4.2.Продукты интеллектуальной деятельности педагога, использование новых образовательных технологий и результаты образовательной деятельности
Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего семь лет. Но они имеют непреходящее значение, так как развитие идет бурно и стремительно: формируются основы личности, расширяется сфера деятельности ребенка. Этот период детства характеризуется интенсивным познавательным развитием. Ребенок овладевает родным языком, совершенствуется восприятие цвета, формы, величины, пространства, времени. Развиваются виды и свойства внимания, памяти, воображения. Происходит становление наглядных форм мышления и мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения, классификации.
В дошкольном возрасте большинство психических функций находится в стадии формирования, поэтому больше внимание уделяется профилактической и развивающей работе. Дети испытывают трудности в обучении из-за того, что основным способом восприятия для них, как правило, является лишь один из сенсорных каналов. Важно обучить ребенка многосенсорному восприятию, поскольку умение пользоваться всеми каналами восприятия является фундаментом, обеспечивающим эффективность любого обучения.
Современная педагогика требует от педагогов использования инновационных технологий и разработок, актуальных для работы с дошкольниками, в том числе, не только в практике обучения, но и в коррекционной работе. Игровые средства и пособия, которые широко используются педагогами в современных образовательных учреждениях, приобретают все большую популярность как эффективные педагогические технологии. Игровой комплект «Пертра» (разработанный известным педагогом-психологом Марианной Фростиг) является именно такой технологией, вошедший в образовательное поле России около десяти лет назад. Презентации для педагогов по использованию игрового комплекта «Пертра» вы можете посмотреть: https://cloud.mail.ru/public/XWb4/4Y6w7nUHa;
https://cloud.mail.ru/public/996k/fRtbxPjXw.
На данной странице размещен перечень используемых педагогом-психологом в образовательном процессе новых образовательных технологий.
Screen-shot главной страницы персонального Интернет-ресурса по направлению профессиональной деятельности.
Screen-shot главной страницы сайта Интернет-проекта, в котором приняла участие самостоятельно в межаттестационный период.
Приказ №500-ОД от 30.10.2020г. "О подготовке и реализации педагогического проекта "Интерактивная гостинная" в ДОУ".
Психолого-педагогический проект "Развитие познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста с использованием развивающего комплекта "Пертра".
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка - детский сад № 8 «Буратино» г. Охи
ПСИХОЛОГО-
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Развитие познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста с использованием развивающего комплекта «ПЕРТРА».
Разработчик проекта:
педагог-психолог
Рыбина Елена Павловна
г. Оха
2020г.
Введение
Актуальность
Ребенок - активный исследователь окружающего мира. Мир открывается ему через опыт личных ощущений, действий, переживаний.
«Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность», - писал классик отечественной психологической науки Лев Семенович Выготский.
В настоящее время значительное число детей старшего дошкольного возраста имеют проблемы в развитии познавательной, эмоциональной и поведенческой сферах личности. Для того, чтобы ребенок с такими особенностями мог быть успешным, ему необходимо своевременное оказание психолого-педагогической помощи. Высшие психические функции ребенка в дошкольном возрасте обладают свойствами «подвижности» и «пластичности», поэтому коррекция в этот период создает благоприятные условия для профилактики вторичных нарушений, которые в дальнейшем могут осложнять обучение и воспитание ребенка.
Ведущим видом деятельности в период дошкольного детства, является игровая деятельность. В процессе игры происходит развитие не только всех познавательных процессов, но и коммуникативных навыков ребенка, развитие мотивационно-потребностной сферы, произвольности, которая является необходимым новообразованием периода дошкольного детства, определяющим, в дальнейшем, успешность обучения ребенка в школе. Именно поэтому коррекционно-развивающая работа педагога-психолога должна быть организована в игровой форме.
Новым ФГОС ДО определены принципы деятельности педагога-психолога, одним из которых является – формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка через его включение в различные виды деятельности. Успешность реализации данного принципа, во многом, будет зависеть от средств, используемых педагогом-психологом-в своей коррекционно-развивающей деятельности.
