внеурочная деятельность "финансовая грамотность"

рабочая программа внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_fin.gr_.1_klass.docx34.5 КБ
Файл titulnyy.docx515 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая учебная программа

кружка «Финансовая грамотность»

для обучающихся 1-2 класса МБОУ

«Начальная школа- детский сад»

г.Сафоново

на 2020-2022 учебный год

                                                                                                               Составитель:

                                                                                                                                   Астапчикова Елена Александровна

   

Пояснительная записка

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  на основании следующих документов:

Рабочая программа «Финансовая грамотность» разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
    2011г.
  2. Учебного плана МБОУ «Начальная школа» на 2019-2020 учебный год
  3. Положение о рабочей программе МБОУ «Начальная школа»
  4. Финансовая грамотность: учебная программа 1-2 классы общеобразоват.орг./Е.А.Вигдорчик, И.В.Липсиц, Ю.Н. Корлюгова- М.: ВИТА-ПРЕСС,2014-16с.(Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению)

Программа курса соответствует современным принципам обучения: доступности,
преемственности, индивидуальности, результативности.
Курс «Финансовая грамотность» пропедевтический и является частью школьной программы сквозного экономического образования. Преподавание курса основывается на интерактивных формах работы учеников, моделировании различных простейших экономических ситуаций и выполнении творческих заданий. Поэтому, имея
социальноэкономическую направленность, данная программа создает условия для развития не только экономического мышления, но и творческих способностей детей с учетом их возможностей и мотивации. Полученные детьми знания позволят уже в начальных классах включиться в экономическую жизнь семьи и школы.
На начальной стадии обучения важно с помощью игр, решения простейших задач с экономическим содержанием, разбора социально-экономических ситуаций, экскурсий по городу, на предприятия, магазины, торговые центры вводить детей в мир экономических понятий и категорий. Это позволит у младших школьников сформировать представление о богатстве, воплощенном не только в денежном выражении, но и в сокровищахприроды, искусства, результатах труда людей. Младшие школьники начинают осознавать зависимость благосостояния общества и человека от качества труда. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, даёт распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 68 учебных часов, из расчёта 1 час в неделю.(2 года)


Изучение курса «Финансовая грамотность» в начальной школе направлено на достижение следующих
целей:
- развитие экономического образа мышления;
- воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Основные содержательные линии курса:
- деньги, их история, виды, функции;
- семейный бюджет.
Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини – исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.
Планируемые результаты.
Личностные результаты:
 осознание себя как члена семьи, общества и государства;
 овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
 развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;
 развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности.
Метапредметные результаты.
Регулятивные.
Обучающийся научится:
 понимать цели своих действий;
 составлять простые планы с помощью учителя
 проявлять познавательную и творческую инициативу;
 оценивать правильность выполнения действий;
 адекватно воспринимать предложения товарищей, учителей, родителей.
Познавательные.
Обучающийся научится:
 освоению способов решения проблем творческого и поискового характера;
 использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
 овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
 овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Коммуникативные.
Обучающийся научится:
 составлять текст в устной и письменной формах;
 слушать собеседника и вести диалог;
 признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
 излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий
 договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
 осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные.
Обучающийся научится:
 понимать и правильно использовать экономические термины;
 иметь представление о роли денег в семье и обществе;
 уметь характеризовать виды и функции денег;
 знать источники доходов и направлений расходов семьи;
 уметь рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет
 определять элементарные проблемы в области семейных финансов и путей их решения
 проводить элементарные финансовые расчеты.
\
Основные формы контроля:
- мониторинг (тестирование, анкетирование);
- практикумы;
- творческие задания;
- проектная, исследовательская деятельность;
- конкурсы;
- деловые и ролевые игры;
- олимпиады
Межпредметные связи:
Значительную помощь в овладении младшими школьниками экономическими понятиями оказывают межпредметные связи. Уроки экономики тесно связаны с русским языком, математикой, изобразительным искусством, окружающим миром. Решение задач и проблемных ситуаций с экономическим содержанием показывает прагматическую направленность экономических знаний.
Математика:
- Построение и чтение столбчатых и круговых графиков;
- Решение математических задач с экономическим содержанием;
- Сравнение нескольких величин;
- Нахождение части от числа и числа по его части;
- Решение задач на сообразительность.
Русский язык:
- Написание сочинений;
- Подготовка сообщений;
- Обогащение словарного запаса детей;
- Ведение словаря экономических терминов;
- Разгадывание ребусов, шарад и других занимательных заданий;
- Решение проблемных ситуаций.
Изобразительное искусство:
- Выполнение творческих заданий в рисунке и чертеже;
- Раскрашивание;
- Конкурсные задания по рисунку на экономические темы;
- Эстетичное оформление творческих работ и сообщений.
Окружающий мир:
- Экология родного края;
- Природные ресурсы;
- Потребности, необходимые для поддержания здоровья человека;
- Обычаи и жизнь народов разных стран;
- Города и страны.


