Заочный этап краевого конкурса «Учитель года Алтая — 2020"

Волков Максим Александрович

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Благовещенская средняя общеобразовательная школа № 1

имени Петра Петровича Корягина»

Благовещенского района Алтайского края

Аналитический отчет

о результатах профессиональной деятельности

в 2016-2020 гг.

Подготовил: Волков Максим Александрович,

участник заочного этапа краевого конкурса

«Учитель года Алтая - 2020»,

Р.п. Благовещенка - 2020

Краткая информационная справка об участнике:

Должность: учитель физической культуры

Место работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Благовещенская средняя общеобразовательная школа №1 имени Петра Петровича Корягина» Благовещенского района Алтайского края (МБОУ БСОШ №1 им. П.П. Корягина)

Образование: высшее, ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет», 2017г., Специальность 44.03.01. Педагогическое образование (профиль «Физическая культура»)

Педагогический стаж: 7 лет

Квалификационная категория: квалификационной категории не имеет, соответствует занимаемой должности (2016г.)

Профессиональные достижения, награды:

- Благодарственное письмо Администрации Благовещенского района за большой вклад в развитие физической культуры и спорта в Благовещенском районе, 2017 год

- Победитель (в составе творческой группы) конкурса Грантов губернатора Алтайского края в сфере молодежной политики с проектом «Сегодня – юнармеец, завтра – защитник Родины!», 2018 год

- Победитель муниципального этапа краевого конкурса «Учитель года Алтая - 2020»

Профессиональное кредо:

Воспитывая в ребенке стремление к здоровому образу жизни и любовь к спорту, мы создаем основу его счастливого будущего. Здоровье – главная ценность человека, а спорт учит быть здоровым.

Введение

Современная школа, современный ученик, современный учитель… Какие они? Один из ключевых терминов, применяемых для характеристики системы современного образования, - «инновация». В эпоху инновационного развития и научного прогресса школьному образованию отводится особая роль: создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого обучающегося, формирование активной жизненной позиции, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Кроме того, одним из основных требований к современной школе является создание условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья, формированию ценностного отношения обучающихся к собственному здоровью и здоровью окружающих. И это требование не случайно: по данным последних исследований количество здоровых людей в мире стремительно уменьшается. Одной из причин этого является отсутствие элементарных знаний и навыков в области физической культуры, физическое бездействие и несоблюдение правил здорового образа жизни.

На уровне государства вопрос оздоровления нации решается посредством нормативных документов и колоссальных материальных вложений в строительство, реконструкцию и обновление спортивных объектов и сооружений на территории всей нашей огромной страны.  В Федеральном законе "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" физическая культура определяется как часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития. В соответствии с Концепцией преподавания учебного предмета «Физическая культура» физическое воспитание в школе является универсальным средством формирования разносторонней и гармонично развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.

Становится очевидным тот факт, что основной функцией учебного предмета «Физическая культура» должно стать не только физическое развитие и совершенствование обучающихся, а также содействие формированию личности каждого обучающегося, разносторонне развитой, активной, адаптированной в обществе.

Во времена моего школьного детства урок физической культуры был самым любимым школьным предметом. И дело тут не в том, что на этом уроке не надо думать – бегай, играй в мяч, прыгай, а в том, что здесь можно выделиться, показать свое превосходство, преодолеть физическую и моральную слабость. Когда в 2011 году я пришел учителем физической культуры в школу, я осознал, что ситуация изменилась. В настоящее время, когда общество охватила эпидемия виртуальной зависимости, мобильные телефоны и интернет несут свое разрушающее воздействие, уводя детей в виртуальную реальность, снижая мотивацию к живому общению, двигательной активности и занятиям спортом вообще. Поэтому целью своей деятельности как учителя физической культуры я считаю создание необходимых условий для формирования у обучающихся мотивации к регулярным занятиям физической культурой и использованию навыков здорового образа жизни. Показатели обозначены Президентом России В.В. Путиным в майских указах 2018 года: увеличение доли граждан, занимающихся физкультурой и спортом, до 55%. Достижение этих показателей также является одной из задач моей профессиональной деятельности, ведь мой предмет обладает широкими возможностями в использовании форм, средств и методов обучения, воспитания и оздоровления.

