внеурочная деятельность "волшебный карандаш"
рабочая программа внеурочной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v.k19-20.docx | 2.35 МБ |
volsh.kar_.2018.docx | 516.43 КБ |
volshebnyy_karandash_2020.docx | 2.71 МБ |
volshebnyy_karandash.docx | 83.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка
1.1. Нормативно - правовая база:
Нормативно – правовыми документами программы являются:
1.Закон «Об образовании» Российской Федерации.
2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
4.Примерная программа воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование).
6. Примерные программы внеурочной деятельности (начальное и основной образование) // под ред. В.А.Горского – М., Просвещение, 2010
7. Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор // пособие для учителя - М., Просвещение, 2010
8. Перечень поручений Президента РФ по реализации Послания Президента РФ Федеральному собранию РФ от 22.11.2008г. №ПР-2505 в части реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».
9. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования», от 06.10.2009, №373;
.
- Актуальность и перспективность курса:
Программа «Волшебный карандаш» является программой художественно-эстетической направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни.
В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом.
В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.
Программа кружка предполагает в большом объёме творческую деятельность, связанную с наблюдением окружающей жизни. Занятия художественно- практической деятельностью, знакомство с произведениями декоративно – прикладного искусства решают не только частные задачи художественного воспитания, но и более глобальные – развивают интеллектуально – творческий потенциал ребёнка. Практическая деятельность ребёнка направлена на отражение доступными для его возраста художественными средствами своего видения окружающего мира.
Основными видами художественной деятельности учащихся являются:
- художественное восприятие,
- информационное ознакомление,
- изобразительная деятельность,
- художественная коммуникация (рассуждения об увиденном, подбор литературных произведений, исполнение поэтических произведений, тематически связанных с изучаемым материалом, прослушивание и исполнение музыкальных произведений), т. е. использование всего объёма художественно – творческого опыта младшего школьника на уроках русского языка, литературного чтения, изобразительного искусства и художественного труда, музыки, и дальнейшее накопление этого опыта.
- выполняются зарисовки, иллюстрации, эскизы орнаментов, подбор цветов, элементов украшений.
Принцип построения программы:
На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и учитывается дифференцированный подход, зависящий от степени одаренности и возраста воспитанников. Этапы программы:
- ознакомительный – 1 год обучения для обучающихся 6–7лет;
- развивающий – 2 года обучения для обучающихся 8–10 лет;
- исследовательский – 1 год обучения для обучающихся 10–11 лет.
Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Например, в группе первого года обучения дети выполняют творческие задания, в группе второго года – тоже, но на более сложном творческом и техническом уровне, оттачивая свое мастерство, исправляя ошибки. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учётом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.
Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству.
Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала.
Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:
- занятия в свободное время;
- обучение организовано на добровольных началах всех сторон (обучающиеся, родители, педагоги);
- обучающимся предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия;
- допускается переход обучающихся из одной группы в другую (по возрасту).
1.3. Возрастная группа учащихся:
Программа ориентирована на учащихся 1-4 классов.
1.4. Количество часов
Программа рассчитана на 135 часов: 1 кл – 33 ч., 2 – 4 кл. – по 34 ч. и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками - 1ч в неделю.
1.5 . Продолжительность одного занятия:
в 1 классе - 30 - 35 минут, 2 – 4 классы – 35 – 45 минут
1.6. Цели и задачи реализации программы:
Цель: раскрытие творческого потенциала ребёнка художественно – изобразительными средствами.
Задачи:
- воспитательная – формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта и самосозидания;
- художественно-творческая – развивать творческие способности, фантазию и воображение, образное мышление, используя игру цвета и фактуры, нестандартные приемы и решения в реализации творческих идей;
- техническая – осваивать практические приемы и навыки изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции).
1.7. Формы и методы работы:
Формы:
Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, мероприятий, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.
Основные методы и технологии:
Для качественного развития творческой деятельности юных художников программой предусмотрено:
- Предоставление обучающемуся свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем.
- Система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности позволяет овладевать приемами творческой работы всеми обучающимися.
- В каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент.
- Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия.
- Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности.
- Объекты творчества обучающихся имеют значимость для них самих и для общества.
Обучающимся предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных средств выразительности. Они приобретают опыт художественной деятельности в графике, живописи. В любом деле нужна «золотая середина». Если развивать у ребенка только фантазию или учить только копировать, не связывая эти задания с грамотным выполнением работы, значит, в конце концов, загнать ученика в тупик. Поэтому, традиционно совмещаются правила рисования с элементами фантазии.
Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.
Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве.
Применяются такие методы, как репродуктивный (воспроизводящий); иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения).
Среди методов такие, как беседа, объяснение, лекция, игра, конкурсы, выставки, праздники, эксперименты, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы (постановки натюрмортов, пленэры), где стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока, полугодия и года. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.
