Кружок "Умники и умницы"
В рамках студийно-кружковой работы с одарёнными детьми и с предпоссылками одарённости мной проводится кружок "Умники и умницы".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа кружка "Умники и умницы" | 78.79 КБ |
Занятие кружка "Умники и умницы" | 18.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №24»
Принята на заседании педагогического Утверждена
совета Заведующим МКДОУ «Детский сад №24»
МКДОУ «Детский сад №24» Приказ №_____ от____________________
От_______________________ №____ ________________________ Горяева С.М.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
ПО СТУДИЙНО КРУЖКОВОЙ РАБОТЕ
МКДОУ «ДЕТСКИЙ САД №24»
НА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД
СОСТАВИТЕЛЬ:
ОЧИРОВА СВЕТЛАНА ГЕННАДЬЕВНА
г. Элиста
СОДЕРЖАНИЕ
1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ |
1.1.Пояснительная записка. |
1.2.Планируемые результаты освоения программы. |
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ |
2.1. Описание образовательной деятельности. |
2.2. Перспективный план работы с детьми. |
2.3. Описание форм и методов осуществления контроля качества реализации программы. |
2.4. Особенности взаимодействия руководителя кружка с педагогическим коллективом и семьями воспитанников. |
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ |
Список детей. |
Список литературы. |
Расписание занятий. |
4. ПРИЛОЖЕНИЕ. |
1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
- Пояснительная записка
В настоящее время проблема развития одаренных и талантливых детей дошкольного возраста все шире привлекает внимание психологов и педагогов. Если еще 10 - 15 лет назад о детской одаренности чаще всего говорилось в связи с выдающимися успехами ребенка в какой-нибудь определенной сфере – в музыке, спорте, балете, то теперь уже никого не смущают слова об интеллектуальной и творческой одаренности.
Научными изысканиями в ряде исследований (Ю.Дери, 1987; С.М.Чурбанова, 1989; Е.П. Торренса) было показано, что путем специально организованной работы с детьми 5-7 лет возможно повышение их творческого потенциала.
В современном обществе одной из приоритетных социальных задач является создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализация их потенциальных возможностей. Наличие такого социального заказа в этой области способствует интенсивному росту психолого-педагогической деятельности в дошкольных образовательных организациях.
Цель: выявление одаренных детей, реализация их потенциальных возможностей в интеллектуально-творческом развитии.
Три основные задачи:
- развитие творческого мышления;
- развитие творческого воображения;
- эмоциональное развитие мира детей пяти-семи лет, имеющих предпосылки одаренности, превосходящий возрастные нормы, уровень развития способностей.
Актуальность проблемы обусловлена необходимостью выявления, поддержки, развития одарённых детей, оказания им квалифицированной помощи в расширении, углублении и систематизации рациональных методов. Формирование творческих способностей и интеллектуальной активности с целью совершенствования у детей познавательных процессов, обучение детей логическим операциям, развития мышления и воображения для активизации познавательной деятельности и раскрытие интеллектуального потенциала воспитанников.
Развитию творческого мышления способствует эмоциональное развитие и творческое воображение. Совместимость трех этих сфер — мышления, воображения и эмоций в программе по развитию творческого мышления — способствует гармоничному развитию творческости ребенка дошкольного возраста.
Творчество - это психический процесс создания новых ценностей, как бы продолжение и замена детской игры. Творчество предполагает наличие у ребенка способностей, мотивов, знаний, умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. В творчестве особое место занимает воображение. Наряду с ним творчество включает в себя интенсивную работу мышления, оно пронизано эмоциональностью и волей. Но оно не сводится к одному воображению, одному мышлению и одному чувству.
Интеллектуально-творческое развитие происходит через:
- развивающие игры с дидактической направленностью: игры-головоломки (Танграм, Колумбово яйцо, Монгольская игра) и компьютерные игры,
- игры математической направленности (Логические блоки Дьенеша, Счетные палочки Кюизенера)
- подвижные игры,
- занятия – придумки и рассказывание сказок с помощью развивающих игр.
- Элементы технологии ТРИЗ и УДЕ.
Именно эти способы помогают формированию интеллектуально- творческого мышления детей, устойчивость интереса на протяжении занятия, раскрытия их потенциальных возможностей и способностей.
Основные принципы развивающей программы
- Принцип принятия всех продуктов творчества детей, независимо от их формы, содержания и качества (поведение не учитывается).
- Принцип вовлеченности детей в художественное творчество, то есть показывать детям не только продукт, но и сам процесс творчества,
- чтобы дети видели, как это делается.
- Новые понятия должны вводиться только в знакомом, доступном
содержании.
- Принцип активности и самостоятельности ребенка, а также
- стимулирование к высказыванию собственных идей по поводу
- решаемой проблемы.
Программа кружковой деятельности «Умники и умницы» разработана в соответствии с нормативно - правовыми документами:
Конвенция о правах ребенка;
Конституция РФ, ст. 38,41,42,43;
Федеральным законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012г. №273-ФЗ;
Президентская программа « Дети России»;
Подпрограмма « Одаренные дети» федеральной целевой программы
- Планируемые результаты освоения программы
У одаренных детей должны быть сформированы следующие умения:
воспроизводить внешний вид и свойства предмета по памяти;
угадывать предмет по словесному описанию свойств и признаков;
воссоздавать внешний облик предмета на основе какой-то его части;
узнавать в неопределенных графических формах (чернильные пятна,
каракули) различные знакомые предметы;
комбинировать и сочетать в одном предмете свойства и признаки
других предметов и объектов;
находить в двух и более объектах общие и различные признаки;
узнавать объект по описанию возможных действий с ним;
переносить действия, применяемые к одному предмету, на другой;
составлять сюжетный рассказ о каком-либо объекте;
использовать мерку при сравнении предметов по величине, весу;
располагать предметы в порядке убывания или возрастания какого-
либо свойства и делать отсюда выводы;
находить действия, противоположные по значению (увеличивать -
уменьшать, разрезать - соединять).
агглютинации, то есть «склеивание» различных несоединимых в
повседневной жизни частей (человек - зверь или человек - птица);
гиперболизации, парадоксальное увеличение или уменьшение
предмета или отдельных его частей (Карлик Нос, Гулливер, Мальчик-с-
пальчик);
аналогии (близкая: самолет - парящая птица; непосредственная,
отдаленная: космический корабль - морской корабль);
синтеза;
анализа.
- СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
- Описание образовательной области.
Программа осуществляется в три этапа.
1-й этап - диагностический
Цель: выявление у детей пяти-семи лет способности к творчеству.
Методика экспертных оценок по определению одарённых детей
(А.А. Лосева).Этот тест проводит педагог-психолог индивидуально с каждым
ребенком. Время на одного - ребенка 15 минут.
2-й этап - развивающий
Цель: развитие креативности детей через развитие творческого
мышления, творческого воображения и эмоционального мира ребенка.
