Классному руководителю

Фурзанова Наталья Васильевна

Предварительный просмотр:

Требования к ведению дневников.

1.  Дневник - это школьный «документ» ученика. На лицевой стороне обложки ученик размещает информацию о себе (обязательно Ф.И.О., остальное - по желанию - сведения о родителях, телефонах, медицинские сведения), о школе (адрес, Ф.И. О. директора).

2.   Обязательно заполняются такие разделы дневника как «Список предметов, ф.и.о. учителей-предметников», «Недельное расписание звонков и уроков», « Расписание факультативных занятий».

3.   Ученик обязан иметь дневник на каждом уроке, записывать домашние задания, подавать дневник по требованию учителя для выставления оценки или для оформления заметок, записей о поведении.

4.  Дневник сдаётся на проверку классному руководителю каждую неделю, родители должны просматривать дневник не менее 1 раза в неделю.

5.  Дневник ведётся аккуратно, соблюдаются единые орфографические требования (записи ведутся ручкой синего цвета, слова записываются с маленькой буквы). Обложки дневника должна быть эстетичной (на ней не должно быть фото, рисунков со сценами насилия, ужасов).

6.   Оценки об успеваемости ученика в четверти, полугодии, годовые выставляются в конце дневника классным руководителем и заверяется его подписью, родители знакомятся с оценками и расписываются.

7.   Через дневник осуществляется оперативная связь классного руководителя, учителей-предметников с родителями ученика. Обращения к родителям, заметки, замечания классного руководителя, учителей-предметников должны быть тактичными.



Предварительный просмотр:

УЧАЩИЕСЯ, СОСТОЯЩИЕ НА ВНУТРИШКОЛЬНОМ УЧЕТЕ И НА УЧЕТЕ В ОДН, ПДН

(20_ – 20_ учебный год)

№ п/п

Ф.И.О. учащегося

Число, месяц, год рождения

За что и когда поставлен на учет

Домашний адрес

Сведения о родителях

Занятость в кружках и спортивных секциях

Снят с учета (число, месяц, год)

        

УЧАЩИЕСЯ, СОСТОЯЩИЕ НА КЛАССНОМ КОНТРОЛЕ

(20__ – 20__ учебный год)

№ п/п

Ф.И.О. учащегося

Число, месяц, год рождения

За что и когда поставлен на учет

Домашний адрес

Сведения о родителях

Занятость в кружках и спортивных секциях

Снят с учета (число, месяц, год)

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ,

СОСТОЯЩИМИ НА ВНУТРИШКОЛЬНОМ И КЛАССНОМ КОНТРОЛЕ (20__ – 20__ учебный год) 

№ п/п

Дата

Ф.И.О. учащегося

Методы работы

Результат

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ УЧАЩИХСЯ,

СОСТОЯЩИХ НА ВНУТРИШКОЛЬНОМ И КЛАССНОМ КОНТРОЛЕ (20__ – 20__ учебный год) 

№ п/п

Дата

Ф.И.О. родителей

Методы работы

Результат

РАБОТА С УЧИТЕЛЯМИ-ПРЕДМЕТНИКАМИ, ПРЕПОДАЮЩИМИ В КЛАССЕ

(20__ – 20__ учебный год) 

№ п/п

Дата

Ф.И.О. учителя

Форма работы

Результат

ПОСЕЩЕНИЕ КЛАССНЫМ КОЛЛЕКТИВОМ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, ЭКСКУРСИИ (20__-20__ учебный год)

п/п

Дата посещения

Культурно-просветительные учреждения, экскурсии

Тема, цель посещения

Количество учащихся

Итог

УЧАСТИЕ КЛАССА В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ ШКОЛЫ

(20__-20__ учебный год)

п/п

Дата проведения

Городские и общешкольные мероприятия

Количество учащихся

Результат



Предварительный просмотр:

КАРТА АКТИВНОСТИ КЛАССА ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ (20_ -20_ учебный год)

п/п

Фамилия, имя

События

Средний балл

(мах – 3б)

Средний балл по классу: ________

  • Подготовил учитель - + (3б)
  • Лучшее выступление - (3б)
  • Принял участие – П (2б)
  • Присутствовал – Х (1б)



Предварительный просмотр:

МЫСЛИ ВСЛУХ…

«Научить детей учиться, создать условия для развития интереса, инициативы и личных стремлений…

Сделать ученика способным к саморазвитию – вот жизненный принцип педагогики»

ВЕНТЦЕЛЬ

* * *

«Дети учатся жить у жизни.
Если ребенка
постоянно критикуют,

он учится ненавидеть.
Если ребенок живет во вражде,

он учится агрессивности.
Если ребенка
высмеивают,

он становится замкнутым.
Если ребенок
растет в упреках,

он растет с чувством вины. 
Если ребенок растет в терпимости,

он учится принимать других. 
Если ребенка подбадривают,

он учится верить в себя.
Если
ребенка хвалят,

он учится быть благодарным.
Если ребенок
растет в честности,

он учится быть справедливым. 
Если ребенок растет в безопасности,

он учится верить в людей. 
Если ребенка поддерживают,

он учится ценить себя.
Если ребенок
живет в понимании и дружелюбии,

он учится находить любовь в этом мире»

МОНТЕСОРИ (перевод с англ.)



Предварительный просмотр:

Решением педсовета школы от ___________ г. закрепить педагогов наставников за молодыми специалистами:

_____________________________________________

_____________________________________________

_____________________________________________

ПАМЯТКА ДЛЯ МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯ.

1. Приходите в кабинет немного раньше звонка, убедитесь, всё ли готово к уроку, хорошо ли расставлена мебель, чиста ли доска, подготовлены ли ТСО, наглядные пособия. Входите в класс последним. Добивайтесь, чтобы все учащиеся приветствовали Вас организованно. Осмотрите класс, особенно - недисциплинированных ребят. Старайтесь показать учащимся красоту и привлекательность организованного начала урока, стремитесь к тому, чтобы на это уходило каждый раз все меньше и меньше времени.

