Взаимодействие с педагогами.
Статьи, консультации, советы воспитателя для педагогов ДОУ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Полезные игры.
«Дошкольное детство – это период игры. Об этом говорят и пишут многие педагоги и психологи, это знают все современные родители. Игра в детские годы преобладает над всеми другими занятиями ребенка.
Именно по этому психолог Л. С. Выгодский назвал ее ведущим видом деятельности дошкольника.
Дидактические игры обычно содержат определенную умственную задачу. Разрезные картинки, различные настольно – печатные и словесные игры развивают мыслительные способности, память, внимание детей, умение использовать приобретенные знания в новых ситуациях. Дидактические игры чаще всего бывают совместными, требуют 2-3 и более участников. Все совместные игры развивают в детях общительность, коммуникабельность, умение строить взаимоотношения со сверстниками, подчиняться установленным правилам игры.
Важное место в жизни ребенка занимают игры с природным содержанием, которые строятся на его знаниях в этой области и отражают тот или иной вид деятельности людей в природе. Если родители активно приобщают ребенка к природе через непосредственные наблюдения, труд, художественную литературу, телепередачи и т.д., его заинтересованность этой областью действительности, несомненно, найдет отражение в играх.
Яркие впечатления, полученные ребенком во время посещения зоопарка, вероятно, трансформируются в игру. Он начнет строить клетки из кубиков (или каким то другим способом). Заселять их игрушечными животными. Взрослый может как бы ненароком включиться в игру ребенка и сделать ее глубже, разнообразнее, содержательнее. Видя, как ребенок увлечен игрой, взрослый поддерживает ее новыми игровыми действиями. На машине (или самолетом, поездом, пароходом) в зоопарк прибывает партия новых животных, например, африканские слоны, обезьяны, крокодилы (еще не задействованные в игре животные). Взрослый, взявший на себя роль шофера, который доставил зверей, просит ребенка – «директора зоопарка» принять груз, расписаться в квитанции и устроить животных получше, так как они долго ехали в тесноте и очень устали.
Такое включение в игру займет у взрослого немного времени, но даст ребенку толчок для развития сюжета. Теперь он сам будет привозить новых животных, устраивать их в зоопарке. Даже если ребенок остановился на строительстве клеток и их заселении, взрослый снова включается в игру: подвозит на машине питание для зверей и просит «директора зоопарка» принять его.
- Я привез вам мясо для хищников, рыбу для водных животных, зерно для птиц. Примите товар, перенесите его в хранилище и кормите животных – вся еда свежая. «Едой» может быть все что угодно: красные кубики будут изображать мясо, щепочки – рыбу и т.д. Способов углубления и содержания игры, очень много. Важно, чтобы взрослый понимал, что игра – это серьезное дело: в ней ребенок реализует себя как делового человека, показывает свою осведомленность, проявляет активность и творчество.
Сюжетно- ролевая игра с природным содержанием может быть развернута дошкольником на основе различных событий его жизни: посещения цирка, поездки во время отпуска родителей на юг или в деревню, знакомства с колхозной фермой, сельскохозяйственной выставкой, ипподром и т.д. В любом случае игра может быть тактично поддержана взрослыми, которые найдут способы углубления знаний и интересов ребенка, формирования у него правильного отношения к животным.
В семье можно широко использовать различные дидактические игры природоведческого содержания. В каждом доме найдутся настольно – печатные игры. Например, «Зоологическое лото». Время от времени на досуге играйте с ребенком в эти игры. Это поможет ему запомнить названия животных.
Также можно рассматривать карточки лото, вместе вспоминать, где он видел таких животных; поговорить об их особенностях и образе жизни.
С дошкольниками разных возрастов можно играть в словесно – дидактические игры. Они развивают у дошкольника не только восприятие и речь. А так же умение анализировать и описывать; они учат детей обобщать явления, классифицировать предметы: относить их к той или иной категории.
Вот некоторые из подобных игр:
«Что это такое?»
(взрослый называет животное, а ребенок – общую группу, к которой оно относится).
- воробей… (птица);
- олень… (зверь);
- рыба… (рыба);
- муравей… (насекомое).
