремления ребенка на исправление своих речевых дефектов через театральную деятельность.
Перспективный план на 2018 – 2019 учебный год
Раздел плана | Сроки | Форма работы | Практические выходы | Отчёт о выполнении |
Подготовительный этап | сентябрь | Составление перспективного плана работы. Подбор методической литературы. Знакомство с интернет-ресурсами по теме. | Создание методической копилки по теме | |
Реализация плана | в течение года | Изучение методической литературы | ||
Подбор элементов театрализованной деятельности для использования в индивидуальных и подгрупповых занятиях | Картотека игр с элементами театрализованной деятельности для использования на подгрупповых занятиях | |||
Изготовление дидактического материала и атрибутов | ||||
Работа с детьми | в течение года | Применение методики использования элементов театрализованной деятельности при организации подгрупповых занятий | ||
Применение методики использования элементов театрализованной деятельности при организации индивидуальной работы с детьми | Картотека игр с элементами театрализованной деятельности для индивидуальной работы | |||
октябрь | Беседа «Что такое театр?» | Конспект беседы, наглядный материал: иллюстрации, афиши | ||
ноябрь | Разучивание скороговорок, чистоговорок | Наглядный материал | ||
декабрь | Проектная деятельность «Рифмушки» | Создание книжки «Рифмушки» | ||
январь | Составление творческих рассказов на тему «Моя семья идёт в театр», «Мой любимый спектакль», «Я артист». Беседа с детьми «Помощники актера». | Рисунок детей | ||
март | Театрализованная деятельность по мотивам произведения «Сказка о глупом мышонке» | Конспект, игра «Изобрази животное». | ||
апрель | Изготовление атрибутов для упражнений на выражение эмоционального состояния | Использования при организации игровой деятельности, игра «Угадай настроение» | ||
май | Использование игр-драматизаций с пальчиками | Разучивание стихов о животных (имитация и звукоподражание). | ||
Работа с родителями | сентябрь | Консультация «Театр в жизни ребенка» | Конспект | |
октябрь | Консультация «Режиссерская игра дошкольника». | Конспект | ||
ноябрь | Консультация ««Ребенок в мире сказок» | Конспект | ||
январь | Рекомендации «Играйте вместе с детьми» | Дидактический материал к играм в домашних условиях | ||
февраль | Консультация «Читайте детям сказки», «Играйте с детьми в сказки» | Конспект | ||
март | Участие родителей в подготовке выступления на утреннике 8 марта | Конспект сценки «Три мамы» | ||
апрель | Папка-передвижка «Организация домашнего театра» | Наглядный материал | ||
май | Презентация для родителей «Домашний театр» | Слайдовая презентация | ||
в течение года | Индивидуальные консультации и беседы | Информационные листы | ||
Работа с педагогами | сентябрь, октябрь | Изучение опыта работы педагогов ДОУ по организации театрализованной деятельности у дошкольников | Посещение организованной совместной деятельности педагогов с воспитанниками. Беседы. | |
декабрь | Консультация «Как организовать в группе уголок театрализованных игр» | Конспект | ||
январь | Рекомендации для воспитателей старших и подготовительных групп по изготовлению атрибутов для театрализованной деятельности | Методическая разработка | ||
февраль | Рекомендации для воспитателей «Организация театрализованной деятельности с дошкольниками» | Конспект | ||
март | Консультация «Театрализованная деятельность детей, как средство преодоления речевых нарушений» | Конспект | ||
май | Демонстрация итогов проделанной работы по самообразованию за учебный год | Слайдовая презентация. |
Изучение методической литературы
№п/п | Срок | Автор, название | Практический выход | Отчёт о выполнении |
1 | Сентябрь |
| Создание конспектов занятий, игр, упражнений | Использование методики автора на занятиях с детьми |
2 | Октябрь |
| Создание методической копилки по теме | Использование методики автора на занятиях с детьми |
3 | Ноябрь |
| Создание методической копилки по теме | Использование методики автора на занятиях с детьми |
Картотека с элементами театрализованной деятельности для индивидуальных занятий
№ | Название игры | Дидактическая задача | Ход игры | Оборудование |
1 | Пальчиковая игра «В деревне» - театральная игра | Развитие мелкой моторики, отработка дикции. | Выполнение упражнений для пальцев рук с продеванием текста. | |
2 | Артикуляционная гимнастика | Развитие техники речи | «Снеговики радуются снегу и морозу»; «Грустные снеговики весной», «Сосулька», «Горка», «Санки - ледянки», «Ветер»-культура и техника речи Выполнение артикуляционной гимнастики с проговариванием стихов. | |
3 | Игра-пантомима «Был у зайца огород» (В. Степанов) | Развивать пантомимические навыки | Воспитатель читает, ребенок имитирует движения. Был у зайки огород, ровненьких две грядки. Там играл зимой в снежки, ну а летом — в, прятки. А весною в огород Зайка с радостью идет. Но сначала всё вскопает А потом всё разровняет и пойдет сажать морковку. Семена посеет ловко ямка — семя, ямка — семя, И глядишь, на грядке вновь вырастут горох, морковь. | |
4 | Игра «Зверята» | Формировать у детей навыки звукоподражания | Воспитатель раздает детям шапочки зверей и говорит: «Я буду читать стихотворение о разных животных, а те дети, на ком надета такая шапочка, будут изображать, как эти животные разговаривают». | Маски животных |
5 | Игра с пальчиками | Приобщать детей к театрализованной деятельности; учить их сочетать слова с движениями | Ребенку надеваются на пальцы головки мальчиков и девочек. Воспитатель берет руку ребенка, и играете его пальчиками, приговаривая: Пальчик-мальчик, Где ты был? С этим братцем в лес ходил, С этим братцем кашу ел, С этим братцем песню пел. Этот пальчик — дедушка, Этот пальчик — бабушка, Этот пальчик — папа, Этот пальчик — мама, Этот — наш малыш, Зовут его ... (называет имя ребенка). |
Картотека игр с элементами театрализованной деятельности для подгрупповых занятий
№ | Название игры | Дидактическая задача | Ход игры | Оборудование |
1 | Артикуляционная гимнастика | Подготовка речевого аппарата, разогрев мышц 2) Работа над развитием мышц щёк, губ, языка. 3) Работа над речевым дыханием. 4) Создание эмоционального настроя на работу | «Улыбочка-хоботок» «Улыбка» - Удержание губ в улыбке. Зубы не видны. Улыбайся народ, | |
2 | Дыхательные упражнения | Культура и техника речи | «Снег». Ребенку предлагается подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки. Желательно не надувать щеки. «Футбол». Ребенок должен дуть на шарик из лёгкого материала, стараясь загнать его в ворота. «Цветочный магазин». Предложите ребенку глубоко медленно вдохнуть через нос, нюхая воображаемый цветочек (использование ароматизированных саше). | |
3 | Пантомимические упражнения | Развивать пантомимические навыки, мелкую моторику рук | Покажите, как вратарь ловит мяч; зоолог ловит бабочку; рыбак ловит большую рыбу; ребенок ловит муху. |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА ДЕТСКИЙ САД "АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК"
План
по самообразованию
учителя-логопеда
Шайхавовой Фатимы Батакаевны
г. Пыть-Ях
2019г
Общие сведения о педагоге:
5.Тема самообразования: «Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста»
6. Работа начата - 02.09.2019 г.
7. Предполагается закончить - 29.05.2020 г.
8. Цель: научить детей говорить отчетливо, грамотно, выразительно
9. Задачи:
- изучить методическую литературу по данной теме;
- развивать речь детей и способствовать коррекции ее нарушений;
- развивать мотивационные устремления ребенка на исправление своих речевых дефектов через театральную деятельность.
Перспективный план
Раздел плана | Сроки | Форма работы | Практические выходы | Отчёт о выполнение |
Подготовительный этап | сентябрь | Составление перспективного плана работы. Подбор методической литературы. Знакомство с интернет-ресурсами по теме. | Создание методической копилки по теме | |
Реализация плана | в течение года | Изучение методической литературы | ||
Подбор элементов театрализованной деятельности для использования в индивидуальных и подгрупповых занятиях | Картотека игр с элементами театрализованной деятельности для использования на подгрупповых занятиях | |||
Изготовление дидактического материала и атрибутов | ||||
Работа с детьми | в течение года | Применение методики использования элементов театрализованной деятельности при организации подгрупповых занятий | ||
Применение методики использования элементов театрализованной деятельности при организации индивидуальной работы с детьми | Картотека игр с элементами театрализованной деятельности для индивидуальной работы |
| ||
сентябрь | Знакомство с театральными профессиями. | Беседы, просмотр картинок. | ||
октябрь | Беседа «Что такое театр?» | Конспект беседы, наглядный материал: иллюстрации, афиши | ||
октябрь | Беседа «Правила поведения в театре» | с/р игра «Театр» | ||
ноябрь | Разучивание стихов, скороговорок, чистоговорок | Наглядный материал | Участие в конкурсе «Таланты Югры | |
ноябрь | Работа над темой «Мимика, сила голоса» | Артикуляционные упражнение, упражнение «Угадай интонации». Игра «Теремок» | ||
декабрь | Развитие силы голоса и речевого дыхания | Игра «Вьюга», «Громко — тихо» | ||
декабрь | Развитие мелкой моторики рук в сочетании с речью | Пальчиковые упражнения | ||
январь | Составление творческих рассказов на тему «Моя семья идёт в театр», «Мой любимый спектакль», «Я артист». Беседа с детьми «Помощники актера». | Рисунок детей | ||
январь | Театральные игры: развитие игрового поведения, готовность к творчеству; развитие творческих способностей, уверенности в себе | Игра «Угадай, что я делаю»; «Что изменилось?»; | ||
февраль | Развитие слуха и чувства ритма у детей | Отгадывание загадок, игры «Чудесные превращения», «Слушай и повтори». | ||
февраль | Формирование правильного четкого произношения (дыхание, артикуляция, дикция); развитие воображения; расширение словарного запаса | игра «Укачиваем куклу»;«Игра со свечой»;«Самолет». | ||
февраль | Работа над развитием речи, интонацией, логическим ударением | инсценировка сказки «Курочка ряба» | ||
март | Театрализованная деятельность по мотивам произведения «Сказка о глупом мышонке» | Конспект, игра «Изобрази животное». | ||
март | Сочиняем сказку сами ( развитие речи детей, словарного запаса ). | Конспект | ||
апрель | Изготовление атрибутов для упражнений на выражение эмоционального состояния | Использования при организации игровой деятельности, игра «Угадай настроение» | ||
апрель | Работа над дикцией | Скороговорки, чистоговорки | ||
май | Использование игр-драматизаций с пальчиками | Разучивание стихов о животных (имитация и звукоподражание). | ||
Работа с родителями | сентябрь | Консультация «Театр в жизни ребенка» | Конспект | |
октябрь | Консультация «Режиссерская игра дошкольника». | Конспект | ||
октябрь | Консультация для родителей по теме «Театр- наш друг и помощник» | Анкетирование, памятки. | ||
ноябрь | Консультация ««Ребенок в мире сказок» | Конспект | ||
ноябрь | «Артикуляционная гимнастика и ее значение» | Мастер-класс | ||
январь | Рекомендации «Играйте вместе с детьми» | Дидактический материал к играм в домашних условиях | ||
февраль | Консультация «Читайте детям сказки», «Играйте с детьми в сказки» | Конспект | ||
март | Участие родителей в подготовке выступления на утреннике 8 марта | Конспект сценки «Три мамы» | ||
март | Консультация для родителей на тему «Роль эмоций в жизни ребенка» | анкетирование, памятки | ||
апрель | Папка-передвижка «Организация домашнего театра» | Наглядный материал | ||
май | Презентация для родителей «Домашний театр» | Слайдовая презентация | ||
в течение года | Индивидуальные консультации и беседы | Информационные листы | ||
Работа с педагогами | сентябрь, | Изучение опыта работы педагогов ДОУ по организации театрализованной деятельности у дошкольников | Посещение организованной совместной деятельности педагогов с воспитанниками. Беседы. | |
октябрь | Семинар практикум «Мой веселый язычок» | Презентация | Выступление на семинаре ДОУ | |
ноябрь | Изготовление картотек стихов, скороговорок, чистоговорок | Методическая разработка | Подготовка ребенка на конкурс | |
декабрь | Консультация «Как организовать в группе уголок театрализованных игр» | Конспект | ||
январь | Рекомендации для воспитателей старших и подготовительных групп по изготовлению атрибутов для театрализованной деятельности | Методическая разработка | ||
февраль | Рекомендации для воспитателей «Организация театрализованной деятельности с дошкольниками» | Конспект | ||
март | Консультация «Театрализованная деятельность детей, как средство преодоления речевых нарушений» | Конспект | ||
май | Демонстрация итогов проделанной работы по самообразованию за учебный год | Слайдовая презентация. |
Изучение методической литературы
№п/п | Срок | Автор, название | Практический выход | Отчёт о выполнение |
1 | Сентябрь |
| Создание конспектов занятий, игр, упражнений | Использование методики автора на занятиях с детьми |
2 | Октябрь |
| Создание методической копилки по теме | Использование методики автора на занятиях с детьми |
3 | Ноябрь |
2. И.А. Лыкова «Теневой театр вчера и сегодня» С.-П.:2012г. | Создание методической копилки по теме | Использование методики автора на занятиях с детьми |