2. Не тратьте времена на поиски страницы Вашего предмета в классном журнале, ее можно приготовить на перемене. Не приучайте дежурных оставлять на столе учителя записку с фамилиями отсутствующих.

3. Начинайте урок энергично. Не задавайте вопрос: "Кто не выполнил домашнее задание?" - это приучает учащихся к мысли, будто невыполнение домашнего задания - дело неизбежное. Ведите урок так, чтобы каждый ученик постоянно был занят делом, помните: паузы, медлительность, безделье - бич дисциплины.

4. Увлекайте учащихся интересным содержанием материала, созданием проблемных ситуаций, умственным напряжением. Контролируйте темп урока, помогайте слабым поверить в свои силы. Держите в поле зрения весь класс. Особенно следите за теми, у кого внимание неустойчивое, кто отвлекается. Предотвращайте попытки нарушить рабочий порядок.

5. Обращайтесь с просьбами, вопросами несколько чаще к тем учащимся, которые могут заниматься на уроке посторонними делами.

6. Мотивируя оценки знаний, придайте своим словам деловой, заинтересованный характер. Укажите ученику над чем ему следует поработать, чтобы заслужить более высокую оценку.

7. Заканчивайте урок общей оценкой класса и отдельных учащихся. Пусть они испытывают удовлетворение от результатов своего труда. Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных ребят, но не делайте это слишком часто и за небольшие усилия.

8. Прекращайте урок со звонком. Напомните об обязанностях дежурного.

9. Удерживайтесь от излишних замечаний.

10. При недисциплинированности учащихся старайтесь обходиться без помощи других. Помните: налаживание дисциплины при помощи чужого авторитета не дает вам пользы, а скорее вредит. Лучше обратитесь за поддержкой классу.


ПАМЯТКА ДЛЯ НАСТАВНИКА

1. Вместе с начинающим учителем глубоко проанализируйте учебные программы и объяснительные записки к ним.

2. Помочь составить тематический план, обратив особое внимание на подбор материала для систематического повторения, практических и лабораторных работ, экскурсий.

3. Оказывать помощь в подготовке к урокам, особенно к первым, к первой встрече с учащимися. Наиболее трудные темы разрабатывать вместе. В своем классе постараться изучать материал с опережением на 2-3 урока, с тем, чтобы дать молодому учителю возможность методике раскрытия наиболее сложных тем.

4. Вместе готовить и подбирать дидактический материал, наглядные пособия, тексты задач, упражнений, контрольных работ.

5. Посещать уроки молодого учителя с последующим тщательным анализом, приглашать его на свои уроки, совместно их обсуждать.

6. Помочь в подборе методической литературы для самообразования и в его организации.

7. Делиться опытом без назидания, а путем доброжелательного показа образцов работы.

8. Помогать своевременно, терпеливо, настойчиво. Никогда не забывать отмечать положительное в работе.

9. Учить не копировать, не надеяться на готовые разработки, а вырабатывать собственный педагогический почерк.



Предварительный просмотр:

Понятие и функции классного часа

Классный час - специально организованная ценностно-ориентационная деятельностьь, способствующая формированию у школьников системы отношений к окружающему миру. (Н.Е. Щуркова).

Классный час – это время для общения классного руководителя со своим коллективом, когда он использует разнообразные приемы, средства и способы организации взаимодействия. (Е.В.Титова)

Функции классного часа:

Просветительская – классный час расширяет круг тех знаний учащихся, которые не нашли отражения в учебных программах.

Ориентирующая - классный час формирует ценностные ориентации у учащихся, определенное отношение к окружающему миру, к тому, что в нем происходит.

Направляющая – классный час помогает теоретические знания перевести в область практики, направить учащихся на реальные практические дела.

Формирующая – классный час способствует формированию основных умений и навыков (за счет разнообразия деятельности), укрепляет отношения в детском коллективе.

Традиционный классный час

Цель: усвоение учащимися принятых ценностей, норм, образцов поведения.

Содержание: определение темы и содержания выбирает классный руководитель.

Деятельность: часто единственным организатором деятельности и общения выступает классный руководитель; взаимодействие строится на основе монолога, фронтальных и групповых форм работы; совместная деятельность регламентируется в соответствии с планом, который разработал классный руководитель.

При анализе внимание обращается на объем, новизну, духовную ценность передаваемой информации

Личностно-ориентированный классный час

Цель: развитие индивидуальности ребенка и уникальности образа его жизнедеятельности

Содержание: включает материал, необходимый для самореализации и самоутверждения; в определении темы активно участвуют учащиеся

Организация: акцент делается на активном и заинтересованном участии каждого ребенка, актуализации его жизненного опыта; педагог создает ситуацию выбора и успеха

При анализе учитывается обогащение жизненного опыта ребенка, развитие творческих способностей, активность участия

Технология подготовки и проведения личностно-ориентированного классного часа

  1. Составление педагогом совместно с учащимися и их родителями тематики классных часов на новый учебный год
  2. Методы:
  • метод социологического опроса;
  • методика «недописанный тезис».
  1. Уточнение темы и генерирование идей по подготовке и проведению.
  2. Выбор целей, содержания и методов проведения:
  • традиционные методы: лекция, рассказ, беседа, обсуждение, анкетирование и анализ, размышления над...
  • активные методы: диспут, дискуссия, беседа за круглым столом, игра
  • интерактивные методы: деловая, ролевая игра, проект
  1. Индивидуальная и групповая деятельность по подготовке классного часа совместное создание сценарного плана классного часа.
  2. Анализ и оценка результатов по критериям:
  • личностная значимость для учащихся;
  • благоприятный психологический климат;
  • возможность для проявления и развития индивидуальности и творческих способностей школьников;
  • обогащение жизненного опыта учащихся, духовно-нравственная ценность.

