2.1. Технологические карты уроков
Технологические карты урока опубликованные на сайте ООО "Инфоурок"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 113 КБ |
![]() | 33.18 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ №1 г.Охи им. А.Е. Буюклы
Учитель Труда (технолгия) Нурсалиев Амангельды Тлекович
Методическая разработка урока
Предмет «Труд (технология)»
Раздел: деревообработка
Тема: «Соединение брусков», (2 часа)
5 класс
Цели урока
1. Учебно-познавательные
- создать условия для получения знаний о способах соединения брусков, приемах выполнения работы.
2. Развивающие
- развить навыки правильной, рациональной работы столярным и разметочным инструментом, навыки самоанализа, взаимоанализа;.
- развить познавательные и творческие способности;
- формировать навыки анализа проблемы, поиска способов ее решения;
- развитие СУД посредством методики проблемного обучения, ИКТ
3. Воспитательные
- способствовать формированию положительной мотивации к предмету;
- способствовать формированию и развитию трудовых качеств личности;
- способствовать воспитанию уважения к труду, человеку труда.
Тип урока: комбинированный.
Технология: проблемное обучение. Технология на основе активизации деятельности учащихся.
Урок сопровождается компьютерной презентацией.
Ориентация на личностные структуры: ЗУН + СУД
Подход к ребенку: сотрудничество + свободное воспитание
Целевые ориентации:
- приобретение ЗУН,- усвоение способов самостоятельной деятельности;
- развитие познавательных и творческих способностей,
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, таблицы, инструкционные карты по ТБ, технологические карты по изготовлению елочной крестовины (в полдерева), шипового соединения, плакаты, столярный и разметочный инструменты, столярный верстак.
Электронные ресурсы: интернет – ресурсы, слайды, авторские презентации.
Технологическая карта урока
№ | Ход урока Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируем УУД | ||||
Личностные | Регулятивные | Коммуникативные | Познавательные: | |||||
1 | Организационный момент | Отмечает отсутствующих. Приветствует учащихся. Проверяет посадку учеников. | Приветствуют учителя Слушают учителя | |||||
2 | Актуализация знаний | Учитель подводит учащихся к определению темы урока: 1. напоминает ученикам с помощью чего и как можно соединить бруски. 2. Показывает несколько изделий сложной формы и спрашивает учеников – как соединены бруски? 3. Предлагает ответить на вопрос – каким инструментом можно изготовить елочную крестовину? совместно с учениками определяет цель и задачи урока: 4. Спрашивает учеников: где они могут встретить изделия ,соединенные вполдерева 5. Какие знания необходимо получить для того чтобы овладеть инструментом. Объясняет (с элементами беседы) и демонстрирует учебный материал: - показывает ученикам инструмент и просит определить: назначение стамески , долото, киянки - создает проблемную ситуацию: как закрепить заготовку на крышке верстака? Выслушивает гипотезы и совместно с учащимися определяет возможные приемы закрепления с наглядными примерами. - актуализирует знания, полученные при изучении темы – разметка (определение понятия –рейсмус). Предлагает ответить на вопрос – как можно разметить бруски? Организует работу учащихся с учебником: - предлагает в тексте учебника найти описание приемов работы. Демонстрирует приемы работы с инструментом и приспособлениями. | Слушают учителя, анализируют информацию, рассматривают образцы, отвечают на поставленные вопросы – в результате самостоятельно приходят к определению темы урока, целей и задач. При показе изделий (елочная крестовина) и ответе на вопросы учителя – отвечают: изготовить с помощью чего можно изготовить изделие. Ученики вспоминают, где они могли встретить подобные изделия. При ответе на вопрос о знаниях предполагают, что необходимо изучить технологию и правила безопасной работы (тем самым определяя план урока). Зарисовывают инструмент в рабочие тетради. При решении проблемной ситуации выдвигают гипотезы о способах закрепления заготовок на крышке верстака. Совместно выбирают наиболее рациональные методы. Вспоминают информацию по теме «разметка», дают определение –рейсмус. Выдвигают дополнительные гипотезы о способах разметки заготовки Работают с учебником, находят информацию о приемах работы ручным инструментом, после чего активно наблюдают за демонстрацией учителя приемов работы с инструментом и приспособлениями. | Осмысливают тему урока. Проявлять интерес к новому содержанию | Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока). | Умение вести учебное сотрудничество на уроке с одноклассниками, в группе, умение выражать мысли, аргументировано отстаивать свою точку зрения. | выбор наиболее оптимальных средств и способов решения проблемы, выделение цели, поиск информации. | |