В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике, мастер-классы, когда педагог вместе с обучающимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.
2 . Структура программы
2.1. Основные разделы
1 класс - «Радужный мир»
2 класс - « Мы учимся быть художниками»
3 класс - «Мы художники»
4 класс - «Мы рисуем и исследуем»
2.2. Перечень УУД
1-й класс
Личностные результаты:
- осознавать роль художественного искусства в жизни людей;
- эмоционально «проживать» красоту художественных произведений, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- высказывать своё отношение к художественным произведениям, к творчеству своих товарищей, своему творчеству.
Метапредметне результаты
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
- учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
- находить ответы на вопросы в иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и художественной форме (на уровне рассказа, художественного изображения);
- понимать художественную речь других, понимать то, что хочет сказать художник своим произведением;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
2-й класс
Личностные результаты:
- осознавать роль художественной культуры в жизни людей;
- эмоционально «проживать» художественные произведения, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей о произведениях искусства, о собственных работах , работах своих товарищей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов, художественные сравнения, применение художественных терминов)
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
- учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
- находить ответы на вопросы в иллюстрациях, в работах художников;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: с помощью художественных образов передавать различные эмоции.
- Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и художественной форме (на уровне предложения, небольшого текста, рисунка);
- слушать и понимать речь других; пользоваться приёмамипередачи эмоций с помощью художественных образов , перенесенных на бумагу;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
3-4-й классы
Личностные результаты
- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, художекственных произведений, стремиться к совершенствованию собственной художественной культуры;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к художественных произведений, к ведению диалога с автором , посредством собственного мнения о конкретном произведении художника;
- интерес к рисованию, к созданию собственных рисунков, к художественной форме общения;
- интерес к изучению шедевров искусства великих художников;
- осознание ответственности за выполненное художественное художественное пороизведение.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели занятия;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план последовательности работы над художественны произведением);
- пользоваться словарями, справочниками, эциклопедиями;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать художественные средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи с использованием терминологии художника.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы, находить ответы.
3.Содержание программы. Тематическое планирование.
1-й класс «Радужный мир»
Мир маленького человека красочный, эмоциональный. Для этого возраста органичны занятия изобразительным искусством. Для ребёнка 6 – 7 лет необходим определённый уровень графических навыков, важно научиться чувствовать цвет.
Программа состоит из теоретической и практической частей.
Теоретическая часть:
- Знакомство с различными художественными материалами, приёмами работы с ними.
- Основы цветоведения. Основные цвета. Смешение цветов. Холодные цвета.
- Художественный язык изобразительного искусства: линия, пятно, штрих, мазок.
- Беседы ознакомительного характера по истории искусства в доступной форме
- Заочные экскурсии по музеям и выставочным залам нашей страны и мира.
- Знакомство с творчеством лучших художников нашей страны и мира.
Календарно-тематический план (Практическая часть)
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Дата | Содержание занятия |
1 | «Знакомство с королевой Кисточкой». | 1 | Урок-игра. Условия безопасной работы. (Введение в образовательную программу.) | |
2 | «Что могут краски?» | 1 | Изобразительные свойства акварели. Основные цвета. Смешение красок. Радуга. | |
3 | «Изображать можно пятном». | 1 | Акварель, отработка приёма рисования кругов в разных направлениях. Плавное движение. Раскрасить приёмом «размыть пятно». | |
4 | «Изображать можно пятном».. | 1 | Кляксография в чёрном цвете. Превратить пятно в зверушку | |
