Проекты
.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.53 КБ |
![]() | 20.6 КБ |
![]() | 24.72 КБ |
![]() | 21.45 КБ |
![]() | 26.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 4 Городского округа Шатура города Шатуры»
Педагогический проект «Белая трость»
(старший дошкольный возраст)
Подготовила:
воспитатель МБДОУ «Детский сад №4»
высшей квалификационной категории
Киселева Валентина Владимировна
г. Шатура 2022 г.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Белая трость»
ТИП ПРОЕКТА:
- познавательный
По продолжительности: краткосрочный (1 месяц)
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА
- Воспитанники ДОУ.
- Родители воспитанников.
- Педагоги ДОУ.
- Инспектор ОГИБДД
Актуальность темы
15 октября во всем мире отмечается как День Белой трости. Белая трость стала не только вспомогательным приспособлением при самостоятельном ориентировании в пространстве, а атрибутом слепых и слепоты. В России традиционно с 15 октября по 15 ноября проводится месячник Белой трости.
Месячник «Белая трость» – это акция, история возникновения которой уходит в прошлый век. Началось всё с того, что в 1950-60-х годах активисты американской федерации слепых развернули широкую кампанию по разъяснению проблем инвалидов среди американского общества. Ее результатом было принятие Конгрессом решения провозгласить 15 октября Днем Безопасной Белой трости. Впервые этот день отмечался по инициативе президента Линдана Джонсона в 1964 году. В дальнейшем 15 октября был признан Международным Днем Белой трости собранием Международной Федерации слепых (предшественника Всемирного Союза Слепых) в 1969 году в Коломбо. С тех пор Международный День Белой трости отмечается во многих странах. Зачастую организации, занимающиеся проблемами инвалидов по зрению, провозглашают этот день началом ряда мероприятий, объединенных формой месячника, который завершают 13 ноября во Всемирный День слепых.
День белой трости – это прежде всего, день понимания и поддержки людей с ограниченными физическими возможностями, о помощи и о солидарности.
Задача Дня белой трости – напомнить всем нам, что рядом с нами, порой подолгу оставаясь незамеченными, живут те, кто не видит всех красок окружающего мира.
Цель проекта. Формирование гуманного отношения и уважения к лицам с нарушениями зрения.
Задачи проекта.
- Формировать у детей представление о толерантности.
- Расширить и закрепить представление детей о доброте.
- Воспитывать толерантность к незрячим людям и к людям инвалидам, желание помочь им.
- Формирование представлений о роли зрения в жизни человека.
Этапы реализации проекта
- Подготовительный
- Основной
- Заключительный
1 этап - подготовительный
- Постановка цели и задач проекта.
- Составление плана мероприятий.
- Разработка конспектов ООД, бесед, игра, сценариев.
- Подбор тематического наглядно-иллюстративного материала и художественной литературы по теме.
- Приобретение и изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых, дидактических и подвижных игр.
- Создание картотеки сюжетно-ролевых, дидактических и подвижных игр.
2 этап – основной
Проведение комплекса мероприятий по теме «Белая трость»:
- Работа с детьми.
- Работа с педагогами.
- Взаимодействие с родителями.
Работа с детьми:
- организованная образовательная деятельность;
- образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов;
- совместная деятельность воспитателя и детей с учетом интеграции;
- совместная игровая деятельность воспитателя с детьми.
Продуктивная деятельность детей:
Рисование на тему «Мир глазами детей», «Береги глаза», «Опасности для глаз»».
Взаимодействие с родителями:
- проведение консультаций;
- памятки;
- беседы.
Работа с педагогами:
- проведение консультаций;
- проведение педчаса.
3 этап - заключительный (обобщающий)
- Закрепление знаний детей и поведенческих навыков в процессе проведения досуга «Белая трость».
- Обобщение результатов работы в форме выставки рисунков.
Ожидаемый результат
Дети и взрослые понимают, что люди слепые и слабовидящие, ежедневно встречаясь с препятствиями и трудностями, очень нуждаются в поддержке, помощи, ощущении прекрасного рядом.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 4 Городского округа Шатура города Шатуры»
Проект «Бессмертный полк»
(старший дошкольный возраст)
Подготовила:
воспитатель МБДОУ «Детский сад №4»
высшей квалификационной категории
Киселева Валентина Владимировна
г. Шатура 2023 г.
Вид проекта : познавательно-исследовательский, краткосрочный.
Направление: духовно-нравственное.
Участники проекта : педагоги ,воспитанники группы №3, родители воспитанников.
Сроки реализации: 01.04.2023 г. по 09.05.2023 г.
Формы организации проекта :
• совместная образовательная деятельность
• беседы
• просмотр видеоматериалов, презентаций о войне, мультфильмов по теме
• детские игры
• самостоятельная деятельность детей
• мини-выставки
• консультации для родителей.
• акция «НАШ БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК»
Основное направление –
патриотическая направленность проекта обеспечивает воспитание в детях патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения, уверенности в том, что Россия – великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим. Нравственная направленность проекта обеспечивает воспитание уважения к традиционным ценностям: любовь и уважение к старшим, заботливое отношение к ветеранам ВОВ и труженикам тыла.