4 | Декабрь | 1.Е.А. Алябьева «Тематические дни и недели в детском саду»М.:2012г. | Изучение, создание конспект занятий | Использование на занятиях |
5 | Январь | 1.А.Н.Чусовская «Сценарии театрализованных представлений и развлечений» М.:2011г. | Создание картотеки игр, упражнений | Использование на занятиях |
6 | Февраль | 1.А.Г.Совушкина «Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика). | Изучение, создание картотека упражнений | Использование на занятиях |
7 | Март | 1.Алянский Ю. «Азбука театра» М.:1998г. | Изучение, создание картотека игр, упражнений | Использование методики автора на занятиях с детьми |
8 | Апрель | Е.В.Мигунова «театральная педагогика в детском саду». Методические рекомендации.М.:2009г. | Изучение, создание конспект занятий | Использование на занятиях |
9 | Май | Г.П.Шалаева «Большая книга правил поведения» М.:2007г. | Создание методической копилки по теме | Использование на занятиях |
Картотека с элементами театрализованной деятельности для индивидуальных занятий
№ | Название игры | Дидактическая задача | Ход игры | Оборудование |
1 | Пальчиковая игра «В деревне» - театральная игра | Развитие мелкой моторики, отработка дикции. | Выполнение упражнений для пальцев рук с продеванием текста. | |
2 | Артикуляционная гимнастика | Развитие техники речи | «Снеговики радуются снегу и морозу»; «Грустные снеговики весной», «Сосулька», «Горка», «Санки - ледянки», «Ветер»-культура и техника речи Выполнение артикуляционной гимнастики с проговариванием стихов. | |
3 | Игра-пантомима «Был у зайца огород» (В. Степанов) | Развивать пантомимические навыки | Воспитатель читает, ребенок имитирует движения. Был у зайки огород, ровненьких две грядки. Там играл зимой в снежки, ну а летом — в, прятки. А весною в огород Зайка с радостью идет. Но сначала всё вскопает А потом всё разровняет и пойдет сажать морковку. Семена посеет ловко ямка — семя, ямка — семя, И глядишь, на грядке вновь вырастут горох, морковь. | |
4 | Игра «Зверята» | Формировать у детей навыки звукоподражания | Воспитатель раздает детям шапочки зверей и говорит: «Я буду читать стихотворение о разных животных, а те дети, на ком надета такая шапочка, будут изображать, как эти животные разговаривают». | Маски животных |
5 | Игра с пальчиками | Приобщать детей к театрализованной деятельности; учить их сочетать слова с движениями | Ребенку надеваются на пальцы головки мальчиков и девочек. Воспитатель берет руку ребенка, и играете его пальчиками, приговаривая: Пальчик-мальчик, Где ты был? С этим братцем в лес ходил, С этим братцем кашу ел, С этим братцем песню пел. Этот пальчик — дедушка, Этот пальчик — бабушка, Этот пальчик — папа, Этот пальчик — мама, Этот — наш малыш, Зовут его ... (называет имя ребенка). | |
6 | Игра «Найди ошибку» | Учить находить смысловую ошибку в предложении. | «Послушайте предложения и скажите, все ли в них верно. Как нужно исправить предложение?» 1. Зимой в саду расцвели яблоки. 2. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня. | |
7 | Игра с мячиком-су-джок | Развитие мелкой моторики рук, самомассаж для рук | Я мячом круги катаю, Взад - вперед его гоняю. Им поглажу я ладошку. Будто я сметаю крошку, И сожму его немножко, Как сжимает лапу кошка, Каждым пальцем мяч прижму, И другой рукой начну. | Мячик су-джок |
8 | Игра «Рифмочки и рифмушки» | Развитие фонематического слуха | Взрослый выкладывает на столе в одну линию картинки, проговаривая их названия: «Юла, дом, кошка». Затем он даёт ребёнку по картинке: пила, ложка, сом. Ребёнок должен расположить каждую картинку под той, название которой звучит похоже. | Картинки |
9 | Игра «Четвёртый лишний» | Учить устанавливать сходство и различие предметов по существенным признакам, закрепление слов-обобщений. | На столе выкладывается по четыре картинки, три из них относятся к одной тематической группе, а четвёртая к какой-нибудь другой группе. Детям дается задание: рассмотрите картинки и определите, какая из них лишняя. | Картинки |
10 | Игра с мячиком-су-джок | Самомассаж для рук | Ёжик, ёжик, хитрый ёж, на клубочек ты похож. (дети катают Су Джок между ладонями) На спине иголки (массажные движения большого пальца) очень-очень колкие. (массажные движения указательного пальца) Хоть и ростом ёжик мал, (массажные движения среднего пальца) нам колючки показал, (массажные движения безымянного пальца) А колючки тоже (массажные движения мизинца) на ежа похожи (дети катают Су- Джок между ладонями). | Мячик су-джок |
11 | Упражнение «Лети, перышко!» | Выработать более глубокий вдох и более длительный выдох. | Положить ребенку на ладонь перышко и предложить подуть так, чтобы оно полетело. | Перышки небольшого размера. |
12 | Игра «Доскажи словечко» | Закрепление употребления в речи существительных в родительном падеже множественного числа. | Детям читают вслух знакомые стихотворные строчки, не договаривая последнего слова. (Это слово стоит в родительном падеже множественного числа). Дети добавляют недостающее слово | |
13 | Игра «Распутай слова» | Учить составлять предложения, используя данные слова. | Слова в предложении перепутались. Попробуйте расставить их на свои места. Что получится? Предложения для игры: 1. Дымок, идёт, трубы, из. 2. Любит, медвежонок, мёд. 3. Стоят, вазе, цветы, в. 4. Орехи, в, белка, дупло, прячет. | |
14 | Игра «Наоборот» | Развивать у детей сообразительность, быстроту мышления. | Называть слова только противоположные по смыслу. Игровые действия. Бросание и ловля мяча. | Мяч |
15 | Игра «Назвать животных парами». | Развитие грамматического строя речи | Детям мы предлагали загадку: Хвост пушистою дугой, вам знаком зверек такой? Острозубый, темноглазый, по деревьям может лазать, строит он свой дом в дупле, чтоб зимою жить в тепле. - Кто это? (белка) - А как называют детеныша белки? (бельчонок) | Оборудование. Предметные картинки с изображением животных и их детенышей. |
Картотека игр с элементами театрализованной деятельности для подгрупповых занятий
№ | Название игры | Дидактическая задача | Ход игры | Оборудование |