5 | «Осень. Листопад». | 1 | Смешение теплых цветов. Акварель. Отработка приёма: примакивание кисти боком, от светлого к тёмному. Беседа на тему «Осень» с использованием иллюстративного материала. Творчество великих художников. | |
6 | «Силуэт дерева». | 1 | Передача в рисунках формы, очертания и цвета изображаемых предметов. Изображение дерева с натуры. | |
7. | «Грустный дождик». | 1 | Образ дождя, ограниченная палитра. Акварель. Беседа о передаче чувств через иллюстративный материал. | |
8. | «Изображать можно в объёме». | 1 | Превратить комок пластилина в птицу. Лепка. | |
9 | Обзорная экскурсия «Здравствуй, мир!» | 1 | Наблюдение за окружающим: неживой природой, людьми, жизнью животных и птиц. Обсуждение увиденного. | |
10 | «Красоту нужно уметь замечать». | 1 | Изображение спинки ящерки. Красота фактуры и рисунка. Знакомство с техникой одноцветной монотипии. | |
11 | «Узоры снежинок». | 1 | Ритм. Орнамент в круге. Гуашь. Отработка приёма: смешение цвета с белилами. | |
12 | Рисуем дерево тампованием. | 1 | Создание творческие работы на основе собственного замысла с использованием художественных материалов. | |
13 | «Зимний лес». | 1 | Характер деревьев. Ограниченная палитра. Изобразительные свойства гуаши. | |
14 | «Портрет Снегурочки». | 1 | Пропорции человеческого лица. Холодные цвета. Урок – игра: общение по телефону. | |
15 | «К нам едет Дед Мороз».. | 1 | Фигура человека в одежде. Контраст тёплых и холодных цветов. Урок – игра: общение по телефону | |
16 | «Снежная птица зимы».. | 1 | Холодная гамма цветов. Гуашь. Орнаментальная композиция | |
17 | «Дом снежной птицы». | 1 | Ритм геометрических пятен. Отработка приема в декоре дома – линия зигзаг. | |
18 | «Ёлочка – красавица». | 1 | Впечатления о прошедшем празднике. Творческая работа. Свободный выбор материала. | |
18 | «Кто живёт под снегом». | 1 | Урок – игра на развитие воображения. Холодные и тёплые цвета. Гуашь, акварель (по выбору). | |
19 | «Красивые рыбы». | 1 | Гуашь..Отработка приёма – волнистые линии. Закрепление навыка – примакивание кистью. Беседа с показом иллюстративного и природного материала | |
20 | «Мы в цирке». | 1 | Ритм цветовых геометрических пятен. Гуашь. Основные цвета. Рисуем и играем. | |
21 | «Волшебная птица весны». | 1 | Тёплая палитра. Гуашь. Пятно, линия, точка. | |
22 | «Моя мама». | 1 | Творческая работа. Беседа с показом детских работ, иллюстраций по иконописи. | |
23 | «Цветы и травы» | 1 | Изобразительные свойства графических материалов: фломастеров, мелков. Ритм пятен и линий. Игра «Мы.– гномики». | |
24 | «Цветы и бабочки». | 1 | Декоративное рисование. Композиция в круге. Гуашь. | |
25 | «Орнамент из цветов, листьев и бабочек для украшения коврика». | 1 | Понятие «стилизация», переработка природных форм в декоративно-обобщенные. | |
26 | «Моя семья» | 1 | Творческая работа. Беседа с показом детских работ. Рассказы детей о своей семье. | |
27 | «Веселые фигуры» | Ритм цветовых геометрических пятен. Гуашь. Основные цвета. Рисуем и играем. | ||
28 | «Домашние питомцы» | 1 | Рисование натюрморта | |
29 | «Победителям –Слава! | 1 | Творческая работа. Беседа о великом Дне 9 мая, о героизме защитников родины в дни Вов. | |
30 | «Весенняя клумба» | 1 | Тёплая палитра. Гуашь. Рисование первых весенних цветов. | |
31 | «Веселая игра» | 1 | Урок-игра. Творческая работа. Беседа с показом детских работ. Рассказы детей о любимых играх. | |
32 | «Лето, здравствуй!» | 1 | Фантазия . Творческая работа. | |
33 | «Маленькая галерея» | 1 | Заключительное занятие: выставка работ, награждение активных кружковцев |
2-й класс «Мы учимся быть художниками»
На этом этапе формируется художественно- эстетическое и духовно-нравственное развитие ребенка, качества, отвечающие представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности восприятия мира.
Теоретическая часть:
- Свойства живописных материалов, приёмы работы с ними: акварель, гуашь.
- Цвет в окружающей среде. Основные и дополнительные цвета. Основные сочетания в природе.
- Основы рисунка. Роль рисунка в творческой деятельности. Упражнения на выполнение линий разного характера. Художественный язык рисунка: линия, штрих, пятно, точка.
- Основы живописи. Цвет – язык живописи. Рисование с натуры несложных по форме и цвету предметов, пейзажа с фигурами людей, животных.
- Основы композиции. Понятия «ритм», «симметрия», «асимметрия», «уравновешенная композиция». Основные композиционные схемы.
- Создание творческих тематических композиций. Иллюстрирование литературных произведений.
- Беседы по истории искусств. Экскурсии на выставки, натурные зарисовки на пленере. Выставки, праздничные мероприятия.
