Авторская разработка на тему: Интеграция областей в дидактических играх с камешками марблсс с детьми 3 -7 лет

Сельденкова Мария Александровна

Авторская разработка на тему: Интеграция областей в дидактических играх с камешками марблсс с детьми 3 -7 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_programmy_marbls.docx545.96 КБ

Предварительный просмотр:

Авторская разработка на тему: Интеграция областей в дидактических играх с камешками марблсс с детьми 3 -7 лет

        разработала и внедрила

Воспитатель Сельденкова Мария Александровна

Высшей квалификационной категории

        2021

Цель: повышение потенциальных возможностей полноценного

развития в дидактических играх  дошкольников посредством камешков «Марблс».

Актуальность

Вся жизнь ребенка – игра. И потому процесс обучения ребенка не может проходить без нее. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребенка. Данный педагогический опыт позволит разнообразить педагогический процесс, поддержать интерес детей к выполнению коррекционно-развивающих заданий, активизировать познавательную и мыслительную деятельность.

Марблс – Это созданные человеком разноцветные стеклянные шарики или плоские камешки. Они могут быть сделаны из глины, дерева, пластика или чаще всего из стекла. Камешки получили свое название от английского «marbles» (то есть мраморные). Они имеют разнообразную цветовую гамму.

Применение камешков «Марблс» – это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей. Это универсальное пособие представляет собой готовые наборы стеклянных камешков разного цвета и различные задания с ними.

Камешки «Марблс» положительно влияют на тонкую мускулатуру пальцев и кистей рук ребенка. Камешки яркие, разнообразные по форме, цвету, фактуре, они отвечают потребностям детей в эстетическом познании мира, способствуют психоэмоциональному благополучию. Они вызывают у детей чувства радости, счастья, стремление трогать, щупать, перебирать и играть с ними. Радостные эмоции повышают работоспособность, снижают утомляемость, это благотворно сказывается на общем состоянии здоровья детей.

В процессе целенаправленных занятий с данным материалом развиваются все виды ощущений, совершенствуется чувственное познание мира, повышается мотивация, осознанность, интерес, формируется стремление к самостоятельности.

Работа с камешками создает условия для совершенствования моторных способностей, движений рук, мелкой моторики пальцев, зрительно-моторной координации, развития памяти, мышления, речи, воображения, творческой активности, познавательной деятельности.

В результате использования данного материала через игры на нахождение объектов на ощупь и вербализацию представлений формируются знания о форме, величине, пространственном расположении предметов, развивается тактильная чувственность, что в дальнейшем способствует повышению уровня развития навыков письма и чтения.

В занятие, проводимое педагогом, может включаться одно или несколько видов упражнений. Каждое  упражнение  проводят  несколько  раз,  постепенно  их  усложняя.  Комплектование, загруженность и продолжительность занятия варьируется педагогом.

Цели использования данного пособия:

1. Формировать правильный захват шарика кистью руки;

2. Развивать сложно координированные движения пальцев и кистей рук;

3. Развивать в ориентировку на плоскости;

4. Работать над дифференциацией цветов;

5. Упражнять в счете;

6. Обогащать словарный запас;

7.Развивать фразовую речь;

8. Развивать внимание, память и мышление;

9. профилактика дисграфии;

10. Воспитывать положительный эмоциональный настрой ребенка на занятии.

Сентябрь 2021

Тема: «Здравствуй детский сад»

Упражнение "Знакомство"

Цель: привлечение внимания ребенка к тактильному объекту.

Оборудование: емкость с камешками "Марблс".

Задание: педагог обращает внимание на камушки и предлагает по перебирать камушки руками.

Выкладывать их из емкости, двигать в ней руками по очереди и одновременно. При этом педагог знакомит с текстурой - стеклянные, гладкие; качеством - хрупкое, прозрачное; цветом - красный, синий, зеленый,..

Затем дается время для самостоятельного манипулирования.

Тема: «Мой дом, мой город».

«Помоги котёнку добраться до домика»
 
Выложи путь, начиная от ячеек: 1 ячейка направо, 1 ячейка вверх, 2 направо и так далее.
Игра учит ориентироваться на плоскости, развивать тактильные ощущения, сложно координированные движения пальцев рук.
 Игры с шариками марблс и камешками-кабошонами.

Тема: «Урожай»

Упражнение "Найдем предмет" или "Угадай-ка"

Цель: развитие тактильных ощущений; развитие умения выбирать предметы, отличающиеся от камешков "Марблс" (Например: небольшой строительный материал, киндер-игрушки и т.д.)

Оборудование: емкость глубокая, камушки "Марблс", игрушки из киндер-сюрпризов.

Задание: педагог предлагает найти игрушки, спрятанные в камушках с открытыми глазами, сначала одной, затем другой рукой. Усложнение: поиск игрушек закрытыми глазами, определить что это.

«Краски осени»

Игра «Волшебный мешочек»

Ребёнок достаёт камешек любого цвета из мешочка и соотносит цвет с предметом, учась при этом правильно согласовывать слово-предмет и слово-признак: зелёный камешек — зелёный огурец, лук, крокодил и т. д.; жёлтый камешек — жёлтая репка, жёлтое солнце, и т. д.

Октябрь 2021

Тема: «Животный мир»

Игра «Выложи по контуру»

Цель: развивать умения различать цвета, называть их. Развивать зрительное внимание, память, мелкую моторику рук.

Материалы: стеклянные камешки, шаблоны с картинками.

Инструкция. Педагог предлагает разложить камушки накладывая их на образец -карточку, на которой нанесен рисунок.

Усложнение. Выкладывание камушков, ориентируясь на образец на свободном пространстве.

Тема: «Наш быт»

Упражнение "Змейка"

Цель: учить складывать камешки, прикладывая один к другому; развитие мелкой моторики рук.

Оборудование: камушки "Марблс".

Задание: Педагог предлагает выложить длинную змейку так, чтобы все камушки лежали друг за другом без промежутка. Можно использовать разные цвета.

Усложнение: Педагог предлагает выложить змейку, используя один цвет, два цвета чередуя их, используя количественный показатель (Возьми 5 камушков одного цвета и 4 камушка другого цвета).

«Я - человек»

Игра «4 — лишний»:

Цель: Способствует развитию логического мышления и мелкой моторики.

Материал: камушки "Марблс", карточки для игры 4-  лишний

 Инструкция :Педагог предлагает найти  на карточки лишний  предмет и положить на него камень Марблс, поясняя свой выбор.

Тема: «Народная культура и традиции»

Игра "Графический диктант"

Цель: учить ориентироваться на плоскости. Профилактика оптико-пространственных нарушений. Развитие мелкой моторики рук.

Материал : лист бумаги, камушки "Марблс".

Инструкция: перед детьми лежит белый лист бумаги, детям предлагается выполнить следующее задание: положите красный камушек в центр листа. Синий - в левый верхний угол, зеленый - в правый верхний угол, синий - в правый нижний; зеленый - в левый нижний

Ноябрь 2021

Тема: «Дружба»

Игра «Запомни»

Цель: развитие зрительной памяти и мелкой моторики руки.

Материал: камушки "Марблс".

 Инструкция: один из детей выкладывает последовательность из 4- 5 камней, остальные смотрят и запоминают. Потом повторяют по памяти

Тема:«Транспорт»

Игра «Логический квадрат»

Цель: Способствует развитию логического мышления и мелкой моторики.

Материал: квадрат с тремя рядами, стеклянные камешки красного, синего и зеленного цвета.

Инструкция: Педагог предлагает расположить камешки в пустые клетки, таким образом, чтобы все камушки по цвету в каждой строке и в каждом столбце не повторялись.

Тема:«Здоровей-ка»

«Сочиняшки-выдумщицы» Цель этой игры-формирование представлений о построении связного предложения. Развитиеграмматического строя речи (словоизменение и словообразование, согласование) обогащение словарного запаса слов, развитие фантазии ребенка. Возрастная группа: старшая, подготовительная группы. Ход игры Ребенок выбирает любой камешек и, следуя по дорожке описывает свой путь. Рассказ может быть таким: «В одно прекрасное утро красный камешек проснулся, надел оранжевую рубашку, вышел на улицу, где светило желтое солнышко, камешек прилег на зеленую травку и смотрел на голубые облака, когда камешку надоело лежать на травке он направился к синей речке, на берегу которой стояла фиолетовая лодочка…. В младшей и средней группе можно подбирать предметы по цветам камешков и просто называть слова: желтое — солнышко, красный — шарик, синий флажок, зеленый листик.

Тема:«Кто как готовится к зиме»

«Чудесный мешочек»

Цель: формировать умения сопоставлять зрительные и осязательные впечатления, развивать речь.

Задание: В мешочек кладут шарики разной формы, величины, цвета. Перед ребенком образец – шарик Марблс. Педагог просит ребенка найти в мешочке такой же

Декабрь  2021

Тема: «Здравствуй, зимушка-зима!»

«Красивые птицы снегири: на голове черная шапочка, а грудка красная.
Любят снегири ягодки. Но их на ветках почти не осталось. Снегири просят тебя помочь им – заполни эти веточки ягодками»

s07598353

Тема:«Город мастеров»

Выкладывать последовательности: например, разложить камни по размеру от маленького к большому; или предложить составить более сложные  ряды: выложить два одинаковых по цвету маленьких камешка  и один большой камешек. Ребенок и сам может придумать свой «узор» и   продолжит ряд.

Тема:«Новогодний калейдоскоп»

«Наряди ёлочку зайчикам на Новый год»

s08895139

Январь 2022

Тема: «Рождественские каникулы»

«Гирлянда»

Цель: развивать цветовое восприятие, зрительную память, зрительно- двигательные координации, учить выполнять действия по образцу.

Задание: у ребенка лист бумаги с нарисованными произвольно изогнутыми линиями и разноцветные камешки. Педагог показывает образец части гирлянды, на которой дано определенное чередование цветов. Ребенок по памяти собирает гирлянды из разноцветных камешков в соответствии с образцом.

Тема: «В гостях у сказки»

https://урок.рф/data/images/u219148/t1542644446ab.jpg

«Помоги ежику найти грибочки»

Цель: развивать цветовое восприятие, мелкую моторику, зрительно-двигательную координацию

Задание: Выложить дорожку от ежика к грибочками из камешков. Цветовая гамма не учитывается.

Февраль 2022

Тема: «Моя семья»

«Художник»

Цель: развивать творчество, мелкую моторику.

Задание: выложить заданный предмет из камешков. Ребенок выкладывает схематичное изображение.

Тема: «Азбука безопасности»

https://урок.рф/data/images/u219148/t1542644446ac.jpg

Тема: «Наши защитники»

«Пройди по дорожкам»

Цель: развивать цветовое восприятие, мелкую моторику, зрительно-двигательную координацию формировать правильный захват шарика кистью руки.

Задание: взять камешки Марблс и выложить цветные дорожки, разного цвета.

Тема: «Маленькие исследователи»

Педагог предлагает потрогать камни Марблс, взять понравившийся и загадать желание. С детьми обсуждается цвет и форма камня. Идет развитие мелкой моторики, восприятия, диагностика эмоционального состояния, речи.

Март 2022

Тема: «Женский день»

Смешать камешки – кабошоны и шарики Марблс. Помочь Золушке сортировать камешки и шарики в разные ячейки.

Игры с шариками марблс и камешками-кабошонами.

Тема: «Миром правит доброта»

Выкладывать геометрические фигуры, цифры: вы можете нарисовать на листке контур фигуры, а ребенок будет повторять контур камешками. Дети постарше могут отгадывать фигуру по точкам: например, выложив три камешка, ребенок должен догадаться, что это треугольник. Из камней можно выкладывать геометрические фигуры, предметы  и ряды от большого к меньшему и наоборот. Из камешков дети с удовольствием выкладывают дорожки разной длины, а из плоских камешков - башенки разной высоты.

Тема: «Быть здоровыми хотим»

«Путешествуем по волшебной дорожке» Целью является развитие умения различать цвета, называть их, находить цвет по образцу и по словесному обозначению развитие зрительного внимания, памяти, мелкой моторики рук. Возрастная группа: вторая младшая, средняя. Ход игры: Вариант 1. Попросить ребенка взять прозрачный камешек, положить на дорожку и двигать по цветным прямоугольникам, называя цвета, обратить внимание ребенка, на то, что камешек приобретает цвет прямоугольника на котором он находится (волшебство).

