Родителям
Рекомендации для родителей:
Скачать:
Предварительный просмотр:
Трудный возраст
Каждый ребенок уникален, и переходный возраст у всех начинается по-разному. Специалисты говорят, что это происходит в возрасте 11-14 лет. Подросток становится замкнутым, раздражительным, излишне чувствительным к любой критике. При этом свои настоящие чувства они пытаются скрыть за маской нарочитого безразличия, а иногда и грубости.
Классическими симптомами переходного возраста являются молниеносная смена настроения и принципиальность даже в самых незначительных вопросах. Подросток начинает так рьяно отстаивать свое право на независимость, что даже привычная просьба убрать в своей комнате может перерасти в конфликт.
Мудрость и терпение
Каким же должно быть твое поведение, чтобы максимально облегчить жизнь подростку? Главное – помнить, что несмотря на кажущуюся независимость, максимализм и даже дерзость, твой ребенок сейчас как никогда нуждается в понимании и поддержке.
Установи для ребенка правила поведения. Но предварительно обсуди их с ним. Каковы его обязанности по дому? Когда он должен возвращаться с прогулки? Как бы ему хотелось проводить свое свободное время? Вместе вы должны выработать такие взаимоотношения, которые устроят и тебя, и его. Единственное условие: установив правила, следи, чтобы твой ребенок придерживался их всегда, а не изредка.
Не опекай его чрезмерно. Сейчас ты волнуешься о нем как никогда, но у подростка могут быть свои взгляды, отличающиеся от твоих. Не стоит контролировать каждый его шаг, твой ребенок теперь вполне способен нести ответственность за свои поступки. Доверяй ему, и он ответит тебе тем же.
Подружись со своим ребенком. Непросто сразу же сменить привычное амплуа, но доверительные отношения в семье того стоят. Искренне интересуйся, чем он увлекается, какую музыку слушает, расспрашивай о его круге общения. Выберите свободный день и проведите его так, как захочется ему, даже если ты не вполне с этим согласна.
Разговаривай с ним по душам. Возможно, поначалу это будет непросто, но со временем такие беседы должны превратиться в добрую традицию. Строй ваше общение так, чтобы он чаще высказывал собственное мнение. Можешь поделиться с ним какими-то своими затруднениями и спросить совета. Сейчас для него самое важное – чувствовать себя нужным понимаемым.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "ВАШ РЕБЕНОК ПЯТИКЛАССНИК"
Некоторые проблемы пятиклассников
В письменных работах пропускает буквы.
Не умеет применять правила, хотя знает их формулировку.
С трудом решает математические задачи.
Плохо владеет умением пересказа.
Невнимателен и рассеян.
Неусидчив во время занятий, индивидуальной работы.
Не умеет работать самостоятельно.
С трудом понимает объяснения учителя.
Постоянно что-то и где-то забывает.
Плохо ориентируется в пространстве (в том числе и в своей тетради).
Испытывает страх перед уроками, учителями, ситуациями проверки знаний.
Часто меняет приятелей, ни с кем не дружит подолгу; часто бывает одинок.
Признаки возникшей дезадаптации школьника
Усталый, утомленный вид ребенка.
Нежелание делиться впечатлениями о проведенном дне.
Стремление при разговоре отвлечь родителей от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
Нежелание выполнять домашние задания.
Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
Жалобы на те или иные события, связанные со школой.
Беспокойный ночной сон.
Трудности утреннего пробуждения, вялость.
Постоянные жалобы на плохое самочувствие.
Золотые правила воспитания для родителей
· Любите своего ребенка, и пусть он никогда не усомнится в этом.
· Принимайте ребенка таким, какой он есть, — со всеми достоинствами и недостатками.
· Опирайтесь на лучшее в ребенке, верьте в его возможности.
· Стремитесь понять своего ребенка, загляните в его мысли и чувства; почаще ставьте себя на его место.
· Создайте условия для успеха ребенка; дайте ему возможность почувствовать себя сильным, умелым, удачливым.
· Не пытайтесь реализовывать в ребенке свои несбывшиеся мечты и желания.
· Помните, что воспитывают не слова, а личный пример.
· Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, особенно не ставьте их в пример. Помните, что каждый ребенок неповторим и уникален.
· Не рассчитывайте на то, что ребенок вырастет таким, как вы хотите.
