Моя педагогическая философия, январь 2025 года

Ткаченко Наталья Петровна

Эссе «Моя педагогическая философия»,

январь 2025 года

Я считаю, что воспитатель - это добрый, любящий детей, искренний, честный, терпеливый и обаятельный человек.
Хороший воспитатель - это и педагог, и психолог, и профессионал, прекрасно знающий своё дело.
Воспитатель - это актер, сценарист, художник. В его силах превратить любое занятие в удовольствие.

Благодарю коллег на просторах интернета за прекрасное стихотворение, которое характеризует всех воспитателей.

 

 

Как-то летним, жарким днём

Я решила стать врачом.

Только есть одна беда,

Ведь боюсь уколов я.

Я немного погрустила…

И внезапно осенило!

Я люблю ведь сочинять,

Надо мне поэтом стать.

Буду книги выпускать,

Будут люди их читать.

Только села я писать,

Призадумалась опять.

Нравится мне танцевать,

Петь, лепить и рисовать.

Стать танцором иль певицей?

Скульптором иль живописцем?

Чему себя мне посвятить?

Чтоб на работе не грустить.

И тут задумалась я снова,

Нравится мне очень много.

Как все хобби совместить

И в работе воплотить?

Поразмыслила немного…

Надо стать мне Педагогом!

Так как в работе Педагога

Совмещать дел можно много.

Вот мы строим из песка,

Вот рисуем облака,

Песню мы поём про маму,

Вот мы лечим кукле рану.

Взяли в руки пластилин

И слепили магазин.

Взяли в руки ножницы,

Вырезали рожицы.

Вот занятие у нас,

Ведь нам скоро в первый класс.

Учимся считать, писать,

Один, два, три, четыре, пять.

Вот пришли спросить совет

Как «приготовить» всем обед?

Тут бегут из мастерской

Что можно «распилить» пилой?

На разрыв я целый день

И это мне совсем не лень.

Помочь ребятам только рада,

Я всем им как вторая мама.

Как? Откуда? Почему?

Всё я деткам объясню,

На примере покажу,

Расскажу и помогу.

Сегодня утренник у нас.

Праздник для души и глаз.

У старших я Бабя-Яга,

У младших Хитрая Лиса.

Да! Ещё талант актрисы

У меня в саду открылся.

А ещё я здесь психолог,

Без слёз решаю все-все споры.

А ещё я адвокат,

Защищаю тех, кто прав.

Заплетают мне косу,

Ничего я не пойму…

Объясняет детвора –

В парикмахерской ведь я.

Вот мы встали в ровный строй…

И на улицу гурьбой!

Быстро детки разбежались,

Я одна стоять осталась.

Стала думать, как всегда,

Что? Зачем? Туда-сюда.

Поняло я лишь одно –

МНЕ С РАБОТОЙ ПОВЕЗЛО!

Всё! Мне некогда стоять,

Бегу с ребятами играть!

 

Для меня «воспитатель», не профессия, не общественное положение, не хобби, не работа. Для меня «воспитатель» -это жизнь, моя философия. И все чаще и чаще я прихожу к выводу, что это мое призвание. Честно сказать я только сейчас осознала смысл данного высказывания«Быть педагогом- это призвание», что это значит для меня? Это значит, хотеть и уметь снова, и снова проживать детство с каждым ребенком, видеть мир его глазами, удивляться и познавать вместе с ним, быть незаметным, когда малыш занят своими делами, и незаменимым, когда ему нужна помощь и поддержка.

Детей не обманешь, они не приемлют равнодушие, лицемерие, фальшь, души их открыты. Приходя каждый день в детский сад, видя светлые лица детей, их улыбки, чувствуя их любовь, все проблемы забываются, и ты наслаждаешься каждой минутой, событием, ощущением проживаемого вместе со своими детьми детства.