3 | Совместное открытие знаний. | Практический этап 1. Объяснение учителя с опорой на личные знания учащихся. Заслушивание сообщений учащихся. 2. Использование различных способов закрепления знаний, вопросов, требующих мыслительной активности, творческого осмысления материала. Обращение учителя по поводу ответа ученика к классу с требованием дополнить, уточнить, исправить, взглянуть на изучаемую проблему с иной стороны. Умение учащихся узнавать и соотносить факты с понятиями, правилами и идеями. Практическая работа. Вводный инструктаж учителя: -сообщение учащимся названия практической работы; -разъяснение учащимся задач практической работы; -ознакомление учащихся с объектом труда - образцом; -ознакомление учащихся со средствами обучения, с помощью которых будет выполняться задание (оборудование, инструменты, приспособления); -ознакомление учащихся с учебно-технической документацией -предупреждение учащихся о возможных затруднениях при выполнении работы); -инструктаж по технике безопасности.
Текущий инструктаж учителя (проводится по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы): Формирование новых умений: -проверка организованности начала работы учащихся; -проверка организации рабочих мест учащихся (рабочий стол, инструменты, приспособления); -соблюдение правил техники безопасности, санитарии и гигиены труда при выполнении задания; Усвоение новых знаний: -проверка правильности использования учащимися учебно-технической документации; -инструктирование по выполнению задания в соответствии с технологической документацией. Целевые обходы: -инструктирование учащихся по выполнению от- дельных операций и задания в целом; -концентрация внимания учащихся на наиболее эффективных приемах выполнения операций; -оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания учащимся; -контроль за бережным отношением учащихся к средствам обучения; -рациональное использование учебного времени учащимися. Заключительный инструктаж учителя: -анализ выполнения самостоятельной работы учащимися; -разбор типичных ошибок учащихся; -вскрытие причин допущенных учащимися ошибок; -повторное объяснение учителем способов устранения ошибок. | Работают в группах и готовят ответы. Самостоятельная работа учащихся | -проявление эмоционального отношения и волевых усилий в учебно-познавательной деятельности - выдвиже-ние гипотез, основанных на жизненном опыте учащихся - восприя-тие, осмысление, запоминание учебного материала; -формирова-ние умения выcказывать своё отношение к новому материалу, выражать свои эмоции -формиров-ание мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности -формирова-ние умения оценивать поступки в соответст-вии с определён-ной ситуацией. | самоконтроль выполнения задания -взаимоконтроль и внесение корректив учебно-познавательную деятельность . | Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. | Познавательные УУД: развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности -усвоение новых способов умственной деятельности через разные виды получения информации; -умения структурировать знания -выбор наиболее эффективных способов решения задач -построение логической цепи рассуждений | |
4 | Закрепле- ние изученного материала и рефлексия. | - Что вам понравилось сегодня на уроке? - Что нового вы узнали? - Какая информация оказалась полезной? | Обобщают полученные знания, отрабатывают основные понятия. | Самооценка, взаимооце-нка результатов деятельно-сти. | ||||
5 | Домашнее задание. | Параграф 6 с29-36 вопросы в конце параграфа с.36.. | Осмысливают объем задания. |
- Организационный момент
- Приветствие.
- Рапорт бригадиров о готовности к уроку, отсутствующих, организации рабочего места учащихся.
Учитель знакомит с темой урока (слайд 1).
Мотивация. Актуализация знаний.
Сегодняшний урок мы начнём с воспоминаний видов соединений древесных материалов. Разберём требования к соединениям отдельных изделий в зависимости от их применения. Учащиеся называют соединения, которые применялись на уроках «Технологии», приводят примеры, где они применяются. Рассказывают о требованиях к соединениям названных изделий.
Постановка проблемы.