«Что третье?»
(взрослый называет два похожих объекта, а ребенок должен подобрать к ним третий).
Например:
- ворона, голубь… (сорока);
- медведь, лиса… (заяц). И т.д.
Хорошо развивает мышление ребенка игра, в которой один и тот же материал используется перекрестно – предметы нужно объединять сразу по нескольким признакам.
Например:
- тигр, крокодил, собака… (хищники);
- тигр, собака, кошка… (звери, хищники);
- собака, кошка, корова… (домашние животные);
- корова, овца, олень… (звери, парнокопытные, травоядные);
-олень, волк, заяц… (звери, лесные животные).
Дидактические игры:
- Д/И «Цепи питания»
Задача: составить экологические цепочки, аргументировать свои ответы, закреплять понятия хищники и травоядные, уточнить представления о приспособленности хищников к добыванию пищи.
- Д/И «В мире клякс»
Задача: закрепить умение узнавать живое существо на основе анализа его силуэта, отражающего особенности внешнего вида, упражнять в распределении животных по группам.
- Д/И «Кто зимовал, кто прилетит?»
Задача: уточнить название птиц; определить, кто из птиц зимует, а кто улетает в теплые края.
- Д/И «Способы питания животных»
- Задача: Закреплять знания о классах животных (хищники, растительноядные, всеядные), упражнять в распределении животных по питанию.
- Д/И «Кто где живет»
Задача: Расширить представление детей о растениях и животных разных сред обитания (лес, луг, водоем); показать приспособленности организмов к различным условиям.
- Д/И «Угадай какой ты зверь»
- Задача: Уточнить и закрепить знания детей об особенностях внешнего вида, повадках, закрепить о приспособленности животных к окружающей среде, учить классификацию животных.
- Д/И «Кто чем питается?»
Задача: Закрепить представление детей о диких животных, их внешнем виде, повадках, среде обитания, определить какое из диких животных чем питается.
Предварительный просмотр:
«Кинезиология в работе с детьми дошкольного возраста».
«Мозг хорошо устроенный
стоит больше, чем мозг
хорошо наполненный»
М. Монтель
Компьютеризация общества (это мир, наполненный обилием компьютеров, различных гаджетов, способствует снижению двигательной активности человека. Как это отражается на физическом и психическом здоровье ребенка? Так же, как и на здоровье взрослого человека. Современный мир не требует от детей ручных усилий и, поэтому, моторные навыки ослабляются: дети плохо держат карандаш, кисточку, ножницы, отчего и происходят постоянные зажимы кисти, что ведет к нарушению даже эмоционального состояния. А все это в дальнейшем сказывается на восприятии и усвоении любого обучающего материала и на здоровье. Отсутствие физической нагрузки тормозит мыслительные процессы, снижает концентрацию внимания, координационные способности, выносливость, возникают проблемы с речевым развитием.
На какую работу нас ориентирует ФГОС ДО? ФГОС ДО ориентирует педагогов на психолого-педагогическую поддержку детей. Мы призваны создать условия для интеллектуального, творческого, эмоционального, физического развития ребенка и осуществить его подготовку к школе. Особенно актуально звучит задача по социализации ребенка, развитию у него потребностей в творчестве, формировании любознательности, мотивации в достижении успеха. В свете ориентиров ФГОС ДО и выше описанных проблем в обществе, метод кинезиологии стал очень актуален.
Значимость технологии.
Кинезиология или «Гимнастика для мозга»— наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Основная идея ее построения — это активизация деятельности двух полушарий головного мозга. Исследования физиологов показывают, что правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построений программ. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой. С помощью определенных движений и развивается межполушарное взаимодействие. В основу опыта легли материалы исследований отечественных и зарубежных ученых: Лурия А. Р., Бехтерева Н. П., Семенович А. В, Сиротюк А. Л., Семенова О. А., Хомская Е. Д, Леонтьева А. Н., Лейтеса А. Р., Анохина П. Н., Сеченова И. М., Смит Кр., и программа Шейфер Дж. Пол Деннисон «Гимнастика мозга».