Классное собрание – одна из форм организации классного ученического самоуправления

Структура классного собрания может быть следующей.

1. Представление обсуждаемой проблемы (классным руководителем или учащимися).

2. Изложение информации по проблеме.

3. Начало дискуссии: «Что нам необходимо сделать для того, чтобы...», «Результат получился таким, потому что...»

4. Предложение решения проблемы.

5. Выбор решения.

6. Обсуждение предполагаемого результата решения.

7. Закрытие собрания.

Процедура классного собрания предполагает и особые условия. Школьники должны сидеть по кругу, видеть говорящего. Не менее важно придерживаться установленных временных границ. Для учащихся начальной школы достаточно 30 минут, а для старших школьников – 45 минут. Если обсуждение, дискуссия проходят успешно и интересуют всех ребят, то время может быть продлено, но до разумных пределов. Вместе с классом необходима установить, как часто организовывать классные собрания, встречи. Но могут возникнуть ситуации, требующие безотлагательного проведения классного собрания, тогда можно организовать утром, до начала занятий. На классном собрании могут решаться вопросы выборов и перевыборов органов самоуправления; проводятся групповые игры на открытом воздухе по моделированию социальных ситуаций, тренировке позитивного мышления; созданию классных правил для достижения желаемого этического поведения; разрешению конфликтов и налаживанию дружеских взаимоотношений между учащимися. С помощью разнообразных форм деятельности учащихся в самоуправлении классному руководителю необходимо определить внутренний рост детей. Это может быть выражено в перечне специальных навыков, характерных для детей разного возраста.

Для учащихся начальных классов характерны следующие основные навыки:

1. Понимать и описывать проблему, выступать не стесняясь.

2. Высказывать свое мнение, мысли, активно участвовать в обсуждении вопросов (проблемы).

3. Уметь слушать, когда другие делятся своими идеями, мыслями.

4. Поддерживать дли т контакт.

5. Ждать и не прерывать говорящего.

6. Ответственно относиться к порученному делу, развивать способность к рефлексии.

7. Принимать решение адекватно проблеме, затем придерживаться его.

Для старших школьников характерны следующие основные навыки:

1. Уметь предлагать более одного решения проблемы.

2. Учитывать различные точки зрения.

3. Предвидеть различные последствия предполагаемых решений.

4. Использовать активное слушание для перефразирования и повторения идей других участников.

5. Реагировать на других на основе принципа эмпатии.

6. Ответственно выполнять и активно участвовать во всех намеченных делах класса.

7. Развивать способности к рефлексии.

Вывод: последовательно расширяя полномочия класса, вовлекая всех учащихся в осмысление деятельности, привлекая к оценке результатов этой деятельности, в итоге формируем сознание цели и мотива планируемой работы; расширение полномочий становится основанием для создания системы самоуправления класса, приобретаются все более отчетливо черты коллектива: происходят качественные изменения отношений внутри группы, к каждому ее члену; результатом этого изменения становятся более глубокие взаимосвязи, сотрудничество, ощущение своей сопричастности как части общества.



Предварительный просмотр:

Портфолио классного руководителя

Цель создания портфолио:

получение более полной информации о деятельности классных руководителей  и ее оценке с целью стимулирования творческого и профессионального роста.

Задачи портфолио:

  • обеспечить сочетание административного контроля с самоконтролем участников педагогического процесса;
  • оказать поддержку классным руководителям в их профессиональной самореализации;
  • создать условия для осуществления обратной связи, оперативной помощи классным руководителям в преодолении профессиональных затруднений;
  • создать банк данных о деятельности каждого классного руководителя по организации  воспитательного процесса в классном коллективе.

Содержание портфолио:

I Общие сведения о классном руководителе

  • фамилия, имя, отчество;
  • образование (что и когда окончил);
  • стаж работы в должности классного руководителя;
  • квалификационная категория;
  • учебная нагрузка на учебный год;
  • личное педагогическое кредо классного руководителя.

II Совершенствование и развитие профессионального мастерства:

  • используемые педагогические методики, программы и технологии воспитания;
  • повышение квалификации (курсы, семинары, мастерские и т.д.);
  • банк педагогических находок (разработки мероприятий, классных часов, форм, методов и приемов воспитательной деятельности, направленной на развитие индивидуальности детей);
  • участие в профессиональных и творческих педагогических конкурсах, выступления на семинарах, заседаниях методического объединения, педагогических советах;
  • деятельность по самообразованию;
  • публикации из опыта работы;
  • документация, подтверждающая результативность воспитательной деятельности;
  • другие документы (по желанию классного руководителя).

III. Необходимые документы для классного руководства (концепция воспитательной системы класса и программа ее построения, целевые программы):

IV. Работа с классным коллективом:

  1. Данные о классном коллективе:
  • структура классного коллектива и внутригрупповые процессы;
  • «портрет классного коллектива» (разнообразная неформальная информация об учащихся).
  1. Организация жизнедеятельности классного коллектива:
  • структура ученического самоуправления и роль классного руководителя в нем;
  • традиции класса;
  • система поощрения учащихся.
  1. Педагогическая поддержка учащихся:
  • изучение и корректировка личностного развития учащихся (результаты диагностики, анкетирования учеников).
  1. Личные и коллективные достижения за учебный год (грамоты, дипломы, благодарственные письма и т.д.).

№ п/п

Уровень события

(Школьный, муниципальный, региональный, федеральный, международный)

Событие

Участники

Результат

1

2

Ответственность за ведение и оценивание портфолио.

Каждый портфолио носит именной характер и находится у заместителя директора по воспитательной работе.

Оценивание портфолио осуществляется один раз в год (май) заместителем директора по воспитательной работе, руководителями МО классных руководителей (положительное, советы, вопросы) и оформляется в виде аналитической справки.

Презентация портфолио проводится по итогам года на заседании методического объединения классных руководителей.