Школа становится центром популяризации физической культуры и спорта не только среди детей, но и среди их родителей. Привлекать детей к занятиям спортом мне помогает взаимодействие с семьей и родительским сообществом. В современном мире каждый родитель по – разному трактует роль учителя. Одни позиционируют его как «подателя информации» по предмету, другие видят в нем наставника для своих детей.  И я как педагог должен найти золотую середину, чтобы способствовать становлению личности и развитию жизненно необходимых качеств у ребенка. Нужно грамотно научить детей технике спортивных дисциплин, помочь им в развитии физических качеств, а также оказать поддержку в преодолении физических нагрузок. Все это необходимо сочетать с действительно добрыми человеческими отношениями и на правильном эмоциональном уровне. В учебной и внеурочной деятельности, внеклассной работе я руководствуюсь принципами активного взаимодействия и сотрудничества, уважаю личность каждого обучающегося и воспитанника, помогаю раскрыть спортивные таланты и потенциальные возможности. Участие в мероприятиях Российского движения школьников, возрождении Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне», волонтерская деятельность актива спортивного объединения «Эдельвейс» способствуют популяризации спорта среди обучающихся, их родителей и коллектива школы.

Подробно результаты профессиональной деятельности в количественных и качественных показателях будут рассмотрены в аналитической части отчета.

Аналитическая часть

  1. Результаты освоения обучающимися образовательных программ

По данным АИС «Сетевой город» качество знаний по физической культуре составило:

Учебный год

Класс(ы)

Образовательные результаты по итогам учебного года

2016-2017

6а, б, в

97,5%

7 а, б, в

95,6%

8 а, б, в

95,2%

9 а, б

97,9%

10 а, б

92,9%

2017-2018

7 а, б, в

93,8%

8 а, б, в

88,8%

9 а, б

89,7%

10 а

100%

11 а, б

97,5%

2018-2019

8 а, б, в

90,7%

9 а, б, в

84,2%

10 а

96,4%

11 а

100%

1 а, б, в

Не аттестуются

Из данных мониторинга можно сделать вывод, что процент качества снижается к концу основной ступени, но значительно возрастает в старшей школе. Это объясняется высоким уровнем мотивации старшеклассников к занятиям спортом и физическому самосовершенствованию и недостаточным уровнем мотивации обучающихся 7 – 9 классов. Обнаружив данное противоречие, я пришел к выводу, что необходимо внести разнообразие по всем направлениям деятельности. Это и стало основой моей деятельности в последний год. Основные направления описываются в проектной части отчета.

  1. Результативность участия обучающихся в олимпиадах, соревнованиях

В числе основных достижений обучающихся – призовые места не только в спортивных, но и в интеллектуальных соревнованиях: районного первенства по баскетболу и легкой атлетике, турниров на кубок Администрации Благовещенского района, чемпионатов школьной баскетбольной лиги «КЭС-баскет», муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по физической культуре.

Наиболее значимые мероприятия представлены в таблице:

Год

Уровень

Наименование мероприятия

Результат участия

2016

Муниципальный

Первенство Благовещенского района по баскетболу в зачет спартакиады школьников

3 место

2017

2 и 3 место

2018

2 и 3 место

2019

2 место

2020

1 место

2016

Турнир на кубок РОНО

3 место

2017

3 место

2018

2 место

2019

1 место

2016

Чемпионат ШБЛ «КЭС - БАСКЕТ»

3 место

2017

3 место

2018

3 место

2019

1 место

2020

Межрайонный

3 место

2019

Муниципальный

Первенство Благовещенского района по легкой атлетике в зачет спартакиады школьников

1 место

2018

Муниципальный

Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по физической культуре

1 место – 9 класс

3 место – 10 класс

Отрабатываю навыки строевой подготовки с обучающимися, входящими в состав знаменной группы, уделяю особое внимание общефизической подготовке обучающихся из военно-патриотического клуба школы. ВПК «Каскад» - многократный победитель спартакиады военно-патриотических клубов, в том числе в силовой подготовке.