Постановка проблемы:
Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. В связи с этим проблема нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных. В результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили, берегли и защищали ее наши предки, наши отцы и деды. Не следует также забывать, что война является одним из наиболее важных исторических опытов и практик в формировании, воспроизводстве, воспитании и восприятии настоящего мужчины. Образ воина остается одним из ключевых символов мужественности. Особенно важно это для мальчиков в период взросления. Для нормального развития мальчикам необходимо, чтобы смутный образ настоящего мужчины постепенно становился реальностью, находя свое воплощение в конкретных людях. Причем очень важно, чтобы герои были своими, легко узнаваемыми, близкими. Тогда мальчишкам легче соотнести их с собой, легче на них равняться. Таким образом, было принято решение разработать и реализовать проект "БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК"
Цель проекта :
создание условий для обогащения детей знаниями о ВОВ, воспитание патриотизма, чувства гордости за свою семью. Раскрыть значение праздника «День победы». Воспитывать чувства любви и уважения к ветеранам, гордость за подвиги солдат в годы ВОВ, чтить память своих близких, защищавших свою Родину в годы войны.
Задачи:
-Формировать познавательную активность и любознательность детей, помочь им осознать подвиг народа в годы Великой Отечественной войны.
-Познакомить детей с историей возникновения акции "Бессмертный полк"
-Воспитывать чувство гордости за свою Родину, за подвиг солдат в годы ВОВ.
- Формировать представление о семейных ценностях и традициях.
-Расширять кругозор воспитанников.
-Воспитывать желание делать приятное ветеранам через собственный ручной труд.
Предполагаемый результат проекта :
-Расширение и систематизирование знаний о Великой Отечественной Войне.
-Закрепление навыков составления рассказа об истории своей семьи в годы ВОВ.
-Уважительно относиться к участникам Великой Отечественной войны и ветеранам тыла.
-Знать ветеранов и участников войны своей семьи. Предполагаем, что с этого года участие в данной акции станет ежегодной, традиционной
Актуальность
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Воспитание патриотических чувств необходимо начинать с дошкольного возраста, потому что именно на этом этапе формируется личность ребёнка. Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе, способствует объединению, сплочению нашего народа. День Победы близок и понятен детям старшего дошкольного возраста, потому что реализует достаточно простую, ясную идею, известную им по сказкам, — идею противостояния добра и зла, и финальной победы добра. Этот праздник развивает и укрепляет в детях чувство справедливости, помогает осознать свою национальную принадлежность, особенность истории своего народа, страны, призывает любить Родину и близких.
Новизна проекта
С каждым годом на параде 9 Мая в колоне идет все меньше фронтовиков, все дальше в историю уходит Великая Отечественная Война. Но для всех нас важно, чтобы наши дети и внуки помнили о Великой Отечественной войне, о том, что сделали для нас деды. Чтобы оживить эту память, мы с сотрудниками нашего МБДОУ приняли решение принять участие в акции «НАШ БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК» на базе нашего сада.
Этапы реализации проекта :
1. Подготовительный этап.
2. Основной этап.
3. Заключительный этап.
1. Подготовительный этап.
План мероприятий:
1неделя.
- Объявление для родителей о начале акции «Бессмертный полк».
- Приглашение к участию в проекте.
- Анкетирование для родителей «Что такое Бессмертный полк? И нужно ли проводить подобную акцию с детьми?
- Беседы с детьми в группе о героях ВОВ (о бабушках и дедушка в их семьях)
2 неделя.
- Экскурсия в Шатурский– краеведческий музей. Посещение экспозиции, посвященной Великой Отечественной Войне.
- Совместная работа с родителями: «Спасибо деду за победу» - подготовка к акции "Бессмертный полк"
- Творческое рассказывание детей по теме «Мой прадед герой»,
2. Основной этап.
3-4 недели.
- участие в акции " Подарок ветерану", изготовление поздравительных открыток ветеранам В. О. В., труженикам тыла, детям войны;
- акция «Письмо победы»- рисование открыток ветеранам, обращение в прошлое а в прошлое, героям, не вернувшимся с войны;
- брейн ринг - ""Стихи победы".
5 неделя.
- тематическая акция "Бессмертный полк", с последующей закладкой аллеи славы на территории ДОУ
3. Заключительный этап.
Подведение итогов
- объявление о завершении акции «Бессмертный полк».
- благодарность всем родителям и детям, учувствовавшим в акции. Вручение благодарственных писем родителям, которые приняли участие во всех мероприятиях акции;
- фотоотчет по итогам акции «Поможем пожилым людям добрым делом, добрым словом»
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 4 Городского округа Шатура города Шатуры»
Проект «Дети и книга»
по приобщению детей дошкольного возраста к художественной литературе через взаимодействие с детской библиотекой.
(старший дошкольный возраст)
Подготовила:
воспитатель МБДОУ «Детский сад №4»
высшей квалификационной категории
Киселева Валентина Владимировна
г. Шатура 2022 г.
Проект «Дети и книга» по приобщению детей старшего дошкольного возраста к художественной литературе через взаимодействие с детской библиотекой.
