Обобщение и распространение собственного педагогического опыта и мастерства
Обобщение ППО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_.ppt | 323 КБ |
rmo_yatsyk_ta_1.zip | 1.01 МБ |
obobshchenie_i_rasprostranenie_opyta.doc | 27 КБ |
metodika_uluchsheniya_tehniki_chteniya_1.doc | 72.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель мастер - класса: Познакомить присутствующих с приёмами работы взаимопроверки на уроке.
Задачи: Познакомить участников с планом проведения мастер- класса, его целями; Раскрыть содержание мастер- класса, посредством ознакомления с приёмами работы по взаимоконтролю; Показать практическую значимость данной технологии;
План проведения мастер- класса. Представление педагогического опыта педагогом; Знакомство с приёмами взаимоконтроля на учебном занятии; Практическое использование данной методики; Рефлексия
Современный урок- это инновационный уро к , в котором объединено всё новое, прогрессивное, представляющее ценность для всех участников образовательного процесса.
Приёмы взаимопроверки Работа в парах; Работа в группах; Работа по карточкам; Тестирование.
Работа в парах Такой прием позволяет контролировать усвоение материала, так как взаимопроверку в парах можно проводить на любом этапе урока: при проверке домашних заданий, на этапе закрепления новой темы, обобщения знаний по теме и т.д.
Работа в группах выполнение письменной работы. На группу дается одно общее задание. Ребята решают задание совместно, попутно контролируя своих "коллег".
Работа в группах выполнение устной работы. Также дается одно задание и назначается главный консультант в группе. Консультант опрашивает 2-3 человек, остальные следят за объективностью оценивания. Затем роль консультанта переходит к другому ученику.
Работа по карточкам Каждый ученик получает карточку с вопросом по теме. Ответ на этот вопрос он должен знать хорошо. На обратной стороне карточки пишутся фамилии одноклассников, которых он должен опросить и сроки проверки. На подготовку дается 1-2 дня.
Работа по карточкам В указанный день ученик опрашивает одноклассников, за правильный ответ ставится +, за неправильный –, за недочеты ?. Учитель раз в неделю просматривает карточки взаимопроверки..
Тестирование Ответы обводят в тесте. Затем учитель дает ключ — учащиеся проверяют работу друг у друга.
В чем преимущество тестирования? Во-первых, учитель экономит массу времени на проверку. Во-вторых, прием можно дополнить все тем же "обоснованием исправления". То есть проверяющий ученик не просто отмечает неправильные ответы, но и объясняет, почему допущена ошибка.
Проблемы, возникающие при организации взаимопроверки Необъективность . Оценка вообще вещь субъективная. А если еще оценку ставит твой одноклассник, который числится в списке твоих "закадычных" друзей, то об объективности судить еще труднее.
Проблемы, возникающие при организации взаимопроверки Занимает много времени. Не стоит увлекаться приемами взаимоконтроля. Все же взаимопроверка носит вспомогательный характер и является одним их этапов полготовки учеников к самостоятельной работе.
Учащиеся не могут обосновать исправления . В недряя в практику приемы взаимоконтроля и взаимопроверки, учитель готовит учащихся к следующей, более сложной ступени обучения в школе — развитию навыков самоконтроля и самоанализа. Проблемы, возникающие при организации взаимопроверки
Практическая работа
Ключ к тесту Задание Ответы № 1 Б № 2 А № 3 В № 4 Б № 5 Б № 6 А № 7 В № 8 В № 9 В
Рефлексия сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… теперь я могу… я приобрел… я научился… у меня получилось … я попробую…
Предварительный просмотр:
Обобщение и распространение собственного педагогического опыта и мастерства.