· Помните, что ответственность за воспитание ребенка несете именно вы.
Такой длинный переходный
интервал выделен в связи с тем, что
необходимо избежать совпадения двух
кризисов, один из которых связан со
спецификой переходного периода
(возрастной кризис), а другой – с
изменениями в организации обучения
(условно-педагогическим кризисом).
Один из них провоцирует противоречия этого этапа развития ребенка
"изнутри", а другой "извне".
Что же происходит с ребенком этого возраста «в рамках возрастного кризиса»?
Именно на границе перехода от младшего школьного к подростковому
возрасту решаются специфические задачи личностного развития и взросления
человека, идет интенсивное усвоение культурных ценностей, определяющих в
дальнейшем его главные жизненные предпочтения.
В связи с началом этапа полового созревания изменения происходят в
познавательной сфере младшего подростка: замедляется темп их деятельности, на
выполнение определенной работы теперь школьнику требуется больше времени.
Дети чаще отвлекаются, неадекватно реагируют на замечания, иногда ведут себя
вызывающе, бывают раздражены, капризны, их настроение часто меняется. Это
является причиной замечаний, наказаний, приводит к снижению успеваемости и
конфликтам во взаимоотношениях.
В этот период детям свойственна повышенная активность, стремление к
деятельности, происходит уточнение границ и сфер интересов, увлечений. В этот
период подростку становится интересно многое, далеко выходящее за рамки его
повседневной жизни. Его начинают интересовать вопросы прошлого и будущего,
проблемы войны и мира, жизни и смерти, экологические и социальные темы,
возможности познания мира, инопланетяне, ведьмы и гороскопы. Многие
исследователи рассматривают этот возраст как период “зенита
любознательности”, по сравнению с младшими и старшими детьми. Однако эта
любознательность весьма поверхностна, а также практически полностью не
связана со школьной программой. Недаром среди педагогов распространена шутка,
что подросток знает все и интересуется всем, что не входит в школьную
программу.
2
Некоторая «неуправляемость» детей данного возраста сочетается с особой
восприимчивостью и поведенческой гибкостью, открытостью для сотрудничества
и, вместе с тем, с достаточной интеллектуальной зрелостью, что позволяет
взрослым (учителям и родителям) строить отношения с ними на основе диалога, на
принципах партнерского общения.
Дети данного возраста активно начинают интересоваться своим
собственным внутренним миром и оценкой самого себя.
Основные изменения, происходящие с младшими подростками, касаются:
(описаны Д.Б. Элькониным и Т.В. Драгуновой)
∙ учебной деятельности, которая приобретает смысл как деятельность по
саморазвитию и самосовершенствованию;
∙ сферы общения с товарищами, которое становится «особой формой
жизни подростка» и выступает как деятельность по установлению близких
отношений в коллективе;
∙ взросления как новообразования младшего подросткового периода –
специфической формы самосознания, социального по своей природе и
проявляющегося в «чувстве взрослости»;
∙ овладения этическими нормами поведения, специфика которого связана с
понятием качеств «хорошего товарища», оцениваемых в отношении себя самого.
Это также указывает на новый этап в становлении самосознания подростков.
В этом возрасте, в процессе межличностного взаимодействия младших
подростков со сверстниками и значимыми взрослыми происходит рефлексивный
оборот на себя. При решении той или иной задачи подросток ориентируется не
только на объективные условия и образец действия, но и на собственные качества
(особенности, умения, знания, черты характера) как на решающее условие ее
решения. Этот рефлексивный оборот является системообразующим механизмом
формирования новообразований младшего подросткового возраста.
Важным новообразованием этого возраста является чувство взрослости. С
его помощью подросток сравнивает и отождествляет себя с другими, находит
образцы для усвоения поведения и способов общения, строит свои отношения с
людьми, перестраивает свою деятельность. «Чувство взрослости», не
подкрепленное еще реальной ответственностью, – это особая форма самосознания,
возникающая в переходный период и определяющая основные отношения
младших подростков с миром. "Чувство взрослости" появляется в потребности
равноправия, уважения и самостоятельности, в требовании серьезного,
доверительного отношения со стороны взрослых. Пренебрежение этими
требованиями, неудовлетворенность этой потребности обостряет негативные черты
подросткового кризиса. Если образовательное учреждение не предлагает
учениками средств реализации их чувства взрослости, оно все равно проявится,
3
но самым невыгодным образом – в уверенности подростка в учительской
несправедливости и необъективности.