Вы назвали множество соединений, частично их охарактеризовали. Возникает вопрос: что влияет на выбор определённого вида соединения в отдельных изделиях? Условия применения, нагрузка на изделие, климатические условия, вот основные параметры, по которым определяют вид соединения. Учащиеся записывают тему урока, записывают воздействие основных параметров на выбор соединения: нагрузка, климатические условия, условия использования изделия.
- Обсуждается «цепочка тем» раздела: обработка древесины
- Технология изготовления изделия
- Учащиеся посредством слайда самостоятельно изучают и комментируют цели урока, сформулированные учителем. (Осознание неизвестного. Анализ проблемы, определение путей и средств её решения).
- Учащиеся анализируют задачи урока, вычленяют главное.
- Учитель направляет учащихся на обсуждение профориентационного и практического аспектов урока.
Учитель объясняет одну из задач урока: получить знания и навыки, необходимые детям в практической жизни.
Основная часть
1. Опрос – беседа. Слайд 3-8 на тему (соединение брусков). Учащиеся комментируют, делают выводы.
2. Изучение нового материала.
Сопровождается презентацией. Учащиеся совместно с учителем комментируют слайды
С древних времён люди для производства деревянных изделий применяли различные виды соединений: сращивание заготовок, соединения в полдерева, шиповые соединения. Для увеличения прочности соединения заматывались нитками, склеивались клеями. В чисто столярных изделиях не должно быть инородных тел даже в виде крепёжных деталей: гвоздей, шурупов, заклёпок, скоб. Мастера-краснодеревщики при производстве мебели полностью исключали применение металлов в соединениях. Настало время познакомиться с этими соединениями.
Первое, самое простое соединение, называется угловое или серединное в полдерева.
Задаётся вопрос: Где они применяются?
Второе соединение в полдерева с помощью шкантов. Это соединение уже более прочное.
Задаётся вопрос: Чем ещё можно скрепить соединение? Где применяются?
Третье соединение шиповое.
Это соединение прочнее соединения в полдерева. Учащиеся разглядывают различные изделия, определяют виды соединений.
Задаётся вопрос: Где применяется?
Познакомимся с элементами соединения в полдерева. Рисунок на доске элементов единения в полдерева. В столярном деле применяются и другие соединения. Познакомимся с со ними – к практической работе, постарайтесь внимательно изучить чертёж. Затем как можно точнее произведите разметку. Карандаш при этом должен быть остро заточен. Качественно выполненная работа – это смотрим на компьютер. Ближе с ними познакомимся в 7 классе.
Мы познакомились с вами с одной из самых важных тем в столярном деле. Качественное соединение в изделии – залог его долговечности. Для выполнения соединений нужно применить все знания и умения, полученные ранее. Показываются соединения на компьютере. Учащиеся называют изделия с применением данных соединений (гвоздями, шурупами, заклёпками, болтами, с помощью клея). Называют изделия с этими соединениями. Смотрят на изображение на компьютере. Зарисовывают в тетрадь соединение с доски. Записывают новые понятия по теме урока. Смотрят на компьютер, изучают соединения. Называют достоинства этих соединений.
Для серединного или углового соединения брусков под прямым или острым углами один к другому чаще всего пользуются вязкой в полдерева (рис. 7). При такой вязке в обеих стыкуемых деталях зарезаются встречные пазы, по глубине равные 1/2 толщины соединяемых брусков. Вязку в полдерева желательно всегда укреплять нагелями. Только в этом случае такое соединение будет достаточно прочным.
3. Вводный инструктаж.
Учитель демонстрирует отдельные приемы работы, акцентирует внимание на правильное положение рук при работе с инструментом (слайд, таблицы).
При пилении соблюдайте меры безопасности, особенно в начале запиливания. Не допускайте перекоса ножовки, сильно не давите на неё. Надёжно закрепляйте заготовку в зажиме. Соблюдая эти правила, труд становится безопасным и приятным. При долблении проушин проверьте исправность долбёжного инструмента: состояние ручки, наличие на ней колец. Под заготовку подложите подложку, во избежание порчи верстака. Берегите своё рабочее место, бережно обращайтесь с инструментом.
Критерии оценки изделия:
- внешний вид.