1. Развитие творческого мышления предполагается через
формирование следующих умений (по Венгеру Л.А. , Дьяченко О.М.):
воспроизводить внешний вид и свойства предмета по памяти;
угадывать предмет по словесному описанию свойств и признаков;
воссоздавать внешний облик предмета на основе какой-то его части;
узнавать в неопределенных графических формах (чернильные пятна,
каракули) различные знакомые предметы;
комбинировать и сочетать в одном предмете свойства и признаки
других предметов и объектов;
находить в двух и более объектах общие и различные признаки;
узнавать объект по описанию возможных действий с ним;
переносить действия, применяемые к одному предмету, на другой;
составлять сюжетный рассказ о каком-либо объекте;
использовать мерку при сравнении предметов по величине, весу;
располагать предметы в порядке убывания или возрастания какого-
либо свойства и делать отсюда выводы;
находить действия, противоположные по значению (увеличивать -
уменьшать, разрезать - соединять).
Некоторые умения могут формироваться параллельно и независимо
одно от другого. Задачи, направленные на развитие творческого мышления объединены в 2 блока: один связан с развитием представления, другой развитием умственных действий.
2. Творческое воображение — предполагает самостоятельное создание образа вещи, признака, не имеющих аналогов, новых, реализуемых в оригинальных и ценных продуктах.
Создание образов воображения осуществляется с помощью нескольких
способов, используемых ребенком неосознанно:
агглютинации, то есть «склеивание» различных несоединимых в
повседневной жизни частей (человек - зверь или человек - птица);
гиперболизации, парадоксальное увеличение или уменьшение
предмета или отдельных его частей (Карлик Нос, Гулливер, Мальчик-с-
пальчик);
аналогии (близкая: самолет - парящая птица; непосредственная,
отдаленная: космический корабль - морской корабль);
синтеза;
анализа.
3.Развитие эмоционального мира детей в программе предполагает работу
в следующих направлениях:
снятие эмоционального напряжения;
развитие самосознания, повышение самооценки и уверенности в себе;
развитие умений общаться друг с другом;
адекватное ролевое развитие.
3-й этап - заключительный
Цель: выявить результативность развивающих занятий.
Методика экспертных оценок по определению одарённых детей
(А.А. Лосева)
Организация занятий.
Каждое занятие включает в себя:
Ритуал приветствия - снятие эмоционального напряжения у детей.
Установление контакта.
Основную часть занятия, которая направлена на достижение цели
программы и задач каждого занятия (решение проблемных ситуаций,
изобразительная деятельность, придумывание сказок, загадок и др.)
Игру на повышение двигательной активности.
Релаксационные дыхательные и мышечные упражнения.
Ритуал прощания. Сначала подводят итог занятия (что запомнилось,
что понравилось), затем - сам ритуал прощания, и все вместе (дети с
педагогом- психологом) поднимаются в группу и там уже прощаются.
Занятия проводят 1 раз в неделю, время 25- 30 минут, во вторую половину дня. На каждом занятии решают определенную задачу по интеллектуально -творческому развитию детей.
- Перспективный план работы с детьми.
№ занятия | Задания по программе Симановского А.Е. с внедрением развивающих игр по программе «Детство», компьютерных игр, ТРИЗ и УДЕ |
Вводное занятие | Знакомство с роботом Оюном и развивающими играми по программе «Детство»
|
Занятие №2 |
Цель: развивать умение воспроизводить внешний вид и свойства предмета по памяти.
|
Занятие №3 |
Цель: развивать мышление, формировать умение выделять различные признаки предмета, смотреть на предмет с различных точек зрения.
Цель: развивать быстроту реакции. |
Занятие №4 |
Цель: развивать умение угадывать предмет по словесному описанию свойств и признаков.
Цель: развивать воображение.
|
Занятие №5 |
Цель: развивать умение угадывать предмет по словесному описанию свойств и признаков.
|
Занятие №6 |
Цель: развивать умение воссоздавать внешний целостный облик предмета на основе какой-то его части.
Цель: учить детей принимать на себя образы рукотворного мира; обогащать словарь детей оценочной лексикой.
|
Занятие №7 |
Цель: развивать умение распознавать в неопределенных графических формах (чернильные пятна, каракули) различные знакомые предметы.
|
Занятие №8 |
|
Занятие №9 |
Цель: развивать умение находить в двух и более объектах общие и различные признаки.
Цель: развивать творческое воображение, мышления и фантазию
|
Занятие №10 |
Цель: развивать логическое мышление.
Цель: развитие чувств с помощью воображения.
Расслабление под музыку «Море». |
Занятие №11 | Занятие по сказке «Храбрый лев» Цель: закрепить умение выкладывать фигуры животных с помощью игр-головоломок, закрепление сказки с помощью игр-головоломок, «Счетных палочек Кюизенера» и «Логических блоков Дьенеша» |
Занятие №12 |
Цель: развивать умение использовать мерку при сравнении предметов по величине, весу.
Цель: развивать фантазию, образное мышление, художественное восприятие. 3. Подвижная игра «Свободный танец».
|
Занятие №13 |
Цель: развивать воображение.
Цель: умение составлять сюжетный рассказ о каком-либо объекте, придумывать сказку.
|
Занятие №14 | Занятие с сюжетом сказки «Как собака себе друга искала» Цель: закрепить умение выкладывать фигуры животных с помощью игр-головоломок, закрепление сказки с помощью игр-головоломок, закрепление пространственных понятий (вверх, вниз, вправо, влево) |
Занятие №15 |
Цель: развивать умение располагать предметы в порядке возрастания и убывания. 1.б Игра «Посмотри на картинку и мысленно расставь матрешек по росту- от самой маленькой до самой большой»
Цель: развивать умение находить действия, противоположные по значению.
Цель: развивать творческое мышление, воображение.
|
Занятие №16-19 | Повторение пройденного материала. |
Занятие №20 | Итоговое занятие «Викторина». Цель: закрепление полученных знаний детей. |
- Описание форм и методов осуществления контроля качества реализации программы.
Основные используемые методы:
- наблюдение за ребенком
- беседа
- практический метод (дорисовывание фигур)
В мониторинге предусмотрено использование методов, позволяющих получить объем информации в оптимальные сроки.
Педагогом-психологом 2 раза в год проводится диагностика уровня развития познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы:
- по «Экспресс-диагностике в детском саду» Н.Н. Павловой, Л.И. Руденко.
- с детьми, показавшими высокий уровень развития познавательных процессов, дополнительно проводится диагностика по методике экспертных оценок по определению одарённых детей .А.А. Лосева.
2.4. Особенности взаимодействия руководителя кружка с педагогическим коллективом и семьями воспитанников.
Работа с педагогами.
Форма работы | Название мероприятия | Сроки |
Семинар-практикум | Психолого-педагогические особенности детей с признаками одаренности. Некоторые аспекты работы с одаренными детьми и их родителями. | сентябрь |
Игровое моделирование | Развитие эмоционально-волевых качеств одаренных детей. | январь |
Брошюра | Виды одаренности. | апрель |
Работа с родителями.
Форма работы | Название мероприятия | Сроки |
Консультация | Особенности семейного воспитания одаренного ребенка. | сентябрь |
Буклет | Рекомендации для родителей по использованию развивающих игр-головоломок в обучении одаренных детей и детей с предпосылками одаренности. | январь |
Информационный материал на сайте | Одаренный ребёнок. Что могут сделать для него родители. | апрель |
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
3.1. Список детей кружка «Умники и умницы»
2021-22 учебный год
№ | ФИО детей | № группы | Примечание |
- Список литературы.