Следующее существенное новообразование этого возраста – рационально
структурированная внутренняя позиция. Она способствует появлению
структурности восприятия, что предполагает «осмысленную ориентировку в
собственных переживаниях», «логику чувств». Происходит обобщение и
классификация переживаний, возникают новые смыслы и отношения к себе.
Внутренняя позиция определяется устойчивой структурой мотивов, что
обеспечивает чувственное внутреннее единство и организованность поведения:
целостность восприятия окружающего и самого себя, осмысленность переживаний,
что вызывает и новое отношение к себе.
Всѐ это тесно связано и переплетено с осознанием и обоснованностью
самооценки, что также является новообразованием младшего подросткового
возраста. Самооценка – это значимый компонент самосознания, имеющий
разносторонние характеристики и сложную самостоятельную структуру в личности
младшего подростка. Одним из критериев обоснованности самооценки выступает
еѐ адекватность оценкам подростка сверстниками и значимыми взрослыми. Чем
выше обоснованность самооценки, тем лучше сформировано индивидуальное
сознание, способность к межличностному общению, пониманию собственных
переживаний, их причин и результатов своего поведения.
Стремление экспериментировать, используя свои возможности – едва ли
не самая яркая характеристика младших подростков. Если школа не предоставляет
ученикам культурных форм такого экспериментирования, то оно реализуется лишь
в самой поверхностной и примитивной форме – в экспериментах со своей
внешностью.
Склонность к фантазированию, к некритическому планированию своего
будущего – также отличительная особенность этого возраста. Результат действия
становится второстепенным, на первый план выступает свой собственный
авторский замысел. Если учитель контролирует только качество "продуктов"
учебной работы школьников и не находит места для оценки детского творчества,
инициативы и самостоятельности, то процесс учения теряет для ученика свою
актуальность и привлекательность.
Еще одно новообразование младшего подросткового возраста –
полоролевая идентификация. Полоролевые эталоны являются «идеальным
планом жизнедеятельности» и усваиваются младшим подростком благодаря
рефлексивному обороту на себя. Вхождение их в структуру самосознания и
мотивов, в сферу поведения определяется как полоролевая идентификация.
Следующее возрастное новообразование – согласованная я-концепция. По
отношению к самооценке я-концепция является более фундаментальной
категорией, формируется неразрывно с остальными новообразованиями и
осмысливается с помощью понятия потребность.
4
Основные потребности данного возраста:
В качестве одной из важнейших потребностей младшего подростка можно
выделить потребность в положительной оценке себя во взаимодействии со
сверстниками и значимыми взрослыми, в проявлении собственной внутренней
позиции.
В силу специфики возраста подросток строит себе эмоционально
выраженный идеал, поэтому важно помогать ребенку наполнять его нравственным
содержанием, поскольку «идеальное Я» имеет важное значение для развития я-
концепции.
Существенной потребностью младшего подростка рассматривается
потребность в самопознании. Она обусловлена поиском возможностей и границ
своего «Я» в рамках ведущей деятельности.
Важной потребностью младшего подростка является и потребность
эмоционального самовыражения и взаимодействия. Так как эмоциональная
сфера является неотъемлемой от рациональной, когнитивной в структуре
самосознания, для развития понятийного и абстрактного мышления младшему
подростку необходимо эмоциональное наполнение его деятельности, общения и
поведения.
Не менее значима потребность в общении со сверстником своего пола.
Данная потребность связана с процессом активной идентификации подростка
вследствие его возрастных изменений.__
Предварительный просмотр:
Как стимулировать ребенка учиться лучше
Все нормальные родители очень хотят, чтобы их ребенок хорошо и желательно с удовольствием учился. Большинству из них кажется, что как только малыш придет в школу, он сразу же почувствует вкус к учебе и начнет зарабатывать высокие оценки. Тем больше их разочарование, когда ребенок умницы-мамы и грамотного папы становится не самым успевающим в классе.