- прямоугольность.
- прочность.
4. Практическая часть.
Учащиеся производят разметку заготовок углового (серединное) соединения в полдерева.
Запиливают и скалывают излишки древесины под черту.
Зачищают заготовку напильником, производят сборку изделия.
Зачищают соединение.
Оценивают качество изделия. Сдают изделия для проверки.
Обсуждают качество изделий, оценивают работу.
III. Заключительная часть
Подведение итогов урока.
И так, мы рассмотрели важную тему соединения древесных материалов. Вы познакомились с видами соединений, научились производить разметку и изготовление этих соединений. Пригодится ли это вам? Подведение итогов урока. Оценка деятельности учащихся. Тема нами изучена. В жизни она будет иметь большую значимость, особенно для любителей мастерить, для создания творческих проектов, для самоутверждения в жизни.
Благодарю вас за участие в работе урока. Ученики наводят порядок на рабочих местах, прибирают инструмент, приводят себя в порядок.
Контроль освоения знаний базового уровня. Рефлексия.
Вернёмся к теме урока. Какую проблему мы ставили перед собой? Изучить технологию изготовления соединений древесных материалов. Перечислите изученные виды соединений. Назовите достоинства этих соединений. Учащиеся перечисляют виды соединений, называют их достоинства.
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ №1 г. Охи им. А.Е. Буюклы
Нурсалиев Амангельды Тлекович
Технологическая карта урока.
Предмет: технология
Класс: 6
Учебник: А.Т. Тищенко «Технология»
Тема урока: Свойства древесины.
Тип урока: урок – лабораторная работа.
Цель: создать условия для формирования основных понятий о физических и механических свойствах древесины; ознакомить учащихся с общими принципами выбора заготовок из древесины (с учётом её свойств) для изготовления деталей, имеющих различное функциональное назначение; формирование умения проводить исследование плотности и влажности образцов древесины различных пород; формирование навыков учебно-исследовательской деятельности.
Задачи:
Обучающие:
- сформировать основные понятия о физических и механических свойствах древесины,
- ознакомить учащихся с общими принципами выбора заготовок из древесины (с учётом её свойств) для изготовления деталей, имеющих различное функциональное назначение;
- сформировать умения проводить исследование плотности и влажности образцов древесины различных пород;
Развивающие:
- развивать познавательную и творческую деятельность обучающихся, экологическое мышление;
- формировать умения проводить исследование плотности и влажности образцов древесины различных пород;
- формировать навыки учебно-исследовательской деятельности.
Воспитательные:
- бережное отношение к природе;
- развитие личностных качеств обучающихся, таких как целеустремленность, настойчивость, аккуратность, умение работать в коллективе.
Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель урока с помощью учителя; оценивать правильность выполнения действий на уроке с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение.
Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения во время урока и следовать им.
Ожидаемый учебный результат:
- общее представление о физических (плотность, влажность) и механических (твёрдость, прочность, упругость) свойствах древесины;
- приобретение опыта проведения исследований;
- умение распознавать и оценивать свойства древесины;
-развитие мыслительной деятельности учащихся (умения анализировать, сравнивать, строить аналогии, обобщать, систематизировать);
-приобретение опыта совместной работы, освоение коммуникативных навыков, навыков самооценки, рефлексии.
Дидактические средства обучения: образцы древесины различных пород, технические весы с набором гирь, калькуляторы, линейки, сосуд с водой, видеоматериалы, учебник технологии, рабочая тетрадь.
Методы: рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий, фронтальный опрос, работа с учебником, лабораторно-практическая работа.