№ | Название, автор. |
Программа «Выявление и развитие предпосылок одаренности у детей старшего дошкольного возраста» Венгер Л.А. , Дьяченко О.М. 95г. | |
Я.Л. Коломненский. Е.А. Панько «Психология детей шестилетнего возраста». | |
«Экспресс-диагностика в детском саду» Н.Н. Павлова, Л.И. Руденко 2012 г. | |
«Методика экспертных оценок по определению одаренных детей» А.А. Лосева.2008г. | |
Н.В. Алексеева «Развитие одаренных детей» | |
«Готовимся к школе. Память, логика, внимание.» Е. Деньго. Москва «Стрекоза» 2015 г. | |
«Тренажёр. Память, внимание, мышление.» С.Е. Гаврина. Москва «Росмен» 2016 г. | |
Безруких М.М. «Развитие социальной уверенности у дошкольников» | |
Т.А. Барышева, Э.В. Махрова «Креативный ребенок. Диагностика и развитие творческих способностей». | |
Винокурова Н. «Лучшие тесты на развитие творческих способностей» | |
З.В. Шашкова «Занятия по предшкольной подготовке: развитие творческого мышления». |
3.3. Расписание занятий.
Время проведения | День недели | Название кружка |
15.30-16.00 | Среда | «Умники и умницы» |
Содержание развивающих занятий с детьми
( Программа «Выявление и развитие предпосылок одаренности у детей старшего дошкольного возраста» Венгер Л.А. , Дьяченко О.М. 95г.)
Занятие 1
1. Ритуал приветствия. Снятие эмоционального напряжения (один
ребенок бросает мяч другому, называя свое имя, или прикасается своими
ладошками, здороваясь):
Упражнение «Какое у тебя настроение? На что похоже?»
Участники игры по очереди говорят, на какое время года, природное
явление, погоду похоже их сегодняшнее настроение. Начать сравнение лучше
взрослому: «Мое настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном
голубом небе, а твое?» Упражнение проводят по кругу. Взрослый обобщает:
какое же сегодня у всей группы настроение: грустное, веселое, смешное,
злое. Интерпретируя ответы детей, учтите, что сравнение настроения с
плохой погодой, холодом, дождем, хмурым небом свидетельствуют об
эмоциональном неблагополучии ребенка.
Упражнение «Подарок» (Дети сидят кругом).
«Ребята, кто любит получать подарки? А кто дарить? А кто что больше
любит? Сегодня мы поиграем в игру, которая позволит вам и дарить, и
получать подарки, только выдуманные. Итак, давайте представим себе, что
мы стали всемогущими. И мы можем подарить любой подарок соседу справа
от вас. Посмотрите на него внимательно. Попробуйте угадать, какой подарок
ему хотелось бы иметь больше всего. А теперь давайте по очереди подарим
друг другу наши подарки, не забывая при этом смотреть товарищу в глаза. А
тот, кто получит подарок, не забудет поблагодарить».
После того как дети «подарят» друг другу «подарки» следует спросить
у них, что им понравилось больше и почему, что для них было приятнее -
дарить или получать их.
2.1.Умение воспроизводить внешний вид и свойства предмета по
памяти.
Упражнение на развитие памяти
«Представьте, что вы надели круглые очки. Это волшебные очки, через
которые можно увидеть только круглые (квадратные, треугольные, овальные
и др.) вещи. Осмотритесь и назовите мне по очереди все круглые предметы в
этой комнате. Теперь закройте глаза и представьте, что в этих очках вы
вышли на улицу. Назовите пять предметов круглой формы, которые вам
встретились. Вспомните, какие круглые предметы есть у вас дома».
Упражнение «Назови признаки предмета»
Назовите по три предмета, которые могут сочетать в себе два
названных признака (можно в переносном смысле). Например: яркий, жел-
тый - свет, солнце.
пушистый, зеленый;
прозрачный, голубой;
сильный, добрый;
звонкий, громкий;
черствый, черный;
сладкий, легкий.
Для усложнения: «Назови два предмета, которые бы обладали сразу
тремя признаками:
гладкий, черный, тихий;
темный, тяжелый, шумный;
светлый, легкий, блестящий;
белый, мягкий, съедобный.
Инструкция. «Я назову (покажу) вам предмет, а вы назовите признаки
этого предмета (цвет, размер, форма, вкус, функция - что делать). Яблоко
(желтое, большое, круглое, тяжелое, сладкое - для еды). А теперь я назову вам
два признака - например: яркий, желтый. А вы придумайте такой предмет,
который подходил бы к обоим этим признакам. Например: свет, солнце,
одуванчик», в) «Помоги озорнику найти подходящий осколок стекла и
закрыть дырку (Приложение 2). Какая из четырех фигур внизу рисунка
совпадает по форме с дырой в сейфе?» (Приложение 3).
2.2. Развитие творческого воображения. Стимулирование фантазий
ребенка.
Последовательно предъявляя картинки (часы, коньки, утюг, очки,
стакан, стул, юбка, книга), предлагают ребенку перечислить все случаи
употребления данного предмета, которые он знает или может вообразить.
«Для чего нужна книга? — для чтения. А как вы думаете, для чего и как еще
можно было бы использовать книгу?»
3. Подвижная игра «Море волнуется - раз, море вол нуется - два, море
волнуется - три. На месте мор ская фигура замри!»
4. Релаксация
5. Ритуал прощания.
Все берутся за руки. «А теперь улыбнитесь друг другу самой доброй
улыбкой - и давайте обнимемся все». Уже в групповой комнате говорят друг
другу: «До свидания!»
Занятие 2
1. Ритуал приветствия. Игры на поддержание эмоционально-
благоприятного климата в группе. Установление контакта.
Упражнение «Какое у тебя настроение?»
Участники игры по очереди говорят, на какое время года, природное
явление, погоду похоже их сегодняшнее настроение. Начать сравнение лучше
взрослому: «Мое настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном
голубом небе, а твое?» Упражнение проводят по кругу. Взрослый обобщает:
какое же сегодня у всей группы настроение: грустное, веселое, смешное,
злое. Интерпретируя ответы детей, учтите, что сравнение настроения с
плохой погодой, холодом, дождем, хмурым небом свидетельствуют об
эмоциональном неблагополучии ребенка.
Упражнение «Дружба начинается с улыбки»
«Сейчас все вместе возьмемся за руки, и посмотрим своему соседу в
глаза и подарим ему, молча самую добрую, улыбку. И так по очереди друг
другу».
2.Развитие мышления, формирование умения выделять различные
признаки предмета, смотреть на предмет с различных точек зрения.
Упражнение «Назови признаки предмета»
Инструкция. «Я покажу (назову) предмет. А вы должны назвать как
можно больше признаков предмета (каков он).
Для детей шести лет карточки с изображением предметов (цвет, размер,
форма, масса, качество поверхности, температурные особенности, блеск,
материал, твердость - мягкость, прочность - хрупкость, функция...). Затем
дети обмениваются этими карточками.
3. Развитие творческого воображения, мышления и фантазии.
Упражнение «Придумай…»
Ребенку предлагают карточки с изображением различных частей тела
человека или животного, предметы и т. д. Его задача - построить из них
фантастический образ (существо, предмет). Затем описать, какими
свойствами обладает созданный образ, и сказать, как его можно использовать.
Инструкция. «Ребята, перед вами лежат карточки с различными
элементами изображений: глаза, хвосты, уши, носы и т.д. Вам нужно
придумать и сложить некое фантастическое существо, которое не живет на
земле, а затем придумать про него рассказ: как его зовут, что он любит, какой
он, для чего он нужен»
3. Упражнение «Дотронься до...»
Все играющие одеты по-разному. Ведущий говорит «Дотронься до
синего!» Все должны мгновенно сориентироваться - обнаружить у
участников в одежде что-то синее и дотронуться до этого цвета. Название
цвета периодически меняется. Взрослый следит, чтобы дотрагивались до
каждого участника.
4. Релаксация.
5 . Ритуал прощания.
«Давайте возьмемся за руки крепко, но не больно сожмем их,
улыбнемся друг другу и обнимемся». Ведущий и дети говорят друг другу «до
свидания» после того как поднимутся в группу.
Занятие 3
1. Ритуал приветствия.
Дети здороваются друг с другом и со взрослым ладошками.
Упражнение «Какое у тебя настроение? На что похоже?»
Участники игры по очереди говорят, на какое время года, природное
явление, погоду похоже их сегодняшнее настроение. Начать сравнение лучше
взрослому: «Мое настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном
голубом небе, а твое?» Упражнение проводят по кругу. Взрослый обобщает:
какое же сегодня у всей группы настроение: грустное, веселое, смешное,
злое. Интерпретируя ответы детей, учтите, что сравнение настроения с
плохой погодой, холодом, дождем, хмурым небом свидетельствуют об
эмоциональном неблагополучии ребенка.
Упражнение «Подарок» (Дети сидят кругом).
«Ребята, кто любит получать подарки? А кто дарить? А кто что больше
любит? Сегодня мы поиграем в игру, которая позволит вам и дарить, и
получать подарки, только выдуманные. Итак, давайте представим себе, что
мы стали всемогущими. И мы можем подарить любой подарок соседу справа
от вас. Посмотрите на него внимательно. Попробуйте угадать, какой подарок
ему хотелось бы иметь больше всего. А теперь давайте по очереди подарим
друг другу наши подарки, не забывая при этом смотреть товарищу в глаза. А
тот, кто получит подарок, не забудет поблагодарить».
После того как дети «подарят» друг другу «подарки» следует спросить
у них, что им понравилось больше и почему, что для них было приятнее -
дарить или получать их.
2.Умение угадывать предмет по словесному описанию свойств и
признаков.
Упражнение «Угадай загадку»
В этом домике жильцы - Маленькое, сдобное
Все умелые пловцы. Колесо съедобное,
Что за дом у них такой - Я одна тебя не съем,
До краев налит водой? Разделю ребятам всем.
(Аквариум) (Бублик)
То по лесу кружит, Что за плод! —
То в поле свистит. Шкатулочка с секретом!
Но мы не видали, Семена - стекляшечки на вид -
Каков он на вид Все прозрачные, все розового цвета,
В открытые окна Потрясешь - как странно!
Нежданно влетит... . всё звенит
(Ветер) (Гранат)
Не машина, а железный, Два брата через дорожку живут,
Со шляпой, а не гриб. А друг друга не видят.
(Гвоздь) (Глаза)
Дом без окон и дверей, Была зеленой, маленькой,
В нем шесть кругленьких детей. Потом я стала аленькой.
В темноте проводят дни. На солнце почернела я
Угадайте, кто они? И вот теперь я спелая.
(Горошинки) (Вишня)
2.2. Развитие воображения.
Упражнение «Неоконченный рисунок».
«Перед каждым из вас листы с двенадцатью кружочками. Ваша задача
из каждого кружочка изобразить с помощью дополнительных элементов
различные образы. Кто больше нарисует образов, тот и выиграл».
«Вообразите, что вы превратились:
в тигра, который пробирается в джунглях;
в робота;
в парящего над скалами орла;
в королеву Франции;
в инопланетянина;
в кипящую кастрюлю;
в авторучку, в которой закончились чернила.
Изобразите это ваше внутреннее превращение в
движении. (Задания расположены в порядке возрастания сложности.)
3. Подвижная игра «Порви круг».
Дети стоят в круг, крепко взявшись за руки. Один ребенок должен с
разбегу разорвать этот круг и оказаться внутри него.
4. Релаксация.
5. Ритуал прощания.
Все берутся за руки. «А теперь улыбнитесь друг другу самой доброй
улыбкой - и давайте обнимемся все». Уже в групповой комнате говорят друг
другу: «До свидания!»
Занятие 4
1. Ритуал приветствия.
Упражнение «Какое у тебя настроение? На что похоже?»
Участники игры по очереди говорят, на какое время года, природное
явление, погоду похоже их сегодняшнее настроение. Начать сравнение лучше
взрослому: «Мое настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном
голубом небе, а твое?» Упражнение проводят по кругу. Взрослый обобщает:
какое же сегодня у всей группы настроение: грустное, веселое, смешное,
злое. Интерпретируя ответы детей, учтите, что сравнение настроения с
плохой погодой, холодом, дождем, хмурым небом свидетельствуют об
эмоциональном неблагополучии ребенка.
Упражнение «Подарите друг другу улыбку...».
Если у кого-то вдруг плохое настроение, то необходимо спросить у
этого ребенка: «Может, тебе чем-то помочь?» Или: «Что тебе подарить?»
Каждый из детей делает какой-либо подарок (улыбку, взгляд, тепло руки...)
2.1. Умение воссоздавать внешний целостный облик предмета на
основе какой-то его части.
Упражнение «Дорисуй картинку»
Детям предлагают карточки с незаконченными изображениями,
приблизительно по 5-7 каждому. Ребенок должен дорисовать изображение и
сказать, что у него получилось.
Усложнение: ребенку предлагается лист с девятью изображениями
незаконченного рисунка. Он должен их назвать за одну минуту (автор Л. Ю.
Субботина).
Инструкция. «Перед вами карточки с незаконченными рисунками.
Посмотрите на них внимательно, дорисуйте, а потом каждый по очереди
расскажите, что у кого получилось».
Игра «Чем похожи?»
Умение сочетать признаки разных предметов (метод фокальных
объектов). Название метода произошло от глагола «фокусироваться». В
переносном смысле это означает, что мы концентрируем свое внимание на
каком-то объекте, который нужно изучить или усовершенствовать. Он
предстает перед нами в самых разных своих проявлениях.
Произвольно выбираем несколько объектов и называем их. Желательно
чтобы предметы были хорошо знакомы ребенку. Затем «примеряем»
признаки этих предметов к первому объекту. Неожиданные сочетания этих
признаков с изучаемым объектом позволяют его рассмотреть с разных, порой
с самых необычных, сторон. Новые ракурсы рассмотрения позволяют глубже
понять его особенности, открыть новые и интересные свойства. Например:
понятие река сочетать со свойствами любого предмета домашнего обихода.
Инструкция. «Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру "Чем
похожи?"» Мы будем сравнивать между собой два совершенно разных слова.
Например: река и молоток.
Но чтобы нам было легче и понятнее, давайте вспомним, какими
свойствами обладает молоток?» - (большой, стальной, тяжелый, деревянный,
красивый и т. п.)
«А теперь эти свойства молотка как бы «наденем» на слово река:
большая река - Волга, Дон, Амазонка...;
стальная река - расплавленная сталь в литейном цехе завода;
тяжелая река - река, трудная для туристов, сплавщиков, работников
речного транспорта;
деревянная река - деревянный водопровод в древних городах.