1 | Артикуляционная гимнастика | Подготовка речевого аппарата, разогрев мышц 2) Работа над развитием мышц щёк, губ, языка. 3) Работа над речевым дыханием. 4) Создание эмоционального настроя на работу | «Улыбочка-хоботок» «Улыбка» - Удержание губ в улыбке. Зубы не видны. Улыбайся народ, и т.д. | |
2 | Дыхательные упражнения | Культура и техника речи | «Снег». Ребенку предлагается подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки. Желательно не надувать щеки. «Футбол». Ребенок должен дуть на шарик из лёгкого материала, стараясь загнать его в ворота. «Цветочный магазин». Предложите ребенку глубоко медленно вдохнуть через нос, нюхая воображаемый цветочек (использование ароматизированных саше). | |
3 | Пантомимические упражнения | Развивать пантомимические навыки, мелкую моторику рук | Покажите, как вратарь ловит мяч; зоолог ловит бабочку; рыбак ловит большую рыбу; ребенок ловит муху. | |
4 | Упражнение с мячиком су- джок «Волшебный шарик» | Развитие мелкой моторики рук | Этот шарик непростой Он колючий, вот какой., Будем с шариком играть Раз катаем, два катаем И ладошки согреваем. Катаем, катаем, катаем Сильней на шарик нажимаем. Как колобок мы покатаем, Сильней на шарик нажимаем. | Массажные шарики су -джок |
5 | Игра «Угадай, кто кричит» | Развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков. | Взрослый показывает приготовленные картинки или игрушки, включив запись с голосами соответствующих животных. Затем просит послушать и угадать, кто придёт к ним в гости. Логопед включает запись с голосами животных, меняя их порядок предъявления. Ребёнок угадывает, кто это. | Игрушки или картинки, изображающие знакомых ребёнку домашних животных, магнитофон, запись голосов животных. |
6 | Упражнение «Самый быстрый карандаш» | Развитие длинного и плавного выдоха. | Перед ребенком сидящим за столом на расстоянии 20 см кладем карандаш. Сначала сами показываем ребенку, как дуть на карандаш, чтобы он укатился на противоположный край стола. Можно поиграть в эту игру вдвоем сидя друг напротив друга и перекатывать карандаш друг другу. | Цветные карандаши с гладкой или ребристой поверхностью. |
7 | Игра «АХ, ОХ и УХ» | Развитие речевого слуха, дифференциация междометий по интонации. | Взрослый предлагает детям помочь врачу определить по настроению пациента, болеет он или здоров. Логопед за ширмой произносит междометия с разной интонацией, просит показать человека, который так сказал и определить, болен он или здоров. | Оборудование: картинка с изображением врача, картинки-схемы, изображающие эмоции (усталый – «ух», веселый – «ах», грустный – «ох»), ширма |
8 | Массаж пальцев эластичным кольцом. | Развитие мелкой моторики рук | Раз – два – три – четыре – пять, /разгибать пальцы по одному/ Вышли пальцы погулять, Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой. Этот пальчик для того, чтоб показывать его. Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине. Этот пальчик безымянный, он избалованный самый. А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал. | Эластичные кольца |
9 | Игра «Один и много». | Упражнять детей в образовании множественного числа существительных в именительном и родительном падежах. | Показывать детям картинки с изображением детеныша или птенца диких и домашних животных и уточняли их названия. Затем предлагает поиграть в игру: «Каждый получит картинку с изображением детеныша или птенца. Тот, перед кем выкладывают фишку, должен сказать, как называются много таких детенышей или птенцов. | Картинки с изображениями детенышей диких и домашних животных. |
10 | Упражнение «Снегопад» | Выработать более глубокий вдох и более длительный выдох. | Сделать из ваты мелкие шарики – «снежинки», положить ребенку на ладонь и предложить «устроить снегопад» - сдувать снежинки с ладони. Снежинок много я собрал, Ветерочком легким стал. Если очень постараться, Снежинки дружно разлетятся. | «снежки» из ваты. |
11 | Игра «В каком вагоне едет Звук?» | Развитие фонематического слуха, звукового анализа слов | Взрослый показывает поезд с тремя вагончиками, показывает предметную картинку и просит показать, в каком вагоне едет звук: в начале, в середине или в конце? | Вагончик, предметные картинки |
12 | «Моя семья» | Учить детей составлять описательные рассказы по сюжетным картинкам, Развивать внимание, мышление, связную речь | Составить небольшой рассказ о семье | Сюжетная картинка |
13 | Игра «Изобрази животное» | Развивать речевое дыхание через произнесение на выдохе слогов. | Взрослый произносит рифмовку, а ребенок изображает животных звуками и движениями: Люблю дразнить я хрюшек, барашков и лягушек. Весь день за ними я хожу и все твержу, твержу: Кар-кар, гав-гав, жу-жу, Бе-бе, ме-ме, ква-ква. | |
14 | Игра «Самое длинное слово» | Развитие фонематического слуха | Взрослый произносит цепочку слов, а дети на слух выделяют самое длинное слово. ЭКСКАВАТОР – КРАН – ТРАКТОР ЛУК – ПОМИДОР – ТЫКВА МЕДВЕДЬ – ЁЖ – ЛИСА | |
15 | Игра «Правильно или нет?» | Учить находить грамматические ошибки. | «Как вы думаете, можно ли так сказать?» 1. Мама ставит вазу с цветами в стол. 2. Когда хотят что-то купить теряют деньги. 3. Под домиком на опушке живут бабушка и дедушка | |
16 | Игра «Жуки» | Развивать фонационный (озвученный) выдох. | (Проводится, если ребенок правильно произносит звук «ж»). Ребенок стоит, руки на поясе, корпус поворачивает вправо-влево, произнося звук «ж». Взрослый произносит рифмовку: Мы жуки, мы жуки, мы живем у реки, Мы летаем и жужжим, соблюдаем свой режим. | Предметная картинка - жук. |
17 | Игра «Почемучка - 2» | Учить определять правильную последовательность картинок. Развивать логику, мышление, связную речь. | Составлять связный рассказ по сюжетной картинке. |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА ДЕТСКИЙ САД "АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК"
План
по самообразованию
учителя-логопеда
Шайхавовой Фатимы Батакаевны
на 2020- 2021 учебный год
г. Пыть-Ях
Тема: «Дидактические игры как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи»
Общие сведения о педагоге:
1. Образование – высшее педагогическое
2. Квалификация – I квалификационная категория
3. Работа начата - 01.09.2020 г.