Готовлю детей к сдаче нормативов ГТО. Мои воспитанники в 2018 году получили 12 знаков отличия: 5 золотых, 4 серебряных   и 3 бронзовых. Многие обучающиеся в течение года подтвердили и выполнили 2,3 взрослые разряды по видам спорта: лёгкая атлетика, полиатлон.

С 2015 года участвую в реализации проектов гражданско-патриотической и спортивно-оздоровительной направленности:

- мероприятия Российского движения школьников (Всероссийская акция «Сила РДШ» - 2018, 2019 - «Русский силомер», Президентские состязания, «Учительский фитнес-марафон»)

- проект «Мы выбираем Юнармию!» в рамках гранта Губернатора Алтайского края в сфере молодежной политики, окружной слет «Сегодня юнармеец, завтра – защитник Родины»

В 2017 году отмечен благодарственным письмом за большой вклад в развитие физической культуры и спорта в Благовещенском районе.

  1. Транслирование опыта практических результатов профессиональной деятельности, в том числе инновационной

Учебный год

Уровень, наименование мероприятия

Транслирование педагогического опыта

Форма выступления

(пед. советы, круглые столы, мастер-классы, семинары, секции, научно-практические конференции и т.д.).

Тема

2017-2018

Краевой банк лучших практик по направлению «Сохранение и укрепление здоровья школьников»

Практическое занятие

«ВФСК ГТО как фактор укрепления здоровья обу-чающихся»

2019-2020

Всероссийский

Страница (личный кабинет) на платформе спорт.рдш.рф

https://xn--n1abebi.xn--d1axz.xn--p1ai/school/3015 

Информация о спортивных мероприятиях школьного, районного и межрайонного уровня

2019

XV краевая научно-практическая конференция «Здоровое поколение XXI века»

Выступление

Статья в электронном сборнике

«Физкультурно-спортивная работа в сельской школе как средство формирования основ здорового образа жизни»

2019

Благовещенский школьный округ

Проведение мероприятия

Внеклассное мероприятие «Мы выбираем ГТО!» в форме классного часа информационно-просветительской и агитационной направленности для обучающихся 5-9 классов

  1. Участие в работе методических объединений, профессиональных сообществ педагогических работников

Учебный год

Уровень участия

Название профессионального сообщества

Форма участия

Тема выступления

2016-2017

Муниципальный

РМО учителей физкультуры

Открытая тренировка

Техническая подготовка. Ведение мяча на месте, в ходьбе, в беге, с изменением скорости

2018-2019

Открытый урок

Баскетбол. Ведение мяча на месте, в движении с изменением высоты отскока. Передачи мяча на месте, в движении

2016-2017,

2017-2018, 2019-2020

Окружной

Благовещенский школьный  округ

Организация и проведение соревнований  на приз Деда Мороза

Баскетбол, волейбол

2017-2018

Открытая тренировка

Техническая подготовка. Ведение мяча на месте, в ходьбе, в беге, с изменением скорости

2017-2018

Школьный

ШМО учителей физкультуры

Открытый урок

«Легкая атлетика – Прыжок в длину с разбега»

2018-2019

Открытый урок

«Лыжная подготовка: совершенствование одновременных ходов»

С 2019 года руковожу школьным методическим объединением учителей физической культуры и ОБЖ, окружным методическим объединением учителей физической культуры Благовещенского школьного округа.

  1. Профессиональная активность (участие в работе предметных комиссий, оргкомитетах и жюри)

Учебный год

Уровень участия

Название мероприятия

Вид деятельности (член предметных комиссий, оргкомитетов, жюри различных конкурсов, эксперт по проверке развёрнутых ответов ГИА, наставник молодых педагогов и др.)

2016-2017

Муниципальный

Районный турнир по баскетболу, посвященный памяти Заслуженного врача России Конусенко Д.П.