Содержание программы
(Первый,второй  год обучения)

Темы планирования повторяются в каждом классе, но содержание программы расширяется и усложняется по годам обучения с учетом индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся .

  1. Тема 1. Введение в экономику (2 часа): Введение в экономику. Знакомство с понятием«экономика». Для чего нужна экономика;
    2.
    Тема 2. Потребности (5 часов): Потребности. Что такое «потребность». Какие бывают потребности;
    3.
    Тема 3. Источники удовлетворения потребностей (9 часов): Источники удовлетворения
    потребностей. Почему все потребности нельзя удовлетворить. Виды потребностей. Мои желания и потребности;
    4.
    Тема 4. Домашнее хозяйство (8 часов): Домашнее хозяйство. Распределение ролей в семье. Домашние обязанности в семье. Что такое бюджет семьи. Что такое «доходы» и «расходы». Важно ли быть богатым. Посчитаем семейный бюджет;
    5.
    Тема 5. Товары и услуги (12 часов): Что такое «товар». Какие бывают товары. Где можно
    приобрести товары и услуги. Зачем нужна реклама. Роль рекламы;
    6.
    Тема 6. Деньги (16 часов): Зачем нужны деньги. Как появились деньги. Деньги и страны. Где и как хранятся деньги. Что такое источник дохода.
    7.
    Тема 7. Маркетинг (11 часов): Что такое «маркетинг». Обмен. Рынок. Торговля. Взаимоотношения продавца и покупателя. Конкуренция;
    8. Тема 8. Задачи от Гнома - Эконома (5 часов): Задачи с экономическим содержанием от Гнома – Эконома.

\

                            Учебно-тематический план
                                 (1-ый-2-ой  год обучения)

№ п/п

Темы

Количество часов

1

Введение в экономику

2

2

Потребности

5

3

Источники удовлетворения потребностей

9

4

Домашнее хозяйство

8

5

Товары и услуги

12

6

Деньги

16

7

Маркетинг

11

8

Задачи от Гнома - Эконома

5

Итого:

68


Результат  обучения:
К концу  обучения школьники
должны знать:
- что изучает экономика;
- что такое потребности, какие бывают потребности, возможности их удовлетворения;
- отличия товаров и услуг, кто производит товары и услуги;
- для чего нужна реклама, роль рекламы в продвижении товаров и услуг;
- что такое деньги, их роль в жизни людей, деньги старинные и современные, деньги
разных стран;
- что такое маркетинг.
Должны уметь:
- выделять общие и основные потребности, находить источники их удовлетворения;
- пользоваться деньгами;
- классифицировать профессии по изготовлению товаров и услуг;
- определять цену товара.

Календарно-тематическое планирование

1-2класс.

№ п/п

Раздел, тема

Всего часов

Учебные действия

Планируемая

дата

Фактическая

 дата

1-2

Введение. Что изучает наука «экономика»

2

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
  • проговаривать последовательность действий;
  • учиться высказывать свое предположение;
  • учиться работать по предложенному педагогом плану;
  • учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
  • учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;
  • учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;
  • учиться выражать свои мысли;
  • учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;
  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
  • овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
  • проговаривать последовательность действий;
  • учиться высказывать свое предположение;
  • учиться работать по предложенному педагогом плану;
  • учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
  • учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

3

Давайте познакомимся: Гном – Эконом рассуждает о понятии «потребность»

1

4-5

Какие бывают потребности?

2

6-7

Личные потребности. Что нам необходимо в жизни?

2

8-9

Материальные, социальные, духовные потребности

2

10-11

Урок от Гнома-Эконома: все потребности важны, все потребности нужны

2

12-13

Источники удовлетворения потребностей

2

14-16

Урок от Гнома-Эконома: почему все потребности нельзя удовлетворить?

3

17-24

Домохозяйство и домашний труд.

Домашние обязанности в семье.

Бюджет семьи

8

25-26

Урок от Гнома – Эконома: труд и удовлетворение потребностей

2

27-28

Как товар попадает в магазин?

2

29-30

Где можно приобрести товары?

2

31-34

Зачем нужна реклама?

Реклама и упаковка

4

35-36

Уроки Гнома-Эконома: реклама - «двигатель торговли»

2

37-39

Зачем нужны деньги?

Как и где хранятся деньги?

3

40-41

Урок от Гнома-Эконома:

деньги и страны

2

42-44

Как появились деньги?

Первые деньги. Современные деньги.

3

45-46

Деньги и товары

2

47-50

Что такое доходы и расходы? Доходы и расходы моей семьи.

4

51-52

Роль денег в жизни человека

2

53-55

Урок от Гнома-Эконома: знакомимся с понятием «маркетинг» («рынок»)

3

56-59

Рынок. Обмен. Торговля

4

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
  • проговаривать последовательность действий;
  • учиться высказывать свое предположение;
  • учиться работать по предложенному педагогом плану;
  • учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

60-61

Продавец и покупатель

2

62-63

Конкуренция

2

64-66

Гном – Эконом проводит «Экономическое Поле Чудес»

3

67-68

Подводим итоги первого экономического года

2



Предварительный просмотр: