Методическая копилка

Кальнина Ольга Викторовна

На страцие  размещены методические материалы.

Представление опыта «Формирование предпосылок учебной деятельности в процессе обучения старших дошкольников правилам шахматной игры»

В рамках августовской конференции педагогических работников

ЗАТО Северск «От национальной стратегии развития образования к образовательному результату»

27-28 августа 2019 г.

Кальнина О.В.

 

       Одно из  направлений нашего ДОУ -  это подготовка воспитанников к школе, обеспечение  равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях.

         Важным условием успешного обучения в начальной школе является наличие у ребенка соответствующих мотивов обучения: отношение к учебе как к важному, общественно значимому делу, стремление к приобретению знаний, интерес к определенным учебным предметам.  

      Дошкольное детство – небольшой период в жизни человека. Но именно в это время ребёнок овладевает речью, мышлением, воображением. В детском саду закладывается прочный фундамент для обучения в школе. Придя в школу, многие дети не могут сосредоточиться, усидеть на одном месте, не способны действовать в уме, то есть не могут сформировать внутренний план действий. Чтобы помочь нашим выпускникам, будущим первоклассникам мы решили познакомить их с шахматами.

     Шахматы - это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Неоценимая роль шахмат в формировании внутреннего плана действий – способности действовать в уме.

      Игра в шахматы развивает наглядно - образное мышление дошкольника, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, внимательность, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Удивительная любознательность малышей позволяет увлечь их игрой в фигуры. Шахматная игра дарит ребенку радость творчества и обогащает духовный мир.

       Важное значение имеет специально организованная, игровая деятельность, создание игровых ситуаций. Здесь и шахматные короли и королевы, и различные герои мечтающие научится играть в шахматы. Именно в игровой форме предлагаем вводить детей в мир шахмат: знакомить с историей появления шахмат. В простой доходчивой форме рассказать о шахматных фигурах и «волшебных» свойствах шахматной доски.

   Эффект игрового метода знакомства с шахматами велик. Сказки, истории и загадки о шахматах могут придумывать и педагог, и родители совместно с детьми.  Дети, проявляя инициативу, самостоятельно придумывают  всевозможные истории с героями занятий. Пусть не всегда складные, но зато яркие и понятные,  они дадут гораздо больше результата в знакомстве с игрой. Незаметно для себя, ребенок научается самостоятельно  принимать решения и находить выход,  и даже не догадывается, что  его обучают.

 

      В нашем детском саду знакомство с шахматами началась не с игры, а со знакомства с историей шахмат и шахматными фигурами.

    С историей шахмат мы знакомим детей,  используя наглядный материал.

 Дети прекрасно владеют информацией и сами с радостью и легкостью делятся ею с другими детьми, рассказывая об истории шахмат опираясь на картинки в альбоме об истории шахмат.  В игровой форме мы знакомимся с фигурами и их возможностями на шахматной доске.

 Помещение для занятий шахматами оборудовано магнитной доской, которой дети пользуются не только во время занятий,  но и в свободное время, рассказывая другим детям о шахматах и ходах шахматных фигур. Используя магнитную доску,  играем в  игры на запоминание адреса, когда каждый ребенок может попробовать найти место жительства каждой шахматной фигуры.  С каждой фигурой проводим серию игр на запоминание местоположения и возможных ходов: «Найди свое место», «Кто соседи?»,  «Обойди противника», в этом нам помогает  нетрадиционное оборудование:  баннер с изображением шахматного поля, с его помощью игра в шахматы может проходить как в помещении, так и на свежем воздухе. Дети,  надев маски-шахматы с легкостью, посмотрев на друзей, могут назвать «Кто соседи?»  или найти «Свое место» на шахматном поле, на котором  дети наглядно могут увидеть ходы и положение фигур. Всевозможные карточки, игры, например «Чей ход?» -  с ее помощью дети не только запоминают как ходит фигура, но и самостоятельно прокладывают маршрут движения, выкладывая его на шахматной доске. Маски, которые показывают принадлежность к той или иной шахматной армии белых или черных фигур, с их помощью ребенок сам становится на место фигуры и уже называет  свое местоположение и свои возможные ходы. Дети самостоятельно придумывают игры с масками-шахматами, что дает им возможность развивать свои творческие способности. По итогам года, в экспериментальной группе значительно повысились показатели: коммуникативная деятельность, регулятивная и познавательная деятельность.

Таким образом – шахматы выполняют сразу несколько функций.

Познавательная. Играя в шахматы, наши дети проявляют инициативу и самостоятельность в  разных видах деятельности, логически рассуждают, проявляют любознательность,  просчитывают свои действия, предвидят реакцию соперника. Дети владеют развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре. У детей развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив.

 Воспитательная. Играющие в шахматы воспитанники способны к волевым усилиям, следуют социальным нормам поведения, принимают собственные решения, опираясь на свои знания. Договариваются,  учитывая  интересы и чувства других, сопереживают неудачам и радуются успехам других, адекватно проявляют свои чувства, в том числе чувство веры в себя.

  Таким образом, играя с  ребенком дошкольного возраста в шахматы, мы закладываем прочный  и надежный «фундамент» для обучения в школе. В соответствии с общими положениями ФГОС выполняем требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования, тем самым выполняя целевые ориентиры для ребенка на этапе завершения дошкольного образования. Целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. Исследования показывают, что дети,  с дошкольного возраста играющие  в шахматы, - сообразительнее, учеба дается им легче, внимательнее слушают объяснения учителя,  и успевают сразу по всем предметам – а это успех каждого ребенка! Удачи вам, наши будущие ученики!!!

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskaya_nahodka._kalninao.v.docx923.72 КБ

Предварительный просмотр:

Методический материал для Всероссийского конкурса

 «Воспитатель года России – 2020»

Методическая разработка образовательной деятельности 

по познавательному развитию в старшей группе

«Шахматный ход»

Автор: Кальнина Ольга Викторовна,

                                                         воспитатель высшей категории

                                                       МБДОУ «Детский сад № 34»

ЗАТО Северск - 2020

Конспект образовательной деятельности

 по познавательному развитию в старшей группе

«Шахматный ход»

Цель:  способствовать формированию мотивации к занятиям виду спорта  «Шахматы».

Задачи:

Образовательные:

- познакомить с основными шахматными понятиями: шахматная доска, шахматное поле, шахматная фигура, шахматный ход;

- научить детей ориентироваться на шахматной доске, осуществлять запись шахматных позиций.

Развивающие:

 - развивать логическое мышление и ориентировку на шахматном поле;

- развивать инициативу и самостоятельность в познавательной и творческой деятельности, игре, общении со сверстниками и взрослым;

- учить детей взаимодействовать между фигурами во время выполнения игровых заданий

Воспитательные:

- способствовать формированию дружеских отношений, умение работать в коллективе;

- воспитывать стремление доводить начатое дело до конца;

- воспитывать интерес к игре в шахматы.

Материалы и оборудование: Шахматное поле, шахматная магнитная доска, портрет Г. Каспарова, объёмные, крупные шахматные фигуры, вырезанные шахматные фигуры, карандаши цветные и простые, клей, ластики, распечатанные шахматные поля, мольберт, детские столы.

Ход занятия:

1. Организационный момент. Введение в игровую ситуацию:

- Здравствуйте, ребята. Давайте знакомиться - меня зовут Ольга Викторовна, а вас? (Дети представляются).

-Ребята, смотрите, что я вам принесла? (шахматы) Что такое шахматы? А кто-нибудь из вас умеет играть в шахматы? (Ответы детей)

- А вы знаете кто такие шахматисты?

- Ребята, шахматы – очень увлекательная и захватывающая игра. Многие знаменитые учёные и великие полководцы играли в неё. Умение играть в шахматы, помогло им научиться быстро, принимать верные решения и побеждать! Ведь в этой игре есть два войска, которые сражаются на шахматном поле.

- А современный великий шахматист Гарри Каспаров, в шахматном турнире, в серии игр, неоднократно одержал победу над компьютером!

- А вы хотели бы стать в будущем великим полководцем, знаменитым шахматистом или, для начала, быть отличником в школе и побеждать на соревнованиях и в конкурсах? (Ответы детей)

 - А для этого я предлагаю вам научиться играть в шахматы! (Ответы детей)

 Вы согласны?

- Посмотрите вокруг, что вы видите? (Ответы детей)

(Осматриваются, подходят к шахматному полю)

   - Кто знает, что это такое? (Предположительные ответы детей: шахматная доска).

- Из чего она состоит? (Предположительные ответы детей: клетки, белые и чёрные)

- Да, а вы заметили, что клетки выстраиваются в ряды?

- На что они похожи? (Ответы детей: линии, дорогу)

- И мне они напоминают дороги и улицы.

- Вот посмотрите на шахматное поле, здесь, как и в нашем городе, тоже есть улицы, только одни улицы называются - горизонтали, (прошли все вместе по горизонталям), а другие – вертикали (прошли все вместе по вертикалям).

- А кто на шахматной доске хочет показать, как расположены вертикали и горизонтали? (Дети показывают на магнитной шахматной доске)

- Подскажите, чем отличаются друг от друга шахматные фигуры противников в игре?  (Ответ -  по цвету, белые и чёрные).

 - Друзья, а вы знаете, как называются шахматные фигуры? (Ответы детей).

Педагог, опираясь на опыт детей, выстраивает диалог: если дети называют фигуру самостоятельно,  то взрослый предлагает ее взять  и показать ход. Так с каждой названной фигурой.

- Кто запомнил, как ходит эта фигура и хочет показать ход на магнитной доске? Детская инициатива, а педагог одновременно проговаривает ход. Например,  ход коня  - «Скок, скок и в бок»

-У каждой игры есть свои правила.  А что сделать, чтоб их запомнить? (Предположительные ответы детей: выучить, нарисовать, записать).

  - Отличная идея! Давайте посмотрим, что у меня есть: вырезанные шахматные фигуры, карандаши цветные и простые, клей, ластики, распечатанные шахматные поля.

-Что мы будем делать? (Ответы детей, инициатива, творчество детей во время продуктивной деятельности)

Педагог поддерживает детскую инициативу, если нужно, помогает детям зарисовать схемы ходов шахматных фигур.

Тем детям, которые справляются быстрее, предложить показать ходы фигур на магнитной доске и шахматном поле.

По завершению детской продуктивной деятельности, взрослый обращает внимание на то, что если все работы детей собрать вместе, то получится инструкция для начинающих шахматистов. Она поможет детям самостоятельно обучаться игре.

- Ребята, наше путешествие по миру шахмат подходит к концу. Что вам запомнилось? Чему вы научились? Что было легко, а что сложно?  Покажите, какое у вас настроение.

- Я сегодня увидела, что вы умеете работать в команде и отлично справляетесь с решением различных задач. В результате у нас получилась инструкция для игры в шахматы. К этой инструкции я хочу подарить вам в группу шахматы.  (Вручает шахматы детям)

- Но мы сегодня с вами только начали знакомиться с этой игрой. Если вам понравилась игра обратитесь к родителям, чтоб записаться в шахматный кружок. Там вас научат играть и побеждать!

-  До свидания, до новых встреч на шахматных турнирах!

   

Приложение №1   

Гарри Каспаров

Приложение №2

                                   
     Вертикаль                            Горизонталь

      clip        clip

                     

Приложение № 3

 Шахматное поле (раздаточный материал)

clip

 

Загадки

Конь 

Он, не цокает, конечно,
Но легко перешагнём
Через ряд фигур и пешек
Этим шахматным…
(Конём) 



Слон 

Обитает не в саванне,
И не так огромен он,
Но такое же названье
У фигуры этой -…
(Слон) 



Король 

Быть особо защищённым –
У него такая роль,
Это правило резонно,
Потому что он -…

Это — важная фигура 
И она незаменима. 
Выполняет свою роль - 
Царствует в игре … 

(Король)