Новизна работы заключается в построении системы коррекционно-развивающих занятий по познавательному развитию детей старшего дошкольного с использованием современного игрового комплекта «Перта».
Цели и задачи проекта
Цель: развитие познавательной сферы и предпосылок учебной деятельности детей старшего дошкольного возраста с помощью игрового комплекта «Пертра».
Задачи:
- -активизировать и способствовать совершенствованию познавательных процессов (память, внимание, мышление, восприятие, речь, воображение);
- -формировать позитивную мотивацию к познавательной деятельности;
- -формировать психологическую готовность к школьному обучению;
- -обучать навыкам групповой работы и свободного общения со взрослыми и детьми в процессе познавательной деятельности;
- -создать условия для самореализации детей в творческой и познавательной деятельности;
- -воспитывать самостоятельность и самоконтроль;
- -воспитывать умение самостоятельно использовать практические и теоретические навыки.
Формы проведения
Индивидуальные и групповые занятия с детьми старшего дошкольного возраста. Консультации. Памятки. Буклеты. Игровые ситуации.
Ожидаемые результаты
- -повышение уровня познавательного развития детей старшего дошкольного возраста;
- -повышение интеллектуального потенциала;
- -раскрытие творческих возможностей детей;
- -изменить поведение и отношение учебному процессу;
- -эффективное и рациональное взаимодействие всех участников образовательного процесса.
Принципы реализации проекта
- позитивности (создание поддерживающей, доброжелательной атмосферы помощи, сотрудничества);
- индивидуального подхода (максимальный учет психологического своеобразия и индивидуального опыта каждого ребенка);
- развития и саморазвития личности (активизация творческих возможностей, способностей к самопознанию и самосовершенствованию);
- поощрения достижений ребенка в обретении творческой самостоятельности;
- обеспечения в процессе игровой деятельности условий, актуализирующих переживания ребенком чувства достижения собственного достоинства и самоуважения.
Паспорт проекта
Авторы проекта | Педагог-психолог: Рыбина Елена Павловна |
Полное наименование проекта | Психолого-педагогический проект «Развитие познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста с использованием развивающего комплекта «ПЕРТРА». |
Сроки | Долгосрочный (сентябрь 2020г. - май 2021г.). |
Участники | Дети в возрасте 5-6 лет; педагоги ДОУ; родители, педагоги ДОУ. |
Тип проекта | Информационно-практико-ориентированный |
По территории реализации | Внутренний, так как проект реализуется внутри дошкольного учреждения. |
Этапы реализации проекта |
|
Форма презентации | Видео презентация. |
Содержание мероприятий
Этапы | Мероприятия | Цель мероприятия | Сроки проведения |
Подготовительный | Изучение литературы по теме: «Игровое оборудование «Пертра». Возможности игрового комплекта «Пертра». «Методические рекомендации к игровому набору психолога». Подборка диагностических методик. Разработка плана мероприятий для работы со всеми участниками образовательного процесса. Подготовка бланков, протоколов для диагностики. | Повышение психологической компетентности педагога-психолога через самообразование. | 21.09.2020г.- 30.09.2020г. |
Диагностический | Диагностика уровня познавательного развития детей дошкольного возраста (5-6 лет). Е.А. Стребелева, А.А. Венгер. | Оценка уровня познавательного развития у детей 5-6 лет. | 01.11.2020г.-15.11.2020г. |
Практический | Работа с детьми | ||
Знакомство с набором №1 «Пространство на плоскости». Игры: «Пальчики шагают по прямой дороге», «Построй дорогу», «Придумай дорогу», «Аккуратный водитель». | Познакомить детей с первым чемоданом; изучить тактильно все имеющиеся в наборе детали; способствовать развитию пространственной ориентации; развитие координации движений пальцев рук, ориентировки на плоскости, расширение кругозора. | 19.10.2020г.- 23.10.2020г. | |