Все нормальные родители очень хотят, чтобы их ребенок хорошо и желательно с удовольствием учился. Большинству из них кажется, что как только малыш придет в школу, он сразу же почувствует вкус к учебе и начнет зарабатывать высокие оценки. Тем больше их разочарование, когда ребенок умницы-мамы и грамотного папы становится не самым успевающим в классе. Иногда и хуже. Причем вызывает недоумение то, что новоиспеченный школьник равнодушно предъявляет низкие оценки, не расстраивается и не чувствует вину. Чаще так происходит в тех семьях, где старшее поколение не применяет жесткие методы воспитания. Если же нерадивого ученика дома ожидает папин ремень, то ребенок просто будет прятать дневник и придумывать новые и новые способы обмана. Поэтому стоит подумать, прежде чем доставать розги.
Если такая ситуация будничная в вашей семье, стоит задуматься, что является причиной детской неуспеваемости. Может быть, маленький ученик недостаточно готов к школе? Бывают ситуации, когда родители слишком «нажимают» на отпрыска, рассчитывая увидеть в его дневнике оценки, удовлетворяющие их самолюбие. Тогда ребенок неосознанно начинает сопротивляться этому настойчивому прессу и пытается выкрутиться, выскочить из цепких родительских рук.
Может быть, школьник не успевает по причине чересчур жесткого учебного графика и строгости учителя. Здесь нужно внимательно разобраться, расспросить ребенка и составить мнение о том, как продвигается учебный процесс, как проходит школьный день. Желательно пообщаться с учителями и выяснить, есть ли претензии к вашему чаду. Иногда со стороны виднее, что же происходит в детской головке. Нужно выяснить, нет ли у вашего непоседы конфликта с одноклассниками, и если есть – разобраться почему. В самых сложных обстоятельствах, если проблемы нелегко решаются, психологи советуют сменить школу. Иногда в новом классе другой школы, меняется поведение и бывшего двоечника
Есть тип детей, который не считает необходимым учиться хорошо и не желает прилагать к этому усилия. Здесь явно виден парадокс. Как правило, такой ребенок может общаться с взрослыми на равных, так как достаточно умен и умеет логически мыслить. А вот учеба ему не дается. Эффекта нет только потому, что он сам не слишком желает его получить.
Самый главный совет – побольше общаться с ребенком! Правильные родители знают, что происходит в его жизни, какие неприятности случились недавно, и что думают о нем окружающие его одноклассники.
Необходимо помнить, что своего ребенка нужно хвалить, нужно ценить его хорошие стороны. Для начала следует организовать разговор с вашим школьником, объяснить ему, что родители хотели бы, чтобы он учился хорошо. Сказать, что плохие оценки расстраивают маму, ей грустно, когда малыш демонстрирует плохое отношение к учебе. Каждый ребенок очень хочет радовать старших, и, вероятно, он просто не ведает, как это сделать.
Если по какому-то предмету ваш ученик получил хорошую оценку, нужно показать, что этот момент чрезвычайно радует вас. Похвалить ребенка и сделать так, чтобы похвала была более значимой, нежели порицание. Пусть он запомнит хорошее мамино настроение и захочет повторить «фокус».
Не нужно бояться пообещать ребенку поощрение за хорошую учебу. Правильным шагом будет постараться сделать малышу праздник, который проявит радость близких от того, что ребенок выучил домашнее задание. Можно повести его в игровой центр, где есть лабиринт и карусели, парк с аттракционами или зоопарк. Прекрасно, если получится провести день в обществе папы, пусть даже просто на природе.
Иногда лучшим способом порадовать ученика, похвалить его за хорошие оценки, является праздник дома. Можно приготовить любимые блюда ребенка, украсить их с выдумкой и просто посидеть с ним вместе. Что бы ни было выбрано в качестве подарка, читателям МирСоветов стоит понимать, что в поощрение родители должны побыть вместе с малышом, а не наградить его купленными машинкой или конструктором. Нужно постараться не ругать ребенка за мелкие проступки, дать понять, что сегодня вы не сердитесь на него, всячески показывать свое хорошее настроение.
Важно постараться, чтобы ваш школьник запомнил этот праздник. Пусть он понимает, что хорошая учеба приносит радость.
Предварительный просмотр:
Информационные материалы о предъявляемых гигиенических
требованиях к одежде для детей, которая может использоваться
в качестве одежды обучающихся
(на что необходимо обратить внимание при покупке школьной одежды)*
Среди мероприятий, направленных на укрепление здоровья и улучшение физического развития ребенка, немаловажным является соблюдение гигиенических требований к одежде.