Вся работа строится на связи трех элементов: мозга, тела и эмоций. Применение данной методики развивает тело, позволяет улучшить у воспитанников память, внимание, речь, зрительно-моторную координацию, формирует пространственную ориентировку, развивает мелкую и крупную моторику, позволяет снизить утомляемость, повысить способность к произвольному контролю. Специальные кинезиологические упражнения обладают оздоравливающим и антистрессорным эффектом, улучшают мыслительную деятельность ребенка, помогают выдерживать нагрузки, проявлять волевые качества.
Цель: развитие межполушарного взаимодействия, способствующее активизации мыслительной деятельности.
Задачи:
Синхронизация работы полушарий и отделов коры головного мозга.
Развитие общей и мелкой моторики.
Развитие памяти, внимания, воображения, мышления.
Развитие речи.
Формирование произвольности высших психических процессов.
Снятие эмоциональной напряженности.
Создание положительного эмоционального настроя.
Методы и приёмы:
Растяжки (нормализуют гипертонус и гипотонус).
Дыхательные упражнения (улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность, восстанавливают и формируют правильное дыхание).
Глазодвигательные упражнения (позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие способствуют профилактике глазных заболеваний).
Телесные движения (развивают межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы).
Упражнение для развития мелкой моторики (стимулируют речевые зоны головного мозга).
Массаж ушных раковин, лица (воздействует на биологически активные точки).
Упражнения на релаксацию (способствуют расслаблению, снятию напряжения).
(см. Приложение 1)
Форма проведения:
Используются фронтально, в подгруппе, индивидуально в образовательной деятельности, в коррекционно-развивающих занятиях, в режимных моментах, в свободной деятельности ребенка.
Условия организации деятельности:
Упражнения проводятся регулярно в рамках непосредственной образовательной деятельности и в режимных моментах, коррекционно - развивающей деятельности.
Занятия проводятся в доброжелательной обстановке.
От детей требуется точное выполнение движений и приемов.
Упражнения проводятся стоя, сидя и лёжа.
Упражнения выполняются в медленном темпе от 3 до 5 раз, сначала одной рукой, затем другой рукой, а в завершение - двумя. Все указания даются чётко, спокойно. Педагог следит за правильностью выполнения заданий.
Диагностика показателей развития межполушарного взаимодействия.
Проба Н. И Озерецкого на динамический праксис «Кулак-ребро—ладонь».
Методика проведения:
Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8—10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, затем — левой, затем — двумя руками вместе.
Задание доступно детям 6 лет и старше. Данный тест чувствителен не только к поражению двигательных систем (премоторных отделов, но и к модально неспецифическому дефициту сукцессионных функций. Первый и второй варианты расстройств порождают разные виды ошибок. В первом случае чаще страдает переключение с одного движения на следующее в автоматизированном режиме: ребенок повторяется или делает большие паузы между движениями. Во втором случае дети путают последовательность движении или пропускают некоторые из них. Предположительно, затруднения в данном задании можно связать с левополушарной недостаточностью.
Степень сохранности премоторной зоны.
Проба на перебор пальцев проводится следующим образом: испытуемый на двух руках одновременно соприкасает последовательно большой палец с остальными. Сначала движения выполняются от указательного пальца к мизинцу, затем от мизинца к указательному пальцу. Оценивается точность, дифференцированность движений пальцев и способность к переключению с одного движения на другое (отсутствие застреваний). Каждая синкинезия штрафуется одним баллом.
Критерии оценки:
5 баллов — правильно и быстро;
4 балла — правильно, но медленно;
3 балла — дезавтоматизация движений на истощении;
2 балла — повторение на истощении;
1 балл — выраженные застреваемость на отдельных позах.
Проба на пальцевой гнозис и праксис.
Ребенку предлагается, не глядя на свою руку, вслед за экспериментатором, воспроизводить различные позы пальцев:
Все пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь повернута вперед;
1-й палец поднят вверх, остальные собраны в кулак;
указательный палец выпрямлен, остальные собраны в кулак;
2-й и 3-й пальцы расположены в виде буквы Y;
2-й и 5-й пальцы выпрямлены, остальные собраны в кулак;
2-й и 3-й пальцы скрещены, остальные собраны в кулак;
2-й и 3-й пальцы выпрямлены и расположены в виде буквы Y, а 1-й, 4-й и 5-й пальцы собраны в кулак («зайчик»);
1-й и 2-й пальцы соединены кольцом, остальные выпрямлены.