4. Предполагается закончить - 31.05.2021 г.
5. Цель: изучение эффективности использования дидактических игр в развитии речи дошкольников.
6. Задачи:
- изучить методическую литературу по данной теме;
- развивать речь детей и способствовать коррекции ее нарушений;
- поддерживать постоянную взаимосвязь с родителями, привлекать их к работе по исправлению нарушений речи у своих детей.
Перспективный план
Раздел плана | Сроки | Форма работы | Практические выходы | Отчёт о выполнение |
Подготови- тельный этап | Сентябрь - | Изучение методической литературы Подбор методической литературы, дидактических игр и упражнений. Знакомство с интернет-ресурсами по теме. Составление перспективного плана работы. Разработка программ, конспекты занятий. | Создание методической копилки по теме | Предметные издания. Интернет- ресурс. |
Реализация плана | Сентябрь | Создание речевого уголка в кабинете. Подбор игр для использования в индивидуальных и подгрупповых занятиях. Изготовление дидактического материала. | Картотека игр для использования на подгрупповых занятиях | Создание речевого уголка |
Октябрь | Создание предметно-развивающей среды окружающей ребенка. Подбор дидактических игр, пособий для развития речи детей. | Методическая литература Интернет- ресурс | Изготовление пособий | |
ноябрь |
Игры на развитие фонематического восприятия | Игры «Скажи, что ты слышишь?» «В мире звуков», «Скажи, что звучит?» | Картотека игр | |
Сентябрь | Картотека игра на развитие воздушной струи | Игры «Вьюга», «Кто дольше сможет подуть на листики? », «Подуем в трубочку» «Вертушка»,«Остудим чай» | Изготовление дидактических игр | |
Декабрь | Дидактические игры на развитие грамматического строя речи. | Игры«Скажи наоборот «Какой компот?» «Что из чего сделано», «Подбери признак» | ||
Декабрь | Игры на развитие фонетико-фонематической стороны речи. | Игры «Похоже - не похоже»,«Поймай звук»,«Поиграем в сказку» | Участие в конкурсе «Таланты Югры | |
Январь | Дидактические игры на развитие лексической стороны речи (формирование словаря). | Игры «Кто как голос подает?», «Кто, где живет», «Кто что делает», «Кто как передвигается?» | ||
Февраль | Дидактические игры и упражнения на развитие связной речи | Игры « Где начало рассказа»,«Почемучкины вопросы», «Если бы...», «Закончи сам», «Опиши игрушку» | ||
март | Дидактические игры и упражнения на развитие звукового анализа и синтеза | Игры «Назови первый звук в слове», «Назови последний звук в слове», «Составь из слов предложение», «Доскажи словечко». | ||
Апрель | Работа над дикцией | Скороговорки, чистоговорки | ||
Май | Продолжить знакомить детей с новыми речевыми играми. | Продолжать пополнять картотеку игр на развитие мелкой моторики руки новым материалом. | ||
Работа с родителя- ми | Сентябрь | Сбор анамнестических данных о детях. Встреча с родителями (индивидуально) | Конспект | Информационные листы |
Октябрь | Участие в родительских собраниях в старших и подготовительных группах. | Участие в родительских собраниях | Выступление на собраниях | |
Октябрь | Консультация « Характеристика 3 уровня ОНР » | Конспект | ||
В течение года, по необходи- мости | Практикум по выполнению артикуляционной гимнастики. | Комплекс упражнений, практикум для родителей. | Фрагмент занятия | |
В течение года | Оформление консультации, подготовка папки-передвижки | Папки передвижки | ||
Ноябрь | Консультация «Проверьте слух вашего ребенка» | Конспект | ||
Ноябрь | Практикум «Поиграем вместе» | Родительское собрание, мастер-класс | Мастер -класс | |
Ноябрь | 9 советов логопеда родителя с ОВЗ | Конспект, консультация | ||
в течение года | Поддерживать постоянную взаимосвязь с родителями, привлекать их к работе по исправлению нарушений речи у своих детей. | Беседа | ||
Декабрь | Консультация «Нетрадиционные формы коррекции речевых нарушений» | Конспект | ||
Декабрь | Консультация «Автоматизация звуков в повседневной жизни» | Анкетирование, памятки | ||
В течение года | Встречи с родителями по интересующим их вопросам. | Беседа, советы | ||
в течение года | Оформление стенда «Советы логопеда» для всех возрастных групп | Консультация, конспект | ||
Январь | Консультация «Дидактические игры в процессе речевого развития детей дошкольного возраста» | Консультация, конспект | ||
Февраль | Консультация «Развитие речи в дидактических играх» | Конспект | ||
Март | Консультация «Словесные игры как средство развития речи дошкольника» | Конспект консультации | ||
Апрель | Копилка игр для родителей «Игры по развитию речи» | Картотека игр для родителей дома | ||
Май | Отчет о проделанной работе. Анкетирование родителей относительно развития связной речи у детей. | Слайдовая презентация Анкетирование | Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по развитию речи дошкольников. | |
Втечение года | Индивидуальные консультации и беседы | Беседа, консультации | ||
Работа с педагогами | Сентябрь | Изучение опыта работы педагогов ДОУ | Посещение организованной совместной деятельности педагогов с воспитанниками. Беседы. | |
Октябрь | Семинар - практикум «Игровая артикуляционная гимнастика — Сказка о весёлом язычке» | Показ артикуляционных упражнений | Выступление на семинар-практикуме для педагогов ДОО | |
Ноябрь | Консультация «Как организовать в группе уголок речевого развития» | Конспект | Подготовка ребенка на конкурс «Таланты Югры» | |
Ноябрь | Консультация «Развитие фонематического слуха. С чего начинать?» | Конспект | ||
По плану ДОО | Показ ОД для педагогов. Взаимопосещения ООД с воспитателями | Разработка НОД | Показ ООД | |
Декабрь | Изготовление картотек стихов, скороговорок, чистоговорок | Методическая разработка | ||
Январь | Оформление выставки «Дидактические игры для детей» | Методическая разработка | Оформление выставки | |
В течение года | «Совместная картотека» - подбор, поиск, изготовление, создание дидактических игр, пособий, которые можно использовать как в детском саду, так и в домашних условиях. Формы работы: круглый стол, творческая мастерская, поиск в магазинах, в сети Интернет, совместные проекты. | Методическая разработка | Предметные издания. Интернет- ресурс. | |
Февраль | Консультация «Значение дидактической игры в жизни ребёнка»» | Конспект | ||
Март | Консультация для воспитателей» Су-Джок терапия в логопедической работе» | Конспект | Мастер-класс | |