Предварительный просмотр:

Схема для анализа воспитательной работы класса за 20__-20__ учебный год

1. Анализ эффективности целеполагания и планирования воспитательного процесса в классе в прошедшем году:

  • результаты решения воспитательных задач прошедшего года, целесообразность их постановки, действенность идей, которые выдвигались при планировании;
  • правильность выбора основных направлений, содержания, форм работы, средств педагогического влияния, приемов включения учащихся в деятельность и общение.

2. Анализ динамики социальной ситуации развития учащихся:

  • Особенности социальной ситуации развития учащихся, ее изменение за прошедший учебный год. Какие факторы особенно повлияли на изменение этой ситуации?
  •  Какое влияние на развитие личности учащихся, на формирование их качеств, творческих дарований и физических способностей оказывает их ближайшее социальное окружение (родители, сверстники) и занятия в кружках, секциях и других объединениях?
  •  Особенности общественного мнения класса и его влияние на ценностные ориентации учащихся.

3. Анализ развития коллектива класса:

  • социометрическая, ролевая и коммуникативная структуры класса, уровень развития коллективных взаимоотношений и коллективной творческой деятельности в нем;
  • особенности нравственно-психологического климата в классе: характер взаимоотношений учащихся (тактичность, вежливость, внимание и уважение друг к другу, взаимоотношения мальчиков и девочек, доброжелательность, коллективизм, отношения взаимной ответственности и заботы и т.д.);
  • преобладающее отношение учащихся к учителям, к школе; доминирующий эмоциональный настрой учащихся класса;
  • особенности общения в классном коллективе;
  • степень вовлечения учащихся в жизнедеятельность класса, уровень их включенности в процесс планирования, организации и анализ совместной деятельности;
  • развитие общественной активности учащихся (их инициативность, творчество, организованность, самостоятельность в деятельности, участие в самоуправлении класса).

4. Анализ участия учащихся класса в жизнедеятельности школы:

  • основные мотивы участия учащихся класса в школьных мероприятиях, степень заинтересованности и вовлеченности учащихся в жизнедеятельность школы, активность и результативность (для развития личности и для обеспечения жизнедеятельности школы) участия членов классного коллектива в школьных делах;
  • участие учащихся класса в школьном самоуправлении, организаторской деятельности, работе школьных кружков, секций, клубов, обществ и других объединений;
  • влияние этой деятельности на воспитание и развитие личности учащихся.

5. Анализ развития учащихся класса:

  • уровень воспитанности и нравственно-эстетического развития учащихся (указать, какие факторы повлияли на их состояние);
  • степень развития познавательных интересов и творческих способностей, учащихся в интеллектуальной, художественно-эстетической, трудовой и других видах деятельности;
  • уровень знаний, умений и навыков, учащихся класса, их успеваемость;
  • изменения в социокультурном развитии учащихся (развитие культуры общения, правовой культуры, интеллектуальной и информационной культуры, художественной, экологической, физической культуры, культуры семейных отношений, экономической культуры и культуры труда, адаптированность к современной жизни, развитие самостоятельности, умения благотворно влиять на социум, а в итоге -развитие культуры жизненного самоопределения);
  • наиболее яркие проявления индивидуальных особенностей учащихся класса;
  • сформированность у учащихся потребности заниматься самовоспитанием;
  • изменения состава класса, происшедшие в течение года;
  • индивидуальные особенности «новеньких» учащихся, их адаптация и интеграция в классном коллективе;
  • учащиеся группы риска (их индивидуальные особенности, потребности, ведущие мотивы поступков; влияние на них ближайшего социального окружения; наиболее действенные приемы работы с ними;
  • задачи воспитания и коррекции поведения этих учащихся; прогноз о дальнейшей социализации этих учеников).

6. Анализ педагогического взаимодействия с семьей:

  • влияние родителей учащихся на воспитательную деятельность класса;
  • участие родителей в подготовке детей к семейной жизни.

7. Анализ организации воспитательного процесса в классе и эффективности воспитательной работы классного руководителя:

  • Что из содержания воспитательных мероприятий было принято учащимися наиболее охотно? В каких делах они участвовали с наибольшим удовольствием? В каких проявили себя активными организаторами? А к каким остались равнодушными? В каких были пассивными? Почему?
  • Насколько удачной оказалась последовательность классных мероприятий в прошедшем учебном году?
  • Какие методы воспитательного воздействия, формы работы и средства педагогического влияния наиболее положительно повлияли на развитие и нравственное становление учащихся?
  • Какая деятельность положительно влияла на формирование сознательной дисциплины и ответственного отношения к труду?
  • Какие мероприятия и коллективные творческие дела, проведенные в прошедшем году, способствовали сплочению классного коллектива?

8. Выводы:

  • об удачах и находках, о накопленном положительном опыте;
  • о негативных моментах в организации и воспитании учащихся класса;
  • о нереализованных возможностях и неиспользованных резервах;
  • о перспективных целях и первоочередных задачах на ближайшее будущее.

9. Приложение.

  • Результаты итоговых диагностических исследований, анкетирования, опросов.
  • Сведения о проведении и результатах отдельных мероприятий, акций или отдельных периодов жизни классного коллектива.
  • Другие аналитические материалы.