Вид проекта:
практико-ориентрованный
Продолжительность проекта:
долгосрочный. (1 год)
Участники проекта:
- дети старшей и подготовительной к школе группы,
- воспитатели,
- родители воспитанников,
- сотрудники библиотеки.
Актуальность проекта:
Процесс общения ребёнка-дошкольника с книгой – это процесс становления в нём личности. О важнейшей роли книги в формировании человека говорилось еще во времена Ярослава Мудрого. Книга должна войти в мир ребёнка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребёнок должен любить книгу, тянуться к ней.
Но, как известно, современные дети всё чаще проводят своё время за компьютерными играми, просмотром телепередач и всё реже читают книги.
В условиях, когда создаются целые электронные библиотеки, трудно заставить ребёнка взять в руки книгу, тем более ребенка – дошкольника, т.к. он является своеобразным читателем. Слово «читатель» по отношению к дошкольному возрасту условно. В действительности это слушатель, чья встреча с книгой полностью определяется взрослым человеком, начиная от выбора текста для чтения и кончая продолжительностью общения с книгой. Вкус, интерес к произведению, его трактовка, умение ориентироваться в круге детского чтения, создание системы чтения – всё это во власти взрослого. От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребёнок настоящим, увлечённым читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве мелькнёт случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.
От установок взрослого также зависит и то, какое отношение к процессу чтения, к литературе вырабатывается у ребёнка.
На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна, ведь чтение связано не только с грамотностью и образованностью. Оно формирует идеалы, расширяет кругозор, обогащает внутренний мир человека. В книгах заключено особое очарование: книги вызывают в нас наслаждение, они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас.
В детском саду было проведено анкетирование детей и родителей с целью определения степени влияния книг на формирование нравственных представлений детей, которое показало, что 80 % детей и родителей отдают предпочтение просмотру телевизора и играм на компьютере. У современных детей телевизор и компьютер, как фон жизни, их воспринимают как членов семьи, многие кушают, играют и даже засыпают под его звуки. Только 20 % из опрошенных отдали предпочтение чтению книг. Все эти факты послужили разработке данного проекта.
Нам необходимо найти эффективные формы работы по приобщению детей к чтению, увлекая этим дошкольников и их родителей.
Цель:
Способствовать формированию устойчивого интереса ребёнка к литературе, как виду искусства. Привлечь детей к книге, закрепить интерес к чтению, в том числе семейному.
Задачи:
- Приобщать детей к книжной культуре, воспитывать грамотного читателя.
- Повысить эффективность работы по приобщению детей к книге во взаимодействии всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей.
- Совершенствовать стиль партнёрских отношений с семьёй, культурными и общественными организациями, способствующими воспитанию у детей интереса к художественной литературе.
- Способствовать поддержанию традиций семейного чтения.
- Повысить культуру речи педагогов, родителей и детей.
- Воспитывать бережное отношение к книге как результату труда многих людей.
«Приобщение старших дошкольников к книге через сотрудничество ДОУ с библиотекой в рамках реализации проекта « Дети и книга»»
Все мы знаем о том, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического развития детей, оказывает огромное влияние на формирование грамотной речи, обогащает лексику.
К сожалению, в наш век информации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. По данным многочисленных исследований уже в дошкольном возрасте дети предпочитают чтению просмотр телевизионных передач и мультфильмов, компьютерные игры.
Не читая, человек не развивается, не совершенствует свою память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы.
Дошкольный возраст - время активного становления читателя в ребенке, требующее внимания и кропотливой совместной работы детского сада и семьи. Пользуясь тем, что рядом с нашим дошкольным учреждением находится центральная библиотека, к этому процессу мы привлекли и сотрудников библиотеки. По нашему мнению библиотека обладает уникальными ресурсами для эффективной поддержки социальной рекламы чтения, формирует интерес читателя любого возраста.
Вот уже в течение нескольких лет детский сад совместно с центральной библиотекой реализует совместный проект «Дети и книга», который нацелен на детей подготовительных к школе групп.
Цели данного взаимодействия - привлечь детей к книге, закрепить интерес к чтению, в том числе семейному. А также развитие и социализация личности ребенка-дошкольника через освоение базовых культурных и нравственных ценностей общества посредством совместной деятельности детей и педагогов в пространстве детской библиотеки.
Формирование духовной культуры личности всегда осуществляется через чтение. В наше непростое время детское чтение как никогда нуждается в поддержке.
Привить ребенку любовь к чтению – в этом видят свою основную цель сотрудники детской библиотеки и педагоги ДОУ. Работа с дошкольниками – дело очень интересное, но в то же время, требующее дополнительных знаний и навыков. Ведь именно в этом нежном возрасте пробуждается интерес к книге и чтению, а вместе с тем в сознании ребенка закладываются такие важные понятия, как добро и зло, честь и совесть, милосердие и участие. И работники библиотеки, наряду с родителями и воспитателями, активно участвуют в требующем совместных усилий многогранном процессе воспитания и формирования личности наших маленьких читателей.