Детям предлагают с помощью метода фокальных объектов исследовать
следующие понятия: птица, зверь, рыба, бабочка, озеро, море, лес, поле.
3. Подвижная игра «Водный карнавал»
«Сейчас мы все отправимся на праздник к Морскому царю. Ну мы же
не можем отправиться туда в облике людей: под водой мы погибнем! Что
нужно сделать? Превратиться в рыбок, крабов, морских коньков, звезд и т. п.»
«Сейчас зазвучит музыка, и вы попадете на карнавал морских
обитателей, будете танцевать как рыбки, коньки, крабы и т.д., а Морской царь
будет хвалить особо понравившихся танцоров».
Под плавную музыку морские обитатели, лежа на полу или стоя,
начинают свой карнавал.
4. Релаксация.
5. Ритуал прощания.
Все берутся за руки. «А теперь улыбнитесь друг другу самой доброй
улыбкой - и давайте обнимемся все». Уже в групповой комнате говорят друг
другу: «До свидания!»
Занятие 5
1. Ритуал приветствия
Упражнение «Какое у тебя настроение?».
Участники игры по очереди говорят, на какое время года, природное
явление, погоду похоже их сегодняшнее настроение. Начать сравнение лучше
взрослому: «Мое настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном
голубом небе, а твое?» Упражнение проводят по кругу. Взрослый обобщает:
какое же сегодня у всей группы настроение: грустное, веселое, смешное,
злое. Интерпретируя ответы детей, учтите, что сравнение настроения с
плохой погодой, холодом, дождем, хмурым небом свидетельствуют об
эмоциональном неблагополучии ребенка.
Упражнение «Подарок» (Дети сидят кругом).
«Ребята, кто любит получать подарки? А кто дарить? А кто что больше
любит? Сегодня мы поиграем в игру, которая позволит вам и дарить, и
получать подарки, только выдуманные. Итак, давайте представим себе, что
мы стали всемогущими. И мы можем подарить любой подарок соседу справа
от вас. Посмотрите на него внимательно. Попробуйте угадать, какой подарок
ему хотелось бы иметь больше всего. А теперь давайте по очереди подарим
друг другу наши подарки, не забывая при этом смотреть товарищу в глаза. А
тот, кто получит подарок, не забудет поблагодарить».
После того как дети «подарят» друг другу «подарки» следует спросить
у них, что им понравилось больше и почему, что для них было приятнее -
дарить или получать их.
2. Умение распознавать в неопределенных графических формах
(чернильные пятна, каракули) различные знакомые предметы.
Упражнение «Кляксы»
Раздают детям картинки с чернильными пятнами. Каждому задание:
«Посмотри внимательно. Кто это? Как его зовут? Придумай об увиденном
сказку».
Перед детьми кладут большой лист бумаги, на котором они должны
сделать «кляксы»: цветные пятна различной величины и формы. Затем детям
предлагают попробовать разглядеть в «кляксах» какую-нибудь картинку,
придумать сказку про увиденное.
Предлагают детям разнообразные картинки типа «Где спряталась
зебра?», «Кто здесь нарисован?» и др.
3. Подвижная игра «Прорви круг».
Эта игра способствует большей вовлеченности детей в группу. Дети
стоят в кругу, крепко взявшись за руки. Один из детей должен с разбегу
разорвать круг и оказаться внутри него.
4. Релаксация.
Упражнение на расслабление.
«Путешествие на голубую звезду» под космическую музыку.
5. Ритуал прощания.
Все берутся за руки. «А теперь улыбнитесь друг другу самой доброй
улыбкой - и давайте обнимемся все». Уже в групповой комнате говорят друг
другу: «До свидания!»
Занятие 6
1. Ритуал приветствия.
Упражнение « На что похоже у тебя настроение?»
Участники игры по очереди говорят, на какое время года, природное
явление, погоду похоже их сегодняшнее настроение. Начать сравнение лучше
взрослому: «Мое настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном
голубом небе, а твое?» Упражнение проводят по кругу. Взрослый обобщает:
какое же сегодня у всей группы настроение: грустное, веселое, смешное,
злое. Интерпретируя ответы детей, учтите, что сравнение настроения с
плохой погодой, холодом, дождем, хмурым небом свидетельствуют об
эмоциональном неблагополучии ребенка.
Упражнение «Подарок» (Дети сидят кругом).
«Ребята, кто любит получать подарки? А кто дарить? А кто что больше
любит? Сегодня мы поиграем в игру, которая позволит вам и дарить, и
получать подарки, только выдуманные. Итак, давайте представим себе, что
мы стали всемогущими. И мы можем подарить любой подарок соседу справа
от вас. Посмотрите на него внимательно. Попробуйте угадать, какой подарок
ему хотелось бы иметь больше всего. А теперь давайте по очереди подарим
друг другу наши подарки, не забывая при этом смотреть товарищу в глаза. А
тот, кто получит подарок, не забудет поблагодарить».
После того как дети «подарят» друг другу «подарки» следует спросить
у них, что им понравилось больше и почему, что для них было приятнее -
дарить или получать их.
2. Умение находить в двух и более объектах общие и различные
признаки.
Упражнение «Назови одним словом»
Инструкция. «Я буду называть ряд предметов, а вы постарайтесь их все
объединить одним словом».
Задание на объединение предметов в группы:
стол, стул, шкаф, диван, табурет - что это?;
лимон, яблоко, апельсин, груша- что это?
Игра «Лишнее слово».
Назвать лишнее слово.
Объяснить выбор:
щука, карась, окунь, рак;
ромашка, ландыш, сирень, колокольчик;
Саша, Коля, Маша, Лена, Егоров;
ветка, яблоко, цветок, птичка, виноград;
заяц, лось, кабан, волк, овца;
ухо, лицо, нос, рот, глаз;
рысь, медведь, тигр, кошка, лев;
змея, паук, ящерица, дерево, улитка;
мяч, коньки, качели, клюшка;
гусь, лебедь, павлин, курица, кролик;
диван, кровать, шкаф, парта, тетрадь;
дряхлый, старый, изношенный, маленький, ветхий;
молоко, сливки, сыр, сало, сметана.
Игра «Назови отличия».
Даны предметы: шкаф, магнитофон, книга, звонок, чернильница, само-
лет. Чем эти предметы отличаются, например, от телевизора, собаки,
машины, карандаша, стола, птицы? Найдите как можно больше отличий.
Например:
шкаф - телевизор:
большой - маленький;
используется для хранения вещей - не используется для их хранения;
не нуждается в электричестве - нуждается в электричестве.
Инструкция. «Сейчас мы будем называть отличия предметов. Я буду
называть два слова, а вы - называть отличия этих предметов»: шкаф -
телевизор, магнитофон - собака, книга - машина, звонок - карандаш,
чернильница - стол, самолёт - птица. 2.2. Игра «Выпекание пряничной
куколки» (аналогично игре «Торт» - по Кряжевой Н.Л.)
Упражнение «Лепим куклу»
Водящий «лепит» из ребенка «пряничную куколку», постоянно вслух
проговаривая: «Какие красивые глазки, ушки, носик получаются!».
Приглашает всех детей полюбоваться. Затем так же лепятся шея, руки, ноги,
тело. Когда куколка будет готова, дети трижды вдувают в нее «жизнь».
Куколка «оживает».
Упражнение можно повторять на последующих занятиях, пока все дети
не побудут куколкой.
