Методическая копилка
Методическая копилка
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предмет: Основы безопасности жизнедеятельности
Тема урока: Я иду в поход.
Тип урока: урок формирования умений и навыков (урок-практикум)
Направленность урока Практическая и прикладная направленность урока на предметном и метапредметном уровнях
Прогнозируемые результаты
личностные:
- учить проверять себя;
- учить давать оценку своим действиям;
- учить работать в группе (парах), чувствовать свой вклад в общую работу;
метапредметные:
- учить анализировать и выделять общее;
- учить находить наиболее оптимальный алгоритм действий;
- ставить учебную задачу, планировать свою деятельность;
- выявлять причинно-следственные связи, определять критерии для сравнения фактов, явлений;
- выслушивать и объективно оценивать другого;
- уметь вести диалог, вырабатывая общее решение
предметные:
- дать уточненное определение термина поход;
- сформировать у учащихся умения правильного выбора снаряжения для похода и укладки рюкзака;
- учить составлять маршрут похода;
- учить правилам безопасного похода.
Задачи
Общеобразовательные: расширение знаний обучающихся о походе и подготовке к нему, о снаряжении туриста, формирование безопасного поведения учащихся в природной среде, формирование умения работать с разными источниками информации.
Развивающие: формирование умения сравнивать, обобщать и делать выводы, формирование коммуникативных навыков, формирование умения использования ИКТ в целях обучения и развития.
Воспитательные: развитие речевой культуры, культуры общения, воспитание бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, воспитание бережного отношения к природе.
Основные термины: поход, снаряжение туриста,
Этапы урока | Содержание урока | Результаты образования по ФГОС (формируемые УУД, планируемые результаты) | |
Рекомендации / действия учителя | Действия учащегося/ответы | ||
Организационный момент. Самоопределение к учебной деятельности. | Приветствие учащихся. Организационный момент. Проверка готовности к уроку. Учащиеся распределены по группам (3-5). | Приветствие учителя. Готовность к уроку | Личностные - формирование ответственности. Метапредметные - развитие навыков самоорганизации - организовывать рабочее место, настраиваться на познавательную деятельность |
Мотивация к учебной деятельности Закрепление знаний по усвоению изученного материала на прошлых уроках. Работа в группах, фронтальный опрос. Мотивация, целеполагание Погружение в тему урока. | Почему в течение многих тысячелетий человека манит дорога? Что заставляет путешественников открывать и исследовать новые земли? Имена Xристофора Колумба и Фернана Магеллана, Николая Миклухо-Маклая и Николая Пржевальского, Фритьёф Нансена и Руаля Амундсена известны каждому школьнику. Многие мальчишки и девчонки мечтают сами пройти по нехоженой тропе, переплыть океан, подняться на воздушном шаре. Я предлагаю вам посмотреть на доску и найти тему сегодняшнего урока. Каждой группе предоставлена головоломка – филворд с помощью которого они узнают тему урока. Ежегодно тысячи туристов-школьников отправляются в походы, экспедиции. Что же такое поход? Дайте определение этому мероприятию? Какая главная задача при подготовке и проведении похода ? Главная задача при подготовке и проведении похода — это обеспечение безопасности. Что нужно сделать для того, чтобы поход прошел спокойно и безопасно? Знающие люди утверждают, что для этого прежде всего необходимо соблюсти три правила: правильно подготовиться к походу; соблюдать правила безопасного поведения на природе; и иметь надёжные обувь и одежду. Я предлагаю нам с вами отправиться в двухдневный виртуальный поход! Как вы думаете, с чего нужно начать? Учитель обобщает. Вывод: поход – это групповое или индивидуальное мероприятие, связанное с перемещением по маршруту с определенной целью. Для того, чтобы поход прошел безопасно необходимо определить цель и задачу похода, разработать маршрут, приобрести продукты питания, подготовить общественное (палатки, посуда для приготовления пищи) и личное снаряжение Как вы думаете, какие цели мы можем поставить для нашего похода? Вывод: Узнать что - то новое Приобрести новые навыки Поделиться знаниями и умениями с одноклассниками | Учащиеся выполняют интерактивное упражнение. О ходе выполнения сообщают учителю. Ответы представителей групп. Представители от каждой группы дают определения похода. групповое или индивидуальное мероприятие, связанное с перемещением по туристскому маршруту в рекреационных, спортивных или познавательных целях. Ответы представителей групп. обеспечение безопасности собрать все необходимое продукты … Ответы представителей групп. Познавательные, отдых с незначительной физической нагрузкой, поиск «нехоженных» мест для отдыха (рыбалки, охоты), осмотр достопримечательностей | Личностные - контролируют свои действия Познавательные - умение определять понятия, создавать обобщения, классифицировать. - формирование понимания термина «поход» и безопасного образа жизни Коммуникативные - умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками, работать индивидуально и в группе. |