Технологическая карта
Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.Организационный этап 2 мин. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Активация учащихся | Приветствие класса. Проверка готовности класса к проведению занятия | Приветствие учителя, контроль своей готовности к предстоящему занятию. | Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим Регулятивные: планирование занятия Познавательные: порядок проведения и организация урока по технологии Коммуникативные: взаимное сотрудничество учителя и обучающихся на уроке. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Актуализация знаний -5 мин | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Выявить уровень знаний и степень готовности к усвоению нового материала. | Учитель предлагает учащимся привести примеры изделий из древесины, имеющихся в доме или квартире (двери, полы, шкафы, столы, стулья и др.) и в окружающем мире (дома, хозяйственные постройки, заборы, скамейки и др.). Просит учащихся назваnm изученные в 5 классе физические свойства древесины (цвет, запах), подводит к формулированию цели данного урока: изучение других физических (плотность, влажность), а также механических свойств древесины. | Участвуют в диалоге и обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его. Отвечают на вопросы учителя, обсуждают их. Ученики должны осознать, почему и для чего им нужно изучать данную тему. | Личностные: осознание своих возможностей. Регулятивные: умение планировать свою работу. Познавательные: умения работать с информацией, анализировать, сравнивать, выделять главное. Коммуникативные: сотрудничество и общение учителя и обучающихся. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся -5 мин. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность. | Информировать учащимся сведения об уроке: - основные понятия о физических и механических свойствах древесины; -ознакомление учащихся с общими принципами выбора заготовок из древесины (с учётом её свойств) для изготовления деталей, имеющих различное функциональное назначение; - умение проводить исследование плотности и влажности образцов древесины различных пород; - формирование навыков учебно-исследовательской деятельности. | Формулируют цель урока, определив границы знания и незнания. Составляют план достижения цели урока и определяют алгоритм своих действий. | Личностные: мобилизация внимания, стремление узнать новое Регулятивные: целеполагание, планирование деятельности Познавательные: умения работать с информацией, анализировать, сравнивать, выделять главное Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске, выборе и анализе информации. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Первичное усвоение новых знаний 10 мин. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организовывать осмысленное восприятие новой информации. | Учитель называет основные физические и механические свойства древесины, которые следует учитывать при выборе заготовки для изготовления изделия. Демонстрируя физические свойства древесины — плотность, цвет и запах, показывает ученикам для сравнения значительно отличающиеся друг от друга образцы лиственных и хвойных пород (например, дуба и сосны). Механическую характеристику древесины, как твёрдость, можно исследовать на образцах дуба и липы. Для этого в каждый образец на ручном прессе нужно одинаковым усилием вдавить стальной шарик. Чем меньше диаметр лунки, тем твёрже древесина. Упругость древесины можно продемонстрировать, изгибая деревянную линейку. Урок предполагает проведение двух лабораторно-практических работ, имеющих познавательный характер. Поэтому перед учителем стоит задача достижения следующих предметных результатов в познавательной сфере: практическое освоение обучающимися основ опытно-исследовательской деятельности; проведение наблюдений и экспериментов под руководством учителя; объяснение явлений, процессов и связей, выявляемых в ходе исследований, и т. д. Овладение методами опытно-исследовательской деятельности будет способствовать в дальнейшем успешной работе учащихся над творческим проектом. | Участвуют в беседе; формулируют выводы, делают записи в рабочей тетради. Формулируют выводы об изучаемом материале в 6 классе. | Личностные: осознание своих возможностей; Регулятивные: умение планировать этапы выполнения будущего проекта. Познавательные: извлекать необходимую информацию из прослушанного, структурировать знания. Коммуникативные: вступать в диалог, с уверенностью в полноте и точности выражать свои мысли. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Первичная проверка понимания 5 мин | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Способствовать эмоциональному настрою и развитию познавательного интереса к теме | Осуществляются в процессе выполнения задания 3 из рабочей тетради и лабораторно-практических работ № 3 «Исследование плотности древесины» и № 4 «Исследование влажности древесины» из учебника. Объясняет порядок выполнения практической работы.