Календарно-тематический план (Практическая часть)
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Дата | Содержание занятия |
1 | Творческие работы на тему «Мои увлечения» | 1 | Беседа об увлечениях детей. Рисование по теме. | |
2 | Рисунки на тему «Я и моя семья» | 1 | Рассказ детей о своих семьях. Рисование по теме. | |
3 | Конкурс на самый красивый фантик. | 1 | Знакомство с акварелью. Орнамент. Сюжет. | |
4 | Портрет Зайчика – огородника. | 1 | Работа цветными карандашами. Рисование по воображению. | |
5 | Иллюстрация к сказке «Три медведя» (акварель) Иллюстрация к сказке «Три медведя» (акварель) | 1 | Прослушивание сказки. Выполнение иллюстрации | |
6 | Рисунки «Осенние сказки лесной феи» (акварель) | 1 | Осенние изменения в лесу. Рисование картин осени | |
7. | Конкурс рисунков на тему: «Правила дорожные знать каждому положено» (цв. карандаши) | 1 | Эскизы придуманных дорожных знаков. Беседа о правилах дорожного движения. | |
8. | Конкурс рисунков на тему: «Мои любимые сказки» | 1 | Обложка любимой сказки. Герои сказки. Сказочная природа | |
9 | Конкурс рисунков на тему: «Мамочка любимая моя» | 1 | Беседа о отношениях детей с родителями, семейных традициях. | |
10 | Рисунки на тему «Братья наши меньшие» | 1 | Отношение к животным. Любимое домашнее животное | |
11 | Конкурс рисунков «Мы рисуем цветы». | 1 | Беседа о цветах. Рисование по теме. | |
12 | Конкурс рисунков на тему: «Птицы – наши друзья». | 1 | Беседа о жизни птиц зимой. Рисование по теме | |
13 | Праздник русской матрёшки. Знакомство с хохломой. | 1 | Знакомство с народными промыслами. Роспись матрёшки. | |
14 | Рисунки на тему: «Вселенная глазами детей». | 1 | Представления детей о космосе. Рисование. | |
15 | Изготовление новогодних карнавальных масок. | 1 | Карнавал. Карнавальная маска. | |
16 | Иллюстрация к сказке «Петушок – золотой гребешок». | 1 | Прослушивание сказки. Иллюстрации. | |
17 | Былинные богатыри. Илья Муромец. | 1 | Знакомство с былинами. Изображение богатырей по представлению. | |
18 | Рисунки на тему: «Зимние забавы» | 1 | Рисование по теме | |
18 | Рисование на тему: «Подводное царство» | 1 | Рисование по представлению на заданную тему. | |
19 | Иллюстрация к сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» | 1 | Прослушивание сказки иллюстрирование. | |
20 | Конкурс рисунков «Слава армии родной!». | 1 | Беседа о героизме защитников нашей Родины. Рисование по представлению на заданную тему. | |
21 | Конкурс поздравительных открыток «Милой мамочке!» | 1 | Беседа о б истории праздника 8 марта. Рисование по представлению на заданную тему. | |
22 | Рисование на тему: « Красота вокруг нас». | 1 | Изображение пейзажа родного края. | |
23 | Рисунок-декорация «Сказочный домик» | 1 | Просмотр картин художников по теме. Рисование по представлению. | |
24 | Рисунки на тему «Любимые герои» | 1 | Изображение человека и животных художественными средствами. | |
25 | Рисование на тему: «Люблю природу русскую» | 1 | Беседа о важности бережного отношения к природе. Рисование по представлению на заданную тему. | |
26 | Рисование на тему «Родина моя». | 1 | Передача красоты родного края выразительными средствами. | |
27 | Изготовление праздничной открытки. | Создание простого подарочного изделия | ||
28 | Конкурс рисунков: «Слава Победе!» | 1 | Беседа о героизме нашего народа в дни Вов. Рисование по представлению на заданную тему. | |
29 | Иллюстрация к сказке «Гуси – лебеди». | 1 | Создание сюжетных композиций. | |
30 | Портрет живых персонажей из сказки Дж. Родари «Приключения Чиполлино» | 1 | Моделирование художественными средствами сказочных и фантастических образов | |
31 | Рисование на тему: «Весенние картины» | Беседа о весенних изменениях в природе.. Рисование по представлению на заданную тему. | ||
32 | Фантастические персонажи сказок: Баба – Яга, Водяной, Кащей – Бессмертный. | 1 | Изображение сказочных и фантастических персонажей | |
33 | Рисование на тему: «Моя любимая игрушка» | 1 | Беседа о любимых игрушках детей. Рисование по теме | |
34 | Рисование на тему: «Лето красное» | 1 | Просмотр картин художников по теме. Рисование по представлению. |
3-й класс «Мы - художники»
Изобразительное искусство – наиболее применимая область эмоциональной сферы ребёнка. На этом этапе он исследует форму, экспериментирует с изобразительными материалами, знакомится с мировой культурой. Более свободное владение различными художественными средствами позволяют ребёнку самовыразиться.
- Основы художественной грамоты.
Теоретическая часть.
- Свойства живописных материалов, приёмы работы с ними: акварель, гуашь.
- Цвет в окружающей среде. Основные и дополнительные цвета. Основные сочетания в природе.
- Основы рисунка. Роль рисунка в творческой деятельности. Упражнения на выполнение линий разного характера. Художественный язык рисунка: линия, штрих, пятно, точка.
- Основы живописи. Цвет – язык живописи. Рисование с натуры несложных по форме и цвету предметов, пейзажа с фигурами людей, животных.
- Основы композиции. Понятия «ритм», «симметрия», «асимметрия», «уравновешенная композиция». Основные композиционные схемы.
- Создание творческих тематических композиций. Иллюстрирование литературных произведений.
- Беседы по истории искусств. Экскурсии на выставки, натурные зарисовки на пленере. Выставки, праздничные мероприятия.