Предварительный просмотр:

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ САМОУПРАВЛЕНИЯ  

  • Учитель должен уметь что-то такое, что весьма значимо для учащихся.
  • Если он не умеет делать что-то, что значимо для детей, он должен увлечь их тем, что он умеет делать.
  • Слово учителя только тогда что-нибудь значит, когда дети, как минимум, без ума от учителя.
  • Поскольку дети знают только три профессии: профессия родителей, врач и педагог, то и значит, что слова этих людей достаточно важны для них.
  • Педагог должен уметь поставить ребенка в ситуацию, из которой ребенок должен искать выход сам.
  • Если педагог хвастается, что он придумал, он сделал, он организовал, то это, как говорят немцы, не есть достаточно хорошо. Важно, чтобы дети говорили – это мы придумали, это мы создали, это мы сделали, это мы организовали. И еще важно, чтобы они говорили так: А наша классная – она КЛАССНАЯ, она нас всегда поддержит, поможет, не продаст…
  • Педагог должен составить карту лидерских качеств, успехов и умений каждого ребенка и умело вводить их в деятельность…
  • Нужно уметь улавливать характер связей, отношений, взглядов, желаний разных детей, уметь уловить их групповые интересы.
  • Идти на поводу у детей также бесполезно, как и насильно навязывать им собственные представления, ценности, рецепты.
  • Нужно уметь создавать созидательно-творческую обстановку, уметь организовать игровую мыследеятельность учащихся, в ходе которой детское фонтанирование и собственные мысли могли бы пересечься.
  • Только веселая созидательная бодрость воспринимается детьми как нектар или рассол необходимый для успешно-интересной жизни.
  • Многое забывается, многое надоедает, поэтому нужно уметь стимулировать и мотивировать всякую детскую деятельность и находить для этого разнообразные увлекательные шаги повороты.
  • Учитель должен уметь организовать детское общение в связи с деятельностью, обычное, бытовое общение, высокое творческое общение.
  • Трудное и светлое  вспоминается с теплотой и благодарностью, не вспоминается обычное и безликое.
  • Отдыхать и бездельничать для многих легче, нежели трудиться и все можно поменять, если педагогу удалось тихонечко, через ритуалы, традиции, песни, общение душ, ненавязчивые советы, умение почувствовать, уловить ветер нового, ветер перемен и подвести учеников к коллективно признаваемым ценностям совместного бытия, деятельности, успеха.
  • Для каждого человека важно, чтобы его статус постоянно менялся, возвышая его, и в то же время хочется многое познать, увидеть, научиться тому, что весьма значимо в данной группе, в данном времени и городе. Педагог должен создать условия для статусного роста каждого ученика.
  • Заслуженный комплимент от любимого учителя, грамота, диплом, медаль от школы, прославление поступка в газете, присвоение  звания и избрание на должность, получение удостоверения и награды за любой успех, фотография у стен школы, стих или статья посвященные ученику – вот именно этим должен грешить классный руководитель применительно к детям и их родителям.
  • Ученическое самоуправление насаждается из каких-то формальных побуждений, придумываются парламенты, республики, но понимание того, что форма, не наполненная значимым содержанием, снижает порог детского интереса.
  • Большинство дел, мероприятий, событий, кружков, секций в школе должны носить не насильственно-противоестественный характер, вызванными внешними причинами, (требованиями со стороны), которые никак не согласуется с психологией детского возраста, они должны быть обеспечены мотивацией.



Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА ПО РАБОТЕ С УЧАЩИМИСЯ ГРУППЫ РИСКА

  1. Завести лист-карточку на  каждого учащегося, требующего особого педагогического контроля.
  2. Путем наблюдения, социометрических  измерений и анкетирования установить положение ученика в коллективе, среди товарищей, характер взаимоотношение с ним, наметить пути и способы их улучшения стабилизации.
  3. Изучить положение ребенка в семейном коллективе, характер педагогического влияния семьи.
  4. Ежедневно следить за посещаемостью занятий.
  5. Совместно с учителями-предметниками постоянно держать на контроле вопросы успеваемости подростков.
  6. Ставить в известность родителей о пропусках знаний в тот же день.
  7. Строго следить за выставлением оценок в дневник.
  8. Изучить интересы, способы и склонности ученика, возможность включения его во внеурочную деятельность.
  9. Вовлекать в трудовую деятельность, серьезные дела, исполнение общественных поручений.
  10. При необходимости заслушивать учащихся, требующих особого контроля, и их родителей на заседаниях классных родительских комитетов.
  11. При необходимости приглашать на Совет профилактики.
  12. предупредить возможность неправильных действий детей.
  13. Организовать интересную работу коллектива, в котором учится «трудный» подросток.
  14. Вовлечение подростков в кружки, секции, контролировать их посещение.
  15. Привлечение родительской общественности.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С «ТРУДНЫМИ» ПОДРОСТКАМИ

  • Никогда не позволять себе оскорблять их, в диалоге не использовать жаргонные и бранные слова – это не даст права оскорблять Вас и не демонстрировать в поведении все, на что они способны.
  • Общение на равных, но не впадать в зависимости от них. Лучше - несколько на дистанции.
  • Не следует бороться в открытую, так как это усугубит отношения. Следует учитывать особенности, бурные реакции.
  • Останавливайте спокойно, с невозмутимым лицом, действуйте при минимуме слов.
  • Обсуждайте поведение только после успокоения.
  • Выясните, как возникает агрессивное поведение, и каково возможное решение («Имя…, ты расстроился, потому что… Ты можешь переживать, но не имеешь права обижать других. Что нужно сделать, чтобы успокоиться и при этом ни на кого не нападать?»).
  • Пусть за что-то отвечает в школе.
  • Нельзя угрожать и шантажировать, так как в какой-то момент это перестанет действовать, и Вы будете неубедительны и бессильны.
  • «Воинственность» ребенка можно успокоить своим спокойствием.
  • Свое плохое настроение не разряжать на нем.
  • Найти повод похвалить его, особенно это хорошо спустя некоторое время после наказания.
  • РЕБЕНОК ДОЛЖЕН УБЕДИТЬСЯ, ЧТО ПРЕТЕНЗИИ БЫЛИ К ЕГО ПОСТУПКУ, А НЕ К ЛИЧНОСТИ В ЦЕЛОМ.