Оценивается положение каждой позы в штрафных баллах:
поза не выполнена — 1 балл,
поза воспроизведена неточно — 0,5 балла,
замедленное воспроизведение позы (поиск нужных движений) — 1 балл,
поиск нужных движений продолжается от 10 до 30 с —2 балла,
поиск нужных движений продолжается более 30 с —3балла.
Выполнение этого упражнения в значительной степени зависит от кинестетического анализатора и «схемы тела» (Лурия А. Р.)- Зарубежные исследователи рассматривают нарушение данных операций как одно из проявлений синдрома Герстманна. У взрослых синдром Герстманна наблюдается при поражении теменных зон коры доминантного по речи полушария.
Исследование орального праксиса.
По подражанию ребенку предлагается выполнить 11 действий:
1) улыбнуться;
2) надуть щеки;
3) сделать губы трубочкой (как при звуке «У»);
4) сделать губы как при звуке «О»;
5) «покатать орешки за щеками» (кончиком языка);
6) высунуть язык лопаткой (широким);
7) поднять кончик языка вверх и положить его на верхнюю губу;
8) опустить кончик языка вниз и положить его на нижнюю губу;
9) поместить кончик языка в правый угол рта;
10) то же — в левый угол рта;
11) высунуть язык и сделать кончик узким.
Оцениваются точность движений и способность к переключению.
невозможность выполнить движение штрафуется оценкой в 1 балл.
неточно выполненное движение — 0,25 балла.
наличие сопутствующих движений губами, челюстью — 0,5 балла за каждую пробу.
асимметрично выполненные движения — 0,5 балла.
Нарушения в выполнении этого упражнения свидетельствуют о незрелости мозолистого тела, отдельных участков головного мозга (центрально-теменных отделов коры).
Наглядный вариант пробы Хеда.
Ребенку предлагается воспроизвести движения, выполняемые сидящим напротив обследующим: коснуться левой рукой правого уха, правой рукой левого глаза, правой рукой правого глаза и т. д. Задание может быть использовано для детей 9 лет и старше. Его выполнение требует мысленной пространственной переориентации для преодоления тенденции к зеркальному воспроизведению. Ошибки возникают не только при нарушении пространственного праксиса, но и при снижении психической активности по «лобному» типу.
Речевой вариант пробы Хеда.
Простая ориентировка. Инструкция: «Подними левую руку (начинать надо только с левой руки, покажи правый глаз, левую ногу». Если задание выполнено, то переходят к следующему, если нет — прекращают.
Инструкция: «Возьмись левой рукой за правое ухо, правой рукой — за правое ухо, правой рукой — за левое ухо, покажи левой рукой правый глаз».
Критерии оценки:
3 балла — выполнены оба задания;
2 балла — выполнена только простая ориентировка;
1 балл — не выполнено ни одного задания.
Выполнение пробы затруднено у детей с левополушарной недостаточностью и у детей, страдающих дислексией.
Результаты диагностики (см. Приложение 3)
Заключение
В ходе систематических занятий по кинезиологическим программам у детей дошкольного возраста легко корригируются речевые нарушения, развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания. В связи с улучшением интегративной функции мозга у многих детей при этом наблюдается значительный прогресс в способности к обучению, а так же управлению своими эмоциями. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме наступают положительные и структурные изменения, чем более интенсивна нагрузка (но оптимальна для ребенка, тем значительнее эти изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляются на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы.
Таким образом, следует подытожить положительный эффект кинезиологических упражнений для детского физического и психического здоровья:
Оптимизация деятельности мозга.
Гармоничное развитие двухполушарного мышления.
Развитие интеллектуальных и творческих способностей.
Развитие способностей к обучению и усвоению информации.
Восстановление работоспособности и продуктивности.
Снятие стресса, нервного напряжения, усталости.
Приложение 1
Комплекс упражнений
Растяжка:
«Дерево»
Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево.
«Сорви яблоки»
Исходное положение – стоя. Представьте себе, что перед каждым из вас растет яблоня с чудесными большими яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда достать их не удается. Посмотрите на яблоню, видите, вверху справа висит большое яблоко. Потянитесь правой рукой как можно выше, поднимитесь на цыпочки и сделайте резкий вдох. Теперь срывайте яблоко. Нагнитесь и положите яблоко в небольшую корзину, стоящую на земле. Теперь медленно выдохните.
Выпрямитесь и посмотрите налево вверх. Там висят два чудесных яблока. Сначала дотянитесь туда правой рукой, поднимитесь на цыпочки, вдохните и сорвите одно яблоко. Затем подними как можно выше левую руку и сорвите другое яблоко, которое там висит. Теперь наклонитесь вперед, положите оба яблока в стоящую перед тобой корзину и выдохните. Теперь вы знаете, что вас нужно делать. Используйте обе руки попеременно, чтобы собирать висящие слева и справа от вас прекрасные большие яблоки и складывайте их в корзину.
«Поворот». Ты головку поверни, за спиной что? Посмотри.
Повернуть голову назад и постараться увидеть предметы, находящиеся сзади.
«Внимание». Чтоб внимательными быть, нужно на ладонь давить.
Раскрыть пальцы левой руки, слегка нажать на точку концентрации внимания, расположенную в середине ладони, большим пальцем правой руки. При нажатии – выдох, при ослаблении – вдох. То же самое с правой руки.
Дыхательные упражнения:
«Свеча»
Исходное положение – сидя за столом. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.
«Ныряльщик»
Исходное положение – стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 5 и вынырнуть – открыть нос и сделать выдох.
«Надуй шарик»
Исходное положение - лежа на спине. Детям расслабить мышцы живота, начать вдох, надувая в животе воображаемый шарик, например, красного цвета (цвета необходимо менять). Пауза - задержка дыхания. Выдох - втянуть живот как можно сильнее. Пауза - вдох, при этом губы вытягиваются трубочкой и с шумом «пьют» воздух.
«Дышим носом»
Подыши одной ноздрей,
И придет к тебе покой.
Исходное положение – о. с.
1 - правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки, левой делать тихий, продолжительный вдох;
2 - как только вдох окончен, открыть правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным освобождением от воздуха легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх.
«Глубоко мы все подышим, сердце мы свое услышим».
Сесть, вытянуть ноги и скрестить их. Кисти рук развернуть ладонями в стороны, переплести пальцы в замок и на уровне груди удобно вывернуть их. Расслабиться, закрыть глаза, глубоко дышать.
«Глубоко мы все вздохнем и дыхание прервем. Вниз закрутим ушки, ушки – непослушки». Глубоко вздохнуть. Завернуть уши от верхней точки до мочки. Задержать дыхание. Выдохнуть с открытым сильным звуком «А – а – а». (У – у – у)
«Если медленно подышим, то весь мир вокруг услышим». Стоя, опустить руки, сделать быстрый вдох, притягивая руки к подмышкам ладонями вверх. Затем медленно выдыхая, опустить руки ладонями вниз.
«Массаж ушных раковин». Цель – энергетизация мозга. Уши сильно разотрем и погладим и помнем. Расправить и растянуть внешний край каждого уха, одновременно рукой в направлении вверх – наружу от верхней части к мочке уха (5 раз). Помассировать ушную раковину.
Глазодвигательные упражнения
«Глазки» (по 6 раз)
- Чтобы зоркость не терять, нужно глазками вращать (ращать глазами по кругу по 2-3 сек.).
- Зорче глазки чтоб глядели. Разотрем их еле – еле (течении минуты массировать верхние и нижние веки, не закрывая глаз)
- Нарисуем большой круг и осмотрим все вокруг (глазами и выдвинутым языком делать совместные движения, вращая их по кругу (из стороны в сторону).