Особенности организации
воспитательно-образовательной работы с детьми в рамках реализации проекта «Дети и книга»
Учитывая, что наряду с педагогами детского сада в данную работу вовлечены сотрудники библиотеки, при планировании образовательного процесса важно координировать деятельность всех специалистов. Поэтому в начале каждого учебного года мы, педагоги ДОУ, совместно с сотрудниками библиотеки обсуждаем цели и задачи предстоящей работы, разрабатываем план совместной деятельности, уточняем особенности проведения организованной образовательной деятельности, экскурсий, досугов на базе библиотеки, возможность использования книжного фонда библиотеки для занятий с дошкольниками в ДОУ и в семьях воспитанников.
Организация взаимодействия ДОУ и библиотеки строится на основе комплексно-тематического планирования образовательного процесса. С учётом годового плана работы ДОУ и плана мероприятий библиотеки выбирается тема недели, например такие, как:
- «Народные промыслы»;
- «День защитника Отечества»;
- «8 Марта - мамин день»;
- «Прощай зима, здравствуй весна!» и т.д.
В течение одной или двух недель осуществляется своеобразное «погружение» в тему. Педагоги на базе детского сада проводят с детьми беседы, организуют чтение художественной литературы, игры – драматизации, сюжетно-ролевые и дидактические игры, продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, аппликация, художественный труд), целевые прогулки и экскурсии. Таким образом, для решения поставленных задач используются разные формы совместной деятельности взрослых и детей, а также поощряется самостоятельная деятельность дошкольников.
Образовательный процесс строится на основе объединения разнообразных видов детской деятельности: коммуникативной, познавательно–исследовательской, изобразительной, театрализованной, продуктивной. Связующим звеном является тема недели.
Так, например, по теме недели «День защитника Отечества», в детском саду проводились беседы о Российской армии, о различных родах войск, подвигах наших солдат. Беседы сопровождаются рассматриванием иллюстраций.
Во время организованной образовательной деятельности и в вечернее время организовывалось чтение художественной литературы по теме, разучивание стихотворений о героях – солдатах.
В свою очередь, сотрудники библиотеки в ожидании маленьких читателей оформляют тематические выставки художественной и познавательной литературы, посвящённой теме недели. В ходе досуговых встреч демонстрируют видеофильмы, организуют прослушивание музыкальных произведений. Во время экскурсии библиотекарь беседует с детьми о воинах – героях, загадывает загадки о родах войск, знакомит с произведениями детских писателей.
Встречи в библиотеке
Дети читают наизусть стихотворения, подготовленные специально к данному мероприятию.
Каждая встреча заканчивается предоставлением детям возможности выбрать для себя интересующий журнал или книгу и полистать, почитать, посмотреть иллюстрации самостоятельно. Наши воспитанники делают это с большим удовольствием.
Данную совместную работу с районной библиотекой, мы проводим вот уже три года. И, как показала практика, по результатам сотрудничества этих лет к концу учебного года у старших дошкольников расширяется кругозор, появляются осмысленные первоначальные знания об окружающем мире, формируется любознательность, повышается мотивация к обучению. У детей формируется интерес к книге, потребность в чтении и желание слушать аудиокниги, улучшаются восприятие, память, речь, снижаются напряжённость и скованность в общении с окружающими, повышаются самостоятельность и активность.
В результате такой работы формируется и интерес родителей к данной форме обучения и развития дошкольников: многие не только записывают своего ребёнка в библиотеку, но и начинают проявлять активность в совместном посещении театров, музеев, выставок.
Таким образом, данная форма работы способствует более тесному контакту всех участников образовательного процесса, сплочению детско-взрослого сообщества, в результате чего у дошкольников формируются морально-этические нормы поведения, позитивные взаимоотношения с окружающими, развиваются эмоционально-нравственные качества.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Эта работа предполагает наличие трех этапов, каждый из которых включает в себя определенные задачи и алгоритм действий:
- Подготовительный.
- Основной
- Заключительный.
СОДЕРЖАНИЕ | ЗАДАЧИ | СРОКИ | ОТВЕТСТВЕННЫЕ |
| |||
1.Составление плана реализации проекта.
2.Изучение методической литературы по теме.
3. Анкетирование родителей «Место книги в вашей семье».
4.Беседа с детьми «Моя любимая книга»
5.Составление плана совместных мероприятий с детской библиотекой
6.Консультация для родителей «Чтение с увлечением».
| - Познакомить участников образовательного процесса (педагогов и родителей) с проектом; -изучить мнение всех участников образовательного процесса по проблеме;
- подобрать методическое обеспечение проекта;
- разработать перспективные планы, план совместной работы с детской библиотекой, конспекты мероприятий, консультации,
- проанализировать содержание уголка книг в группе
| Август .
| воспитатели |
| |||
1.Оформление уголка чтения в группе в соответствии с современными требованиями.
2.Оформление тематических выставок, посвящённых творчеству писателей.
3. Выставки детских рисунков по мотивам прочитанных произведений.
4. Составление памятки для родителей: «Примерный список детской художественной литературы.
5. Непосредственно образовательная деятельность по ознакомлению с художественной литературой.