Год | Мероприятие | Уровень | Результат |
2019 | Районное МО учителей начальных классов. Представление опыта работы по смысловому чтению на уроке литературного чтения. ( Открытый урок) | Районный | Участник |
2020 | Районный профессиональный конкурс учитель года | Районный | Участник |
2020 | Районное МО учителей начальных классов. Представление опыта работы по финансовой грамотности. | Районный | Участник |
2020 | Педагогическая конференция работников муниципальных образовательных учреждений г. Канска и группы восточных районов Красноярского края «Инновационный опыт – основа системных изменений». | Зональный | Участник |
Предварительный просмотр:
Работа по улучшению техники чтения в начальных классах.
Нет такого учителя, который не заинтересован в том, чтобы всех детей научить хорошо читать. Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из главных задач начального обучения. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя. Чтение – это и то, чему обучают младших школьников, посредствам чего их воспитывают и развивают. Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий общеучебный характер, используемый учениками при изучении всех учебных предметов, во внеклассной и внешкольной жизни. Жизнь показывает, что если ученик научился читать в период обучения грамоте, то он в коллективе класса занимает заметное место, верит в свои силы, и, наоборот, если ребенок не овладел чтением, он чувствует какую-то ущербность, теряет веру в свои силы, в способность успешно учиться и в коллективе класса находится в тени. Морально он будет переживать свой недостаток и не сможет реализовать в школе свои способности, то положительное, что в нём заложено. По мнению психологов - скорость чтения является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость. Следовательно, необходима, систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыка чтения от класса к классу.
Осваивая навык чтения, дети закономерно проходят определенные этапы, которые различаются по психологическому содержанию:
I.Овладение звуко-буквенными обозначениями
На начальном этапе овладения чтением у детей основная нагрузка падает на процессы декодирования печатного буквенного текста в устную форму. На этом этапе важную роль играет развитие у ребенка зрительной и слуховой памяти. Чем лучше зрительное запоминание, тем быстрее ребенок научится узнавать буквы. Чем лучше слуховое запоминание, тем быстрее ребенок научится соотносить буквенное изображение со звуковым выражением.
II. Послоговое чтение
На этом этапе важную роль играет развитие у ребенка аналитических и синтетических способностей (анализ и синтез мышления). Ступень становления синтетических приемов чтения требует от ребенка развитие психических процессов и функций: анализ, синтез, оперативная память, устойчивость, переключение внимания, увеличение поля зрения, общая эрудиция ребенка и развитие речи.
III. Ступень синтетического чтения
Это чтение целыми словами с нарастанием скорости чтения (техника чтения). Эта ступень невозможна без развития вышеуказанных психических процессов, а так же сформированности у ребенка расширенного поля зрения, координации движения глаз, произвольности внимания. Таким образом, на процесс формирования навыка чтения у детей оказывает влияние общее психическое и физическое развитие. Высокая степень развития внимания, памяти, мышления, речи может стимулировать навык чтения. И наоборот, слабое развитие одной или нескольких психических функций может тормозить успешное формирование этого навыка.
Понимая значимость обучения чтению в образовании, воспитании и развитии детей, вот уже 5 лет я ищу пути повышения качества обучения чтению.
Каковы пути и условия в выработке основных форм, методов влияющих на уровень развития техники чтения младших школьников.
Скорость, осознанность, выразительность, как основные характеристики навыка чтения, зависят от методов и приёмов работы на уроках, способствующих развитию навыка чтения.
- Я предположила, что развитие навыков техники чтения будет эффективным, если соблюдать следующие условия.
- Подобрать систему упражнений, которые активизируют внимание школьников, помогают с легкостью прочитать текст и понять прочитанное (создание ситуации успеха).
- В системе проводить упражнения, способствующие развитию навыков беглого, осознанного, выразительного чтения.
- Работать над развитием поля зрения и оперативной памяти.
- Учитывать индивидуальные особенности детей.
Как добиться скорости чтения, осознанности и выразительности чтения?
Некоторые рекомендации, давно известны, другие отличаются новизной, главное, чтобы они были полезны. Важно творчески использовать различные приёмы, упражнения, видоизменять и комбинировать их в зависимости от возраста и подготовки класса.