- Чтоб зоркими нам стать. Нужно на глазки нажать (тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко соответствующего глаза и держать 1 – 2 секунды).
- Нужно глазки открывать, чудо чтоб не прозевать (широко открывать и закрывать глаза с интервалом в 30 секунд).
- Глазки влево, глазки в право, вверх и вниз и все сначала (опустить глаза. Повернуть глаза в правую сторону, затем в левую)
- Быстро, быстро поморгай – отдых глазкам потом дай (быстро моргать в течении 1 – 2 минут).
- Треугольник, круг, квадрат нарисуем мы подряд (нарисовать глазами геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат) сначала по часовой стрелке, затем против часовой стрелке).
- Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой.
«Глаз-путешественник»
Не поворачивая головы найти глазами тот или иной предмет, названный педагогом.
«Глаза и язык»
Язычок вы покажите, на него вы посмотрите (6 раз).
Телесные упражнения
«Качание головой». Покачаем головой - неприятности долой.
Дышать глубоко. Расправить плечи, закрыть глаза, опустить голову вперед и медленно раскачивать головой из стороны в сторону.
«Кивки». Покиваем головой, чтобы был в душе покой.
Дышать глубоко. Расправить плечи, закрыть глаза, опустить голову вперед, медленно раскачивать.
«Шея – подбородок». Опусти и головой покрути.
Поворачивать голову медленно из стороны в сторону, дышать свободно. Подбородок должен быть опущен как можно ниже. Расслабить плечи. Поворачивать голову из стороны в сторону при поднятых плечах с открытыми глазами.
«Домик». Мы построим крепкий дом, жить все вместе будем в нем.
Соединить концевые фаланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами правой руки с усилием нажать на пальцы левой руки. Отработать эти движения для каждой руки.
«Ладошка». С силой на ладошку давим, сильной стать ее заставим.
Пальцами правой руки с усилием нажать на ладонь левой руки, которая должна сопротивляться. Тоже для другой руки.
«Перекрестное марширование»
Любим мы маршировать,
Руки, ноги поднимать.
Нужно шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Сделать 6 пар движений. Затем, шагать касаясь рукой одноименного колена. Сделать 6 пар движений. Закончить касаниями по противоположной ноге.
«Мельница»
Рука и противоположная нога вращаются круговыми движениями сначала вперед, затем назад, одновременно с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. Время выполнения 1-2 минуты. Дыхание произвольное.
«Робот»
Встать лицом к стене, ноги на ширине плеч, ладони лежат на стене на уровне глаз. Передвигаться вдоль стены вправо, а затем влево приставными шагами, руки и ноги должны двигаться параллельно, а затем передвигаться, используя противоположные руки и ноги.
«Колено-локоть»
Стоя. Поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой. Повторить упражнение 8–10 раз.
Упражнения на развитие мелкой моторики
«Кулак-ребро-ладонь»
Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом -левой, затем -двумя руками вместе по 8-10 раз. Можно давать себе команды (кулак -ребро-ладонь)
«Колечко»
Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.
«Пальчик –зайчик-кулачок»
Движения начинаем выполнять с ведущей руки, потом добавляется другая рука, а затем выполняем одновременно двумя руками.
«Змейка»
Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.
«Колечко».
Ожерелье мы составим, маме мы его подарим. Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном порядке (от мизинца к указательному пальцу). Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
Релаксация
«Путешествие на облаке»
Сядьте удобнее и закройте глаза. Два – три раза глубоко вдохните и выдохните… Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как ваши ноги, спина, попка удобно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинается путешествие. Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть облако перенесет вас сейчас в такое место, где вы будете счастливы. Постарайтесь мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что – то чудесное и волшебное. Теперь вы снова на своем облаке, и оно везет вас назад, на ваше место в классе. Слезьте с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Теперь понаблюдайте, как оно медленно растает в воздухе. Потянитесь, выпрямитесь и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными.
«Ковер-самолет»
Исходное положение - лежа на спине, глаза закрыть, при этом играет спокойная музыка.