- Графика.
Теоретическая часть.
- Художественные материалы. Свойства графических материалов: карандаш, перо – ручка, тушь, воск, мелки и приёмы работы с ними.
- Рисунок как основа графики. Упражнения на выполнение линий разного характера. Изобразительный язык графики: линия, штрих, пятно, точка.
- Свет, тень, полутень, блик, силуэт, тоновая растяжка.
- Монотипия, творческие композиции с применением приёмов монотипии.
- Гравюра на картоне.
- Прикладная графика. Открытка, поздравление, шрифт.
- Связь с рисунком, композицией, живописью.
Календарно-тематический план третьего года обучения (Практическая часть)
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Дата | Содержание |
Основы художественной грамоты. 16 ч. | ||||
1 | Вводное занятие. | 1 | Условия безопасной работы. Знакомство с планом работы. | |
2 | . Орнаментальная композиция. Организация плоскости. | 1 | Выполнение линий разного характера: прямые, волнистые линии красоты, зигзаг | |
3 | Натюрморт из трёх предметов. | 1 | Понятие «тон». Одноцветная акварель – «гризайль». Тоновая растяжка. Самостоятельное составление натюрморта. | |
4 | Рисующий свет. | 1 | Трансформация плоскости в объём. Организация пространственной среды. Карандаш, бумага. | |
5 | Холодные цвета. Стихия – вода. | 1 | Акварель. Рисование по методу ассоциаций. | |
6 | Теплые цвета. Стихия- огонь | 1 | . Акварель. рисование по методу ассоциаций. | |
7. | . « Осенние листья». | 1 | Зарисовки растений с натуры. Пластика линий. Изобразительные свойства карандаша. .Линия, штрих, тон, точка. | |
8. | Природная форма – лист. | 1 | Тоновая растяжка цвета, акварель. | |
9 | Натюрморт. | 1 | Основные и дополнительные цвета. Изобразительные свойства гуаши. | |
10 | «Дворец Снежной королевы». | 1 | Ритм геометрических форм. Холодная цветовая гамма. Гуашь. | |
11-12 | Портрет мамы. | 2 | Гармония теплых и холодных цветов. Гуашь. Пропорция человеческого тела. | |
13 | «Цветы зимы». | 1 | Изобразительные свойства акварели. Беседа о натюрморте, как о жанре живописи. Иллюстративный материал. | |
14-15 | «Здравствуй ,праздник Новый год!» | 1 | Свободный выбор тем и материалов для исполнения. | |
16 | «Прогулка по зимнему саду» | 1 | Композиция с фигурами в движении. Пропорция человеческой фигуры. | |
Графика. 8 ч. | ||||
17 | Вводное занятие, введение в тему. | 1 | Условия безопасной работы. Знакомство с планом работы с графическими материалами и приспособлениями. Разнохарактерные линии. Тушь, перо. | |
18 | «Листья и веточки». | 1 | Рисование с натуры. Тушь, перо. Упражнения на выполнение линий разного характера: прямые, изогнутые, прерывистые, исчезающие. | |
19 | «Осенние листья» | 1 | Композиция и использование листьев гербария в качестве матриц. «Живая» линия – тушь, перо. | |
20 | Натюрморт | 1 | Набросочный характер рисунков с разных положений, положение предметов в пространстве. Свет и тень – падающая . собственная. | |
21 | «Село родное» | 1 | Цветовой фон в технике монотипии. Дома – линиями, штрихами. Люди – силуэты. Цвет как выразитель настроения. | |
22 | «Терема». . | 1 | Гравюра на картоне. Беседа о русской архитектуре с использованием иллюстративного материала | |
23 | Открытка – поздравление «Защитникам Отечества» | 1 | Использование шаблона и трафарета. Штрих. Выделение главного | |
24 | Открытка – поздравление «8 марта –мамин праздник» | 1 | . Использование аппликации, орнаментики. Шрифт. Творческая работа. | |
Наше творчество. 1ч. | ||||
25 | «Мир вокруг нас» | 1 | Рисование с натуры. Гуаш . Беседа о экологических проблемах окружающей среды. | |
Техники изобразительного искусства.4ч. | ||||
26 | Волшебные нитки. | 1 | Практическая работа. Работа выполняется с помощью красок и нити. | |
27 | Кляксография. | 1 | Практическая работа. Работа выполняется с помощью красок и зубной щетки. | |
28 | Выдувание. | 1 | Практическая работа. Работа выполняется с помощью красок. | |
29 | Пальчиковая живопись | 1 | Практическая работа. Работа выполняется пальцами | |
Наше творчество. 5 ч. | ||||
30 | Рисование по теме: «Победа!» | 1 | Свободный выбор тем и материалов для исполнения | |
31 | Рисование по теме «Я за здоровый образ жизни» | 1 | Свободный выбор тем и материалов для исполнения | |
32 | «Мы рисуем бабочку». | 1 | Свободный выбор тем и материалов для исполнения | |
33 | Рисование по теме:«Мечты о лете!» | Свободный выбор тем и материалов для исполнения | ||
34 | Творческая аттестационная работа. Свободный выбор техники и материалов. Выставка рисунков. Подведение итогов. | 1 |
4 -й класс «Рисуем и исследуем»
На данном этапе важной становится цель – научить детей вести исследование доступных им проблем. Развить их способность ставить перед собой задачу и осуществить её выполнение.