Предварительный просмотр:

ПОСЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ

(20_ -20_ учебный год)

№ п/п

Фамилия, имя

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Дата



Предварительный просмотр:

ПРОТОКОЛ № ___

родительского собрания ____ класса

Дата проведения собрания:___________________________________

Присутствовало________________________________ родителей

  1. Тема. Повестка дня. Тезисы

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

     

  1. Организационные и другие вопросы

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Вопросы, замечания, пожелания родителей

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Итоги голосования по предложениям:

                    за ___________________________________________

                    против _______________________________________

                    воздержались__________________________________

  1. Примечания:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Председатель:_______________________

Секретарь:__________________________



Предварительный просмотр:

СВЕДЕНИЯ О РОДИТЕЛЯХ УЧАЩИХСЯ

п/п

Фамилия, имя

(учащегося)

Фамилия, имя, отчество

(родителей)

Дата рождения, число полных лет

 

Образование

н/ср

ср

ср/спец

высшее

1

М

О

2

М

О

3

М

О

4

М

О

5

М

О

6

М

О

7

М

О

8

М

О

9

М

О

10

М

О

СВЕДЕНИЯ О РОДИТЕЛЯХ УЧАЩИХСЯ

п/п

Место работы, должность, телефон

Жилищные условия

квартира благоустроенная

квартира неблагоустроенная

собственный дом

государственная квартира

не имеют жилплощади

 

Тип семейного воспитания

авторитарный

демократичный

устранение

безразличный

оберегающий

Материальное положение

отличное среднее

н/среднего

трудное

Количество детей в семье

(имена,  возраст)

1

М

О

2

М

О

3

М

О

4

М

О

5

М

О

6

М

О

7

М

О

8

М

О

9

М

О

10

М

О

СВЕДЕНИЯ О РОДИТЕЛЯХ УЧАЩИХСЯ

п/п

Фамилия, имя

(учащегося)

Фамилия, имя, отчество

(родителей)

Дата рождения, число полных лет

 

Образование

н/ср

ср

ср/спец

высшее

11

М

О

12

М

О

13

М

О

14

М

О

15

М

О

16

М

О

17

М

О

18

М

О

19

М

О

20

М

О

СВЕДЕНИЯ О РОДИТЕЛЯХ УЧАЩИХСЯ

п/п

Место работы, должность

Жилищные условия

квартира благоустроенная

квартира неблагоустроенная

собственный дом

государственная квартира

не имеют жилплощади

 

Тип семейного воспитания

авторитарный

демократичный

устранение

безразличный

оберегающий

Материальное положение

отличное среднее

н/среднего

трудное

Количество детей в семье

(имена, возраст)

11

М

О

12

М

О

13

М

О

14

М

О

15

М

О

16

М

О

17

М

О

18

М

О

19

М

О

20

М

О

СВЕДЕНИЯ О РОДИТЕЛЯХ УЧАЩИХСЯ

п/п

Фамилия, имя

(учащегося)

Фамилия, имя, отчество

(родителей)

Дата рождения, число полных лет

 

Образование

н/ср

ср

ср/спец

высшее

21

М

О

22

М

О

23

М

О

24

М

О

25

М

О

26

М

О

27

М

О

28

М

О

29

М

О

30

М

О

СВЕДЕНИЯ О РОДИТЕЛЯХ УЧАЩИХСЯ

п/п

Место работы, должность

Жилищные условия

квартира благоустроенная

квартира неблагоустроенная

собственный дом

государственная квартира

не имеют жилплощади

 

Тип семейного воспитания

авторитарный

демократичный

устранение

безразличный

оберегающий

Материальное положение

отличное среднее

н/среднего

трудное

Количество детей в семье

(имена, возраст)

21

М

О

22

М

О

23

М

О

24

М

О

25

М

О

26

М

О

27

М

О

28

М

О

29

М

О

30

М

О



Предварительный просмотр:

СОВЕТЫ ЧАРЛИ ЧАПЛИНА

  1. Не бойтесь принимать решение и доводить его до конца.

  1. Сохраняйте работоспособность, заряд творчества и разумного риска.

  1. Ищите в себе положительное и демонстрируйте его.

  1. Не будьте самонадеянны и не бойтесь задавать вопросы.

  1. Ищите в себе интерес к различным делам и пробуйте себя в них.

  1. Не упускайте мгновения удачи.

  1. Не предъявляйте к себе невыполнимых требований, но при этом стремитесь к покорению новых высот.

  1. Прислушивайтесь к себе и изучайте себя. Это даст вам силы к движению.

  1. Четко определяйте свои достоинства и недостатки. Это способствует успеху.

  1. Научитесь радоваться каждому прожитому дню и учитесь извлекать уроки из каждого прожитого дня.

  1. ЛЮБИТЕ ЛЮДЕЙ, И ОНИ ОТВЕТЯТ ВАМ ТЕМ ЖЕ.



Предварительный просмотр:

ЗАПОВЕДИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

  • Никогда не принимайся за воспитание в плохом настроении. Спокойствие, расположенность к общению, правильный тон - вот залог успеха.
  • Ясно определи для себя, чего ты хочешь от ребенка, а также узнай, что он сам думает по этому поводу.
  • Предоставь возможную самостоятельность ребенку. Окажи помощь, а не подменяй действия детей «своими».
  • Не подсказывай готового решения, а показывай возможные пути к нему.
  • Создавай ситуации успеха.
  • Не пропусти момента, когда ребенок достигнет первого успеха.
  • Делай своевременные замечания.
  • Помни - твое поведение – пример твоим воспитанникам.
  • Будь одинаково справедлив ко всем воспитанникам.
  • Оценивай поступок, а не личность.
  • Цени юмор детей.
  • Учись понимать ошибки детей и сочувствуй их слабостям.
  • НЕ НАВРЕДИ.