Система тренировочных упражнений по формированию
навыка чтения целыми словами.
На этом этапе работы важны: отработка навыка чтения целыми словами; сведение к минимуму ошибок при чтении; осознанность чтения; выразительность чтения. Для реализации поставленных целей была разработана система тренировочных упражнений, которые проводились как обязательный этап каждого урока чтения, занимающий 10-15 минут урока и включающий в себя последовательно выполняемые упражнения.
Благодаря «Практическому пособию по обучению чтению» И.Т. Федоренко и учебнику «Я расту» О.В. Джежелей система тренировочных упражнений была наполнена богатым и разнообразным материалом, который может подбираться учителем самостоятельно к теме урока. Последовательное выполнение упражнений обеспечивает высокий уровень участия и работоспособности детей.
1. Дыхательная гимнастика и подготовка голоса.
В книге М.Р. Львова «Школа творческого мышления» в памятке « Что нужно уметь, чтобы говорить или читать правильно» на первое место ставятся «умение ровно и глубоко дышать – владеть своим дыханием» и «умение говорить звонко, громко, но без крика».
Формировать навык владения дыханием и голосом я предлагаю с помощью следующих упражнений.
Задуйте свечу. Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу. А теперь представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями, задувая каждую свечку. Представьте, что перед вами именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.
Обрызгайте белье водой (в один прием, три, пять).
Глубокий вдох и имитация разбрызгивания воды на белье.
В цветочном магазине.
Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте шумный вдох носом и выдох (2 – 3 раза).
Выдох со счетом.
Сделайте, глубокий вдох на выдохе громко считайте до тех пор, пока не кончится воздух.
Использование скороговорки (хором):
Как на горке на пригорке
Стоят 33 Егорки (глубокий вдох)
Раз Егорка, два Егорка……(до полного выдоха).
Необходимо отметить, что уже через несколько занятий воздуха хватает на большее количество Егорок.
Медвежата.
Представьте, что вы маленькие медвежата и просите у мамы – медведицы кушать. Слова нужно произносить протяжно, басом, четко произнося звук м.
Мам, меду б нам,
Мам, молока б нам.
В лифте.
Представьте, что мы едем в лифте и объявляем этажи. Чем выше этаж, тем голос выше, и наоборот. Едем сначала с первого на девятый,
2. Чтение блоков.
Данный этап направлен главным образом на системные тренировки речевого аппарата ребенка, на раннее выявление дефектов речи, а также на отработку навыка чтения целыми словами. Материал для упражнений – это наиболее часто встречающиеся в русском языке парные буквосочетания и слова с такими буквосочетаниями. Он распределен по группам таким образом, чтобы строго последовательно соблюсти основной принцип обучения от простого к сложному. Объём материала к уроку составляет 20-25 буквосочетаний и увеличивается соответственно возрастанию размера самих буквосочетаний (2, 3, 4, 5 и т.д.). Буквосочетания или блоки записываются на доске в столбик или ряд. Различные варианты расположения на доске способствуют тренировке глазных мышц и развитию произвольного внимания.
Запись блоков производится непосредственно во время урока с требованием к учащимся читать про себя по мере написания. Затем блок прочитывается хором.
3. Отработка дикции.
Умение отчетливо выговаривать звуки и их сочетания достигается в процессе работы над скороговорками. Методика работы со скороговорками достаточно известна: от отдельного, отчетливого проговаривания до максимально чёткого, быстрого. Рекомендую лишь выделение цветным мелом в записи скороговорок букв, обозначающих звуки, над которыми предстоит работа, например:
Сенька с Санькой вёз Соньку на санках.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Набор скороговорок, подобранных И.Т. Федоренко
1. Водовоз вез воду из-под водопада.
2. Говори, говори, да не заговаривайся.
3. На гору гогочут гуси, под горой огонь горит.
4. Наш голова вашего голову головой переголовит, перевыголовит.
5. Наш дуда и туда и сюда.
6. Дерево скоро садят, да не скоро плоды едят.