Знания и умения, полученные за годы обучения, применяются в создании творческих работ.
- Основы изобразительной грамоты.
Теоретическая часть.
- Художественные материалы. Акварель, тушь, гуашь – свободное владение ими.
- Рисунок. Значение рисунка в творчестве художника. Упражнения набросочного характера. Передача пространства на плоскости, представление о перспективе – линейной, воздушной.
- Графика. Материалы – тушь, перо, типографская краска, картон, клише, матрицы из различных материалов.
- Эстамп, монотипия. Создание образных работ с использованием знаний по композиции, рисунку, цветоведению.
- Цветоведение. Воздействие цвета на человека. Гармония цветовых отношений.
- Композиция. Основные правила композиции:
- объединение по однородным признакам;
- соблюдение закона ограничения;
- основа живой и статичной композиции;
- группировка элементов, обеспечение свободного пространства между группировками;
- подчёркивание субординации между группировками и их взаимосвязь (линией, пластикой, «Законом сцены»).
- Беседы по истории мировой культуры с показом иллюстративного материала. Посещение выставок. Работа на воздухе.
Календарно-тематический план четвертого года обучения (Практическая часть)
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Дата | Содержание |
Основы изобразительной грамоты.13 ч | ||||
1 | Вводное занятие. Рисунок – тест « Впечатление о лете». | 1 | Материалы, Инструменты. Условия безопасной работы. Фломастеры. | |
2 | «Деревья». | 1 | Пленэрные зарисовки. Акварель, гуашь. Принцип «от общего к частному». Воздушная перспектива. Форма, структура. | |
3 | Зарисовка растений с натуры в цвете. | 1 | Принципы естественного положения, пластика. Группировка элементов. Акварель. Принципы естественного положения, пластика. Группировка элементов. Акварель. | |
4 | Натюрморт. | 1 | Наброски графическими материалами: тушью, заострённой палочкой. Предметы и пространство. Живая и статическая композиция. | |
5 | Осенний натюрморт | 1 | . Ассиметричная композиция. Тёплая цветовая гамма. Гуашь, акварель. | |
6 | Небо в искусстве.. | 1 | Использование цвета в живописи для отражения эмоционального состояния. Творческая работа – иллюстрация прочитанных стихотворений, личный опыт | |
7. | Монотипия. «Отражение в воде». | 1 | Интерпретация явлений природы: акварель, тушь чёрная, заострённые палочки. | |
8. | «Зимние забавы». | 1 | Движение в композиции. Ритм цветочных пятен. Фигура человека в движении. Личный опыт. Гуашь. | |
9 | « Цветы и травы осени». | 1 | Свободный выбор живописных средств. Сближенные цветовые отношения. Пластика природных форм и линий. Беседы с обращением к иллюстративному материалу, натуральный материал. | |
10 | « Скачущая лошадь». | 1 | Движение в композиции. Пластика форм. Линия красоты. Гуашь. | |
11 | «Улицы моего села». . | 1 | Линейная перспектива. Наброски, рисунки с натуры. Творческая работа по предварительным рисункам | |
12 | «Новогодний бал» | 1 | Движение в композиции. Пластика форм. Линия красоты. Гуашь. | |
13 | Выставки, экскурсии. | 1 | Обсуждение . | |
Декоративно – прикладное искусство. 17ч | ||||
14 | Введение в тему. | 1 | Планирование работы. Знакомство с новым материалом, инструментом. | |
15 | «Цветы». | 1 | Композиция в круге. Эскиз монохромной декоративной росписи. Освоение приёма - кистевая роспись. Беседа «Голубая сказка Гжели». | |
16 | «Цветы и травы». | 1 | Декоративная роспись. Ассиметричная композиция. Декоративная переработка природной формы. Кистевая роспись, гуашь. Ограниченная цветовая палитра. Беседа о жостовской росписи. | |
17 | «Цветы и бабочки» | 1 | Декоративная роспись подготовленной деревянной основы. Творческая работа. | |
18 | Плакат – вид прикладной графики. | 1 | Цветы, как носитель настроения. Шрифт. Использование трафарета и шаблона в изобразительных элементах. | |
19 | Поздравления к 23 февраля. | 1 | Эскиз. Работа с материалом в подгруппах, использование знаний по композиции, живописи, графике. Применение приёмов аппликации, техники бумажной пластики, кистевой росписи. | |
20 | Открытка – поздравление к 8 марта. | 1 | Свободный выбор материалов и техники. Индивидуальная творческая работа. | |