Мы ложимся на волшебный ковер-самолет. Он плавно и медленно поднимается, несет нас по небу, тихонечко покачивает. Ветерок нежно обдувает усталые тела, все отдыхают… Далеко внизу проплывают дома, поля, леса, реки и озера… Постепенно ковер-самолет начинает снижение и приземляется в нашей группе (пауза… Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно и аккуратно садимся.
«Дыхательные упражнения»
1 вариант. Вдох, пауза, выдох, пауза. Выполнение дыхательных упражнений будет более эффективным, если использовать образное представление, т. е. подключать правое полушарие. Например, возможен образ желтого или оранжевого теплого шарика, «расположившегося» в животе, соответственно надувающегося и сдувающегося в ритме дыхания. При вдохе губы вытягиваются трубочкой и с шумом «пьют»воздух.
2 вариант. Дыхание только через левую, а потом и правую ноздрю (при этом для закрытия правой ноздри используется большой палец правой руки, остальные пальцы смотрят вверх, а для закрытия левой ноздри применяют мизинец левой руки). Дыхание медленное, глубокое.
Дыхание только через левую ноздрю активизирует работу правого полушария головного мозга, способствует успокоению и релаксации.
Дыхание только через правую ноздрю активизирует работу левого полушария головного мозга, способствует решению рациональных задач.
3 вариант. Глубокий вдох. Пауза. На вдохе произносить звуки: пФ – пФ – пФ –пФ – пФ. Пауза. На выдохе: р – р – р – р. Пауза. Вдох. Пауза. На выдохе: з – з – з – з. Пауза. Вдох. Пауза. На выдохе: ж – ж – ж – ж. Пауза. Вдох. Пауза. На выдохе: мо – ме – мэ – му.
«Позевай».
Крепко зубки мы потрем, а потом сладко зевнем.
Закрыть глаза. Массировать зоны соединения верхних и нижних коренных зубов указательными пальцами одновременно справа и слева, сделать громкий расслабляющий звук зевоты.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мундир офицера Российской Армии
Материалы и инструменты: лист плотной белой бумаги; цветная бумага (зелёного, черного, жёлтого или золотистого, красного цветов); клей ПВА или клей-карандаш; линейка; простой карандаш; ножницы; циркуль (или монета 1 коп).
Лист белой плотной бумаги формата А4 сложить пополам по горизонтали , развернуть и разрезать на две равные части. Последовательность изготовления открытки
Последовательность изготовления открытки В верхней части листа при помощи линейки и простого карандаша наметить линии надрезов для воротничка.
Последовательность изготовления открытки При помощи ножниц сделать надрезы. Загнуть получившиеся детали по направлению вниз к центру, формируя воротничок рубашки.
Последовательность изготовления открытки На бумаге черного цвета с обратной стороны с помощью простого карандаша и линейки начертить деталь в форме галстука.
Последовательность изготовления открытки Вырезать получившуюся деталь. Полученный галстук приклеить под воротничок рубашки с помощью клея.
Последовательность изготовления открытки На листе бумаги зеленого цвета (желательно, двусторонней) начертить прямоугольник, высота которого равна высоте рубашки от основания до плеч, а ширина в 2 раза превышает ширину рубашки.
Последовательность изготовления открытки Согнуть левую и правую стороны прямоугольника к середине, прогладить линии сгибов.
Последовательность изготовления открытки Сформировать отвороты мундира, отогнув верхние уголки по направлению вниз в стороны.
Последовательность изготовления открытки На бумаге желтого или золотистого цвета с обратной стороны начертить четыре окружности диаметром 1.5 см – пуговицы мундира. Вырезать детали и приклеить на правый отворот мундира через равные расстояния.
Последовательность изготовления открытки На бумаге желтого или золотистого цвета начертить два прямоугольника размером 3х2 см – погоны. Вырезать детали и приклеить с каждой стороны в верхней части мундира.
Последовательность изготовления открытки На бумаге красного цвета с обратной стороны начертить две пятиконечные звезды диаметром 1.5 см. Вырезать детали и приклеить их на погоны . Вложить заготовку «рубашки» внутрь заготовки «мундира» и склеить детали.
Открытка готова! Вложите внутрь поздравление с праздником и подарите ее защитникам Отечества. Удачи!