7. На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.
8. Возле горки на пригорке встали 33 Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка и т.д.
9. Летят три пичужки через три пусты избушки.
10. В один, Клим, клин колоти.
11. Каково волокно, таково и полотно
12. Клюет курка крупку, курит турка трубку.
13. Либретто “Риголетто”.
14. Полили ли лилию, видели ли Лидию?
15. Бежит лиса по шесточку, лизни, лиса, песочку.
16. Лавировали корабли, лавировали, да не вылавировали.
В приведенном далее перечне даны скороговорки в развернутом варианте.
Считаю полезным начать работу с одной строки скороговорки и на каждом занятии добавлять новую. Для отработки чёткого произношения предлагается только одна новая строка, объем же материала для чтения увеличивается (2, 3, 4 строки). Так как в течение 3-4 занятий чтение скороговорки начинается со знакомого ребятам текста. И ребята, «делая разбежку» (читая знакомую часть скороговорки), готовились в хорошем темпе и без ошибок прочитать и новую строчку.
4. Интонационная разминка.
Нередко, требуя от ребят выразительного чтения, учитель не называет, какие конкретно критериями определяется это понятие. Несомненно, что понятие «выразительное чтение» - многогранно, и способность читать выразительно во многом зависит от жизненного опыта детей, сформированности эмоционального воспитания, глубины чувств. И, конечно, в начальной школе работа над формированием умения читать выразительно только начинается. Считаю, правильным начать эту работу с формирования трёх умений.
· Развивать и придавать своему голосу интонации: радостные и печальные, ласковые и гневные, шуточные и серьёзные, насмешливые и одобрительные, а также интонации перечисления, завершения, противостояния.
· Выбирать нужный темп чтения (быстрый, ритмичный или плавный, размерный или же их сочетание).
· Ставить логическое ударение в предложении.
Умение ставить логическое ударение, выделяя голосом слово, словосочетание, определяющее смысл всего предложения, можно отрабатывать практически на любом из стихотворных текстов, предложив ребятам выделить голосом сначала первое слово в строчках, затем второе, третье, четвертое. Когда дети научатся уверенно ставить логическое ударение по заданию учителя, можно переходить к самостоятельному поиску логически ударного слова. Для этого предлагаю ……
Подай мне деревянную ложку!
Выделите голосом сначала слово деревянную, затем – мне, потом – подай.
Как меняется смысл предложения?
Вывод. Ударная гласная определяет правописание слова, «логически ударное» слово уточняет смысл всего предложения.
5. Развитие поля зрения.
Учёные доказали, что при чтении глаза находятся в одном из двух состояний: остановки или движения. Восприятие текста (чтение) происходит только в момент остановки глаз. Во время движения глаз текст не воспринимается. Оказывается: скорость движения глаз от одной остановки до другой и продолжительность остановки движения глаз у всех взрослых читателей почти одинакова, но одни читают быстро, а другие медленно. Темп чтения ребёнка во многом зависит от величины поля зрения, т. е. от количества слов, воспринимаемых им во время одной остановки глаз и числом остановок. Таким образом, можно сделать вывод: быстрее читать – значит «шире глядеть», т. е. захватывать в поле зрения как можно больше слов исследования учёных показали, что для повышения скорости чтения необходимо:
· Уменьшить число остановок глаз;
· Увеличить число слов, воспринимаемых за одну фиксацию.
Одним из средств развития поля зрения является игровой дидактический материал, а именно, числовые и буквенные карточки, которые я использую на уроках как гимнастику для глаз. Работа с ними не требует много времени, но даёт хорошие результаты. Сначала для расширения поля зрения детей я начала использовать таблицы Шульте. Дети с увлечением тренировали глазки, улучшились и результаты техники чтения. Вскоре возникла потребность в новых таблицах, и я стала составлять их сама.
Всю работу с таблицами можно разбить на 3 этапа. Таблицы различаются размером и количеством чисел, букв или картинок.
