Дистанционный этап конкурса "Педагогический дебют" 2020

Козак Полина Александровна

Материал дистанционного этапа

Презентация "У меня это хорошо получается"

https://vk.com/doc69046494_553325991

"Образовательное событие"

https://www.youtube.com/watch?v=YdjEB6E8DwU

"Педагогическая мастерская"

https://www.youtube.com/watch?v=RMX-JfRlUck

Скачать:


Предварительный просмотр:

Научная статья на тему «Путь решения психологической скованности подростков из опыта работа педагога дополнительного образования».

Современная концепция дополнительного образования в соответствии с ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (действующая редакция, 2016) Глава 10. Дополнительное образование для детей и взрослых направлена на удовлетворение потребностей в индивидуальном развитии личности во всех направлениях, реализация которых напрямую воздействует на психологическое развитие личности. Я предположила, что для снижения психологической скованности у подростков необходимо провести кропотливую психологическую и педагогическую работу, что приведёт к более благоприятному развитию личности.

В педагогике и психологии подростковый возраст считается самым тяжёлым в становлении личности, ведь именно подростки проживают массу эмоций внутри себя, боясь выплеснуть их наружу. Дополнительное образование в начале каждого учебного года предлагает различные направления деятельности, которое подростки могут выбрать в соответствии со своими предпочтениями и в которых они могут максимально раскрыть свой потенциал. Мною реализуется программа студии творческих инициатив «Страна чудес» и в этом учебном году в мое объединение пришли 12 ребят от 13 до 17 лет. Так как объединение «Страна чудес» свою основу берёт в творческой инициативе, учащиеся в процессе обучения проводят множество мероприятий (официальные концерты, театральные зарисовки, интерактивные программы и т.д.), что приводит к необходимости приобретения и развития таких качеств личности, как внутренняя раскрепощённость, творческое мышление, артистичность, коммуникабельность.

Начало обучения по программе «Страна чудес» состояло из психологических методик и бесед, которые позволили выявить личностные качества учащихся (адаптированная проективная методика Друкаревич Майя «Несуществующее животное», цветовая проективная социометрия, диагностика принятия других В. Фея и др.). Наиболее важные аспекты, на которые было обращено внимание, являются тревожность и психологическая скованность. Изучив литературу, я сделала вывод, что эти два фактора взаимосвязаны и их нельзя рассматривать по отдельности, ведь психологическая скованность является вытекающей тревожности личности.

Основываясь на проведённых психологических методиках (адаптированный проективный тест тревожности (Дорки, Амен), шкала личной тревожности А.М. Прихожан) было выявлено, что из 12 учащихся 8 имеют высокий уровень тревожности, а проведение адаптированной методики К.С. Станиславского «Если бы…» показало, что именно те учащиеся, у которых был выявлен высокий уровень тревожности, не могут полноценно выполнить задания этой методики из-за различных причин (боязнь показаться смешным, неуверенность в своих силах, боязнь провала), что, как следствие, привело к выводу, что психологическая скованность связана со страхами, и что у каждого он разный.

Решением сложившейся ситуации стало таким – был подобран специальный курс упражнений и методик, направленный на преодоление психологической скованности. Можно понять, что скованность связана также с недоверием. Именно поэтому начало курса было решено ознаменовать коллективными работами – проект «Идеальный артист», проективная игровая методика «Необитаемый остров», проект «Наш этюд». По итогам начального этапа курса учащиеся смогли более уверенно себя чувствовать в коллективе, смогли положиться на товарища и поддерживали друг друга во всех начинаниях.

Основной этап включал в себя работу в микро группах над этюдами (предоставленными и подготовленными учащимися друг для друга), проведение большого количества упражнений на раскрытие эмоций и на физическое раскрепощение, круглые столы на тему предстоящих мероприятий и, собственно, совместное написание сценариев и проведение мероприятий по ним. Главным условием проведения курса была работа на сцене. Благодаря этому подростки стали себя более уверенно чувствовать, развили в себе умение высказывать своё мнение, научились правильно работать со своими эмоциями.

На протяжении всей работы с подростками над снижением их психологической скованности я использовала метод К.С. Станиславского «…Нельзя играть страсти и образы, а надо действовать под влиянием страстей и в образе…». Основываясь на нём, я старалась донести до учащихся то, что эмоции не надо выдумывать, их надо проживать, и что нет ничего плохо в их проявлении. Именно благодаря этому при повторном проведении на завершающей этапе методик на выявление тревожности и скованности, результаты изменились – из 12 учащихся у 12 подростков уровень тревожности в диапазоне нормы. Использование адаптированной методики «Если бы…» К.С. Станиславского привело к таким результатам: 12 учащихся из 12 смогли без особых проблем полностью выполнить задание.

Подводя итоги работы над психологической скованностью подростков можно сделать такие выводы:

  1. Психологическая скованность напрямую связана с тревожностью личности.
  2. Использование правильно подобранных методик и упражнений позволяет снизить психологическую скованность подростков.
  3. Благодаря психологической поддержке от коллектива и педагога учащиеся стремятся к самосовершенствованию в творческой деятельности.

Список использованной литературы:

  1. Работа актера над собой / Константин Сергеевич Станиславский. – Москва : Издательство АСТ, 2018. – 480 с. – (Эксклюзив: Русская классика).
  2. ТРЕТИЙ ЗВОНОК: Практика школьного театра./ Евгений Ямбург. – М.: Бослен, 2018. – 240 с.
  3. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (действующая редакция, 2016) Глава 10. Дополнительное образование для детей и взрослых.