3. Подвижная игра «Море волнуется раз!»
4. Релаксация.
5. Ритуал прощания.
Все берутся за руки. «А теперь улыбнитесь друг другу самой доброй
улыбкой - и давайте обнимемся все». Уже в групповой комнате говорят друг
другу: «До свидания!»
Занятие 7
1. Ритуал приветствия.
Упражнение «На что похоже настроение».
Участники игры по очереди говорят, на какое время года, природное
явление, погоду похоже их сегодняшнее настроение. Начать сравнение лучше
взрослому: «Мое настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном
голубом небе, а твое?» Упражнение проводят по кругу. Взрослый обобщает:
какое же сегодня у всей группы настроение: грустное, веселое, смешное,
злое. Интерпретируя ответы детей, учтите, что сравнение настроения с
плохой погодой, холодом, дождем, хмурым небом свидетельствуют об
эмоциональном неблагополучии ребенка.
Упражнение «Подарок» (Дети сидят кругом).
«Ребята, кто любит получать подарки? А кто дарить? А кто что больше
любит? Сегодня мы поиграем в игру, которая позволит вам и дарить, и
получать подарки, только выдуманные. Итак, давайте представим себе, что
мы стали всемогущими. И мы можем подарить любой подарок соседу справа
от вас. Посмотрите на него внимательно. Попробуйте угадать, какой подарок
ему хотелось бы иметь больше всего. А теперь давайте по очереди подарим
друг другу наши подарки, не забывая при этом смотреть товарищу в глаза. А
тот, кто получит подарок, не забудет поблагодарить».
После того как дети «подарят» друг другу «подарки» следует спросить
у них, что им понравилось больше и почему, что для них было приятнее -
дарить или получать их.
2.1. Умение узнавать объект по описанию возможных действий с ним.
Упражнение «Узнай по описанию»
«Сейчас я буду вам загадывать загадки, а вы попробуете их отгадать».
Загадки:
По снегу покатите - я подрасту, Нагнут меня ребята -
На костре согреете - я пропаду. И дождь пойдет на грядки.
(Снежный ком) (Лейка)
Стукнешь о стенку - а я отскачу, Держит девочка в руке
Бросишь на землю - а я подскачу. Облачко на стебельке.
Я из ладоней в ладони лечу. Стоит дунуть на него -
Смирно лежать я никак не хочу. И не будет ничего!
(Мяч) (Одуванчик)
Очень любят дети Суп варил, картошку пёк.
Холодок в пакете На привале нам помог.
Холодок - холодок, Для похода он хорош,
Дай лизнуть тебя разок! Да с собой не понесешь!
(Мороженое) (Костер)
За ботву, как за верёвку, Мчусь, как пуля, я вперёд,
Можно вытащить ... Лишь поскрипывает лед,
(Морковку) Да мелькают огоньки.
Кто несет меня?
(Коньки)
2.2. Развитие чувств с помощью воображения.
Упраж нение «Волшебники».
Вначале ребенку предлагают две совершенно одинаковые фигуры
«волшебников» (колдунов, звездочетов, фей). Его задача - дорисовать эти
фигуры, превратив одну из них в «доброго», а другую - в «злого»
волшебника. Затем придумать, что же совершил «добрый» и «злой» колдун,
колдунья, звездочет, фея, волшебница. В конце рассматривают все рисунки.
Можно предложить обыграть встречу двух волшебников: «Представьте,
что встретились добрый и злой волшебники и разговорились. О чем они
могли говорить? Давайте попробуем сыграть в эту встречу! Пусть встретятся
и побеседуют».
3. Подвижная игра «Повозим Ивана Царевича».
Детям предлагают вспомнить сказку про Ивана-Царевича и Серого
волка, представить, как иногда страшно было Ивану мчаться на волке в
неведомые страны, но он доверял волку и обрел с его помощью счастье.
Далее детей делят на пары - Ивана-Царевича и его волка. Иванам-Царевичам
завязывают глаза. Затем они встают позади своих волков и берут их за локти.
Потом по команде ведущего волки начинают бегать по комнате и «возить»
своих Иванов, при этом им необходимо не допустить столкновения или
падения Иванов-Царевичей.
4. Релаксация.
Расслабление под музыку «Море».
5. Ритуал прощания.
Все берутся за руки. «А теперь улыбнитесь друг другу самой доброй
улыбкой - и давайте обнимемся все». Уже в групповой комнате говорят друг
другу: «До свидания!»
Занятие 8
1. Ритуал приветствия.
Упражнение «Какое у тебя настроени?»
Участники игры по очереди говорят, на какое время года, природное
явление, погоду похоже их сегодняшнее настроение. Начать сравнение лучше
взрослому: «Мое настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном
голубом небе, а твое?» Упражнение проводят по кругу. Взрослый обобщает:
какое же сегодня у всей группы настроение: грустное, веселое, смешное,
злое. Интерпретируя ответы детей, учтите, что сравнение настроения с
плохой погодой, холодом, дождем, хмурым небом свидетельствуют об
эмоциональном неблагополучии ребенка.
Упражнение «Подарок» (Дети сидят кругом).
«Ребята, кто любит получать подарки? А кто дарить? А кто что больше
любит? Сегодня мы поиграем в игру, которая позволит вам и дарить, и
получать подарки, только выдуманные. Итак, давайте представим себе, что
мы стали всемогущими. И мы можем подарить любой подарок соседу справа
от вас. Посмотрите на него внимательно. Попробуйте угадать, какой подарок
ему хотелось бы иметь больше всего. А теперь давайте по очереди подарим
друг другу наши подарки, не забывая при этом смотреть товарищу в глаза. А
тот, кто получит подарок, не забудет поблагодарить».
После того как дети «подарят» друг другу «подарки» следует спросить
у них, что им понравилось больше и почему, что для них было приятнее -
дарить или получать их.
2.1. Умение использовать мерку при сравнении предметов по величине,
весу.
Игра «Придумай разные способы».
«Представь, что в городе вдруг исчезли все часы. Ни у кого часов не
осталось. Как можно следить за ходом времени, пока в городе не появятся
новые часы?» Сколько способов ты можешь предложить?
«Как вы думаете, чем лучше всего измерить: муравья, бревно, жилой
дом, грудного ребенка, твой рост, твой палец, машину, карандаш? Расскажите,
как вы это измерите».
«Чем лучше отмерить продукты, входящие в шоколадный кекс: муку,
соль, ванилин, воду, сахар, какао? Сколько бы вы взяли каждого продукта?»
«Если бы вы хотели приготовить завтрак для великана, чем бы вы
стали отмерять следующие продукты: муку для оладий, молоко для оладий,
масло, сироп, молоко для питья, яйца, соль, перец? Сколько бы вы взяли
каждого продукта?»
2.2. Развитие фантазии, образного мышления художественного
восприятия.
Упражнение «Три краски».
Дают ребенку краски трех цветов, которые, по его мнению, наиболее
Подходящие друг другу, и просят закрасить ими весь лист. На что получился
Похож рисунок? Если ему трудно определить, тогда ему разрешают
немного дорисовать рисунок. Теперь просят придумать как можно больше
названий к полученному рисунку.
Инструкция. «Перед вами листы бумаги и различные краски. Выберите
любые три понравившиеся вам краски и зарисуйте весь лист бумаги — так,
как захотите. Представьте, что вы великие художники и создаете самую
красивую картину в своей жизни...