Май | Консультация «Речевые игры в развитии дошкольников». Отчет о проделанной работе | Конспект | Выступление на педагогическомсовете |
Изучение методической литературы
№п/п | Срок | Автор, название | Практический выход | Отчёт о выполнение |
1 | Сентябрь |
| Создание конспектов занятий, игр, упражнений | Использование методики автора на занятиях с детьми |
2 | Октябрь |
| Создание методической копилки по теме | Использование методики автора на занятиях с детьми |
3 | Ноябрь | С. Козлова, Т.Куликова «Дошкольная педагогика» М. : Академия, 2013г. | Создание методической копилки по теме | Использование методики автора на занятиях с детьми |
4 | Декабрь | .Е.А. Алябьева «Тематические дни и недели в детском саду», М.:2012г. | Изучение, создание конспект занятий | Использование на занятиях |
5 | Январь | О. С. Ушакова «Развитие речи дошкольников»- М. : Академия, 2012г | Создание картотеки игр, упражнений | Использование на занятиях |
6 | Февраль | .А.Г.Совушкина «Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика). | Изучение, создание картотека упражнений | Использование на занятиях |
7 | Март | О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 5-7 лет»изд. Вентана-Граф-2012г. | Изучение, создание картотека игр, упражнений | Использование методики автора на занятиях с детьми |
8 | Апрель | ПетроваТ. И., Петрова Е. С. «Игры и занятия по развитию речи дошкольников»-М:Школьная Пресса. 2013г | Изучение, создание конспект занятий | Использование на занятиях |
9 | Май | Воробьева Л. В. Развивающие игры для дошкольников. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006. Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Мяч и речь. – СПб: Дельта, 2001 | Создание методической копилки по теме | Использование на занятиях |
Картотека игр для индивидуальных занятий
№ | Название игры | Дидактическая задача | Ход игры | Оборудование |
1 | Пальчиковая игра «В деревне» - театральная игра | Развитие мелкой моторики, отработка дикции. | Выполнение упражнений для пальцев рук с продеванием текста. | |
2 | Артикуляционная гимнастика | Развитие техники речи | «Снеговики радуются снегу и морозу»; «Грустные снеговики весной», «Сосулька», «Горка», «Санки - ледянки», «Ветер»-культура и техника речи Выполнение артикуляционной гимнастики с проговариванием стихов. | |
3 | Игра-пантомима «Был у зайца огород» (В. Степанов) | Развивать пантомимические навыки | Воспитатель читает, ребенок имитирует движения. Был у зайки огород, ровненьких две грядки. Там играл зимой в снежки, ну а летом — в, прятки. А весною в огород Зайка с радостью идет. Но сначала всё вскопает А потом всё разровняет и пойдет сажать морковку. Семена посеет ловко ямка — семя, ямка — семя, И глядишь, на грядке вновь вырастут горох, морковь. | |
4 | Игра «Зверята» | Формировать у детей навыки звукоподражания | Воспитатель раздает детям шапочки зверей и говорит: «Я буду читать стихотворение о разных животных, а те дети, на ком надета такая шапочка, будут изображать, как эти животные разговаривают». | Маски животных |
5 | Игра с пальчиками | Учить сочетать слова с движениями | Ребенку надеваются на пальцы головки мальчиков и девочек. Воспитатель берет руку ребенка, и играете его пальчиками, приговаривая: Пальчик-мальчик, Где ты был? С этим братцем в лес ходил, С этим братцем кашу ел, С этим братцем песню пел. Этот пальчик — дедушка, Этот пальчик — бабушка, Этот пальчик — папа, Этот пальчик — мама, Этот — наш малыш, Зовут его ... (называет имя ребенка). | |
6 | Игра «Найди ошибку» | Учить находить смысловую ошибку в предложении. | «Послушайте предложения и скажите, все ли в них верно. Как нужно исправить предложение?» 1. Зимой в саду расцвели яблоки. 2. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня. | |
7 | Игра с мячиком-су-джок | Развитие мелкой моторики рук, самомассаж для рук | Я мячом круги катаю, Взад - вперед его гоняю. Им поглажу я ладошку. Будто я сметаю крошку, И сожму его немножко, Как сжимает лапу кошка, Каждым пальцем мяч прижму, И другой рукой начну. | Мячик су-джок |
8 | Игра «Рифмочки и рифмушки» | Развитие фонематического слуха | Взрослый выкладывает на столе в одну линию картинки, проговаривая их названия: «Юла, дом, кошка». Затем он даёт ребёнку по картинке: пила, ложка, сом. Ребёнок должен расположить каждую картинку под той, название которой звучит похоже. | Картинки |
9 | Игра «Четвёртый лишний» | Учить устанавливать сходство и различие предметов по существенным признакам, закрепление слов-обобщений. | На столе выкладывается по четыре картинки, три из них относятся к одной тематической группе, а четвёртая к какой-нибудь другой группе. Детям дается задание: рассмотрите картинки и определите, какая из них лишняя. | Картинки |
10 | Игра с мячиком-су-джок | Самомассаж для рук | Ёжик, ёжик, хитрый ёж, на клубочек ты похож. (дети катают Су Джок между ладонями) На спине иголки (массажные движения большого пальца) очень-очень колкие. (массажные движения указательного пальца) Хоть и ростом ёжик мал, (массажные движения среднего пальца) нам колючки показал, (массажные движения безымянного пальца) А колючки тоже (массажные движения мизинца) на ежа похожи (дети катают Су- Джок между ладонями). | Мячик су-джок |
11 | Упражнение «Лети, перышко!» | Выработать более глубокий вдох и более длительный выдох. | Положить ребенку на ладонь перышко и предложить подуть так, чтобы оно полетело. | Перышки небольшого размера. |
12 | Игра «Доскажи словечко» | Закрепление употребления в речи существительных в родительном падеже множественного числа. | Детям читают вслух знакомые стихотворные строчки, не договаривая последнего слова. (Это слово стоит в родительном падеже множественного числа). Дети добавляют недостающее слово | |
13 | Игра «Распутай слова» | Учить составлять предложения, используя данные слова. | Слова в предложении перепутались. Попробуйте расставить их на свои места. Что получится? Предложения для игры: 1. Дымок, идёт, трубы, из. 2. Любит, медвежонок, мёд. 3. Стоят, вазе, цветы, в. 4. Орехи, в, белка, дупло, прячет. | |
14 | Игра «Наоборот» | Развивать у детей сообразительность, быстроту мышления. | Называть слова только противоположные по смыслу. Игровые действия. Бросание и ловля мяча. | Мяч |