| Слушают последовательность выполнения работы Разбиваются на группы. Учащиеся работают в парах или малых группах. Но результатам измерений они определяют объём образцов, а по результатам взвешивания — их массу. С помощью калькулятора рассчитывают плотность образцов, записывают все результаты в таблицу из рабочей тетради и делают по результатам опытов вывод о том, какая древесина является менее, а какая более плотной. | Личностные: осознание своих учебных возможностей; Регулятивные: анализировать и устанавливать логическую последовательность в ответах на вопросы. Коммуникативные: слушать, слышать и анализировать мнения собеседников Познавательные: применять полученные знания при выборе темы своего творческого проекта. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. Первичное закрепление 43 мин | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Обеспечить осмысленное и усвоение и закрепление знаний по теме занятия | Для проведения лабораторно-практических работ учитель должен подготовить 15-30 образцов древесины различных пород размером примерно 6 х 4 х 1 см и пронумеровать их. Масса таких образцов (из сухой древесины) будет составлять примерно 9-23 г, поэтому для их взвешивания можно применить обычные технические весы, используемые в кабинете физики. Для проведения лабораторно-практической работы № 3 необходимо подготовить линейки для измерения размеров образцов и калькуляторы для выполнения расчётов. Желательно взять образцы древесины ели, берёзы и дуба, плотность которых при влажности 15 % составляет соответственно 0,46; 0,64 и 0,72 г/см Для проведения лабораторно-практической работы № 4 учитель подготавливает сосуд с водой, вмещающий необходимое количество образцов древесины, и груз, с помощью которого можно полностью погрузить образцы в воду на 5-10 мин. В это время можно проверить знания школьников, используя п. 4 задания 3 из рабочей тетради. Во время проведения лабораторно-практических работ учитель постоянно следит за соблюдением учащимися правил безопасной работы. В завершение они выполняют задание «Проверьте себя»
Во время урока учитель постоянно напоминает учащимся о соблюдении правил безопасной работы. | Выполняют лабораторно-практические работы №3 и №4 Результаты опытов и выводы ученики записывают в рабочую тетрадь. «Проверьте себя»
| Личностные: осознание своих учебных возможностей; Регулятивные: самоорганизация учебной деятельности, контроль, оценка, коррекция своих знаний. Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда. Коммуникативные: организовывать учебное взаимодействие друг с другом, и в целом в коллективе. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция 6 мин | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Определить типичные ошибки и возможные пробелы в знаниях и умениях, путем их устранения, коррекции и совершенствования | Учитель предлагает учащимся ответить на контрольные вопросы, приведённые в конце § 3 учебника, оценивает их ответы, обсуждает с учащимися результаты выполнения лабораторно-практических работ № 3 и 4 из учебника и задания 3 из рабочей тетради, а также оценивает работу учащихся на уроке, отмечает лучшие результаты и вместе с учениками делает выводы по изученному материалу. Контроль и оценка знаний 1. все ответы правильные — отметка «5» 2.неправильных ответов 1-2 — отметка «4» 3. неправильных ответов 3-4 — отметка «3» 4. неправильных ответов 5 — материал темы не усвоен.
| Представляют результаты усвоения материала в классе и индивидуально, осуществляют контроль (с помощью учителя применяются формы самоконтроля и взаимоконтроля), формулируют затруднения и осуществляют коррекцию, возможных допущенных ошибок. Вместе с учителем делают выводы по изученному материалу. | Личностные: осознание важности обучения предмету; Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения учебного материала; Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов в ответах на вопросы; Коммуникативные: управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка действий партнера. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении 2 мин | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Информация о домашнем задании | Учитель консультирует. Три уровня домашнего задания: - Стандартный минимум (репродуктивный уровень) - Конструктивный - Творческий 1. Приготовить и принести на следующий урок чертёжные инструменты: простые карандаши, линейку, циркуль, ластик; 2.Выполнить пункт задания 3 из рабочей тетради. | Осознают вариативность домашнего задания, выбирают посильный вариант его выполнения и работы над ним. | Личностные: осознание важности обучения предмету; | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9. Рефлексия (подведение итогов занятия) 2 мин | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся. Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками на прошедшем занятии. | Учитель организует рефлексию учебной деятельности на уроке. Лист самооценки (заполняется учащимся). 1) Сегодня на уроке я узнал (что?) ...... 2) Сегодня на уроке я научился (что делать?)_ 3) Самым интересным было (что?) ______ 4) У меня___________ (получается, пока не получается) выбрать тему творческого проекта. | Отвечают на вопросы учителя, анализируют проделанную ими работу на уроке, выполняют самооценку, ее обсуждают, делают выводы. | Личностные: осознание интереса и важности изучения предмета; Регулятивные: самооценка деятельности на уроке; Познавательные: развитие познавательного интереса к предмету; Коммуникативные: умение слушать и вести диалог; |
Конспект урока № 9-10
ТЕМА: Отклонения и допуски на размеры деталей.
Цель: Формирование понятий о обозначении на чертежах отклонений и допусков, номинальном и предельном размере, верхнем и нижнем отклонении.
Задачи: 1. Научить учащихся обозначениям на чертежах отклонений и допусков. 2.Развивать технические знания в области резания материалов. 3.Воспитывать аккуратность и точность при выполнении работы.
Тип урока: комбинированный, практическая работа №5 «Определение предельных размеров».
Инвентарь и оборудование: штангенциркуль, наглядное пособие «Посадка с зазором и с натягом».
Оформление доски: тема урока, новые слова и словосочетания (номинальный размер, предельное отклонение, допуск, посадка, посадка с зазором, посадка с натягом), домашнее задание.
Дата проведения: 1 четверть.
ХОД УРОКА
Этап урока | Продолжительность | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I этап: Организационный. | 2 мин | Организация начала урока. Проверить присутствующих. Cоздать психологический настрой для изучения новой темы. | Одевают спецодежду |
II этап: Проверка домашнее задания | 15 мин | 1.Устный ответ. 1.Подготовить ответ на вопрос: -- Как подготовить к работе рубанок, фуганок и шерхебель? 2.Для этого вспомни:
3.Сделайте вывод. 2.Тестирование. 1.Для чернового строгания древесины используют: а) рубанок деревянный; б) фуганок; в) шерхебель; г) рубанок ручной электрический. 2.При строгании в начале движения рубанок прижимают к заготовке: а) левой рукой; б) правой рукой; в) обеими руками одинаково. 3.От чего зависят легкость в работе и качество строгания? а) от столярного верстака и рабочей позы; б) от рабочей позы и настройки рубанка; в) от рубанка и столярного верстака. 4.Как должна располагаться режущая кромка над подошвой у рубанка? а) без перекоса с выступом 0,3-0,5 мм; б) допускается небольшой перекос с выступом от 0,3 до 0,5 мм; в) без перекоса с выступом до 3 мм. 5.Для чего устанавливается стружколоматель? а) для образования более мелкой стружки, чтобы она не засоряла леток; б) для получения более ровной поверхности; в) для облегчения процесса строгания древесины. 6.Как очистить засорившийся леток рубанка? а) разобрать рубанок и вычистить леток; б) использовать прочный металлический стержень; в) протолкнуть щепкой или разобрать рубанок; г) протолкнуть стружку металлической пластинкой. 7.Струги с деревянной колодкой разбирают так: а) наносят удары киянкой по задней стороне колодки; б) наносят удары по передней части колодки; в) наносят удары молотком по задней стороне колодки; г) наносят легкие удары молотком по боковой стороне. 8.Как устранить перекос режущей кромки на рубанках с деревянной колодкой? а) ударами молотка с боков ножа; б) разобрать рубанок с нова установить нож; в) ударами киянки с боков клина. 9.Струг большого размера с двойными ножом, предназначенный для точного строгания больших поверхностей и длинных кромок, это: а) зензубель; б) шерхебель; в) фуганок; г) фальцгебель. 10.У правильно установленного ножа шерхебеля лезвие, расположенное под подошвой колодки, выступает: а) на 0,5-1 мм; б) на 1-3 мм; в) на 3-5 мм. | Отвечает один ученик Выполняют тестовые задания. |
III этап: Подготовка учащихся к усвоению нового материала | 3 мин | При изготовлении какой-либо детали стараются добиться определенных размеров. Действительный размер получают измерением – с допускаемой погрешностью. Изготовить деталь определенного размера сложно, поэтому размеры деталей должно находиться в установленных пределах. План:
| Запись в тетради даты и темы урока. |