СОВЕТЫ КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ

  • Любите своих воспитанников и уважайте в них личность.
  • Будьте готовы к сотрудничеству с ними и умейте такое сотрудничество организовывать.
  • Будьте готовы прийти на помощь, когда вашим воспитанникам трудно.
  • Имейте свои взгляды на воспитательную деятельность и умейте ставить цели и задачи.
  • Постарайтесь сделать так, чтобы дети почувствовали, что вы заинтересованы в их росте.
  • Цените творчество и способности детей.
  • Радуйтесь вместе с воспитанниками их успехам.
  • Ищите различные способы поддержания дисциплины в классном коллективе.
  • Пытайтесь организовывать внеурочную деятельность вверенного вам коллектива, создавая насыщенную и интересную жизнь после уроков.
  • Не жалейте времени на то, чтобы отправиться с детьми в поход, в театр, на экскурсию.
  • Пытайтесь привлекать родителей к сотрудничеству.
  • ЗАНИМАЙТЕСЬ САМООБРАЗОВАНИЕМ, ЧТОБЫ БЫТЬ ИНТЕРЕСНЫМ САМОМУ СЕБЕ И СВОИМ ВОСПИТАННИКАМ!


Предварительный просмотр:

ОБЯЗАННОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Классный руководитель - педагог, осуществляющий организацию, координирование и проведение внеурочной воспитательной работы в закреплённом за ним классе.

Основная задача классного руководителя - скоординировать все воспитательные влияния на школьников в целях развития личности посредством включения их в многообразные виды деятельности и взаимоотношений.

Классный руководитель призван осуществлять следующие
функции:

  1. организаторскую (проведение работы по всем педагогическим аспектам);
  2. воспитательную (формирование личности и коллектива);
  3. коммуникативную (организация общения);
  4. координационную (согласование всех влияний, установление взаимодействия между всеми участниками воспитательного процесса);
  5. коррекционную (преобразование, изменение личности);
  6. экологическую (защита ребёнка от неблагоприятных воздействий);
  7. административную (ведение личных дел учащихся и других официальных документов).

В системе работы классного руководителя можно выделить следующие направления:

  1. Изучение учащихся и коллектива класса: получение демографических, медицинских, психологических и педагогических данных (семья, социальное и материальное положение, состояние здоровья, уровень развития, воспитанности и обученности, индивидуальные особенности и т.д.)
  2. Постановка воспитательных задач ("перспектив") общих для класса или отдельных групп, учеников класса.
  3. Планирование воспитательной работы - составление плана для работы с учениками, учителями, родителями, содержащего перечень задач и дел по их решению.
  4. Организация, проведение и корректировка различных видов деятельности в соответствии с поставленными задачами и намеченным планом: проведение классных часов, коллективных творческих дел, экскурсий, походов, вечеров, родительских собраний и т.д.
  5. Организация работы с родителями учащихся: систематическое информирование об успеваемости, поведении учащихся, посещение учащихся на дому, осуществление педагогического просвещения родителей, привлечение родителей к воспитательной работе с учащимися.
  6. Анализ и оценка результатов воспитания: наблюдение, опросы и другие методы, позволяющие судить о результатах и ставить новые задачи.

ЗАПОВЕДИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

  • Никогда не принимайся за воспитание в плохом настроении. Спокойствие, расположенность к общению, правильный тон - вот залог успеха.
  • Ясно определи для себя, чего ты хочешь от ребенка, а также узнай, что он сам думает по этому поводу.
  • Предоставь возможную самостоятельность ребенку. Окажи помощь, а не подменяй действия детей «своими».
  • Не подсказывай готового решения, а показывай возможные пути к нему.
  • Создавай ситуации успеха.
  • Не пропусти момента, когда ребенок достигнет первого успеха.
  • Делай своевременные замечания.
  • Помни - твое поведение – пример твоим воспитанникам.
  • Будь одинаково справедлив ко всем воспитанникам.
  • Оценивай поступок, а не личность.
  • Цени юмор детей.
  • Учись понимать ошибки детей и сочувствуй их слабостям.
  • Не навреди.

СОВЕТЫ КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ

  • Любите своих воспитанников и уважайте в них личность.
  • Будьте готовы к сотрудничеству с ними и умейте такое сотрудничество организовывать.
  • Будьте готовы прийти на помощь, когда вашим воспитанникам трудно.
  • Имейте свои взгляды на воспитательную деятельность и умейте ставить цели и задачи.
  • Постарайтесь сделать так, чтобы дети почувствовали, что вы заинтересованы в их росте.
  • Цените творчество и способности детей.
  • Радуйтесь вместе с воспитанниками их успехам.
  • Ищите различные способы поддержания дисциплины в классном коллективе.
  • Пытайтесь организовывать внеурочную деятельность вверенного вам коллектива, создавая насыщенную и интересную жизнь после уроков.
  • Не жалейте времени на то, чтобы отправиться с детьми в поход, в театр, на экскурсию.
  • Пытайтесь привлекать родителей к сотрудничеству.
  • ЗАНИМАЙТЕСЬ САМООБРАЗОВАНИЕМ, ЧТОБЫ БЫТЬ ИНТЕРЕСНЫМ САМОМУ СЕБЕ И СВОИМ ВОСПИТАННИКАМ!


Предварительный просмотр:

СОСТОЯНИЕ УЧЕБНИКОВ (20_ -20_ учебный год)

п/п

Фамилия, имя

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

сентябрь  

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май



Предварительный просмотр:

Схема анализа воспитательной работы по классу

Цель анализа: способствовать повышению эффективности воспитательной работы в целом.

  1. Принципы построения воспитательной системы жизнедеятельности класса.
  2. Изучение учащихся класса, отношений, общений и деятельности в классном коллективе:
  • изучение потребностей, склонностей, интересов и других личностных характеристик;
  • уровень сформированности классного  коллектива, состояние в нем деловых и межличностных отношений;
  • воспитательные возможности родителей (коллективные, творческие дела с родителями);
  • эффективность учебно-воспитательного процесса (анкетирование).
  1. Деятельность по сплочению классного коллектива, создание развивающей среды личности ребенка:
  • праздники, экскурсии, КТД и другие формы коллективной деятельности;
  • график коллективных творческих дел класса (по фамилиям);
  • выводы и предложения.
  1. Карта интересов учащихся

Ф.И.