15 | Игра «Назвать животных парами». | Развитие грамматического строя речи | Детям мы предлагали загадку: Хвост пушистою дугой, вам знаком зверек такой? Острозубый, темноглазый, по деревьям может лазать, строит он свой дом в дупле, чтоб зимою жить в тепле. - Кто это? (белка) - А как называют детеныша белки? (бельчонок) | Оборудование. Предметные картинки с изображением животных и их детенышей. |
Картотека игр для подгрупповых занятий
№ | Название игры | Дидактическая задача | Ход игры | Оборудование |
1 | Артикуляционная гимнастика | Подготовка речевого аппарата, разогрев мышц 2) Работа над развитием мышц щёк, губ, языка. 3) Работа над речевым дыханием. 4) Создание эмоционального настроя на работу | «Улыбочка-хоботок» «Улыбка» - Удержание губ в улыбке. Зубы не видны. Улыбайся народ, и т.д. | |
2 | Дыхательные упражнения | Культура и техника речи | «Снег». Ребенку предлагается подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки. Желательно не надувать щеки. «Футбол». Ребенок должен дуть на шарик из лёгкого материала, стараясь загнать его в ворота. «Цветочный магазин». Предложите ребенку глубоко медленно вдохнуть через нос, нюхая воображаемый цветочек (использование ароматизированных саше). | |
3 | Пантомимические упражнения | Развивать пантомимические навыки, мелкую моторику рук | Покажите, как вратарь ловит мяч; зоолог ловит бабочку; рыбак ловит большую рыбу; ребенок ловит муху. | |
4 | Упражнение с мячиком су-джок «Волшебный шарик» | Развитие мелкой моторики рук | Этот шарик непростой Он колючий, вот какой., Будем с шариком играть Раз катаем, два катаем И ладошки согреваем. Катаем, катаем, катаем Сильней на шарик нажимаем. Как колобок мы покатаем, Сильней на шарик нажимаем. | Массажные шарики су -джок |
5 | Игра «Угадай, кто кричит» | Развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков. | Взрослый показывает приготовленные картинки или игрушки, включив запись с голосами соответствующих животных. Затем просит послушать и угадать, кто придёт к ним в гости. Логопед включает запись с голосами животных, меняя их порядок предъявления. Ребёнок угадывает, кто это. | Игрушки или картинки, изображающие знакомых ребёнку домашних животных, магнитофон, запись голосов животных. |
6 | Упражнение «Самый быстрый карандаш» | Развитие длинного и плавного выдоха. | Перед ребенком сидящим за столом на расстоянии 20 см кладем карандаш. Сначала сами показываем ребенку, как дуть на карандаш, чтобы он укатился на противоположный край стола. Можно поиграть в эту игру вдвоем сидя друг напротив друга и перекатывать карандаш друг другу. | Цветные карандаши с гладкой или ребристой поверхностью. |
7 | Игра «АХ, ОХ и УХ» | Развитие речевого слуха, дифференциация междометий по интонации. | Взрослый предлагает детям помочь врачу определить по настроению пациента, болеет он или здоров. Логопед за ширмой произносит междометия с разной интонацией, просит показать человека, который так сказал и определить, болен он или здоров. | Оборудование: картинка с изображением врача, картинки-схемы, изображающие эмоции (усталый – «ух», веселый – «ах», грустный – «ох»), ширма |
8 | Массаж пальцев эластичным кольцом. | Развитие мелкой моторики рук | Раз – два – три – четыре – пять, /разгибать пальцы по одному/ Вышли пальцы погулять, Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой. Этот пальчик для того, чтоб показывать его. Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине. Этот пальчик безымянный, он избалованный самый. А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал. | Эластичные кольца |
9 | Игра «Один и много». | Упражнять детей в образовании множественного числа существительных в именительном и родительном падежах. | Показывать детям картинки с изображением детеныша или птенца диких и домашних животных и уточняли их названия. Затем предлагает поиграть в игру: «Каждый получит картинку с изображением детеныша или птенца. Тот, перед кем выкладывают фишку, должен сказать, как называются много таких детенышей или птенцов. | Картинки с изображениями детенышей диких и домашних животных. |
10 | Упражнение «Снегопад» | Выработать более глубокий вдох и более длительный выдох. | Сделать из ваты мелкие шарики – «снежинки», положить ребенку на ладонь и предложить «устроить снегопад» - сдувать снежинки с ладони. Снежинок много я собрал, Ветерочком легким стал. Если очень постараться, Снежинки дружно разлетятся. | «снежки» из ваты. |
11 | Игра «В каком вагоне едет звук?» | Развитие фонематического слуха, звукового анализа слов | Взрослый показывает поезд с тремя вагончиками, показывает предметную картинку и просит показать, в каком вагоне едет звук: в начале, в середине или в конце? | Вагончик, предметные картинки |
12 | «Моя семья» | Учить детей составлять описательные рассказы по сюжетным картинкам, Развивать внимание, мышление, связную речь | Составить небольшой рассказ о семье | Сюжетная картинка |
13 | Игра «Изобрази животное» | Развивать речевое дыхание через произнесение на выдохе слогов. | Взрослый произносит рифмовку, а ребенок изображает животных звуками и движениями: Люблю дразнить я хрюшек, барашков и лягушек. Весь день за ними я хожу и все твержу, твержу: Кар-кар, гав-гав, жу-жу, Бе-бе, ме-ме, ква-ква. | |
14 | Игра «Самое длинное слово» | Развитие фонематического слуха | Взрослый произносит цепочку слов, а дети на слух выделяют самое длинное слово. ЭКСКАВАТОР – КРАН – ТРАКТОР ЛУК – ПОМИДОР – ТЫКВА МЕДВЕДЬ – ЁЖ – ЛИСА | |
15 | Игра «Правильно или нет?» | Учить находить грамматические ошибки. | «Как вы думаете, можно ли так сказать?» 1. Мама ставит вазу с цветами в стол. 2. Когда хотят что-то купить теряют деньги. 3. Под домиком на опушке живут бабушка и дедушка | |
16 | Игра «Жуки» | Развивать фонационный (озвученный) выдох. | (Проводится, если ребенок правильно произносит звук «ж»). Ребенок стоит, руки на поясе, корпус поворачивает вправо-влево, произнося звук «ж». Взрослый произносит рифмовку: Мы жуки, мы жуки, мы живем у реки, Мы летаем и жужжим, соблюдаем свой режим. | Предметная картинка - жук. |
17 | Игра «Почемучка - 2» | Учить определять правильную последовательность картинок. Развивать логику, мышление, связную речь. | Составлять связный рассказ по сюжетной картинке. |
Предварительный просмотр:
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
Шайхавовой Ф.Б.