1 этап – малое поле зрения. Размер таблиц 9x9 см. Количество чисел или букв – 9.
2 этап – поле зрения увеличивается. Размер таблиц 12x12 см. Количество чисел, букв до 16.
3 этап – поле зрения равно ширине страницы. Размер таблиц 18x18 см. Количество чисел, букв до 25.
На каждом этапе работа с таблицами ведётся в определённой последовательности: от простой к сложной. Скорость считывания таблиц тоже должна быть разной. Сначала таблицы считываются медленно, затем скорость увеличивается, и конечный результат – таблица считывается за 3-5 секунд. Учитель должен проверить каждого ребёнка и лишь после этого может позволить или не позволить ему работать по новой таблице.
Главное правило работы по таблице таково: глаза не должны блуждать по таблице, они смотрят только на выделенный квадрат, букву, круг или движутся в определённом направлении, одновременно стараясь, увидеть справа, слева, или всё вокруг.
6. Развитие оперативной памяти.
Оптимальное чтение – это чтение со скоростью разговорной речи, т.е. в темпе от 120 до 150 слов в минуту. Именно к такой скорости приспособился за многие столетия артикуляционный аппарат человека, именно при этой скорости достигается лучшее понимание текста.
Установлено, что развитие техники чтения часто тормозится из-за слабо развитой оперативной памяти. Работа над её развитием ведется с помощью зрительных диктантов. Предлагаю следующий вариант проведения этих диктантов: работа над набором начинается на уроке чтения – чтение предложений, проговаривание хором или индивидуально, коллективное уточнение и исправление сказанного; на уроке русского языка повторная демонстрация набора на доске и запись текста в тетрадь. Такая методика работы обеспечивает максимальную грамотность при записи предложений набора и, как следствие, формирует на уроке « ситуацию успеха».
Важно соблюдать меру в объеме материала. Лучше начинать с демонстрации одновременно одного – двух предложений и постепенно доводить до пяти – шести.
Когда же демонстрация набора будет доведена до шести предложений, можно использовать задания повышенной сложности:
- запишите предложения в обратном порядке;
- запишите только второе и пятое предложения;
- запишите предложения с третьего по шестое.
Тесты зрительных диктантов разработанных И. Т. Федоренко и система тренировочных упражнений для развития оперативной памяти. В книге Зайцева Всеволода Николаевича даны рекомендации по выработке беглого чтения, которые могут работать в любых условиях.
1. Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений.
Человеческая память устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно это создает раздражение и запоминается. Поэтому, если мы хотим помочь детям освоить какие-то умения и довести их до автоматизма, до уровня навыка, нужно ежедневно, через определенные промежутки времени проводить с нами небольшие по объему упражнения (по 5 минут небольшими порциями три раза в день, чем по 1-1,5 часа бессмысленной работы отбивающей желание читать).
2. Жужжащее чтение.
Что же такое жужжащее чтение? Это такое чтение, когда все ученики читают одновременно в слух, вполголоса, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то медленнее. Если отводить 5 минут урока, то можно добиться определенных результатов (на уроках чтения).
3. Ежеурочные пятиминутки чтения.
На каждом уроке в начале дети открывают, книгу и 5 минут читают в режиме жужжащего чтения. Этот вид работы заимствовали в школах Монгольской Народной Республики.
4. Чтение пред сном. Оно дает хорошие результаты. Дело в том, что последние события дня фиксируется эмоциональной памятью, и те восемь часов, когда человек спит, он находится под их впечатлением.
5. Режим щадящего чтения (если ребенок не любит читать).
Ребёнок прочитывает одну – две строчки и после этого получает кратковременный отдых.
6. Многократность чтения.