Чем занимается и где?

Где и чем хотел бы заниматься?

  • анализ карты интересов;
  • вывод и предложения.
  1. Посещение учащихся на дому:

Ф.И.

Причина посещения

Результат

Выводы

  • по всем учащимся.
  • анализ таблицы (по фамилиям);
  • вывод и предложения.
  1. Организация дежурства в классе и по школе (по итогам четвертей года).
  • анализ по итогам дежурства;
  • выводы и предложения.

  1. Анализ успеваемости, организация помощи и поддержки отсутствующих учащихся.

  1. график коллективных творческих дел класса (по фамилиям)

  1. Индивидуальная работа с «трудными» учащимися:

Ф.И.

Год

рождения

Причина

постановки

Занятость

во внеурочное время

Ф. И. О.

родителей

Место работы

родителей

Домашний адрес.

  • анализ по итогам работы;
  • выводы и предложения.
  1. Проведение работы по профориентации:
  • форма мероприятия;
  • активность учащихся;
  • выводы и предложения.
  1. Конфликтные ситуации, способы их решения:
  • выводы и предложения.
  1. Ученическое самоуправление
  • мероприятия, проведенные УС класса;
  • активность учащихся;
  • выводы и предложения.
  1. Каникулярные мероприятия с учащимися:
  • активность учащихся;
  • выводы и предложения.
  1. Контроль над дисциплиной учащихся:
  • пропуски по уважительной причине;
  • пропуски без уважительной причины;
  • внешний вид учащихся;
  • работа в этом направлении;
  • результаты;
  • выводы и предложения.

  1. Анализ состояния здоровья учащихся (зрение, нервная система, осанка и т.д.).

  1. Родительские собрания (количество, явка родителей, тематика, выводы и предложения).

  1. Добрые дела класса в течение учебного года.

  1. Классные часы.
  • анализ;
  • выводы и предложения.
  1. Классные собрания, тематика. Анализ. Выводы.
  2. Классная карта успеха:

Что было

Что удалось

  1. Выступления по проблемам воспитания (МО, семинары, совещания, пед. советы):
  • форма;
  • уровень выступления;
  • выводы и предложения;
  1. Степень удовлетворенности классного руководителя работой:
  • с учащимися;
  • с родителями;
  • с администрацией школы;
  • в общешкольных делах;
  • выводы и предложения.
  1. Уровень воспитанности в классе.

Фамилия имя

высокий

средний

низкий

  • Анализ, выводы.

  1. Занятие учащихся в кружков, секций, клубов.

Ф.И.

Название кружков, секций, клубов.

Возрастная группа

Дни работы

руководитель

  • Анализ, выводы.

  1. Работа с одаренными детьми.

Ф.И.

В чем проявляется одаренность

Достигнутые результаты (учебные предметы)

Достигнутые результаты (творческие работы).

В каком творческом объединении,

ф-ве, кружке занимается,

руководитель

  • Выводы.

  1. Содержание воспитательной работы в классе

Название методик, программ

воспитания и развития детского

коллектива

Работа по авторским

программам

Разрабатывается

программа

Нововведения

  1. Изучение инновационных программ для дальнейшей работы.

  1. Постановка цели и задач на следующий учебный год.



Предварительный просмотр:

Характеристика классного коллектива может включать следующие разделы.

  1. Формирование детского коллектива
  • Состав класса, количество мальчиков и девочек, паспортный возраст учащихся класса, количество учащихся из полных и неполных семей
  • Начало вхождения ученика в коллектив: детский сад, начальная школа, средняя школа и т.д.
  • Пути вхождения в коллектив новых учащихся.
  1. Анализ физического здоровья учащихся
  • Анализ результатов медицинского обследования учащихся класса
  • Фамилии учащихся, здоровье которых нуждается в пристальном внимании учителей-предметников
  • Отношение больного ребенка и его семьи к его здоровью и отношение самого ученика к своей болезни
  • Соотношение здоровья и учебных результатов
  1. Характеристика интересов учащегося
  • Сформированность или несформированность познавательной и учебной мотивации учащихся
  • Отношение учащихся к собственному учению
  • Отношение учащихся к учебным предметам
  1. Характеристика интеллектуальных умений учащихся
  • Желание работать с книгой и читать ее
  • Уровень работоспособности, активности, самостоятельности учащихся в учебной деятельности
  • Отношение учащихся к выполнению домашних заданий
  • Степень вовлеченности ребят класса во внешкольную интеллектуальную деятельность с учетом их интересов
  1. Характеристика сформированности классного коллектива
  • Определение в детском коллективе лидеров и изолированных. Причины их разделения.
  • Определение микрогрупп в коллективе, причины объединения учащихся в группы (по интересу, по месту жительства и т.д.)
  1. Характеристика нравственных качеств учащихся, эмоционального состояния детского коллектива
  • Открытость, закрытость, тревожность учащихся
  • Наличие или отсутствие чувства сопереживания, доброжелательности
  • Наличие или отсутствие у учащихся волевых качеств личности, рефлексивных умений
  • Степень конфликтности учащихся, ее причины
  • Наличие или отсутствие умения взаимодействовать и сотрудничать с педагогами и одноклассниками
  1. Характеристика семей учащихся
  • Возраст родителей, образовательный уровень, условия жизни детей в семьях
  • Отношение родителей к школе  и учебным успехам ученика
  • Характеристика взаимоотношений детей и родителей
  • Ценностные ориентации семей учащихся
  1. Мониторинг жизнеспособности классного коллектива
  • Анализ педагогической диагностики класса, проведенный классным руководителем
  • Положительные качества коллектива, которые нуждаются в развитии и поддержке
  • Отрицательные качества коллектива и отдельных учащихся, которые нуждаются в коррекции
  1. Структура классного коллектива
  • Актив класса
  • Поручения учащихся класса
  • Микрогруппы учащихся по интересам (для проведения классных дел)