Главный судья

Первенство Благовещенского района по баскетболу

Главный судья

2017-2018

Соревнования по баскетболу ШБЛ «КЭС-баскет»

Главный судья

Районный турнир по баскетболу им. Панина М.Т.

Секретарь

Районный турнир по баскетболу на кубок РОНО

Главный судья

Зимний фестиваль ВФСК ГТО

Судья

Первенство Благовещенского района по баскетболу

Главный судья

2018-2019

Первенство Благовещенского района по баскетболу

Главный судья

2019-2020

Районный турнир по баскетболу на кубок РОНО

Главный судья

Первенство Благовещенского района по баскетболу

Главный судья

Соревнования по баскетболу ШБЛ «КЭС-баскет»

Главный судья

  1. Участие в конкурсах профессионального мастерства в сфере образования

Учебный год

Уровень участия

Наименование конкурса профессионального мастерства, в том числе в интернет – конкурсах (некоммерческих)

Результат участия (сертификат, грамота, диплом и др.)

2017

Региональный

Конкурс социально значимых проектов в сфере молодежной политики

Проект «Сегодня юнармеец, завтра защитник Родины»

Победитель (в составе творческой группы)

2019

Муниципальный

Муниципальный этап краевого конкурса «Учитель года Алтая - 2020»

Диплом победителя

2020

Региональный

Заочный этап  краевого конкурса «Учитель года Алтая - 2020»

Результат неизвестен

Став учителем, я не оставил свое самое главное увлечение – спорт. Личным примером показываю своим воспитанникам, что нет ничего важнее, чем стремление к совершенству. Президент России В.В. Путин отметил: «Главное сделать так, чтобы спорт, активный образ жизни стали нормой российского общества, как сейчас принято говорить, актуальным трендом». Я активно поддерживаю позицию Президента и личным примером вношу свой вклад в пропаганду навыков здорового образа жизни среди детей и взрослых. В составе сборной Благовещенского района по баскетболу ежегодно участвую в районных и краевых олимпиадах и соревнованиях:

XL летняя Олимпиада сельских спортсменов Алтайского края 2018г. – 2 место

XXXIX летняя Олимпиада сельских спортсменов Алтайского края 2017г. – 1 место

XXXVI летняя Олимпиада сельских спортсменов Алтайского края 2014г. – 2 место

XII летняя Олимпиада Благовещенского района 2013г. – 1 место

 XIII летняя Олимпиада Благовещенского района 2014г. – 2 место

Соревнования открытой баскетбольной лиги Родинского района в 2014г. – 1 место

  1. Совершенствование профессионального мастерства

Учебный год

Наименование организации ДПО

Наименование программы, количество часов

Использование и диссеминация опыта

2019

Общероссийский проект «Школа цифрового века»

Модульные курсы "Навыки профессиональной и личной эффективности"  по теме: "Основы оказания первой помощи: Рекомендации для работников образовательных организаций" (6 ч.)

Применение навыков в образовательном процессе

2019

КГБУ ДПО АИРО им. А. М. Топорова

Повышение квалификации по теме «Развитие профессионального мастерства учителя» (36ч.)

Выступление на заседании ШМО

2019-2020

Общероссийский проект «Школа цифрового века»

Современные подходы к преподаванию физической культуры в соответствии с требованиями ФГОС (36ч.)

Проведение открытых уроков на школьном, окружном и районном уровне

С 2016 года разработал и реализую индивидуальный план профессионального развития (ИППР) в соответствии с требованиями профессионального стандарта «Педагог». Опытом разработки и реализации ИППР делюсь с коллегами школы и района, в том числе через персональный сайт.