6.Беседа с родителями: «Развитие детей посредством произведений художественной литературы»
7.Консультации для родителей «Развивающие функции художественной литературы». 8.Изготовление книжки малышки по произведениям С.Михалкова.
9. Проведение театральной постановки по произведениям С.Михалкова
10.Посещение библиотеки семейного чтения |
- Активизировать всех участников образовательного процесса в реализации проекта. | Сентябрь-апрель
|
воспитатели
сотрудники библиотеки родители |
III ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ | |||
1.Проведение повторного анкетирования, опроса, бесед со всеми участниками образовательного процесса.
2.Подведение итогов реализации проекта | - Изучить отношение всех участников образовательного процесса к проекту.
- Выявление удовлетворённости всех участников образовательного процесса результатами реализованного проекта.
-Анализ эффективности реализации проекта.
-Обобщить и распространить накопленный опыт по формированию устойчивого интереса у детей к книгам.
| Май | воспитатели |
Предполагаемый результат:
- Повышение интереса детей к художественной литературе.
- Разработка системы работы с книгой.
- Повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя, речевого развития ребёнка.
- Возрождение домашнего чтения.
- Позитивные изменения в речи детей.
Предварительный просмотр:
Министерство образования Московской области
Управление образования администрации Городского округа Шатура
МБОУ «СОШ № 1 г. Шатуры»
Проект «Огород на окне».
(младший дошкольный возраст)
Подготовила:
воспитатель МБОУ СОШ №1 г Шатуры
(дошкольное отделение)
высшей квалификационной категории
Киселева Валентина Владимировна
г. Шатура 2024 г.
Вид проекта: познавательно-исследовательский.
Продолжительность: 3 месяца (март – май)
Участники проекта: дети младшей группы, воспитатель, родители.
Актуальность темы
«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму»
(Китайская пословица)
Весна – это пора пробуждения природы и начало огородного сезона. Поскольку мы живем в селе, почти в каждом доме на окошке появляется рассада. А она такая разная: у одной тоненькие стебелечки, у другой – толстенькие. А листики? И круглые, и овальные, и ажурные, и гладкие, и мохнатенькие. И как же хочется это все не только рассмотреть, но и потрогать, понюхать, полить. Но детям строго-настрого наказывают не трогать эти интересные растения. А ребенок познает мир, активно взаимодействуя с ним, а не пассивно наблюдая.
Беседуя с детьми, выяснила, что дети называют овощи, знают, где они растут, понимают, что мамы и бабушки высаживают рассаду в огороде, сеют семена. Но как выглядят эти семена, как появляются росточки, как вырастает рассада, какие условия нужны для нормального роста овощей дети имеют отрывочные представления.
Так появилась идея создать в детском саду огород на окошке. В нашем огороде малыши смогут сами посадить и вырастить растения. В ходе наблюдений за их ростом, опытнической деятельности ребятишки смогут понять, что жизнь зеленого создания зависит от наличия солнечного света, тепла и почвы. Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и ухаживать. Таким образом, решаются задачи познавательно-исследовательского, эстетического, социально-личностного, развития ребенка. Привлечение дошкольников к посильному труду по уходу за растениями – это развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность.
Цель проекта: Создание условий для развития интереса у детей младшего дошкольного возраста к познавательно-исследовательской, трудовой деятельности в процессе выращивания огородных растений. Формирование экологической культуры.
Задачи:
-Формировать у детей представления о посадочном материале;
-Расширять представления детей об овощных, цветочных культурах; об особенностях строения и условиях роста растений;
-Формировать умение ухаживать за огородными культурами;
-Развивать любознательность, наблюдательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию;
-Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям;
-Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.
-Формировать чувство ответственности при уходе за растениями: вовремя поливать, рыхлить почву.
-Способствовать развитию самостоятельности, уверенности, положительной самооценки.
-Формировать партнерские взаимоотношения между педагогом, детьми и родителями.
Работа над проектом включает три этапа:
1. Подготовительный этап
- Беседа о пользе овощей, зеленого лука, укропа, листового салата.
- Создание мотивационной ситуации. Приход из леса зайчихи, которая всю зиму питалась корой. Теперь она очень слабенькая. Как ей помочь? Подведение к идее создания огорода на окошке. Что нужно для создания огорода? Где это взять? Решили попросить помощи у родителей.
- Беседа с родителями «Огород на окне». Обсудить задачи проекта. Вызвать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта.
- Консультация для родителей: «Огород на окне».
- Предложить родителям приобрести для проведения проекта необходимые материалы: контейнеры, землю, посевной материл для огорода на окне; изготовить пугало для огорода.
- Домашнее задание – с детьми вырастить зеленый лук у себя дома, привлечь к наблюдению за ростом лука малышей.
- Подбор художественной литературы: сказки, стихи, потешки, пословицы, загадки; дидактических игр, иллюстраций.
- Организация предметно – развивающей среды
2. Основной этап (исследовательский)
- Рассматривание семян (помидор, морковь, огурец, перец, кабачок, горох, фасоль, укроп). Выявление их многообразия: круглые, овальные, большие, маленькие, гладкие, шершавые, разных цветов.