Несомненно, воспитание детей непростое и хлопотное дело. Воспитатель-это педагог-универсал, умеющий работать творчески. Главная цель воспитателя - развивать даже самые крошечные задатки ребенка, вовремя заметить «Божью искру», которая с рождения заложена в каждом ребенке. В умении разглядеть эту искру, не дать ей погаснуть.

Мой педагогический принцип – помочь ребенку раскрыться, стать активным деятелем, способным задавать вопросы и свободно высказывать свое мнение. В это время важно выявлять природные задатки каждого ребенка и на их основе развивать те или иные способности, сохраняя индивидуальность. Интересы, потребности детей побуждают меня находить новые методы, приемы и формы работы, которые способствовали бы наиболее полному раскрытию неповторимого потенциала личности, главными из которых, я считаю, проблемно-поисковый и проектный. С их помощью я стремлюсь научить детей самостоятельно находить ответы на любые поставленные вопросы, строя свою работу в форме диалога и направляя деятельность детей в нужное русло. Порой необходима целая система заданий разного уровня сложности, позволяющая проявить многообразие решений. Ведь это учит детей самостоятельно мыслить, сопоставлять факты, что способствует в дальнейшем проявлению интереса к обучению в школе.

 

Мои цели и задачи тесно связаны с целью и задачами детского сада и направлены на обеспечение разностороннего развития и саморазвития дошкольников.
Цель моей работы - обеспечение организации педагогического сопровождения детей, что позволяет адаптировать образовательный и воспитательный процесс к индивидуальным особенностям детей, создать условия для их личностного роста, развития творческой инициативы. А для этого нужно в первую очередь создать атмосферу психологического комфорта, что позволяет доставить детям радость, вдохнуть в них творческое начало, превращать их пребывание в детском саду в сказку, праздник, воспитывать их на лучших образцах классики и народного творчества, прививать вкус, любовь к прекрасному.

Моя задача - научить ребенка любить окружающий мир, привить любовь к его красоте и величию, научить восхищаться, радоваться и беречь его. Только такой человек сможет, уважая окружающих, общаться и договариваться с ними.

          Я хочу научить каждого ребенка жить в согласии с самим собой и окружающим миром, показать ему, как красив и  приветлив мир, в котором мы все живём. Стремлюсь воспитать в них взаимопонимание, человеколюбие, чтобы Добро, Истина, Любовь, Красота, Сострадание остались для них ценностями на всю жизнь. Стараюсь передать детям все свои знания и умения, а знать и уметь воспитатель должен ох как много, ведь каждого надо увлечь, заинтересовать, удовлетворить в ребенке любопытство и разбудить любознательность.

        Каждый день, когда видишь распахнутые навстречу тебе детские глаза и жадно ловящие каждое твое слово малышей, понимаешь, что ты нужна им. Секрет их чистой любви прост: они открыты и простодушны и для меня лучшая награда – их радостная улыбка и слова: «Вы завтра придете снова?».

 Дети, как драгоценные алмазы, засверкают и порадуют своей чистотой и красотой, только тогда, когда именно ты найдешь свой индивидуальный способ шлифовки, когда все лучшее, что в них есть, увидят они сами, и все вокруг. Каким вырастет ребенок? Станет ли он добрым, отзывчивым человеком, творческой личностью? Это во многом зависит от меня, от каждодневного труда, такта и душевной щедрости. Отдавать себя детям – значит продолжать в них самого себя, свое сознание, свою культуру.

       Именно поэтому своим педагогическим кредо считаю высказывание:

«Делай с душой,

Живи с интересом,

Иди к своей цели

Иначе зачем?».

 

       Воспитатель для меня – это не просто профессия, это – состояние моей души. Выбранная мною профессия, заставляет меня все время двигаться вперёд, искать и находить что-то новое, развивать свои творческие способности, даёт возможность окунуться в атмосферу

счастливого Детства.

 

 Так в чем же заключается моя педагогическая философия?

 Наверное, просто в безграничной любви к детям!

 

Воспитатель Ткаченко Н.П., воспитатель СП Устьянцевский детский сад

31.01.2025 год