внеурочная деятельность "финансовая грамотность"
рабочая программа внеурочной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_fin.gr_.1_klass.docx | 34.5 КБ |
titulnyy.docx | 515 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая учебная программа
кружка «Финансовая грамотность»
для обучающихся 1-2 класса МБОУ
«Начальная школа- детский сад»
г.Сафоново
на 2020-2022 учебный год
Составитель:
Астапчикова Елена Александровна
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основании следующих документов:
Рабочая программа «Финансовая грамотность» разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
2011г. - Учебного плана МБОУ «Начальная школа» на 2019-2020 учебный год
- Положение о рабочей программе МБОУ «Начальная школа»
- Финансовая грамотность: учебная программа 1-2 классы общеобразоват.орг./Е.А.Вигдорчик, И.В.Липсиц, Ю.Н. Корлюгова- М.: ВИТА-ПРЕСС,2014-16с.(Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению)
Программа курса соответствует современным принципам обучения: доступности,
преемственности, индивидуальности, результативности.
Курс «Финансовая грамотность» пропедевтический и является частью школьной программы сквозного экономического образования. Преподавание курса основывается на интерактивных формах работы учеников, моделировании различных простейших экономических ситуаций и выполнении творческих заданий. Поэтому, имея социальноэкономическую направленность, данная программа создает условия для развития не только экономического мышления, но и творческих способностей детей с учетом их возможностей и мотивации. Полученные детьми знания позволят уже в начальных классах включиться в экономическую жизнь семьи и школы.
На начальной стадии обучения важно с помощью игр, решения простейших задач с экономическим содержанием, разбора социально-экономических ситуаций, экскурсий по городу, на предприятия, магазины, торговые центры вводить детей в мир экономических понятий и категорий. Это позволит у младших школьников сформировать представление о богатстве, воплощенном не только в денежном выражении, но и в сокровищахприроды, искусства, результатах труда людей. Младшие школьники начинают осознавать зависимость благосостояния общества и человека от качества труда. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, даёт распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 68 учебных часов, из расчёта 1 час в неделю.(2 года)
Изучение курса «Финансовая грамотность» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- развитие экономического образа мышления;
- воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Основные содержательные линии курса:
- деньги, их история, виды, функции;
- семейный бюджет.
Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини – исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.
Планируемые результаты.
Личностные результаты:
∙ осознание себя как члена семьи, общества и государства;
∙ овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
∙ развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;
∙ развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности.
Метапредметные результаты.
Регулятивные.
Обучающийся научится:
∙ понимать цели своих действий;
∙ составлять простые планы с помощью учителя
∙ проявлять познавательную и творческую инициативу;
∙ оценивать правильность выполнения действий;
∙ адекватно воспринимать предложения товарищей, учителей, родителей.
Познавательные.
Обучающийся научится:
∙ освоению способов решения проблем творческого и поискового характера;
∙ использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
∙ овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
∙ овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Коммуникативные.
Обучающийся научится:
∙ составлять текст в устной и письменной формах;
∙ слушать собеседника и вести диалог;
∙ признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
∙ излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий
∙ договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
∙ осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные.
Обучающийся научится:
∙ понимать и правильно использовать экономические термины;
∙ иметь представление о роли денег в семье и обществе;
∙ уметь характеризовать виды и функции денег;
∙ знать источники доходов и направлений расходов семьи;
∙ уметь рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет
∙ определять элементарные проблемы в области семейных финансов и путей их решения
∙ проводить элементарные финансовые расчеты.
\Основные формы контроля:
- мониторинг (тестирование, анкетирование);
- практикумы;
- творческие задания;
- проектная, исследовательская деятельность;
- конкурсы;
- деловые и ролевые игры;
- олимпиады
Межпредметные связи:
Значительную помощь в овладении младшими школьниками экономическими понятиями оказывают межпредметные связи. Уроки экономики тесно связаны с русским языком, математикой, изобразительным искусством, окружающим миром. Решение задач и проблемных ситуаций с экономическим содержанием показывает прагматическую направленность экономических знаний.
Математика:
- Построение и чтение столбчатых и круговых графиков;
- Решение математических задач с экономическим содержанием;
- Сравнение нескольких величин;
- Нахождение части от числа и числа по его части;
- Решение задач на сообразительность.
Русский язык:
- Написание сочинений;
- Подготовка сообщений;
- Обогащение словарного запаса детей;
- Ведение словаря экономических терминов;
- Разгадывание ребусов, шарад и других занимательных заданий;
- Решение проблемных ситуаций.
Изобразительное искусство:
- Выполнение творческих заданий в рисунке и чертеже;
- Раскрашивание;
- Конкурсные задания по рисунку на экономические темы;
- Эстетичное оформление творческих работ и сообщений.
Окружающий мир:
- Экология родного края;
- Природные ресурсы;
- Потребности, необходимые для поддержания здоровья человека;
- Обычаи и жизнь народов разных стран;
- Города и страны.