НА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД.
Развитие речедвигательной координации детей
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ
1. Ф.И.О. педагога — Шайхавова Фатима Батакаевна
2. Образование — высшее
3. Тема самообразования: «Развитие речедвигательной координации детей»
4. Работа начата -01.09.2021г.
5. Предполагается закончить -31.05.2022г.
6. Цель: осуществлять коррекционно-логопедическую работу путём развития речедвигательной координации
7. Задачи:
- изучить и внедрить в коррекционно-логопедическую работу различные методики по преодолению речедвигательных трудностей
- разработать картотеку упражнений по развитию речедвигательной координации детей, повышающих проявление двигательной активности артикуляционных органов, мелкой и общей моторики
- планомерное и систематическое совершенствование методов коррекционно-развивающего логопедического процесса
- апробировать данную модель на практике
8. Предполагаемый результат: разработка методических рекомендаций, создание авторской программы по данной теме.
9. Форма самообразования: индивидуальная.
10. Источники самообразования: интернет, методическая литература, журналы, семинары, конференции, курсы повышения квалификации, мастер-классы, занятия коллег, обмен опытом с коллегами.
11.Итог: обобщение опыта работы по данной теме.
Актуальность.
Дети с речевой патологией ,особенно если она имеет органическую природу ,как правило ,очень отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития. У таких дошкольников отмечаются существенные отклонения в развитии моторной ,двигательно-координационной и эмоционально-волевой сфер: общая моторная неловкость ,недостаточные статическая и динамическая координация движений ,двигательная память ,слабый мышечный тонус, высокая истощаемость движений, снижение произвольного внимания при выполнении серии двигательных заданий.
Коррекционная работа с детьми, имеющими речевую патологию, должна строиться с учётом основных линий речевого развития ( лексики, фонетики, грамматического строя и связной речи.) и обеспечивать интеграцию речевого, физического и соматического развития. При этом можно использовать как общепринятые, традиционные методы, так и нетрадиционные.
Применение нетрадиционных методов в коррекционно-развивающем процессе улучшает память и внимание, повышает работоспособность, нормализует состояние нервной системы, устраняет стрессы, снижает уровень утомляемости, улучшает коммуникативную функцию и соматическое состояние.
Содержание коррекционно-логопедической работы по преодолению речедвигательных трудностей основывается на закономерностях формирования движений в онтогенезе. Речедвигательная сфера формируется в направлениях:
- от общей моторики к мелкой, позже артикуляционной;
- от общих движений тела через движения мышц лица, далее к артикуляционным движениям;
- от диффузных движений к дифференцированным ( изолированным ,чистым, тонким целенаправленным движениям) ;
- от элементарной дифференциации движений к постепенно усложняющейся дифференциации.
Коррекционные задачи по развитию двигательно-координационных способностей у детей с речевыми нарушениями:
- учить соизмерять и регулировать пространственные, временные и динамические параметры движений;
- формировать умение поддерживать статическое и динамическое равновесие;
- учить выполнять двигательные действия без излишней мышечной напряжённости.
Проявление координационных способностей зависит от таких факторов, как:
- способность к точному анализу движений;
- деятельность анализаторов;
- сложность двигательного анализатора;
- уровень развития гибкости, динамической силы, смелости и решительности;
- возраст;
- общий уровень подготовленности ребёнка.
В коррекционно-логопедической работе следует опираться на ряд методических приёмов, повышающих проявление двигательной активности артикуляционных органов, мелкой и общей моторики, в числе которых:
- применение и быстрая смена различных исходных положений;
- изменение скорости или темпа движений, введение различных ритмических сочетаний, последовательности элементов;
- смена способов выполнения упражнений;
- использование в упражнениях предметов различной фактуры, массы, объёма;
- выполнение согласованных действий несколькими участниками;
- использование более сложных сочетаний основных движений( ходьба, бег, прыжки) ;
- упражнение или упрощение правил в подвижных играх.
Виды работы по развитию речедвигательной координации детей, используемые в логопедической работе:
- выполнение упражнений на снятие мышечного тонуса воротниковой зоны, на развитие мимико- артикуляторных мышц, общей моторики, ритма, темпа движений;
- самомассаж лица, шеи, ладоней, подушечек и фаланг пальцев;
- выполнение кинезиологических упражнений;
- су-джок терапия;
- артикуляционная гимнастика;
- дыхательная гимнастика;
- пальчиковая гимнастика;
- игры с прищепками;
- упражнения с различными предметами;
- проведение малоподвижных и подвижных игр.
Данные виды работы могут быть использованы в индивидуальной, подгрупповой, фронтальной работе логопеда с детьми.
Раздел плана | Сроки | Формы работы |
Работа с детьми | 2021-2022г.г | пальчиковая гимнастика |
ежедневно | артикуляционная гимнастика | |
дыхательная гимнастика | ||
кинезиологические упражнения | ||
логоритмика, фоноритмика | ||
упражнения на координацию | ||
элементы су-джок терапии | ||
игры с прищепками, камнями, фигурками | ||
самомассаж лица, шеи, ладоней, подушечек и фаланг пальцев | ||
дидактические и настольные игры | ||
Работа с родителями | Сентябрь 2021г. | Консультация на тему: «Развитие мелкой моторики-залог правильной и красивой речи». |
Октябрь 2021г. | Практикум для детей и родителей «Играем пальчиками и развиваем речь» | |
Ноябрь 2021г. | Практикум для детей и родителей «Развитие речевого дыхания с использованием игровых упражнений» | |
Декабрь 2021г. | Практикум для детей и родителей «Игровые задания и упражнения для предупреждения нарушений письменной речи детей» | |
Январь 2022г. | Консультация на тему: «Комплекс мер, способствующих развитию тонких движений рук». | |
Март 2022г. | Совместное занятие детей и родителей «Мяч и речь» | |
Апрель 2022г. | Консультация на тему: «Леворукость у детей» | |
Май 2022 | Итоговое выпускное занятии «Скоро в школу!» | |
Работа с педагогическими работниками ДОУ | Январь 2022г. | Презентация игровой технологии для развития речи и мелкой моторики у детей: «Кинезиодорожки». |
Февраль 2022г. | Консультация на тему «Леворукость у детей» (стендовая) | |
Апрель 2022г. | Практикум: «Игры с мячом в логопедической коррекции» | |
Май 2022г. | Консультация на тему «Влияние движений пальцев на развитие речи» |