- Рассматривание земли для посадки. Определение ее свойств: цвет – темный, при поливе темнеет; рассыпается, мокрая - держит форму.
- Посев и посадка семян лука, моркови, укропа и пр.
- Оформление огорода на окне.
- Уход за посаженными культурами – полив, рыхление, удаление сорняков.
- Наблюдение за ростом растений.
- Опыты: наблюдение за семенами гороха, кукурузы, бобов (одни сухие, другие – замоченные в воде); лук в темном месте без полива, лук в темном месте с поливом, лук на солнечном месте поливом.
- Срезка лука и укропа на обед.
- Продуктивная деятельность:
• Лепка «Морковки большие и маленькие»;
• Рисование «Лучок»;
• Аппликация «Солим огурцы»;
• Конструирование «Огород для мишки».
- Игровая деятельность:
• Дидактические игры – «Во саду ли, в огороде», «Четвертый лишний», «Чудесный мешочек», «Что где растет?», «Найди пару», «Целое и часть», «Доскажи словечко».
• Игровая ситуация «Сварим из овощей суп»
• Сюжетно-ролевая игра «Магазин овощей».
• Подвижные игры: «Собери овощи в корзинку», «Вершки и корешки».
- Коммуникативная деятельность:
Чтение: О. Емельянова «Что растёт на огороде», С. Виталий «Огород», В. Сутеев «Яблоко», С. Сирена «Огород», русская народная сказка «Репка», А. Максакова «Посадила в огороде», белорусская народная сказка «Пых», украинская сказка «Колосок», К. Чуковский «Огород», стихотворения – песенки «Купите лук, зелёный лук, петрушку и морковку» пер. шотл. И. Токмаковой, потешки, загадки, пословицы об овощах, фруктах.
3. Заключительный этап
- Итоговая беседа с детьми «Урожай у нас неплох».
- Презентация проекта.
- Высадка рассады в огород на улице.
- Работа с родителями:
• Предложить мамам и папам привлечь своего ребёнка к посадке и уходу за растениями в своем огороде, выделив для этой цели небольшую грядку для малыша.
• Консультация для родителей «Что растет на огороде…».
Перспективы дальнейшего развития проекта:
Наш проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребенка с природой родного края, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность каждого ребенка. И тогда ребенок проявит интерес к исследовательской, познавательной деятельности, будут самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследований для более точного результата.
В дальнейшем планируем проводить данный проект в последующих возрастных группах, так как в ходе проекта расширились представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развилось эстетическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда.
Предварительный просмотр:
Министерство образования Московской области
Управление образования администрации Городского округа Шатура
МБОУ «СОШ № 1 г. Шатуры»
Проект «Покормите птиц зимой».
(младший дошкольный возраст)
Подготовила:
воспитатель МБОУ СОШ №1 г Шатуры
(дошкольное отделение)
высшей квалификационной категории
Киселева Валентина Владимировна
г. Шатура 2024 г.
Тип проекта: иформационно - воспитательный.
Вид проекта: групповой.
Продолжительность: краткосрочный
Формы работы: познавательная, игровая, продуктивная, работа с родителями.
Дата проведения: с января по февраль (2024г)
Актуальность проекта.
Зима – трудное время для птиц, особенно если она суровая и многоснежная. Голодная птица сильно страдает от холода. Нужно поддержать птиц зимой, сделать для них кормушки и не забывать подсыпать в них корм.
Зимняя подкормка птиц – довольно старая традиция. Первыми инициаторами ее были сами птицы. Они быстро усвоили, что возле человеческих жилищ можно кое-чем разжиться. Зимой даже лесные птицы начинают тянуться к человеческому жилищу. Голод заставляет на время забыть о естественной осторожности. Подкормка зимующих птиц приносит пользу не только пернатым, но и в обучении и воспитании детей. Дети через беседы, познавательные занятия и наблюдения узнают о различных видах птиц своей местности, узнают характерные особенности внешнего вида, поведения, учатся заботиться о птицах, испытывают радость от осознания того, что, делясь крохами, подкармливая птиц, можно спасти их от гибели.
Цель проекта:
Расширение знаний о жизни птиц, развивать познавательный интерес у детей к жизни зимующих птиц; воспитывать заботливое отношение к птицам, привлечь внимания детей и их родителей к проблеме подкормки птиц, желание помогать им в трудных зимних условиях.
Проблема
В холодное время года перед птицами встают жизненно важные вопросы: как подкормиться, чем питаться? Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает, в силу наступивших холодов. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы, не могут пережить зиму и погибают. По статистике только одна из десяти оставшихся на зимовку птиц переживает это суровое время и встречает весну. Поэтому встает вопрос, как же выживают в зимнее время наши младшие друзья – птицы? Чем мы можем помочь им в это трудное время? А проведенные опросы показали, что дети затрудняются называть зимующих птиц, мало наблюдают в природе, у них не сформированы навыки оказания помощи зимующим птицам, желание подкармливать их зимой.
Предполагаемый результат:
- у детей расширилось представление о зимующих птицах;
- дети умеющие совместно со взрослыми изготовить кормушку из разного материала;
- дети знают, каким кормом подкармливать птиц;
- дети умеющие наблюдать за жизнью птиц в природе.