Содержание программы
(Первый,второй год обучения)
Темы планирования повторяются в каждом классе, но содержание программы расширяется и усложняется по годам обучения с учетом индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся .
- Тема 1. Введение в экономику (2 часа): Введение в экономику. Знакомство с понятием«экономика». Для чего нужна экономика;
2. Тема 2. Потребности (5 часов): Потребности. Что такое «потребность». Какие бывают потребности;
3. Тема 3. Источники удовлетворения потребностей (9 часов): Источники удовлетворения
потребностей. Почему все потребности нельзя удовлетворить. Виды потребностей. Мои желания и потребности;
4. Тема 4. Домашнее хозяйство (8 часов): Домашнее хозяйство. Распределение ролей в семье. Домашние обязанности в семье. Что такое бюджет семьи. Что такое «доходы» и «расходы». Важно ли быть богатым. Посчитаем семейный бюджет;
5. Тема 5. Товары и услуги (12 часов): Что такое «товар». Какие бывают товары. Где можно
приобрести товары и услуги. Зачем нужна реклама. Роль рекламы;
6. Тема 6. Деньги (16 часов): Зачем нужны деньги. Как появились деньги. Деньги и страны. Где и как хранятся деньги. Что такое источник дохода.
7. Тема 7. Маркетинг (11 часов): Что такое «маркетинг». Обмен. Рынок. Торговля. Взаимоотношения продавца и покупателя. Конкуренция;
8. Тема 8. Задачи от Гнома - Эконома (5 часов): Задачи с экономическим содержанием от Гнома – Эконома.
\
Учебно-тематический план
(1-ый-2-ой год обучения)
№ п/п | Темы | Количество часов |
1 | Введение в экономику | 2 |
2 | Потребности | 5 |
3 | Источники удовлетворения потребностей | 9 |
4 | Домашнее хозяйство | 8 |
5 | Товары и услуги | 12 |
6 | Деньги | 16 |
7 | Маркетинг | 11 |
8 | Задачи от Гнома - Эконома | 5 |
Итого: | 68 |
Результат обучения:
К концу обучения школьники должны знать:
- что изучает экономика;
- что такое потребности, какие бывают потребности, возможности их удовлетворения;
- отличия товаров и услуг, кто производит товары и услуги;
- для чего нужна реклама, роль рекламы в продвижении товаров и услуг;
- что такое деньги, их роль в жизни людей, деньги старинные и современные, деньги
разных стран;
- что такое маркетинг.
Должны уметь:
- выделять общие и основные потребности, находить источники их удовлетворения;
- пользоваться деньгами;
- классифицировать профессии по изготовлению товаров и услуг;
- определять цену товара.
Календарно-тематическое планирование
1-2класс.
№ п/п | Раздел, тема | Всего часов | Учебные действия | Планируемая дата | Фактическая дата |
1-2 | Введение. Что изучает наука «экономика» | 2 |
| ||
3 | Давайте познакомимся: Гном – Эконом рассуждает о понятии «потребность» | 1 | |||
4-5 | Какие бывают потребности? | 2 | |||
6-7 | Личные потребности. Что нам необходимо в жизни? | 2 | |||
8-9 | Материальные, социальные, духовные потребности | 2 | |||
10-11 | Урок от Гнома-Эконома: все потребности важны, все потребности нужны | 2 | |||
12-13 | Источники удовлетворения потребностей | 2 | |||
14-16 | Урок от Гнома-Эконома: почему все потребности нельзя удовлетворить? | 3 | |||
17-24 | Домохозяйство и домашний труд. Домашние обязанности в семье. Бюджет семьи | 8 | |||
25-26 | Урок от Гнома – Эконома: труд и удовлетворение потребностей | 2 | |||
27-28 | Как товар попадает в магазин? | 2 | |||
29-30 | Где можно приобрести товары? | 2 | |||
31-34 | Зачем нужна реклама? Реклама и упаковка | 4 | |||
35-36 | Уроки Гнома-Эконома: реклама - «двигатель торговли» | 2 | |||
37-39 | Зачем нужны деньги? Как и где хранятся деньги? | 3 | |||
40-41 | Урок от Гнома-Эконома: деньги и страны | 2 | |||
42-44 | Как появились деньги? Первые деньги. Современные деньги. | 3 | |||
45-46 | Деньги и товары | 2 | |||
47-50 | Что такое доходы и расходы? Доходы и расходы моей семьи. | 4 | |||
51-52 | Роль денег в жизни человека | 2 | |||
53-55 | Урок от Гнома-Эконома: знакомимся с понятием «маркетинг» («рынок») | 3 | |||
56-59 | Рынок. Обмен. Торговля | 4 |
| ||
60-61 | Продавец и покупатель | 2 | |||
62-63 | Конкуренция | 2 | |||
64-66 | Гном – Эконом проводит «Экономическое Поле Чудес» | 3 | |||
67-68 | Подводим итоги первого экономического года | 2 |