В течение 1 минуты учащиеся читают текст вполголоса, после чего отмечают до какого слова успели дочитать. Затем следует, повторное чтение этого же отрывка ученик снова отмечает, до какого слова дочитал и сравнивает с первым результатом. Естественно, что второй раз он прочитал на несколько слов больше. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у учеников, им хочется читать ещё раз. Однако более трёх раз не следует читать один и тот же отрывок. Лучше изменить задание и потренировать на этом же отрывке артикуляционный аппарат, т.е. использовать следующие упражнения система Федоренко – Пальченко (чтение в темпе скороговорки).
7. Приём стимулирования учащихся.
В конце урока оставлять 3-4 минуты для того, чтобы произвести самозамер чтения. Чтение в течение одной минуты вполголоса, пересчитывание и запись в дневник (ежедневно).
Полезны специальные игры, способствующие развитию памяти, выработке устойчивого внимания.
Чрезмерное внимание развитию скорости чтения часто провоцирует неправильное чтение. Правильным чтением считается чтение без искажений, замены букв или слогов, пропуска или вставки, без повторов. Чтобы формирование правильности чтения было эффективным, учитель должен определить специальный режим чтения: 1) каждодневность упражнений (специальные тексты, скороговорки, долгоговорки, заучивание наизусть стихов и прозы). 2). Предупреждения ошибок чтения; подготовка к чтению, вводная беседа, работа с разрезной азбукой (1 класс), разбор трудного слова по составу, хоровое чтение вслух трудных слов (по слогам, частям, целиком).
Также на правильность чтения влияет: поза при чтении, нормальное расстояние между глазами и текстом, предварительное чтение «про себя», образцовое чтение учителя.
По мнению Назаровой Л. К. осознанность чтения – это умение читателя ясно, глубоко понять содержание текста. Оно складывается из значения отдельных слов, смысла предложений, частей текста.
Проверку осознанности чтения обычно провожу в ходе беседы по прочитанному. При этом вопросы должны касаться трёх уровней восприятия:
1 уровень – фактическое содержание.
2 уровень – понимание причинно-следственных связей, мотивации поступков персонажей.
3 уровень – собственная оценка действующих лиц, их поступков.
Для развития скорости и гибкости (умения менять скорость чтения в зависимости от содержания) предлагаю использовать упражнения из системы И.Т. Федоренко и И.Г. Пальченко.
Основным приёмом, обеспечивающим развитие навыка чтения, является многократное обращение к тексту, перечитывая его каждый раз с новым заданием.
Любимый у учащихся вид чтения – ролевое чтение, вызывает массу чувств, эмоций. В современной педагогике разработан комплекс упражнений для формирования навыка чтения и понимания текстов. Авторами этих разработок стала группа педагогов и психологов: Заика Е.В., Нечаева Н.В., Кудина Г.Н., Новлянская З.Н., Ладыженская Т.А., Симановский А.Э.
Уже в начальной школе знакомлю детей с работой по толковому словарю, ищем объяснение трудным непонятным словам.
Очень важна помощь родителей при обучении детей. Поэтому, на родительских собраниях стараюсь убедить каждого родителя в том, что чтение, должно войти в ежедневную привычку ребенка, при этом, особенно на первых ступенях грамотного чтения, необходимо создавать ситуацию интереса окружающих, слушающих его чтение. Хорошо, когда родители проявляют живой интерес к содержанию рассказа, отрывка и т.д. очень важно, - призываю я родителей, - быть предельно сдержанным, терпеливым, снисходительным и доброжелательным к ребенку.
Только живое, эмоциональное, разнообразное по своим приемам ведение уроков чтения привлекает и удерживает внимание детей, развивает интерес к чтению, который потом не угасает у них и в последующих классах.
Заключение.
Бесспорно, на непосредственное чтение учащимся должно уходить на уроке 30 –35 минут. Об этом нельзя забывать. Иначе, о какой беглости чтения можно говорить. Быстрое чтение активизирует, процессы мышления, внимания, памяти и являются одним из средств совершенствования учебного процесса для самых различных уровней обучения. Когда дети стали с интересом читать, появилась беглость и осмысленность чтения, заметно повысилась успеваемость и по русскому языку и по математике.