А теперь посмотрите каждый на свой рисунок и скажите, на что он
похож, что там нарисовано, как называется ваш рисунок?»
3. Подвижная игра «Свободный танец».
«Сейчас я включу музыку, а вы с закрытыми глазами будете танцевать,
выполняя любые, какие вам захочется, движения, не касаясь друг друга».
Ритм, громкость музыки лучше периодически менять.
4. Релаксация.
5.Ритуал прощания.
Все берутся за руки. «А теперь улыбнитесь друг другу самой доброй
улыбкой - и давайте обнимемся все». Уже в групповой комнате говорят друг
другу: «До свидания!»
Занятие 9
1. Ритуал приветствия.
Упражнение «Какое у тебя настроение?»
Участники игры по очереди говорят, на какое время года, природное
явление, погоду похоже их сегодняшнее настроение. Начать сравнение лучше
взрослому: «Мое настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном
голубом небе, а твое?» Упражнение проводят по кругу. Взрослый обобщает:
какое же сегодня у всей группы настроение: грустное, веселое, смешное,
злое. Интерпретируя ответы детей, учтите, что сравнение настроения с
плохой погодой, холодом, дождем, хмурым небом свидетельствуют об
эмоциональном неблагополучии ребенка.
Упражнение «Подарок» (Дети сидят кругом).
«Ребята, кто любит получать подарки? А кто дарить? А кто что больше
любит? Сегодня мы поиграем в игру, которая позволит вам и дарить, и
получать подарки, только выдуманные. Итак, давайте представим себе, что
мы стали всемогущими. И мы можем подарить любой подарок соседу справа
от вас. Посмотрите на него внимательно. Попробуйте угадать, какой подарок
ему хотелось бы иметь больше всего. А теперь давайте по очереди подарим
друг другу наши подарки, не забывая при этом смотреть товарищу в глаза. А
тот, кто получит подарок, не забудет поблагодарить».
После того как дети «подарят» друг другу «подарки» следует спросить
у них, что им понравилось больше и почему, что для них было приятнее -
дарить или получать их.
Игра в мяч.
Дети встают в круг вместе с ведущим, каждый дает мяч тому, с кем
желает в данный момент общаться. Таким образом, общение становится
невербально опосредованным. Игра дает возможность судить о симпатиях
или антипатиях в группе.
2. Умение составлять сюжетный рассказ о каком-либо объекте,
придумывать сказку.
а) Развитие воображения.
Упражнение «Закончи предложение»
«Давайте поиграем в такую игру: я буду начинать говорить, а вы
попытаетесь продолжить мое высказывание. Итак, начинаем. Я прислушаюсь
к мысли каждого из вас. (Отвечает каждый ребенок.)
Такого не бывает, что...
Все знают, что ...
Витя сел на велосипед, хотя...
Гоша заблудился, потому что...
Транспорт - это...
На высоком дереве жил дятел. Он работал лесным доктором. Каждый
день летал на работу. Свой день он тщательно планировал. Сначала
он....
Жил был каменный человечек.
В погребе мыши устроили пир...
Упражнение «Придумайте сказку»
б) А сейчас я вам начну рассказывать сказку о необычных героях:
«Жил-был маленький гиппопотамчик. Вы знаете кто это?
Многие звери смеялись над ним, что он такой маленький. Больше всех
смеялась одна муха. Среди мух она была самая большая. (Показать картинку.
И вот однажды муха села на ветку рядом с гиппопотамчиком и стала его
дразнить.
А теперь придумайте сами и продолжите сказку».
И дети по очереди рассказывают тут же придуманные сюжеты.
Упражнение «Аплодисменты»
«Вы все сегодня были замечательными сказочниками. Поэтому давайте
каждому подарим аплодисменты».
Дети стоят полукругом, в центр на возвышение поднимается по
очереди каждый ребенок: «Поприветствуем сказочника из Франции..., самого
лучшего и замечательного...» Дети аплодируют каждому ребенку.
Игра эта направлена на повышение самооценки и уверенности в себе.
3. Подвижная игра на выбор детей.
«Вспомните, в какие подвижные игры мы с вами играли. В какую из
них вы хотели бы поиграть еще раз?»
Если не вспомнят - ведущий предлагает свою.
4. Релаксация.
5. Ритуал прощания.
Все берутся за руки. «А теперь улыбнитесь друг другу самой доброй
улыбкой - и давайте обнимемся все». Уже в групповой комнате говорят друг
другу: «До свидания!»
Занятие 10
1. Ритуал приветствия
Упражнение «Какое у тебя настроение?»
Участники игры по очереди говорят, на какое время года, природное
явление, погоду похоже их сегодняшнее настроение. Начать сравнение лучше
взрослому: «Мое настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном
голубом небе, а твое?» Упражнение проводят по кругу. Взрослый обобщает:
какое же сегодня у всей группы настроение: грустное, веселое, смешное,
злое. Интерпретируя ответы детей, учтите, что сравнение настроения с
плохой погодой, холодом, дождем, хмурым небом свидетельствуют об
эмоциональном неблагополучии ребенка.
Упражнение «Подарок» (Дети сидят кругом).
«Ребята, кто любит получать подарки? А кто дарить? А кто что больше
любит? Сегодня мы поиграем в игру, которая позволит вам и дарить, и
получать подарки, только выдуманные. Итак, давайте представим себе, что
мы стали всемогущими. И мы можем подарить любой подарок соседу справа
от вас. Посмотрите на него внимательно. Попробуйте угадать, какой подарок
ему хотелось бы иметь больше всего. А теперь давайте по очереди подарим
друг другу наши подарки, не забывая при этом смотреть товарищу в глаза. А
тот, кто получит подарок, не забудет поблагодарить».
После того как дети «подарят» друг другу «подарки» следует спросить
у них, что им понравилось больше и почему, что для них было приятнее -
дарить или получать их.
2.1. Умение располагать предметы в порядке возрастания и
убывания.
Игра «Расставь солдат по росту»
а) «Посмотри на картинку и мысленно расставь солдат по росту: от
большого к маленькому. Скажи, какой солдат должен стоять первым,
вторым, третьим...».
б) «Посмотри на картинку и мысленно расставь матрешек по росту
- от самой маленькой до самой большой».
2.2. Умение находить действия, противоположные по значению.
Упражнение «Придумай слово»
«Сейчас я буду называть слово, а вы мне будете называть
противоположное по значению.
Например -.разрезать - соединять, увеличивать -уменьшать
Таять - Поджигать -
Засыпать - Вытаскивать -
Подниматься - Приглашать -
Нырять - Входить -
Нагревать - Пачкать -
Рисовать - Чинить -
Упражнение «Игрушки» (дети сидят кругом).
Развитие воображения и притязания на признание.
Инструкция. «Попробуем представить себе, что нас заколдовал
волшебник и превратил каждого в какую-то игрушку. Закройте глаза и
постарайтесь увидеть, в какую игрушку вы превратились: в куклу, слона,
машину, мячик или во что-то другое. Может быть, вам удастся почувствовать,
как ваш хозяин играет с вами, как он берет вас на руки, любуется своей
любимой игрушкой. Постарайтесь запомнить то, что вы почувствовали. А
теперь откройте глаза. Давайте попробуем догадаться, кто в какую игрушку
только что превращался».