Продолжить знакомство с набором №1 «Пространство на плоскости». Упражнения: «Пальчики учатся ходить по тропинке», «Пальчики умеют шагать», Постройка дорог самостоятельно и по схеме. | Вспомнить содержание набора, способствовать развитию пространственной ориентации; развивать творческое мышление, воображение, коррекция мелкой моторики рук; развитие анализа и синтеза, умения переносить условия схемы в реальную постройку. | 26.10.2020г.-30.10.2020г. | |
Знакомство с набором №2 «Упорядочивание элементов». Игры: «Цепочка», «Угадайка», «Вспомни фигуры». | Формирование представлений о геометрических формах, цвете, симметрии; формирование кинетического образа разных геометрических фигур. | 02.11.2020г.-06.11.2020г. | |
Продолжить знакомство с набором №2 «Упорядочивание элементов». Игры: «Классификация», «Четвертый лишний», «Узор», «Превращения». | Развитие способности к классификации; развитие пространственной ориентации, понимания пространственных отношений; развитие аналитико-синтетической функции мышления, памяти. | 09.11.2020г.-13.11.2020г. | |
Знакомство с набором №3 «Одинаковое и разное». Игры: «Построй пирамиду», «Построй две пирамиды», «Чередование по величине». | Формирование представлений о форме, цвете, размере; развитие умения соотносить размеры предметов зрительно и с помощью практических действий. | 16.11.2020г.-20.11.2020г. | |
Продолжить знакомство с набором №3 «Одинаковое и разное». Игры «Собери бусы», «Продолжи ряд», «Покатились бусы». | Развитие способности к классификации; развитие пространственной ориентации, понимания пространственных отношений; развитие координации движения руки, умения сдерживать резкие движения. | 23.11.2020г.-27.11.2020г. | |
Знакомство с набором №4 «Пространство и преобразование». Игры: «Лабиринт», «Построй узор», «Столик». | Формирование представлений о геометрических формах; формирование умения различать геометрических формы по цвету и размеру; развитие пространственной ориентации, понимания пространственных отношений. | 30.11.2020г.-04.12.2020г. | |
Продолжить знакомство с набором №4 «Пространство и преобразование». Игры: «Построй фигуру», «Воротца», «Конкурс высоких построек» | Формирование кинестического образа разных геометрических фигур; развитие навыка скоординированных движений пальцев; развитие воображения, умения скреплять объемные детали, делать устойчивую постройку. | 07.12.2020г.-01.12.2020г. | |
Знакомство с набором №5 «От каракуль к каллиграфии». Игры: «Строим букву», «Шарик и буква». | Формирование навыка владения карандашом, навыка письма; развитие пространственной ориентации. | 14.12.2020г.-18.12.2020г. | |
Знакомство с набором №6 «От хватания к схватыванию». Игры: «Построй фигуру», «Повтори узор», «Графический диктант». | Развитие дифференцированных хватательных движений; формирование навыка дозирования усилия и модуляции движений, необходимых для овладения письмом. | 21.12.2020г.-25.12.2020г. | |
Продолжить знакомство с набором «От хватания к схватыванию». Игры: «Сбей кеглю», «Пестрые ряды», «Сложный узор». | Развитие дифференцированных хватательных движений; формирование навыка дозирования усилия и модуляции движений, необходимых для овладения письмом. | 28.12.2020г.-31.12.2020г. | |
Знакомство с набором №7 «Начальные математические знания». Упражнения: «Лесенка», «Примеры на сложение и вычисление». | Развитие навыков сравнения, классификации; математических навыков (пересчитывать, выполнять вычисления и определять количества); представлений о числе, множестве, составе числа; способствовать формированию: представлений об арабских цифрах. | 11.01.2021г.-15.01.2021г. | |