Продукт проектной деятельности:
- рекомендации родителям;
- памятка для родителей «Как подкармливать птиц»;
- оформление папки-передвижки «Виды кормушек»;
- Конкурс «С каждого по зернышку»;
-Изготовление «Эко-кормешек»;
- фотовыставка по проекту.
Задачи проекта:
Образовательные:
1. Формировать экологического представления детей об окружающем мире.
2. Закрепить и обобщить представление детей о сочувствии, сопереживании, доброте, милосердии.
3. Закрепить знания детей о многообразии зимующих птиц и их значении для природы.
Воспитательные:
1. Воспитывать духовно – нравственные качества детей: любовь к родному краю, помочь осознать главные этические законы жизни человека – любви, добра, красоты, справедли-вости к окружающему миру.
2. Способствовать формированию у детей потребности общения с природой и окружающим миром, ответственности за "братьев наших меньших".
Словарь: «крохи», зимующие птицы «названия», «пернатые».
Этапы реализации проекта:
1 этап подготовительный:
Задачи:
- определение уровня знаний детей о зимующих птицах;
- привлечь внимание родителей и детей к помощи зимующим птицам;
- формировать у детей умения и навыки по уходу за птицами в зимний период;
- воспитывать заботливое отношение, способствовать усвоению правил поведения при общении с птицами;
- развивать чувственно-эмоциональную реакцию на окружающую среду;
- подбор материала по теме.
2 этап основной:
Задачи:
- обобщить знания детей о зимующих птицах;
- обратить внимание на их форму и строение птиц, учить находить сходство и различие между разными породами птиц.
- развивать творчество детей; вырабатывать сложную координацию движений кисти;
- активизировать речь, внимание и память детей, развивать логическое мышление и внимание;
- обогащать словарный запас детей;
- развивать связную речь;
- способствовать развитию движений детей во время подвижных игр;
- формировать умения согласовывать движения с текстом;
- расширять и углублять знания детей о разнообразии используемого материала для изготовления кормушек для птиц.
3 этап заключительный:
Задачи:
- способствовать формированию гуманного отношения к птицам;
- формировать представления о том, что без помощи человека птицам трудно выжить;
- вызывать желание помогать птицам в зимнюю бескормицу у детей и родителей.
Схема реализации проекта:
- (с 22.01.2024-01.02.2024г)
Закрепить знания детей о зимующих птицах.
Учить детей рассматривать иллюстрации, картины.
Заинтересовать детей для организации последующей проектной деятельности.
Развивать творческие способности детей. Развивать умение работать во взаимодействии со взрослыми.
1. Беседа «Зимующие птицы».
2. Рассматривание иллюстрации и картин русских художников «Птицы».
3. Чтение письма от зимующих птиц.
4. Чтение В. Бианки «Холодно в лесу, холодно!», «Кто сыт, тому голод не страшен».
5. Ежедневное наблюдение за птицами: «Какие птицы прилетают на кормушку?», «Ищем птичьи следы», «Как птицы передвигаются по земле?» «Как птицы летают?»
6. Оформление плаката воспитателем совместно детьми.
2. (с 05.02.2024-12.02.2024)
Развивать творческие способности детей. Развивать умение работать во взаимодействии со взрослыми.
Обобщить знания детей о птицах; установить связь между формой клюва и питанием птиц. Дать детям знания о том, какой корм нужен птицам.
Продолжать формировать представления детей о бережном отношении к хлебу. Дать знания об использовании оставшегося от обеда хлеба.
Воспитывать добрые отношения к маленьким соседям по планете – птицам.
Развивать связную речь у детей.
Закрепить знания детей о птицах: их разнообразии, отличительных особенностях, повадках, особенностях питания.
Способствовать формированию гуманного отношения к птицам; представления о том, что без помощи человека птицам трудно выжить; вызвать желание помогать птицам в зимнюю бескормицу у детей и родителей.
1. Беседа «Птицы».
2.Чтение Н. Рубцов «Воробей», А.Говоров «Снегири», З.Александрова «Новая столовая», В. Бианки «Сумашедшая птица».
3. Подвижные игры «воробушки и автомобиль», «Птички в гнездышках».
4. Наблюдения за птицами на прогулке.
5. Раскраски «Птицы».
6. Речевая игра «Скажи наоборот».
7. Оформление рекомендаций для родителей.
8. Изготовление папки–передвижки «Виды кормушек».
9. Проведение акции «С каждого по зёрнышку».
10.Размещение кормушек на деревьях на территории садика.
3. (с 12.02.2024-18.02.2024),
Продолжать закрепить знания детей о птицах: их разнообразии, отличительных особенностях, повадках, особенностях питания.
Обогащать словарный запас детей.
Развивать связную речь.
Способствовать развитию движений детей во время подвижных игр.
1. Беседа «Птицы зимой».
2. Чтение А. Яшин «Покормите птиц зимой», Н. Щербинина «Синичка», Н. Сладков «Курорт «Сосулька».
3. Рассматривание иллюстраций и картин «Птицы».