По очереди в центре внимания оказывается каждый ребенок. Ведущий
при этом помогает понять, как через угадывание его игрушки другие дети
передают свое видение различных сторон своего «я».
3. Подвижная игра - «Шел медведь по лесу».
Участники встают в круг и берутся за руки. Один из ребят изображает
медведя. Он становится в центр круга. Хоровод начинает двигаться, все поют:
Шел медведь по лесу, по лесу, по лесу,
Нашел медведь принцессу, принцессу, принцессу.
Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,
Ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем,
Ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем,
Ножками потопаем, потопаем, потопаем,
Хвостиком помашем, помашем, помашем
И опять попляшем, попляшем, попляшем.
При словах «Шел медведь по лесу...» медведь с закрытыми глазами
кружится, а когда поют «Нашел медведь принцессу», он останавливается и
открывает глаза. Если перед ним оказывается девочка, то он выбирает ее
принцессой и выводит на середину круга. Если оказывается мальчик - первые
две строчки повторяются. Вместе мальчик и девочка выполняют то, о чем
поётся в песне.
Так как игра для детей новая, то ведущим назначается взрослый или
игра разучивается со всеми детьми в группе заранее.
4. Релаксация.
5. Ритуал прощания.
Все берутся за руки. «А теперь улыбнитесь друг другу самой доброй
улыбкой - и давайте обнимемся все». Уже в групповой комнате говорят друг
другу: «До свидания!»
Анкеты по оценке работы педагога-психолога в кружке
«Умники и умницы»
Анкета . Уважаемые родители! Просим Вас ответить на вопросы, для улучшения кружковой работы педагога-психолога.
да нет частично нет ответа
да нет частично нет ответа
да нет частично нет ответа
да нет частично нет ответа нет ответа
да нет нет ответа Если сталкивались, то по какой причине? (указать основные причины и количество родителей, отметивших их)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Спасибо за сотрудничество!!! |
Предварительный просмотр:
Открытое развивающее занятие по познавательному развитию в подготовительной группе.
Тема: " Встреча с Роботом Оюном"
Цель: развитие интеллектуально-творческого мышления.
Задачи:
- образовательная:
- развивающая: развивать внимание, воображение, память, интеллектуально-творческое мышление, речь, мелкую моторику.
- воспитательная: воспитывать умение доводить начатое дело до конца, воспитывать умение работать в коллективе: слышать друг друга, договариваться.
Предварительная работа:
Оборудование:
- для педагога-психолога: Д.и. "Робот Оюн", ТСО: "Звуки робота", мелодия.
- раздаточный материал для детей (листы бумаги с изображением клякс цветными карандашами.)
План занятия.
- Ритуал приветствия.
- Упражнение «Какое у тебя настроение?».
- «Подарок»
- Сюрпризный момент. Робот Оюн.
- Задание по таблице с домашними и дикими животными. УДЕ.(стоя возле мольберта).
- Пальчиковая гимнастика.
- Упражнение «Кляксы»
- П.и. "Будь внимателен"
- Пальчиковая гимнастика
- Дорисовывание клякс
- Анализ работ.
- Упражнение на релаксацию и развитие воображения "Путешествие в степь"
- Рефлексия «В кругу с мячом»
- Ритуал прощания.
Ход занятия.
1. Ритуал приветствия. Игры на поддержание эмоционально-
благоприятного климата в группе. Установление контакта.
Упражнение «Какое у тебя настроение?»
Участники игры по очереди говорят, на какое время года, природное
явление, погоду похоже их сегодняшнее настроение. Начать сравнение лучше
взрослому: «Мое настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном
голубом небе, а твое?» Упражнение проводят по кругу. Педагог-психолог обобщает:
какое же сегодня у всех нас сегодня веселое настроение?
Ребята, а когда у меня веселое хорошее настроение, мне хочется дарить людям подарки. А вам?
Упражнение «Подарок»
Сейчас по кругу тот, кто дарит смотрит в глаза. Тот кто получает говорит слова благодарности. Я начну : 2Бальджира я дарю тебе лучезарную улыбку. и т. д.
Что бы вы подарили ….
А теперь поздороваемся с нашим постоянным гостем с Роботом Оюном, посоветуйтесь и подумайте, а что бы вы подарили роботу Оюну?
Ребята. а Оюн пришел к нам с интересными заданиями. Вам нравится выполнять задания Робота Оюна? Тогда начинаем!Подойдите к мальберту. Робот Оюн запутался кто где находится и как кого зовут. Поможем ему разобраться?
1.Задание по таблице УДЕ.
-Кто изображен на таблице? Перечислим.
- Назовите кто находится в нижнем ряду?
Перечислите. Как назвать одним словом?(Домашние животные).
А как назвать одним словом остальных животных, которые находятся в верхнем и среднем рядах? (Дикие животные)
Назовите животное, которое находится в верхнем ряду в левом столбце
Назовите животное, которое находится в среднем ряду в правом столбце
Кто находится между … и …
А над …
Кто находится под… и справа от…
Какие вы внимательные!
А кто из вас назовет пару животных по 2 признакам: серый и быстрый
По 3 признакам: быстрый, маленький.
Назовите сходства коровы и .
Вот, молодцы ! Мы помогли Роботу разобраться в животных Калмыкии, теперь он не будет их путать.
Робот, что-то не успокоился, оказывается он встретил художника, и попросил нарисовать ему друзей, а художник оставил только кляксы. Ребята, а как можно исправить ошибку художника и порадовать робота?
Дети: оживить кляксы, дорисовать их. Поможем?.
Проходите за столы. Перед выполнением работы разомнем пальчики
Пальчиковая гимнастика.
В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому
Указательный и средний
Безымяный и последний.
И мизинчик малышок
Сам забрался на порог
Вместе пальчики друзья
Друг без друга нам нельзя!
2. Задание на творческое воображение «Кляксы». (Умение распознавать в неопределенных графических формах (чернильные пятна), каракули различные знакомые предметы.
Раздают детям картинки с чернильными пятнами. Каждому задание:
- Дорисуйте кляксу. Посмотрите внимательно. Кто это? Как его зовут? Придумайте о нем историю».
Рассказы детей о нарисованном сказочном герое.
Робот очень довольный, ему понравились все нарисованные вами друзья. И он приглашает вас поиграть.
3. Упражнение «Дотронься до...»
Все играющие одеты по-разному. Ведущий говорит «Дотронься до
синего!» Все должны мгновенно сориентироваться - обнаружить у
участников в одежде что-то синее и дотронуться до этого цвета. Название
цвета периодически меняется. Взрослый следит, чтобы дотрагивались до
каждого участника.
Ребята, Робот нам принес свою любимую игру. Поиграем?
Блоки Дьенеша.
Найдите круглую фигуру.
Найдите круглую синю фигуру
Найдите круглую синюю толстую фигуру
Найдите круглую синюю толстую маленькую
А он еще что-то нам принес. Танграм.
Если останется время
- Релаксация.
- Рефлексия.
- А сейчас сделаем круг и передавая солнышко по кругу скажем, что понравилось больше всего на занятии.
5 . Ритуал прощания.
«А теперь, возьмемся за руки крепко, но не больно сожмем их,
улыбнемся друг другу и попрощаемся с Оюном и гостями.». Ведущий и дети говорят друг другу «Досвидания!» после того как поднимутся в группу.