21-22 | Холодный батик – особенности его как вида декоративно – прикладного искусства. | 2 | Связь с живописью, композицией, графикой. Техника безопасности при работе с резервирующим составом. Связь с живописью, композицией, графикой. Техника безопасности при работе с резервирующим составом. | |
23-24 | «Осенние листья». | 2 | Роспись по ткани. Использование в эскизе натуральных зарисовок. | |
25-26 | «Туманный день».. | 2 | Интерпретация явлений природы. Свободная роспись по ткани без резерва. Связь с живописью, композицией | |
27 | Кукольный антураж. | 1 | Роспись ткани для кукольного платья. Орнамент. Работа над образом. | |
28 | Цветоведение. | 1 | Несложные цветы из ткани. Оформление цветка в композиции. Связь с флористикой, батиком. | |
29 | Флористика.. | 1 | Применение основных принципов построения композиции. Объединение и выявление главного. Выражение образа, чувств с помощью природных форм и линий | |
30 | Оформление работ, выставки, посещение выставок. | 1 | ||
Наше творчество. 5ч | ||||
31 | «День Победы» | 1 | Свободный выбор живописных средств. Сближенные цветовые отношения. Пластика природных форм и линий. Беседы с обращением к иллюстративному материалу, натуральный материал | |
32 | Творческая аттестационная работа.. | 1 | Свободный выбор живописных средств. Сближенные цветовые отношения. | |
33 | Оформление работ к выставке | Свободный выбор живописных средств. Сближенные цветовые отношения. | ||
34 | «Наша галерея». | 1 | Выставка творческих работ |
4. Основные требования к знаниям и умениям
учащихся к концу 1-го класса
Обучающиеся должны знать:
- названия основных и составных цветов;
- понимать значение терминов: краски, палитра, композиция, художник, линия, орнамент; аппликация, симметрия, асимметрия, композиция, силуэт, пятно, роспись;
- изобразительные основы декоративных элементов;
- материалы и технические приёмы оформления;
- названия инструментов, приспособлений.
Обучающиеся должны уметь:
- пользоваться инструментами: карандашами, кистью, палитрой;
- полностью использовать площадь листа, крупно изображать предметы;
- подбирать краски в соответствии с настроением рисунка;
- владеть основными навыками использования красного, жёлтого, синего цветов их смешением;
- моделировать художественно выразительные формы геометрических и растительных форм;
- пользоваться материалами.
Основные требования к знаниям и умениям
учащихся к концу 2-го класса
Обучающиеся должны знать:
- особенности материалов, применяемых в художественной деятельности;
- разнообразие выразительных средств: цвет, свет, линия, композиция, ритм;
- творчество художников, связанных с изображением природы: И.И. Шишкина, В.М. Васнецова, И.И. Левитана, Т.А. Мавриной – Лебедевой;
- правила плоскостного изображения , развитие силуэта и формы в пятне. ,
- Обучающиеся должны уметь:
- пользоваться гуашью, акварелью, тушью, белой и цветной бумагой;
- различать и передавать в рисунке ближние и дальние предметы;
- рисовать кистью элементы растительного орнамента;
- выполнять орнамент в круге, овал, ленту;
- проявлять творчество в создании работ.
Основные требования к знаниям и умениям
учащихся к концу 3-го класса
Обучающиеся должны знать:
- особенности материалов, применяемых в художественной деятельности;
- разнообразие выразительных средств: цвет, свет, линия, композиция, ритм;
- творчество художников, связанных с изображением природы: И.И. Шишкина, В.М. Васнецова, И.И. Левитана, Т.А. Мавриной – Лебедевой;
- основы графики;
Обучающиеся должны уметь:
- пользоваться гуашью, акварелью, тушью, белой и цветной бумагой;
- пользоваться графическими материалами и инструментами (перья, палочки);
- различать и передавать в рисунке ближние и дальние предметы;
- рисовать кистью элементы растительного орнамента;
- выполнять орнамент в круге, овал, ленту;
- проявлять творчество в создании работ.
Основные требования к знаниям и умениям
учащихся к концу 4-го класса
Обучающиеся должны знать:
- разнообразие возможных выразительных средств изображения;
- значение понятий: живопись, графика, пейзаж, натюрморт, линейная и воздушная перспективы;
- различные виды декоративного творчества: батик, флористика, цветоделие;
- основы дизайна;
- творчество мастеров русского искусства: А.К. Саврасова, В.А. Серова, М.А. Врубеля, И.И. Левитана, М. В. Нестерова, К.Е. Маковского.
- правила создания экспозиций, основы прикладной графики.