И с чего мы начнем? Молодцы, с составления маршрута! Вам для работы выдаются карты местности, на которых необходимо составить маршрут движения в походе. Подумайте, что нужно учесть при его составлении, какие факторы учесть. Время на работу __ минут. По окончании работы вы расскажите о них. | Работа в группах Ответы представителей групп. | Предметные – формировать умение читать карту, составлять безопасный маршрут движения, с учетом различных условий Познавательные умение систематизировать, классифицировать Личностные - формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками. Регулятивные - умение планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач Метапредметные: развитие словарного запаса, устной монологической речи. | |
Группа представляет свой маршрут через документ камеру, давая пояснениям и отвечая на вопросы учителя Вторая и третья группы либо представляют свой маршрут, либо дополняют уже имеющийся. Молодцы! Вы учли требования к безопасному составлению маршрута и определили цель. Сегодня, на уроке, за правильно выполненные задания вы будете получать элементы пазла, сложив которые получите QRкод. Ну что ж, поскольку маршрут составлен, цель определена - предлагаю отправиться в путь! | Ответы представителей групп. Начинается наш маршрут от ________, заканчивается в _______ маршрут проходит через ____, по пересеченной местности мы запланировали __ остановок, которые будут около реки (озера, водоема), ночевка мы планируем здесь, потому что ______ протяженность маршрута _________________ маршрут рассчитан на туристов новичков (опытных) цель нашего похода _______ Слушают учителя, получают информацию. | Регулятивные - умение оценивать правильность выполнения учебной задачи. | |
Итак, цель поставили, с маршрутом определились, каков следующий этап? Собрать рюкзак! Предлагаю каждой группе собрать рюкзак из имеющихся перед вами предметов, для индивидуального (личного) пользования в двухдневный поход и рационально распределить снаряжение в рюкзаке. По готовности, вы, друг за другом, расскажите какой предмет вы взяли в поход, с какой целью и где он должен быть размещен в рюкзаке. (обсудим что не взяли, по ситуации) Время на выполнение задания _____ минут | Создать проблемную ситуацию, подтолкнуть детей к осознанию необходимости в получении новых знаний Дети собирают рюкзак из имеющихся материалов | Познавательные - умение применять и преобразовывать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Коммуникативные - формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли Личностные: проводят самооценивание, определяют уровень своих знаний, формируется стремление к познанию. Регулятивные - владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности Метапредметные: учатся анализировать, сопоставлять, делать выводы, ставить цели познавательной деятельности. | |
Установить осознанность восприятия, и организовать первичное обобщение Первичное закрепление | Молодцы! Вы справились первыми - тогда начнем с вас! Группа демонстрирует каким образом уложила выбранными ими вещи, давая пояснениям и отвечая на вопросы учителя Вторая и третья группы дополняют ответ. Вывод К спине рюкзак должен прислоняться, а не давить на нее. Нижняя часть рюкзака должна повторять форму поясницы и плотно к ней прилегать. Необходимо подогнать лямки рюкзака так, чтобы он сидел удобно. Главное правило при укладке: тяжелое - вниз, мягкое - к спине, объемное - наверх, предметы первой необходимости - в карманы. Укладка должна гарантировать устойчивое равновесие рюкзака на спине, поэтому особенно плотно надо заполнить его нижние углы. Теперь мы с вами знаем как правильно и безопасно для себя собрать рюкзак Все хорошо справились с заданием и получают элемент пазла! | Ответы представителей групп На экране демонстрируется правильно собранный рюкзак | |
А мы с вами идя по выбранному маршруту делимся опытом друг с другом. У вас на столах, в ноутбуках, размещены QRкоды активировав которые вы сможете выполнить интерактивные задания, ответить на вопросы и расширить свои знания связанные с видами туризма и видами костров. Вам нужно разбиться на пары. Открываем ноутбуки, прошу вас по ссылке пройти к заданиям. На работу __ минут. Молодцы, вижу, что все справились, а теперь внимание на экран давайте проверим ваши ответы. Поднимите руки, кто допустил 1 ошибку, 2 ошибки, 3 ошибки. Молодцы, все справились с заданием – получите элемент пазла! | Работа в парах Ответы представителей групп | Коммуникативные - формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли Регулятивные - владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности Регулятивные - умение оценивать правильность выполнения учебной задачи | |