Вариант 2. Ребёнок достаёт из мешочка камешек любого цвета и соотносит цвет с прямоугольником на дорожке, таким образом мы изучаем и закрепляем знания основных цветов.
Вариант3. Ребёнок достаёт из мешочка камешек любого цвета и соотносит цвет с прямоугольником на дорожке, учась при этом правильно согласовывать слово-предмет и слово-признак. Например, – Синий камешек на синем прямоугольнике– синее небо, море, незабудки и т. д. – Жёлтый камешек на желтом прямоугольнике — жёлтое солнце, жёлтый подсолнух, жёлтая груша и т. д.

Тема: «Весна шагает по планете»

«Тучка и капельки»

Цель: учить детей соотносить и группировать предметы по размеру. Формировать зрительную координацию, понятия «большой», «маленький». Развивать мелкую моторику, логическое мышление. Развивать слуховое внимание, цветовое восприятие.

Задание: Выложить камешками Марблс синего цвета капельки Тучке. Камешки могут быть разного размера.

Апрель 2022

Тема: «День смеха»

"Змейка"

Цель: учить складывать камушки, прикладывая один к другому; развитие мелкой моторики рук.

Задание: Педагог предлагает выложить длинную змейку так, чтобы все камешки лежали друг за другом, без промежутка. Можно использовать разные цвета.

Тема: «Встречаем птиц»

Д/и «Выложи по контуру»
Задачи: развивать умения различать цвета, называть их. Развивать зрительное внимание, память, мелкую моторику рук.
Оборудование: стеклянные камешки, шаблоны с картинками.
Задание: Педагог предлагает разложить камушки накладывая их на образец -карточку, на которой нанесен рисунок.
Усложнение:
Выкладывание камушков, ориентируясь на образец на свободном пространстве.
Запомнить узор на карточке и выложить по памяти.

Тема: «Приведем в порядок планету»

Упражнение "Помоги"

Цель: развитие умения различать цвета, находить цвет по образцу и по словесному обозначению; стимулирование зрительно-поисковой деятельности. Усвоение названий цветов. Развитие мелкой моторики рук.

Оборудование: камешки "Марблс", карточки с эталонами цвета, емкости для раскладывания (количество зависит от количества используемых цветов).

Задание: Педагог обращает внимание, что все камешки разных цветов перемешались. Необходимо рассортировать их по цветам.

Предъявляется эталон цвета и предлагается отсортировать сначала предъявленный цвет. Дети называют цвет - зеленый и отбирают , и складывают в свои баночки только зеленые камушки. При повторении упражнения количество предъявляемых цветов увеличивается.

Усложнение: Цвет не предъявляется карточкой, а называется словом.

Тема: «Волшебница вода»

Упражнение "Выложи по заданию"

Цель: развитие умения различать цвета, называть их, развитие зрительного внимания, памяти, мелкой моторики рук.

Оборудование: карточки с заданиями.

Задание: Педагог предлагает разложить камушки накладывая их на образец -карточку, на которой нанесен рисунок.

Усложнение:

  1. Выкладывание камушков, ориентируясь на образец на свободном пространстве.
  2. Запомнить узор на карточке и выложить по памяти.

Май 2022

Тема: «Праздник весны и труда»

Игры на формирование количественных представлений.

«Сколько?»

Выложи столько камешков на столе, сколько: у человека глаз?

- Сколько пальцев на одной руке? На двух?

- Сколько ушей у собаки?

- Сколько ножек у стола?

Тема: «День победы»

Игры на сравнение по количеству.

Отсчитать заданное количество камешков для зверят.

- У кого больше камешков, у зайки или мишки?

- Как сделать поровну?

Порядковый счет.

Предложить ребенку сосчитать разноцветные камешки по - порядку: первый, второй, третий…

Назвать какого цвета третий по счету камешек, пятый и т.д.

Рассказать, какой по счету зеленый камешек, синий, желтый?

Тема: «Мир природы»

Упражнение «Раскрась» картинку камешками.

Цель: 

  1. Развивать умение различать цвета
  2. Находить цвета по образцу, по словесному обозначению
  3. Стимулировать зрительно поисковую деятельность.
  4. Развивать мелкую моторику руки.
  5. Развивать речь, закрепить согласование существительного и прилагательного.

Тема: «Вот мы какие стали большие»

Эстафета «Перенеси в ложке все камешки» Цель: развитие ловкости и координации движений.