4. Речевое упражнение «Назови ласково».
5. Дидактическая игра «Узнай чья тень?».
6. Отгадывание загадок о зимующих птицах.
7. Лепка «Зернышки для птичек».
8. Наблюдения за птицами на прогулке у повешенных курмушек.
9. Подвижные игры «Совушка-сова», «Воробышки и автомобиль»
10. Изготовление «Эко-кормешек»
11. Оформление фотовыставки
Участники: дети 3-4 лет, родители 2 младшей группы №3.
Для детей младшего возраста свойственна высокая эмоциональная восприимчивость ко всему, что их окружает. Чем больше органов чувств задействовано в процессе воспитания и развития ребенка, тем полнее раскрывается перед ним картина мира. Родители проводят с детьми недостаточно времени, их постоянная занятость сказывается на настроении детей, отражается на их здоровье. Дети очень скучают по родителям, находясь в детском саду, участие в ней и мероприятиях запланированных в ходе проектной деятельности поможет детям и родителям почувствовать позитивную эмоциональную связь друг с другом.
Ответственные воспитатели (участники): Абросимова Дарья Сергеевна, Фроленко Светлана Васильевна
Предполагаемый результат:
- у детей расширилось представление о зимующих птицах;
- дети умеющие совместно со взрослыми изготовить кормушку из разного материала;
- дети знают, каким кормом подкармливать птиц;
- дети умеющие наблюдать за жизнью птиц в природе.
Продукт проектной деятельности:
- рекомендации родителям;
- памятка для родителей «Как подкармливать птиц»;
- оформление папки-передвижки «Виды кормушек»;
- Акция «С каждого по зернышку»;
-«Эко-кормушка» (изготовление)
- фотовыставка по проекту.
Календарный план реализации проекта
Название и формат мероприятия | Дата | Участники | Материалы | Результаты мероприятия |
Беседа «Зимующие птицы» Чтение письма от зимующих птиц. Рассматривание иллюстрации и картин русских художников «Птицы». | январь | Дети и воспитатель | Письмо от птиц «Птицы». | Закреплены знания детей о зимующих птицах. Дети рассмотрели иллюстрации, картины. |
Чтение В. Бианки «Холодно в лесу, холодно!», «Кто сыт, тому голод не страшен». | январь | Дети и воспитатель | Дети ознакомились с худ. произведениями о птицах. | |
Ежедневное наблюдение за птицами: «Какие птицы прилетают на кормушку?», «Ищем птичьи следы», «Как птицы передвигаются по земле?» «Как птицы летают?» | Январь-февраль | Дети и воспитатель | Дети научились наблюдать за птицами. Изучать их поведение. Искать сходства и различия между ними | |
Оформление плаката воспитателем совместно детьми. | февраль | Дети и воспитатель | Готовый материал для наклеивания | Плакат |
Беседа «Птицы». Чтение Н.Рубцов «Воробей», А.Говоров «Снегири», З.Александрова «Новая столовая», В.Бианки «Сумашедшая птица». | февраль | Дети и воспитатель | Конспект беседы Книги и рассказы для чтения | Расширились знания детей о птицах. |
Подвижные игры «воробушки и автомобиль», «Птички в гнездышках». | февраль | Дети и воспитатель | Дети научились играть в новые подвижные игры. | |
Раскраски «Птицы». Речевая игра «Скажи наоборот». | февраль | Дети и воспитатель | Раскраски | Дети научились раскрашивать птиц делая их похожими на оригинал. Дети научились играть в новую реч. Игру. |
Проведение Акции «С каждого по зёрнышку». | Февраль( 12.02.2024г.) | Дети и воспитатель | Плакат, место для проведения конкурса | Собран корм для кормушек |
Творческая мастерская «Изготовление эко-кормушка» | Февраль 16.02.2024г. | Дети и воспитатель | Размещение эко-кормушек на территории д.с. и за его пределами (вместе с родителями) | |
Размещение кормушек на деревьях на территории садика. | февраль | Дети и воспитатель | Кормушки. Корм | Кормушки размещены на территории садика |
Беседа «Птицы зимой». Чтение А. Яшин «Покормите птиц зимой», Н. Щербинина «Синичка», Н. Сладков «Курорт «Сосулька». | февраль | Дети и воспитатель | Конспект беседы Книги и рассказы для чтения | Расширились знания детей о птицах. |
Отгадывание загадок о зимующих птицах. | февраль | Дети и воспитатель | Загадки | Дети Отгадали загадки о птицах .Научились узнавать птиц по их описанию. |
Лепка «Зернышки для птичек». | февраль | Дети и воспитатель | Пластилин. Иллюстрации зёрен | Зёрна из пластилина для птиц |
Наблюдения за птицами на прогулке у повешенных курмушек. | Январь-февраль | Дети и воспитатель | Дети увидели птиц в близи ранее рассматриваемые на иллюстрациях | |
Подвижные игры «Совушка-сова», «Воробышки и автомобиль» | Январь-февраль | Дети и воспитатель | Дети научались играть в навые подвижные игры |
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2025/01/13/belaya_trost.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2025/01/13/deti_i_kniga.jpg)