Моя педагогическая философия, январь 2025 года
Эссе «Моя педагогическая философия»,
январь 2025 года
Я считаю, что воспитатель - это добрый, любящий детей, искренний, честный, терпеливый и обаятельный человек.
Хороший воспитатель - это и педагог, и психолог, и профессионал, прекрасно знающий своё дело.
Воспитатель - это актер, сценарист, художник. В его силах превратить любое занятие в удовольствие.
Благодарю коллег на просторах интернета за прекрасное стихотворение, которое характеризует всех воспитателей.
Как-то летним, жарким днём
Я решила стать врачом.
Только есть одна беда,
Ведь боюсь уколов я.
Я немного погрустила…
И внезапно осенило!
Я люблю ведь сочинять,
Надо мне поэтом стать.
Буду книги выпускать,
Будут люди их читать.
Только села я писать,
Призадумалась опять.
Нравится мне танцевать,
Петь, лепить и рисовать.
Стать танцором иль певицей?
Скульптором иль живописцем?
Чему себя мне посвятить?
Чтоб на работе не грустить.
И тут задумалась я снова,
Нравится мне очень много.
Как все хобби совместить
И в работе воплотить?
Поразмыслила немного…
Надо стать мне Педагогом!
Так как в работе Педагога
Совмещать дел можно много.
Вот мы строим из песка,
Вот рисуем облака,
Песню мы поём про маму,
Вот мы лечим кукле рану.
Взяли в руки пластилин
И слепили магазин.
Взяли в руки ножницы,
Вырезали рожицы.
Вот занятие у нас,
Ведь нам скоро в первый класс.
Учимся считать, писать,
Один, два, три, четыре, пять.
Вот пришли спросить совет
Как «приготовить» всем обед?
Тут бегут из мастерской
Что можно «распилить» пилой?
На разрыв я целый день
И это мне совсем не лень.
Помочь ребятам только рада,
Я всем им как вторая мама.
Как? Откуда? Почему?
Всё я деткам объясню,
На примере покажу,
Расскажу и помогу.
Сегодня утренник у нас.
Праздник для души и глаз.
У старших я Бабя-Яга,
У младших Хитрая Лиса.
Да! Ещё талант актрисы
У меня в саду открылся.
А ещё я здесь психолог,
Без слёз решаю все-все споры.
А ещё я адвокат,
Защищаю тех, кто прав.
Заплетают мне косу,
Ничего я не пойму…
Объясняет детвора –
В парикмахерской ведь я.
Вот мы встали в ровный строй…
И на улицу гурьбой!
Быстро детки разбежались,
Я одна стоять осталась.
Стала думать, как всегда,
Что? Зачем? Туда-сюда.
Поняло я лишь одно –
МНЕ С РАБОТОЙ ПОВЕЗЛО!
Всё! Мне некогда стоять,
Бегу с ребятами играть!
Для меня «воспитатель», не профессия, не общественное положение, не хобби, не работа. Для меня «воспитатель» -это жизнь, моя философия. И все чаще и чаще я прихожу к выводу, что это мое призвание. Честно сказать я только сейчас осознала смысл данного высказывания: «Быть педагогом- это призвание», что это значит для меня? Это значит, хотеть и уметь снова, и снова проживать детство с каждым ребенком, видеть мир его глазами, удивляться и познавать вместе с ним, быть незаметным, когда малыш занят своими делами, и незаменимым, когда ему нужна помощь и поддержка.
Детей не обманешь, они не приемлют равнодушие, лицемерие, фальшь, души их открыты. Приходя каждый день в детский сад, видя светлые лица детей, их улыбки, чувствуя их любовь, все проблемы забываются, и ты наслаждаешься каждой минутой, событием, ощущением проживаемого вместе со своими детьми детства.
Несомненно, воспитание детей непростое и хлопотное дело. Воспитатель-это педагог-универсал, умеющий работать творчески. Главная цель воспитателя - развивать даже самые крошечные задатки ребенка, вовремя заметить «Божью искру», которая с рождения заложена в каждом ребенке. В умении разглядеть эту искру, не дать ей погаснуть.