Обучающиеся должны уметь:
- работать в определённой цветовой гамме;
- добиваться тональной и цветовой градации при передаче объёма предметов несложной формы;
- передавать пространственные планы способом загораживания;
- передавать движение фигур человека и животных;
- сознательно выбирать средства выражения своего замысла;
- свободно рисовать кистью орнаментальные композиции растительного характера;
- решать художественно творческие задачи, пользуясь эскизом, техническим рисунком.
5. Литература и средства обучения
5.1. Литература
- Герчук Ю.Я. Что такое орнамент? – М.,1998г.
- Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.,1985г.
- Маслов Н.Я. Пленэр. – М.,1989г.
- Межуева Ю.А. Сказочная гжель. – М.,2003г.
- Неменский Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания. – М.,1987г.
- Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. – М.,1994г.
- Одноралов Н.В. «Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве. – М.,1983г.
- Орлова Л.В. Хохломская роспись. – М.,1998г.
- Основы декоративного искусства в школе. Под ред. Б.В. Нешумова, Е.Д.Щедрина.– М., 1981г.
- Программно – методические материалы. Изобразительное искусство.Сост. В.С.Кузин.
- Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М., 1999 г.
- Сокольникова Н. М. Основы живописи. Обнинск. 1996г.
- Сокольникова Н. М. Основы композиции. Обнинск, 1996г.
- Сокольникова Н. М. Основы рисунка. Обнинск, 1996 г.
- Стасевич В.Н. Пейзаж: картина и действительность. – М., 1978г.
- Хворостов А.С. Декоративно – прикладное искусство в школе. – М..1988г.
- Энциклопедический словарь юного художника. – М.,1983г.
18.Энциклопедия мирового искусства «Шедевры русской живописи». «Белый город». 2006г.
19. ЖУРНАЛ «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА»
20. «Начальная школа» - журнал и приложение к газете « Первое сентября»
21. В.С. Кузин «Изобразительное искусство». Рабочие тетради 1-4 кл. «Дрофа».2004г.
22. В.С. Бадаев «Русская кистевая роспись». М: «Владос». 2007г
5.2. Печатные пособия:
Таблицы к основным разделам материала по изобразительному искусству, содержащегося в стандарте начального образования.
Репродукции картин.
5.3. Технические средства обучения:
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
Телевизор (по возможности).
Видиоплейер ( по возможности).
Магнитофон ( по возможности).
Компьютер( по возможности).
Сканер ( по возможности).
Принтер ( по возможности).
Фотокамера цифровая ( по возможности).
5.4. ЭОРы: .
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collektion.edu/ru
Сайт «Я иду на урок русского языка» и электронная версия газеты «Русский язык»: http://www.rus.1september.ru
Коллекция «Мировая художественная культура»: http://www.art.september.ru
Музыкальная коллекция Российского общеобразовательного портала: http://www.musik.edu.ru
Журнал «Начальная школа»: www.openworld/school
Газета «1 сентября»: www.1september.ru
6. Оценка эффективности реализации программы
1. Конкурсы рисунков к общешкольным мероприятиям.
2. Участие в школьных конкурсах.
4. Участие в районных конкурсах.
5. Портфель достижений школьник
Методические рекомендации
Для организации занятий нужен специально оформленный и оборудованный кабинет. Для оформления стен используются работающие стенды следующих направлений:
- где работают художники;
- основные жанры живописи;
- наш вернисаж;
- богатства земли Русской;
- техника безопасности;
- как прекрасен этот мир;
- информация.
Стенды должны быть работающими, легко трансформируемыми и часто обновляемыми.
Группа легких стендов по теме «Где работают художники» должна полно отражать разнообразие профессий художников в нашей жизни: архитекторы; дизайнеры посуды; художники-оформители; художники рекламы; художники-модельеры и, наконец, просто художники- творцы прекрасных произведений.
Необходимо отвести достаточное место для стенда «Наш вернисаж», где систематически вывешивать лучшие работы и репродукции картин с информацией об авторе, чередуя то и другое, обобщая творчество больших художников и творчество самих учащихся.
Стенд по технике безопасности лучше всего сделать в карикатурной веселой форме, в виде наглядных, веселых шаржей.
Стенд для информации должен быть мобильным, желательно чтобы информацию готовили дети.
На следующем стенде «Богатство земли Русской» желательно рассказать о видах народного творчества, о богатстве и выразительности изделий народных умельцев.
Из оборудования в кабинете необходимо иметь посуду для наведения красок; достаточный обтирочный материал; доску школьную; мел школьный белый, мел цветной.
Очень важно оборудовать кабинет ученическими мольбертами. В работе также необходимы палитры для акварели и темперы, гуаши.
Для постановки натуры нужно иметь легкий, переносной столик, к нему несколько видов драпировки, осветительную лампу на штативе.
Кабинет необходимо оснастить ТСО, экраном для демонстрации слайдов, диафильмов. Желательно наличие компьютера и серии дисков о шедеврах живописи во всемирно известных музеях мира; ряд фильмов о живой природе; магнитофона с красивой музыкой на дисках.