«Развитие свойств внимания». Упражнения: «Повтори за мной», «Машинки», «Бусы», «Послушные шарики» (Игровой набор Пертра №1,3). | Развитие пространственной ориентации. Развитие умения соотносить размеры предметов зрительно и с помощью практических действий. | 18.01.2021г.-22.01.2021г. | |
«Умение удерживать свои действия в рамках правил». Упражнения: «Строитель», «Цветная пирамидка» (Игровой комплект Пертра №3). | Формирование представлений о форме, цвете, размере; развитие умения соотносить размеры предметов зрительно и с помощью практических действий, развитие способности к классификации; развитие пространственной ориентации, понимания пространственных отношений. | 25.01.2021г.-29.01.2021г. | |
«Формирование и развитие способности понимать и воспроизводить одновременно несколько заданий». Упражнение: «Архитектор» (Игровой набор №6). | Развитие дифференцированных хватательных движений; формирование навыка дозирования усилия и модуляции движений, необходимых для овладения письмом. | 01.02.2021г.-05.02.2021г. | |
«Формирование навыка счета». Упражнения: «Панно», «Собери фигуру». (Игровой набор №2, №5, №6). | Развитие пространственной ориентации; формирование представлений о геометрических формах, цвете, симметрии; формирование кинетического образа разных геометрических фигур. | 08.02.2021г.-12.02.2021г. | |
«Формирование и развитие представления о геометрических формах способах их изменения, способности к классификации». Упражнения: «Счет по Пиаже», «Домик». (Игровой набор № 2). | Формирование представлений о геометрических формах, цвете, симметрии; формирование кинетического образа разных геометрических фигур. | 15.02.2021г.-19.02.2021г. | |
«Развитие навыка сравнения, сформированности представлений о понятиях «больше», «меньше», «столько же». Упражнение «Разные фигуры», «Домики». (Игровой набор № 2). | Формирование представлений о геометрических формах, цвете. | 22.02.2021г.-26.02.2021г. | |
«Развитие пространственной ориентации». Упражнения: «Перевертыши», «Самая лучшая дорога», «Логические задания». (Игровой набор №1, № 2). | Способствовать развитию пространственной ориентации; формирование представлений о геометрических формах, цвете; формирование логического мышления, восприятия величины и цвета. | 01.03.2021г.-05.03.2021г. | |
«Развитие представлений о симметрии». Упражнение «Лучший рисунок». (Игровой набор №6). | Формирование представлений о геометрических формах, цвете, симметрии. | 09.03.2021г.-12.03.2021г. | |
«Развитие умения соотносить предметы и детали в пространстве». Упражнение «Пестрые ряды». (Игровой набор №6). | Формирование представлений о геометрических формах, цвете. | 15.03.2021г.-19.03.2021г. | |
«Развитие мелкой моторики». (Игровой набор №6). | Формирование представлений о геометрических формах, цвете, развитие мелкой моторики. | 22.03.2021г.-26.03.2021г. | |
Игровой сеанс 1. «Вышли пальцы погулять». Задачи: развитие координации движений пальцев рук, ориентировки на плоскости, расширение кругозора; коррекция мелкой моторики руки; развитие умения классифицировать. | Развитие координации движений пальцев рук, ориентировки на плоскости, расширение кругозора; коррекция мелкой моторики руки; развитие умения классифицировать. | 29.03.2021г.-02.04.2021г. | |
Игровой сеанс 2. «На тропинке». . | Развитие координации движений пальцев рук, ориентировки на плоскости, расширение кругозора; развитие логического мышления, восприятия величины и цвета, воображения. | 05.04.2021г.-09.04.2021г. | |
Игровой сеанс 3. «Ралли на машинах». | Формирование умения видеть результат деятельности; развитие координации движений пальцев рук, ловкости движений рук, ориентировки на плоскости, умения регулировать силу нажима рукой на фигуру при проведении человечков или машин без фиксаторов; развитие понимания логической операции отрицания, развитие кисти рук. | 12.04.2021г.-16.01.2021г. | |