IV этап: Изучение нового материала | 25 мин | 1.Рассказ учителя. Номинальный размер (d, D) определяются функциональным назначением детали и служит началом отсчета отклонений. Предельные размеры (Dmax, dmax, Dmin, dmin) ограничивают интервал значений, между которыми должен находиться действительный размер годной детали. Отклонение размера – разность между действительным (предельным) размером и соответствующим номинальным. Отклонения могут быть положительными (размер больше номинального), отрицательными (размер меньше номинального) и нулевыми (размер равен номинальному. Отклонения откладываются от так называемой нулевой линии, условно изображающей номинальное значение размера: вверх – положительные отклонения, вниз – отрицательные. Предельные отклонения – разность между предельными и номинальными размерами.. Для отверстий: ES=Dmax –D (верхнее отклонение); EI=Dmin – D (нижнее отклонение). Для вала: es= dmax – d (верхнее отклонение); ei= dmin - d(нижнее отклонение). Допуск(Т) - разность между наибольшим и наименьшим предельными размерами (предельными отклонениями). Для отверстия: TD =Dmax - Dmin Для вала: Td = dmax - dmin Допуск служит мерой точности размера – чем меньше допуск, тем выше точность. От допуска непосредственно зависит трудоемкость изготовления и себестоимость деталей, а также в значительной степени выбор оборудования, средств контроля, производительность обработки. Значение допуска всегда положительно. Посадка – это характер соединения деталей. Соединение может быть подвижным (посадка в зазор) или неподвижным (посадка с натягом). Для соединения с зазором нужно, чтобы диаметр вала всегда был меньше диаметра отверстия. Для соединения с натягом нужно, чтобы диаметр вала всегда был больше диаметра отверстия. Графический способ изображения полей допусков позволяет быстро определять характер соединения деталей и облегчает выполнение различных расчетов. Для графического изображения полей допусков сопрягаемых деталей проводят нулевую линию, затем схематически изображают детали с их полями допусков, предельными размерами, отклонениями, показывают значения зазоров или натягов. Поля допусков изображают в виде прямоугольников с указанием предельных отклонений. Схемы строят в определенном масштабе. Положительные отклонения откладывают вверх, а отрицательные вниз от нулевой линии. Из двух положительных отклонений основным считается нижнее отклонение, а из двух отрицательных – верхнее отклонение. В графическом изображении поле допуска отверстия расположено: при посадке в зазор – над полем допуска вала (а), при посадке с натягом – над полем допуска вала (б). На чертежах линейные размеры и предельные отклонения проставляют в миллиметрах. Предельные отклонения (со своими знаком) указывают после номинальных размеров; верхние отклонения помещают над нижними. 3. Выполнение упражнения. По значению номинального размера и предельных отклонений для вала и отверстия определить поля допусков, тип посадки. 1.Определяем предельные размеры отверстия и вала (мм): Dmax = D + ES Dmax = 118,0 + (- 0,144) = 117,856 Dmin = D + EI Dmin = 118,0 + (- 0,198) = 117,802 dmax= d + es dmax = 118,0 + 0,139 = 118,139 dmin = d + ei dmin = 118,0 + 0,104 = 118,104. 2.Определяем допуски отверстия и вала (мм): TD = Dmax - Dmin TD = 117,856 - 117,802 = 0,054 Td = dmax- dmin Td = 118,139 – 118,104 = 0,035. 3.Определяем тип посадки: Посадка с натягом | Слушают учителя. . Работают в тетрадях. |
V этап: Практическая работа | 30 мин | Практическая работа № 5 «Определение предельных размеров» Заданы для вала и отверстия номинальный диаметр и предельные отклонения. Определите предельные размеры и запишите их. Вариант 1: d 4 -0,12 Вариант 2: d 8 -0,10 -0,01 Вариант 3: d 140 -0,020 -0,20 Вариант 4: d 15 +0,03 -0,3 Вариант 5: d 20 +0,05 -0,2 Вариант 6: d 30 +0,14 -0,012 Вариант 7: d 35 +0,014 -0,10 | Выполняют практическую работу. |
VI этап: Первичное закрепление знаний | 10 мин | Контрольные вопросы:
| Отвечают на поставленные вопросы. |
VII этап: Итог урока | 3 мин | Учитель указывает ученикам на успехи в работе и недостатки, объясняет их причины. Оценивает работу. Объявляет ученикам оценки. | Задают вопросы по теме учителю. |
VIII этап: Домашнее задание | 2 мин | Прочитать § 6 с. 25-27 Подготовить устный развернутый ответ на вопрос: -- Отклонения и допуски на размеры деталей. |