Одежда служит человеку для защиты от неблагоприятных воздействий внешней среды, предохраняет поверхность кожи от механических повреждений и загрязнений.
С помощью одежды вокруг тела создается искусственный пододёжный микроклимат, за счет этого одежда существенно снижает теплопотери организма, способствует сохранению постоянства температуры тела, облегчает терморегуляторную функцию кожи, обеспечивает процессы газообмена через кожные покровы.
Родителям необходимо знать, что современная одежда, которую можно использовать в качестве школьной формы, должна отвечать всем гигиеническим требованиям, быть безвредной для здоровья ребенка, но при этом оставаться удобной, стильной, разнообразной и модной.
При выборе одежды следует обращать внимание на качество материала. Чем меньше процент синтетических волокон в одежде, тем лучше, так как наличие синтетики хоть и продлит срок службы изделия, однако может отрицательно сказаться на здоровье ребенка. Например, синтетические волокна не дают коже дышать, в результате нарушается тепловой обмен и ребенок начинает потеть. Увеличение потливости может привести к переохлаждению, что чревато в дальнейшем возникновением простудных заболеваний. Кроме того, большое количество синтетических волокон может привести к возникновению у детей аллергии.
С учетом того, что в подавляющем большинстве образовательных организаций температура в учебных помещениях в отопительный сезон соответствует нормативам, а также то, что в течение учебных занятий школьники имеют большие статические нагрузки и в перемены необходима двигательная активность, наиболее гигиенически целесообразными, эргономически оправданными следует считать следующие варианты одежды для школьников:
для мальчиков - жилет и брюки, рубашки (с коротким, длинным рукавом в зависимости от сезона;
для девочек - жилет и юбка или брюки; сарафан, блузки, рубашки (с коротким, длинным рукавом в зависимости от сезона).
При необходимости утепления допустимы вместо рубашек и блузок джемперы (водолазки, свитеры) соответствующих цветов. Жилеты могут быть как из тканей, так и трикотажные.
Крой школьной формы, не должен мешать естественным процессам организма. Недопустимы оголенные животы и заниженные талии. Отсутствие одежды на животе и пояснице в холодный период может привести у девочек к различного рода воспалениям, а при сжатии пояснично-крестовой области происходит зажимание сосудов, которые отвечают за снабжение кровью половых органов, за функционирование мочевого пузыря и спинного мозга. По этой же причине школьная форма не должна быть слишком узкой.
Одежда, в которой дети посещают образовательную организацию, функционально относится ко 2-му (платья, блузки, верхние сорочки, брюки, юбки, костюмы без подкладки, свитеры, джемперы) или 3-му слою (пальто, куртки, плащи, костюмы на подкладке и др.аналогичные изделия). Перед выпуском в обращение на рынок детская одежда должна пройти оценку (подтверждение) соответствия требованиям технического регламента таможенного союза 007/2011 «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» в форме сертифицирования (2-й слой) или декларирования (3-й слой).
Одежда, прошедшая оценку, маркируется единым знаком обращения продукции.
EAC
В случае индивидуального заказа детской одежды (в ателье) необходимо запрашивать документы о подтверждении соответствия текстильных материалов, используемых для пошива, требованиям технического регламента таможенного союза.
Это полезно знать родителям:
- Внимательно изучите маркировку одежды. Информация должна быть представлена на русском языке.
Маркировка одежды должна содержать информацию с указанием: даты изготовления, единого знака обращения на рынке, вида и массовой доли (процентного содержания) натурального и химического сырья в материале верха и подкладке изделия, размера изделия, символов по уходу за изделием и (или) инструкции по особенностям ухода за изделием в процессе эксплуатации (при необходимости).
- Желательно, чтобы ткань, из которой шьется одежда, по большей части состояла из шерсти, хлопка или вискозы, то есть натуральных материалов. На изделие должен быть документ в виде сертификата или декларации о соответствии ТР ТС.
- Обратите внимание на символы, обозначающие, каким должен быть уход за изделием. Например, если на нем указана химчистка - лучше отказаться от такой одежды для ребенка, химические вещества могут быть вредны для здоровья вашего школьника, который проведет почти целый день в этом костюме.
- Лучше подобрать для ребенка сразу несколько предметов школьной одежды, чтобы их было удобно менять в течение недели.
*в соответствии с письмом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области от 24.03.2016 №07-4951.