Мой педагогический принцип – помочь ребенку раскрыться, стать активным деятелем, способным задавать вопросы и свободно высказывать свое мнение. В это время важно выявлять природные задатки каждого ребенка и на их основе развивать те или иные способности, сохраняя индивидуальность. Интересы, потребности детей побуждают меня находить новые методы, приемы и формы работы, которые способствовали бы наиболее полному раскрытию неповторимого потенциала личности, главными из которых, я считаю, проблемно-поисковый и проектный. С их помощью я стремлюсь научить детей самостоятельно находить ответы на любые поставленные вопросы, строя свою работу в форме диалога и направляя деятельность детей в нужное русло. Порой необходима целая система заданий разного уровня сложности, позволяющая проявить многообразие решений. Ведь это учит детей самостоятельно мыслить, сопоставлять факты, что способствует в дальнейшем проявлению интереса к обучению в школе.
Мои цели и задачи тесно связаны с целью и задачами детского сада и направлены на обеспечение разностороннего развития и саморазвития дошкольников.
Цель моей работы - обеспечение организации педагогического сопровождения детей, что позволяет адаптировать образовательный и воспитательный процесс к индивидуальным особенностям детей, создать условия для их личностного роста, развития творческой инициативы. А для этого нужно в первую очередь создать атмосферу психологического комфорта, что позволяет доставить детям радость, вдохнуть в них творческое начало, превращать их пребывание в детском саду в сказку, праздник, воспитывать их на лучших образцах классики и народного творчества, прививать вкус, любовь к прекрасному.
Моя задача - научить ребенка любить окружающий мир, привить любовь к его красоте и величию, научить восхищаться, радоваться и беречь его. Только такой человек сможет, уважая окружающих, общаться и договариваться с ними.
Я хочу научить каждого ребенка жить в согласии с самим собой и окружающим миром, показать ему, как красив и приветлив мир, в котором мы все живём. Стремлюсь воспитать в них взаимопонимание, человеколюбие, чтобы Добро, Истина, Любовь, Красота, Сострадание остались для них ценностями на всю жизнь. Стараюсь передать детям все свои знания и умения, а знать и уметь воспитатель должен ох как много, ведь каждого надо увлечь, заинтересовать, удовлетворить в ребенке любопытство и разбудить любознательность.
Каждый день, когда видишь распахнутые навстречу тебе детские глаза и жадно ловящие каждое твое слово малышей, понимаешь, что ты нужна им. Секрет их чистой любви прост: они открыты и простодушны и для меня лучшая награда – их радостная улыбка и слова: «Вы завтра придете снова?».
Дети, как драгоценные алмазы, засверкают и порадуют своей чистотой и красотой, только тогда, когда именно ты найдешь свой индивидуальный способ шлифовки, когда все лучшее, что в них есть, увидят они сами, и все вокруг. Каким вырастет ребенок? Станет ли он добрым, отзывчивым человеком, творческой личностью? Это во многом зависит от меня, от каждодневного труда, такта и душевной щедрости. Отдавать себя детям – значит продолжать в них самого себя, свое сознание, свою культуру.
Именно поэтому своим педагогическим кредо считаю высказывание:
«Делай с душой,
Живи с интересом,
Иди к своей цели
Иначе зачем?».
Воспитатель для меня – это не просто профессия, это – состояние моей души. Выбранная мною профессия, заставляет меня все время двигаться вперёд, искать и находить что-то новое, развивать свои творческие способности, даёт возможность окунуться в атмосферу
счастливого Детства.
Так в чем же заключается моя педагогическая философия?
Наверное, просто в безграничной любви к детям!
Воспитатель Ткаченко Н.П., воспитатель СП Устьянцевский детский сад
31.01.2025 год
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2025/01/31/84e3da_c10457aad4bf47cc9aec3781581234f0mv2.gif)