Для родителей
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Виды детской деятельности, которые можно использовать для развития мелкой моторики пальцев рук»
Цель: формирование у родителей представлений о роли мелкой моторики в психофизическом развитии детей.
Задачи.
- Обозначить взаимосвязь развития мелкой моторики рук и речи дошкольника.
- Познакомить с приемами развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.
- Обогатить методическую копилку для родителей.
1. Вступительный этап (Приветствие).
Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады видеть вас, нашу встречу, мы предлагаем начать с игры – приветствия. Для этого нам нужно встать в круг, каждый участник говорит своему соседу, называя его по имени: «Здравствуйте, я рад Вас видеть!» - и обязательно добавляет что-нибудь приятное для человека.
Мы думаем, вам было приятно говорить друг другу и слышать в свой адрес хорошие, добрые слова.
Основной этап.
Сегодня мы с вами поговорим о значении мелкой моторики в развитии ребенка дошкольника и сами попробуем выполнить несколько упражнений.
Рисование, лепка, конструирование, аппликация, вышивание и др. Различные игры с мелкими предметами (подбор частей разрезных картинок, перекладывание, сортировка горошин, палочек, пуговиц и других мелких предметов). Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением и без него. Пальчиковый театр. Упражнения по подготовке руки к письму (работа с трафаретами, шаблонами, фигурными линейками, объемными и плоскостными изображениями предметов). |
Родителям детей до 3 лет рекомендуется применять:
— поглаживание кистей рук в направлении от кончиков пальцев к запястью;
— упражнения на сгибание и разгибание пальцев;
— перебор сначала более ярких и крупных предметов, затем более мелких;
— пальчиковую гимнастику и народные игры типа «Сорока-белобока», «Пальчик-мальчик», в ходе которых дети повторяют движения взрослых самостоятельно или выполняют их в содружестве, вырабатывая ловкость и умение управлять своими движениями. Например:
— Сорока, сорока,
Где была? Далеко!
Кашку варила, Водить по ладони ребенка пальцем —
На стол становила, «варить кашку», чередуя поглаживаю-
На крыльцо скакала, ющие и «скачущие» движения.
Гостей поджидала.
Этому кашки, Сгибать каждый палец ребенка,
Этому бражки, начиная с большого,
Этому калины,
Этому малины,
А этому — шишок, Не сгибать мизинец ребенка, слегка
Шишок под носок! массировать («чтобы он быстрее
Он мальчик мал, рос»),
Крупку не драл,
По воду не ходил,
Кашку ему не дадим!
Шуг-шуг! Полетели, Поднимать вверх руки ребенка и
На головку сели, класть их на голову, слегка
Песенки запели! поглаживая.
Дети 3—7 лет для развития ручной умелости должны:
— катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики;
— запускать пальцами мелкие «волчки»;
— разминать пальцами пластилин и глину, лепить различные поделки; сжимать и разжимать кулачки («бутончик проснулся и открылся, а вечером заснул и закрылся»);
—делать кулачки «мягкими» и «твердыми»;
—барабанить всеми пальцами обеих рук по столу;
— махать в воздухе только пальцами;
— собирать все пальцы в щепотку;
— нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку;
— завязывать узелки на шнурке, веревке;
— застегивать (расстегивать) пуговицы;
— играть с конструктором, мозаикой;
— складывать матрешки;
— рисовать в воздухе; — мять руками поролоновые шарики, губки; — рисовать, раскрашивать, штриховать; — резать (вырезать) ножницами; — плести из бумаги коврики, корзинки, косички; — шить, вышивать, вязать; — выполнять аппликации. |
Советы родителям леворуких детей
Леворукость не определяется как патология и для беспокойства нет причин.
Преимущественное владение рукой зависит не от «хотения» ребенка или его упрямства, не от его желания или нежелания, а от особой организации деятельности мозга, определяющей не только «ведущую» руку, но и некоторые особенности организации высших психических функций.
Владение ребенком той или иной рукой в качестве ведущей следует рассматривать как проявление индивидуальности в пределах нормы.
Истоками леворукости могут быть наследственные факторы, процессы, происходящие в период развития плода (пренатальный период) и другие причины.
Переучивать лево руких детей не следует, так как принудительное изменение доминантности ведет к нежелательным последствиям. Переучивание ребенка (изменение его специфических качеств) влияет на психическое состояние, эмоциональное благополучие и здоровье в целом (возникают вспыльчивость, капризы, раздражительность, беспокойный сон, головные боли, вялость; невротические реакции: нервные тики, энурез, заикание). У леворуких детей при переучивании проявляется почти весь комплекс нарушений почерка и трудностей формирования навыка письма.
Развивать мелкую моторику левой руки следует так же, как и правой, но с акцентом на левую руку, так как писать в школе ребенок будет именно ею.
Пальчиковые упражнения при подготовке к школе следует выполнять с акцентом на левую руку, но не забывать о правой, так как она является «помощницей» в бытовой деятельности.
В процессе развития у ребенка может самостоятельно произойти смена доминирующего полушария, после чего у праворукого ребенка может развиться так называемое «скрытое левшество» (критический период — 11 —12 лет).
Смену доминирующего полушария у ребенка следует принять как естественное проявление развития.
Заключительная часть. Рефлексия.
В завершении, мы предлагаем высказать своё мнение о нашей встрече. Что нового вы сегодня узнали на нашей встрече? Какие выводы вы для себя сделали? Есть ли у вас дополнительные вопросы по теме?