Вот мы с вами о добрались до стоянки, где нам придется переночевать. Выполняя задание по сбору рюкзака вы собирали личное снаряжение, а как вы думаете, какое еще снаряжение может нам понадобиться? Групповое, специальное, индивидуальное У вас на столах есть карточки и названия снаряжения. Вам необходимо распределить их в 2 столбца: определив, что вы отнесете к личному, а что к групповому снаряжению? Работать вы будете в парах, на выполнение задания у вас ___ минут Для проверки приглашаю ______. Другие участники добавляют или дают пояснения, почему это снаряжение должно находится в том или ином блоке. С помощью документ камеры проверяются ответы. Молодцы, все справились с заданием – получите элемент пазла! | Ответы представителей групп Выполняют задания На доске с помощью магнитов крепят названия оборудования | ||
А мы с вами отправляемся дальше! До окончания нашего похода остается все меньше времени, накапливается усталость, последние километры преодолевать все труднее. Чтобы наш организм не подвел – его нужно поддержать! В пути нам встречается много растений, ягод и грибов. Вам необходимо составить из предложенных вам карточек тонизирующий (энергетический - напиток, стимулирующий заряд бодрости и повышающий активность мозга) напиток. Необходимо будет пояснить почему вы использовали это растение, в чем заключаются его полезные свойства. Молодцы, все справились с заданием – получите элемент пазла! | Из имеющихся карточек составляют свои напитки Группы представляют свои чаи | ||
Систематизация, рефлексия Подведение итогов Оценка результатов деятельности | Вот мы с вами и добрались до конечной точки нашего маршрута!!! Я предлагаю вам подумать, что сегодня с урока вы унесете в рюкзаке? Скажите, что сегодня на уроке вы узнали, чему научились? Какие ощущения испытали? | Новые знания Новые умения Новые положительные ощущения Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их осознанности | Регулятивные - умение оценивать правильность выполнения учебной задачи |
Домашнее задание | Вы получили элементы пазла, собрав который и отсканировав результат вы получите подарок. Домашнее задание составить маршрут своего «идеального» путешествия Каждое путешествие когда - нибудь заканчивается… Но впереди еще много неизведанных дорог, много новых знаний, которые Путешествия меняют нас, помогают нам расти и развиваться. Путешествия – это лучшее образование современного мира! | Учащиеся записывают домашнее задание. | Личностные - развивать самостоятельность и личную ответственность. |
Тема урока «Я иду в поход» была выбрана в соответствии программой ОБЖ 9 класса. Изучаемый раздел Туризм… Урок комбинированный : закрепление старого,изучение нового.
Выбор формы занятия обусловлен современными требованиями к организации образовательного процесса в рамках реализации ФГОС основного общего образования.
В начале урока обучающиеся самостоятельно сформулировали назвали тему урока «Поход….» и целеполагание. В ходе урока дали определение понятию «поход», рассмотрели виды костров, научились составлять безопасный маршрут похода, получили практические навыки укладки рюкзака, выбора снаряжения для похода, закрепили знания о полезных травах своего края…
На основном этапе урока, в соответствии с возрастными особенностями девятиклассников, мной были использованы групповые формы работы, работа в парах, игровые методы обучения, интерактивный метод (тестирование), методы направленные на формирование сотрудничества и коммуникативных навыков.
За счет использования нестандартных форм и методов урока, смены видов деятельности, интересных задач и ситуаций, требующих анализа, ИКТ технологий, поддерживалась высокая мотивация обучающихся на всех этапах урока. Обучающиеся на протяжении всего урока были включены в серию взаимосвязанных учебных ситуаций, которые объединены общей целью, что обеспечило логическую целостность занятия.
Я старался построить свой урок с учетом системно-деятельностного подхода. Главным для себя я определил следующие задачи: организация на уроке самостоятельной познавательной деятельности обучающихся, формирование интереса к предмету и процессу обучения, развитие навыков самообразования.
В процессе выполнения заданий урока ученики самостоятельно «открывали» новые знания, обменивались опытом (ребята, имеющие опыт похода, могли реализовать на уроке свои практические умения).
Данный урок ценен тем, что на нем были отражены связи:
-межпредметные: география (работа с картами), история (история основания города Нижневартовска), биология (растения Ханты-Мансийского округа), физика (распределение центра тяжести при сборе рюкзака), экология (правила организации привалов, розжига и тушения костра);
-метапредметный подход: полученные на уроке знания, могут быть применимы обучающимися не только в рамках образовательного процесса, но и в реальной жизни.
Все поставленные на уроке задачи были решены на необходимом уровне, не было перегрузки и переутомления обучающихся. Удалось поддержать продуктивную мотивацию учения, сохранить хорошее настроение до конца урока.
В завершении работы проведена рефлексия урока и эмоционального состояния учеников.
Поставленные задачи на уроке достигнуты.
Все этапы реализованы в взаимосвязи между собой.
Считаю, что заявленной цели и поставленных задач проведённый урок достиг.