Проектная часть

Выявленная проблема низких образовательных результатов в основном звене и низкого уровня мотивации к занятиям физической культурой и спортом побудила меня к поиску вариантов решения. Изучая всевозможные материалы по данной проблеме, применяю полученные знания в работе. Основными направлениями преобразований можно считать следующие:

- применение нетрадиционных релаксационных и развивающих методик и техник в учебной деятельности в рамках урока физической культуры (элементы йоги, упражнения для развития межполушарного взаимодействия, такие как «Кулак, ребро, ладонь», «Пальчики», «Перекрестное марширование»), обучение навыкам самоконтроля и саморегуляции состояния (выявление и распознавание объективных и субъективных показателей состояния организма – анализ настроения и самочувствия, отслеживание пульса по этапам урока и т.п;

- использование ресурсов системы общего и дополнительного образования (тренажерный зал, бассейн, лыжная база, ледовые стадионы), спортивных объектов школы и поселка (стадионы, спортивные площадки, уличные тренажеры), мероприятий Российского движения школьников и проекта «Школа жизни», посещение кинотеатра с целью просмотра мотивационных фильмов о спорте и спортивных достижениях нашей страны, таких как «Движение вверх», «Лёд», «Легенда № 17» и т.п. в рамках внеурочной деятельности;

- привлечение родительской общественности к внеклассной работе с обучающимися (осенний и весенний кроссы, Недели и Месячник здоровья, просветительские мероприятия, спортивные походы, туристические слёты, зимние спартакиады, «Веселые старты», «Мама, папа, я - спортивная семья», семейные соревнования по волейболу, баскетболу, теннису, футболу, мини-футболу, круговой лапте, легкой атлетике, силовой подготовке, настольному теннису, спортивные праздники для обучающихся и их родителей, работа в детском оздоровительном лагере ДОЛ «Каникулы в Солнечном городе»).

- работа с коллективом (фитнес-марафоны, велопробеги, лыжные и конькобежные соревнования, проведение занятий по общефизической подготовке и фитнесу с педагогами, выездные мероприятия спортивной направленности, совместные тренировки с учителями, соревнования спортивных команд обучающихся и учителей).

Итого в рамках Спартакиады школы среди классов по параллелям проведено более 76 спортивных мероприятий:

1.        «Весёлые старты» - 8 соревнований

2.        «Мама, Папа , Я- спортивная семья» - 2 соревнования

3.        Баскетбол - 14 соревнований

4.        Мини-футбол – 12 соревнований

5.        Круговая лапта – 1 соревнования

6.        Футбол - 3 соревнования

7.        Лёгкая атлетика - 18 соревнований

8.        «Неделя Здоровья» – 6 соревнований

9.        Силовая подготовка – 6 соревнований

10.        Волейбол  - 3 соревнования

11.        Лыжные гонки (личное первенство) -2 соревнования

Вместе с внеплановыми мероприятиями количество превышает 90.

В 2019 году школа приняла участие в проекте «Индекс здоровья школы», который является международным инструментом для оценки реализуемой в школе политики здоровьесбережения и был адаптирован для России Фондом детского спорта. Тестирование выявило сильные и слабые стороны здоровьесберегающей деятельности школы, разрабатывается план работы в соответствии с методическими рекомендациями.

Количественные показатели пока меняются в большую сторону достаточно медленно, но качественные показатели дают о себе знать – постепенно, пусть не всегда систематически, и взрослые, и дети уделяют спорту гораздо больше внимания: посещение спортивных мероприятий принимает массовый характер, спортивные объекты школы задействованы и вечерами, и в выходные дни.

Заключение

Профессия учителя имеет много общего с профессией актера. Как актер, так и учитель воздействует на чувства и ум зрителей — учеников. Убедительность, артистизм учителя, как и актера, могут обеспечить ему успех. Работая с детьми, я осознал, что одним из важных направлений профессионального развития является формирование артистизма. А районный фестиваль педагогических работников, ставший своеобразным дебютом моей театральной деятельности, помог понять, что определенные задатки актера у меня есть. Надеюсь, это также поможет мне в достижении цели – сделать здоровый образ жизни ведущим для большинства детей и взрослых.

Физическая культура и здоровый образ жизни подрастающего поколения – залог здоровья нации, основа национальной безопасности. Мне бы искренне хотелось, чтобы будущее поколение было физически крепким, развитым и ведущим здоровый образ жизни, а здоровое поколение – это путь к здоровой нации. Только здоровая нация может укреплять и развивать потенциал страны, обеспечить стабильность ее курса на повышение благосостояния.