Игровой сеанс №4. «Домики». | Развитие операций анализа и синтеза, сравнения; развитие мелкой моторики рук; освоение логической операции чередовать по цвету; развитие мыслительных операций (анализа и синтеза) у детей. | 19.04.2021г.-23.04.2021г. | |
Игровой сеанс №5. «Веселые бусинки». | Развитие умения планировать деятельность, развитие произвольности, самоконтроля; закрепление умения чередовать предметы по цвету; развитие координации движения руки, умения сдерживать резкие движения. | 26.04.2021г.-30.04.2021г. | |
Игровой сеанс №6. «Разные пирамидки». | Развитие мышления (чередование по величине, сравнение пирамидок), развитие восприятия величины, цвета, формы предметов; развитие мышления (чередование по форме с использованием образца), ознакомление с чередованием. | 03.05.2021г.-07.05.2021г. | |
Игровой сеанс №7. «Послушные шарики». | Развитие умения работать по плану, развитие произвольности, самоконтроля, умения читать схему; развитие мелкой моторики кистей рук; развитие мелкой моторики рук, развитие связей между полушариями головного мозга. | 10.05.2021г.-14.05.2021г. | |
Игровой сеанс №8. «Башня». | Развитие умения выполнять задание в соответствии с условием; развитие мышц руки; развитие умения действовать аккуратно, сберегая постройку. | 17.05.2021г.-21.05.2021г. | |
Развитию познавательной сферы с использованием игрового комплекта «Пертра». | Развитие познавательных процессов и мелкой моторики детей дошкольного возраста. Задачи: развития тактильного, зрительного и слухового восприятия; внимания; зрительной, тактильной, кинестетической памяти; пространственного, наглядно-образного, абстрактного и творческого мышления; речи; мелкой моторики; зрительно-моторной координации, произвольности; зафиксировать уровень сформированности у ребенка элементарных математических представлений, знаний, умений и навыков. | 24.05.20.21г.-28.05.2021г. | |
Работа с родителями | |||
Буклет «Использование игрового комплекта Пертра для развития познавательной деятельности у детей дошкольного возраста». | Психологическое просвещение родителей. | 02.11.2020г.-30.11.2020г. | |
Памятка «Использование игрового комплекта Пертра для развития познавательной деятельности у детей дошкольного возраста» | Психологическое просвещение родителей. | 01.12.2020г.-31.12.2021г. | |
Консультации | Расширение представлений родителей о возможностях игрового комплекта «Пертра». | 01.09.2020г.-31.05.2021г. | |
Работа с педагогами | |||
Презентация для педагогов по использованию игрового комплекта «Пертра». | Психологическое просвещение педагогов. | 01.12.2020г.-31.12.2021г. | |
Буклет «Использование игрового комплекта Пертра для развития познавательной деятельности у детей дошкольного возраста». | Психологическое просвещение педагогов. | 01.12.2020г.-31.12.2020г. | |
Памятка «Использование игрового комплекта Пертра для развития познавательной деятельности у детей дошкольного возраста» | Расширение представлений родителей о возможностях игрового комплекта «Пертра». | 01.02.2021г.-26.02.2021г. | |
Аналитико-рефлексивный | Повторная диагностика уровня познавательного развития детей дошкольного возраста (5-6 лет). Е.А. Стребелева, А.А. Венгер. | Оценка уровня познавательного развития у детей 5-6 лет. | 24.05.2021г.-31.05.2021г. |
Подготовка аналитической справки по результатам проекта. | Анализ результатов реализации проекта. | 24.05.2021г.-31.05.2021г. |
Литература
- Методическое пособие «Игровой комплект «Пертра». Набор психолога. Методические рекомендации. – М.: ИНТ. – 58 с.
- Интернет-источник: Образовательный центр «Интокс»
http://edu.obrtech.ru/data/lib/61_Nabor_psihologa_PERTRA._Metodicheskoe_posobie.pdf