Эссе
«Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse.docx | 15.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Эссе
«Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем»
(Конфуций)
На мой взгляд, китайский мудрец, прежде чем дать жизнь данному утверждению, не просто очень долго рассуждал над ним, а скрупулёзно вынашивал его, по крохам собирал и систематизировал, позднее преобразуя его в детище всей своей жизни.
Нет, я никоим образом не пытаюсь поставить под сомнения его взгляды и убеждения, поскольку с уверенностью могу сказать, что касательно этого вопроса полностью с ним согласен.
Будучи все-таки историком, я (да простит мне читатель) позволил себе немного поразмышлять, как это должно было выглядеть с исторической точки зрения. И мои мысли привели меня к тому, что мне хотелось бы узнать – как, каким образом, посредством чего он к этому пришел? Ведь если рассматривать суть конфуцианства как учения, то в этом изречении изложена вся его главная составляющая: гуманность, совокупность этических и социальных отношений людей. Которые основывались на почтительности и уважении к своим предкам, к старшему поколению и положению, любви к родине и ее культурному наследию, почитанию морали - наивысшей ценности.
Конфуций нес своему народу совершенно новую философию, не характерную по своему учению и укладу не то что для Поднебесной того времени, но и для Древнего мира в целом. Ему можно было противопоставить философские течения древних греков, но там мораль трактовалась как неотъемлемая часть права. Целесообразнее полагать, что Конфуций как основоположник данной доктрины при ее разработке опирался не только на свой жизненный опыт, но и на труды многих известных тому времени ученых, философов, историков. Конечно, многое было перенято из буддизма. Но Конфуций отсеивал лучшее, отделял зерна от плевел, систематизировал все старое и преобразовывал его в новое.
Я нисколько не сомневаюсь и в том, что путь учителя у каждого, кто выбрал эту светлую профессию, свой. Кто-то, быть может, с ранних лет целенаправленно шел к нему, для кого-то это дань семейной традиции, другие аргументируют выбор тем, что не представляют жизни без детей и их общества, а есть и те, которые попали в колею волею случая или же в силу жизненных обстоятельств. Но представляется мне, что Кун Цю не попал не под одну из этих категорий и скорее всего ставил себе совершенно иную задачу: совершенствовать себя и свои знания, бережно сохраняя уже имеющуюся базу. Он давал возможность своим ученикам научиться, прийти к знаниям самим и самое главное - уметь эти знания применить.
Если провести аналогию с современной системой образования, то учение конфуцианства очень схоже с тем, что требует от педагога сейчас федеральный образовательный стандарт. По мнению мудреца, учитель должен олицетворять все те этические, морально-нравственные качества и идеалы, которые он пытается взрастить в своих учениках. Учитель ни в коем случае не должен поддаться разрушительной силе стагнации, он должен постоянно находиться в движении, приумножать свои знания и развивать свой внутренний духовный мир.
Нет, я не говорю о том, что каждый классный руководитель теперь должен взять класс и двинуться, как в свое время Конфуций, по просторам страны, добрый десяток лет проповедовать мораль и нравственность, патриотизм. Нет. А вот попытаться на собственном примере показать ученику, что значит быть достойным человеком, по моему мнению, это и есть самая главная добродетель педагога.
Учителю как никому другому дано жить в памяти людей. Знания, которые отдает педагог, передаются из поколения в поколение, и от того, насколько он любил свое дело, насколько он был искренен перед собой и своими учениками, будет зависеть, как долго проживет память о нем. Великий мудрей Конфуций - ярчайший тому пример.
Подводя итог всему вышесказанному, я хочу сказать, что мудрец был и остается прав, говоря о том, что именовать себя гордым званием учитель может только тот, кто не забывает старое и постоянно совершенствуется в новом.